Раннее развитие ребенка как научить ребенка читать

Раннее развитие ребенка как научить ребенка читать thumbnail

Сегодня статья предназначена для родителей с маленькими детьми. Многие жалуются, что ребенка не могут научить читать, что ребенок плохо читает и ему не интересно заниматься с книгами. Хочу поделиться личным опытом.  

Научила читать пятерых малышей в возрасте до 2-х лет, а в 3 года дети читали уже бегло, причем не по слогам, а читая сразу все слово.

Начинать учить ребенка   нужно примерно в 6 месяцев, когда малыш научился сидеть и вы его стали усаживать в детский стульчик. В этом возрасте малыш выглядит глупым, но это абсолютно не так. Он не умеет говорить, но запоминает все с лету!!!!

Вырезаем из ватмана квадратики 15 х 15 см и пишем буквы — весь алфавит, пишем толстым маркером, желательно зеленого цвета, говорят он хорошо действует на психику, пишем как умеем, лучше в разных вариантах — большие и маленькие печатные буквы, большие и маленькие прописные буквы, только на каждой карточке по одной букве. Несколько раз в день показываем по 2-3 новые буквы, повторяя те, что учили в прошлые дни. Не думайте, что малыш не понимает. Если его глаза в этот момент смотрят на карточку — называйте букву — и все. Несколько раз в день, не ленитесь, пусть карточки всегда будут под руками.

Карточки можно давать малышу рассматривать — не велика ценность, если помнет или порвет — легко написать новые.

Когда малыш начинает говорить первые слоги — пишем на карточках слоги — БУ, ГЫ, БА, ТА — те слоги, которые он начинает проговаривать, а с буквами уже проще — сказал малыш Э — покажите карточку и тоже скажите Э. Детям очень нравится такая игра.

Целые слова можно показывать к году. Очень хорошо подходит для занятий кухня — там много слов, показывайте на упаковках названия продуктов, дети с удовольствием рассматривают коробки от молока, пакеты и шуршащие кульки от каши и крупы.

На стене нужно повесить яркий календарь, показывать целиком слова — месяцы, дни недели, параллельно цифры до 31, к году точно запомнит, только сказать не сможет.
Если вы пользуетесь журналами с програмкой телепередач — то же развивающий материал — там много слов, к году малыш запомнить название телеканалов и как пишутся слова, которые ему вы будете часто показывать.

Что касается детских книг и азбуки — там много отвлекающих картинок и ребенок не сконцентрируется на букве П — будет рассматривать яркого петуха.

Очень полезно купить детский китайский говорящий ноутбук, сначала простой — рублей за 500, пусть его спрашивают «Покажи буквочку А» — он отыщет и нажмет буковку, а тетя из ноутбука начнет его нахваливать «Правильно, молодец», а если ребенок не ту буковку нажал — она его ласково поправит -«Не правильно, попробуй еще раз, покажи буквочку А» или «Давай попробуем еще раза — покажи буквочку А».

Обратите внимание, что такие игрушки выпускают китайцы и помимо вреда от китайской пластмассы, может быть и путаница в буквах (попадался нам на букве П — говорит ОТЕЦ, а на букве О — электрический вентилятор), так что при покупке проверьте — все ли правильно запрограммировал наш китайский друг-изобретатель. Если есть возможность — купите такую игрушку от нормального производителя и с сертификатом, но мы выросли на китайских с рынка.

И вот ваш ребенок начинает говорить! Насколько вы будете удивлены, что он читает слова, даже не умея их выговаривать!!!

Вот я вам и рассказала, как научить ребенка читать в раннем возрасте.

Мои ученики: племянник Генрих — 30 лет, дочь Марина — 22 года, сыновья Иван — 27 лет, Миша — 17 лет и Андрей 6 лет — они научились читать не умея правильно выговаривать слова и не понимая смысл чтения, это приходит со временем, когда начинаем объяснять, что значит экскурсия или экзекуция…

Терпения вам! И если вы уже старше — срочно учите ребенка читать — советую через карточки.

P.S. Когда меня спрашивают, во сколько ребенок научился читать — отвечаю в год — полтора…

Удачи!

Вот пример — нашла в Ю-Тубе — мальчику Вите 1 год 10 месяцев, он еще плохо говорит, но уже читает слова целиком!!!( я то своих не снимала даже…)

Читайте также:  Диагностика психофизического и речевого развития ребенка

  С сайта Сосед-Домосед

Источник

Автор admin На чтение 5 мин. Просмотров 8 Опубликовано 06.06.2018 Обновлено 18.01.2020

Как научить ребенка читать

Как научить ребенка читать в домашних условиях.

С чего начать обучение ребенка чтению. Какие методики обучения дают результат? Что способствует обучению?

Ребенку будет легко в школе, если его хорошо подготовят родители. Научить читать — важнейшая задача, выполнение которой развивает память, обогащает лексику и приучает логически мыслить.

Чем раньше, тем лучше

Авторы новейших психологических и педагогических исследований едины в том, что учить ребенка читать лучше в младшем дошкольном возрасте. Наиболее оптимальным временем для начала обучения считается три года. Дошколята в эту пору совсем не крохи. Трехлетний возраст считается во многом переломным. Малыш еще далеко не все умеет делать, поэтому полноценное обучение начинать рано. Однако трехлетние дети начинают познавать в полной мере мир. Не случайно данный период получил название «возраста почемучки».

Этому этапу в развитии ребенка нужно уделить особое внимание. Ему необходимы витамины и калорийное питание. С трех лет у него начинается формирование задатков пространственного мышления. Дети уже осознают объемность окружающих предметов. Они неплохо представляют их себе и могут описать словами.

Пробуждается логическое начало. Оно ярко проявляется в момент, когда малыш вдруг начинает задавать вытекающие друг из друга вопросы. Начальная база для обучения чтению в этот период уже есть.

Метод обучения с опорой на фонемы

Фонемный метод считается наиболее распространенным. Сначала надо учить буквы, а затем научиться складывать их в слоги. Основная масса детей в овладении грамотой идет именно этим путем. Важнейшим правилом при этом является обучение ребенка названию звуков, а не букв. Ведь процесс чтения состоит из соединения звуков. Названия букв могут запутать малыша и усложнить процесс овладения чтением.

Опора на фонемы имеет свои положительные стороны. Малыш одновременно начинает осваивать техническую составляющую. Он запоминает звуки, способы слияния, а потом и соединение их в слова, осознает смысл прочитанного.

Минусы фонемного метода заключаются в том, что дошколята, произнося звук, обычно называют слог, поскольку так им легче говорить. Малыш, у которого нормальное психическое развитие, может быстро выучить буквы. Но соединение их в слоги для детей не просто. Физиологически кора головного мозга еще не готова к этому.

Данный метод считается традиционным, и родители иногда усаживают ребенка за стол. Делать этого ни в коем случае нельзя. Дошколята должны обучаться в процессе игры. Они должны двигаться, получать больше кислорода, активизирующего мозг. Оказывает влияние на их способности и то, как протекала беременность. Это также важно учитывать.

Чтение дошкольниками по складам

Как научить ребенка читать Как научить ребенка читать с раннего возраста

Наиболее популярной методикой, которая обучает чтению по складам, являются Кубики Зайцева. Такое чтение обладает тремя отличительными чертами:

— склады здесь – самая малая единица чтения,

— не нужны разрезная азбука, алфавит-магнитка, поскольку нет разграничения звуков и букв,

— обучение происходит в процессе игры, подразумевается активное движение малышей.

Достоинством метода стала быстрота обучения, активность детей. Способ соответствует естественному стремлению ребенка произносить слоги, вовлекает все отделы головного мозга, позволяет корректировать задержки психического развития.

Недостатком методики можно считать ее сложность для неподготовленных родителей. Кубики разных размеров и цветов, карточки, большие таблицы — с ними не так просто разобраться. По существу, для успешного обучения малыша может хватить и одного комплекта кубиков с таблицами. Важно учитывать игровой характер этого способа.

Он рассчитан на применение с группой ребятишек. Для индивидуальных занятий не подходит. При постановке задач нужно учесть возраст. До детей трех с половиной лет речь может идти о развитии связной речи, а обучение чтению — лишь на втором плане. На заключительном этапе, чтоб избежать сложностей в школе, необходимо ввести звукобуквенный анализ.

Если все слово – единица чтения

Как научить ребенка читать

В нашей стране наиболее известным методистом в данной системе считается Маниченко. В тридцатые годы прошлого столетия этот способ использовали в сурдопедагогике. Принцип прост: малышу показывают карточку со словом, и он запоминает написание и значение.

Плюсами метода являются раннее обучение чтению, обогащение лексического запаса. Вместо карточек возможно применение презентаций в PowerPoint.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка во время беременности

Отрицательная сторона данной методики представлена следующими пунктами:

— малыш остается при обучении пассивным,

— мозг ребенка не должен иметь какие-либо отклонения от нормы (согласно статистике, 80 процентов малышей имеет недостатки психофизиологического развития),

— методика, по сути, весьма трудоемкая,

— система была создана для английского языка, где слова редко изменяются.

Складывая звуки в слоги

Обучение чтению способствует развитию логики, воображения и памяти малыша, расширяет его кругозор. В школе первоклассники читают не только букварь, но и задачи по математике. Чем раньше начинается обучение ребенка чтению, тем лучше для него. Дошкольник постепенно привыкает отыскивать смысл, стоящий за каждым словом. Значит, за партой он будет быстро усваивать условие математической задачи.

Малыша можно научить читать без значительных усилий, если сначала в игровой форме выучить буквы, называя их кратко, как звуки. В детской комнате нужно повесить красочный плакат с алфавитом. Ребенок будет обращать на него внимание, подсознательно запоминая буквы.

Важно учить ребенка, играя с ним. Каждая игра должна занимать столько времени, сколько сохраняется у малыша интерес. После усвоения прямых слогов надо приступать к обратным. Два месяца регулярных занятий с трехлетним ребенком приводят к тому, что он начинает читать букварь по слогам. На первых порах, это должны быть слова, имеющие слоги из двух звуков. Желательно при этом не упускать игровой момент обучения, рассматривать рисунки и изображать тот предмет, о котором читает ребенок.

Источник

С какого возраста учить ребенка читать?

Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

Ребенок точно готов учиться читать, если он:

  • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
  • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
  • различает понятия право-лево, верх-низ;
  • правильно выговаривает буквы;
  • проявляет интерес к буквам и чтению.

Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам? Время пришло. Не упускайте момент.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

  • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).
Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года мальчик таблица точная

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

  • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Читайте книги вместе с ребенком

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

Предложите развивающие задания в форме игры

Источник