Раннее развитие ребенка это нормально

Тема раннего развития детей в последнее время стала очень модной. Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок был умным и развивался всестороннее, и как можно раньше. Множество споров разгорается вокруг этой темы. Кто то считает, что раннее развитие необходимо для ребёнка, а кто то, что оно вредит его физическому и психологическому здоровью. Давайте попробуем разобраться сами, когда начинать развивать своих детей, не навредив им.

Что же такое раннее развитие?

«Раннее развитие» — это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.

Какие методики существуют?

Методик по раннему развитию очень много, ниже приведены самые популярные из них.

Одна из самых популярных. Суть методики в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. Взрослый должен показывать пример малышу, тем самым направляя его способности в нужное русло, наблюдать и ни в коем случае не ограничивать не в чем. Огромную роль играет разнообразная предметная среда, направленная на самостоятельное экспериментирование, познавание окружающего мира.

Это советская семья, воспитавшая 7 детей. Воспитание проходило по собственной системе. Главная цель не мешать, а помогать ребенку, создавая необходимые условия. Участие родителей в жизни ребенка обязательно, но, не навязывая свою помощь, если малыш не просит. Родители пример для детей. Важное место в развитие ребенка занимает физическая культура, закаливание, правильное питание.

  • Вальдорфская школа

Вальдорфская система развития не одобряет раннее интеллектуальное развитие. Познания мира должны происходить в процессе творческой и трудовой деятельности. Дети играют только игрушками из натуральных материалов и желательно сделанными своими руками. До 7 лет ребенок получает новые знания через подражание. С 7 до 14 добавляются чувства и эмоции, и только с 14 логика. Телевизор, компьютер не должны присутствовать в жизни ребенка.

  • методика Глена Домана

Методика Глена Домана содержит в себе физические упражнения и интеллектуальные тренажеры. Для получения результатов заниматься необходимо регулярно. Занятия проводятся до 7 лет, в период роста головного мозга.

  • методика Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей (кубики, таблицы). Особенность, что все пособия наглядные и последовательные. Подходит для детей любого возраста.

  • система Сесиль Лупан

Эта методика близка системе Глена Домана. Сесиль Лупан переработала и упростила её. Родители лучшие учителя,любовь главный принцип воспитания. Все занятия от простого к сложному.

«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?»

Сесиль Лупан

В чем же плюсы раннего развития ребенка?

  • В современном потоке информации более высокие требования к человеку. Чтобы ребенок смог соответствовать требованиям современного общества необходимо более раннее овладение им различных способностей и умений.
  • Всестороннее развитие ребенка.
  • Раскрытие талантов ребенка.
  • Больше проводите время с ребенком (конечно при условии, что занимаетесь сами, дома).
  • Если обучение малыша проходит в развивающем центре, то это помогает в его социализации. А в дальнейшем намного упростит адаптацию в детском саду.
  • Все занятия проходят в виде игры, ребенок с легкостью, без труда обучается.

В чем минусы?

  • Если не учитывать возрастные особенности ребенка, темперамент, индивидуальные возможности и способности можно навредить.
  • Многие методики делают акцент на интеллектуальное развитие, а физическое, эмоциональное и социальное учитываются далеко не везде.
  • Если заниматься по всем правилам времени у мамы ни на что другое не останется.
  • Перегрузка нервной системы.
  • Программы раннего развитие в основном рассчитаны до 7 лет максимум.

Так развивать или нет?

Конечно, развивать и обучать! И причем в любом возрасте, не только в раннем. Только нужно это делать без фанатизма, не стремиться вырастить вундеркинда.

Советы;

  • В каждой из методик можно выбрать то, что подойдет вашей семье и вашему ребенку.
  • Необходимо условие в развитие детей это соблюдение его возрастных особенностей. Например, не надо учить читать малыша в 2 года, когда придёт время, вы сами это поймете.
  • Занятия проводить в игровой форме. И не забывайте, что маленький ребенок не может надолго увлечься одним занятием.
  • Создать разнообразную доступную предметно – пространственную среду.
  • Развивать детей необходимо всесторонне.
  • Во всем должна быть мера, занятия должными приносить малышу и вам только положительные эмоции.
  • Занятия должны проходить по интересам ребенка в данный момент, а не по вашим запланированным.
  • Важно стимулировать у детей познавательный интерес.
  • Включайте ребенка в уборку в доме, полив цветов и другую совместную деятельность, это приносит огромный вклад в полноценное развитие малыша.
  • Прогулки (особенно на природе) важная составляющая полноценного развития
Читайте также:  Развитие ребенка от 3 занятия

А самое главное любите, уважайте ваших детей и проводите с ними как можно больше времени. Дети так быстро растут!

Источник

Человек, подобно многим другим млекопитающим, начинает обучать своих детей с самого момента их появления на свет. Разница лишь в том, что животные передают своим детенышам навыки, необходимые для выживания в природе, а человек развивает у своего ребенка интеллект — необходимое качество для полноценной и успешной жизни в обществе людей.

Перед животными не стоит вопрос “как обучать своих детенышей”. Им это подсказывает инстинкт. Человеку же недостаточно обучать детей только с помощью традиционно сложившихся способов. Прогресс в развитии человеческого общества происходит неизмеримо быстрей, чем эволюция в мире животных.

Если мы будем учить своих детей только “так, как нас учили, как наших дедов и прадедов учили”, если не станем стимулировать умственную деятельность ребенка с самых первых дней, когда начинается физиологическое формирование мозга человека, прогресс будет невозможным.

Традиционный аргумент противников раннего развития детей (я называю их сторонниками позднего развития): “Зачем отнимать у ребенка детство? Вот нас ничему такому до школы не учили, но, слава богу, жизнь мы прожили неплохо”. Заметьте, они еще живы, а зачастую уже говорят о себе в прошедшем совершенном времени: “прожили”, списывают себя досрочно.

А между тем, согласны они с этим или нет, интеллектуальное развитие ребенка начинается уже с момента его рождения. И то, что принято называть ранним развитием ребенка, — на самом деле просто нормальное развитие.

То, что принято называть ранним развитием ребенка, — на самом деле просто нормальное развитие.

Когда начинаются развивающие игры?

Даже с новорожденным ребенком можно играть, задействуя все его органы чувств. Мамины прикосновения уже доставляют ему удовольствие; его пока еще не сформировавшееся зрение уже позволяет различать мамино лицо, когда мама кормит его грудью или когда наклоняется над ним; его обоняние помогает ему находить грудь; он привыкает к свету и к шумам, а вскоре начинает реагировать на мамин голос.

Потому очень важно разговаривать с ребенком задолго до того, как он начинает лепетать. Если вам трудно найти темы для постоянных разговоров, просто комментируйте все свои действия, рассказывайте ребенку обо всем, что вы делаете в его присутствии. При этом ваш малыш учится слушать, начинает узнавать слова, которые он часто слышит, задолго до того, как сам может их произнести.

Чем старше становится ребенок, тем разнообразней должен быть набор игр с ним. Ведь оставленный без внимания ребенок начинает отставать в своем развитии. Хорошо, когда он в семье не один. Посмотрите, как играют котята, щенки, как бодаются козлята, у которых еще не выросли рога.

Но если ребенок в семье один или это первый ребенок, основные партнеры в играх — его родители. В любом случае родителям нужно учиться играть со своим малышом. Игры должны доставлять ребенку удовольствие и, в то же время, помогать ему осваивать окружающий мир, способствовать его интеллектуальному и физическому развитию. Все, что радует ребенка, его к тому же и развивает: и когда мама перебирает ему пальчики, и когда делает ему массаж, и когда раз за разом поднимает брошенную им игрушку, и когда братик возит его по полу в коробке от обуви, и когда папа подбрасывает его или носит на плечах. Но играть с ребенком — не значит просто щекотать его и с восторгом наблюдать, как он захлебывается от смеха. Не делайте из ребенка игрушку для себя!

Во что и как играть с ребенком?

Сейчас существует великое множество развивающих игр, охватить их все невозможно. Родителям нужно потрудиться, чтобы отыскать в литературе, в Интернете, в детских магазинах то, что понравится им и что будет способствовать всестороннему развитию их ребенка. В этом им смогут помочь в детских консультациях, в хороших школах раннего развития. Если нужно, специалисты помогут подобрать соответствующие игры для каждого месяца, для каждой недели развития ребенка, подскажут, когда повесить над ним погремушку, когда запустить уточку в ванночку, когда начать показывать яркие картинки, а когда начать читать ему стишки и сказки, когда начать рисовать пальчиками, а когда — фломастерами, когда сортировать игрушки по форме и по цвету, когда строить из кубиков башни. Это не только игры, но и создание развивающей среды.

Ребенок в этом возрасте не должен быть предоставлен самому себе, он должен играть под руководством взрослых. До полутора-двух лет не обязательно водить ребенка на занятия в школы раннего развития. Мама может посещать их и без ребенка, если сама хочет научиться, как играть с ним дома. А после двух лет детей желательно водить в одну из таких школ, а затем и в хороший детский садик. Ведь ребенку с малых лет нужна социализация в коллективе. Он будет там учиться общаться, дружить, отстаивать свои интересы или уступать, участвовать в коллективных играх с элементами состязательности. Он не должен вырасти, как писал Сергей Михалков, “у папы с мамой на виду, как растение мимоза в ботаническом саду”.

Читайте также:  Рекомендации для родителей для развития речи ребенка

Родителям нужно учиться играть со своим малышом. Но не делайте из ребенка игрушку для себя!

А домашние занятия с малышами (если это можно назвать занятиями) представляют собой разнообразные игры ребенка с мамой по несколько минут время от времени в течение дня. Это и переливание водички, и пересыпание песочка, и складывание пирамидок и рамок Монтессори, и составление узоров из кубиков Никитина, и разглядывание картинок в книжках, и поначалу даже разрывание этих книжек, и заучивание стишков, и мамино чтение сказок, и многое, многое другое. Одним словом, ребенка нужно развивать с самого рождения.

Такие дети не только более развиты (а это фундамент на всю жизнь), но и воспитаны: к трем годам у них уже выработано умение сосредоточиваться на каком-нибудь занятии или игре. Развитый ребенок сознательно воспринимает нормы поведения и к четырем годам уже слушается взрослых, что для этого возраста является обязательным. Ведь он пока не может предвидеть последствия своих поступков и по собственной воле всегда выберет получение наибольшего удовольствия при наименьшей затрате сил. Это естественно. И как следствие, ребенок, который командует старшими членами семьи, будет постепенно отставать в развитии.

В то же время нужно предостеречь чрезмерно увлекающихся родителей: не переусердствуйте в своей одержимости детьми. Родители не должны посвящать детям все свое время, они должны заниматься своими делами, жить своей жизнью, а детям предоставлять возможность пошалить, порезвиться, поиграть самим. Когда мать или отец с головой погружаются в родительские заботы, у детей возникает и прочно закрепляется ошибочное представление о собственной значимости, о том, что их мнение должно быть законом. А так как это воспитывает в детях еще и беспомощность, то со временем переходит в постоянную родительскую опеку и приставание с ненужными советами к уже выросшим дочкам и сыновьям.

Поближе к третьему дню рождения многих родителей начинает волновать вопрос: “А не упускаем ли мы время, не пора ли учить его читать, считать, писать?” От них можно часто услышать: “Ведь по методике Глена Домана детей учат читать с пеленок. Да и Масара Ибуку писал: “После 3-х уже поздно”

Надо понимать, что методика Глена Домана ценна не тем, что позволяет научить ребенка читать в младенческом возрасте (читать осмысленно он все равно начнет только к четырем годам, даже и по этой методике), а тем, что с первых месяцев жизни развивает его память, создает основу интеллекта.

А как же быть тогда с предостережением Масара Ибуку? Почитайте внимательней его книгу. Масара Ибуку вовсе не считал, что к трем годам ребенок должен уметь читать. Он говорил о необходимости всестороннего развития детей в раннем возрасте.

Источник

Взято на просторах интернета, я полностью согласна с этим. Но сначало немного о нас)

Когда сыну было 1,3 я как хорошая мама пошла с ним в развивающий центр, отзанимались мы с декабря и до лета, а потом уехали отдыхать к бабушке. Сыну нравилось там рисовать, лепить, клеить, занятия по развитию речи были мягко сказать никакими, на музыкальном занятии хороводы мы не водили, сын не любил и песни не пел). Сейчас нам 2,4 мы ни куда не ходим и сын счастлив, мы гуляем, играем, рисуем и лепим в свое удовольствие, на улице наблюдаем за птицами, машинами, как капает вода, знаем что лед скользкий и тд., учимся правильно переходить дорогу) И теперь я понимаю, что не нужно ребенку раннее развитие, теперь мы развиваемся по заложенному природой плану.

-Моя уже буквы пытается в слоги складывать. Думаю, надо бы с ней вплотную чтением заняться!
-Да? А у нас уже читает давно! Но мы же с ним с пеленок по специальной методике занимались, — вот и результат!

Вы, наверное, очень удивитесь, когда узнаете, что это диалог двух мам малышей полутора лет.

Сравнивать достижения своих детей родители начинают с самого рождения. Когда повернулся, пошел, заговорил? Зачастую, все разговоры молодых родителей только и крутятся вокруг умений и успехов своих малышей. Разумеется, складывается впечатление, что если вы не занимаетесь со своим ребенком по какой-то методике, не используете специальный развивающий материал или не читаете ему в 2 года энциклопедии, то вы упускаете что-то очень важное и в чем-то безнадежно отстаете от других ровесников. И конечно, первое желание заботливых родителей — срочно все наверстать!
Развитие развитию — рознь

«Я, наверное, Сашу в другой развивающий центр буду отдавать. Как-то раз прихожу его забрать пораньше, а они там просто играют! Ну это же не дело! Поиграть он и потом сможет, а там учиться надо!», — возмущается мама 4-летнего Саши.

Действительно, как можно играть, если надо учить буквы и цифры? Ведь игра — это так… Пустое развлечение…

Читайте также:  Тематический план развитие интеллектуальных способностей ребенка

А так ли это на самом деле, когда речь идет о дошкольнике? И действительно ли так уж необходимо учиться чему-либо за партой в столь юном возрасте, вместо беготни, прыжков, догонялок и кукол с кубиками?
Попробуем разобраться

Когда речь заходит о раннем развитии, первый вопрос, на который стоит ответить родителям — зачем? Нужно ли развивать что-то у ребенка именно «рано»? Каждый малыш развивается по своему собственному графику и в своем темпе. Поэтому сравнивать между собой детей в плане умений, попросту бессмысленно.

Зачастую, можно видеть картину, когда один ребенок начинает говорить в полтора года, а другой — только в три. Но вдруг к четырем годам выясняется, что речь последнего гораздо более развита, нежели у первого: шире словарный запас, более грамотные и сложные речевые конструкции.

Не стоит забывать о том, что есть определенные медицинские нормы развития ребенка, на которые и стоит ориентироваться. Если, к примеру, родители замечают, что ребенок отстает по какому-то показателю развития, то, конечно, стоит проконсультироваться у специалиста и уделить этому вопросу повышенное внимание.

Но вот гнаться за успехами других детей — дело совершенно неблагодарное. Важно сравнивать малыша с самим собой: есть ли прогресс в развитии, новые умения и навыки, с интересом ли ребенок относится ко всему новому? На это родителям действительно стоит обращать внимание и внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, а не гнаться за мнимыми рекордами и успехами.

Это, конечно, не значит, что малыш должен быть предоставлен сам себе. Общение со взрослым и сверстниками, совместные игры, чтение литературы, подходящей по возрасту, прогулки и подвижные игры — все это не пустая трата времени, а самое настоящее и необходимое развитие для дошкольника!

Всему свое время. Уроки, упорное повторение материала, заучивание — все это еще ждет впереди вашего ребенка в школе. Вот только он уже будет к этому готов и такое развитие принесет и пользу, и свои плоды.
Воспитать гения?

Действительно, в возрасте до 3 лет мозг ребенка воспринимает и усваивает информацию с повышенной эффективностью. Малыш с ходу запоминает и повторяет многое, бурно развивается речь, ребенок как губка впитывает все что видит и слышит. И развивать ребенка в этом возрасте на самом деле очень и очень важно. Вот только развивать правильно. Самое лучшее, что могут сделать родители и близкие люди ребенка — это не отбить у него врожденную любознательность, интерес к окружающему миру и ко всему новому.

Пойдя с ребенком на прогулку, обратите его внимание на все происходящее вокруг. Вот снег тает, сосульки капают, солнышко стало пригревать — значит пришла весна. Пусть кроха потрогает пальчиком талую воду, нальет ее в ведерко, подует на бумажный кораблик в ручейке.

Потом можно посчитать машины и обсудить какого они цвета, большие или маленькие? Можно покормить птиц, побегать по лужам, повозить на грузовике снег…

Все эти незамысловатые, по мнению взрослого, занятия помогают ребенку думать, фантазировать, анализировать и обобщать. Вот только происходит все это весело, эмоционально, в игре. А значит и запоминается лучше всего. Ну подумайте сами, для чего малышу в три года знать назубок столицу Австрии и уметь считать до 100 без запинки? Как он сможет применить свои знания на практике? Что они ему дают?

В лучшем случае — окажутся бесполезными, а в худшем — могут серьезно навредить. Ведь чрезмерная, непосильная и никому не нужная нагрузка в столь раннем возрасте может привести к перегрузке и срыву неокрепшей нервной системы малыша. А это влечет за собой целый ряд последствий, начиная от неконтролируемого поведения, и заканчивая серьезными медицинскими диагнозами.

Многие современные исследования и опыт, уже доказали, что дети, которых специально усиленно развивали по какой-либо особой методике раннего развития, не стали ни вундеркиндами, ни даже просто людьми с выдающимися способностями. К определенному возрасту такие дети выровнялись со своими ровесниками в уровне знаний и развития и ничем не отличались от них.

Поэтому пусть детство остается детством! Главное, любите и принимайте своего кроху таким, какой он есть, позвольте ему быть самим собой, а не придуманным мамой и папой маленьким гением!

Источник