Раннее развитие ребенка это хорошо или плохо

Раннее развитие ребенка это хорошо или плохо thumbnail

У Вас есть ребенок? Значит, Вы наверняка слышали про необходимость заниматься его ранним развитием. «После трех уже поздно!» – кричат с обложек заголовки книг. «Я занимаюсь с сыном по специальным таблицам с самого рождения!» – вторят им популярные «инстамамы». «Не упустите время, приводите к нам малышей с трех месяцев!» – вкрадчиво завлекают курсы разнообразных занятий. Раннее развитие стало не просто модным трендом, а практически обязательным признаком «хорошей матери».

Но… нужно ли оно на самом деле детям? Давайте разбираться.

Термин «раннее развитие» широко распространился после знакомства западных психологов с книгой японского предпринимателя Масару Ибуки «Kindergarten is Too Late». Под ним, как правило, понимается интенсивное формирование интеллектуальных навыков ребенка с опережением его возрастной нормы. Так, известные методики раннего развития – карточки Домана, кубики Зайцева, азбука Никитиных – направлены на обучение маленьких детей чтению, счету, пространственному мышлению и т.д.

ПОЧЕМУ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ СТАЛО ТАКИМ ПОПУЛЯРНЫМ?

Популярность методик раннего развития набрала обороты вовсе не просто так. Родители маленьких детей оказались удачной целевой аудиторией для рекламы «развивающих» игрушек и занятий. С телевизионных экранов и журнальных страниц полились многочисленные сообщения о том, что учёные будто бы настоятельно рекомендуют развивать у малышей навыки письма, чтения и вычисления логарифмов буквально с пеленок. Разумеется, пособия для формирования этих навыков можно сделать дома самим. Но гораздо быстрее и проще купить уже готовые, реклама которых удачно разместилась на соседней странице или в следующем ролике.

Вторым фактором, способствующим распространению идеи раннего развития, стал активно насаждаемый в обществе культ личной успешности. Постоянная гонка за достижениями быстро перенеслась из профессионально-деловой среды в другие сферы жизни, в том числе родительство. Стремление к «идеальному материнству» часто сочетается с убеждением, что «хорошая мама» должна много и долго заниматься с ребенком по самым передовым методикам раннего развития. А если не справляется сама – поручить это тщательно выбранным профессионалам.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА РАННЕГО?

Дело в том, что физическое и психическое развитие ребенка подчиняется собственным законам. Знаменитый советский психолог Л.С. Выготский, первым в нашей стране исследовавший проблему психологического развития ребенка, писал:

«Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют <…> сензитивным периодом. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы назвали оптимальными сроками обучения» .

Развитие интеллектуальных навыков в возрасте, не являющимся сензитивным для них, в лучшем случае окажется напрасной тратой сил и времени. На этот счет у психологов есть хорошая метафора: «Бесполезно тянуть росток вверх в надежде собрать урожай пораньше – нужно просто подождать, пока он созреет». В худшем случае, раннее обучение может привести к дисгармоничному формированию личности, когда бурное развитие в одной области приводит к отставанию в остальных. Эта ситуация отлично проиллюстрирована в сериале «Детство Шелдона». Его главный герой отличается невероятной интеллектуальной одаренностью и вместе с тем – явной незрелостью эмоционально-волевой сферы.

КАК УЗНАТЬ, КОГДА ПОРА РАЗВИВАТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ НАВЫК?

Есть очень простой индикатор, показывающий, что малыш «созрел» для изучения тех или иных сфер жизни – это его собственный интерес к ним. Если ребенок настойчиво тянется к карандашам и фломастерам и пытается «расписать» обои в квартире – мы можем предложить ему рисовать на специально наклеенном на стену ватмане. Тащит маму за руку к книжной полке и сосредоточенно вглядывается в слова? Возможно, пора познакомить его с азбукой. При этом не устраивать специальных «уроков», а между делом называть буквы, встречающиеся не только в книгах, но и, например, на уличных вывесках, и т.д.

В таком подходе состоит альтернативное понимание термина «раннее развитие»: помощь в освоении мира в темпе, комфортном самому ребёнку. Таким образом мы мягко и ненавязчиво подталкиваем малыша к изучению мира, следуя за его интересами. Задача взрослого в этом случае – создать удобную и вместе с тем богатую для изучения среду, в которой будет достаточно разнообразных стимулов для будущего обучения. Важно, чтобы ребенок мог сам выбирать, чем и когда ему заниматься. Для этого разные материалы и занятия должны быть, с одной стороны, доступны ему физически, с другой – безопасны при самостоятельном использовании. Роль родителей при этом – быть не направляющим «учителем», а бережным «проводником» в такой интересный и разнообразный мир.

НУЖНО ЛИ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?

Раннее развитие будет полезно только в том случае, если:

— Вы готовы принимать индивидуальные особенности, увлечения и темпы развития  малыша.
— Вы вдумчиво и критично относитесь к выбору предлагаемых методик раннего развития. Не пытаетесь загнать ребенка в жесткие рамки, чтобы соблюсти все требования выбранной Вами методики.
— Вы не пытаетесь опережать возрастные нормы и учитываете сензитивные периоды развития психических функций.
— Вы ведете ребенка к достижению его собственных целей. Даже если они не всегда совпадают с намеченными Вами.
— Вы отдаете ребенку ведущую роль в определении направления его развития. Вы готовы помогать ему с интересом осваивать мир.

Следует особо оговориться: все сказанное справедливо только в тех случаях, когда ребенок «нейротипичен», т.е. развивается в рамках возрастной нормы. Если Вы подозреваете задержку развития в той или иной сфере – лучше проконсультироваться с профильными специалистами: дефектологом, логопедом, неврологом. Они проведут диагностику и подскажут, какие занятия нужны в Вашем случае. В такой ситуации речь будет идти уже о коррекционно-развивающих занятиях. Их стараются начинать как можно раньше, чтобы помочь психике малыша «включить» компенсаторные возможности.

Читайте также:  Курсовая роль взрослого в психическом развитии ребенка

Каждый родитель, конечно, хочет, чтобы его действия в конечном итоге шли на пользу ребенку. Есть хорошая новость! В вопросах раннего развития детей можно поставить знак равенства между пользой и удовольствием. Наполняйте дни радостными, интересными событиями, наблюдайте за увлечениями малыша и отмечайте его успехи. Такой подход к развитию, несомненно, будет наилучшим для любого ребёнка!

Автор:

Раннее развитие ребенка это хорошо или плохо

Наталья Ульянова

Педагог-психолог, игротерапевт

Преподаватель кафедры Академии психологии и педагогики ЮФУ, автор более 30 научно-исследовательских работ

Читайте также

Источник

Тема раннего развития ребенка является крайне популярной, и многие родители, еще недавно скептически относившиеся к такой идее, сегодня готовы приобщать малыша к занятиям с раннего возраста.

Одной из причин заинтересованности в раннем развитии можно назвать постоянное повышение требований к обучению в школе. Например, сегодня читающий и умеющий писать 5-ти летний ребенок совсем не редкость, хотя до недавнего времени такие дети вызывали удивление. Интерес подогревается и программами на телевидении, и роликами в интернете, в которых дети показывают уникальные результаты раннего развития.

В раннем развитии нет ничего плохого, и стремление родителей вложить в малыша новые и полезные знания вызывает уважение. Но чрезмерный объем и неправильная подача информации могут нанести вред дальнейшему развитию ребенка. Давайте посмотрим внимательнее на эту модную тенденцию.

Что такое ранее развитие?

Парадоксально, но ответа на этот вопрос родители часто не знают, и под ранним развитием подразумевают получение ребенком большого объема знаний с рождения до 3-4 лет.

Достаточно знакомая картина, когда чадо посещает пару-тройку секций, пишет и читает, декламирует стихи Пушкина, занимается изучением иностранных языков, знает все марки спорткаров, да еще и картины пишет. Можно ли называть этот «коктейль» ранним развитием? Бесспорным является факт занятий с ребенком, но вот насколько гармонично его развитие и что он выносит из этих занятий – спорный вопрос.

Часто дети умеют читать, не понимая смысла прочитанного текста, знают столицы всех стран, просто заучив их на автомате. Но печально, что при этом ребенок не умеет самостоятельно одеваться и убирать за собой игрушки. И тут возникает вопрос: кто более развитый – ваш ребенок «зубрилка», или соседский мальчишка такого же возраста, который не срывает звезд с неба в учебе, но зато адаптирован к реальной жизни?

«Ранним развитием» педагоги и психологи называют активное развитие способностей малыша от рождения до 3-4 лет: в этот период формируются интеллектуальные способности. Для развития необходима соответствующая среда:

  • физическая активность — без ограничений: она напрямую связана с интеллектуальным развитием;
  • увлекательные предметы для изучения;
  • игрушки для познания разнообразных ощущений: зрительных, звуковых, тактильных;
  • творческая среда: рисование, лепка, пальчиковые игры, потешки, музыка.

Родителям важно понимать, что кроме чтения книжек, заучивания слов и запоминания картинок необходимо развивать координацию движений, организовывать активный досуг и заниматься спортом.

Развитие и обучение: в чем разница?

Обучение – целенаправленный процесс, в ходе которого с помощью упражнений приобретаются определенные умения и навыки, возникают новые формы поведения либо изменяются ранее приобретенные.

Развитие — это стимуляция интереса к познанию, к самостоятельной игровой деятельности, к общению. Это — общий личностный рост, эмоциональное развитие наряду с интеллектуальными успехами.

По сути, обучение — часть развития. Своевременные программы обучения с успехом развивают ребенка.

Нужно понимать, что желание сделать из малыша «ходячую энциклопедию» как можно раньше — «после трех уже поздно!» — может обернуться негативными последствиями — известно довольно много примеров, когда юные «всезнайки» не могли найти места в жизни, замыкались в себе и изолировались от общества.

Специалисты отмечают, что примерно до пяти лет обучение чтению и письму без активного познавательного интереса может затруднить в дальнейшем социально-психологическую адаптацию ребенка. С пяти лет исследование мира малышом становится более сознательным, и вот тогда можно переходить к серьезным познавательным занятиям.

Итак, малышей до трех-четырех лет учить «наукам» рано. Вот завязывать шнурки, надевать носочки, класть вещи на место или выбрасывать мусор в ведро – да, а наукам – нет. В этот период — от рождения до 3-4 лет — малыш развивается со скоростью ракеты: осваивает навыки самообслуживания, речь, умение общаться, при этом активно познает окружающий мир — и это главные его задачи. Чтобы помочь ему, надо предоставлять возможности для саморазвития.

Сторонникам раннего развития стоит помнить о том, что чрезмерная умственная нагрузка может стать причиной физических недомоганий и нарушения гармоничного развития.

Nota bene

Сегодня многие мамы не только обращаются к специалистам, но и пробуют самостоятельно заниматься ранним развитием своих малышей, активно скачивая из интернета разные методики от Монтессори, Никитиных, Сесиль и других. При выборе методики следует учитывать способности ребенка и его индивидуальные особенности.

При выборе развивающего центра или занятий стоит обратить внимание на преимущество творческих и эстетических упражнений (рисование, лепка, танцы, музыка и пение) перед интеллектуальными заданиями.

Читайте также:  Ребенок четырех лет отстает в развитии

Любому ребенку нужно, чтобы родители баловались с ним, дурачились, читали книжки, общались на свободные темы — это крайне важно для становления личности. В этом случае будут формироваться доверительные отношения между родителями и ребенком, исходя из которых он будет строить модель своего взаимодействия с внешним миром.

Источник

Раннее развитие ребенка это хорошо или плохоМетодики раннего развития детей заполонили умы и помыслы молодых мам. Сегодня все стремятся сделать из своего ребенка гения. Заставить говорить с пеленок, ходить с четырех месяцев, читать с десяти, выучить английский алфавит к полутора годам.

В этой погоне за гениальностью и ощущением «мы лучше других» родители совершенно забывают о важных аспектах раннего развития. Точнее об особенностях развития детей раннего возраста.

Поговорим открыто о плюсах и минусах погони за совершенством.

Методики раннего развития детей: обзор

Каждый родитель, озабоченный будущим своего чада, изучает этот вопрос. Сегодня существует множество комплексных упражнений для самостоятельных занятий с малышом и еще несколько сотен кружков и дополнительных занятий для детей от года. Для начала рассмотрим основные системы раннего развития, разработанные психологами и педагогами прошлых поколений.

Методика Марии Монтессори

Ребенок Монтессори – это свободная от ограничений личность. Развитие детей по данной методике предполагает самостоятельный выбор занятий. Здесь нет определенного времени для игр и нет обязательных заданий. Рабочая площадь делится на несколько зон, каждая из которых развивает определенные навыки. Ребенок сам находит для себя интересное. Философия метода: «помоги мне сделать самому».

Для этого требуется оборудование комнату монтессори-материалами. Обычно это красочные обучающие игрушки из дерева и других приятных на ощупь материалов. Все они находятся в свободном доступе для малыша.

Занятия по системе Монтессори можно начинать с 1 года. До трех лет дети обучаются вместе с родителями. С трех до шести лет – самостоятельно.

Интересный факт! Именно Мария Монтессори ввела понятие «сенситивный возраст». Это возраст, когда ребенок наиболее расположен к освоению определенного навыка. Если пропустить момент, ребенок все равно научиться, но с большими затратами.

Преимущества: большой выбор материалов  для познания окружающего мира, освоения понятий формы, цвета, структуры.

Недостатки: подходит только вдумчивым детям, способным подолгу изучать один предмет. В методике отсутствует спонтанность, нет места ролевым играм.

Кубики Зайцева

Метод обучения чтению с двух лет. Используются кубики, таблицы и музыкальные материалы, под которые ребенок пропевает слоги. Метод Зайцева также позволяет освоить числа, сложные математические действия, в том числе работу с дробями, дородные знаки и каллиграфию. Занятия в группе начинают с 4-5 лет. Для самостоятельного обучения нет ограничений.

Преимущества: помогает детям с аутизмом и психоневрологическими нарушениями освоить чтение. Музыкальные упражнения улучшают речь здоровых ребят и расширяют их словарный запас.

Недостатки: по мнению специалистов, оптимальный возраст для обучения чтению – 5-6 лет. Дети, наученные читать по Зайцеву, не могут разобрать слово по составу, плохо справляются с фонетическим разбором в школе.

Еще один интересный факт (на основе статистики и данных филологических исследований).  Сегодня все чаще встречается проблема «не читающих» детей. Специалисты в области филологии уверены, что это прямое следствие раннего обучения. В возрасте до шести лет у ребенка отсутствует понятийно-смысловой аппарат. Обучение чтению несет исключительно механический характер. Таким образом, дети учатся повторять слова, не понимая их значения. В будущем это приводит к отсутствию интереса к книгам и литературе. Может также стать причиной отставания в школе.

Вальдорфская школа

Этот метод радикально отличается от всех систем раннего обучения детей. Здесь упор делают на развитие личности. Вальдорфская школа – это занятия музыкой, рисованием, гончарным делом, вышиванием и прочим рукоделием. Часто в садах есть живой уголок, где дети учатся ухаживать за братьями меньшими. В таких группах основное внимание уделяют психологическому состоянию ребенка и не допускают интеллектуального развития до крайне позднего возраста. Ребят не «расселяют» по возрасту. Практикуется смешанное обучение.

Метод раннего развития Глена Домана

Нашумевшая система раннего развития детей от известного нейрохирурга Глена Домана подразумевает использование карточек с названием предметов. Изначально метод был рассчитан на детей с поражением центральной нервной системы. Позже врач предложил развивать здоровых малышей. Глен Доман написал не одну книгу по теме. Его метод предполагает последовательное обучение раннему ползанию, ходьбе, физическое совершенствование, затем интеллектуальные занятия.

Преимущества: идеально подходит детям с поражением ЦНС.

Недостатки: большой объем материала может привести к нервному срыву у ребенка. И снова возникает отсутствие понятийно-смыслового набора. Дети не получают знаний об объектах, а лишь заучивают слова. При этом встречаются случаи, когда ребенок не узнает аналогичный предмет/животное в быту.

Система развития Никитиных

Набор спортивных и развивающих упражнений. Их порядок и способ выполнения объяснять ребенку нельзя. Если он не может что-то сделать, предлагается подождать, пока он подрастет.

Метод способствует физическому развитию и закаливанию, однако совершенно не включает интеллектуальной составляющей. Нет упражнений для развития речи.

Почему раннее развитие детей нам нравится?

  • Мы готовим свое чадо к такому сложному взрослому миру. Нам кажется, что чем больше мы сможем поместить в его маленькую головку, тем проще ему будет дальше.
  • Раннее обучение позволяет нам блеснуть перед знакомыми удивительными навыками ребенка, показать насколько он развит и умен. К тому же, нам льстит слоган любого кружка «мы сделаем из вашего ребенка гения».
  • Мы искренне верим, что поступаем правильно. Мы считаем, что нашему ребенку будет лучше, если он проведет за домашними занятиями больше времени.
  • Отдавая малыша в кружок, мы считаем, что социализация ему на пользу. Чем больше кружков, тем лучше. Ребенок должен быть занят!
Читайте также:  Исследования развития детей в семье и в доме ребенка

Раннее развитие ребенка это хорошо или плохо

Чем опасно раннее развитие детей до трех лет?

Сегодня педагоги и психологи в один голос выступают против раннего обучения детей. Во многом, такие системы рассчитаны на ребят с определенными заболеваниями. Частой проблемой «через чур развитых детей» становятся нервные срывы и вытекающие их них психосоматические расстройства.

Нужно ли раннее развитие вашему ребенку, если:

  • оптимальной «компанией» для малышей до трех лет являются родители. Социализация детям младшего возраста не нужна;
  • только последовательное освоение определенных навыков является путем к гармоничному развитию ребенка;
  • познание мира через карточки и другие наглядные пособия не заменяет активное изучение окружающих предметов. Вместо того чтобы показывать ребенку собаку на картинке, заведите щенка и научите малыша заботиться о нем, как о своем друге.

Никакое обучение не должно быть в ущерб потребности в свежем воздухе и активности. Занятия с карточками могут подождать, пока вы вернетесь с прогулки.

Раннее развитие ребенка это хорошо или плохо

Что говорят специалисты?

  • Лучшее времяпрепровождение для ребенка – это занятия с мамой. Никакие кружки этого не заменят. Не обязательно каждый день выдумывать что-то новое, главное, чтобы вам было интересно.
  • Любые занятия должны проходить в игровой форме. При этом не допускается опережение «возрастных» ступеней.
  • Главным и единственным критерием рационального развития ребенка является его умение играть в ролевые игры самостоятельно. Чем сложнее и продолжительнее такая игра, тем лучше развит малыш;
  • Любое развитие должно быть своевременным. Это значит, что родители должны ориентироваться на состояние своего малыша, а не на среднестатистические данные. При этом вы можете выбирать метод раннего обучения, подходящий вам.
  • Ребенку дошкольного возраста НЕ НУЖНО быть все время занятым. Современные родители считают, что количество кружков должно полностью покрывать свободное время их чада. Такой подход является прямой дорогой к нервным срывам и проблемам с психикой.
  • До трех лет ребенку нужно показывать, как играть. В дальнейшем он должен сам научиться проводить время с интересом без вмешательства посторонних. Запомните! У каждого малыша должно быть свое место для игр, где он сможет заниматься, чем хочет и сколько хочет.
  • После трех лет наступает потребность в социализации. Поэтому, если вы не водите ребенка в детский сад, подыщите интересный кружок.
  • Подготовка к школе с раннего возраста вряд ли даст вашему малышу преимущество в первых классах. К сожалению, дети, прошедшие курс обучения по методикам раннего развития практически сразу теряют интерес к обучению. Ведь они опережают сверстников во нескольким пунктам. Однако, как мы уже видели, полученные знания скорее поверхностные. Если же ребенку не будет интересно учиться в начальной школе, он не станет этого делать и в старшей.

В любом занятии должна быть мера. Развивать ребенка необходимо, но делать это нужно с умом и пониманием его возможностей и потребностей. Например, изучение букв с рождения ничего не даст, кроме лищней информации. Почему? Потому что понятия «буквы» и «цифры» — абстрактные. А малыши готовы только к изучению окружающего мира. То есть, им необходимы прикладные знания о простых вещах, которые можно потрогать и попробовать на вкус.

Хотите поместить в маленькую головку бесполезные на этом этапе изображения цифр и букв? Пожалуйста. Но для чего?

Кто-то говорит, что трехлетнего ребенка можно научить читать. Можно. Но снова возникает проблема понятийно-смыслового пробела. Что лучше сделать, если вы хотите вырастить грамотного человека? (Известно, что читающие люди, легче учатся правильно писать). Читайте своему ребенку сказки на ночь. Читайте днем, вечером, читайте сами. Рано или поздно он заинтересуется книгами. А понятие «буква» и «слово» уже будет отпечатано в мозгу за счет практического примера. Ведь пока вы читаете, малыш заглядывает на страницы.

Нормы развития детей дошкольного возраста

Когда оптимально начинать занятия с малышом? Для каждого возраста есть свои нормы развития:

  • 6 месяцев – самое время для чтения книжек с цветными картинками. В этом возрасте нужны игрушки с разными фактурами, звучанием и цветом. Это время активного познания окружающего мира;
  • 1 год – пора активно разговаривать с ребенком. Он начинает изучать речь;
  • 2 года – формирование устной речи. Нужно знакомить ребенка с другими детьми;
  • 3 года – работа над произношением, расширение словарного запаса. Наступила пора групповых занятий. Это может быть творчество, физические упражнения, развивающие курсы для детей;
  • 4 года – оптимальный возраст для изучения иностранных языков (буквы и слова). Нужны упражнения на развитие мелкой моторики – конструкторы, мозаики.
  • 5 лет – начало обучения чтению и самостоятельности. Играйте в ролевые игры – обуть, одеть куклу, собрать игрушки и так далее.
  • 6 лет – занятия арифметикой, иностранными языками, посещение спортивных секций. Специалисты рекомендуют посещать подготовительные курсы при школах.

Самое важное! С ребенком нужно разговаривать. Ребенку нужно обязательно читать! 

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!

Источник