Раннее развитие ребенка хорошо или плохо

Раннее развитие ребенка хорошо или плохо thumbnail

Раннее развитие ребенка хорошо или плохоМетодики раннего развития детей заполонили умы и помыслы молодых мам. Сегодня все стремятся сделать из своего ребенка гения. Заставить говорить с пеленок, ходить с четырех месяцев, читать с десяти, выучить английский алфавит к полутора годам.

В этой погоне за гениальностью и ощущением «мы лучше других» родители совершенно забывают о важных аспектах раннего развития. Точнее об особенностях развития детей раннего возраста.

Поговорим открыто о плюсах и минусах погони за совершенством.

Методики раннего развития детей: обзор

Каждый родитель, озабоченный будущим своего чада, изучает этот вопрос. Сегодня существует множество комплексных упражнений для самостоятельных занятий с малышом и еще несколько сотен кружков и дополнительных занятий для детей от года. Для начала рассмотрим основные системы раннего развития, разработанные психологами и педагогами прошлых поколений.

Методика Марии Монтессори

Ребенок Монтессори – это свободная от ограничений личность. Развитие детей по данной методике предполагает самостоятельный выбор занятий. Здесь нет определенного времени для игр и нет обязательных заданий. Рабочая площадь делится на несколько зон, каждая из которых развивает определенные навыки. Ребенок сам находит для себя интересное. Философия метода: «помоги мне сделать самому».

Для этого требуется оборудование комнату монтессори-материалами. Обычно это красочные обучающие игрушки из дерева и других приятных на ощупь материалов. Все они находятся в свободном доступе для малыша.

Занятия по системе Монтессори можно начинать с 1 года. До трех лет дети обучаются вместе с родителями. С трех до шести лет – самостоятельно.

Интересный факт! Именно Мария Монтессори ввела понятие «сенситивный возраст». Это возраст, когда ребенок наиболее расположен к освоению определенного навыка. Если пропустить момент, ребенок все равно научиться, но с большими затратами.

Преимущества: большой выбор материалов  для познания окружающего мира, освоения понятий формы, цвета, структуры.

Недостатки: подходит только вдумчивым детям, способным подолгу изучать один предмет. В методике отсутствует спонтанность, нет места ролевым играм.

Кубики Зайцева

Метод обучения чтению с двух лет. Используются кубики, таблицы и музыкальные материалы, под которые ребенок пропевает слоги. Метод Зайцева также позволяет освоить числа, сложные математические действия, в том числе работу с дробями, дородные знаки и каллиграфию. Занятия в группе начинают с 4-5 лет. Для самостоятельного обучения нет ограничений.

Преимущества: помогает детям с аутизмом и психоневрологическими нарушениями освоить чтение. Музыкальные упражнения улучшают речь здоровых ребят и расширяют их словарный запас.

Недостатки: по мнению специалистов, оптимальный возраст для обучения чтению – 5-6 лет. Дети, наученные читать по Зайцеву, не могут разобрать слово по составу, плохо справляются с фонетическим разбором в школе.

Еще один интересный факт (на основе статистики и данных филологических исследований).  Сегодня все чаще встречается проблема «не читающих» детей. Специалисты в области филологии уверены, что это прямое следствие раннего обучения. В возрасте до шести лет у ребенка отсутствует понятийно-смысловой аппарат. Обучение чтению несет исключительно механический характер. Таким образом, дети учатся повторять слова, не понимая их значения. В будущем это приводит к отсутствию интереса к книгам и литературе. Может также стать причиной отставания в школе.

Вальдорфская школа

Этот метод радикально отличается от всех систем раннего обучения детей. Здесь упор делают на развитие личности. Вальдорфская школа – это занятия музыкой, рисованием, гончарным делом, вышиванием и прочим рукоделием. Часто в садах есть живой уголок, где дети учатся ухаживать за братьями меньшими. В таких группах основное внимание уделяют психологическому состоянию ребенка и не допускают интеллектуального развития до крайне позднего возраста. Ребят не «расселяют» по возрасту. Практикуется смешанное обучение.

Метод раннего развития Глена Домана

Нашумевшая система раннего развития детей от известного нейрохирурга Глена Домана подразумевает использование карточек с названием предметов. Изначально метод был рассчитан на детей с поражением центральной нервной системы. Позже врач предложил развивать здоровых малышей. Глен Доман написал не одну книгу по теме. Его метод предполагает последовательное обучение раннему ползанию, ходьбе, физическое совершенствование, затем интеллектуальные занятия.

Преимущества: идеально подходит детям с поражением ЦНС.

Недостатки: большой объем материала может привести к нервному срыву у ребенка. И снова возникает отсутствие понятийно-смыслового набора. Дети не получают знаний об объектах, а лишь заучивают слова. При этом встречаются случаи, когда ребенок не узнает аналогичный предмет/животное в быту.

Система развития Никитиных

Набор спортивных и развивающих упражнений. Их порядок и способ выполнения объяснять ребенку нельзя. Если он не может что-то сделать, предлагается подождать, пока он подрастет.

Метод способствует физическому развитию и закаливанию, однако совершенно не включает интеллектуальной составляющей. Нет упражнений для развития речи.

Почему раннее развитие детей нам нравится?

  • Мы готовим свое чадо к такому сложному взрослому миру. Нам кажется, что чем больше мы сможем поместить в его маленькую головку, тем проще ему будет дальше.
  • Раннее обучение позволяет нам блеснуть перед знакомыми удивительными навыками ребенка, показать насколько он развит и умен. К тому же, нам льстит слоган любого кружка «мы сделаем из вашего ребенка гения».
  • Мы искренне верим, что поступаем правильно. Мы считаем, что нашему ребенку будет лучше, если он проведет за домашними занятиями больше времени.
  • Отдавая малыша в кружок, мы считаем, что социализация ему на пользу. Чем больше кружков, тем лучше. Ребенок должен быть занят!

Раннее развитие ребенка хорошо или плохо

Чем опасно раннее развитие детей до трех лет?

Сегодня педагоги и психологи в один голос выступают против раннего обучения детей. Во многом, такие системы рассчитаны на ребят с определенными заболеваниями. Частой проблемой «через чур развитых детей» становятся нервные срывы и вытекающие их них психосоматические расстройства.

Нужно ли раннее развитие вашему ребенку, если:

  • оптимальной «компанией» для малышей до трех лет являются родители. Социализация детям младшего возраста не нужна;
  • только последовательное освоение определенных навыков является путем к гармоничному развитию ребенка;
  • познание мира через карточки и другие наглядные пособия не заменяет активное изучение окружающих предметов. Вместо того чтобы показывать ребенку собаку на картинке, заведите щенка и научите малыша заботиться о нем, как о своем друге.

Никакое обучение не должно быть в ущерб потребности в свежем воздухе и активности. Занятия с карточками могут подождать, пока вы вернетесь с прогулки.

Раннее развитие ребенка хорошо или плохо

Что говорят специалисты?

  • Лучшее времяпрепровождение для ребенка – это занятия с мамой. Никакие кружки этого не заменят. Не обязательно каждый день выдумывать что-то новое, главное, чтобы вам было интересно.
  • Любые занятия должны проходить в игровой форме. При этом не допускается опережение «возрастных» ступеней.
  • Главным и единственным критерием рационального развития ребенка является его умение играть в ролевые игры самостоятельно. Чем сложнее и продолжительнее такая игра, тем лучше развит малыш;
  • Любое развитие должно быть своевременным. Это значит, что родители должны ориентироваться на состояние своего малыша, а не на среднестатистические данные. При этом вы можете выбирать метод раннего обучения, подходящий вам.
  • Ребенку дошкольного возраста НЕ НУЖНО быть все время занятым. Современные родители считают, что количество кружков должно полностью покрывать свободное время их чада. Такой подход является прямой дорогой к нервным срывам и проблемам с психикой.
  • До трех лет ребенку нужно показывать, как играть. В дальнейшем он должен сам научиться проводить время с интересом без вмешательства посторонних. Запомните! У каждого малыша должно быть свое место для игр, где он сможет заниматься, чем хочет и сколько хочет.
  • После трех лет наступает потребность в социализации. Поэтому, если вы не водите ребенка в детский сад, подыщите интересный кружок.
  • Подготовка к школе с раннего возраста вряд ли даст вашему малышу преимущество в первых классах. К сожалению, дети, прошедшие курс обучения по методикам раннего развития практически сразу теряют интерес к обучению. Ведь они опережают сверстников во нескольким пунктам. Однако, как мы уже видели, полученные знания скорее поверхностные. Если же ребенку не будет интересно учиться в начальной школе, он не станет этого делать и в старшей.

В любом занятии должна быть мера. Развивать ребенка необходимо, но делать это нужно с умом и пониманием его возможностей и потребностей. Например, изучение букв с рождения ничего не даст, кроме лищней информации. Почему? Потому что понятия «буквы» и «цифры» — абстрактные. А малыши готовы только к изучению окружающего мира. То есть, им необходимы прикладные знания о простых вещах, которые можно потрогать и попробовать на вкус.

Хотите поместить в маленькую головку бесполезные на этом этапе изображения цифр и букв? Пожалуйста. Но для чего?

Кто-то говорит, что трехлетнего ребенка можно научить читать. Можно. Но снова возникает проблема понятийно-смыслового пробела. Что лучше сделать, если вы хотите вырастить грамотного человека? (Известно, что читающие люди, легче учатся правильно писать). Читайте своему ребенку сказки на ночь. Читайте днем, вечером, читайте сами. Рано или поздно он заинтересуется книгами. А понятие «буква» и «слово» уже будет отпечатано в мозгу за счет практического примера. Ведь пока вы читаете, малыш заглядывает на страницы.

Нормы развития детей дошкольного возраста

Когда оптимально начинать занятия с малышом? Для каждого возраста есть свои нормы развития:

  • 6 месяцев – самое время для чтения книжек с цветными картинками. В этом возрасте нужны игрушки с разными фактурами, звучанием и цветом. Это время активного познания окружающего мира;
  • 1 год – пора активно разговаривать с ребенком. Он начинает изучать речь;
  • 2 года – формирование устной речи. Нужно знакомить ребенка с другими детьми;
  • 3 года – работа над произношением, расширение словарного запаса. Наступила пора групповых занятий. Это может быть творчество, физические упражнения, развивающие курсы для детей;
  • 4 года – оптимальный возраст для изучения иностранных языков (буквы и слова). Нужны упражнения на развитие мелкой моторики – конструкторы, мозаики.
  • 5 лет – начало обучения чтению и самостоятельности. Играйте в ролевые игры – обуть, одеть куклу, собрать игрушки и так далее.
  • 6 лет – занятия арифметикой, иностранными языками, посещение спортивных секций. Специалисты рекомендуют посещать подготовительные курсы при школах.

Самое важное! С ребенком нужно разговаривать. Ребенку нужно обязательно читать! 

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!

Источник

У Вас есть ребенок? Значит, Вы наверняка слышали про необходимость заниматься его ранним развитием. «После трех уже поздно!» – кричат с обложек заголовки книг. «Я занимаюсь с сыном по специальным таблицам с самого рождения!» – вторят им популярные «инстамамы». «Не упустите время, приводите к нам малышей с трех месяцев!» – вкрадчиво завлекают курсы разнообразных занятий. Раннее развитие стало не просто модным трендом, а практически обязательным признаком «хорошей матери».

Но… нужно ли оно на самом деле детям? Давайте разбираться.

Термин «раннее развитие» широко распространился после знакомства западных психологов с книгой японского предпринимателя Масару Ибуки «Kindergarten is Too Late». Под ним, как правило, понимается интенсивное формирование интеллектуальных навыков ребенка с опережением его возрастной нормы. Так, известные методики раннего развития – карточки Домана, кубики Зайцева, азбука Никитиных – направлены на обучение маленьких детей чтению, счету, пространственному мышлению и т.д.

ПОЧЕМУ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ СТАЛО ТАКИМ ПОПУЛЯРНЫМ?

Популярность методик раннего развития набрала обороты вовсе не просто так. Родители маленьких детей оказались удачной целевой аудиторией для рекламы «развивающих» игрушек и занятий. С телевизионных экранов и журнальных страниц полились многочисленные сообщения о том, что учёные будто бы настоятельно рекомендуют развивать у малышей навыки письма, чтения и вычисления логарифмов буквально с пеленок. Разумеется, пособия для формирования этих навыков можно сделать дома самим. Но гораздо быстрее и проще купить уже готовые, реклама которых удачно разместилась на соседней странице или в следующем ролике.

Вторым фактором, способствующим распространению идеи раннего развития, стал активно насаждаемый в обществе культ личной успешности. Постоянная гонка за достижениями быстро перенеслась из профессионально-деловой среды в другие сферы жизни, в том числе родительство. Стремление к «идеальному материнству» часто сочетается с убеждением, что «хорошая мама» должна много и долго заниматься с ребенком по самым передовым методикам раннего развития. А если не справляется сама – поручить это тщательно выбранным профессионалам.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА РАННЕГО?

Дело в том, что физическое и психическое развитие ребенка подчиняется собственным законам. Знаменитый советский психолог Л.С. Выготский, первым в нашей стране исследовавший проблему психологического развития ребенка, писал:

«Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют <…> сензитивным периодом. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы назвали оптимальными сроками обучения» .

Развитие интеллектуальных навыков в возрасте, не являющимся сензитивным для них, в лучшем случае окажется напрасной тратой сил и времени. На этот счет у психологов есть хорошая метафора: «Бесполезно тянуть росток вверх в надежде собрать урожай пораньше – нужно просто подождать, пока он созреет». В худшем случае, раннее обучение может привести к дисгармоничному формированию личности, когда бурное развитие в одной области приводит к отставанию в остальных. Эта ситуация отлично проиллюстрирована в сериале «Детство Шелдона». Его главный герой отличается невероятной интеллектуальной одаренностью и вместе с тем – явной незрелостью эмоционально-волевой сферы.

КАК УЗНАТЬ, КОГДА ПОРА РАЗВИВАТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ НАВЫК?

Есть очень простой индикатор, показывающий, что малыш «созрел» для изучения тех или иных сфер жизни – это его собственный интерес к ним. Если ребенок настойчиво тянется к карандашам и фломастерам и пытается «расписать» обои в квартире – мы можем предложить ему рисовать на специально наклеенном на стену ватмане. Тащит маму за руку к книжной полке и сосредоточенно вглядывается в слова? Возможно, пора познакомить его с азбукой. При этом не устраивать специальных «уроков», а между делом называть буквы, встречающиеся не только в книгах, но и, например, на уличных вывесках, и т.д.

В таком подходе состоит альтернативное понимание термина «раннее развитие»: помощь в освоении мира в темпе, комфортном самому ребёнку. Таким образом мы мягко и ненавязчиво подталкиваем малыша к изучению мира, следуя за его интересами. Задача взрослого в этом случае – создать удобную и вместе с тем богатую для изучения среду, в которой будет достаточно разнообразных стимулов для будущего обучения. Важно, чтобы ребенок мог сам выбирать, чем и когда ему заниматься. Для этого разные материалы и занятия должны быть, с одной стороны, доступны ему физически, с другой – безопасны при самостоятельном использовании. Роль родителей при этом – быть не направляющим «учителем», а бережным «проводником» в такой интересный и разнообразный мир.

НУЖНО ЛИ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?

Раннее развитие будет полезно только в том случае, если:

— Вы готовы принимать индивидуальные особенности, увлечения и темпы развития  малыша.
— Вы вдумчиво и критично относитесь к выбору предлагаемых методик раннего развития. Не пытаетесь загнать ребенка в жесткие рамки, чтобы соблюсти все требования выбранной Вами методики.
— Вы не пытаетесь опережать возрастные нормы и учитываете сензитивные периоды развития психических функций.
— Вы ведете ребенка к достижению его собственных целей. Даже если они не всегда совпадают с намеченными Вами.
— Вы отдаете ребенку ведущую роль в определении направления его развития. Вы готовы помогать ему с интересом осваивать мир.

Следует особо оговориться: все сказанное справедливо только в тех случаях, когда ребенок «нейротипичен», т.е. развивается в рамках возрастной нормы. Если Вы подозреваете задержку развития в той или иной сфере – лучше проконсультироваться с профильными специалистами: дефектологом, логопедом, неврологом. Они проведут диагностику и подскажут, какие занятия нужны в Вашем случае. В такой ситуации речь будет идти уже о коррекционно-развивающих занятиях. Их стараются начинать как можно раньше, чтобы помочь психике малыша «включить» компенсаторные возможности.

Каждый родитель, конечно, хочет, чтобы его действия в конечном итоге шли на пользу ребенку. Есть хорошая новость! В вопросах раннего развития детей можно поставить знак равенства между пользой и удовольствием. Наполняйте дни радостными, интересными событиями, наблюдайте за увлечениями малыша и отмечайте его успехи. Такой подход к развитию, несомненно, будет наилучшим для любого ребёнка!

Автор:

Раннее развитие ребенка хорошо или плохо

Наталья Ульянова

Педагог-психолог, игротерапевт

Преподаватель кафедры Академии психологии и педагогики ЮФУ, автор более 30 научно-исследовательских работ

Читайте также

Источник

На чтение 6 мин.

Современные родители стараются с пеленок заниматься развитием малышей, ведь в наше стремительное время нужно успеть дать все необходимые знания, чтобы ребенок не отставал от своих сверстников. Придумано большое количество различных методик: английский с рождения, математика для самых маленьких, чтение с раннего возраста, и т.д.

Специалисты разделились во мнении, насколько необходимо раннее развитие для малышей. Попробуем разобраться, нужно ли родителям начинать развивать ребенка чуть ли не с рождения.

Что представляет собой раннее развитие

В те времена, когда родители сами были детьми, им предоставлялась полная свобода. Они могли часами гулять на улице, их мамы и папы не водили в школы раннего развития, не скупали развивающую литературу. Сейчас к детям предъявляют повышенные требования, например, в первом классе они уже должны уметь читать и считать. Если раньше ребенок, который умеет читать в 5 лет, вызывал восхищение, то сейчас это является скорее нормой, чем исключением.

Интерес к раннему развитию подогревают социальные сети и видео в интернете, где дети демонстрируют свои достижения в самом юном возрасте. Естественно, родителям хочется, чтобы их малыш тоже умел читать, считать, разговаривать на иностранном языке.

В том, что взрослые хотят дать необходимые знания детям, нет ничего плохого. Наоборот, раннее развитие способствует гармоничному росту, прививает интерес к новой информации, учит полезным навыкам. Однако, большой объем информации и неправильная подача могут нанести вред ребенку.

Часто можно наблюдать такую картину. Четырехлетний ребенок декламирует стихи великих классиков, знает названия столиц многих государств, называет марки автомобилей, учит английские слова. Становится понятно, что родители уделяют много времени ребенку, но насколько будут полезны все эти знания для развития малыша? Ребенок может называть без запинки буквы алфавита, при этом не понимая, как их складывать в слова. Малыш учит большие отрывки из произведений, но не умеет сам одеваться и есть.

Кто же более развит для своего возраста: ребенок, который автоматически выучил какую-то информацию, или тот, кто владеет простыми навыками, необходимыми в повседневной жизни?

Психологи говорят о том, что с 2,5 до 4 лет у малышей активно развиваются интеллектуальные способности. На что нужно обращать внимание родителям:

  1. Физическая активность. Чтобы ребенок развивался интеллектуально, ему необходима физическая активность, при этом ограничивать ее не нужно.
  2. Интерес к окружающему. Все новое вызывает у малышей восторг, даже если это простые и привычные явления: гроза, дождь, божья коровка, снег, и т.д.
  3. Творчество. Лепка, рисование, различные поделки, музыкальные занятия, домашний театр – простор для творчества не ограничен.
  4. Развивающие игрушки. Сейчас большой выбор интересных и полезных игрушек и игр, которые помогают развитию малышей.

Что плохого в раннем развитии?

Часто амбициозные родители ставят невыполнимые задачи перед маленькими детьми. Они сравнивают сына или дочь с соседом, который в этом же возрасте уже вовсю изучает английский или показывает результаты на теннисном корте. Родители начинают водить свое чадо по многочисленным кружкам и секциям, заполняют все его свободное время занятиями. В понедельник ребенок занимается фигурным катанием, во вторник – английским, в среду он идет в школу раннего развития, в четверг – на гимнастику, в пятницу – на занятия математикой. Ребенок активно развивается, получает много новой информации, но он лишен простых детских радостей. Малышу некогда бегать со сверстниками по улице, поиграть в куклы или машинки, просто порисовать или полистать книжку.

Психологи говорят, что маленькие дети не проявляют интерес к буквам и прописям, зато с удовольствием собирают конструктор, играют в прятки, катаются на самокате или велосипеде. Родители должны понимать, что с помощью игр их детки развиваются в соответствии со своим возрастом.

Амбициозным родителям нужно научиться понимать и слышать своего ребенка. Они не должны навязывать свои желания, ведь их сын или дочь – отдельная личность с собственными увлечениями и интересами. Например, папа еще до появления сына мечтал, что у него вырастет футболист. Сам папа когда-то бросил занятия футболом, о чем жалеет до сих пор. И вот он ведет сына в футбольную секцию, ежедневно рассказывает, как важно добиться результатов в спорте. А сын при этом совсем не хочет играть в футбол. Ему хочется поиграть с другом в игрушечный паркинг, побегать с водными пистолетами, научиться плавать. Что будет вспоминать о своем детстве выросший мальчик? Скорее всего, останутся негативные моменты, когда отец вез его на футбол, не спрашивая, хочет ли тот гонять мяч по полю.

Детские психологи сравнивают малышей с ростками. Природой заложено, что росток тянется к солнцу, по миллиметру вырастает из земли. Если сильно дергать его, то можно повредить или даже покалечить. Так и с детьми. Не нужно опережать события, загружать сложной информацией и большим количеством занятий. Детки должны развиваться в соответствии со своим возрастом.

Желание родителей опередить событие и вложить больше знаний в ребенка может привести в дальнейшем к серьезным проблемам.

Плюсы раннего развития

В первую очередь, занятия с малышами учат их общению, концентрации внимания, развивают эмоционально и интеллектуально. На что следует обратить внимание родителям:

  • Учимся считать. Уже с трех лет родители могут в виде игры научить деток считать. Например, можно поиграть с малышом в магазин. Сколько ты купил конфет? А яблок? В игровой форме кроха быстро освоит азы математики.
  • Читаем с мамой. В раннем возрасте малышам будут интересны тактильные книжки, которые можно потрогать. В дальнейшем читайте крохе интересные сказки и рассказы, в соответствии с его возрастом. Вместе рассматривайте картинки, обсуждайте прочитанное. Пускай малыш представит себя на месте главного героя.
  • Творим. Любое творческое занятие способствует развитию малышей. Это может быть рисунок кисточками, пальчиками, карандашами, лепка из пластилина или соленого теста, простые поделки. Главное, не заниматься с ребенком по расписанию, а просто предлагать какое-то увлекательное занятие.
  • Танцуем. Включайте веселую музыку и устройте танцевальную вечеринку для всей семьи.
    Занимаемся спортом. Без физической нагрузки не будет полноценного интеллектуального развития малыша. Больше гуляйте на свежем воздухе, делайте зарядку, играйте в подвижные игры.
  • Развиваем мелкую моторику. Предложите ребенку найти маленькие игрушки в емкостях с крупами, нанизать бусинки на леску, поиграть в пальчиковые игры, порисовать на песке.

Можно посещать с ребенком школу раннего развития, где профессиональные педагоги и психологи проводят увлекательные и полезные занятия.

Но родителям нужно помнить, что каждому ребенку нужно свободное время, когда он сможет просто повеселиться, побегать, пообщаться с друзьями. Не загружайте малышей занятиями, ведь они всю сознательную жизнь будут учиться и развиваться. А детство должно остаться в памяти, как самое беззаботное и счастливое время.

Источник