Раннее развитие ребенка до года за и против

Раннее развитие –  нужно ли?

Сегодня хотелось бы поговорить о раннем развитии детей. В “раннем развитии” безусловно прекрасно одно – это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети стали самыми лучшими, самыми счастливыми, самыми талантливыми, т.е самыми – самыми. И это так естественно – на пути к своей мечте пройти через увлечение “ранним развитием”. Мы живем в стремительном мире передовых технологий, который, кажется, требует адаптации интеллекта к собственным реалиям даже от маленьких детей. Как известно, ранний возраст (от рождения до 3-х лет) – самая важная в плане восприятия часть нашей жизни, определяющая будущее развитие человека, закладывающая его способности и характер. Дети начинают впитывать в себя информацию, учиться сразу после появления на свет.

Молодые родители, узнав о существовании современных методик раннего развития, уже не могут жить спокойно, их преследует страх «не успеть», поскольку «после трех уже поздно».  Сразу после рождения ребенка родители сталкиваются с огромным количеством мнений, как на темы здоровья и физического развития малыша, так и в вопросах его обучения, начиная прямо с самого рождения.

Однако существует и другая категория родителей, то ли ленивых, то ли наоборот, внимательно изучивших вопрос – они уверяют, что от популярного «раннего развития» вреда намного больше, чем пользы. Так ли это или мнение о вреде чтения с пеленок и других популярных методик – не более чем сгущение красок? Попробуем разобраться.

Прежде всего, давайте разберемся, что же мы подразумеваем под самим термином «раннее развитие»? Смысл же этого словосочетания обычно разный, а подразумеваться может либо раннее развитие, либо раннее обучение. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 4 лет.

Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению, что соответствует потребностям ребенка – развить и раскрыть его собственный потенциал. Мамы во все времена – стремились развивать своих детей как физически (занимаясь с ними массажем, гимнастикой и простыми подвижными играми), так и умственно, с помощью книжек, колыбельных, общения, вовлечения малышей в жизнь взрослых. Это нормальная, свойственная каждому родителю стимуляция естественного детского стремления к знаниям, самостоятельной игре и творчеству.

Если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ползать, ходить и разговаривать, проявляет сообразительность в игре, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии.

Раннее обучение  – это целенаправленная деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п. Самые серьезные споры и разногласия возникают по поводу именно раннего обучения, которое обычно подразумевает использование какой-либо методики. По существу, эти методики предлагают не развивать маленького ребенка, а досрочно обучать его тем предметам, которые ему через несколько лет так или иначе предстоит проходить в школе.

Как видно, цели и результаты раннего развития и раннего обучения кардинально отличаются.

Почему же родители стремятся к раннему обучению?

Родителям хочется, чтобы:

  • ребенок был не по годам развит, потому что хочется
  • воспитать его уникумом, не таким, как все;
  • ребенок стал тем, кем не стали они, или просто был «умнее родителей»

воплотить в жизнь свои амбиции – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!». (Для справки: Рихард Вагнер начал брать свои первые уроки музыки в 15 лет, а Поль Гоген стал учиться живописи, когда ему было уже 26!)

Польза «раннего развития»

Недостаточная стимуляция мозга младенца приводит к практически необратимым последствиям. А лишняя информация попросту не задержится в его сознании.  По этому рассмотрим некоторые плюсы «раннего развития» в привычном для нас понимании (использование тематических карточек, специальных развивающих игрушек и пособий):

С помощью дидактического материала вы вносите разнообразие в жизнь ребенка – создаете развивающую среду.

         В условиях города мы заперты в кирпично-бетонные коробки собственных домов, гуляем с детьми в одних и тех же дворах, мало путешествуем. Разноцветные карточки обычно вызывают у них интерес. Поэтому сложно переоценить важность создания для ребенка стимулирующей развивающей среды и поощрения его исследовательской свободы.

Ребенок учится воспринимать и обрабатывать новую информацию.

         Согласно данным нейрофизиологии, именно до 3 лет формируются основные нейронные связи (около 80 %) в мозге человека. На этом и основано название знаменитой книги «После трех уже поздно» (автор Масару Ибука). Давая всем пяти органам чувств ребенка адекватную возрасту нагрузку, вы научите его схватывать «на лету» новые знания.

Вы имеете более-менее четкий план развивающих мероприятий.

 Что ни говори, воображение у всех нас разное, а сидение дома с малышом зачастую не способствует его развитию. В таких случаях рекомендации и пособия будут очень полезны, как минимум, для мамы.

Вред раннего обучения чтению, счету, иностранному языку и т.д.

Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства (ребенок становится капризным, нарушается сон, аппетит и т.д.), нежелание ребенка заниматься или появившиеся проблемы с концентрацией. При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету и т.д. И еще хорошо, если эти проблемы проявятся так быстро, что будет легко установить причины их появления.

Что несет за собой раннее обучение?

Перегрузка центральной нервной системы.

Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.

Развитие интеллекта в ущерб другим способностям.

Существуют неопровержимые некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации. Нарушение последовательности воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка. Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет. А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям. Почему бы по той же схеме маме не пойти в фитнес-зал и без предварительной подготовки отжать от груди штангу весом 30 кг раз двадцать? Получится? Не думаю. Почему же нужно тренировать мозг ребенка пока он не успел сформироваться? Развитие же, в подлинном значении этого слова, подразумевает нечто большее. Это, прежде всего, формирование характера, личности. Для будущего гения очень полезны такие качества, как внутренняя независимость, упорство, богатая фантазия, безукоризненный вкус, готовность к риску – и еще многое из того, о чем ни слова не упоминается в традиционных руководствах по “раннему развитию”. Человек, обладающий этими качествами, способен учиться самостоятельно в любом возрасте. Ему не нужны особые методики, адаптированные для двухлетних детей.

Снижение «пластичности» мозга.

При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны. Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие. Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте  позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.

Функциональная несформированность лобных отделов мозга.

Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями. Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой. Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.

Проблемы с самооценкой

Такие проблемы могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста. Если родители постоянно сравнивают своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным. А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было, и тут уж совсем далеко до воспитания гения становится.

«Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития.

Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.

Вероятно, дабы не лишать ребенка детства все методики “раннего развития” основной упор делают на легкость освоения материала. Они задуманы так, чтобы ребенок учился, в буквальном смысле слова, играючи, безо всякого умственного усилия. Здесь-то и таится главная опасность! Ничто так не обманчиво, как ранний “успех”, доставшийся без напряжения воли. Бог весть, какие иллюзии могут сложиться у семилетнего рано обученного ребенка, который видит, как его одногодки, сидя за школьными партами, с трудом постигают простейшие, на его взгляд, вещи. Но когда-нибудь настанет время учить информатику, экономику, юриспруденцию – и вдруг выяснится, что по этим дисциплинам не предусмотрено никаких методик “раннего развития”, а есть только некоторые  руководства. И тогда преимущество будет у тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром обычных учителей. Стандартные программы “раннего развития” построены так, как будто их самая конечная цель состоит лишь в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте усвоил материал начальных классов. После семи лет “развитие” словно бы и заканчивается. А где же методики “раннего развития” школьников, позволяющие с легкостью усваивать знания в объеме университета?

Раннее развитие: стоит ли?

Заниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет, решать, уважаемые родители, Вам. Однако, спеша ознакомьтесь с различными методиками, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них. Именно такое фанатичное стремление «научить» ребенка приводит к опасным последствиям. Самостоятельное обучение ребенка чем-то напоминает самолечение. Так же рекомендую ознакомиться с Федеральным Государственным Стандартом Дошкольного Образования, дабы иметь представление, что же все-таки должен уметь Ваш малыш к концу третьего жизни. И если Вы не будете стремиться только к результату, а будете искренне получать удовольствие от общения с малышом, пытаться учиться вместе с ним, посмотреть на мир его глазами – такое раннее обучение принесет действительно ценные плоды в виде радости обоих участников процесса, взаимного доверия и получения интересного опыта. И, возможно, даже придете к тому, что будете просто играть с ребенком в «Ладушки» и «Сороку», петь песенки про «Кото Котовича», пересыпать крупу и песок, перебирать зерна, читать хорошие и добрые книги, смотреть хорошие фильмы и слушать хорошую музыку. Ну и пусть это будет носить ознакомительный характер. Ранний возраст – это пора, когда готовят почву к посеву и не ждут всходов.  Маленького ребенка можно обучить лишь самым примитивным вещам, а познакомить – со всеми сокровищами и достижениями мира. Поэтому девизом родителей должно быть: “Не учить, а знакомить!” Если у мамы или папы есть один час, который они могут уделить своему малышу, то лучше в этот час прочесть ему вслух “Сказку о царе Салтане” Пушкина, чем сложить несколько слов из кубиков Зайцева.

И в заключение хочется пожелать здоровья и успехов Вам и Вашим детям! Не стойте на месте! Творите, ищите, пробуйте!

Использованные источники: « Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины», Леонид Некин, nekin@narod.ru.По материалам сайта Тропинка к гениальности.

Источник

Термин раннее развитие ребенка молодые родители в современном мире слышат почти каждый день. Все больше мам и пап начинают увлекаться определенными методиками и практиковать их со своими детьми. В то же время значительное количество родителей, хотя и неоднократно слышали о раннем развитии, однако относятся к подобным методикам достаточно прохладно, а то и являются откровенными противниками таких форм занятий с ребенком.

Содержание статьи:

  • На чьей же стороне правда?;
  • За и против;
  • Утверждение 1;
  • Утверждение 2;
  • Утверждение 3;
  • Утверждение 4;
  • Утверждение 5;
  • Ответ психологов;
  • Утверждение 6;
  • Какое раннее развитие нужно ребенку?.

На чьей же стороне правда?

Для выяснения этого, как минимум, рассмотрим, что же такое раннее развитие.
Как пишет в своих трудах автор многих развивающих методик Елена Данилова, раннее развитие — это интенсивное развитие талантов в раннем возрасте, то есть от рождения и до 2-3 лет. Такое развитие — не просто изучение с ребенком определенных дисциплин (рисование, музыка, чтение и т.д.) вроде школьных уроков, а обучение в форме общения, игры и творчества с использованием специально разработанных методик (например Домана, Никитиных и т.п.).

Раннее развитие ребенка: За и против

Мы, как родители, хотим для своих детей лучшего, желаем дать им все самое нужное и ограничить и защитить от ненужного или вредного. Учитывая это, взгляды на раннее развитие ребенка у разных родителей кардинально отличаются. Вот какие аргументы приводят сторонники методик раннего развития:
Мозг в раннем детстве стремительно развивается, что позволяет без труда овладевать значительными объемами новых знаний и умений.

Если опоздать и начать развитие малыша после 3 лет, а то и ближе к школьному возрасту, ребенку будет труднее даваться процесс освоения знаний и у него не получится полностью раскрыть данное ему природой потенциал.

Что же отвечают родители, которые считают раннее развитие ребенка лишним и несвоевременным?
Подобно желудку новорожденного, который не в состоянии переварить «взрослую» пищу, мозг ребенка раннего возраста не готов воспринимать огромные объемы информации, предназначенной для старших детей. Например, раннее обучение чтению на родном или иностранных языках. Когда все внимание сосредоточено на развитии интеллекта ребенка, то будет страдать его эмоциональное здоровье и, как следствие, поведение.

Раннее развитие ребенка лишает беззаботности детства, слишком рано заставляет стать взрослым.
Предлагаю, опираясь на утверждение сторонников и противников раннего развития, найти золотую середину и определить, как сделать развитие ребенка гармоничным.

Видео по теме:

Утверждение 1

Мозг в раннем детстве стремительно развивается, что позволяет без труда “переваривать” и “усваивать” значительные объемы новых знаний и умений.

Представим себе компьютер, на жесткий диск которого мы постоянно что-то записываем, записываем, сохраняем — вдруг когда-нибудь понадобится. И из всего этого используем всего десятую часть. Когда диск полный, работа компьютера замедляется, он часто зависает, найти какую-то информацию становится нелегко. Так и мозг маленького ребенка, заполненный ненужными знаниями. 2-х летнему малышу вряд ли надо знать строение земной коры, названия всех созвездий или законы Ньютона. Узнать это все он еще успеет.

Утверждение 2

Если опоздать и начать развитие после 3 лет, а то и ближе к школьному возрасту, ребенку будет труднее даваться процесс освоения знаний и он не сможет полностью раскрыть данный ему природой потенциал.

Сроки и возможности развития у каждого ребенка абсолютно индивидуальны. Поэтому родителям нужно учитывать природу и склонности именно их чада, а не выдуманные кем-то стандарты. Нередко дети, которых родители активно развивали с первых дней жизни, в школе теряют интерес к учебе, поскольку учителя ориентируются больше на школьную программу, чем на индивидуальность учеников. Кроме того, успешное усвоение школьных предметов — еще не показатель гармоничного развития личности. Хороший аттестат никак не связан ни со счастьем, ни с успеваемостью в карьере или бизнесе. Сколько бывших двоечников вполне счастливы и реализовались в жизни? Так же немало бывших отличников всю жизнь только «подают надежды», но успех и удовлетворение обходят их стороной. Известны также истории знаменитостей, которых в школе записали в полные бездари, а те во взрослой жизни достигли потрясающего успеха.

Утверждение 3

Раннее развитие ребенка — это дорожка к полному взаимопониманию, это радость совместного творчества и познания мира.

Путь к полному взаимопониманию — это не столько процесс собственно раннего развития ребенка по определенным методикам, сколько времяпрепровождения родителей с детьми, радость от совместных занятий и совместных достижений или грусть от общих неудач, процесс насыщения ребенка любовью. Если у родителей еще есть время и желание освоить какую-то из методик раннего развития и получается ее, осознавая необходимость вложения в такие занятия немалых усилий и настойчивости, а также то, что это кропотливая и многолетний труд, — это просто прекрасно. Но только до тех пор, пока раннее развитие не преобразуется в погоню за результатами и соревнования между родителями, которым не терпится похвастаться, у кого ребенок больше умеет и знает.

Вы это не раз слышали: «А мой в два года уже «Колобка» сам читает!», «А моей полтора года, а она уже 30 стишков умеет рассказать!», «А мы, знаете, изучали с трехлетним сыном и полуторагодовалой дочкой только английский и испанский языки, а вот теперь решили еще китайский начать». Что обычно испытывают при этом другие родители? «С моим ребенком, наверное, что-то не так» или «Я, пожалуй, плохая мама / плохой папа». И настойчиво начинают «исправляться».

Утверждение 4

Мозг ребенка раннего возраста не готов воспринимать огромные объемы информации, предназначенной для старших детей. Сажать малыша за парту и учить, как в школе, совсем необязательно. Мир прикосновений, звуков, цветов, форм, безопасных игрушек — вот что нужно. Ребенку не повредит рассмотрение букв или то, что мы читаем ему сказку. Мозг малыша не перегрузится, когда мы, работая вместе на кухне, попробуем посчитать картофелины или яблоки. Главное — не заставлять ребенка, не надоедать ему, во время занятия внимательно следить за реакцией, а не ориентироваться на определенный результат, не ставить в пример других детей.

Утверждение 5

Когда все внимание сосредоточено на развитии интеллекта ребенка, то страдают ее эмоциональное здоровье и, как следствие, поведение. Дети раннего возраста — губка, которая впитывает эмоции, как положительные, так и отрицательные. Для того, чтобы мир эмоций ребенка развивался гармонично, давая ему ощущение счастья в настоящем и авансом на взрослую жизнь, чрезвычайно важна «погода в доме», то есть гармония в семье, где растет малыш. и если в семейной жизни не все в порядке (папа головой погружается в работу, а мама реализует свое стремление к счастью исключительно через развитие детей), то в таком случае, целесообразнее немного притормозить с освоением методик раннего развития ребенка и обратить внимание на методики улучшения отношений в семье.

Время, которое будет потрачено на изучение определенной методики развития ребенка, подготовку к ежедневным занятиям и изготовление необходимых заготовок для совместного творчества, лучше использовать для восстановления собственного душевного спокойствия, понимания своей природы и природы хотя бы близких людей. Потому вряд ли ребенок, который говорит на трех языках и играет на флейте, будет счастливым и достигнет успеха, видя, как родители ежедневно эмоционально уничтожают друг друга, а заодно и психику молодых членов семьи.

Дети счастливы, когда счастливые родители. Дети чувствуют себя хорошо, когда родители реализуют свое призвание, когда они наполнены светом и внутренним спокойствием, излучают тепло. И эта атмосфера любви, гармонии и взаимопонимания — то, что должно предшествовать занятиям по раннему развитию, быть их основой. Нередко в жизни мы встречаем людей, которые просто поражают нас своей безграничной добротой, готовностью помочь, высокими нравственными нормами. И мы удивляемся, откуда у них берется столько любви.

Ответ психологов

На этот вопрос отвечают психологи Ю. Гиппенрейтер и Г. Нарушевич. Они утверждают, что отношение к людям и миру и способность во взрослом возрасте дарить окружающим любовь закладываются в детстве, особенно в возрасте до 5 лет. И закладывают это родители своей любовью и принятием ребенка и, что важно, внимательным и бережным отношением друг к другу. Дети, родители которых были слишком сосредоточены на улучшении их знаний или поведения и забывали демонстрировать им свою любовь, во взрослом возрасте не имеют внутренних ресурсов любви, которую могли бы отдать жене / мужу и детям. Им во взрослом возрасте приходится учиться любить себя, свою половинку и детей, а это непростая наука.

Утверждение 6

Раннее развитие лишает ребенка беззаботности детства, слишком рано заставляет его стать взрослым.
Природа ребенка — игра. Даже взрослые в специальных психологических играх-установках способны понять некоторые важные для себя вещи, например, как найти призвание или построить прочные отношения. Итак, основываясь на любовь к ребенку, полное принятие ее природы, в том числе непохожесть на родителей, право на ошибки, право на большие желания и смелые цели и склонность познавать мир в игре, мы сможем помочь раскрыть лучшие качества, не вредя беззаботному детству.

Какое раннее развитие нужно ребенку?

Итак, что следует помнить, занимаясь с малышом:
— Ребенок лучше и охотнее познает мир в игре;
— Важнейшим в процессе раннего развития является собственно сам процесс, а не результат;
— Самое главное для ребенка раннего возраста — гармоничное эмоциональное состояние.

Приоритетная задача родителей — окружить детей безграничной любовью, чувством их уникальности и неповторимости, уверенности в своей безопасности и в том, что дети родились в прекрасном мире.

Подводя итоги, можно уверенно утверждать, что раннее развитие ребенка – нужная штука. Но стоит отметить, что это развитие именно эмоционального мира ребенка, некое вступление к любви к жизни, людям и миру, развитие способности любить, сочувствовать, помогать другим, а не развитие чисто интеллектуальных способностей.

Источник