Раннее развитие ребенка до года математика
Оксана Крушинская
Математическое развитие детей раннего возраста
Математическое развитие в раннем возрасте рассматривается в рамках сенсорного развития. То есть представляет собой формирование у детей сенсорных эталонов (некоторых особенностей формы, величины предметов, количества, расстояний, ориентировки в пространстве и др.)
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, ее изучение играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, логическое мышление, влияет на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
А для того, чтобы материал быстрее усваивался, повышался интерес к восприятию познавательного материала, развивалась память, внимание, необходимо использовать дидактические игры. Дидактические игры позволяют детям применить наглядность материала, что очень важно для раннего возраста.
И я, как воспитатель, должна помочь детям овладеть эталонной системой величин, форм, количеств, расстояний, ориентировки в пространстве и др., так как усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
В работе по математическому развитию детей раннего возрастамной были поставлены следующие задачи:
1. Создать предметно – развивающую среду по математическому развитию детей раннего возраста.
2. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам математического развития детей раннего возраста.
Все вышесказанное побудило меня разработать и изготовить дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Дидактические игры с детьми от 2-х до 3-х лет направлены на восприятие формы, величины, количества предметов, ориентировки в пространстве.
Для выполнения поставленных задач я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, изготовила несколько дидактических игр по восприятию формы, величины, количества предметов.
Также положительных результатов в своей работе я добилась, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями по математическому развитию детей раннего возраста. Были изготовлены консультации, папки-ширмы, памятки, буклеты по математическому развитию. На родительском собрании было рассказано об особенностях математического развития детей раннего возраста, о результатах педагогической диагностики, разработанной К. Л. Печорой, которая дает возможность прослеживания динамики изменений в развитии ребенка. Общение в ходе собрания также позволило родителям разобраться в сути математического образования ребенка раннего возраста. При этом в процессе дискуссии мы развеяли миф о «раннем развитии», которое сводится к обучению чуть ли не с рождения цифрам, счёту. Был сделан вывод о том, что ребенок в раннем детстве должен пройти все этапы развития естественным путем, не ускоряя и не тормозя их. Кроме этого, на собрании была показана родителям презентация электронного образовательного ресурса по математическому развитию, где было предложено им скачать материал на флеш-карты для закрепления навыков дома.
Родители правильно воспринимали все рекомендации, что помогло мне в работе.
Проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по математическому развитию показывает, что дети успешно овладевают знаниями и умениями программы формирования элементарных математических представлений. В связи со сказанным становится очевидным, что создавая условия для математического развития, решается не только задача своевременного развития ребенка, но и реализуется одно из основных направлений Концепции математического развития в РФ.
Дидактические игры
«Зайчики играют на полянке»
Цель: Развивать у детей умение формировать группы однородных предметов,учить различать количество предметов: много – один.
Оборудование: Панно, 5 зайчиков, 5 морковок.
Описание:Воспитатель показывает панно с прикрепленными к нему зайчиками и спрашивает: «Кто это? (Зайчики. Вместе с ребенком повторяет слово зайчики.) Сколько зайчиков?» (Много.)
Воспитатель предлагает ребенку поиграть с зайчиками. Ребенок вместе с воспитателем отцепляет от панно по одному зайчику. Воспитатель уточняет, сколько ребенок взял зайчиков (Одного.). Далее ребенок отцепляет от панно всех остальных зайчиков.
Затем педагог предлагает прикрепить к панно зайчиков и сопровождает действия ребенка словами: «Вот зайчик, вот еще зайчик, еще зайчик…»Затем уточняет: «Много зайчиков». (Жестом указывает на зайчиков.)Ребенок вместе с воспитателем повторяет: «Много».
Воспитатель акцентирует внимание на количестве зайчиков: «Вот как много зайчиков!»И спрашивает: «Сколько зайчиков?»Затем обобщает ответ ребенка: «Да, зайчиков много».
Воспитатель показывает своего зайчика и уточняет: «У меня один зайчик».Ребенок повторяет: «Один зайчик».Воспитатель тоже прикрепляет его к панно и говорит: «На полянке много зайчиков».
Далее воспитатель предлагает ребенку угостить зайчиков морковками и
повторяет аналогичные действия с морковками.
«Расставляем матрешек»
Цель: Формировать у детей умение раскладывать однородные предметы разной величины от большего к меньшему (в пределах 5 размеров).
Оборудование: Панно, 5 матрешек разной величины.
Описание: Воспитатель показывает ребенку 5 матрешек разной величины и панно, на котором пришита дорожка, затем предлагает рассмотреть их, обращает внимание на величину матрешек.
Воспитатель заостряет внимание на том, что матрешки разные. Взяв маленькую матрешку, показывает ее ребенку и поясняет, что она маленькая (кладет ее внизу панно справа). Затем берет побольше матрешку, снова показывает ее ребенку и объясняет, что она побольше (кладет ее рядом с первой, справа от нее). Постепенно демонстрирует каждую последующую матрешку, которая чуть больше предыдущей,сопровождая показ словами: большая матрешка, вот какая. И т. д.
На столе все матрешки раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от панно. Затем в соответствующем порядке прикрепляются к панно на дорожку.Педагог поясняет: «Вот самая большая матрешка, вот поменьше, еще меньше, а это еще меньше, а вот самая маленькая».
Затем педагог отцепляет от панно матрешек, перемешивает их и просит ребенка расставить на дорожке матрешек по возрастающей величине. Ребенок приступает к самостоятельному раскладыванию матрешек на дорожку панно. Воспитатель обращает внимание на их величину, может показать место, куда надо прикрепить матрешку. Воспитатель предлагает ребенку посмотреть,как много матрешек и как красиво они выстроились в ряд: вначале стоит самая большая (показывает жестом на матрешку соответствующего размера, затем поменьше, еще меньше, еще меньше и наконец, самая маленькая. Ребенок вслед за взрослым указывает размер матрешек.
«Яблоки для ежика»
Цель: формировать у детей представление о величине, учить различать предметы по величине (большой – маленький,учить различать количество предметов: много – один.
Оборудование: панно с пришитым ёжиком, 1 большое яблоко, 4 маленьких яблок.
Описание: Педагог показывает ребенку панно с ёжиком и яблоки (1 большое, 4 маленьких, предлагает рассмотреть яблоки, обращает внимание на величину яблок и на количество (называет и показывает). Затем воспитатель прикрепляет большое яблоко к ёжику и уточняет его величину и количество: «Это большое яблоко, оно одно». Затем прикрепляет 4 маленьких яблок к ёжику и уточняет их величину и количество: «Это маленькие яблоки, их много». Далее воспитатель отцепляет от ёжика все яблоки и предлагает ребенку взять большое яблоко и прикрепить к ёжику.После выполнения задания уточняет: «Какое яблоко прикрепил: большое или маленькое?» (Большое.) То же задание выполняется с маленькими яблоками.Затем педагог уточняет у ребенка: «Сколько больших яблок прикрепил к ёжику?» (Одно.) «А сколько маленьких яблок прикрепил к ёжику?» (Много.)
«Дорожки для гусениц»
Цель: формировать у детей представление о величине, учить различать предметы по величине (длина).
Оборудование: панно с пришитыми дорожками разной длины (длинная и короткая, короткая гусеница, длинная гусеница.
Описание: Педагог показывает ребенку панно с дорожками разной длины (длинную и короткую, короткую и длинную гусеницу, предлагает рассмотреть гусениц и дорожки, обращает внимание на длину гусениц и дорожек (называет и показывает).Затем воспитатель прикрепляет длинную гусеницу к длинной дорожке и уточняет их длину: «Это длинная гусеница, она пойдет по длинной дорожке».Далее воспитатель прикрепляет короткую гусеницу к короткой дорожке и уточняет их длину: «Это короткая гусеница, она пойдет по короткой дорожке». Воспитатель отцепляет от дорожек гусеницы и предлагает ребенку взять короткую гусеницу и прикрепить к короткой дорожке.После выполнения задания уточняет: «Какую гусеницу прикрепил к короткой дорожке: длинную или короткую?» (Короткую.) То же задание выполняется с длинной гусеницей и длинной дорожкой.
«Цветные фигуры»
Цель: формировать у детей представление о форме, учить различать предметы по форме и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Оборудование: панно,фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Описание:Педагог показывает ребенку панно и фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предлагает рассмотреть фигуры, обращает внимание на то, что фигуры разные (называет и показывает).Затем воспитатель прикрепляет круг к панно и уточняет: «Это круг»,прикрепляет квадрат к панно и уточняет: «Это квадрат»,прикрепляет треугольник к панно и уточняет: «Это треугольник»,прикрепляет прямоугольник к панно и уточняет: «Это прямоугольник»,прикрепляет овал к панно и уточняет: «Это овал». Далее воспитатель отцепляет от панно фигуры и предлагает ребенку взять квадрат и прикрепить к панно.После выполнения задания уточняет: «Какую фигуру прикрепил к панно: квадрат или прямоугольник?» (Квадрат.) То же задание выполняется с кругом, овалом, треугольником и прямоугольником.
«Собери паровозик»
Цель: формировать у детей представление о форме, учить различать предметы по форме и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, учить ориентироваться в пространстве.
Оборудование: панно,фигуры: 3 круга, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Описание:Педагог показывает ребенку панно и фигуры: 3 круга, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предлагает рассмотреть фигуры, обращает внимание на то, что фигуры разные (называет и показывает).Затем воспитатель из фигур собирает паровозик:сначала прикрепляет прямоугольник к панно и уточняет: «Это прямоугольник, он находится в середине панно»,вверху прямоугольника прикрепляет к панно квадрат и треугольник и уточняет: «Это квадрат, а это треугольник, они находятся вверху прямоугольника»,внизу прямоугольника прикрепляет к панно 3 круга и уточняет: «Это круги, они находятся внизу прямоугольника»,впереди прямоугольника прикрепляет к панно овал и уточняет: «Это овал, он находится впереди прямоугольника». Далее воспитатель отцепляет от панно фигуры и предлагает ребенку собрать паровозик.В процессе игры уточняет у ребенка: «Какую фигуру взял, куда ее прикрепишь?».
«Цветы на полянке»
Цель: формировать у детей представление о величине, учить различать предметы по величине (большой – маленький,учить различать количество предметов: много – один.
Оборудование: панно (полянка, 1 большой цветок, 4 маленьких цветка.
Описание: Педагог показывает ребенку панно (полянка,1 большой цветок, 4 маленьких цветка, предлагает рассмотреть цветы, обращает внимание на величину цветов и на количество (называет и показывает). Затем воспитатель прикрепляет большой цветок к панно (полянке)и уточняет его величину и количество: «Это большой цветок, он один». Затем прикрепляет 4 маленьких цветка к панно (полянке)и уточняет их величину и количество: «Это маленькие цветы, их много». Далее воспитатель отцепляет от панно (полянки) все цветы и предлагает ребенку взять большой цветок и прикрепить к панно (полянке).После выполнения задания уточняет: «Какой цветок прикрепил: большой или маленький?» (Большой.) То же задание выполняется с маленькими цветами.Затем педагог уточняет у ребенка: «Сколько больших цветов прикрепил на полянку?» (Один.) «А сколько маленьких цветов прикрепил на полянку?» (Много.)
Источник
Добрый день, друзья, читатели, гости! Недавно я рассказывала вам о том, как начать развивать логические навыки у маленьких деток, вам достаточно просто много разговаривать с малышом и объяснять ему окружающие его явления и события. Сегодня же мне хотелось бы поговорить о том, как дать ребенку понятие о математике. Ведь логика и математика очень связаны между собой, так как в математике все логично и имеет свои закономерности.
Многие думают, что маленькому ребенку она еще не нужна и откладывают ее на потом.
Лично я убеждена, что математику можно и нужно объяснять ребенку практически с рождения. Это не значит, что вы должны учить таблицу умножения на следующий день после рождения, но рассказывать малышу такие понятия, как мало, много, ноль (пусто), больше, меньше и т.д. важно и нужно.
С чего же начать? С ручек и пальчиков. Все детки изучают свое тело и мамино лицо. Вот вы гладите малыша по ручке, вот он подносит ручку к глазам, трогает носик, «какая маленькая у тебя ручка, а сколько много на ней пальчиков! Вот первый пальчик — самый большой и толстый, а второй — потоньше и подлиннее, а за ним и третий идет, четвертый, пятый. Вон их сколько! На одной рученьке целых пять! Смотри и у мамы есть ручка, а на ней тоже пальчики. Много их?
Обязательно играйте в пальчиковые игры. Сначала рассказывайте несложные стишки, в которых встречается счет пальчиков, поглаживайте их (это и легким массажиком будет, который тоже полезен ребенку), показывайте нехитрые упражнения на своих пальцах, чтобы ребенок видел, как это делаете вы.
Малыш растет, начинает ползать, ходить. Вы дружно считаете его шаги (а ведь это шаги и к математическим понятиям тоже ???? ), считаете ложечки с кашей, которые он съел. И вот вы не заметили, как он уже умеет считать до 10. Может озвучить этого он еще не может, так как очень мал, но уверяю вас, он это помнит!!!
Давайте не будем останавливаться и пойдем дальше. Попробуем донести до ребенка понятия величин с помощью игрушек (так как они его сейчас окружают со всех сторон). Вы можете предложить ребенку покормить игрушки и раздать большому мишке большое яблоко (круг), а маленькому мишке – маленькое. Так как я сейчас делаю акцент именно на детках до года, то всегда есть вероятность, что мама помогает и даже желает большую часть того, что просит, но вы не должны этого пугаться. Когда вы в сотый раз сделаете одно и тоже, а ваш малыш, перешагнув годовой рубеж, а может и раньше сделает тоже самое, вы будете на 7 небе от счастья.
Точно также в игре, вы знакомитесь с понятиями много и мало (а эти понятия уже знакомы ему по играм с пальчиками). Например, вы идете летом гулять и любуетесь на деревья, а на одном столько яблок (много!), вы срываете одно яблоко (у вас мало или много? Мало), но зато какое оно большое ????
Я не расписываю подробно игры, так как они элементарны, я лишь хочу сделать акцент на том, что не нужно бояться разговаривать с ребенком, говорите, как можно больше. Вы можете сказать одно предложение и рассказать ребенку и о природе и о математике и о логике и бог знает чем еще (и это только звучит страшно: «Математика с рождения», а ведь это так просто. Говорите!
Немного о нашем опыте, так как он не самый стандартный.
Мы занимались с рождения математикой по методике Глена Домана. В чем суть? Я показывала Даше карточки, на которых было изображено различное количество точек от 0-100. Я просто их озвучивала и быстро сменяла одну карточку на другую. Потом я показывала примеры, используя эти карточки. Так я пыталась показать ребенку понятие числа (цифры мы начали смотреть и играть с ними только около 3 лет). В 8 месяцев я решилась ее протестировать.
21 октября 2010 года. Даше 8 месяцев.
«Сегодня первый раз попыталась протестировать Дашу по математике. Я была в радостном оцепенении, когда Даша правильно «ответила» (показала карточки) на все вопросы. Сначала я просто показывала карточки с точками 0-100 и просила выбрать из 2 карточек 1, которую называла. 10 правильных ответов. Потом я рискнула и стала показывать простейшие примеры и давать 2 варианта ответа…. Опять правильно!!! В этот момент я поняла, что не зря прошли 7 месяцев занятий и ожидания маленького чуда!»
Для чего я написала это? Все реально! Не бойтесь давать ребенку мыслительную нагрузку, не бойтесь делать что-то нестандартное. Я не призываю всех заниматься так, как это делали мы. Я всего лишь описываю свой опыт. Но какой бы путь вы не выбрали, главное, чтобы интересно было вам и ребенку.
В следующий раз я расскажу уже о конкретных играх и задачках для деток в возрасте 1-2 лет. Постепенно мы разберем задания и на возраста 2-3, 3-4 года.
Мне очень интересно прочитать о Вашем опыте занятий математикой с малышами до года! Буду рада комментариям и рассказам!
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Костюченко Мария. Он-лайн школа «Учимся играя»
Источник
Нужна ли крошечному малышу, который едва выучился ходить, математика? Думаю, ответов будет больше отрицательных. Ну зачем такому крохе учить цифры? Действительно, зачем? А главная ошибка заключается в том, что многие из нас сводят такую многогранную и многоликую науку, как математика, к одному из ее разделов – арифметике.
А между тем, начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве, и такие понятия, как размер и форма, и простейшие логические и арифметические операции. Без этих первых эталонов кроха не сможет полноценно осваивать окружающий мир. А кроме всего прочего, математика как нельзя лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать. Только вот развивать детский интеллект тоже нужно с умом. И делать это лучше всего в повседневных играх и занятиях. Этакая “естественная” математика.
Математика между делом
Детским физиологам давно известно, что в каждый возрастной период малыш лучше всего усваивает какие-то конкретные знания, приобретает определенные навыки. Именно с года и наступает самый настоящий “математический” возраст, когда крохе очень важно познакомиться со свойствами предметов, осознать их связь между собой, осилить основы синтеза и анализа, понять простейшую житейскую логику. А что может быть лучшим материалом для нескучного обучения малыша? Конечно игрушки. Именно кубики и мячики, пирамидки и матрешки, куколки и мягкие зверушки помогут вам легко и весело объяснить малышу непростые понятия. Строя башенку или домик, ребенок быстро запомнит названия геометрических фигур, если вы будете почаще называть их. А незамысловатые эксперименты со строительным набором откроют крохе свойства тех или иных фигур. Оказывается, мячик легко скатится по наклонной доске, потому что он круглый, а вот кубик так катиться не сможет, так как у него есть углы. Если вы предложите малышу угостить зайчика красным печеньем (красные “кирпичики” из конструктора), а мишку – синим или подобрать к открытым фломастерам нужные колпачки, постепенно кроха научится различать цвета. А многократно собирая пирамидку или матрешку, малыш усваивает понятия “большой-маленький” и учится соотносить предметы по величине. Стоит отметить, что прежде чем малыш начнет сравнивать предметы, он должен четко понять, что такое “одинаковые”. Ищите вместе с крохой одинаковые кубики в россыпи строительного набора и стройте из них башенку, выбирайте одинаковые пуговицы из коробочки для рукоделия и выкладывайте из них узор, находите одинаковые бусины в ожерелье, подбирайте пары носочков после стирки, сервируйте кукольный стол одинаковыми тарелками и т.п. В играх можно придумать множество подобных ситуаций. Будет кстати и игра “парочки”, в которой нужно находить одинаковые картинки.
Малыши и цифры
Учить цифры с малышом не обязательно. Пока. И очень заблуждаются те мамы и папы, которые, выучив с сыном или дочуркой названия цифр или механически заучив количественный счет, утверждают, что их кроха умеет считать. Мышление у малыша до трех лет конкретное. Это значит, что он плохо воспринимает абстрактные символы, вроде букв и цифр. Для него цифры – ничего не значащие закорючки, которые мама называет “три” или “семь”. Поэтому учить считать малыша нужно на конкретных предметах. И связывать счет именно с конкретными яблоками, мячиками, конфетами или машинками. К абстрактным цифрам вы перейдете позже. А пока самое важное для крохи – это осознание количества, четкое понимание, что не зависит это понятие ни от размеров объектов счета, ни от их формы или цвета, и даже от настроения маленького математика и прочих катаклизмов тоже не зависит. Например, берем из вазочки, где лежат пять печений, одно и обращаем внимание малыша, что это “один”. Потом кладем рядышком еще одно и говорим, что это “два”. Когда добираемся до последнего печенья, говорим малышу, что это “пять”, а в вазочке печений больше нет. Значит, изначально у нас там лежало пять печений. А в следующий раз точно так же сосчитаем яблоки в тарелке, или кукольные платьица, или игрушечные машинки в коробке. Многократно пересчитывая вместе с мамой окружающие предметы, малыш, в конце концов, поймет, что последняя названная при пересчете цифра и равна количеству. Для маленького человечка это очень важное и непростое открытие.
И только тогда, когда малыш научится считать в пределах десятка абсолютно осознанно, понимать, “чувствовать” количество, можно потихоньку переходить на абстрактные цифры. Обычно это происходит примерно к трем годам. Все вышесказанное не значит вовсе, что нужно спрятать от малыша цифры и ни в коем случае их ему не показывать и не называть. Речь о том, чтобы насильно не навязывать малышу то, что в силу возрастных особенностей он не сможет понять и полноценно усвоить.
Математика в движении
Заниматься математикой можно даже во время подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше и легче, если во время занятий задействуется крупная и мелкая моторика крошечного “ученика”. Например, промаршируйте с крохой по комнате сначала на счет “раз-два”, затем на счет “раз-два-три”, а после и “раз-два-три-четыре”. Попросите малыша поднимать ручки на “один”, а на “два” – опускать или разводить в стороны. На счет можно прыгать на двух ножках, приседать, наклоняться вперед или в стороны. Во время игры с мячиком бросайте или катите его по полу друг другу, называя числа. То есть вы бросаете и говорите: “Один!” Малыш бросает мячик обратно и называет: “Два!” Если кроха уже неплохо считает, попробуйте начинать счет не с единицы, а с любого произвольного числа. Быстро сообразить, что следует, скажем, за семеркой – это уже не так просто. А можно точно так же тренироваться в обратном счете.
А вот вам еще одна веселая подвижная забава. Вырежьте из бумаги разноцветные круги и разложите их на полу. Пусть это будут цветы, а малыш – маленькая пчелка, собирающая нектар. Теперь бросаем кубик с точками. Сколько на нем выпало, столько шагов или прыжков должен сделать малыш по “цветочкам”. Если мама или кто-то из ребятишек присоединится к игре и дорожка будет подлиннее, то можно даже устроить соревнование. Бросаем кубик и прыгаем по очереди. Побеждает тот, кто первым доберется до финиша-“улья”.
Поиграйте с крохой в “математический” вариант игры “холодно-горячо”. Спрячьте в комнате игрушку, и пусть малыш попробует ее отыскать, выполняя ваши словесные инструкции: “Два шага вперед, один шаг влево, правее, левее, ниже, выше”.
Геометрия для малышей
Для самых маленьких математиков изучение геометрических фигурок можно превратить в веселую игру. Делается она в считанные минуты. Возьмите лист картона и вырежьте в нем несколько “окошек” таким образом, чтобы их можно было открывать и закрывать (три стороны вырезаем, четвертую отгибаем). Наклейте картон на лист белой бумаги, откройте “окошки” и нарисуйте в каждом по одной геометрической фигурке: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапецию, звезду. Любопытный малыш захочет открыть окошко и узнать, что же там спряталось. Кроха заглядывает в окошки, а мама называет нарисованную там фигурку. Очень скоро малыш и сам будет безошибочно находить нужного “жильца”. Кстати, точно так же весело можно учить и цифры.
А если у вас отыщется несколько спичечных коробков, сделайте следующее. Вырежьте из цветной бумаги пары одинаковых геометрических фигурок. Одну парную фигурку наклейте сверху спичечного коробка, а вторую – на внутреннюю часть. Теперь придумайте какую-нибудь игровую ситуацию, например, как зайчишки расшалились, разобрали спичечные коробки и перепутали. Теперь плачут, не знают, что им делать и как собрать все так, как было. Конечно, добрый малыш не откажется помочь зайчишкам-шалунишкам. Ему нужно найти одинаковые фигурки и соединить коробочки с крышками. Эта игра одновременно научит ребенка находить одинаковые предметы, поможет запомнить названия геометрических фигур и, конечно, потренирует мелкую моторику. Можно сделать пары фигурок не только разных форм, но и разных цветов. Тогда задача сразу усложнится, ведь нужно учитывать не только форму, но еще и цвет. Можно написать на крышках коробок цифры, а на внутренней части нарисовать соответствующее количество точек. Собирая вместе с мамой коробки, малыш постепенно запомнит написание цифр и научится соотносить их с нужным количеством точек.
Прогулка с математикой
Заниматься математикой можно даже во время прогулки. Самое простое, что можно придумать, это считать определенные встречные предметы. Например, легковые машины, или грузовые, или все машины белого цвета, или всех встречных девочек, или мальчиков. Можно пересчитать этажи домов, а заодно и определить, что выше: девятиэтажка или дом в 16 этажей? Почаще проговаривайте, например, такие фразы: “Посмотри, здесь стоят две красные машины и две синие. Всего – четыре. В песочнице играют два мальчика и три девочки. Всего пять детей”. Так постепенно освоим и состав числа.
Предложите малышу на прогулке отыскивать “все, чего по два”. Это непросто, но интересно. Скорее всего, сначала вы будете делать это сами, но постепенно и ребенок поймет смысл игры и будет вам помогать. У людей по две ноги, вот две синие скамейки у подъезда, а на этой клумбе растет две розы. В следующий раз ищите предметы, которых по три, четыре, пять… Если малыш уже знает цифры и их порядок, вам подойдет игра с номерными знаками автомобилей. Внимательно разглядывая номера встреченных по пути машин, нужно отыскать сначала цифру 1, потом 2, 3 и т.д. Для ребятишек постарше, умеющих или учащихся считать, хорошим тренажером станет игра “Сколько ног?”. Мы будем считать ноги у всех встречных людей, животных и птиц: мама с дочкой – 2+2=4, кошка – 4+4=8, голубь – 8+2=10, Интересно, сколько же ног вам встретится за время прогулки? А свои посчитать не забыли?
Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями “толстый-тонкий”. Предложите малышу сравнить толщину деревьев во дворе: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается – значит, дерево толстое. Везде, где это возможно, сравнивайте высоту деревьев, кустов, травы, домов, ширину проезжей части и тротуара, широкого моста и узенького мостика через речушку, длину скамеек и т.п. Постепенно, через игру, малыш усвоит все эти понятия.
Математические сказки
Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть, – ваши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.
“Теремок” поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка – и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. “Колобок” и “Репка” особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в “Репке” можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? “Три медведя” – это вообще математическая суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками. Чтение “Красной Шапочки” даст возможность поговорить о понятиях “длинный” и “короткий”. Особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка.
Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – “Про козленка, который умел считать до десяти”. Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10.
Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например, “Котята” С. Михалкова или “Веселый счет” С. Маршака. Множество стихов-считалочек есть у А. Усачева. Вот одна из них, “Считалка для ворон”:
Я решил ворон считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Шесть ворона – на столбе,
Семь ворона – на трубе,
Восемь – села на плакат,
Девять – кормит воронят…
Ну а десять – это галка.
Вот и кончилась считалка.
Вообще, любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером. Считать можно все, что найдется подходящего на картинке: деревья, грибочки, птичек, деток, листочки, зайчиков и т.п. А сколько ножек у мальчика? А у двух мальчиков? А лапок у собачки? А у двух собачек? А сколько нужно мальчику ботинок? А собачке на четыре лапки? А двум собачкам? А сколько ножек у гриба, а у рыбки (ни одной), а у морской звезды, а у жука, паука, осьминога?
Сколько ног у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!..
(А. Усачев)
Нелогичная логика
Принято считать, что у малышей до трех лет не развито логическое мышление, а значит учить их логике – пустое занятие. Но это не совсем так. Логика-то у них есть. Да только своя собственная, противоречащая общепринятой и, зачастую, взрослому пониманию недоступная. И обучать малыша самым простым логическим операциям не только можно, но и нужно. Например, простейшей классификации. Почаще называйте названия групп предметов: на кухне это посуда, в детской – игрушки, в прихожей – одежда, обувь, головные уборы и т.п. Повторяйте, собираясь на прогулку: “Сейчас мы наденем свитер, джинсы и курточку – это одежда”. Напоминайте, убирая в комнате: “Давай уберем на место мишку, зайку и машинку – игрушки”. А накрывая на стол, приговаривайте: “Вот мы поставили чашки и тарелки, положили ложечки – это посуда”.
Попробуйте поиграть в игру, где нужно разделять предметы на группы в зависимости от заданного признака. Соберите в комнате игрушки малыша, постройте из кубиков домик и расскажите, что домик этот непростой. Войти в него могут только… собачки. Отберите вместе с крохой игрушечных собачек и “впустите” их в домик. В следующий раз вид на жительство получат машинки или куклы, или те, у кого есть копыта, те, у кого четыре лапы, четыре колеса и т.п. Когда кроха освоит сортировку по одному признаку, усложните задание. Отбирайте, скажем, больших собачек или только маленькие машинки. Можно построить два (и более) домиков: в красном доме живут все большие игрушки, а в синем – маленькие. Эта игра хороша тем, что имеет бесконечное множество вариантов. Особенно, если вы потратите чуть-чуть времени и вырежете из разноцветного картона всевозможные фигурки. Универсальными будут геометрические фигуры трех размеров и четырех цветов. Из них можно подбирать самые разнообразные комбинации: только фигурки с углами, без углов, одновременно большие и желтые, все маленькие, не круглые и не красные и т.п. Если малышу не интересна геометрия, вырежьте из картона силуэты машинок, зверюшек, овощей, фруктов – словом, всего, что может кроху заинтересовать. С подобным дидактическим материалом хорошо осваивать и счет. Ведь в каждом домишке может жить определенное количество жильцов. И они могут ходить друг к другу в гости. А значит, количество жильцов будет то уменьшаться, то увеличиваться.
Одним словом, возможности малышовой математики поистине безграничны. И нужно всего лишь чуть-чуть терпения и выдумки, и сложные на первый взгляд вещи станут для крохи простыми и понятными. Помните, как решал задачи Буратино? “А я не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!” И даже в этом есть своя, вполне понятная логика. Будьте внимательны к малышу, не навязывайте собственного мнения, а относитесь к его мыслям и рассуждениям с пониманием и уважением. И всегда помните, что радость от решения непростой задачи, желание самостоятельно докопаться до истины для малыша куда важнее умения считать до ста в три года или знания наизусть таблицы умножения.
Юлия Ильяшенко
Статья предоставлена журналом “Мама и Малыш” N 04 2007 год
Источник