Раннее развитие ребенка через движение

Успешное развитие ребенка через движение

“Движение – это жизнь” эти слова известны каждому человеку. Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки и т.д. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни. Специалисты разного профиля (физиологи, врачи, психологи, педагоги и др.) утверждают, что движения, двигательная активность являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья, физического развития ребенка но представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.

Однако родители предпочитают предложить дома ребенку более спокойные игры (рисование, интеллектуальные и настольные игры – это в лучшем случае, чаще всего ребенок ограничивается просмотром телепередач, видеофильмов, играми за компьютером.

На сегодняшний день открыто множество спортивных секций и клубов, спортивных площадок, но родители обеспокоены более ранним обучением детей чтению, письму, математике, иностранному языку, физическая культура отходит на второй план. Но все же следует знать и помнить, что движение, с начала совсем простое, а затем все более сложное дает ребенку возможность освоить мир, общаться с окружающими, а следовательно учится и постигать.

Развивать ребенка, готовить к школьному обучению можно не только усадив его предлагая игры, задания для развития памяти, внимания, мышления, но и с помощью специальных кинезиологических упражнений. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой мозолистым телом. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Упражнения способствуют:

– развитию мозолистого тела;

– снятию напряжения;

– улучшению памяти, внимания

– облегчают процесс чтения и письма;

– развивают мелкую моторику.

Кинезиологические упражнения – “Гимнастика мозга” напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.

Приведу пример двух комплексов упражнений.

Комплекс № 1

1. «Глазки». Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала. Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.

2. «Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

3. «Ладошка». С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.

4. «Колечко». Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

5. «Ротик». Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот.

6. “Язычок”. Язычок вы покажите, на него все посмотрите. Движения языком вперед-назад.

7. «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим». Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.

Комплекс № 2

1. Качание головой. Покачаем головой – неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону

2. «Руки». Рукам чтобы силу дать – нужно крепче их сжимать. Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.

3. «Глазки». Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле. В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

4. «Глазки». Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

5. «Водолазы». Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем.

Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

6. «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки». Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки.

Гимнастику следует выполнять ежедневно в течении 15-20 минут используя один из предложенных комплексов.

Нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: “Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай!”. А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород именно когда ребенок двигается. Движение – это жизнь, развитие. Двигайтесь вместе с ребенком, развивайте его и будьте здоровы и счастливы.

Читайте также:  Мама лара развитие ребенка видео

Источник

Елена Ткаченко
Педагогический опыт «Развитие основных движений детей раннего возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений»

«РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ»

Дети раннего возраста приобретают опыт в двигательной деятельности, связанный с выполнением упражнений, направленных на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья и бросания мяча в одном из приоритетных видов детской деятельности – игре. Поддерживать и закреплять естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.

«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

Специфика работы группы состоит в том, что мы работаем с детьми раннего возраста. Каждый год группы комплектуются из детей, впервые пришедших в детский сад, у всех детей по – своему протекает процесс адаптации. В своей практике активно используем подвижные игры в разных режимных моментах. Малыши охотнее идут в группу, быстрее перестают плакать, если сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности. Ознакомившись с публикациями интернет – ресурсов, с педагогическим опытом коллег, на основе исследований Голубева Л. Г., Шебеко В. И. сделали вывод о том, что, одним из средств развития движений, а так же удовлетворения двигательной активности детей раннего возраста являются подвижные игры и игровые упражнения.

Учитывая данные обстоятельства, мной была начата работа по обобщению моего педагогического опыта: «Развитие основных движений детей раннего возраста средствами игровых упражнений»

«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Актуальность моего педагогического опыта определятся тем, что ориентация на целевые ориентиры ФГОС в раннем возрасте способствует развитию у детей разных видов двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания и др.)

В настоящее время данный вопрос звучит очень актуально, т. к. в настоящее время все больше внимания обращается на умственное развитие детей, не проявляя должной заботы о физическом развитии. А ведь именно у детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение для ребенка загадка, исследовательский рефлекс в области движений проявляется у маленьких детей с особой силой.

Поэтому появилась необходимость компенсировать недостаток движений и освоение новых движений средствами специально подобранных подвижных игр и игровых упражнений.

«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Для теоретического обоснования проблемы развития двигательной активности средствами игровых упражнений на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили трактовку некоторых понятий.

Их определение представлено на слайде.

Подвижная игра с правилами (П. Ф. Лесгафт) — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Игровые упражнения (Е. А. Тимофеева) – представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий.

Проблемой развития движений в раннем возрасте занимаются ведущие ученые – педагоги (В. А. Шишкина, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина).

Бабина К. С. пишет, что первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

Способы повышения двигательной активности детей раннего возраста рассмотрены в работах Д. В. Хухлаевой, Т. И. Осокиной, Э. Я. Степаненковой, М. А. Руновой, Н. Аксеновой и др.

«Цель и задачи педагогической деятельности»

Понимая важность проблемы,мы поставили перед собой следующую цель:

Цель: развитие основных движений детей раннего возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений.

Данная цель предполагала решение следующих задач,которые представлены на слайде:

1. Развивать двигательные способности детей как энергетической основы для роста и развития организма ребенка раннего возраста.

2. Обогащать и накапливать двигательный опыт детей при овладении основными движениями;

3. Развивать физические качества: скорость, ловкость, гибкость, выносливость и координацию.

4. Воспитывать интерес к физическим упражнениям и совместным подвижным играм.

5. Воспитывать потребность в правильном выполнении движений.

6. Формировать «комплекс удовольствия и мышечной радости» в ощущениях как основу будущей потребности в двигательной активности.

«Ведущая педагогическая идея»

Ведущая педагогическая идея заключается в организации подвижных игр и игровых упражнений, которые способствуют совершенствованию основных движений, стимулируют и удовлетворяют потребность в двигательной активности детей раннего возраста.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста планируется нами в различное время дня в соответствие с режимом дня. Подвижные игры включаем в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, мы решаем практические задачи обучения. (выделенное красным не читать, но знать этапы)

Читайте также:  Развитие мышления у ребенка 3 лет дома

1) На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, его выполнение.

2) На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки.

3) На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Моя работа осуществлялась по 3 этапам:

Подготовительный этап:

изучение методической и психолого-педагогической литературы,

опыта работы педагогов;

изучение условий, выявление уровня сформированности основных движений детей раннего возраста;

оценка осведомлённости родителей группы о значении развития движений детей раннего возраста и о взаимосвязи между уровнем развития движений детей раннего возраста и умственным развитием.

Практический этап:

создание системы работы с детьми с использованием подвижных игр и игровых упражнений,

организация работы с родителями,

создание разнообразной физкультурно-игровой среды, направленной на активизацию и освоение детьми раннего возраста.

Обобщающий этап

выявить эффективность работы по развитию основных движений детей раннего возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений,

обобщение и диссеминация опыта работы

В начале года провели оценку индивидуального уровня сформированности основных движений ребенка, в соответствии с картами нервно – психического развития детей раннего возраста К. Печоры. На занятиях, в свободное время, на прогулке наблюдали за выполнением детьми основных движений: как ходят, бегают, прыгают, бросают мяч. Оказалось, что запас двигательных навыков и умений у детей небольшой.

Установили следующее:

детей с высоким уровнем усвоения движений – 0%,

детей со средним уровнем – 45%,

детей с низким уровнем – 55%.

Анкетирование родителей по данной проблематике, показало заинтересованность родителей вопросами развития движений детей.

2 этап – практический.

Его цель: активизация двигательной активности детей средствами подвижных игр, развитие и совершенствование основных движений.

Весь игровой материал распределили в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу взяла тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей 2-3 лет.

Мы проанализировали содержание двигательной активности детей.И определили правила: в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) проводим подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность до 10-15 мин.

Использую в работе с детьми игры различного содержания:

– с ходьбой и бегом;

– с ползанием;

– с бросанием и ловлей мяча;

– с подпрыгиванием;

– на ориентировку в пространстве;

– с разнообразными движениями и пением.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Выходя на прогулку с детьми, продумываю различные двигательные задания. Например, добежать до дерева, проскакать по дорожке до кегли, подлезть под кустик, позвонить в колокольчик и т. д. Разнообразные игры это и «Гуси, гуси», «Воробышки», «Птички», «Догонялки» и многие другие.

Для мотивации детей раннего возраста к подвижной игре основным является игровой прием близкий к ведущей деятельности детей раннего возраста – наиболее специфичный и эмоционально – эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно действенного мышления.

Игровая мотивация, направленная на подражание движениям героев, побежим легко, как мышки в игре «Кот и мыши» или «Я подкину мячи высоко-высоко, разлетятся мячи далеко-далеко. А детки сейчас побегут и мячики мне принесут». Подкидываем мяч.и удивительно: равнодушных деток практически никогда не остается.

Из опыта работы детей привлекает внезапное появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, например, в игре «Мой весёлый звонкий мяч» вносили разноцветный мяч, а малыши в игре осваивали умение подпрыгивать на двух ногах и по сигналу убегать, не наталкиваясь друг на друга. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий.

Объяснение подвижной игры идет в ходе самой игры. Например, говорим, что сейчас будем играть в игру «Птички в гнездышках» и тут же предлагаем детям занять места в гнездышках, которые заранее подготовлены (обручи, стулья, нарисованные круги и т. д.).

В игре используем экспрессивные оценочные высказывания, выражающие поощрение, опережающую поддержку и эмоциональное одобрение действиям ребенка.Всегда говорю малышам: «Вот какие вы ловкие и быстрые, убежали от лохматой собачки, а она вас и не догнала! Вот какие вы молодцы!». Мое позитивное эмоциональное состояние передаётся детям.

Читайте также:  Проблемы диагностики и развития способностей ребенка

Путём показа, объяснения обучаю детей навыкам движения, регулирую число повторений, подбираю разные игры по трудности выполнения того или иного движения, обеспечиваю определённую физическую нагрузку.

Подвижные игры с малышами организуем сами, хотя часто их проводим по желанию детей. В играх с детьми берем на себя исполнение главной роли, например «Лисы» в игре «Лиса и зайцы». Играя с детьми, мы действуем наравне с ними, выполняя главную роль и руководя игрой.

14 слайд

В группе оснастили уголок движений, где мы учли возрастные особенности детей, их интересы. В нашей группе имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, скамейки, дуги разной высоты, разнообразные мячи, мягкое бревно, коврики, канат; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, платочки, флажки, гимнастические палки, кольцебросы. Для того чтобы все дети с удовольствием включались в игру, кроме спортивного инвентаря,использую дополнительную атрибутику: длинные ушки зайчикам, шапочки и эмблемы птиц и животных, цветные флажки.

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении двигательной активности можно добиться только совместными усилиями детского сада и семьи. Для родителей мы организовывали разнообразные формы. В информационном уголке для родителей систематически обновляется материал о подвижных играх и упражнениях,различные консультации на темы: «Спорт или физкультура», «Во что и как играть во дворе», «Быть в движении, значит укреплять здоровье» и многое другое.

Родители приняли активное участие в организации фотовыставки «Подвижные игры на улице в выходной день».

На 3 этапе своей работы мы провели обследование уровня сформированности развития детей первой младшей группы.

Результаты диагностики развития основных движений показали, что движения детей стали более уверенные, дети, а это в соответствии с возрастными нормами овладели основными движениями, они стали более целенаправленными, четкими, координированными. У детей продолжает обогащаться и накапливаться двигательный опыт при овладении основными движениями. Кроме того, дети стали более ловкие и выносливые. Отмечается активность, самостоятельность в организации подвижных игр. Дети самостоятельны в выборе атрибутов к игре; активно проявляют положительные эмоции в процессе подвижных игр.

Педагогические условия эффективного развития

В качестве условий развития двигательной активности ребенка, являющихся основой физического воспитания детей раннего возрастав дошкольных образовательных учреждениях выделяются следующие:

Закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной активности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время.

Владение педагогами специальными методами мотивации детей раннего возраста к двигательной активности и методами активизации движений детей.

Организация физкультурно-игровой среды

.Подобные условия благоприятствуют развитию двигательной активности ребенка и выступают основой физического воспитания детей раннего возраста в детском саду.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Мной был разработаны:

1. Перспективный план подвижных игр

2. Перспективный план самостоятельной двигательной деятельности

3. Систематизирована картотека малоподвижных и игр большой подвижности для детей 2-3 лет

4. Раскрыты эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по повышению педагогической компетенции родителей в вопросах активизации и развития двигательной активности детей раннего возраста.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Примененная мной система работы позволила мне изменить подход к выбору упражнений, игр, основных движений во время физкультурных занятий и различных режимных моментах.

Результатами работы по данной проблеме я считаю:

Физическое развитие детей раннего возраста включает развитие двигательных способностей, связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. При организации двигательной деятельности проявляют положительное эмоциональное отношение к двигательной активности, самостоятельно воспроизводит ранее освоенные движения.

Обеспечение возможности каждому малышу демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них («себя показать и других посмотреть»). Малыши проявляют интерес к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при овладении основными движениями и развитием физических качеств, являются подвижные игры и игровые упражнения, способствующее обогащению и накоплению двигательного опыта детей.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Свой педагогический опыт я представила на локальном уровне

– участием в педагогических советах, мастер-классах, педагогических мастерских, смотрах-конкурсах в рамках методической работы в ДОУ

На общероссийском уровне

– на личном сайте,расположенном на НС портале социальных работников образования в разделах: «Здоровый образ жизни», «Физкультура».

Литература

Источник