Раннее развитие ребенка через движение

Успешное развитие ребенка через движение

“Движение – это жизнь” эти слова известны каждому человеку. Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки и т.д. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни. Специалисты разного профиля (физиологи, врачи, психологи, педагоги и др.) утверждают, что движения, двигательная активность являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья, физического развития ребенка но представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.

Однако родители предпочитают предложить дома ребенку более спокойные игры (рисование, интеллектуальные и настольные игры – это в лучшем случае, чаще всего ребенок ограничивается просмотром телепередач, видеофильмов, играми за компьютером.

На сегодняшний день открыто множество спортивных секций и клубов, спортивных площадок, но родители обеспокоены более ранним обучением детей чтению, письму, математике, иностранному языку, физическая культура отходит на второй план. Но все же следует знать и помнить, что движение, с начала совсем простое, а затем все более сложное дает ребенку возможность освоить мир, общаться с окружающими, а следовательно учится и постигать.

Развивать ребенка, готовить к школьному обучению можно не только усадив его предлагая игры, задания для развития памяти, внимания, мышления, но и с помощью специальных кинезиологических упражнений. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой мозолистым телом. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Упражнения способствуют:

– развитию мозолистого тела;

– снятию напряжения;

– улучшению памяти, внимания

– облегчают процесс чтения и письма;

– развивают мелкую моторику.

Кинезиологические упражнения – “Гимнастика мозга” напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.

Приведу пример двух комплексов упражнений.

Комплекс № 1

1. «Глазки». Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала. Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.

2. «Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

3. «Ладошка». С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.

4. «Колечко». Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

5. «Ротик». Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот.

6. “Язычок”. Язычок вы покажите, на него все посмотрите. Движения языком вперед-назад.

7. «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим». Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.

Комплекс № 2

1. Качание головой. Покачаем головой – неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону

2. «Руки». Рукам чтобы силу дать – нужно крепче их сжимать. Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.

3. «Глазки». Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле. В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

4. «Глазки». Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

5. «Водолазы». Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем.

Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

6. «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки». Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки.

Гимнастику следует выполнять ежедневно в течении 15-20 минут используя один из предложенных комплексов.

Нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: “Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай!”. А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород именно когда ребенок двигается. Движение – это жизнь, развитие. Двигайтесь вместе с ребенком, развивайте его и будьте здоровы и счастливы.

Читайте также:  Цели развития речи у ребенка

Источник

Елена Ткаченко
Педагогический опыт «Развитие основных движений детей раннего возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений»

«РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ»

Дети раннего возраста приобретают опыт в двигательной деятельности, связанный с выполнением упражнений, направленных на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья и бросания мяча в одном из приоритетных видов детской деятельности – игре. Поддерживать и закреплять естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.

«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

Специфика работы группы состоит в том, что мы работаем с детьми раннего возраста. Каждый год группы комплектуются из детей, впервые пришедших в детский сад, у всех детей по – своему протекает процесс адаптации. В своей практике активно используем подвижные игры в разных режимных моментах. Малыши охотнее идут в группу, быстрее перестают плакать, если сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности. Ознакомившись с публикациями интернет – ресурсов, с педагогическим опытом коллег, на основе исследований Голубева Л. Г., Шебеко В. И. сделали вывод о том, что, одним из средств развития движений, а так же удовлетворения двигательной активности детей раннего возраста являются подвижные игры и игровые упражнения.

Учитывая данные обстоятельства, мной была начата работа по обобщению моего педагогического опыта: «Развитие основных движений детей раннего возраста средствами игровых упражнений»

«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Актуальность моего педагогического опыта определятся тем, что ориентация на целевые ориентиры ФГОС в раннем возрасте способствует развитию у детей разных видов двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания и др.)

В настоящее время данный вопрос звучит очень актуально, т. к. в настоящее время все больше внимания обращается на умственное развитие детей, не проявляя должной заботы о физическом развитии. А ведь именно у детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение для ребенка загадка, исследовательский рефлекс в области движений проявляется у маленьких детей с особой силой.

Поэтому появилась необходимость компенсировать недостаток движений и освоение новых движений средствами специально подобранных подвижных игр и игровых упражнений.

«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Для теоретического обоснования проблемы развития двигательной активности средствами игровых упражнений на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили трактовку некоторых понятий.

Их определение представлено на слайде.

Подвижная игра с правилами (П. Ф. Лесгафт) — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Игровые упражнения (Е. А. Тимофеева) – представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий.

Проблемой развития движений в раннем возрасте занимаются ведущие ученые – педагоги (В. А. Шишкина, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина).

Бабина К. С. пишет, что первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

Способы повышения двигательной активности детей раннего возраста рассмотрены в работах Д. В. Хухлаевой, Т. И. Осокиной, Э. Я. Степаненковой, М. А. Руновой, Н. Аксеновой и др.

«Цель и задачи педагогической деятельности»

Понимая важность проблемы,мы поставили перед собой следующую цель:

Цель: развитие основных движений детей раннего возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений.

Данная цель предполагала решение следующих задач,которые представлены на слайде:

1. Развивать двигательные способности детей как энергетической основы для роста и развития организма ребенка раннего возраста.

2. Обогащать и накапливать двигательный опыт детей при овладении основными движениями;

3. Развивать физические качества: скорость, ловкость, гибкость, выносливость и координацию.

4. Воспитывать интерес к физическим упражнениям и совместным подвижным играм.

5. Воспитывать потребность в правильном выполнении движений.

6. Формировать «комплекс удовольствия и мышечной радости» в ощущениях как основу будущей потребности в двигательной активности.

«Ведущая педагогическая идея»

Ведущая педагогическая идея заключается в организации подвижных игр и игровых упражнений, которые способствуют совершенствованию основных движений, стимулируют и удовлетворяют потребность в двигательной активности детей раннего возраста.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста планируется нами в различное время дня в соответствие с режимом дня. Подвижные игры включаем в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, мы решаем практические задачи обучения. (выделенное красным не читать, но знать этапы)

Читайте также:  Проблемы в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

1) На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, его выполнение.

2) На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки.

3) На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Моя работа осуществлялась по 3 этапам:

Подготовительный этап:

изучение методической и психолого-педагогической литературы,

опыта работы педагогов;

изучение условий, выявление уровня сформированности основных движений детей раннего возраста;

оценка осведомлённости родителей группы о значении развития движений детей раннего возраста и о взаимосвязи между уровнем развития движений детей раннего возраста и умственным развитием.

Практический этап:

создание системы работы с детьми с использованием подвижных игр и игровых упражнений,

организация работы с родителями,

создание разнообразной физкультурно-игровой среды, направленной на активизацию и освоение детьми раннего возраста.

Обобщающий этап

выявить эффективность работы по развитию основных движений детей раннего возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений,

обобщение и диссеминация опыта работы

В начале года провели оценку индивидуального уровня сформированности основных движений ребенка, в соответствии с картами нервно – психического развития детей раннего возраста К. Печоры. На занятиях, в свободное время, на прогулке наблюдали за выполнением детьми основных движений: как ходят, бегают, прыгают, бросают мяч. Оказалось, что запас двигательных навыков и умений у детей небольшой.

Установили следующее:

детей с высоким уровнем усвоения движений – 0%,

детей со средним уровнем – 45%,

детей с низким уровнем – 55%.

Анкетирование родителей по данной проблематике, показало заинтересованность родителей вопросами развития движений детей.

2 этап – практический.

Его цель: активизация двигательной активности детей средствами подвижных игр, развитие и совершенствование основных движений.

Весь игровой материал распределили в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу взяла тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей 2-3 лет.

Мы проанализировали содержание двигательной активности детей.И определили правила: в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) проводим подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность до 10-15 мин.

Использую в работе с детьми игры различного содержания:

– с ходьбой и бегом;

– с ползанием;

– с бросанием и ловлей мяча;

– с подпрыгиванием;

– на ориентировку в пространстве;

– с разнообразными движениями и пением.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Выходя на прогулку с детьми, продумываю различные двигательные задания. Например, добежать до дерева, проскакать по дорожке до кегли, подлезть под кустик, позвонить в колокольчик и т. д. Разнообразные игры это и «Гуси, гуси», «Воробышки», «Птички», «Догонялки» и многие другие.

Для мотивации детей раннего возраста к подвижной игре основным является игровой прием близкий к ведущей деятельности детей раннего возраста – наиболее специфичный и эмоционально – эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно действенного мышления.

Игровая мотивация, направленная на подражание движениям героев, побежим легко, как мышки в игре «Кот и мыши» или «Я подкину мячи высоко-высоко, разлетятся мячи далеко-далеко. А детки сейчас побегут и мячики мне принесут». Подкидываем мяч.и удивительно: равнодушных деток практически никогда не остается.

Из опыта работы детей привлекает внезапное появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, например, в игре «Мой весёлый звонкий мяч» вносили разноцветный мяч, а малыши в игре осваивали умение подпрыгивать на двух ногах и по сигналу убегать, не наталкиваясь друг на друга. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий.

Объяснение подвижной игры идет в ходе самой игры. Например, говорим, что сейчас будем играть в игру «Птички в гнездышках» и тут же предлагаем детям занять места в гнездышках, которые заранее подготовлены (обручи, стулья, нарисованные круги и т. д.).

В игре используем экспрессивные оценочные высказывания, выражающие поощрение, опережающую поддержку и эмоциональное одобрение действиям ребенка.Всегда говорю малышам: «Вот какие вы ловкие и быстрые, убежали от лохматой собачки, а она вас и не догнала! Вот какие вы молодцы!». Мое позитивное эмоциональное состояние передаётся детям.

Читайте также:  Все что необходимо знать родителям развитие ребенка

Путём показа, объяснения обучаю детей навыкам движения, регулирую число повторений, подбираю разные игры по трудности выполнения того или иного движения, обеспечиваю определённую физическую нагрузку.

Подвижные игры с малышами организуем сами, хотя часто их проводим по желанию детей. В играх с детьми берем на себя исполнение главной роли, например «Лисы» в игре «Лиса и зайцы». Играя с детьми, мы действуем наравне с ними, выполняя главную роль и руководя игрой.

14 слайд

В группе оснастили уголок движений, где мы учли возрастные особенности детей, их интересы. В нашей группе имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, скамейки, дуги разной высоты, разнообразные мячи, мягкое бревно, коврики, канат; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, платочки, флажки, гимнастические палки, кольцебросы. Для того чтобы все дети с удовольствием включались в игру, кроме спортивного инвентаря,использую дополнительную атрибутику: длинные ушки зайчикам, шапочки и эмблемы птиц и животных, цветные флажки.

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении двигательной активности можно добиться только совместными усилиями детского сада и семьи. Для родителей мы организовывали разнообразные формы. В информационном уголке для родителей систематически обновляется материал о подвижных играх и упражнениях,различные консультации на темы: «Спорт или физкультура», «Во что и как играть во дворе», «Быть в движении, значит укреплять здоровье» и многое другое.

Родители приняли активное участие в организации фотовыставки «Подвижные игры на улице в выходной день».

На 3 этапе своей работы мы провели обследование уровня сформированности развития детей первой младшей группы.

Результаты диагностики развития основных движений показали, что движения детей стали более уверенные, дети, а это в соответствии с возрастными нормами овладели основными движениями, они стали более целенаправленными, четкими, координированными. У детей продолжает обогащаться и накапливаться двигательный опыт при овладении основными движениями. Кроме того, дети стали более ловкие и выносливые. Отмечается активность, самостоятельность в организации подвижных игр. Дети самостоятельны в выборе атрибутов к игре; активно проявляют положительные эмоции в процессе подвижных игр.

Педагогические условия эффективного развития

В качестве условий развития двигательной активности ребенка, являющихся основой физического воспитания детей раннего возрастав дошкольных образовательных учреждениях выделяются следующие:

Закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной активности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время.

Владение педагогами специальными методами мотивации детей раннего возраста к двигательной активности и методами активизации движений детей.

Организация физкультурно-игровой среды

.Подобные условия благоприятствуют развитию двигательной активности ребенка и выступают основой физического воспитания детей раннего возраста в детском саду.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Мной был разработаны:

1. Перспективный план подвижных игр

2. Перспективный план самостоятельной двигательной деятельности

3. Систематизирована картотека малоподвижных и игр большой подвижности для детей 2-3 лет

4. Раскрыты эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по повышению педагогической компетенции родителей в вопросах активизации и развития двигательной активности детей раннего возраста.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Примененная мной система работы позволила мне изменить подход к выбору упражнений, игр, основных движений во время физкультурных занятий и различных режимных моментах.

Результатами работы по данной проблеме я считаю:

Физическое развитие детей раннего возраста включает развитие двигательных способностей, связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. При организации двигательной деятельности проявляют положительное эмоциональное отношение к двигательной активности, самостоятельно воспроизводит ранее освоенные движения.

Обеспечение возможности каждому малышу демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них («себя показать и других посмотреть»). Малыши проявляют интерес к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при овладении основными движениями и развитием физических качеств, являются подвижные игры и игровые упражнения, способствующее обогащению и накоплению двигательного опыта детей.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Свой педагогический опыт я представила на локальном уровне

– участием в педагогических советах, мастер-классах, педагогических мастерских, смотрах-конкурсах в рамках методической работы в ДОУ

На общероссийском уровне

– на личном сайте,расположенном на НС портале социальных работников образования в разделах: «Здоровый образ жизни», «Физкультура».

Литература

Источник