Раннее развитие ребенка 2 лет монтессори
Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Все, предлагаемые ниже, занятия расчитаны на двух- четырех-летних детей. Точнее игрушкой здесь может стать любая вещь в доме: кастрюля, пузырек, стакан с водой, цветок.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Мир взрослых вещей не слишком добр к маленькому ребенку. Значит, считает Монтессори, надо создать ребенку особенную “подготовительную среду”. Безусловно, большую радость и удовлетворение приносит ребенку деятельность значимая и полезная в глазах родителя, а также та, смысл которой хорошо ему понятен.
Монтессори предлагает ряд таких игр-действий вполне доступных маленькому ребенку: переливание воды, чистка металлических предметов и ботинок, завязывание бантов, уход за цветами, помощь в приготовлении завтрака, самостоятельное одевание и раздевание. Именно такая деятельность, полагала Монтессори, формирует у ребенка чувство собственного достоинства и независимости, ведь теперь многие полезные действия могут выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет и уверенность в себе. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, – считала Монтессори, – тем больше у него освобожденных творческих сил.
Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Монтессори рекомендует любое упражнения выполнять медленно, и тщательно анализируя его – так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной. Эта серьезная внимательность взрослого делает познавательной и приятной для ребенка даже процедуру одевания и раздевания.
1. Игры с водой
Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка.
Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку).
2. Игра “Аквариум”
Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).
Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве “сачка”, причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.
3. Переливание воды
Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка.
Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.
Одновременно обсуждаются вопросы: “Где равные количества воды?”, “Где воды больше?” Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко.
4. Игры с водой и губкой
Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.
Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.
5. Игра “Ходьба по линии”
Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы.
Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.
6. Игры с бисером
Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока.
Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела.
Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.
7. Игра c цветами
Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка.
Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.
8. Игра “Больше и меньше”
Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера.
Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.
9. Игра “Чистка посуды”
Игрушки: средство для чистки посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет ( небольшая кастрюля, чайник или ложка).
Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.
10. Игра “Уборка”
Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек.
Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка – развивающие игры в духе Монтессори.
11. Игры с застежками
Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки
На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-“липучки”. Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс.
Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см в диаметре с 4 или 6 большими дырками – они тоже воплощают идеи Марии Монтессори. “Пришивать” такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет. Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру, игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек, распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке.
12. Игра “В тишине”
Игрушки: любые предметы в комнате.
В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.
Игры Монтессори – просты и естественны, они не требуют специальных игрушек, точнее делают игрушками все окружающие вещи в доме, они совершенствуют и гармонизируют поведение ребенка в целом; способствуют самостоятельности ребенка, его независимости от взрослых, и тем самым укрепляют чувство собственной ценности и достоинства; развивают чувство ответственности перед окружающими.
Источник
Эти занятия и Монтессори-игрушки своими руками развивают мелкую моторику, внимание и речь, учат различать цвета, размеры и формы предметов и готовят руку двухлетнего ребёнка к письму.
Игры с прищепками
В 2 года начинается медленная подготовка руки малыша к письму. Это не означает, что он освоит письмо в столь раннем возрасте, процесс займёт долгое время. Но двухлетнему уже можно предлагать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Например, занятие с прищепками, которое легко провести дома. Понадобятся небольшая аккуратная коробка и несколько прищепок. Покажите, как брать прищепку тремя пальцами правой руки, открывать её и закрывать на бортике коробки. После все прищепки убирают в коробку и ставят на полку.
Как только упражнение перестанет вызывать трудности, перенесите навык на практическую работу: давайте ребёнку развешивать платочки или детские вещи после стирки.
Сенсорные коробки
На 2 года приходится пик сензитивного периода интереса к мелким предметам. Используйте этот интерес в сенсорных играх.
Наполните таз песком или крупой, приятной на ощупь — пшеном или чечевицей, — дополните мелкими игрушками или природными материалами. Пусть кроха закапывает предметы в крупу и ищет. После можно дополнять пособие сосудами и ложками для пересыпаний и другими деталями, создавая сенсорные коробочки.
Сортировки
В 1,5–2 года дети открывают для себя идею, что вещи принадлежат к разным группам. Это знание и интерес к мелким предметам делают сортировки любимым упражнением многих малышей. На сортировках вы можете показать различные сенсорные свойства предметов: цвета, размеры, формы.
Начинайте всегда с самых простых сортировок, постепенно усложняя их. Для первых сортировок подходит деление фасоли на красную и белую или разделение камней и ракушек. После освоения простых сортировок вводятся более сложные, включающие больше предметов, деление по нескольким признакам.
Выкалывание
Ещё одно Монтессори-пособие своими руками, которое часто используется и в группах, — выкалывание. Возьмите плотную картонку или другой материал подобной твёрдости, положите на неё лист бумаги. На листе нарисуйте точками контур геометрической фигуры и дайте ребёнку. Пусть он выкалывает ручкой без чернил каждую точку.
Готовка и занятия на кухне
Двухлетние дети обожают готовить. Предлагайте смешивать ингредиенты для салата или пирога, чистить яйца и варёную картошку, делать печенья при помощи формочек, резать мягкие овощи.
Нож для резки не должен быть слишком острым, но должен реально резать. Начните работу с банана. Покажите, как отрезать кусочек и сразу отложить его на тарелку. Обычно дети работают очень аккуратно, так что порезов не случается.
Упражнения в мытье
В 2 года у детей просыпается невероятный интерес к домашней работе. Поэтому показывайте детям, как мыть небольшой тряпочкой рабочие поверхности и вытирать со стола, вытирать пол тряпкой или специальной детской шваброй, мыть овощи и фрукты, посуду. Помните, что важен процесс, а не результат. Поэтому ни в коем случае не критикуйте плохо сделанную работу.
Творчество
В плане творческого развития ребёнку важно предоставить разнообразие материалов: разные виды красок, карандаши, фломастеры, губки, ватные палочки, собственные пальцы. Ищите не варианты поделок или шаблоны, а новые техники. Предлагайте рисовать на природных материалах: камнях, раковинах, шишках; лепить из пластилина, солёного теста, глины.
Добавить в избранное
Распечатать
Источник
Ольга Потапова
Картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори для детей раннего возраста
Раннее развитие по методике Монтессори набирает все большую популярность по всему миру. Замечательный педагог Мария Монтессори не зря снискала всемирную известность — ее метод обучения и воспитания действенный и уникальный, а его основой является предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий.
Развивающие игры по методике Монтессори помогают в первую очередь развить самостоятельность, ведь невмешательство взрослого в процесс — один из главных постулатов по воспитанию от Марии Монтессори. Также все игры Монтессори для раннего развития детей направлены на развитие мелкой моторики ребенка, что послужит прекрасным фундаментом для правильной речи и письма малыша. А главное — для занятий не потребуются дорогостоящие игрушки, ведь ими могут быть любые предметы в доме.
«Что внутри?»
Задачи: развивать мелкую моторику, тактильное восприятие.
Материал: воздушные шары одинакового цвета и размера, вода, песок, мука, горох, фасоль, крупы.
Игровые действия: Рассыпаем все заготовленные материалы: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др., в удобные широкие миски, чтобы малыш мог потрогать каждый материал ручками. Берем шарики и поочередно наполняем их материалом. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Для наполнения шариков используем воронку. Когда материал готов, предлагаем воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители, ребенку. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
«Волшебные прищепки»
Задачи: способствовать развитию мелкой моторики рук.
Материал: оформленная коробка, плоскостные предметы из разного материала.
Игровые действия: Предложите ребёнку вынуть прищепки из коробки, взяв каждую тремя пальцами, и прицепить их за край коробки или за край предмета (хвостик для петушка и т. д.)
«Рисунок на крупе»
Задачи: Развивать творческие задатки, фантазию. Учить ориентироваться на плоскости.
Материал: поднос, манка.
Игровые действия: На поднос или любую другую подходящую поверхность насыпаем слой манки. Показываем малышу, как можно рисовать пальчиком на крупе. Рисуем самые простые рисунки – прямые линии, извилистые, солнышко, тучку и т. д. Если малыш впервые рисует на крупе – не стоит ему предлагать что-либо повторять или что-то определенное рисовать. Пусть сам вдоволь рисует и экспериментирует.
«Что нарисовано»
Задачи: Помочь малышу сделать открытие, что у предмета может быть плоскостное изображение.
Материал: картинки с изображением игрушек, предметов и соответствующие этим картинкам реальные предметы, например, рисунок машина и сама машина.
Игровые действия: Вы даёте ребёнку картинки, а рядом расставляете реальные игрушки и предметы, изображённые на карточках. Ребёнок смотрит на карточку и находит по ней предмет, кладёт карточку рядом.
«Открыто – закрыто»
Задачи: Развивать внимание, координацию, мышление и мелкую моторику рук.
Материал: несколько разных по форме и размеру баночек, бутылочек с закрытыми крышками.
Игровые действия: предложите малышу открыть, а затем снова закрыть все ёмкости. Игру можно усложнить. Перемешайте все крышки и предложите ребёнку подобрать к каждой посуде свою.
«Пересыпаем ложкой»
Задачи: Способствовать развитию координации движений, мелкой моторики, усидчивости, аккуратности.
Материал: крупа, 2 мисочки с крупой, ложка.
Игровые действия: Поставьте на подносе две мисочки: слева – с крупой, справа – пустую. Вначале, двигая рукой ребёнка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки. Затем плавно перенести ложку к другой мисочке и высыпать крупу.
«Бассейн для пальчиков»
Задачи: способствовать развитию мелкой моторики, получению тактильных ощущений, выполнению массажа пальчиков.
Материал: таз или 5 – литровая пластиковая бутылка из-под воды, маленькие игрушки (например, «Киндерсюрприз»).
Игровые действия: Спрячьте игрушки в «бассейн» так, чтобы ребёнок не видел, что вы спрятали. Предложите малышу отыскать сюрприз.
«Ищем клад»
Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики рук, координации.
Материал: фасоль (или другие небольшие предметы, смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка).
Игровые действия: Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком.
«Рыболов»
Задачи: развивать мелкую моторику, координацию движений, усидчивость и аккуратность.
Материал: миска с водой, мелкие предметы, маленькое сито с ручкой или рыбки и удочка с магнитом.
Игровые действия: Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: пробки, рыбки пластмассовые и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все предметы.
«Переливание воды из одной ёмкости в другую»
Задачи: развивать координацию движений, мелкую моторику, усидчивость и аккуратность.
Материал: таз, воронки, ёмкости разного размера и вида, губка.
Игровые действия: Ребёнок ставит материал в тазик, берёт воронку и вставляет в бутылочку, правой рукой наливает в неё воду через воронку. Левой придерживает носик. Далее он выполняет действия с губкой.
«Домик для игрушек»
Задачи: развивать мелкую моторику, координацию движений, речь.
Материал: пластмассовая бутылка 1,5 – 2 –х литровая с окошком, мелкие игрушки.
Игровые действия: ребёнок вынимает по одной игрушке из окошка бутылки указательным и большим пальцами, называет её. Можно игрушки ставить в ряд, по кругу или ребёнок сам придумывает игру, используя другие игрушки (домик и т. д.).
Источник
В уникальной методике Монтессори отдельное и важное место занимают развивающие занятия и игры для самых маленьких — малышей от 10-12 месяцев до 2 лет. Интересные и разнообразные развивашки отлично помогают в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, развитии логического и творческого мышления. И, конечно — в воспитании в малыше самостоятельности, без чего это направление в педагогике невозможно представить.
Материалы для занятий
Гениальная Мария Монтессори прекрасно понимала, что для таких занятий нет исключительной необходимости в специальных игрушках или выпускаемом «по заказу» дидактическом материале — в их качестве великолепно проявляют себя обычные предметы из повседневного быта. В числе таких материалов:
- мелкая крупа, зерна, фасоль, макароны и т. д.;
- пуговицы, шнурки, кнопки, колпачки от бутылочек;
- коробки, кубики, ящички, баночки, бутылочки, ложки и многое другое.
Главное — найти всем этим предметам «нужное» дидактическое применение. Материал должен быть интересным для ребенка, а задания по-настоящему развивающими, построенными по принципу «от более простого к более сложному». Родители, решившие создать развивающую среду в домашних условиях, могут воспользоваться следующими вариантами заданий.
Варианты развивающих заданий
Индивидуально
Учимся управляться ложкой. Малыш осваивает навыки правильного держания ложки и зачерпывания содержимого миски. Развивающее занятие направлено на развитие мелкой моторики, двигательного аппарата, концентрации внимания. Содержимое всякий раз может быть разным, но лучше, если поначалу это будут более крупные сыпучие материалы — фасолины, изделия из текста, бусины и т. д.
Тренируемся с прищепками. Задачка — научиться прицеплять их к краям различных предметов, цеплять на веревочку или шнурок. Хорошее занятие для развития тонкой моторики и внимания. Позднее, когда ребенок получит навыки различения цветов, прищепки снова отлично пригодятся: изделие определенного цвета малыш сможет прицепить на лепесток самостоятельно вырезанной родителем «ромашки» того же цвета. Или просто на одноцветный бумажный листик. Или прицепить этот листик с помощью прищепки на веревку.
Откручивем и закручиваем. И снова — развиваем ловкость пальчиков, внимание, тренируем двигательные навыки. Только начать стоит не с гаек и болтов, а с предметов попроще — например, с пластиковых крышек на ПЭТ бутылках.
«Колдуем» с водой. Развивашек с водой — великое множество. Назовем те, что будут интересны и под силу самым-самым маленьким. Большей частью это всевозможные переливания. Переливаем по-разному:
- из миски в миску — чашкой, ложкой, пипеткой, шприцем без иглы или губкой из поролона (с отжатием);
- в кувшинчики, бутылки с узким горлом, в том числе через воронку;
- заливаем воду в надувной шарик, наблюдаем, какую форму приобретает вода в шарике;
- переливаем воду из стакана в стакан по принципу: больше — меньше, чем в соседнем стакане;
- выдавливаем капельку жидкого мыла из пипетки и тренируемся взбивать массу в пенку;
- вылавливаем из ванночки или миски шарики с помощью ситечка или легкого пластикового половника.
Даже такие занятия учат малыша не только ловкости, координации движений, но и практичности — например, ту же пролитую воду можно аккуратно собрать губкой и отжать назад в миску, навести чистоту и порядок.
Тренируемся с застежками. Пока — с самыми простыми: кнопками или липучками, но можно попробовать и шнуровку.
В группах
Групповые занятия начинаются, проводятся и заканчиваются в «живом круге» – малыши могут сидеть на стульчиках или на полу в непринужденной обстановке, общаясь между собой. Классические варианты таких занятий:
Колокольчик. Около каждого малыша педагог ставит по колокольчику. Затем он называет имя одного из детей, и ребенок идет с колокольчиком по кругу, позванивая в него, и далее садится на свое место.
Круг. Педагог рисует круг, на линию которого встают малыши. Далее он начинает движение по кругу, и дети идут вслед за ним стараясь не сойти с линии. Движение можно поменять в противоположную сторону, а задание усложнить наличием в руках у детишек различных предметов (колокольчиков, воды и т. д.).
Тишина. Это и в самом деле «минутка» тишины: малыши сидят в кругу молча, прислушиваясь к самым различным звукам: тиканью часов, звуку самолета, шуму дождя, сигналу автомобиля и т. д.
Передай палочку. В руках педагога — металлофон с ударной палочкой. Он извлекает один или несколько звуков и передает «эстафету» малышам по кругу — каждый из детей создает свою музыку.
Почему так важно развивать мелкую моторику
Едва ли не каждое из перечисленных занятий (особенно индивидуальных) направлено, том числе, и на развитие мелкой моторики. Иными словами — развиваем пальчики и кисть руки в целом. Почему же этот так важно?
Безусловно, ее развитие важно само по себе. Однако ее значение намного больше: отдел нашего головного мозга, отвечающий за эту функцию, тесно связан с другими отделами, в том числе с соседним — отвечающим за развитие речи. Многочисленные исследования и зарубежных, и наших отечественных ученых выявили и доказали эту непростую системную связь.
Говоря более популярным языком, импульсы, поступающие от пальцев наших рук, влияют на речевую область, на моторику речи. Формирование, развитие и той и другой области происходит параллельно — в раннем детстве. Это означает, что чем раньше развитие коснется мелкой моторики, тем эффективнее — конечно, при надлежащих условиях — будет осуществляться и совершенствование речи, артикуляционного аппарата.
Мария Монтессори не «провидела» это — она сама убедилась в этом годами практики задолго до того, как ее справедливые выводы были подтверждены в рамках академической науки. Именно поэтому в развивающих занятиях для самых маленьких столь огромное и вполне заслуженное место уделяется развитию мелкой моторики.
Источник