Раннее развитие индивидуальная программа развития ребенка

Казенное учреждение ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Примерная индивидуальная программа развития и воспитания

на ребенка от 0 до 3 месяцев.

Подготовила:

 Воспитатель второй квалификационной категории

Антоненко Мария Федоровна.

Город Урай.

2014 год.

Индивидуальная  программа воспитания.

 Дата рождения:

Дата поступления:

Анамнез:

Диагноз основной:

Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, который ласкает ребенка, разговаривает с ним, показывает различные игрушки.

Ведущими навыками в развитии на данном этапе являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции (ориентировочно –  исследовательская активность).

Условия воспитания: 

Всем сотрудникам необходимо соблюдать единые требования к  воспитанию и обучению

Выполнение четкого  режима дня (сон на воздухе 3 раза в день по 2 часа).

Игры – занятия в первой  и второй половине дня по 2 – 4 минуты ( индивидуально)

В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж лица, рук, пальцев рук, ног.

Массаж  рук.

 Ручки ребенка, лежащего на спине, слегка поглаживают от кисти к плечу.

Скрещивание рук на груди: очень плавно.

Массаж ног.

Правую  ножку  ребенка придерживают правой рукой, левую – левой рукой. Массаж производят от стопы к паховой области, при этом не задевая коленную чашечку

Скользящие шаги. Попеременно сгибать, затем скользить по поверхности.

Толкание ножками.

Повороты со спины на живот влево, вправо. Повороты с живота на спину.

Массаж спины, позвоночника,  « парение» над столом.

Поднимание головы  из положения: лежа на спине.

Массаж  стоп.                

                             Социально-эмоциональное развитие.

Дидактические задачи.

С целью формирования у ребенка потребности в  общении:

1. Вызывать у ребенка зрительные и слуховые ориентировочные реакции на присутствие рядом с ним взрослого; использовать голосовые, мимические, игровые (двигательные) приемы с целью формирования потребности в общении.

2. Способствовать возникновению у ребенка улыбки в ответ на улыбку взрослого.

3. Способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств общения – отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос, рассматривание его лица.

4. Формировать (к 3 месяцам) « комплекс оживления», в котором выражается удовольствие от общения с близким взрослым.

Игра: «Носик  к носику»

Цель: установление и поддержание доверительных отношений с ребенком.

Ход: малыш на ваших руках в позе « на весу». Приближайте свое лицо к его лицу, говоря: « Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да….,да…, да! (произносить протяжно). На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику ребенка, Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса, делая его то высоким, то низким. Ребенок будет улыбаться, смотреть вам в глаза, ожидая повторения игры.

Упражнение: «Я на солнышке лежу…».                                  

Цель: установление и поддержание доверительных отношений с ребенком.

Ход: положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки. Если малыш не пытается приподнять голову, медленно проведите рукой от его шейки к бедрам, слегка надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника, напевая мотив известной детской песенки:

Я на солнышке лежу,

Все лежу и лежу

И на маму не гляжу….

Повторите это упражнение несколько раз.

Игра: «Еду – еду».

Цель: стимулирование улыбки в ответ на эмоциональное общение.

Ход: возьмите малыша на руки, в ритме потешки поднимайте и опускайте его:

Еду-еду к бабе, к деду.

На лошадке в красной шапке

По ровной дорожке на одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг….в ямку

Бух!

При последних словах поцелуйте его животик и еще раз шумно выдохните «Бух!» Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.

                                 Совершенствование восприятия.

Дидактические задачи.

1.Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой(10 -15 дней); плавного слежения за движущейся игрушкой (1 месяц); следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (к трем месяцам).

2.Учить ребенка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20 дням); длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого (2 месяца)

3.Прислушиваться к голосу взрослого, негромкому пению, разнообразным звукам ближайшего окружения.

4.Вызывать у ребенка «  комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и т.п.)

Игра: «Ой, люли – люлюшеньки!»

Цель: удерживать в поле зрения лицо взрослого.

Ход: наклоняйтесь к лицу ребенка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:                        

Ой, люли – люлюшеньки,

Баиньки – баюшеньки,

Сладко спи по ночам

Да расти по часам.

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ребенку, нежно и ласково поговорите с ним.

Игра с фонариком.

Цель: следить взглядом за движущимся предметом.

Ход: в полутемной комнате зажгите ручной фонарик. Поместить его перед лицом ребенка на расстоянии 25 см и медленно ведите его сначала вправо, потом влево, затем вверх и вниз.

Едет, едет солнце                        И щенка и петуха

В золотой карете                         И козу с рогами

Видит, видит солнце                   И как Леночка лежит,

Сверху все на свете                     Машет кулачками.

Игра: «Рассматривание султанчиков».

Цель: развитие длительного сосредоточения на игрушке.

Ход: вам понадобятся яркие шуршащие султанчики – красный, зеленый, оранжевый. Взрослый привлекает внимание ребенка к султанчику, потряхивает его, вращает, добиваясь от малыша умения зафиксировать игрушку.      

Игра: «Колокольчик».

Цель: развивать умение прислушиваться к звучанию различных  игрушек и предметов, прослеживать за игрушкой.

Ход: сядьте так, чтобы ваша спина имела опору. Разместите ребенка у себя на коленях в позе  «на спине» Потряхивая колокольчик, находящийся  на расстоянии 60-70 см. над грудью ребенка, привлеките внимание малыша.

Дили – динь, дили – дон,

Ах, откуда этот звон?

Били – бим, били – бом,

Мы его сейчас найдем!

Перемещайте колокольчик вправо – влево, вверх – вниз, приближая и удаляя его от ребенка.  Впоследствии  колокольчик можно заменить другой звучащей игрушкой (погремушка, металлофон и др.).

                                          Ю.А.Разенкова. «Игры с детьми…..» стр.58.    

                                          Развитие речи.

Дидактические задачи.

1.Побуждать ребенка прислушиваться к ласковому обращению взрослого;  

2. Вызывать первые гортанные звуки.

Игра: «Вместе с солнышком встаю».

Цель:  прислушиваться к ласковому обращению взрослого.

Ход: возьмите малыша из манежа, где он бодрствует, нежно и ласково прижмите его к себе. Затем положите ребенка на пеленальный  стол. Подсуньте свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы малыш полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед – назад мягко напевая:

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

– С добрым утром!

– С ясным днем! –

Вот так славно мы поём!

(Е. Благинина).

Игра: «Агу – агу»

Цель: следить взглядом за разговаривающим взрослым, прислушиваться к его голосу.

 Ход: возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая ягодицы. Читая стишок, приближайте лицо малыша к себе и отдаляйте, откланяйтесь сами от лица ребёнка вправо – влево:

Агу – агу, смотреть могу,

Дышать могу, агу – агу,

Сказать могу, пропеть могу,

Агу – агу, агу – агу!

(Сл. и муз. М. Лазарева).

Игра: «Пропеваем звуки на выдохе».

Цель: вызывать произношение первых звуков.

Ход: ритмично, легко надавливайте обеими руками  на передние и боковые отделы грудной клетки малыша, обходя грудину. При выдохе пропевайте различные звуки гуления. Услышав, что ребенок произносит

звуки, не оставляйте это без внимания: наклоняйтесь к нему и удаляйтесь от него, тормошите за грудку, пропевайте звуки, ожидая от него ответа.

Читайте также:  Центр для развития ребенка в симферополе

                             Развитие движений.

Дидактические задачи.

1.Упражнять в умении удерживать голову при укладывании на живот и на руках у  взрослого (в вертикальном положении).  

2.Длительно удерживать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.

3.Развивать кисть руки (хватательные движения).

4.Вызывать отталкивание ногами от твердой поверхности с целью развития упора ног, поддерживая его под мышки в вертикальном  положении.

5.Для развития мышц проводим массаж, а также многократные повторения движений ( поочередное медленное сгибание рук, ног в бедре и колене и др.)

Игра – упражнение:  «По улице мостовой».

Цель: развитие мышц рук, ног, взаимодействие с взрослым.

Ход: малыш на пеленальном столе. Обхватив его руки в запястье, осторожно сгибаем и разгибаем их в ритме неторопливой песенки.

По улице мостовой

Шла девица за водой

Шла девица за водой,

За холодной, ключевой.

Повторяем песенку, выполняя действия с ножками ребенка: Сгибаем-разгибаем их в коленях, затем поочередно постукиваем пяточками по поверхности пеленальника.

Упражнение: «Подъем головы»

Цель: удерживать голову при укладывании на живот.

Ход: положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки из – под своего тельца. Если малыш не пытается приподнять голову, подложите ладонь своей руки под грудь  ребенка. Этот прием также поможет малышу научиться поднимать голову, лежа на животе, и более длительно лежать в этом положении.

Упражнение: « Клубочек»

Цель: тренировка поднимания и кратковременного удерживания головы в положении « на спине».

Ход: руки ребенка скрещивают на груди или  вокруг коленей с супинацией предплечий малыша. Ноги сгибают и приводят к животу. Пояс верхних конечностей выводят вперед и слегка отрывают от опоры, ожидая, что ребенок приподнимет голову. В такой позе полного сгибания (эмбриональная поза) малыша можно покачать вперед – назад:

Ой, качь, качь, качь,

Привезет отец калач,

Дочке – саечку,

Сыну – балалаечку!

Упражнение: «Рыбка».

Цель: тренировка поднимания и длительного  удерживания головы в положении « на животе».

Ход: малыш находится в позе « на животе». Взрослый становится сбоку, кладет руку  малышу под грудь на уровне подмышечной впадины или локтевых суставов, разгибает позвоночный столб, поднимая грудную клетку над опорой, другой рукой фиксирует таз ребенка. Подбородок  малыша может вначале находиться на руке взрослого, но после достижения торможения тонуса руку можно отодвинуть. В таком положении малыш должен самостоятельно поднять и удержать голову. Выполняя упражнение, читайте  малышу пестушку:

Сети тяну, рыбу ловлю

В кошель кладу, домой несу:

Щурки и щучки, плотички и полички.

Один ершок-

Да и тот в горшок.

Упражнение: «На мяче».

Цель: поднимание и длительное удержание головы в положении «на животе»

Ход: ребенка кладут на большой мяч, один взрослый фиксирует таз малыша. Другой удерживает вытянутые вперед ручки ребенка в области кистей, при этом ребенка раскачивают вперед – назад:

Вырасту, буду

Летчиком смелым.

Нет для мальчишки (девчонки)

Лучшего дела.

(сл. Л. Дымовой, муз. Е. Тиличеевой).

Упражнение: «Топы – топы по лавочке».

Цель: тренировка упора ног.

Ход: погладьте ножки малыша, его ступни. Читая ему стишок, выполняйте скользящие движения по поверхности пеленальника. Чтобы ступни хорошо скользили, нанесите на ножки ребенка крем:

Три – та – та, три – та – та,

Вышла кошка за кота:

Ходит  кот по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы, топы по лавочке,

Цапы, цапы за лапочки.

                               Развитие действий с предметами.                          

Дидактические задачи.

1.Способствовать появлению попыток  ребенка наталкиваться на низко подвешенные игрушки и прикасаться к ним.

2.Стимулировать развитие умений захватывать и удерживать низко висящую игрушку обеими руками (к 3 месяцам).

Игра: «Поглаживание пальчиков».

Цель: стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков.

Ход: сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела  хорошую опору, а ноги были согнуты. Ребенок на коленях в позе « на спине». Поглаживайте ручки ребенка от кулачка к плечу, потрите кулачки друг о друга и, когда пальчики раскроются, погладьте их по очереди от кончиков к ладони:              

Раз, два, три, четыре, пять!

Хотят пальчики все спать

Этот пальчик – хочет спать.

Этот пальчик – лег в кровать,

Этот пальчик – чуть вздремнул,

Этот пальчик – уж заснул,

Этот пальчик – крепко спит.

Тише, тише не шумите,

Пальчики вы не будите.

Игра: «Похлопаем по маминой ладошке»

Цель: стимулирование раскрытия кулачка.

Ход: потрите кулаки или ладошки малыша друг о друга, а потом в ритме потешки похлопайте ладошкой ребенка о свою руку:

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так, вот так,

Своих ручек не жалеет.

Игра: «Мамин пальчик».

Цель: активизация хватательного рефлекса.

Ход: погладьте ручки малыша, добиваясь разведения его пальчиков. Вложите свои большие пальцы в ладошки малыша, стимулируя хватательный рефлекс. Спойте песенку:

Гуля, гуля – голубок,

Гуля сизенький,

Сизокрыленький,

Всем миленький.

Игра: «Натолкнись на игрушку»

Цель: активизация  хватательного рефлекса, вывод большого пальчика наружу.

Ход: положите малыша под подвешенную игрушку. Покачайте игрушку, для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Погладьте ручки ребенка и подтолкните их по направлению к игрушке. Если ребенок не пытается захватить их, поднимите руки ребенка так, чтобы кулачки ребенка прикоснулись к игрушке. Если при прикосновении ребенок не раскрывает ладонь, раскройте кулачки ребенка, погладьте их и помогите захватить игрушку. Понаблюдайте за ребенком. Если ребенок не повторяет попытки дотронуться до игрушки, повторите все игровые приемы.

                              Музыкальное воспитание.

Дидактические задачи.

1.Вызывать слуховое сосредоточение у ребенка, побуждать находить источник звука (погремушки, колокольчика, шумовой коробочки, поющего взрослого)

2.Способствовать формированию умения вслушиваться в звук, положительно и эмоционально реагировать на него (улыбка, гуление и др.)

Прослушивание музыки произведений Бетховена, Свиридова, Шумана и др.

Прослушивание русских народных мелодий.

Прослушивание колыбельных песен.

Прослушивание мелодий «Звуки природы»

Прослушивание потешек, пестушек, прибауток.

Литература:

  1. Игры и упражнения для самых маленьких. Т. Стробыкина. Москва.

 Айрис-Пресс 2004.

  1. Ребенок от рождения до года. С.Н.Теплюк. Мозаика-Синтез Москва 2005.
  2. Играем в памперсах. Н. Ильина. Москва. Айрис-Пресс 2003.
  3. Игры с детьми младенческого возраста. Ю.А. Разенкова. Москва. Школьная Пресса 2005.
  4. Играем с малышами. Г.Г.Григорьева. Москва Просвещение 2003.
  5. Наш малыш от рождения до года. О.Жукова. Аст-Сова Москва 2005.
  6. 125 развивающих игр для детей до 1 года. Д.Сиберг. Попурри Минск 2003.
  7. Развитие речи малыша. Е.Ляско. Москва. Айрис-Пресс 2004.

Источник

КУ  ХМАО – Югры Урайский Специализированный Дом ребенка.

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития.

Для детей раннего развития.

Подготовила:  воспитатель группы №7

   Малышева А. Л.

Урай 2014 год.

Виды упражнений: 

  1. Ласковое поглаживание педагогом обоих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке.
  2. Сгибание и разгибание педагогом всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) от 4 раз до 10 раз на каждой руке.
  3. Спиралевидные движения пальца педагога по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2-4 раза по каждой ладони.
  4. Точечные нажатия большим пальцем и указательными пальцами педагога на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой, все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза.
  5. Отведение и приведение педагогом большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок, в сторону, по кругу.
  6. Поглаживание педагогом каждой руки ребенка по направлению от периферии к центру по 6-8 раз.

I. Социальное развитие

1.  Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания (мыть руки, пользоваться полотенцем);

2.   Приучать детей к опрятности, аккуратности (пользоваться носовым платком, приводить в порядок прическу, ставить обувь на место). Обращать внимание детей (учить бережно) на порядок в группе;

3.   Воспитывать элементарные навыки культуры поведения:

    а) продолжать формировать поведение, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом, слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на просьбы, требования;

Читайте также:  Читать развитие ребенка до года

     б) продолжать учить детей понимать слова «нельзя», «можно», «нужно», и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться.

Упражнение 1. «Мыть руки».

Задача: в центре внимания совершенствование правильного развертывания действий (серийные действия), допускается помощь на отдельных этапах до тех пор, пока не освоит их.

Материал: умывальник со смесителем, мыло, по возможности маленький стул.

Методика: ребенок должен держать руки в горизонтальЛасковое поглаживание педагогом обоих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке.Сгибание и разгибание педагогом всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) от 4 раз до 10 раз на каждой руке.Спиралевидные движения пальца педагога по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2-4 раза по каждой ладони.Точечные нажатия боли устанавливать желаемую для него температуру воды, перестаньте ему помогать и похвалите его за успех. Возьмите с ребенком мыло и намыльте себе руки. Покажите ему как вы намыливаете руки. Покажите ему так же, как вы трете намыленные руки, и побудите его повторить за вами это движение. Продемонстрируйте ему, что вы смываете мыло под водной струей, и возьмите по возможности его руки. Закройте вместе с ребенком водные краны (сначала – горячий, чтобы ребенок не обжегся).

  Результат: ребенок полностью моет себе руки без посторонней помощи (намыливает, моет, смывает).

                                                                                              В.Штрасмайер стр. 13

Игра – упражнение 2. «Поймай мыло».

Чему учиться ребенок: брать, держать, выпускать из рук скользкое мыло.

Оснащение: миска и тазик с теплой водой; небольшой кусок мыла, помещающийся в ладошке ребенка.

Ход игры: предложите ребенку поиграть с мылом. Проведите ладошкой ребенка по сухому мылу.

Упражнение 3. «Вытирать руки».

Задачи: ребенок должен научиться:

  1. координации правой и левой руки;
  2. понимать происходящее действие;
  3. участвовать в конкретных бытовых ситуациях.

Материал: полотенце.

Методика. После того как вы помогли вымыть ребенку руки, покажите ему, как нужно взять полотенце (оно должно браться доминирующей рукой). В случае необходимости помогите ему. Ребенок должен своей доминирующей рукой (обычно правой) вытереть недоминирующую руку. Для этого он должен привести руки в положение перед собой и развернуть ладошкой вверх. Затем он должен, поворачивая руку, вытереть кисти. Обязательны движения к себе – от себя. Затем ребенок должен взять своей недоминирующей рукой полотенце и вытереть им свою доминирующую руку.

Результат: ребенок вытирает руки самостоятельно.

Упражнение 4. «Помогать при уборке игрушек».

Задача: ребенок должен научиться понимать правило, согласно которому все определенные вещи хранятся в определенных местах (в ящике, на полке) и что эти вещи можно найти в этих местах. Благодаря этому развиваются понятия собственности, аккуратности.

Методика. Представьте уборку помещения после игры как игру, совершая ее, в следующей последовательности: уложите вещи в ящик; задвинуть автомобили в ящик или поставить их на полку; соревнование у кого больше кубиков в коробке; отвезти на тележке все вещи на место.

Результат: ребенок помогает при уборке.

Упражнение 5. «Выполнять требования».

Задача: ребенок должен понимать ситуации, связанные с определенными высказываниями, научиться связывать смысл этих высказываний и действовать в соответствии с ними.

Методика. Требования воспитателя, понимания и выполнения которых можно упражнять на этой стадии: «Дай мне мяч» и «Подойди ко мне (если ребенок уже может бегать)». Сядьте, если ребенок уже может бегать, то присядьте на корточки приблизительно в 1 метре от ребенка и попросите: «Подойти ко мне!». Протяните руки ему на встречу и кивните при этом, потребовав, чтобы он подошел к вам. Ребенок должен сделать хотя бы два шага по направлению к вам. Похвалите его и возьмите на руки, если он это сделал.

С творческим развитием ребенка очень тесно связано требование: «Покажи мне…». При этом вы должны сконцентрировать свое внимание на одной – трех вещах (обувь, одежда, игрушки). Если ребенок ошибается, вы должны показать ему тот предмет, который вы имели в виду. В любом случае похвалите ребенка, если он что-то показал.

Результат: ребенок выполняет простые требования (просьбы).

Упражнение 6. «Реагировать на запреты».

Задача: ребенку должен быть дан словесный сигнал, подкрепленный жестом, который служит для управления и предостерегает от опасности.

Методика. Ни в коем случае не провоцируйте сами возникновение опасных ситуаций для того, чтобы достичь этой учебной цели. Вполне достаточно естественных возможностей ее достижения. Исключительно важен сам принцип действия

Когда ребенок приближается к опасному предмету, вы выразительно с определенной интонацией в голосе, скажите: «Нельзя!».

Объясните ребенку, что опасный предмет, например, очень горячий или острый. Отведите ребенка от опасного предмета и снова скажите «Нельзя!». Если он снова захочет приблизиться к источнику опасности, то хлопните его по рукам и снова громко скажите «Нельзя!». Уведите ребенка от опасного предмета и начинайте с ним играть. Сказав ребенку «Нельзя!», не следует оставлять его одного и в недоумении. Предложите ему что-нибудь интересное.

Результат: ребенок опытно реагирует на команды «Нельзя!» и «Стой!», если при этом возникает опасная ситуация. Используйте это строгое «Нельзя!» в ситуациях, в которых ребенок действительно должен сдерживаться.

II. Развитие речи. Ознакомление с окружающим.

  1. Учить понимать слова, обозначающие части тела (руки, ноги, голова), части лица (глаза, рот, нос). Бытовые игровые действия умываться, есть, пить, спать, гулять. Признаки предметов: цвета (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький). Форму (кубик, кирпичик).
  2. Расширять запас понимаемых слов. Учить по слову воспитателя находить и показывать на картинке и в естественных условиях игрушки, предметы одежды, посуды.
  3. Учить понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением: «Дай куклу», «Принеси мячик».
  4.  Учить произносить слоги по подражанию, эмоциональному общению.

Игра упражнение 1. «Игрушки»

Чему учится ребенок: внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания.

Оснащение: игрушки (петушок, кукла).

Ход игры: предъявите Саше последовательно знакомые игрушки. Показ сопровождается стихотворением:

Петя-Петя петушок

Золотой гребешок

Рано-рано по утру

Он поет Ку-ка-ре-ку!

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди по дорожке,

Топни Катя ножкой – топ, топ!

                                  «Начинаем говорить» стр. 17-18 М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина

Игра упражнение 2. «Растеряшка»

Чему учится ребенок: внимательно слушать, вникать в содержание, выполнять нужные действия.

Оснащение: предметы одежды.

Ход игры: прочтите рифмовку:

Громко Ванечка рыдал-

Он перчатки потерял,

И не может рассказать,

Где же их теперь искать

Громко Ванечка рыдал-

Ваня шапку потерял,

И не может рассказать,

Где ее теперь искать.

Продолжайте читать, подставляя нужные по смыслу предметы одежды (шарфик, сапоги, туфли).

                                           «Начинаем говорить» стр.19-20 М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина

Упражнение 3. «Показывать на части тела»

Задача: Саша должен получить представление о своем теле.

Методика: попробуйте выяснить, может ли он показать какую-либо из частей своего тела. Скажите Саше: «Покажи мне носик», одновременно показывая на свой нос. Если он не может повторить это движение, ведите его руку и покажите пальчиком его нос. Постепенно прекращайте помогать ему. На втором этапе предложения исходят не только на основе словесной просьбы.

                                                                                                 В. Штрасмайер стр.147

Упражнение 4.  «Различать и классифицировать два цвета»

Задача: учить Сашу различать и классифицировать цвета.

Материал: красные и желтые камешки, коробки.

Методика: Так как красный цвет является первым, который ребенок, как правило, знает, то можно начать с него.

Желтый цвет хорошо контрастирует с красным, так что он может быть вторым цветом при сортировке.

Предложите Саше классифицировать цвета: все красные камни складывать в красную коробку, все желтые – в желтую.

Читайте также:  Реферат развитие ребенка и наследственность

Результат: ребенок правильно различает два цвета (красный и желтый).

Упражнение 5. «Различать понятия «большой» и «маленький»

Задача: Учить Сашу различать понятия «большой» и «маленький».

Материал: мячи, кубики.

Методика: положите на стол большой и маленький мячи. Покажите их ребенку и скажите: «Это большой мяч» (держите руку, положенной на мяч). Покажите на маленький мяч и скажите: «Это маленький мяч» (держите руку, положенной на мяч).

Результат: Саша правильно показывает на маленькую и большую вещь.

Упражнение 6. «Выполнить просьбу, требование»

Задача: Саша должен реагировать на словесные требования, подкрепленные жестами или предъявлением предмета.

Материал: мяч, кубики, игрушки.

Методика: сядьте напротив Саши. Положите перед ним какую-либо игрушку. Скажите ему: «Возьми мяч!». Покажите на этот предмет. Если он его не возьмет, дайте ему мяч и скажите при этом: «Возьми мяч!».

Результат: Саша может выполнять простое требование.

III. Развитие движений.

  1. Совершенствовать ранее освоенные движения (ходьба).
  2. Учить спускаться и подниматься по лестнице, с горки.
  3. Приседать на корточки, взбираться на невысокие предметы, свободно вставать и опускаться.
  4. Учить подлезать под веревку ( высота- 50 см)
  5. Пролезать в обруч (50 см.)
  6. Учить бросать мяч вниз, вдаль.

Игра-упражнение 1 «Саша к мамочке идет»

Чему учится ребенок: ходить в разных направлениях, нести в руках небольшой предмет (яблоко), радоваться совместной двигательной деятельности: выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения, пополнять импрессивный словарь.

Оснащение: корзинка, два яблока,(одно большое, другое маленькое).

Ход игры: расскажите и покажите ребенку, что он может делать ножками (топать, ходить). Положите в корзинку яблоко. Отойдите от Саши сначала на небольшое расстояние и позовите его. Ласково поманите Сашу и предложите ему взять яблоко и принести его  вам. Прочтите рифмовку:

                         Саша к мамочке идет,

                          Яблоко  в руках несет,

                          Красное, румяное,

                          Соком наливное.

                          Большое, вот такое!

Усложнение задания: заменить большое яблоко  маленьким яблочком, предложите принести вам два маленьких яблочка, измените маршрут по  которому пойдет Саша(выложите дорожку широкой лентой).

Игра-упражнение 2 : «На горе».

Чему учить: подниматься на доске, один конец которой закреплен на высоте 10 см. от пола. Ходить по доске , соблюдая равновесие, выполнять движение в такт рифмовки, активизировать глаголы: «подниматься», « опускаться».

Оснащение: доска длиной 2 м. и шириной 25 см., картинка с изображением горки и катающихся на ней детей.

Ход игры: положите на пол доску, закрепите на кубе один ее конец, на  высоте 10 см. от пола. Второй конец опустите вниз – получилась горка. Покажите Саше картинку с играющими на горке детьми. Предложите ребенку залесть на горку и съехать с нее.

Прочтите потешку:

                         Ах,дыбок, дыбок, дыбок

                         Саша молодец,

                         На горку поднимается,

                         С горки спускается!

Игра-упражнение 3 «Пружинки».

Чему учить: ритмично приседать, сгибая и выпрямляя ноги, подготавливая движения прыжка, понимать глаголы повелительного наклонения: «выходи», «попляши», «покачайся».

Ход игры: Саша сидит на стульчике. Воспитатель читает рифмовку:

                        Покачаемся на ножках,

                        Покачаемся немножко.

                        Вот так, вот так.

Воспитатель сгибает и разгибает колени, имитируя пружинку. :»Выходи-ка ,Саша, попляши со мной.»

Сенсорное развитие (конструирование, игры, занятия с дидактическим материалом).

      1.Учить накладывать кубик на кубик (башня), кубик на кирпичик (автомобиль), кирпичик на кубик (стол).

2.Учить выстраивать в ряд одинаковые кирпичики на плоскости(дорожка).

3.Учить распознавать предметы по форме: шарик. Кубик.

  1. Учить распознавать контрастные размеры ( большой, маленький).
  2. Знакомить с цветом  предметов (красный, желтый0.
  3. Учить действовать с различными дидактическими игрушками (грибки, втулочки).

Упражнение 1. «Развитие координации глаз-рука»

Задача: учить ребенка создавать к5онструкции.

Материал: кубики.

Методика6 дайте Саше кубики. Пусть он построит что-либо  по своему желанию. Начните строить башню из 3 кубиков, привлекая внимание ребенка. Положите 2 кубика в ряд Оставив небольшой промежуток, попросите Сашу перекрыть промежуток. Положив сверху еще один кубик .

Упражнение2: «Укладывать кубики в ряд».

Задача: учить горизонтально расположенные объекты «дорожка».

Материал: строительный материал, грузовой автомобиль.

Методика: поиграйте с ребенком грузовым автомобилем: нагрузите строительными ку4биками , затем выгрузите их на пол. Возьмите из отр. констр. желоб и предложите ребенку положить в него один за другим пять кубиков.

Игра-упражнение3: «Что катится, что не катится».

Цель:  сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее ч деятельности.

Оборудование: воротца, шарик, и кубик из одного материала и одного цвета.

Ход игры: педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии  от них  проводит черту. Предлагает прокатить через воротца   до ленточки два предмета: одному – кубик, другому – шарик.

«Шарик катится , а кубик не катится!»                        

                                     «Дидактические игры» А.Н.Катаева.

Игра-упражнение4: «Спрячь шарик в ладошках».

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование: шарики одного цвета, но двух    контрастных размеров(большой и маленький), поднос.

Ход игры: педагог показывает, что маленький шарик спрятался в ладошках, а большой – нет.

                                      «Дидактические игры» А.Н.Катаева.

Игра-упражнение 5: «Найди цветок для бабочки»

Цель: познакомить с названиями некоторых  цветов (красный, синий, желтый, белый).

 Оборудование: четыре крупных, выполненных  из картона цветка (красный,синий, желтый, белый), четыре фигурки бабочек такой же окраски.

Ход игры: бабочки хотят найти цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видноо и никто не смог бы сих найти и поймать.

                                 Желтая бабочка- на желтый цветок,

                                 Синяя бабочка – на синий цветок,

                                 Белая бабочка – на белый цветок.

                                                «Дидактические игры» А.Н.Катаева.

5 Музыкальное воспитание.

  1. Развивать слуховое восприятие , умение слушать музыку.
  2. учить внимательно слушать веселые, бодрые и спокойные мелодии, подпевать в конце песен повторяющиеся звукоподражания.
  3. учить выполнять плясовые движения под пение взрослого и под музыку: ( притопывать ногой, переступать с ноги на ногу, прихлопывать в ладоши, помахать одной рукой)
  4. Уметь рередавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).

Список для прослушивания: «Полянка». Русская народная мелодия, обр.Г.Фриза., «Колыбельная», муз. В.Агафонникова.»Искупался Иванушка» -русская народная мелодия.

Список для пения и подпевания:

               «Кошка» муз. А.Александрова, сл. Н.Френкеля

               «Бобик» муз. Т.Покатенко, сл. Н.Наденовой.

               «Петушок», «Лиса», «Лягушка», русские народные песенки.

Муз. ритмичные движения:

                 «Шарик мой голубой» муз. Тиличевой

                  «Мы идем», муз. Р.Рустамова, сл. Ю.Островенко

                 «Маленькая кадриль». Муз.М. Раухверга

.

Источник