Раннее музыкальное развитие ребенка от 2 лет

Раннее музыкальное развитие ребенка от 2 лет thumbnail

Музыкальное воспитание детей 2-3 лет.

Согласно содержанию современной педагогической технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, актуальной проблемой для всего периода дошкольного детства является накопление у детей музыкального опыта. Ребенок нуждается в его накоплении совершенствовании. Чем меньше ребенок, тем больше он восприимчив к звучащему миру. Музыкальный руководитель детского сада помогает ему, открывая малышу мир звуков и музыки. На музыкальных занятиях, развлечениях, досугах, праздниках – музыка становится содержанием и средством общения ребенка и музыкального руководителя.

Возрастные особенности развития детей 2-3 лет.

Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.

Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.

В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

Музыкальная деятельность

Создание интереса к музыке является основой музыкального развития малыша. Он вызывает положительные эмоции, что в свою очередь делает ребенка открытым для взаимодействия. Интерес активизирует личность, побуждает ее к деятельности, являясь основой ее творческих проявлений. Ребенок 3-года жизни с удовольствием слушает музыку и эмоционально реагирует на нее. Но слушать он может в течении непродолжительного времени, поэтому малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только таким образом он может слушать одну и туже музыку, песню несколько раз или прослушать разные песенки.

В этом возрасте ребенок способен различать звуки низкого и высокого регистров (медведь – птичка), детские музыкальные инструменты по тембру (колокольчик, дудочка).

Ребенок все более активно включается в пение: подпевает отдельные слоги, звукоподражания.

Большой популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он с удовольствием исполняет пляску под песни, выполняет несложные движения: топает, машет руками, полуприседает, качает головой.

Задачи музыкального воспитания и развития детей 2-3 лет

– Развивать устойчивое отношение к музыке и интерес к музыкально-исполнительской деятельности, воспитывать потребность в восприятии музыки.

– Активно развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение ее выражать в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной

– Продолжать обогащать слуховой опыт, музыкально-сенсорные эталоны.

– Приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, элементарному исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку. речевой, двигательной, игровой, изобразительной.

– Активизировать музыкальную память и музыкальное мышление.

– Развивать элементарное детское творчество, способность к музыкальной импровизации.

Достижения ребенка (успехи)

– Может подолгу и заинтересованно слушать детские песенки, несложные музыкальные пьесы, радостно отзывается на знакомую мелодию.

– Может различать музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания.

– С удовольствием танцует, играет под музыку; выполняет под музыку несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или под текст.

– Ребенок отличается эмоциональным поведением, желанием заниматься вместе, умением сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движение по показу взрослого.

– Дети активно подпевают взрослому, запоминает целые фразы песен и некоторые дети могут исполнить их самостоятельно в игровой деятельности.

Маленький ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки. Эмоциональные переживания, зарождающиеся в раннем возрасте, являются наиболее ценными для последующего развития у ребенка музыкального восприятия.

Поскольку музыка –является самым сложным из искусств, малыша надо постепенно вводить в мир музыки, помогать ему понять содержание музыкально-художественных образов, а значит дать возможность их пережить. Это можно сделать лишь при объеди-нении усилий музыкального руководителя, воспитателей, педагог дополнительного образования, семьи, институтов культуры и искусства.

Источник

Татьяна Алексеева
Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей детей от 2 до 3 лет»

То, что взрослым кажется

пустяком, мелочью, может оставить

глубокий след в душе ребенка»

Масару Ибука

Музыкальность – это комплекс способностей ребенка, которые проявляются в интересе к активной музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, игре на детских музыкальных инструмента, движениям под музыку (простейшим танцам).

Однако, важно помнить, что ребенок не рождается с готовым набором музыкальных способностей. Если ребенок часто слышит музыку, пение мамы, родных и близких людей, это положительно влияет на развитие его музыкальных способностей.Вы можете задать вопрос: «А зачем ребенку музыка с самого раннего детства?»

Многочисленные исследования ученых, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом можно восполнить впоследствии. Музыка и движения под музыку – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребенка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственное утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, движение и танец под музыку создает ребенку определенный психотерапевтический эффект. Дети, которые с раннего детства погружены в атмосферу музыки и радости, меньше подвержены стрессам и разочарованиям.

Раннее музыкальное развитие, как и развитие речи ребенка немыслимо без активного участия родителей. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки.

На третьем году жизни у ребенка прежде всего развивается эмоциональная отзывчивость на музыку. Особенностью этого возраста является то, что малыш любит многократно слушать полюбившиеся ему песни. Хорошо, когда под рукой оказываются детские музыкальные книжки: нажал на кнопочку и вот уже началась веселая детская песенка. Такие книжки можно купить и магазине игрушек, и в супермакетах, где есть отдел с детскими книжками и игрушками. Дети так любят музыкальные книжки, что это позволяет маме заняться на несколько минут своими делами.

На третьем году жизни у ребенка развиваются музыкально-сенсорные способности. Что это значит? Ребенок уже начинает различать музыку по динамике (громко-тихо, быстро – медленно), по тембру (птичка поет звонким голоском, а мишка – грубым и низким, а так же по тембру детских музыкальных инструментов (звучанию дудочки, барабана, погремушки, бубна, маракаса, металлофона, бубенцов).

В связи с обогащением речи у ребенка развиваются певческие навыки. Слушая, как поет мама или бабушка, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая интонациям взрослого. Конечно, нужно учитывать возможности ребенка, поэтому песенки должны быть простыми, с повторяющимися словами и фразами.

Нужно учитывать следующее:

– Содержание песенки должно отражать круг интересов ребенка;

– В песенке могут встречаться непонятные для ребенка слова или фразы, их следует разъяснить, показать подходящие картинки или предметы.

– Фразы в детской песенке должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их для нового вдоха.

– Мелодия в песенке не должна звучать слишком высоко или слишком низко, а находиться в пределах возрастного диапазона, чтобы голос ребенка звучал естественно, без напряжения и перегрузки.

Часто родители задают вопрос: – «Какая музыка предпочтительнее для слушание детей третьего года жизни?» Меломанам младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии (даже если они очень красивые). Малыши тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. Такая музыка создает у ребенка позитивный настрой и помогает ощущать жизнь, как уютный и радостный мир. Регулярно слушая спокойную и радостную музыку, малыш накапливает у себя опыт музыкальных впечатлений и со временем начинает узнавать знакомые мелодии, просит их повторить.

Музыка, как известно, воздействует прежде всего на чувства, вызывая определенное настроение. Знакомство с музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально, развивает мышление и память. Для развития музыкальных способностей и музыкальной культуры детей от 2 до 3 лет необходимо использовать народную музыку. Это русские народные потешки и прибаутки, игры, колыбельные. Они легко запоминаются, вносят разнообразие в жизнь малыша.

Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия., научиться различать смену настроения в музыке, прислушиваться к звучанию различных инструментов. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой или более скромная по выразительным средствам, но вызывающая восхищение, старинная музыка. Слушать классическую музыку лучше всего в домашних условиях, когда ребенок чувствует себя защищенным, любимым и находится в окружении, насыщенными положительными эмоциями.

Музыкальные способности ребенка очень хорошо развиваются во время его движений под музыку. Танцевать малыши любят под пение взрослого,когда мама или кто-то из родственников напевает несложную мелодию на слоги: «та-та-та», «три –та-тушки, три-та-та», «Ту-ру-ру», «Ля-ля-ля». Можно дать малышу погремушку или меленький маракас, бубенцы на палочке, тогда он будет весело звенеть игрушкой и пританцовывать.

Чаще детки танцуют вместе со взрослыми, но умеют плясать и самостоятельно. Дети могут притопывать ногой, хлопать в ладошки, покачиваться с ноги на ногу,кружиться на шаге и одновременно подпевать себе: «ля-ля-ля». Важно, чтобы во время музыкально-ритмических- занятий царила атмосфера радости, чтобы взрослые подбадривали ребенка, восхищались его умением танцевать.

Можно дать в руки ребенку платочек, предварительно показав, что им можно помахивать перед собой и над головой, кружиться с ним. С окончанием музыки ребенок может присесть и спрятаться за платочек, держа его за уголочки. Конечно, этому нужно ребенка научить. Показать, как правильно держать платочек пред своим лицом, словно спрятался от мамы. Так проводится игра «Прятки». После того, как ребенок научился «прятаться» за платочек, мама делает вид,что ищет его и поет: «Я хожу, хожу, хожу, никого не нахожу. Ну, куда же мне пойти? Где же Олю мне найти?». Нужно сказать ребенку, что после этого вопроса, он должен встать и поднять платочек вверх.выкрикнув: «А вот и я!». После этого ребенок может весело попрыгать с платочком. Эта игра разучивается постепенно, по мере взросления ребенка и обретения им необходимых навыков.

Многие исследование психологов доказали, что дети, которые занимаются танцами, добиваются больших успехов в учебе и опережают своих сверстников в развитии. Танцы помогают ребенку раскрепоститься, стать более общительным и открытым. Соединение музыки и движения формирует атмосферу положительных эмоций, что в свою очередь делают поведение ребенка естественным и красивым. В любом случае, общение ребенка с музыкой доставляет ему удовольствие и много радости.

Источник

АННА ИСАЕВА
Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет

Статья “Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет

Автор: музыкальный руководитель Исаева Анна Геннадиевна

В данной статье представлена программа по раннему музыкальному развитию детей от 1 года до 2 лет. Музыкальное развитие и воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берет в руки первый музыкальный инструмент — погремушку. Как приобщить малыша к музыкальному искусству, когда он подрастает? Что и как слушать? Музыка, пожалуй, один из самых мощных факторов, который воздействует на наши эмоции и чувства.

Пояснительная записка.

Музыкальное развитие детей от года до 3 лет – это составная часть их психического и физиологического взросления. Мелодичные ритмичные звуки являются прекрасной стимуляцией нервной системы ребенка. Поэтому в настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе. Музыкальное развитие детей раннего возраста учит воспринимать музыку и открывать преимущества влияния звуков на настроение и активность. Малыш, слушая музыку, проявляет новые эмоции и познает новые звуковые ощущения. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем в игровой форме, обеспечивая ребенку эстетическое, музыкальное, творческое, умственное и физическое развитие.

Цель: раннее музыкальное развитие путем создания игровой деятельности педагога и ребенка.

Задачи:

1. Обучать игре на музыкальных инструментах.

2. Создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу на занятиях.

3. Воспитывать эстетический и музыкальный вкус.

4. Формировать умение слушать музыку.

5. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, музыкальный слух).

6. Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.

Новизна программы:

• Составление учебно-тематического плана.

• Использование наглядно-методического материала (куклы-наперстки, куклы- перчатки, куклы – варежки)

• Подбор музыкального материала для игровой деятельности.

• Включение в содержание программы русских народных и пальчиковых игр.

Организация занятий

Программа рассчитана на 1 год. Занятия групповые – 2 раза в неделю.Продолжительность занятия составляет:10минут.

Каждое занятие проходит вместе с воспитателем, при его активном участии. Также помогает помощник воспитателя.

Ожидаемые результаты:

1. Эмоциональное развитие малыша.

2. Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.

3. Умение ребенка общаться в коллективе.

4. Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки

5. Выявление уровня музыкальных способностей

Формы подведения итогов:

Итоговые занятия проводятся 2 раза в год :

• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)

• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май – июнь)

Итоговые занятия включают в себя игру на музыкальных инструментах, подвижные игры, хороводные игры, пальчиковые игры, игры с предметами, а также элементы театрального действия.

Содержание программы

1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, помогают формированию речи.

2. Слушание музыки с движениями воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.

3. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений.

4. Игровой массаж, проводимый во время звучания музыки, активизирует все анализаторы коры головного мозга (слуховые, зрительные, тактильные, и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.

5. Подвижные игры, логоритмика. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности.

6. Танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают

сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться – красиво двигаться.

7. Игры с предметами позволяют детям войти в любую музыкальную сферу: «домашние животные», «лесные звери», «транспорт», «сказки», «путешествия»… Они помогают решить социальные вопросы, формируют музыкальное мышление, развивают музыкальную память, способствуют элементарному обучению малыша.

8.Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам

транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.

Методическое обеспечение программы:

– Оборудование и материалы для занятий – музыкальный зал.

– Ковровое покрытие

– Детские стульчики

– Мольберт

Музыкальный центр, ноутбук

– Пианино/синтезатор

– Бубенчики, бубны, маракасы, деревянные ложки, погремушки, музыкальные молоточки, клавесы (деревянные палочки, металлофоны, ксилофоны, треугольники, коробочки, маленькие тарелочки, барабаны.

– Гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые, массажные мячи, мешочки с песком, мячи футбольные.

– Куклы Би-ба-бо (петрушечные)

– Сюжетные игрушки

– Наглядное пособие (пальчиковый театр)

-Платочки и большие платки, подушки.

– Сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчикифлажки, «сюжетные» шапочкидетали (маски, хвосты, ушки, крылья).

Методические рекомендации:

1. Педагог должен иметь свой собственный годовой план, скоординированный с ОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому занятию.

2. На каждом занятии желательно менять условия проведения игр, что способствует закреплению нового материала и поддерживает интерес многократного проведения выученных заданий.

3. Выбрав определенные игры, рекомендуется проводить их в течение 4-6 занятий, а затем постепенно заменять новыми.

4. Все занятия включают в себя совместное выполнение заданий взрослым и ребенком по показу педагога.

5. Разучивание новой игры представляет собой рассказ о сюжете, показ картины, либо яркое живое исполнение.

6. Необходимо делать тематические связки между упражнениями и играми.

7. Воспитатель должен быть активным участником игр, помогать ребенку в случае необходимости. Лучшая поддержка малыша – это совместная деятельность.

Организация музыкальных занятий проходит в разных формах, включая различные методики, новые принципы работы, интересный музыкальный материал.

Одной из таких методик, является музыкальная программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых. Цель их программы – способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Другая интересная методика, элементы которой мы включаем в занятие, это Орф-педагогика. Она построена на воспитании и обучении детей через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения, речи. Цель музыкального воспитания – развитие личности ребенка, его духовности в русле гуманистических традиций, развитие музыкальности через личное творение. Принципом работы по системе Орфа является элементарное музицирование.

Новыми принципами работы является организация творческой атмосферы на занятиях, подготовка малышей к взаимному сотрудничеству и результативной музыкальной деятельности.

Перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию.

Группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Блок

программы Направления работы Составляющие качества

образования

1. Восприятие Слушание музыки Воспринимает знакомые песни,

народные мелодии контрастного

характера.

Подпевание Умеет внимательно слушать

песни до конца исполнения.

Музыкально-ритмические

движения Проявляет интерес к музыке.

2. Исполнительство. 1. Слушание музыки

2. Подпевание

3. Муз. -ритмические движения

Используемый репертуар:

«Погремушечка», укр. народная мелодия

«Колокольчик»

«Полянка», р. н. м

«Баю-бай» М. Красева

«Собачка» М. Раухвергера

«Да-да-да» Е. Тиличеевой

Игра «Найди колокольчик»

Игра «Ладушки» р. н. песня (сб. 1)

«Прилетела птичка» Е. Тиличеевой

«Полянка», р. н. м.

«Баю-бай»

«Топ-топ» М. Красева

«Кошка» Ан. Александрова

«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой или «Маршируем дружно» М. Раухвергера

Игра «Птичка маленькая» А. Филиппенко

«Погремушка» р. н. мелодия

«Скачет зайка маленький» В. Агафонникова

«Флажок» В. Агафонникова

«Барабан» Е. Тиличеевой

«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова

«Погремушка» М. Раухвергер

«Где же наши ручки» Т. Ломовой

«Маленькая кадриль» М. Раухвергера

«Колечки» Ан. Александрова

«Уточка купается» А. Лазаренко

«Колыбельная» В. Агафонникова

«Колыбельная» М. Раухвергера

«Спи, мой мишка» Е. Тиличеевой

«Собачка» М. Раухвергера

«Погремушка» М. Раухвергера

«Маршируем дружно» М. Раухвергера

«Ай-да» Г. Ильиной

«Вот так вот» бел. нар. песня

«Игра с зайчиком» или «Игра с мишкой возле ёлки» А. Филиппенко

«Барабан» Е. Тиличеевой.

«Машенька-Маша» В. Тиличеевой.

«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова

«Топ-топ» М, Красева

«Маршируем дружно» М. Раухвергера

«Попляшите» М. Раухвергера

«Поиграем с мишкой» Е. Тиличеевой.

Р. н. сказка «Курочка – Ряба», «Поиграем в прятки»

Литература:

1. Буренина А. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000.

2. Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. – Санкт –Петербург: Композитор, 2007.

3. Железнова Е. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. – М.: издательский дом Катанского, 2006.

4. Железнова Е. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. -М.: издательский дом Катанского, 2009.

5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению.- Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.

6. Конвенан И. Облака. Песенки для самых маленьких.- Санкт – Петербург: Композитор, 2003.

7. Петрова В. А. Музыка – малышам. – М.: Мозаика-синтез, 2001

8. Русские народные песни и танцы для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке Вечеслава Жилина. – Челябинск, 2004.

9. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. – Новосибирск, 2002.

10. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Ребятам о зверятах», /сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н.- Санкт – Петербург: Композитор, 1998.

11. Суворова Т. Танцевальная ритмика. – Санкт-Петербург, 2004.

12. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши! – Санкт – Петербург, 2001.

13. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки», / сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н.- Санкт – Петербург: Композитор, 1996, 1997, 1998.

14. О. Киенко «Танцуют малыши. Игротанцы для детей раннего возраста» https://secret-terpsihor.com.ua/

Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 летРаннее музыкальное развитие ребенка от 2 лет

Источник