Ранее развитие ребенка в плоду

Развитие плода – это физиологический процесс, протекающий от момента оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом до родов. Он включает ряд этапов, условно разделенных на раннее и позднее развитие плода. Такое разделение связано с особенностями становления, закладки органов и систем будущего ребенка.
Этапы раннего развития плода
Раннее развитие плода начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжается весь первый триместр беременности. Этот период включает несколько этапов, которые являются очень важными, так как происходит первичная закладка и начало развития всех органов и систем. К ним относятся:
- Оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом – самый первый этап, когда происходит образование диплоидного (двойного) набора хромосом вследствие слияния генетического материала яйцеклетки и сперматозоида. После оплодотворения из яйцеклетки формируется зигота и с этого момента начинается раннее развитие плода. Оплодотворение и формирование зиготы, ее деление происходит в маточной трубе, длится около суток.
- Этап имплантации – характеризуется прикреплением зиготы к слизистой оболочке дна матки. На этом этапе образуется морула – скопление клеток вследствие деления зиготы. В последующем морула превращается в полость, содержащую жидкость и окруженную клетками, которая дает начало эмбриону (зародышу) и трофобласту (предшественник плаценты). Длительность этапа имплантации составляет 7-10 дней после оплодотворения.
- Этап плацентации – характеризуется активным развитием хориона из трофобласта, который представляет собой ворсинки, внедряющиеся в слизистую оболочку матки. Их основная физиологическая функция заключается в питании эмбриональной части зародыша и гормональной регуляции его развития. В дальнейшем из хориона развивается плацента.
- Эмбриональный этап – критический период в раннем развитии плода, когда происходит закладка всех органов и систем. Эмбриобласт состоит из нескольких листков: эктодерма (из нее формируется кожа, нервная система человека), мезодерма (дает начало формированию соединительной ткани, скелета и мышц) и эндодерма (предшественник всех внутренних органов, пищеварительной, дыхательной и мочеполовой системы). Этот этап начинается с 3-й недели беременности и продолжается до позднего (плодового) этапа развития плода (12-я неделя).
Раннее развитие плода на этих этапах является периодом, когда любое негативное воздействие на организм матери может привести к серьезным врожденным порокам развития ребенка, часто несовместимым с жизнью.
Особенности течения этапов раннего развития плода
Каждый этап имеет свои ключевые особенности, которые влияют на нормальное развитие плода. Первый триместр беременности – это критический период, поэтому знание особенностей его течения позволит женщине выполнять ряд рекомендаций, сводящих к минимуму влияние негативных факторов на ее организм. Об этом – подробнее:
- Оплодотворение яйцеклетки происходит в средней (ампулярной) части маточной трубы, затем зигота за счет движений стенок трубы смещается в направлении полости матки. Любые патологические состояния в маточной трубе могут снизить ее двигательную активность, что приведет к имплантации зиготы в самой трубе и развитию внематочной (трубной) беременности.
- Имплантация (прикрепление) зародыша возможна только к подготовленной слизистой оболочке дна матки, ее толщина при этом составляет около 13 мм. Истончение слизистой, недостаточное ее кровоснабжение и поступление питательных веществ могут спровоцировать прерывание беременности на этом этапе вследствие невозможности процесса имплантации.
- Нарушение этапа плацентации в последующем может вызвать нарушение питания плода и задержку его внутриутробного развития.
- Эмбриональное развитие плода в первом триместре беременности характеризуется закладкой всех органов и систем организма будущего ребенка. Любой сбой на этом этапе вследствие воздействия инфекций, токсического влияния алкоголя, никотина и некоторых медикаментов может вызвать серьезные пороки развития. Они могут быть несовместимыми с жизнью плода (происходит выкидыш) или проявляться на его поздних этапах развития или после рождения (микроцефалия, пороки развития клапанов сердца).
Беременность имеет определенные клинические проявления, указывающие на то, что началось развитие плода. Первый триместр беременности характеризуется возможным появлением таких симптомов:
- Небольшая тошнота, неприятный привкус во рту, изменение пищевых предпочтений.
- Периодические тянущие боли внизу живота в области матки.
- Незначительные выделения из влагалища коричневого цвета – свидетельствуют о начале имплантации.
- Частое изменение эмоционального состояния женщины – хорошее настроение может резко смениться раздражительностью (результат изменения гормонального фона).
Рекомендации для нормального течения раннего этапа развития плода
Нормальное развитие плода возможно при выполнении женщиной несложных рекомендаций на всех его этапах, к ним относятся:
- Планирование беременности с тщательным обследованием для исключения хронической инфекционной патологии внутренних органов, что позволит избежать осложнений на этапе оплодотворения и имплантации.
- Правильное рациональное питание на всех этапах раннего развития плода с достаточным поступлением в организм женщины витаминов. Предпочтение необходимо отдавать постному мясу, овощам и свежим фруктам (исключением являются цитрусовые).
- Организация режима труда и отдыха, достаточный сон не менее 8 часов в сутки позволят избежать нарушения кровоснабжения слизистой матки на этапе имплантации и плацентации.
- Отказ от приема алкоголя и никотина – важнейшее условие, обеспечивающее нормальное развитие плода в первом триместре беременности.
- На этапе эмбрионального развития рекомендуется прием витаминов группы В, которые способствуют нормальному развитию нервной системы плода.
- Прием любых лекарственных препаратов возможен только по назначению врача.
- Простудные заболевания и ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция) на раннем этапе развития плода желательно лечить народными средствами, с использованием травяных сборов и обильного питья.
- После постановки на учет к гинекологу нужно дисциплинированно выполнять все назначенные им лабораторные и инструментальные исследования (УЗИ, общие анализы крови и мочи, измерение окружности живота и высоты стояния дна матки), которые важны для контроля за ходом развития плода в первом триместре беременности.
Беременность – это один из самых важных и ответственных периодов в жизни женщины. Правильная подготовка во время планирования беременности и выполнение всех рекомендаций на ранних этапах развития плода позволят избежать осложнений и нарушений во время родов и после рождения ребенка.
Источник
Период развития до 14 недель
Внутриутробное развитие ребенка
Период внутриутробного развития – особый невероятно значимый период, как для мамы, так и для ее малыша, который пока неотделим от матери. Христианский психолог А. Гармаев называл этот период внутриутробного развития периодом в котором происходит душевное становление ребенка, неотделимо связанным с материнской душевной организацией. И по его словам мать в период беременности должна быть наполнена душеным спокойствием.
Если говорить о развитии ребенка на данном начальном пути его становления, то стоит отметить следующие особенности:
В первый триместр: происходит интенсивное развитие чувствительности и нервной системы ребенка:
5 неделя – закладываются основные структуры головного мозга;
6 неделя – начинает функционировать вестибулярный аппарат;
6 – 8 неделя – закладывается центральная и периферическая нервные системы ;
8 неделя – появляется кожная чувствительность у детей;
c 10 недели – изменение траектории движения плода при столкновении со стенкой матки и появляется основа для положительных эмоций;
11 – 12 неделя – формируется хватательный рефлекс;
13 неделя – формируется сосательный рефлекс.
Второй триместр: период развития чувствительности (сенсорный период):
В этот период женщине лучше как можно больше радоваться и переживать положительных эмоций и впечатлений. Задача мамы – не выключаться из внешней жизни, но быть внимательной к тому, что происходит внутри нее.
С 16 недели – формируется пространственная организация мозга, появляется моторная реакция на звук. В этот момент становится значимой речевое подкрепление и стимулирование ребенка родителями;
К 5 месяцам мозг ребенка функционирует как целостная система;
Во второй половине триместра происходит изменение двигательной активности ребенка на эмоциональное состояние матери;
18 недель – ребенок пальчиками начинает перебирать пуповину, сжимает и разжимает пальчики рук, дотрагивается и закрывает лицо руками;
С 20 недель можно начинать обучать ребенка и обеспечивать ему полный словесный контакт;
26 – 28 недель – ребенок мимически начинает выражать основные эмоции.
Третий триместр: чувствительный период для развития индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей, способностей и интеллекта ребенка. Для мамы главными задачами становятся – стабильное реагирование на шевеление ребенка, постоянное речевое обращение к нему и ограничение самой себя от раздражающих внешних факторов. Начинает формироваться избирательность к культурным особенностям пищи. Формируется переживание собственного успеха / неуспеха, которое зависит от реакции матери на шевеление ребенка.
Период развития до 40 недель
Периоды развития беременности
Возможность выносить и родить ребенка — это удивительный дар, которым обладает женщина. Ведь в этот период жизни она становится чудесным сосудом, в котором из микроскопических клеток зарождается и развивается новая жизнь.
В среднем продолжительность беременности составляет 280 дней, что равно 10 акушерским (28 дней) или 9 календарным месяцам, считая от первого дня последней менструации. За это время из невидной вооруженным глазом яйцеклетки в матке разовьется зрелый плод — маленький человечек, организм которого будет готов к внеутробной жизни.
Периоды развития беременности по месяцам
1 месяц (1-4 неделя беременности)
С момента оплодотворения яйцеклетки в маточной трубе запускается механизм деления клеток. Он происходит настолько быстро, что можно буквально сказать «твой ребенок растет не по дням, а по часам». Уже на третий день после зачатия ребенок начинает вырабатывать гормон ХЧГ, благодаря которому в организме женщины происходит ряд изменений.
Первые три недели зигота яйцеклетки превращается в эмбрион. У ребенка закладываются все органы.
К концу четвертой недели внутри эмбриона начинает циркулировать кровь, формируется пуповина, как связь с будущей плацентой. Происходит имплантация эмбриона в матку.
К концу первого месяца у него есть глазные впадины, зачатки ножек и ручек.
К концу 4 недели развития эмбрион внешне напоминает ушную раковину и имеет размер песчинки — около 1 мм.
2 месяц (5-8 неделя беременности)
После того, как эмбрион со всеми оболочками прикрепляется к внутренней стенке матки, он начинает питаться не от плодного яйца, как раньше, а от мамы. В связи с этим ребенок начинает стремительно расти.
На первом месяце развития ребенок состоял из двух слоев — эндодермы и мезодермы, на 5-й неделе появляется 3-й слой — эктодерма, который станет нервной системой, кожей, волосами, зубной эмалью. На задней части эмбриона образуется желобок, который постепенно сворачивается. Он станет нервной трубкой, которая затем станет хордой, центральной и периферийной системой. В груди образуется примитивное сердце-трубка.
На 6 неделе у вашего малыша начинается активный органогенез, то есть формирование всех самых важных внешних и внутренних структур: руки, ноги, голова.
На 7 неделе начинает быстро расти голова из-за развития головного мозга. Она округляется, и уже видно глазницы. Появляются зачатки носа, начинает формироваться рот. В будущей дыхательной системе уже видны две ветки бронхиальных ветвей. Сердце начинает разделяться на камеры с артериями. Появляются вены, а также такие органы, как печень, селезенка и желчный пузырь, правда, последние свои функции пока не выполняют.
На 8 неделе УЗИ показывает, что ребенок начинает совершать первые неосознанные движения. Уже хорошо различимы руки и пальчики на них, а вот ножки развиваются дольше. Уже видны верхняя губа, нос и ушные раковины. Рост ребенка на 2 месяце развития составляет 13 мм от макушки до основания попки.
3 месяц развития (9-12 неделя беременности)
В период третьего месяца развития беременности твой ребенок пройдет стадию эмбриона и станет, так называемым в акушерстве, плодом. На 9-й неделе происходят изменения, связанные со скелетом ребенка. Хрящи в руках начинают превращаться в кости, руки и ноги начинают сгибаться, сформировалась шея. Помимо этого появляются веки, но пока они спаяны между собой.
10 неделя — окончание периода эмбрионального развития плода. Пальцы рук и ног разъединились, перепонки между ними исчезли. Наружные гениталии плода не различимы, однако у мальчиков уже начинает вырабатываться тестостерон.
На 11 неделе уже полностью исчезает хвостик. Ребенок становится похож на маленького человека, правда пропорции его тела пока сильно отличаются от тех, с которыми он родится. На этом сроке развития 10% веса плода принадлежит печени. У малыша уже начали работать почки, они производят мочу, которая пополняет объем околоплодных вод.
На 12 неделе полностью завершился органогенез. Все системы организма полностью сформированы и в последующие периоды развития плода они будут только развиваться.
К концу третьего месяца беременности рост плода составляет примерно 61 мм, а его вес — 14 г.
4 месяц (13 — 16 недели беременности)
На 14 неделе все хрящи, которые составляли скелет ребенка, превращаются в кости. Гениталии уже можно характеризовать по половому признаку, но на УЗИ их все еще не видно.
На 15 неделе начинает появляться волосяной покров на голове и брови на лице. На этом сроке развития начинает функционировать желчный пузырь.
На 16 неделе глаза и уши ребенка занимают свое окончательное положение. Заметно удлинились ноги — они стали пропорциональны телу. На этом сроке у ребенка сформировались ногти.
Вес малыша на четвертом месяце внутриутробного развития составляет 130 г, а его рост — 12 см.
5 месяц (17- 20 неделя беременности)
Окончательно сформировались бороздки на ладонях и пятках, которые составят основу для будущих отпечатков. Размеры ребенка и плаценты сравнялись.
На 18 неделе ребенок начинает слышать внешние звуки и может реагировать на них.
На 19 неделе стремительный рост малыша замедляется и начинается образование подкожного жира. В легких начинается формирование бронхиол, и через несколько недель они уже будут готовы функционировать. Ребенок уже реагирует на свет.
К 20 неделе у девочек уже полностью сформирована матка, а вот влагалища еще нет.
К концу 5 месяца рост ребенка составляет 16 см, а его вес — 320 г.
6 месяц (21-24 неделя беременности)
Нервная система ребенка развилась настолько, что он уже может глотать околоплодные воды.
На УЗИ в деснах видны зачатки молочных и постоянных зубов.
На голове продолжают расти волосы, но они пока не имеют цвета, поскольку пигмент меланин появится позже.
На 23 неделе на УЗИ можно зафиксировать быстрые движения глаз, когда ребенок спит, что говорит о развитии мозга.
24 неделя — начало жизнеспособности ребенка. В легких на концах капилляров образовались так называемые терминальные мешочки, которые отделены от альвеол тонкой пленкой. В легких началась выработка сурфактанта — поверхностного вещества, не позволяющего капиллярным мешочкам смыкаться под воздействием дыхания.
В конце шестого месяца беременности рост плода составляет уже 21 см, а его вес — 630 г.
7 месяц (25 — 28 неделя беременности)
Продолжается процесс активного образования подкожного жира, но малыш все еще выглядит худым. Кожа у него все еще красная и сморщенная. На языке сформировались вкусовые сосочки.
Все органы малыша уже функционируют, но еще продолжают развиваться.
В последние три месяца внутриутробного развития у ребенка стремительно растет головной мозг.
На 28 неделе ребенок открывает глаза. У мальчиков на этом сроке развития яички начинают опускаться в мошонку.
Рост ребенка на 6 месяце внутриутробного развития составляет 35 см, а весит он 1 кг.
8 месяц (29 — 32 неделя беременности)
Продолжается образование белого подкожного жира — важного источника энергии.
Начинает работать иммунная система, хотя в кровь малыша поступают антитела и от мамы.
На зубах в деснах появилась эмаль. Находясь в матке, малыш готовится к самостоятельной жизни: он вдыхает околоплодные воды (дыхательная зарядка, позволяющая увеличить объем легких), сосет кулачок или палец (развивает сосательный рефлекс). Он стал уже пухленьким, под кожей больше не просвечиваются сосуды.
Рост плода в конце этого периода развития беременности составляет около 40-41 см, а его вес — 1600 г.
9 месяц (33 — 36 неделя беременности) 37 — 40 недель беременности
Ребенок становится все активней, но с каждым днем границы его водной комнаты становятся все тесней. Белый подкожный жир уже составляет 8% от его веса. В легких ребенка полным ходом идет выработка суфрактанта.
К концу 9 месяца рост ребенка составляет примерно 45 см, а его вес 2500 г.
У ребенка выпадает лануго — волосы, покрывающие его голову и тельце. Количество первородной смазки уменьшается. Ребенок занимает позу, в которой рождается (колени крепко прижаты к подбородку). Он полностью готов к жизни вне мамы.
В среднем доношенный ребенок имеет рост 51 см, а его вес — 3400 г.
Завершающий период развития беременности подходит к концу, впереди нелегкое испытание — роды, после которых ты наконец-то обнимешь свое долгожданное сокровище.
Источник
Эта статья посвящена такой, актуальной для многих теме, как раннее развитие детей.Первым делом, для того, чтобы понимать, откуда вообще взялась такая идея, что ребёнка надо развивать с раннего детства, расскажу о таком феномене, как созревание мозга.Известно, что маленький человечек рождается с полным набором нервных клеток и в процессе взросления количество нейронов не увеличивается. Увеличивается лишь количество связей между нейронами. За счёт этих связей мозг здорово увеличивается в объёме в процессе жизни. Резкое увеличение количества этих связей в период до 3х лет породило целую теорию о том, что «после 3х уже поздно», которая, тем не менее, была быстро опровергнута в связи с развитием нейрофизиологии в последней трети ХХ века. Однако, благодаря своевременному маркетинговому ходу и оперативно выпущенной книге, родители до сих пор воспринимают этот принцип за чистую монету.Как же развивается мозг на самом деле? И когда и для чего, действительно, становится поздно?
Начнём, как обычно, с рождения. Мозг малыша похож на комок голых проводов и контактов, многие из которых вообще не связаны друг с другом. А созревание мозга – это процесс, который можно условно разбить на две части: увеличение количества связей между нейронами (обучение) и покрытие проводящих путей между нейронами (аксонов) миелиновой оболочкой – Зеркальные нейроны были открыты в 1990 году и сейчас еще ведутся исследования и споры, как именно они функционируют, но суть такова: человеку для обучения необязательно делать что-то самому. Достаточно просто наблюдать за действиями другого и в этот момент в мозге будут возбуждаться те же группы нейронов. Этот механизм входит в основу эмпатии и развивается у ребенка уже к 12 месяцам. Но для нас особенно интересно другое. Зеркальные нейроны работают в случае наличия связи между людьми, привязанности. Ребенок не копирует каждого, кого видит, но очень хорошо копирует тех, с кем общается постоянно, к кому привязан. С взрослением круг нашей привязанности расширяется, и наша развитая эмпатия позволяет нам подстраиваться под собеседника, который нам интересен, на этом во многом построены механизмы НЛП. Но для малыша в начале существует только один близкий взрослый, на которого малыш настраивается и с которого начинает считывать и обучаться. И если такого одного постоянного взрослого рядом не оказывается в период от 12 месяцев до 2 лет, то малыш не приобретает не только привязанность, но и эту возможность использования зеркальных нейронов для обучения.
К чему я веду. Мы сколько угодно можем развивать своего малыша, приглашая к нему нянь, говорящих на разных языках, отдавая в секции плавания для грудничков и заваливая модными развивающими игрушками, но самым эффективным для развития малыша было и остаётся ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ. И современная наука подходит к тому, чтобы объяснить нам с научной точки зрения вполне очевидные вещи.
Итак, что же поздно после трёх? Поздновато начинать выстраивать с ребенком доверительные отношения, формировать нормальную привязанность. Если привязанность сформировалась по тревожному типу – ситуацию можно переломить, и нужно обязательно над этим работать, но сил и времени у вас на это уйдет сильно больше, чем, если бы нормальная привязанность была сформирована сразу. И ещё, очень желательно, чтобы к кризису трех лет ваш ребенок говорил предложениями. Иначе его желания будут слишком сильно опережать его способность их выразить в понятном виде, а вам и без этих дополнительных трудностей проблем с ним хватит.
В остальном, основные принципы раннего развития такие:
1. Регулярное пение колыбельных и других песен вашему ребенку даст основу для развития речи и звуковысотного слуха.
2. Перебирание сыпучих предметов разовьёт мелкую моторику.
3. Игры с бытовыми предметами расширят представления ребенка об орудийном мире, внесут первые понятия о том, что у каждого предмета есть закрепленный способ его использования.
4. Потешки и песенки позволяют уловить ритм движений и речи, способствуют узнаванию своего тела, а также, при многократном повторении значимым взрослым – укреплению картины мира, носят успокаивающий характер.
5. Игры с куклами и машинками, в доктора, в парикмахера и прочие – ролевые игры – формируют представления и закрепляют понятия о ролевых моделях, о профессиях и правилах поведения в различных ситуациях.
Важно, что в каждой игре, во что бы ни играл ребенок, взрослый является носителем культурной информации, знаний, которые ребенок усваивает. Взрослый показывает способы общения, способы обращения с предметами, вносит новые понятия, утешает и ободряет, приходит на помощь и создаёт условия для развития.
Взрослый может (и должен) внедряться в игру ребенка, если что-то идет не так и надо переписать шаблон. Например, если ребенок в игре выясняет отношения исключительно с помощью драки, взрослый должен показать альтернативный способ взаимодействия персонажей. И, по-хорошему, выяснить, откуда ребенок усвоил тот способ, который проявляет в игре. Взрослый должен обогащать и расширять игру ребенка, придавая ей новые смыслы и обогащая игру.
Вообще, поскольку правое полушарие является ведущим до 7 лет, любое развитие и обучение возможно только в игре. И идеально, если это игра свободная, а взрослый её только наблюдает и расширяет. Ведущим в игре должен оставаться ребёнок.
6. Само собой, физическое развитие: ползание, лазание, ходьба, бег, плавание, танцы, прыжки на двух и затем на одной ноге, катание на самокате, беговеле – всё это обязательные источники развития для детей от нуля и старше. Всё, что связано с координацией движений очень важно не только для здоровья в целом, но и для развития межполушарного взаимодействия, которое позже критично для развития таких функций как чтение и письмо.
7. Современный мир невозможен без мультиков и телевизора. Чаще всего слышатся рекомендации о том, что надо исключить телевизор для малышей. Но как же быть бедным мамам, которые честно прочитали эту статью и книги Петрановской про привязанность и стараются быть правильным значимым взрослым для своего малыша? Как им выпить свою чашку остывшего кофе?
Моя позиция такая, что мультфильмы малышам можно, если эти мультфильмы такие, как Малышарики Малышарики лишены бегающей картинки и большого количества мелких деталей. Там очень плавное и спокойное повествование, прекрасные песенки, множество повторов и наглядные инструкции, объясняющие детям именно то, что должны усваивать дети малышового возраста. А маме тоже надо давать передохнуть (ударение на букву «у»).
Если у вас остались вопросы по раннему развитию вашего малыша, или вы никак не найдете золотую середину между заботой и тревожностью – записывайтесь на консультацию, буду рада помочь и поддержать.
Ваш поддерживающий психолог
Вера Поневаж
Запись на консультацию на сайте ponevazh.ru.
Продолжение серии Ответы детского психолога в статьях:
Капризы и истерики
Готовность к школьному обучению органичным способом
Развитие мотивации с пелёнок
Источник