Работы по развитию связной речи ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Аленький цветочек»
«Формирование связной речи дошкольников в различных видах деятельности».
Выполнила: Филиппова Л.А
2014 год
Актуальность.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
– односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
– бедность речи. Недостаточный словарный запас;
– замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;
– бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
– неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
– отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
– отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Связная речь в ДОУ.
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области « Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; связной речи – диалогической и монологической форм).
• практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Основными принципами реализации системы работы по развитию связной речи являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются
– в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, чтение художественной литературы
– в ходе режимных моментов
– в свободной самостоятельной деятельности
– во взаимодействии с семьями.
пример
Разделы (задачи, блоки) | Осуществляемая образовательная деятельность | |||
Связная речь подготовительная группа | В ходе режимных моментов | В организованной детской деятельности | В самостоятельной детской деятельности | При взаимодействии с семьями |
Совершенствование диалогической и монологической форм речи | – Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром | -Творческие задания | -Игры-импровизации по мотивам сказок | Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. |
Усилия по развитию связной речи осуществляются посредством организации разных видов деятельности. Основные формы – это беседы в образовательных моментах, ситуативный разговор, межличностные общения. В образовательных моментах используется следующие виды деятельности:
• рассматривание сюжетных картинок, что направлено на развитие монологической речи, мышления.
• рассматривание игрушек, различных предметов, что позволяет развитию описательной речи. Здесь широко используется игра «Чудесный мешочек», где ребенок должен описать свои тактильные ощущения, что направлено, так же, на развитие сенсомоторных навыков.
• игры драматизации, кукольный театр, пальчиковый театр, что направлено на развитие диалогической речи;
• чтение художественных произведений с последующим обсуждением;
• разучивание стихотворений, что способствует развитию памяти, интонационной выразительности речи.
Образовательная область «Речевое развитие» тесно переплетается с остальными образовательными областями:
- «Социально-коммуникативное развитие» – общение со сверстниками в играх, в режимных моментах, в свободной деятельности, подготовка к школе, развитие диалогической речи в процессе общения. Общение детей между собой и со взрослыми во время трудовой деятельности любого вида.
- «Познавательное развитие» – развитие связной речи в НОД по познанию окружающего мира, ФЭМП, конструирование, исследовательская деятельность, в режимных моментах, играх. Развитие диалогической речи в процессе общения. Развитие монологической речи во время непосредственно образовательной деятельности и в свободном общении.
- «Физическое развитие» – общение детей между собой и со взрослыми. Развитие диалогической речи в процессе общения. Разучивание детского фольклора, общение в процессе гигиенических процедур, закаливания.
- «Художественно-эстетическое развитие» – проговаривание сюжетов рисования, аппликации, лепки, ручного труда, рассказывание сказок, рассказов. Беседы, общение детей между собой и со взрослыми в процессе художественной деятельности, развитие диалогической речи в процессе общения. Пение, разучивание стихотворений, общение, театрализованная деятельность.
* Так работа по познавательному развитию, развитию элементарных математических представлений тесно связана с развитием связной речи. В течение года дети заучивают много стихотворений, считалок, загадывают и разгадывают загадки. Многие задания подразумевают работу детей в парах, где отрабатываются умения диалогического взаимодействия. В процессе знакомства с числами в пределах 10 дети упражняются в умении согласовывать числительные с существительными. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками (коллекции, познавательные альбомы и т.д.) И мы – педагоги всегда должны предоставлять детям возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания.
* Большое внимание на развитие связной речи ребенка оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. В течение года дети воспринимают красоту и особенности природы в разные сезоны. Процесс восприятия всегда сопровождается высказываниями детей. В процессе бесед отрабатывается с детьми различные грамматические навыки, упражняются в объяснительной речи, в составлении высказываний по рисункам.
Рисуя, ребенок говорит, отражает все воспроизводимое им карандашом на бумаге в слове. Но мы можем организованно использовать его рисунок в интересах развития его речи. Если этой цели может служить любая картина, то тем более ей может служить собственный творческий рисунок ребенка.
Можно использовать в практической работе и составление рассказов по рисункам детей. Рисунки могут быть на разные темы, но необходимо детей предупредить, что они должны нарисовать такую картинку, по которой можно составить рассказ.
Этот вид работы воспитывает у детей творческое воображение, умение придать своему рисунку определенный сюжет, отразить свой замысел в рисунке и, наконец, дать последовательный рассказ, понятный для слушателей.
Развитие связной речи не задерживается, если ребенок получает новые яркие впечатления, создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение.
Занятия по изобразительной деятельности имеют большое значение для развития речевого общения и связной речи ребенка, благодаря тому, что в основе создаваемого изображения лежат впечатления, полученные из окружающей жизни непосредственно через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств.
* Театрализованная деятельность является мощным средством развития связной речи дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
* Игра – одно из важнейших средств развития связной речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей после занятий.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Дидактическая игра является одной из форм обучения детей, служит составной частью непосредственной образовательной деятельности. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В дидактических играх (игры с дидактическими игрушками и дидактическим материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настолько-печатные) дети учатся также согласовывать действия, подчинятся правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и самая главная задача- развитие связной речи.
Развитию связной речи способствуют и сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.
Сюжетно-ролевая игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающие в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.
Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активны и пассивный словарь, закрепляют на знаниях полученные во время наблюдений, экскурсий.
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры.
Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект. Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения, разработана особая развивающая технология, направленная на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач. Они охватывают разные стороны речевого развития – фонематическую, лексическую, грамматическую, и в итоге обеспечивающая развитие связной монологической речи.
Заключение.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи – одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование, и на которую должны обратить особое внимание педагоги ДОУ.
Источник
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Обобщение опыта работы)
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Проблема развития речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.
Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создании разных видов творческих рассказов, заучивании стихотворений, а так же составлении рассказов по картине.
Чтобы достигнуть высоких результатов при работе над развитием связной речи детей, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распостраненное предложение;
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- Употребление не литературных слов и выражений;
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- Трудность в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
- Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников — очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники. Мнемотехника — в переводе с греческого – «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. С помощью мнемотехники решаю следующие задачи:
- Развитие связной и диалогической речи;
- Развитие умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
- Содействовать решению дошкольниками изобразительных задач сказочного, игрового, экологического характера и др.
Мнемотаблицы — схемы помогают детям выстраивать:
- строение рассказа;
- последовательность рассказа;
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
А также служат:
- для обогащения словаря;
- при обучении рассказыванию (творческих и описательных рассказов);
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов (в данный момент работаю над проектом).
Так же для развития связной речи использую различные дидактические игры: речевые, настольно-печатные, которые развивают также внимание, логическое мышление, навыки самопроверки.
Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приемов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа веселого колобка» для составления описательных рассказов.
Модельные схемы можно применить и в других видах деятельности (продуктивная, экспериментирование, театральная деятельность).
В связи с введением новых ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Интеграция — одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методом преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста. Интегрировать могут различные образовательные области. Примером является работа над проектом в младшей группе «Ай да Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша!», где четко прослеживалась взаимосвязь речевого и познавательного (экологического) развития.
Наличие в ДОУ специалистов узкого профиля, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, позволяет включать в воспитательно-образовательный процесс, и другую, интегрированную НОД.
Таким образом, интеграция всех видов деятельности во время проведения НОД и интегрированная деятельность специалистов узкого профиля, шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной связной речи дошкольника.
Так же в работе по развитию связной речи детей стараюсь привлекать и родителей своих воспитанников. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Цель такого вовлечения родителей в работу по развитию речи детей, повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с родителями.
Задачи:
1. Вовлечь родителей в процесс развития детей
2. Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей
3. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно-развивающей среды.
Консультации, беседы, развлечения, круглые столы и т д – это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Предоставляю родителям информацию – стенды, брошюры, методические рекомендации, для дальнейшего использования в домашних условиях.
Таким образом систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, д/и, упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работы с родителями воспитанников дает свои результаты:
- Связная речь соответствует критериям программы и стандартам;
- Словарный запас из пассивного (в основном), превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе;
- Дети активнее стали работать на занятиях. У них повысилась наблюдательность, внимание, память, усидчивость, повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;
- Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они стали с желанием общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
- Появился интерес к заучиванию стихов;
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Итак, обучение детей для меня — это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Я буду и дальше работать в этом направлении, т. к. связная речь является одним из важных критериев развития способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Литература:
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»;
- М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
- А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
- М.А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
- «Игра дошкольника» под ред. С.Л. Новосёловой;
- А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей»;
- А.И. Максакова, Г.А. Тумакова «Учите, играя»
- Минеева Ю. В., Салихова З., Левшина Н. И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2.
- Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия / под ред. Ушаковой О. С. М.: ТЦ Сфера. 2015.176 с.5-37.
Источник