Работы по коррекции и развитию познавательной сферы ребенка

                      КАТАЛОГ

 МЕТОДИК, ИГР, УПРАЖНЕНИЙ

                                   УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ

                                      (по Л.Григорович)

                                  Творческие способности

  1. Задание 1

    Назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги.

  1. Задание 2

              Дорисовать 10 небольших одинаковых кругов, превратив их в разнообразные картинки.

  1. Игра «Какая осень»

              Подбирать определения к словам.

  1. Игра «Что общего между?…»

               Найти в двух объектах общие признаки.

  1. Упражнение «Что можно сделать из?..»

               Придумать варианты использования хорошо знакомого предмета.

  1. Задание «Придумай и изобрази…»

               Нарисовать фантастические предметы и животных.

  1. Придумывание сказок

              Составлять сказки на тему, видоизменять и т.п.

  1. Придумывание новых игрушек, транспорта, построек

               Изменять предметы, улучшая их качества.

  1. Игра «Хорошо-плохо»

Видеть противоречивые свойства и предметы, явлений и т.п.

  1. Упражнение «Ресурсы»

Выявлять ресурсы пространства и времени, качества, формы.

  1. Упражнение «На что похоже?»

Узнавать в неопределенных графических формах различные предметы.

  1. Отгадывание загадок. Узнавать предмет по словесному описанию.
  1. Составление кроссвордов.

                              МЕТОДИКИ, УПРАЖНЕНИЯ

            (по М.Ильиной, Л.Парамоновой, Н.Головневой)

                                         ВНИМАНИЕ

        Методики для изучения различных свойств внимания

  1. Методика «Переплетенные линии»

Оценка устойчивости внимания. (Проследить за каждой линией от ее начала и до конца)

  1. Методика «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания. (Находить кольца с разрывом в строго определенном месте)

  1. Методика «Цифровая таблица»

Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения. (Находить цифры от 1 до 25)

          Упражнения для коррекции и развития внимания

  1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания

Сравнить картинки, назвать что не дорисовано, дораскрасить вторую половинку картинки.

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

Среди случайно набранных в несколько строк букв отыскать «спрятанные» слова.

  1. Упражнение на развитие устойчивости внимания

Просматривать небольшой текст в газете, журнале и зачеркивать конкретную букву.

  1. Упражнение на развитие произвольного внимания

Нарисовать 10 треугольников и заштриховать в соответствии с заданиями.

  1. Упражнение на развитие распределение внимания:

    А) повторять обратный счет с одновременным выполнением простых  

         Физических упражнений

    Б) найти пропущенные цифры в таблице со случайным порядком цифр

  1. Упражнение на развитие объема внимания. По предложенным аналогам расставить точки в 8 квадратах с делениями.

                                   ВОСПРИЯТИЕ

                Методики для изучения восприятия

  1. Методика «Что не дорисовано?»

Оценка целостности восприятия. (Назвать недостающую деталь рисунка)

  1. Методика «Узнай, кто это?»

По частям рисунка определить целое.

  1. Методика «Чем залатать коврик?»

Подобрать из нескольких кусочков «материи» тот, который соответствует «коврику».

  1. Методика «Найди квадрат»

Найти из 10 четырехугольников 5 одинаковых квадратов.

  1. Методика «Пиши кружочками»

Оценка фонематического слуха. (Записать кружочками слова под диктовку)

  1. Методика «Чтение схем-слов»

Оценка фонематического слуха. (Определить, какие схемы слов в виде кружочков к каким словам подходят)

       Упражнения для коррекции и развития восприятия

  1. Упражнение «Определи звуки». Показать предмет из числа нарисованных, название которого начинается с того же звука, как и произнесенное взрослым любое слово.
  2. Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур. Назвать изображенные на рисунке геометрические фигуры.
  3. Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры». Дорисовать незаконченные геометрические фигуры.
  4. Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала. Проследить движение стрелки часов в течение одной минуты, затем посидеть столько же без подсказки.
  5. Упражнение на развитие представлений о частях суток. Определить по картинкам, о каком времени суток идет речь в каждой.
  6. Упражнение на развитие пространственных представлений. Выполнить операции, связанные с понятиями «правый», «левый», «в центре», «справа», «слева» и т.д.
  7. Упражнение на развитие пространственных представлений «Точки». Соединять изображенные на листе бумаги точки в различном порядке.
  8. Упражнение на развитие наблюдательности. Осмотреть комнату, найти геометрические фигуры.

                                       МЫШЛЕНИЕ

     Методики для изучения различных видов мышления

  1. Методика «Соедини фигуры».

Оценка наглядно-действенного мышления. Соединить прямыми линиями геометрические фигуры по образцу.

  1. Методика «Лишний предмет».

Оценка образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения. (Определить один лишний из четырех нарисованных предметов и объяснить, почему он лишний)

  1. Методика «Нелепицы».

Оценка образно-логического мышления. (Рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно)

  1. Методика для оценки словесно-логического мышления.

Ответить на два десятка вопросов.

     Упражнения для коррекции и развития мышления

  1. Упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов». Сравнивать предметы, обозначенные парами слов, анализировать, в чем их сходство и различие.
  2. Упражнение на развитие скорости мышления «Оканчивание слов». Заканчивать слово, первую часть которого называет взрослый.
  3. Упражнение «Соотношение понятий». Определить порядок размещения картинок по смыслу.
  4. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
  1. «Найди лишнее слово».
  2. «Найди лишнюю картинку»
  1. Упражнение на развитие гибкости ума.

      Назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие

  1. Упражнение на развитие словесно-логического мышления.
  1. «Определи понятие»
  2. «Найди похожее слово»

          Игры, развивающие мышление, сообразительность

  1. Игра «Как это можно использовать?» Найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
  2. Игра «Говори наоборот». Подобрать слова-антонимы.
  3. Игра «Бывает – не бывает». Ловить мяч, если называемая играющим ситуация достоверна.

                                           ПАМЯТЬ

         Методики для изучения различных свойств памяти

  1. Методика «Картинки»

Оценка зрительной памяти – кратковременной и долговременной.

  1. Методика «Запомни фразы»

Оценка смысловой памяти. (Повторить или передать смысл прочитанных взрослым 5 фраз)

  1. Методика «Запомни рисунки»

Оценка объема кратковременной зрительной памяти. (Рассмотреть рисунок с 9 фигурами и затем найти их на другом с 15 фигурами)

  1. Методика для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию. Назвать парные слова из ранее прочитанных пар слов.

    Упражнения для коррекции и развития памяти

  1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти «Каскад слов». Устно повторять услышанный и каждый раз увеличивающийся словесный ряд.
  1. Упражнение на  развитие зрительной памяти. Выложить из счетных палочек без подсказки только что рассмотренную простую фигуру.
  1. Упражнение на запоминание цифр, букв, слов. Устно повторять увиденный и каждый раз увеличивающийся цифровой, буквенный, словесный ряд.
  1. Игра на развитие памяти «Я положу в волшебный мешок..». Повторять все ранее названные участниками игры предметы.
  1. Игра «Я – фотоаппарат». Рассмотреть и без подсказки перечислить увиденные на столе, в комнате и т.п. предметы.
  1. Приемы, помогающие запоминанию.

                                   ВООБРАЖЕНИЕ

          Методики для изучения развития воображения

  1. Методика «Вербальная (словесная) фантазия».

 Придумать рассказ, историю, сказку о каком-либо живом существе и изложить ее в течение 5 минут.

  1. Методика «Невербальная фантазия».

 Придумать и нарисовать картинку, вылепить фигуру из пластилина.

  Упражнения, игры для коррекции и развития воображения

  1. Игра «Пантомима»

 Изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет или действие.

  1. Упражнение на развитие зрительного воображения.

 Выполнить рисунок по незаконченным элементам, изображениям.

  1. Упражнение «Точки».

 Нарисовать что-либо, соединяя точки.

  1. Упражнение «Комбинирование»

 Придумать и нарисовать предметы, используя заданные геометрические фигуры.

  1. Упражнение на развитие вербального воображения

 Попробовать представить, что будет, если…

              ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

         Методики для изучения произвольного поведения

  1. Методика «Графический диктант»

                Проводить линии по клеткам в соответствии с заданием.

2. Методика «Лабиринт»

     Оценка умения соблюдать правила.  (Как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта) 

  1. Методика «Домик»

Оценка умения действовать по образцу.  (Нарисовать домик по образцу)

  1. Методика «Палочки и крестики»

Определение уровня саморегуляции и самоконтроля. (Писать палочки и крестики по образцу 5 минут, соблюдая определенные правила)

  1. Методика «Да и нет»

Оценка умения ребенка действовать по правилу. (Отвечая на вопросы, не говорить слова «да» и «нет»)

  Упражнения для коррекции и развития произвольной сферы

          1. Упражнение «Раскрась фигуры»

   Закрасить цветными карандашами каждую из предложенных геометрических фигур.

2. Упражнение «Копирование образца»

   Скопировать образец, состоящий из точек.

3. Упражнение «Рисование узоров»

   Рисовать узоры, соединяя под диктовку треугольники, кружки и квадраты.

                        « НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»

ЦЕЛЬ:  учить точно называть предмет, его качества и действия.

  О каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное». Что это? Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

– Дополните другими словами: снег белый, холодный…(еще какой?); сахар сладкий, а лимон…(кислый); весной погода теплая, а зимой…(холодная).

– Назовите какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

– Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона…(летает), рыба…(плавает), кузнечик…(прыгает), уж…(ползает). Кто из животных как голос подает? Петух…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова…(мычит).

– Помогите найти  слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

                           Скажу я слово высоко,

                           А ты ответишь…(низко).

                           Скажу я слово далеко,

                           А ты ответишь…(близко).

                           Скажу тебе я слово трус,

                           Ответишь ты…(храбрец).

                            Теперь начало я скажу,

                            Ну, отвечай…(конец).

– Теперь вы придумайте слова, противоположные по смыслу.

                       «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ ?»

ЦЕЛЬ: учить находить неточности в стихотворном тексте.

 Послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?» Вы должны заметить, чего на свете не бывает.

                                Теплая весна сейчас,

                                Виноград созрел у нас.

                                Конь рогатый на лугу

                                Летом прыгает в снегу.

                                Поздней осенью медведь

                                Любит в речке посидеть.

                                А зимой среди ветвей

                                «Га-га-га!» – пел соловей.

                                Быстро дайте мне ответ –

                                Это правда или нет?

– Послушайте, как говорили другие дети, и подумайте, можно ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно:

  • «Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика – один на голове, другой на спинке»
  • «Папочка, это лошадке подметки подбивают».
  • «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»
  • «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»
  • «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».

– А теперь вы придумайте небылицы или путаницы, а другие дети будут их распутывать.

                            «КОЗА-СТРЕКОЗА»

ЦЕЛЬ: развивать представление о похоже звучащих словах, развитие вербального воображения

 –  Подберите пары слов, похожих по звучанию (чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – самовар, шина – машина).

–  Закончите фразы, чтобы получилось складно:

«Я поехал на машине…(у меня порвалась шина); побежал за стрекозой…(тут же встретился с козой); я разбил сегодня чашку..( и сорвал в лесу ромашку); зацепился я за сук …(а под ним сидел барсук); под столом сидела кошка…(рядом с ней стоит лукошко).

                                «КОМПЛИМЕНТЫ»

                                  (для детей с 4 лет)

ЦЕЛЬ: развитие речи, коммуникативных навыков дошкольников.

 Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

               ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

  1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «молочное» слово.
  2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

                «НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»

                          (для детей с 5 лет)

ЦЕЛЬ: развитие речи, эмоций, коммуникативных навыков дошкольников.

   Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

                         «РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

                               (для детей с 5 лет)

ЦЕЛЬ: эмоциональное развитие, развитие мышления (обобщающие понятия)

        Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а…овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

                            «СОЧИНИМ ИСТОРИЮ»

                               (для детей с 5 лет)

ЦЕЛЬ: развитие речи, вербального воображения, развитие коммуникативных навыков.

  Ведущий начинает историю: «Жили-были…» следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

                           «ЕСТЬ ИЛИ НЕТ?»

                            (для детей с 5 лет)

  Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в цетре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

                        Есть ли в поле светлячки?

                        Есть ли в море рыбки?

                        Есть ли крылья у теленка?

                        Есть ли клюв у поросенка?

                        Есть ли гребень у горы?

                        Есть ли двери у норы?

                        Есть ли хвост у петуха?

                        Есть ли ключ у скрипки?

                        Есть ли рифма у стиха?

                        Есть ли в нем ошибки?

      «ЧТО БЫЛО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»

Цель: развитие вербально-логического мышления.

            «КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ»

          Цель: эмоциональное развитие.

                     «ПУТАНИЦА»

Цель: развитие наглядно-образного мышления,                         развитие речи.

Источник

Антонина Ганина
Программа по развитию и коррекции познавательной сферы для младших дошкольников (составительская)

Пояснительная записка

В последнее время многих специалистов интересуют вопросы раннего выявления детей с проблемами в развитии и поиска методов дифференциальной работы с младшими дошкольниками, имеющих негрубые нарушения полиморфна. В течение последних тридцати лет в отечественной литературе данные исследования были ориентированы в основном на старших дошкольников. Недостаточность исследований детей младшего и среднего дошкольного возраста со слабо выраженными отклонениями в развитии объясняется тем, что диагностика и коррекция до последнего времени проводились с детьми не младше пятилетнего возраста, когда трудности усвоения образовательной программы становились особенно очевидными.

Дети с негрубыми нарушениями в развитии с традиционных позиций специальной психологии и коррекционной педагогики являются «нормальными», поскольку качественное своеобразие и глубина имеющихся у них нарушений таковы, что им не требуется создание специальных условий обучения и воспитания. Специализированных учреждений для них на сегодняшний день нет, и они оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников. Между тем им должна быть организована своевременная коррекционная помощь с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем.

Возраст от 3 до 5 лет для работы по данной программе выбран не случайно, так как дети в три года переходят в дошкольные группы, и если дети этого возраста не имеют выраженных отклонений в поведении, то они остаются в детском саду до поступления в школу. По данным И. С Кривовяз, «среди воспитанников общеобразовательного детского сада детей с проблемами в развитии оказалось 30 из 100». В условиях массового дошкольного учреждения целенаправленной коррекционно-развивающей работы с ними не проводится. Педагоги детских садов к этому не подготовлены, да и не ставят перед собой подобной задачи. Находясь в массовых дошкольных учреждениях и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них формируются заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию. Фактически это самая обделенная группа детей с отклонениями в развитии, поскольку именно они, своевременно пройдя диагностическое обследование и получив специальную помощь, могли бы значительно продвинуться в плане коррекции своего нарушения еще в младшем дошкольном возрасте.

В системе комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушением интеллекта особый интерес представляют данные о способах ориентировочно-исследовательских действий, складывающихся в младшем и среднем дошкольном возрасте. Именно от того, каким видом ориентировки пользуется ребенок, зависят его познавательные возможности и дальнейшее развитие высших психических функций. Кроме этого, от состояния указанных действий существенным образом зависят общая регуляция деятельности и контроль поведения ребенка в проблемных ситуациях. Поэтому в основу диагностики развития познавательной сферы детей дошкольного возраста целесообразно включить анализ ориентировочно-исследовательских действий.

Диагностика нарушений развития детей младшего и среднего возраста строится с опорой на ряд принципов, описанных в трудах ведущих специалистов специальной психологии и педагогики.

Исходя из выше сказанного, а также учитывая тот факт, что в нашем детском саду имеется часть детей с негрубыми нарушениями интеллектуальной сферы, автор попыталась составить программу развития и коррекции познавательной сферы для младших дошкольников, находящихся среди условно нормально развивающихся сверстников в массовом дошкольном учреждении, чтобы предотвратить вторичные нарушения у них.

Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.

Задачи программы:

1. Формирование у детей сенсорных эталонов.

2. Стимуляция и совершенствование ориентировочных действий.

3. Развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами.

4. Формирование познавательных мотивов: создание проблемных ситуаций; стимуляция активности ребенка на занятиях.

Направленность программы: дети среднего дошкольного возраста.

Форма проведения занятий: индивидуально.

Динамика: 2 раза в неделю.

Длительность занятий: от 20 до 25 минут.

Объем: 20 занятий.

Структура занятия:

1. Аутотренинг на повышение самооценки, на уверенность.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Игры-упражнения на развитие внимания.

4. Игры-упражнения на развитие представлений о цвете, форме предметов.

5. Игры-упражнения на развитие практической ориентировки на форму и величину предметов.

6. Игры-упражнения на развитие наглядно-образного мышления.

7. Подведение итогов занятия.

Требования к детям, прошедших цикл занятий по данной программе: уровень познавательного развития в соответствии с возрастом.

Учебно – методическое обеспечение:

1. Чашки – вкладыши.

2. Простые варианты досок Сегена.

3. Разрезные картинки (до 4-х равных частей).

4. Мячи разных размеров.

5. Магнитная доска.

6. Разноцветные домики, окошки, вырезанные из картона.

7. Плоскостные формы одного цвета и разного размера.

8. Фигуры разного цвета, но одного размера.

9. Игра «Разноцветные дорожки» (с кружками).

10. Игра «Найди все формы» (на бланке).

11. Игра «Что здесь изображено?» (зашумленные изображения, наложенные, перечеркнутые).

12. Игра «Чего здесь не хватает?».

13. «Дорисуй предмет до целого».

14. Лабиринты (разные варианты).

15. Лестница.

16. Выбор недостающего изображения.

17. Игры на простейшие классификацию и обобщение (игрушки,

посуда, одежда, деревья, цветы и т. п.).

Перспективный план занятий

1 занятие

1. Аутотренинг на успокоение, уверенность.

2. Игра «Цветные дорожки» (представление о цвете).

3. Игра «Назови, не ошибись», «Дорожки» (представление о форме).

4. «Чашки-вкладыши» (практическая ориентировка на величину).

5. Физкультминутка.

6. «Доски Сегена» (практическая ориентировка на форму).

7. Игра «Собери картинку» (наглядно-образное мышление).

8. Подведение итогов.

2 занятие

1. Аутотренинг.

2. «Цветные бабочки».

3. «Назови фигурки». «Дорожка».

4. Игра с пирамидкой (6-ти составная).

5. Физкультминутка.

6. Доска Сегена.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

3 занятие

1. Аутотренинг.

2. Найди формы.

3. Игра с пирамидкой (ориентировка на величину).

4. Найди отличия.

5. Подбери пару.

6. Назови одним словом.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

4 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Найди отличия.

4. Найди пару (по цвету).

5. Разложи кружки (на величину).

6. Запомни, кто где живет.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

5 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

4. Лабиринты.

5. Назови одним словом.

6. Догадайся, чья тень.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

6 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с массажными мячиками.

3. Найди отличия.

4. Игра «Заплатки».

5. Игра с матрешкой.

6. Разложи по цвету.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

7 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

4. Запомни, что нарисовано.

5. Назови все формы.

6. Игра с пирамидкой (выделение цвета).

7. Закрой все «дырки».

8. Подведение итогов.

8 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра для рук (межполушарное взаимодействие).

3. Игра «Чья тень?».

4. Разложи по форме.

5. Назови одним словом.

6. Лабиринт.

7. Собери картинку из частей.

8. Подведение итогов.

9 занятие

1. Аутотренинг.

2. Лабиринт.

3. Игра «Четвертый лишний» (одежда и обувь).

4. Найди место медвежатам.

5. Кому что принадлежит?

6. Найди формы.

7. Скажи наоборот (элементарное).

8. Подведение итогов.

10 занятие

1. Аутотренинг.

2. Найди отличия.

3. Лабиринт.

4. Положи фигуры на место (с доской Сегена на ощупь).

5. Назови одним словом.

6. Разложи фигуры по цвету.

7. Найди место матрешке (на величину).

8. Подведение итогов.

11 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие).

3. «Чья тень?».

4. Найди фигуру (на ощупь).

5. Назови одним словом.

6. Скажи наоборот.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

12 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Найди предметы синего цвета (варьировать).

4. Закрой «дырки».

5. Игра «4-й лишний».

6. Скажи, что поймал? (с бирюльками).

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

13 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. «Цветные бабочки».

4. Найди все формы (на корточке).

5. Назови одним словом.

6. Чашки – вкладыши.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

14 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками (на ощупь).

3. Лабиринт.

4. Найди отличия в картинках.

5. Игра «Заплатки».

6. Разложи по цвету.

7. Собери картинку из частей.

8. Подведение итогов.

15 занятие

1. Аутотренинг.

2. Зачеркни фигуры (в соответствии с образцом).

3. Составь узор (на кубиках).

4. Найди, кто где живет (лабиринт).

5. Построй лестницу.

6. Назови одним словом.

7. Дорожки.

8. Подведение итогов.

16 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками.

3. Спрячь фигурки в свои окошечки.

4. Игра «4-й лишний».

5. Игра «Продолжи» (с мозаикой).

6. Дорисуй предмет.

7. Игра «Назови одним словом».

8. Подведение итогов.

17 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Продолжи (с цветными фигурками).

4. Игра «Закрой дырки».

5. Игра «Чья тень?».

6. Назови одним словом.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

18 занятие

1. Аутотренинг.

2. Продолжи рисунок.

3. Лабиринт.

4. Игра «Чего не хватает?».

5. Доска Сегена.

6. Дорисуй.

7. «Что лишнее?».

8. Подведение итогов.

19 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие).

3. Найди отличия.

4. Разложи по-разному (по цвету и форме).

5. «Чего здесь не хватает?».

6. Игра с матрешкой (ориентировка на размер).

7. Построй как у меня.

8. Подведение итогов.

20 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками.

3. Лабиринт.

4. Назови одним словом.

5. Найди отличия.

6. Назови все формы.

7. Найди пару.

8. Подведение итогов.

Диагностическое обследование

по определению уровня развития познавательной сферы:

Вводная диагностика – из книги Т. Богдановой и О. Варламовой.

1. Цвет (цветные кубики).

2. Форма (набор геометрических фигур).

3. Величина (набор кружков).

4. Коробка форм.

5. Пирамидка (5 колец).

6. Разрезная картинка (3-4 части).

Контрольная диагностика – из пособия под ред. Е. Стребелевой. Психолого-педагогическая диагностика развития детей.

10 заданий в соответствии с возрастом:

1. Поиграй.

2. Коробка форм.

3. Разбери и сложи матрешку.

4. Дом животного.

5. Сложи разрезную картинку (чашка).

6. Угадай, чего нет.

7. Посчитай (до 4,5 лет в пределах 3; после 4,5 в пределах 5).

8. Построй из палочек (дерево и знак).

9. Нарисуй человека.

10. Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»).

Литература:

1. Т. Г. Богданова, О. И. Варламова. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии.

2. Н. Осипова. Диагностика и коррекция внимания у детей.

3. Школа раннего развития. Тесты для детей 3 лет.

4. С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.

5. Л. Н. Павлова. Развитие речи и мышления.

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под ред. Е. А. Стребелевой.

7. Н. Я. и М. М. Семаго. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.

Источник