Работа участковой медсестры по развитию и воспитанию здорового ребенка
Обслуживание детей на педиатрическом участке осуществляется врачом-педиатром и участковой медицинской сестрой с момента выписки ребенка из родильного дома до передачи его под наблюдение врачу подросткового кабинета. Такая система динамического наблюдения обеспечивает тесную связь медицинских работников поликлиники с семьей и постоянный контроль за состоянием здоровья детей. В работе участковой сестры выделяют несколько крупных направлений: профилактическое, лечебное и санитарно-просветительное.
Профилактической работе участковая сестра уделяет особое внимание. Новорожденные и дети первых лет жизни отличаются большой ранимостью, повышенной чувствительностью к неблагоприятным условиям среды, высоким уровнем заболеваемости. Поэтому их объединяют в группу усиленного профилактического наблюдения. Участковая сестра систематически наблюдает за развитием здоровых детей на дому, совместно с врачом ведет профилактический прием здоровых детей; контролирует выполнение назначений врача по профилактике рахита. Совместно с врачом ежемесячно планирует профилактические прививки, проводит при необходимости подготовку к ним, вызывает в поликлинику детей и оценивает постпрививочную реакцию. Кроме того, участковая сестра осуществляет подготовку детей к поступлению в дошкольношкольные учреждения; контролирует направление детей для осмотра узкими специалистами и лабораторного обследования. Она же занимается вопросами рационального вскармливания детей, организацией противоэпидемических мероприятий и санитарно-гигиенического воспитания родителей и детей, проводит динамическое наблюдение за детьми из групп риска и их оздоровление.
Большое значение в работе участковой сестры придается участию в лечебном процессе. При оказании медицинской помощи остро заболевшим детям сестра по назначению врача вводит лекарственные средства, проводит необходимые процедуры и забор мазков, наблюдает за состоянием больного ребенка, о всех переменах сообщает лечащему врачу, контролирует выполнение родителями лечебных назначений и обучает их правилам ухода за больным ребенком. Сестра подробно информирует родителей о возможных признаках ухудшения состояния ребенка и при их возникновении рекомендует немедленно обращаться к врачу, в случае ухудшения состояния ребенка в ее присутствии принимает меры к его госпитализации. При направлении ребенка на стационарное лечение сестра должна проконтролировать своевременность госпитализации. В случае отказа от госпитализации она обязана немедленно сообщить об этом участковому врачу или заведующему педиатрическим отделением.
Лечение детей в поликлинике осуществляется как продолжение лечения больного, начатого на дому, или как реабилитационный процесс после выписки из стационара. Дети обслуживаются участковым врачом и медицинской сестрой, а также врачами-специалистами. Приемы участковых врачей организуются по скользящему графику, чтобы родители могли выбрать удобное время для посещения поликлиники.
Санитарное просвещение – один из ответственных разделов работы участковой сестры. Обучение мастерству воспитания здорового ребенка должно вестись сестрой индивидуально, с учетом особенностей его развития. Участковый педиатр и сестра, руководствуясь в работе годовым планом санитарно-просветительной работы, читают лекции, проводят беседы. Санитарное просвещение осуществляется во время активных патронажных посещений на дому, на врачебном приеме в поликлинике, кабинете здорового ребенка, на занятиях в школе молодых матерей. Большую помощь в воспитании здорового ребенка могут оказать брошюры и памятки по вопросам воспитания и развития. Особое внимание сестра должна уделять работе с родителями, чьи дети не посещают дошкольные учреждения, и детям из неблагополучных семей.
Источник
Участковая медицинская сестра детской поликлиники является основным помощником участкового педиатра, направляющим работу целого лечебного и оздоровительного комплекса курируемых на участке детей.. Участковая медицинская сестра должна быть надежным, квалифицированным медицинским работником и помогать врачу решать главные задачи участковой службы — растить здоровых детей на своем участке.
В работе участковой медицинской сестры выделяют несколько крупных разделов: профилактическую работу, лечебную работу, санитарно-просветительную работу и работу с общественностью.
Профилактическая работа направлена на предупреждение возможных заболеваний, повреждений, а также своевременное выявление врожденных и приобретенных патологических состояний. Борьба за здорового ребенка включает и борьбу за здоровую мать, поэтому в объем работы медицинской сестры входит работа с беременными, особенно первородящими. Основной формой профилактической работы является патронаж. Лечебная работа заключается в непосредственном выполнении назначений участкового врача, а также в вызове на прием к врачу детей диспансерной группы в соответствии с картотекой, основанной на ведении учетной формы № 30. Медицинская сестра вместе с участковым педиатром ведет ежедневный поликлинический прием и выполняет назначения врача. Она должна быть хорошо знакома с историей развития ребенка, статистическим талоном (учетная форма № 256). У нее должен быть список детей участка от 0 до 18 лет.
Проведение патронажа детей раннего возраста осуществляют врач и медицинская сестра в первые три дня после выписки матери с новорожденным из родильного дома. Если в семье родился первенец, то патронаж рекомендуется начать в первый день после выписки. В дальнейшем участковая сестра посещает ребенка еженедельно до месяца и ежемесячно до года.
При патронаже участковая сестра обрабатывает новорожденному пупочную ранку, выполняет назначения врача, дает матери советы по уходу и вскармливанию. В семье молодых родителей медицинская сестра обучает мать проведению гигиенических ванн, обработке кожи и слизистых, пеленанию.
Первое посещение поликлиники со здоровым ребенком обычно бывает в возрасте 1 мес.
На первом году жизни ребенка медсестра посещает его ежемесячно, на втором – раз в квартал. На третьем году жизни детей, не находящихся в дошкольных учреждениях, медицинская сестра посещает один раз в полгода.
Патронажи детей разного возраста отличаются целями. Поэтому они и называются целевыми. Разработаны схемы как самого патронажа, так и направленных рекомендаций родителям. Медицинская сестра отмечает проведение патронажа в специальном патронажном листе истории развития ребенка. Ее записи периодически просматривают и визируют старшая медицинская сестра и участковый врач.
Обычно участковый врач назначает целевые приемы, когда на определенный день и час приглашаются дети одного возраста, например дети первых 3 мес. В таких случаях можно провести интересную беседу по уходу и вскармливанию детей и проиллюстрировать это живыми примерами. График профилактических приемов строится таким образом, чтобы в течение недели мать с ребенком могла посетить врача в те часы, когда ей удобно, т.е. приемы должны быть утром, днем и вечером.
Перед каждым приемом медицинская сестра готовит чистые шпатели, посуду для использованных шпателей, рецептурные бланки для различных направлений и справок, мыло и полотенце. Истории развития детей первого года жизни находятся в кабинете, это избавляет мать от лишнего посещения регистратуры.
На приеме медицинская сестра взвешивает и измеряет ребенка, обучает родителей новым элементам массажа и гимнастики, проводит беседу по правильному подбору игрушек и мебели, дает советы по приготовлению соков, смесей, различных блюд детского питания. Медицинская сестра выписывает рецепты в молочную кухню и совместно с врачом оформляет документы на бесплатное детское питание, выписывает направление на различные исследования и подготавливает выписки из историй развития для направления ребенка в детские дошкольные учреждения.
Старшая медицинская сестра детской поликлиники, получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных; она заполняет историю развития новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового патронажа, передает историю развития в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре.
Первый патронаж к новорожденному медицинская сестра осуществляет в первый-второй день после выписки его из родильного дома. Патронаж, как правило, осуществляется вместе с участковым врачом-педиатром. Обращают внимание на гигиенические условия содержания ребенка, чистоту в комнате, правильную расстановку мебели и правильное определение места для кроватки новорожденного в комнате. Медицинская сестра следит за тем, как родители пеленают ребенка, кормят его, обрабатывают глаза и складки кожи, есть ли для этого все необходимое. Медицинская сестра должна участвовать в первом купании младенца — наиболее сложной процедуре для молодой матери в первые дни пребывания ребенка дома. Необходимо проверить, правильно ли родители производят контрольное взвешивание ребенка в домашних условиях. Особое внимание обращают на состояние пупочной области, обработку пуповинного остатка.
В течение первого месяца патронаж проводят один раз в неделю, если нет специальной нужды для более частых посещений. В возрасте 1 мес. и далее ежемесячно до 1 года ребенка осматривают в детской поликлинике, где проводят контрольное питание и взвешивание, общий осмотр; выявляют видимые и легко обнаруживаемые неправильности развития, например паховую грыжу, сосудистые опухоли (ангиомы), деформации скелета и т.п.
Между посещениями поликлиники медицинская сестра продолжает с профилактической целью посещать детей на дому: в первые полгода — 2 раза в месяц, во вторую половину первого года — 1 раз в месяц, в возрасте от 1 до 2 лет — 4 раза в год, от 2 до 3 лет — 2 раза в год, от 4 до 7 лет — 1 раз в год.
У медицинской сестры должна быть специальная сетка работы на участке, где отражена вся профилактическая работа с каждым ребенком. В обязанности медицинской сестры входит контроль за выполнением назначений врача по профилактике рахита, профилактических прививок. Она направляет всех детей первого года жизни для осмотра к специалистам — окулисту, невропатологу, хирургу и др., а также следит за проведением анализов крови, мочи и др.
Наиболее важным в жизни ребенка является патронаж ребенка первого года жизни. Он выполняется по следующей схеме:
I. Патронаж ребенка первых 2 мес. жизни:
- 1) оценить состояние ребенка (сон, стул, состояние кожи, пупочной ранки, глаз, ушей), его поведение (держит ли голову, как следит за движущимися предметами, улыбается ли);.
- 2) проконтролировать санитарное состояние квартиры и соблюдение режима дня и кормления (проветривание, прогулки на свежем воздухе и др.);
- 3) помочь матери организовать правильное вскармливание, отдавая преимущество грудному, проводить мероприятия по борьбе с гипогалактией;
- 4) обучить мать организации бодрствования ребенка с выкладыванием его на живот и проведением массажа;
- 5) помочь в организации ежедневной гигиенической ванны с элементами закаливания;
- 6) рекомендовать введение витамина D по схеме, назначенной врачом;
- 7) пригласить в поликлинику для антропометрии и осмотра врачом.
Патронаж ребенка 3–4 мес. жизни:
- 1) оценить самочувствие ребенка и его состояние, приобретенные умения и навыки (держит ли голову, улыбается ли, дает ли комплекс оживления, захватывает ли игрушки, узнает ли близких и т.д.);
- 2) проконтролировать наличие или отсутствие симптомов рахита у ребенка, достаточен ли подкожно-жировой слой, нет ли жалоб на состояние здоровья ребенка и его поведение;
- 3) продолжать обучение матери массажу и гимнастике с элементами закаливания;
- 4) дать советы по вскармливанию, если это требуется по докорму;
- 5) пригласить в поликлинику для профилактических прививок.
Патронаж ребенка 5–8 мес. жизни:
- 1) оценить самочувствие и состояние ребенка за время, прошедшее от предыдущего патронажа, как развиваются у ребенка двигательные умения, навыки (как сидит, стоит, ползает, ходит ли с поддержкой, речь);
- 2) выяснить, достаточно ли у ребенка игрушек, имеется ли манеж, как организованы прогулки. Дать соответствующие советы;
3) рекомендовать блюда прикорма и соответствующий возрасту режим дня и кормления;
- 4) продолжать обучение матери более сложным элементам массажа и гимнастики;
- 5) дать советы по развитию речи ребенка (чтение детских книжек, звукоподражание), по организации формирования условных рефлексов на мочеиспускание и дефекацию;
- 6) пригласить в поликлинику на прием к специалистам и участковому врачу.
Патронаж ребенка 10–12 мес. жизни:
- 1) оценить самочувствие и состояние ребенка за время, прошедшее от предыдущих патронажей (стоит, ходит самостоятельно или с поддержкой, просится ли на горшок, какие говорит слова);
- 2) определить вид вскармливания (отлучен ли от груди или сохранено грудное вскармливание);
- 3) оценить режим питания и режим дня ребенка, сделать необходимую коррекцию;
- 4) рекомендовать введение мясного прикорма, рассказать о правилах отлучения от груди;
- 5) дать советы по предупреждению детского травматизма (убрать в недоступные для ребенка места мелкие и острые предметы, химические вещества и лекарственные средства);
- 6) продолжить обучение матери элементам гимнастики и закаливающих процедур;
- 7) пригласить в поликлинику на прием к участковому врачу.
Работа медицинской сестры на приеме в детской поликлинике заключается во всесторонней помощи участковому врачу, дальнейшем сотрудничестве с медсестрой кабинета КЗР. На прием в поликлинику приглашают здоровых детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, так называемых «неорганизованных» детей, для осуществления наблюдения за их физическим и нервно-психическим развитием. Прием таких детей проводится в кабинете здорового ребенка. Кабинет должен быть оснащен письменным столом, умывальником, пеленальным столом, медицинской кушеткой, весами для взвешивания, как грудных детей, так и детей более старшего возраста, ростомером, сантиметровой лентой. Кроме того, в таком кабинете желательно иметь витрины-выставки, где наглядно иллюстрированы основные вопросы детского питания, детской одежды, детских игрушек.
Источник
Обслуживание детей на педиатрическом участке осуществляется врачом-педиатром и участковой медицинской сестрой с момента выписки ребенка из родильного дома до передачи его под наблюдение врачу подросткового кабинета. Такая система динамического наблюдения обеспечивает тесную связь медицинских работников поликлиники с семьей и постоянный контроль за состоянием здоровья детей. В работе участковой сестры выделяют несколько крупных направлений: профилактическое, лечебное и санитарно-просветительное.
Профилактической работе участковая сестра уделяет особое внимание. Новорожденные и дети первых лет жизни отличаются большой ранимостью, повышенной чувствительностью к неблагоприятным условиям среды, высоким уровнем заболеваемости. Поэтому их объединяют в группу усиленного профилактического наблюдения. Участковая сестра систематически наблюдает за развитием здоровых детей на дому, совместно с врачом ведет профилактический прием здоровых детей; контролирует выполнение назначений врача по профилактике рахита. Совместно с врачом ежемесячно планирует профилактические прививки, проводит при необходимости подготовку к ним, вызывает в поликлинику детей и оценивает постпрививочную реакцию. Кроме того, участковая сестра осуществляет подготовку детей к поступлению в дошкольношкольные учреждения; контролирует направление детей для осмотра узкими специалистами и лабораторного обследования. Она же занимается вопросами рационального вскармливания детей, организацией противоэпидемических мероприятий и санитарно-гигиенического воспитания родителей и детей, проводит динамическое наблюдение за детьми из групп риска и их оздоровление.
Большое значение в работе участковой сестры придается участию в лечебном процессе. При оказании медицинской помощи остро заболевшим детям сестра по назначению врача вводит лекарственные средства, проводит необходимые процедуры и забор мазков, наблюдает за состоянием больного ребенка, о всех переменах сообщает лечащему врачу, контролирует выполнение родителями лечебных назначений и обучает их правилам ухода за больным ребенком. Сестра подробно информирует родителей о возможных признаках ухудшения состояния ребенка и при их возникновении рекомендует немедленно обращаться к врачу, в случае ухудшения состояния ребенка в ее присутствии принимает меры к его госпитализации. При направлении ребенка на стационарное лечение сестра должна проконтролировать своевременность госпитализации. В случае отказа от госпитализации она обязана немедленно сообщить об этом участковому врачу или заведующему педиатрическим отделением.
Лечение детей в поликлинике осуществляется как продолжение лечения больного, начатого на дому, или как реабилитационный процесс после выписки из стационара. Дети обслуживаются участковым врачом и медицинской сестрой, а также врачами-специалистами. Приемы участковых врачей организуются по скользящему графику, чтобы родители могли выбрать удобное время для посещения поликлиники.
Санитарное просвещение – один из ответственных разделов работы участковой сестры. Обучение мастерству воспитания здорового ребенка должно вестись сестрой индивидуально, с учетом особенностей его развития. Участковый педиатр и сестра, руководствуясь в работе годовым планом санитарно-просветительной работы, читают лекции, проводят беседы. Санитарное просвещение осуществляется во время активных патронажных посещений на дому, на врачебном приеме в поликлинике, кабинете здорового ребенка, на занятиях в школе молодых матерей. Большую помощь в воспитании здорового ребенка могут оказать брошюры и памятки по вопросам воспитания и развития. Особое внимание сестра должна уделять работе с родителями, чьи дети не посещают дошкольные учреждения, и детям из неблагополучных семей.
Похожие статьи
Источник
Главная задача ДП – предупредить патологию у ребенка, рано выявить и своевременно оказать помощь. Общим принципом оказания медицинского обслуживания детей в поликлинике является участковость.
Участковость обеспечивает тесную связь работы медицинской сестры с семьей в интересах более полного и успешного проведения всей профилактической работы. Основной метод работы ДП – диспансерный.
В работе ДП 3 этапа:
1. Организация переписи детского населения проживающего в районе обслуживания (с рождения до 18 лет) списки вносятся в паспорт участка. На каждого ребенка заводится история развития ф112/у, карта профилактических прививок ф063/у, карта диспансерного наблюдения.
2. Профилактическая работа – диспансерное наблюдение, организация вскармливания, профилактика заболеваний, специфическая профилактика, неспецифические методы профилактики заболеваний
3. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми.
Диспансеризация это:
1. Активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья детей определенного возраста с целью выявления заболеваний
2. Активное систематическое наблюдение за детьми с отклонениями в состоянии здоровья
3. Проведение своевременных комплексно-оздоровительных мероприятий.
Основные задачи м/с
1. Подготовка детей к профилактическим осмотрам
2. Проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного, гармоничного физического, биологического и НПР детей
3. Снижение заболеваемости и смертности путем оказания своевременной высококвалифицированной медицинской помощи
Весь комплекс профилактических мероприятий осуществляют под руководством врача участковая м/с, м/с кабинета здорового ребенка, м/с прививочного кабинета.
Вся территория обслуживания разделяется на участки. 1 участок – 800 детей, до 1 года – приблизительно 40.
Основные разделы профилактической работы
1. Антенатальная охрана плода
2. Наблюдение за детьми с периода новорожденности до передачи во взрослую сеть
3. Организация рационального вскармливания
4. Профилактика рахита, хронических расстройств питания, анемии, аллергических заболеваний
5. Организация и проведение профилактических прививок
6. Подготовка детей к поступлению в ДДУ и школу
7. Участие в профилактических осмотрах специалистов с проведением лабораторных исследований
8. СПР со школьниками, подростками, родителями, гигиеническое воспитание детей.
Антенатальная охрана плода: роль м/с сводится к выявлению при дипансеризации беременных во время первого и второго дородовых патронажей факторов риска по отношению у будущему ребенку на основе собранного у матери анамнеза.
Первый дородовый патронаж проводится м/с в течение 10 дней после получения сведений о беременности из женской консультации. Основная направленность – будущая мать. Методы: опрос, анализ обменной карты, знакомство в родителями условиями проживания, с состоянием здоровья родителей, родственников. Особое внимание м/с уделяет социальному анамнезу: образование, психологический климат, жилищно-бытовые условия, материальное благополучие, уровень социальной культуры и состав семьи.
Итог беседы – заключение м/с и дача советов по питанию, режиму, необходимости своевременного посещения врачей и сдчи анализов.
Согласно приказа №430 МЗ РФ все беременные женщины делятся на группы риска по сумме пренатальных факторов: выше10 – высокий риск, 5-9 – высокий риск, 4 и меньше – низкий риск.
Второй дородовый патронаж в период декретного отпуска на сроке 32-34 недели беременности. Основная направленность – ребенок. Основная цель – профилактика заболеваний ребенка. Беременной даются советы по питанию, режиму дня, назначаются витамины, рекомендуется посещение школы матерей, индивидуальные и групповые занятия по профилактике гипогалактии, грудном вскармливании, об уходе за новорожденным. Главная цель – убедить мать в важности обеспечения условий для развития и воспитания здорового ребенка.
Источник