Работа с семьей воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по – другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», – говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно – адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех – это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 403

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно – агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

“Школа № 1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько”

Выступление на окружном семинаре по теме «Инновационные формы взаимодействия

в детско-взрослой общности».

Тема: Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Подготовила педагог-психолог

Сурмак Евгения Михайловна

Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Современные социальные и экономические проблемы оказывают влияние на возрастающую роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с отклонениями в развитии. Все большее число родителей желают воспитывать своего ребенка с участием специалистов. Именно родители часто выступают инициаторами изменения организационных форм обучения детей с отклонениями в развитии; содержание и методы дошкольной коррекционной педагогики становятся все более и более разнообразными.

Читайте также:  Развитие ребенка до года навыки самообслуживания

На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа специалистов направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в условиях семьи, так как характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.

С 1994 года действует одна из новых форм помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в виде «Университета для родителей», при лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами развития в ГНУ «ИКП РАО».

Основными целями «Университета» являются изучение проблем семейного воспитания детей с отклонениями психофизического развития и разработка новых организационных форм и педагогических технологий включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс.

Деятельность «Университета для родителей» осуществляется в следующих направлениях:

• психолого-медико-педагогическое обследование ребенка;

• коррекционно-педагогическая работа с детьми с отклонениями в развитии;

• оказание психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;

• оказание методической помощи специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии;

• обучение специалистов и повышение квалификации.

В процессе консультирования важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком.

При психолого-педагогическом консультировании ребенка с отклонением в развитии и его родителей выделяются конкретные задачи:

• выявить возрастные и индивидуальные  особенности в развитии ребенка;

• определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;

• выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие—отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные — неадекватные);

• организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личностных проблем,  накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;

• повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;

• определить тип образовательного дошкольного учреждения;

• разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения для ребенка;

• обосновать педагогический прогноз.

Психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей проводится поэтапно.

Взаимодействие специалистов с родителями начинается с ознакомительной беседы при записи ребенка на консультацию. На этом этапе выясняются следующие вопросы: возраст ребенка, жалобы родителей, вид ожидаемой помощи от консультации.

Второй этап посвящен изучению документов: сведения о ребенке — история его развития, результаты обследования ребенка в медицинских учреждениях, сбор анамнестических сведений о развитии ребенка, уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, сведения о микроклимате в семье, понимании родителями проблем развития ребенка.

Третий этап посвящен психолого-педагогическому обследованию ребенка. Сначала изучается познавательное развитие ребенка, затем при необходимости проводится обследование слуха, а в дальнейшем — речевого развития.

Выбор методик для обследования познавательного развития ребенка раннего и дошкольного возраста обусловлен возрастом ребенка и наблюдением специалистов за поведением малыша в новых условиях. Важно обратить внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно, охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимания и т.д.

Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывают педагогу стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта с новым взрослым.

На четвертом этапе консультирования даются рекомендации по корректировке условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы, навыками семейного общения.

На пятом этапе составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.

Эффективной организационной формой консультирования родителей и обучения их педагогическим технологиям являются включение родителей в коррекционно-педагогическое занятие педагога с ребенком и участие родителей в групповых семинарах — занятиях. Включение родителей в занятие происходит поэтапно, в зависимости от готовности близкого взрослого адекватно взаимодействовать с собственным ребенком. На этих занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка (по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т.д.).

Участие родителей в семинарах-занятиях может проходить в двух формах: первая — теоретическая (лекционно-просветительная), вторая — практическая. Повышение уровня родительской компетенции включает в себя объяснение родителям значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснение роли предметно-развивающей среды и взаимодействия с близким взрослым в развитии ребенка дошкольного возраста и др.

Читайте также:  Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка психология

На практической части семинаров проводится обучение родителей приемам коррекционной работы с ребенком: демонстрируются фрагменты коррекционных занятий, комментируется последовательность их выполнения; родителей обучают игровым приемам, приемам общения с ребенком, учат изготавливать игрушки из подручного материала.

Кроме индивидуального консультирования в практике психолого-педагогической помощи родителям активно применяется комплексный подход к реабилитации детей группы риска. Он реализуется в условиях стационара разными специалистами при внедрении традиционных, нетрадиционных методов и новых технологий реабилитации детей с перинатальным поражением центральной нервной системы.

В целях реализации комплексного подхода к реабилитации младенцев группы риска в условиях стационара было определено содержание деятельности каждого специалиста, в том числе и педагога-дефектолога.

Работа педагога-дефектолога проводится в двух направлениях. Первое — изучение индивидуальных особенностей детей в целях разработки индивидуальной программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком и с последующим включением матери в этот процесс; второе — психолого-педагогическая поддержка матери и других членов семьи.

Главными задачами работы педагога-дефектолога являются изучение особенностей каждого ребенка и определение оптимальных условий для его нормализации эмоционального и психического состояния. Педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу воспитания, развития и обучения малыша. При разработке программы учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы, направленные на коррекцию специфических отклонений у детей с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями.

Содержание коррекционно-педагогической работы направлено на развитие ориентировочных реакций и формирование взаимосвязи межанализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных) в целях нормализации психического развития ребенка. Активизация функциональных связей на раннем этапе онтогенеза способствует активному отношению организма к окружающей среде, что является важнейшим условием в формировании восприятия. Именно восприятие в раннем возрасте является фундаментальным психологическим новообразованием, определяющим дальнейший ход когнитивного развития ребенка.

Наряду с этим педагог-дефектолог обучает мать педагогическим технологиям эмоционального общения со своим ребенком, ориентируясь на индивидуальную программу воспитания малыша. Педагог-дефектолог проводит занятия с ребенком в присутствии матери, объясняет конкретную задачу каждого занятия; прослеживает динамику эмоционального, сенсорного и моторного развития ребенка; наблюдает и корректирует характер общения и взаимодействия матери со своим ребенком; ориентирует ее на изменения этого характера в других условиях воспитания; обучает мать умению наблюдать за изменением поведения и реакциями своего ребенка.

Важным направлением в психолого-педагогической поддержке семьи является налаживание адекватного взаимодействия между членами семьи с приоритетным выделением роли матери в целях нормализации эмоционального и соматического состояния малыша. Главной задачей работы педагога-дефектолога с родителями является формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с малышом, наблюдению и оценке его реакций и поведения.

К специальным условиям относятся: адекватные способы общения и взаимодействия взрослого с ребенком; создание предметно-развивающей среды; разработка индивидуальной программы воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника; обучение родителей педагогическим технологиям общения и взаимодействия со своим ребенком; оказание психолого-педагогической помощи родителям в создании адекватных условий для воспитания ребенка в семье.

Индивидуальная программа состоит из двух частей. Первая часть раскрывает содержание коррекционно-развивающего обучения ребенка, вторая включает в себя содержание работы специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с родителями.

Разработка содержания программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком начинается с изучения как возрастных, так и индивидуальных особенностей развития ребенка. Психолого-педагогическое обследование направлено на выявление уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта — готовность к совместным действиям, наличие указательного жеста, способность к подражанию, умение действовать по образцу и по словесной инструкции), физической (развитие основных движений, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, наглядно-действенное мышление, ознакомление с окружающим, развитие речи, предметно-игровые действия, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с малышом, учитывающие актуальный уровень сформированности основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. зону ближайшего развития. Кроме того, в программе указывается, когда и в какие виды деятельности ребенок будет включаться во взаимодействии с одним ребенком, а затем и с другими сверстниками.

Работа специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с семьей планируется также после изучения характера взаимодействия родителей со своим ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа разрабатывается на основе следующих принципов:

• учет онтогенетического хода развития основных линий развития;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;

• деятельностью подход к развитию личности ребенка;

• коррекционная направленность воспитательного процесса;

• доступность, повторяемость и концентричность предложенного материла.

Источник