Работа с семьей по развитию способностей ребенка
Мария Юрьевна Горбунова
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
«Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но…не опаздывайте и, помогая…думайте сами.
Б. П. Никитин.
Я считаю, что одна из целей воспитания дошкольника это – развитие ребёнка творчески активного, инициативного, раскрепощённого, с высоким уровнем развития познавательных способностей, формирование творческих способностей до уровня, соответствующего его возрастным возможностям.
В нашей группе мы стараемся создать развивающую предметную среду, которая играет большую роль в развитии у ребёнка творческой активности. Активность детей стимулируется свободой выбора совместной деятельности, которая проходит через различные виды.
Дети – маленькие оптимисты и очень ценят эти качества в своём наставнике, которому подражают во всём. Обучая детей трудовым навыкам, обращаю внимание на то, чтобы любое дело доставляло детям радость, чувство удовлетворённости и доводилось до конца.
Вместе с детьми делаем многие куклы для игры и кукольного театра, интересные декорации, придумываем необычные костюмы для выступления, различные поделки из бросового материала, бумаги, картона, природного материала. Особенно дети любят готовить подарки своим близким людям мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
Анализируя действия детей, я поняла, что в труде реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый и я поддерживаю это стремление у детей. И хочу отметить, что обучение детей всегда непредсказуемо, и в зависимости от ответов детей, мне приходилось не раз импровизировать и иметь в запасе несколько вариантов развития ситуации, что способствовало развитию творческого воображения и фантазии.
Для всестороннего развития личности ребенка необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, а педагоги помогают сделать этот процесс более насыщенным и интересным. Со стороны взрослых должна поощряться творческая активность ребёнка и руководство ею, что я и стараюсь осуществлять совместно с родителями. Всё это позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, а главное, более продуктивным.
Придя домой ребёнок с большим удовольствием рассказывает, чем он занимался в группе, какую игрушку смастерил и я предлагаю сделать родителям совместную поделку дома или помочь своему ребёнку в творческой работе в детском саду.
Вместе с родителями мы оформляли выставки «Сделайте вместе с детьми», «Вместе с папой, вместе с мамой», «Военная техника», «Роботы», «Цветы для мамы»
Ребёнок испытывает радость, при изготовлении поделки, за свой замысел. У него возникает ответственность и конечно бережное отношение к своей работе.
Очень тесно мы общаемся с бабушками, приглашаем их в гости, готовим для них праздники и конечно дарим им подарки. Нравится посещать детские сады нашим бабушкам и они с удовольствием принимают сами участие в выставках.
Большую помощь предлагают родители в изготовлении кукольных игрушек для театрализации сюжетов сказок, изготовление кукол из сухих трав.
Оформляем уголок творчества детей.
В данном уголке располагаем работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию.
Для показа рисунков и аппликаций можно использовать альбом по рисованию. Работы детей по лепке и конструированию размещаю на полочках сказочного домика. Дети старшего возраста могут сравнить свой рисунок с работами других детей. Иногда делаю персональную выставку работ одного ребёнка, или с нескольких детей, что стимулирует творческую активность остальных детей.
Выставка «Сделайте вместе с детьми».
Эта выставка побуждает родителей к совместным занятиям с детьми дома.
На специальных полочках выставляем все изготовленные игрушки. Предлагаю родителям возможность посмотреть образцы поделок.
Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Поселок – то место, где ребенок родился и вырос. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном поселке, тем ближе и роднее будет ему Родина, Россия. По составленному проекту, мы вместе с родителями сделали макеты домов и оформили альбом «Посёлок глазами детей», где дети нарисовали свой дом, и свои мечты.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего поселка. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего поселка», сопровождая свои рассказы показом фотографий о родном поселке и презентации «Мой родной посёлок».
Мы регулярно посещаем краеведческий музей, где выставляем наши работы – макеты «Наш родной посёлок», «Любимый детский сад», альбом «Посёлок глазами детей».
Силами родителей оформляем участок в детском саду.
Дети очень любят экспериментировать. Каждый ребёнок своеобразен и обладает потребностью в развитии, исходя из собственного опыта. Посадив овощи в «огород» на окне, они с большим интересом наблюдают за их ростом. Это способствует у ребёнка чувства надёжности, уверенности в своих силах. А уверенность, придаёт ему силы для экспериментирования.
Во всех видах деятельности стараемся поощрять творческую активность ребёнка и руководить ею. Всё это позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, а главное, более продуктивным.
Таким образом, творческий ребёнок, творческая личность – это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности с взрослым, результат его собственной активности. У ребёнка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придаёт всей его деятельности творческий характер.
И я согласна с немецким философом И. Г. Гамани,который говорил: «Вы ничему не можете научить ребёнка, вы только можете помочь ему открыть это в себе…»
Источник
Слайд 1
Проект по работе с семьей «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ» Выполнила: Быстрицкая А.А . КУ Урайский специализированный Дом ребенка Урай , Хмао
Слайд 2
Проект «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ» – направлен на культурно – просветительскую деятельность педагогов с родителями воспитанников КУ Урайского специализированного Дом ребенка В данном проекте педагог в дошкольном учреждение является посредником между ребенком и родителями, что в свою очередь помогает гармонизировать их отношения, повысить творческое развитие ребенка и раскрыть его личностный потенциал. Аннотация проекта
Слайд 3
Использование различных форм работы и взаимодействия с семьей для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста . Цель проекта:
Слайд 4
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада; Обогащение знаний родителей о важности развития творческих способностей детей; Обогащение знаний родителей о возможных способах взаимодействия родителей с ребенком по вопросу развития творческих способностей детей. Задачи проекта:
Слайд 5
Подобное сотрудничество возможно при определенных условиях: Наличие двухсторонней востребованности отношений; Четкое осознание целей и конечных результатов социального партнерства; Анализ влияния отношений взаимодействия на повышение качества воспитательно – образовательного процесса в учреждении; Возможность распространения данного опыта. Условия реализации проекта:
Слайд 6
Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком. Активное участие родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Личностные достижения каждого ребенка, как результат совместной работы и сотрудничества ДОУ и семьи. Ожидаемые результаты:
Слайд 7
Предполагается включение в реализацию проект всех воспитателей, родителей и детей групп. Участники проекта:
Слайд 8
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации. Их воспитательные функции различны, но для развития творческих способностей ребенка необходимо их взаимодействие. В дошкольном учреждении ребёнок приобретает художественные навыки, учится организовывать творческую деятельность. Но и роль семьи в воспитании и развитии творческих способностей ребенка нельзя недооценивать. Благодаря особому, семейному эмоциональному микроклимату у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности . Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании». Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства. Обоснование проекта Актуальность проекта:
Слайд 9
Анкетирование; Индивидуальные и групповые консультации; Привлечение родителей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности; Просмотр с родителями занятий и режимных моментов. Методы работы:
Слайд 10
Родительские собрания; Семинар-практикум; Творческая мастерская; Продолжение работы по развитию творческих способностей дома, которую ведут педагоги в ДОУ Ежедневные непосредственные контакты во время, когда родители приводят ребенка в ДОУ и забирают домой; Деловая игра; Участие в выставках, конкурсах, мероприятиях детского сада, совместная деятельность с детьми; Привлечение родителей к оформлению групповых комнат, кабинетов, изготовлению в семьях; Тематические выставки; Тематические папки Формы работы:
Слайд 11
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями; Преемственность согласованных действий; Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ; Открытость; Индивидуальный подход к каждой семье; Сотрудничество, а не наставничество; Динамичность; Поэтапность реализации. Принципы работы:
Слайд 12
Предполагает организация модели взаимодействия детей, родителей, педагогов; Разработка перспективного планирования совместных мероприятий; Проведение родительских собраний, с целью разъяснения целей и задач, основных направлений совместной деятельности. Описание проекта I этап. Подготовительная работа
Слайд 13
Анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности творческим развитием детей, уровня коммуникативности , способности к сотрудничеству; Выделение группы родителей, с профессиональными художественно-творческими увлечениями; Определение форм и методов по реализации проекта. Описание проекта II этап. Диагностический
Слайд 14
На данном этапе предполагается реализация всей системы мероприятий по взаимодействию. Они распределены на несколько блоков: Взаимодействие родителей и педагогов; Взаимодействие детей и родителей; Педагогическое воздействие на родителей; Реализация перспективного плана взаимодействия ДОУ и родителей в развитии творческих способностей у детей. Описание проекта III этап. Основной
Слайд 15
Анализ итогов и результатов взаимодействия, обсуждение характера дальнейшей совместной работы. Описание проекта IV этап. Заключительный
Слайд 16
Перспективное планирование взаимодействия с родителями на 2018-2019гг Мероприятие Цель Время проведения Ответственный 1.Родительское собрание «Художественно-эстетическое воспитание в семье» 2.Анкетирование. «Творчество и ребенок» 3.Папка-передвижка « Роль рисования в жизни ребёнка» Познакомить родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значением в развитии личности ребенка. Выявление заинтересованности родителей в творческом развитии детей . Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно-творческом развитии детей. Сентябрь Воспитатели, специалисты 1.Выставка детских работ «Художница осень». 2.Консультация для родителей «Организация развивающей среды дома». 3.Круглый стол с педагогами и родителями на тему «Развитие детской одаренности» Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам. Развитие позитивного взаимодействия взрослого с ребёнком. Формировать у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей как в детском саду, так и дома. Октябрь Воспитатели 1. Детский осенний праздник «Художник». 2.Совместная деятельность воспитателя с родителями «Весёлая мастерская». Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками в художественном творчестве. Ноябрь Музыкальный руководитель, воспитатели Приложение
Слайд 17
Мероприятие Цель Время проведения Ответственный 1.Конкурс творческих семейных работ «Новогодняя сказка» 2.Детский новогодний праздник «Капризная принцесса». Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, педагогов. Декабрь Воспитатели, Музыкальный руководитель 1.Наглядно – информационный материал «В музей вместе с ребенком» 2.Консультация на тему: «Приобщение к нетрадиционной технике рисования» ( фитодизайн ) Распространение педагогических знания среди родителей, практическая помощь семье в воспитании детей. Обеспечить знаниями по вопросам применения разнообразных материалов и техник выполнения изображения. Январь Воспитатели, специалисты 1.Беседа с родителями на тему: «Как развивать воображение в рисовании». 2. Выставка совместных работ детей и родителей «Зимние фантазии». 3. Консультация для проведения занятия по созданию альбома «Мое творчество» Обеспечить знаниями по вопросам применения разнообразных материалов и техник выполнения изображения. Привлечь родителей к работе детского сада, развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Развивать творческий потенциал ребенка и родителей для создания альбома Февраль Воспитатели
Слайд 18
Мероприятие Цель Время проведения Ответственный 1.Выставка рисунков «Цветочная фантазия для мамы». 2.Праздничный концерт, посвящённый международному женскому дню 8-е Марта. Формирование уважительного отношения к детским работам. Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Демонстрация творческих способностей детей, создание радостного настроения. Март Воспитатели, Музыкальный руководитель 1 Выставка детских работ «Мы живём на планете Земля». 2. Совместное занятие по рисованию для детей и их родителей. 3.Семинар – практикум для родителей и педагогов на тему « О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности » Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам. Развивать совместное творчество детей и родителей. Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно-творческом развитии детей. Апрель Воспитатели 1 Итоговое мероприятие совместное творчество детей и их родителей «Весенний день» 2. Анализ результатов реализации проекта. Продолжить работу по приобщению родителей к совместной деятельности с детьми по художественному творчеству. Вызвать желание, активно участвовать в творческом проекте и показать свои таланты. Подведение творческих итогов. Май Музыкальный руководитель, воспитатели
Источник
Данная работа, «Позвольте ребенку творить», посвящена необходимости заниматься с детьми творческой деятельностью не только в дошкольных учреждениях, но и дома.
Детство – прекрасная беззаботная пора. Именно в детстве человек менее всего стеснён рамками и правилами. Ребёнок сам выбирает, чем ему заняться, какой вид деятельности выбрать. Задача взрослого – дать ребёнку как можно больше возможностей и материалов для организации различных видов деятельности.
Воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Поэтому, при воспитании детей в детском саду предусматривается не только воспитательно-образовательная работа с детьми, но и широкая работа с родителями. Взрослые члены семьи не всегда в достаточной мере владеют знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, поэтому педагог должен выступать помощником для родителей.
Формы работы с родителями разнообразны: это и консультации, индивидуальные беседы, нетрадиционные родительские собрания и многие другие. Но я бы хотела вам представит, из моего опыта работы, выставки семейного творчества, мастер-класс, а так же буклет на тему: «Позвольте ребенку творить» (совместное творчество родителей и детей). В этом направлении мною проводились:
1. Анкетирование «Мой ребенок»;
2. Семейная гостиная «Совместное творчество детей и родителей». Результат совместного творчества детей и родителей не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых, вызывает чувство гордости за своих родителей. ;
3. Мастер – класс с родителями, по изготовлению цветов из бумаги в технике оригами, итогом стало совместное панно «Корзина с подсолнухами». Данная форма позволяет повысить компетентность родителей в вопросах детско- родительских отношений и способствует развитию творческой инициативы.
4. Выставки творческих работ, изготовленных вместе с родителями, на различную тематику. Представлены выставки по темам:
Выставка посвященная 80-летию образования Краснодарского края, «Осенние фантазии (поделки из овощей и фруктов)»; «Волшебница зима» и многие другие;
5. В данном направлении работы с родителями для повышения их компетентности в вопросах творческого развития детей мною были подготовлены:
1. в родительском уголке: консультация «Позвольте ребенку творить»;
2. буклеты по данной теме.
Проводя мастер-класс, работу в «Семейной гостиной», интересно наблюдать, как родители помогая детям, так увлекаются творчеством, будто сами становятся детьми. Радость, интерес, восторг – все это делиться пополам.
Родители – самые дорогие и близкие люди. Они видят, что дети гордятся ими. Совместное творчество сближает детей и родителей, помогает лучше узнать друг друга.
1. ситуация когда в творческий процесс погружены дети, а родители наблюдают и помогают и восхищаются результатом.
2. ситуация когда родители заняты творчеством, а дети наблюдают за этим процессом, помогают и восхищаются!
Забавно наблюдать, как родители, помогая детям, так увлекаются творчеством, что сами становятся детьми: будто впервые узнают, что из бумаги можно мастерить интересные поделки, красками можно сделать мир ярче. Радость, интерес, восторг — все это делится пополам. И от этого увеличивается вдвое. Вы становитесь частью его жизни, не той где мама и папа заботятся: поел ли? поспал? А той где ребенок — является маленьким создателем. Где он сам придумал! Сам сделал!
Чем творчество может быть полезно для ваших отношений:
• Приятное времяпрепровождение (хорошая альтернатива мультикам)
• Совместная деятельность очень сближает и развивает обоих участников
• Когда мама рядом и включена в процесс вместе с ребенком, он чувствует, что он любим!
• Вы можете стать для ребенка другом, если не просто присутствуете, а делаете вместе
• Творчество – хороший способ воспитывать в ребенке черту характера – доводить дело до конца.
• Если вы расставляете детские поделки в доме, вешаете рисунки на зеркала, шкафы (не только в детской комнате) – это дает ребенку ощущение, что его в вашей семье уважают и принимают за равного
А в чем же польза творчества для родителей? Да еще и для детей?
Творчество обладает огромным целительным потенциалом, помогает родителям разобраться в своем эмоциональном состоянии, выразить свои чувства и переживания. А дети видят что родители чем-то увлечены, получают удовольствие от творческого процесса. Что родитель в поиске чего-то нового, красивого, вдохновляющего.
Ведь мы так хотим чтобы наши дети выросли людьми творческими, способными нестандартно мыслить и принимать нестандартные но эффективные решения.
Наблюдая за родителем в творческом процессе, помогая, посильно, в этом деле, ребёнок учится тому, чему не научишь словами.
Ребенок уверен: все происходящее в семье имеет к нему отношение. Ничто не ускользает от внимания детей, будет иллюзией думать, что взрослая жизнь им непонятна и неинтересна. Ведь дети необыкновенно восприимчивы по отношению к нам, нашему эмоциональному состоянию, и даже погрузившись в игру или мультики, все слышат и запоминают. А уж если им разрешить самим принять участие в вашем творчестве, в каком-то виде, или просто попутно объяснять что вы сейчас делаете и зачем – это точно не пойдет мимо вашего ребенка! Так вы вводите ребенка в мир прекрасного и волшебного, которое можно создать своими руками вокруг себя.
• Поощряйте ребенка заниматься творчеством
• Устраивайте совместные творческие посиделки
• Получайте удовольствие от творчества и искренне восхищайтесь творческим процессом и творениями вашего чада!
• Занимайтесь своим творческим процессом рядом с ним, и объясняйте понемногу, что бы делаете и зачем.
• Постепенно разрешайте и ему поучаствовать в том, что вы делаете!
Какие условия нужно приготовить ребенку
дома для творчества?
1. Это место, где ребенок творит. Помните, что свет должен падать с левой стороны и место должно быть хорошо освещено. Следует следить за осанкой. Проверьте, соответствует ли стол и стул росту ребенка.
2. Для аппликации детям нужно давать ножницы, клей, кисть из жесткой щетины или клей-карандаш, мягкая тряпочка и небольшая клеенка.
3. Для занятий лепкой должна быть доска. Хорошо для этого использовать дощечку из пластика, которую можно легко протереть. Приучайте ребенка не разбрасывать комочки пластилина по полу, а лепить только на доске.
4. Для рисования приготовьте акварель, гуашь, кисти разных размеров, фломастеры, карандаши, восковые мелки.
5. Соберите с детьми природный материал: листья, шишки, каштаны, веточки, кусочки коры, мох, семена и опилки.
6. Из них сделайте оригинальную композицию.
Чтобы детское творчество было и развивающим – давайте им обучающие задания для развития памяти, внимания. Для внимательных и чутких родителей это прекрасная возможность понять внутренний мир малыша.
Вот некоторые задания для развития памяти, образного мышления, воображения:
• «Оживи фигурку»
Предложите детям дорисовать простую или сложную форму (овал, кружок на палочке, кляксу) до определенного образа.
• «Дорисуй фигурку»
Взрослый рисует любую линию, а ребенок дорисовывает, чтобы получился законченный рисунок.
Можно сделать совместную аппликацию например:
Аппликация из вырезанных кружков из бумаги, у вас получиться очень необычная и интересная работа.
Аппликация с использованием шариков из салфеток — очень увлекательное для детей занятие. Эта техника хорошо стимулирует развитие мелкой моторики, т. к. катание шариков очень кропотливая работа.
Сделать такую поделку довольно просто:
• подготовьте рисунок, нанесите его на основу
• детали рисунка не должны быть мелкими
• вам понадобится клей ПВА и ножницы
• подготовьте разноцветные салфетки
• подберите по размеру рамку, чтобы оформить готовую работу
Фантазируйте вместе со своими детишками! И Вы поймете, насколько это завораживает.
Желаю Вам творческих успехов!
Источник