Работа с семьей имеющей ребенка с отклонениями в развитии
Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии
Семья ребенка с отклонениями в развитии.
Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по – другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.
Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.
Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:
1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.
2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», – говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.
3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.
4. Приспособительно – адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.
6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.
7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.
8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех – это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.
Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.
Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.
Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:
Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.
Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.
Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно – агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.
Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.
Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.
Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:
– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);
– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.
Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.
Источник
Программа по организации психологической поддержки родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии
Пояснительная записка.
Кому адресована программа.
Данная программа адресована психологам и родителям.
Описание участников программы.
Участниками программы являются психологи, дети с отклонениями в развитии (некоторые занятия) и их родители.
Теоретическое обоснование содержания программы.
Влияние семьи на ребенка имеет большое значение, особенно важным оно является для детей, имеющих отклонения в развитии. Особенности взаимодействия ребенка с родителями обуславливают его эмоциональное благополучие и возможности адаптации к социальной среде.
Проведение данной программы особенно важно, так как такой ребенок часто вызывает сильные переживания у родителей, которые не имеют необходимых навыков общения с ним. Стресс также вызывают оценка их семьи обществом, которое зачастую ставит на таких детях клеймо социальной непригодности. Кроме того, диагностические методы работы с родителями могут выявить у них неадекватный стиль воспитания, эмоциональное отвержение ребенка, чувство беспомощности.
Таким образом, мы видим необходимость работы с такими семьями для гармонизации детско-родительских отношений, прививания необходимых в данной ситуации навыков.
Основная цель программы.
Основной целью программы является психологическое содействие родителям, имеющих детей с отклонениями в развитии.
Методическое обеспечение и содержание программы.
1.5.1. Формы (средства, приемы) работы.
Информационная (лекции, семинары, родительские собрания, стенды, информационные уголки для родителей);
Практические занятия для родителей (ролевые игры, тренинги).
1.5.2. Диагностическое сопровождение программы.
Методика «16 — ФЛО — 105 — С» (16-факторный личностный опросник, 105 вопросов, форма «С») Р. Б. Кеттелла (интеллектуальные, эмоционально-волевые и коммуникативные особенности);
Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева);
Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП);
Социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева);
Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер);
Тест-опросник родительского отношения — ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин);
Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл);
Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева);
Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В. В. Ткачева).
1.5.3. Тематический план.
Программа включает в себя следующие занятия:
Знакомство. Особенности развития детей: требования к ребенку и его возможности.
Общение в семье: конфликты. Убеждение и аргументация.
Общение в семье: невербальное поведение.
Эмоции – это важно! Навыки саморегуляции эмоциональных состояний.
Я думаю, что это так. Стереотипы и стили семейного воспитания.
Программа состоит из двух основных блоков:
Диагностический блок (определение особенностей детско-родительских отношений, состояния и особенностей родителей);
Консультативно-коррекционный блок (информирование, поиск адекватных форм взаимодействия с ребенком, гармонизация внутрисемейной атмосферы, формирование эмоционально-теплых детско-родительских отношений, адекватных поведенческих навыков и установок по отношению к ребенку).
Задачи диагностического блока:
Наблюдение
характера взаимодействия с ребенком;
особенностей коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком;
особенностей применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);
особенностей форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;
Опросы и тестирование
исследование личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и определение психологического типа (авторитарный, невротичный, психосоматичный психологические типы);
оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу;
установление типа родительско-детских отношений и причин их нарушений;
определение модели семейного воспитания;
изучение ценностных ориентаций родителей в отношении ребенка.
Задачи консультативно-коррекционного блока:
информирование родителей об особенностях ребенка;
ознакомление родителей с адекватными и развивающими формами организации досуга.
коррекция аффективной сферы, формирование положительных эмоциональных реакций и установок;
формирование навыков регуляции эмоционального состояния;
формирование коммуникативных навыков.
Таким образом, основными направлениями работы являются психологическая диагностика и коррекционно-развивающая работа с родителями.
1.5.4. Эффективность работы по программе.
Результатом данной программы будет являться повышение уровня компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка, снижение психоэмоционального дискомфорта, приобретение навыков общения с ребенком и разрешения основных конфликтных ситуаций.
III. Примерный конспект занятий.
Описание занятия.
Определение содержания занятия.
Тема занятия: Невербальное общение семьи
Цель занятия: развитие навыка успешного невербального поведения
Задачи занятия: коррекционные
Дидактический материал, оборудование: наглядные пособия, брошюры-памятки, бумага, фломастеры
Теоретическая часть (информирование о значимости невербального общения, раздаточные памятки)
Упражнение «Молекулы» (разбить группу на несколько подгрупп)
Моделирование типичной ситуации общения с ребенком в подгруппах
Обсуждение успешных и неудачных решений
2
Основная часть
Расширение знаний по данной теме, формирование навыка
Упражнение «Побег из тюрьмы»
Игра «Леопольд»
Обсуждение эффективности поведения в упражнениях
3
Перерыв
15 минут
В это время участники могут выпить кофе и отдохнуть
4
Основная часть (продолжение)
Упражнение «Автобус»
Упражнение «Картина»
Беседа
Рассказ тренера об интонациях
Упражнение «Большие паузы»
5
Аутотренинг
Релаксация, расслабление участников
Мышечная релаксация по Джекобсону
Прослушивание успокаивающей музыки
6
Заключительная часть, подведение итогов
Формирование выводов занятия, обратная связь участников
Упражнение «Метафора»
Резюмирование тренером событий и знаний, полученных на занятии
Сбор обратной связи участников по кругу
IV. Литература.
Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
Ткачева. В. В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Коррекционная педагогика, № 5-6 (11-12), 2006.
Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. / Дефектология, № 1, 2005, с. 3
Коммуникативные упражнения https://azps.ru/training/communication
V. Использованные упражнения.
Упражнение «Метафора»
Инструкция. Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение команды как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ.
Коммуникативное упражнение “Большие паузы”
Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие ораторских способностей. Участники изучают иллюстративные возможности больших пауз (или гросс-пауз).
Ведущий рассказывает про гросс-паузы (большие паузы) – один из инструментов ораторов. Заключается в том, что оратор смолкает на довольно длинный промежуток времени: от 15 секунд до минуты.
Ведущий изображает из себя такого оратора. Далее ведущий спрашивает,
есть ли доброволец, который в подобной же манере может произнести свою речь.
Упражнение «Автобус»
Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения
Участники разбиваются на парочки. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».
После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.
Упражнение «Картина»
Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к стене (столу), где прикреплен лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать картину. Ведущий сообщает, какой предмет необходимо изобразить (остальные не слышат задания), далее первый рисует один из элементов.
Приглашается второй игрок. Первый объясняет мимикой и жестами, что необходимо изобразить и встает в другую линию. И т.д, пока все не примут участия в рисовании картины.
Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? Не было ли желания использовать еще и речь?
Упражнение «Побег из тюрьмы»
Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: “Первая шеренга будет играть преступников, вторая – их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны “рассказать” преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый “сообщник” спасает одного “преступника”)”. После окончания игры “преступники” рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.
Упражнение «Леопольд»
Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».
Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.
Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.
В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.
Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.
Источник