Работа с родителями ребенка с отклонениями в развитии
Особенности работы с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии.
Гончарук Л.В., Колосенко О.Ф.
Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, родительские трудности, родительская позиция, социальная адаптация.
Одной из основных задач общества в эпоху гуманизации является содействие реализации духовных и физических сил каждого человека, обеспечение гармоничного личностного развития каждого. Не всегда условия, в которых происходит развитие человека, являются оптимальными. Часто в силу различных вредоносных факторов, личностное развитие проходит под воздействием нарушающих его нормальный ход факторов. Личностное развитие детей с ОВЗ с необходимостью происходит в условиях того или иного вида депривации: сенсорной, моторной социальной или коммуникативной. Проблема полноценной интеграции в социум, повышения качества жизни инвалидов и их семей была и остается актуальной. С каждым годом в нашей стране число детей с ТМНР увеличивается. Причин тому много: ухудшение состояние экологии, снижение уровня жизни, алкоголизация населения, наркомания, прогресс медицины – снижение детской смертности и возможность выживания детей с ОВЗ.
В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев: «Пусть в силе будет тот закон,- писал Аристотель, – что ни одного калеки ребенка кормить не следует», до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям: – «Из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека», – утверждал Я. А. Коменский. В середине XIX в., данная проблема начинает рассматриваться уже как научная. Разработкой вопросов воспитания и обучения детей с аномалией развития занимались А. Бине, Т. Симон, Д. Бурневиль, Г. Даниэль, Ж. Филипп, Ж. Декроли и др. Первый отечественный опыт работы с аномальными детьми появился в начале XIX века. И уже в это время практиковалась возможность использования семейного окружения для оказания помощи при лечении больных (И.Ф. Рюль, П.П. Кащенко, С.С. Корсаков, Г.Г. Дикгоф, А.И. Скребицкий и др.) В начале XX века проблема помощи аномальному ребенку нашла в разработках многих ведущих психиатров, педагогов, психологов. Вопрос о роли семьи в оказании помощи ребенку с нарушениями в развитии был отражен и в трудах Л.С. Выготского. Он считал, что «решает судьбу личности, в конечном счете, не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально – психологическая реализация». Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению успешной интеграции ребенка с нарушениями развития в общество. Современный этап характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей с особенностями развития. В психолого-педагогических трудах появились работы, свидетельствующие о необходимости изучения всего спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития ( А. И. Захаров, И.В. Добряков, Р.В. Овчарова, О.В. Защиринская, А.К. Осипова, А.Я. Варга., Э.Г. Эйдемиллер, Т.Г. Горячева, Е.Е.Чепурных, И.И. Мамайчук, Е.Е. Алексеева, И.М. Никольская, Синягина Н.Ю., Ткачева В.В.,А.Я. Варга , Д. И. Исаев, А. А. Михеева, В. Н. Касаткин, В. А. Ковалевский и др.) Ученые указывают на то, что социализация, ребенка с ограниченными возможностями, его интеграция в общество, невозможна без приобщения к процессу родителей. Семья – это живой организм, в котором роли, действия членов семьи составляют ее жизненный баланс и являются условием жизнеспособности всех. Ребенок часть этого организма, и от благополучия каждого в семье зависят шансы на решение проблем ребенка. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт точно определяет позицию семьи в образовательном пространстве – позицию активного участника, партнера.
Анализ опыта коррекционной работы с родителями пятиклассников ГБОУ ШИ 16, позволил выделить ряд родительских трудностей, которые зачастую являются серьезной проблемой в воспитании ребенка имеющего ограниченные возможности. Все родители ответили что, как правило, с появлением в семье ребенка с ОВЗ увеличиваются материально – технические, финансовые, жилищные проблемы. Многие родители переживают – их волнует страх ответственности, отрицание проблемы или ее гиперболизация, ожидание и вера в чудо, больной ребенок как наказание за что-либо, часть из них не воспринимает больного ребенка и т.п.. У 20 процентов семей произошел развод родителей, вторичное замужество. 3% детей проживают в детских домах. 2% родителей ответили – наличие ребенка – инвалида сказывается и на других детях в семье – меньше внимания, участия, заботы, редко ходят в театры, музеи, посещают выставки. 3% родителей испытывают недоброжелательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом
( нарушение спокойствия, тишины). С ними мало общаются здоровые сверстники. 10 % респондентов отметили, что испытывают недостаток знаний об особенностях нарушения у ребенка; отсутствие опыта у родителей; личностные особенности родителей (психосоматический тип, невротический тип, авторитарный тип.
Ряд исследователей проблему родительских трудностей личного характера ставят на первое место. Так Е.Е. Алексеева считает, что трудности взаимоотношения детей с родителями связаны с мерой ответственности, с нереализованными надеждами, ожиданиями, целями. Амбивалентность чувств родителей к ребенку и в свою очередь амбивалентность чувств ребенка к собственным родителям – усиливается при ошибочных позициях родителей. В результате родители не только не способствуют улучшению ситуации вокруг своего нездорового ребенка, но являются одним из причин его дезадаптации. Влияние личности родителей на ребенка с нарушениями развития изучал А.И. Захаров. Среди неблагоприятных черт родителей, негативно воздействующих на личность ребенка, он выделил:
– сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность;
– аффективность – эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения;
-тревожность – склонность к беспокойству;
– доминантность – стремление играть ведущую роль;
– эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения;
– гиперсоциальность – утрированное чувство долга;
– противоречивость личности в целом (вытекающая из комплекса предыдущих личностных характеристик;
– агрессивность.
Проблема агрессивности подростков стоит особенно остро, подростковый возраст в психолого – педагогической литературе традиционно считается трудным, критическим. Для подростковой агрессии в целом характерны следующие особенности : высокая аффективная заряженность, импульсивная реакция, на фрустрирующую ситуацию, непродолжительность во времени, нередко критический выход реагирования ,достаточность слабой стимуляции, недифференцированная направленность реагирования, высокий уровень готовности к агрессиии .Выявлению влияния семейного воспитания на агрессивность детей посвящено множество исследований. Так Бандура и Уолтерс установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей, то дети становятся еще агрессивней. А. Бандура отмечает, что у ребенка непоследовательные наказания ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат игнорировать их самих. Несмотря на различные подходы к проблеме агрессивности большинство исследователей сходятся в одном: истоки агрессивности лежат в семье и она является фактором, обусловливающим и подкрепляющим агрессивное поведение детей. Наше исследование было направлено на выявление взаимосвязи между особенностями родительского воспитания и агрессивным поведением подростка с ОВЗ. Были обследованы 3 подростка в возрасте 12 – 13 лет. Использовались следующие методы: индивидуальная беседа и наблюдение, опросник Басса- Дарки, опросник АСВ, личностный опросник Кеттелла, опросник «Подростки о родителях». Все дети показали высокий результат по индексу агрессивных реакций. По индексу враждебный R—показатели выше нормы, опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений, исследования показали, что у родителей агрессивных подростков наблюдается большое отклонение в воспитании: неустойчивый стиль воспитания, недостаточность требований обязанностей, воспитательная неуверенность, минимальность санкций, чрезмерность требований – запретов. Агрессивность вызывается не только дефицитом признания и любви, не только отсутствием контроля , но и активным стремлением подростка устранить конфликтную ситуацию любыми средствами. использование агрессивных действий для самоутверждения и самореализации встречаются и у детей и у взрослых. Причиной чаще всего является недостаток средств, используемых в собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми, и задача родителей научить детей выражать свою враждебность социально приемлемыми способами, наша задача – помочь родителям скорректировать недостатки семейного воспитания, оказать психолого – педагогическую поддержку этим родителям.
Опираясь на имеющийся опыт коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения развития и их семьями полагаем, что основным направлением в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья должна стать, прежде всего, помощь родителям:
Помощь при переживании негативных эмоций (особенно важно для семей, чей ребенок имеет множественные нарушения), формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка;
Формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний;
Формирование эффективной родительской позиции;
Обучение родителей коррекционно-развивающему и поддерживающему взаимодействию с ребенком;
Стимулирование личностного развития родителей как мощного внутреннего ресурса. Практика показала, что далеко не каждая семья нуждается в терапевтической работе, или широкой разнонаправленной помощи специалистов. Семья нуждается в психологической помощи в тех случаях, когда возможности преодоления проблемы оказываются недостаточными в сопоставлении с имеющимися нагрузками. Исходя из этого, целью психологической поддержки становится высвобождение возможности развития в семье, активизация имеющихся ресурсов, как справедливо отмечает Ф. Маттеят. При разработке вариантов помощи необходим детальный анализ семейной ситуации и трудностей, испытываемых непосредственно родителем, необходимо очертить границы помощи и придерживаться этих границ в практической работе. Таким образом, в результате изучения научной литературы по проблеме и анализа практической работы специалистов сопровождения, мы предположили, что эффективность коррекционного воздействия на ребенка ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от позиции родителей. Она должна характеризоваться адекватностью, изменчивостью, прогностичностью, что будет способствовать его адекватному развитию продуктивной социализации и социальной адаптации ребенка. Для проверки гипотезы мы определили ряд широких задач, включающих спектр диагностических и коррекционных воздействий: – Изучить и детально проанализировать специфические трудности родителей больного ребенка;
– Разработать уровневую психолого-педагогическую программу преодоления трудностей воспитания для родителей детей с отклонениями в развитии, которая включала бы в себя различные формы психо-коррекционной работы, и с помощью которой могут быть преодолены личностные проблемы родителей;
– Провести апробацию программы, каждого ее уровня: 1-лекторий (консультация), 2-занятия с использованием АМО, 3-тренинг, 4-психотерапия.
Таким образом, приоритетом в сопровождении детей имеющих ограниченные возможности здоровья должна стать работа с семьей, как главное условие социальной адаптации ребенка. Критериями готовности родителей к коррекционно-направленному воспитанию особенного ребенка являются не только педагогическая грамотность, но и готовность к активному участию в воспитательном процессе. Инвалиды являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость ведут к духовной деградации всего общества. Гармонично организованная работа педагогов ОО с семьями, имеющими детей с ОВЗ гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса адаптации детей – инвалидов в коллективе сверстников.
Список литературы: Алексеева Е.Е., Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет.- СПб.: Речь, 2008 -224с. . Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Хрестоматия.- СПб.: Речь, 2007.- 400 с. Психолого-педагогическая деятельность специалиста в сфере образования: Материалы международн. научно-практич. конф. (24-25 апреля 2010г.). СПб: Изд-во «Айсинг», 2010 -214 с. Нарушения психического развития у детей- междисциплинарная проблема: Материалы Всерос. научно-практич. конф. (1-2 декабря 2011г.).- Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2012.-164 с. 5. Зерницкий, О.Б., Родительство в семьях с детьми с ограниченными возможностями: проблемы, установки, поддержка. // Бандура А.Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО,2014 Скворцов В.Н., Кобрина Л.М., Логинова Е.Т., Мироненко И.А. Интеграция лиц с ОВ. Международный журнал экспериментального образования – 2015.№10 С.144-145
Источник
Содержимое публикации
О ПОДДЕРЖКЕ И ОБУЧЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
Бочарникова А.П., Коновалова Е.П.,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Светлячок», г. Старый Оскол.
В современной системе образования внимание педагогов привлекают теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с отклонениями в развитии. ФГОС определяет «…полноценное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и раскрывает задачи: коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями и здоровья и детей-инвалидов и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной общеобразовательной программы». Внимание специалистов в этой области сосредоточено на поиске технологий для восстановления психического и физического здоровья детей, оказания помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами в развитии.
Оказание помощи детям с отклонениями в развитии всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями, работу с другими педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения.
Практика показывает, что в ранний период жизни детей родители за помощью к специалистам педагогам-дефектологам обращаются крайне редко. Это объясняется тем, что близкие взрослые часто не владеют информацией о возрастных психологических показателях развития ребенка. Чаще всего за консультацией родители обращаются в период, когда ребенок готовится к поступлению в школу и взрослых волнует предстоящее школьное обучение. С самого раннего возраста ребенка оценка его эмоциональных и познавательных способностей, ведущей деятельности, моторных навыков может стать решающей для прогноза дальнейшего пути психического развития. Влияние на познавательное развитие детей оказывает раннее начало коррекционного воздействия, методы и приемы воспитания самостоятельности, умение взрослых близких включиться в обучающий процесс ребенка. Это, в свою очередь, диктует конкретную тактику работы специалистов с родителями, направленную на своевременное информирование о «неблагополучных» симптомах отклоняющегося развития у детей. В этом вопросе важно взаимодействие врачей и педагогов.
Родителей чаще всего беспокоит речевое недоразвитие детей, что ярко проявляется в сравнении со сверстниками. Однако при всестороннем изучении психофизического развития этих детей выявляется недоразвитие их познавательной деятельности, проблемы в коммуникативном поведении, недостаточность навыков самообслуживания и др. Такие дети нуждаются в оказании своевременной коррекционной помощи.
Большую роль в работе с детьми играет уровень развития познавательной деятельности. Для родителей это малозначимо, но для нас степень выраженности снижения познавательной деятельности ребенка позволяет решать вопросы, связанные с особенностями сформированности навыков в основных линиях развития (социальной, физической, познавательной), а также с ведущей деятельностью и продуктивными видами деятельности, со способами усвоения нового материала. Данные об уровне развития познавательной деятельности ребенка важны для определения индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка, а также для разработки содержания его коррекционно-развивающего обучения.
Практика показывает, что родители весьма редко обращаются за консультацией к специалистам-дефектологам с целью контроля возрастных психологических достижений ребенка. Чаще всего контроль касается физических показателей в развитии (соматического, неврологического состояния ребенка), и на такие симптомы психического неблагополучия, как задержка речевого развития (или отсутствие речи). На отставание в умственном развитии, трудности адаптации в коллективе сверстников или социального поведения обращается внимание только тогда, когда ребенок начинает резко выделяться среди сверстников. Своевременное оказание помощи родителям и комплексный контроль психического и физического здоровья ребенка способствуют выявлению слабо выраженных отклонений в познавательной сфере детей и профилактике неблагоприятных вариантов психического развития.
Решение этих вопросов определяет последующую работу по оказанию помощи детям с разной степенью выраженности проблем в умственном развитии и педагогической поддержки их родителей. Разработка индивидуального маршрута для каждого ребенка ориентирует специалистов и родителей на конкретизацию специальных приемов работы с ребенком для удовлетворения его специфических образовательных потребностей. Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов, педагогов и родителей. Для изменения подобных ситуаций в дошкольных учреждениях стали широко практиковать не только встречи и беседы с родителями, но и проводить обучающие тренинги с родителями проблемных детей. Помимо этого определяются организационные формы работы с родителями: консультации с указанием времени, наблюдение матери за работой педагога-дефектолога или логопеда с ребенком; лекции с указанием тем, места и времени их проведения; участие в коллективных формах обсуждения проблем воспитания детей в семье; практические занятия с родителями; организация «круглых столов», родительских конференций.
В работе с родителями детей с отклонениями в развитии предварительно проводим разъяснительную работу. Происходит обмен опытом, что благоприятно сказывается на повышении мотивации, так и на дальнейшей коррекционной работе. В начале работы с родителями проводим анкетирование. С родителями детей с отклонениями в развитии заключаем договор о ПМПК и дальнейшем сопровождении ребенка. Совместно разрабатываем стратегию и тактику взаимодействия с ребенком, составляем индивидуальный маршрут его развития. Проводим индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых стараемся убедить их в необходимости посещения тренинговых занятий, которые проводит психолог.
На первых встречах стараемся подкрепить уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, предлагаем консультации: «Понимаете ли вы своего ребенка?», «Как помочь «особенному» ребенку?», «Адаптация детей с ОВЗ в детском саду», «Сказкотерапия в обучении детей с ОВЗ», «Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей», «Советы родителям, воспитывающим детей с ОВЗ». Такая позитивная информация помогает снять напряженное состояние и наполнить родителей чувством гордости и радости за своего ребенка. С целью формирования навыков общения организовываем практическое занятие «Как слушать своего ребенка?» на котором предлагаем родителям поговорить о проблемах, которые возникают в процессе обучения и общения с детьми. С целью сплочения коллектива проводим практикум для родителей «Игры в развитии ребенка», на котором предлагаем родителям игры «Молчанка», «Говорящие руки» и др. Это дает возможность перейти к более важным встречам, на которых родители, участвуя в театрализованных играх, отрабатывают приемы развития важных и нужных качеств детей, умение их успокаивать. На завершающих встречах – обсуждение трудностей, которые возникли у родителей и детей с отклонениями в развитии, обмен опытом выхода из кризисных ситуаций. Цель этих встреч – ответ на вопрос – «Легко ли быть родителем ребенка с отклонениями в развитии?». Результатом проведенной работы с родителями стало лучшее понимание и принятие ребенка, умелое пользование приемами взаимодействия с ребенком без обострения внутренних проблем.
Анализ запросов родителей и реальная оценка психофизических особенностей развития детей на разных этапах жизни, своевременное определение сути коррекционного обучения и содержания средств образования определяют социально-педагогические условия воспитания и обучения, а также социализации детей с отклонениями в умственном развитии.
Таким образом, применение на практике коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в раннем и дошкольном детстве позволяет большинство из них интегрировать в среду сверстников, раскрывает воспитательный потенциал семьи, нацеливая близких на понимание своего ребенка и активное участие в его воспитании и образовании.
Литература:
Венгер А.Л.Психологические рисуночные тесты. М.: Владос, 2003.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб: КАРО,2008.
Закрепина А.В. Трудный ребенок. М.Дрофа, 2007.
Стребелева Е.А. Изучение образовательных потребностей ребенка раннего возраста с отклонениями в познавательном развитии//Справочник педагога-психолога.2011.№3.
Источник