Работа с родителями по эмоциональному развитию ребенка

Взаимодействие воспитателей  и родителей

по вопросам эмоционального развития ребенка.

Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольная организация по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделается социально-коммуникативная образовательная область, направленная на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей.

Задачей каждого педагогического коллектива должно быть умение быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования. Взаимодействие педагогов ДОО и родителей как равноправных участников педагогического процесса необходимо строить на основе запросов семьи, так как именно она является основным социальным заказчиком. Педагогам и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию.

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. Родители – главные воспитатели своих детей!

Часто педагогам, и родителям воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги, часто испытывают трудности в общении с родителями по этим причинам.

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости.

 Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Читайте также:  Группа развития для ребенка 2 года с мамой

Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» – спрашивают в этих случаях у детей.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.

4. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка. Воспитательные усилия должны быть согласованными. Это не означает, что дома и в детском саду должны быть созданы равные условия, так как то, что возможно дома, может быть не разрешено в детском саду и наоборот. Общая тёплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми особенно важны в случаях возникновения проблем у ребёнка. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками используются как традиционные, так и новые формы работы.

Родители как основные заказчики образовательных услуг имеют право принимать участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в деятельность ДОО происходит через использование различных форм взаимодействия.

Необходимо  познакомить  родителей с формами и особенностями игр по эмоциональному развитию детей, а также подключить их к процессу развития эмоциональных способностей и навыков детей.

Следует использовать такие формы работы с родителями:

  • родительские собрания с чаепитием, где информируют их о целях, задачах, особенностях эмоционального развития;
  • анкетирование родителей с целью получения информации об особенностях детско–родительских отношений и индивидуальности ребёнка;
  • знакомство родителей с результатами педагогического наблюдения.

Следует подключать  родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество. В этом помогут:

  • домашние задания по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы);
  • участие родителей в праздниках;
  • совместные мероприятия родителей с детьми «Понимаем ли мы друг друга?» с использованием уже знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения;
  • домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения, разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения контакта родителей с детьми.

В организации мероприятий по познанию эмоциональной сферы ребёнка используют следующие формы работы с родителями:

  • анкетирование ребёнка с помощью родителей на тему «Вот я какой!», которое позволяет родителям совместно с ребёнком заметить, осознать и пережить приятные минуты, совместно изучая индивидуальность ребёнка;
  • домашнее задание (рисунок «Моя семья» с последующем оформлением выставки);
  • организация досуга с семейными конкурсами, чаепитием;
  • совместный тематический рисунок «Что нас радует?», где передаются совместные занятия в семье, приносящие удовольствие, радость;
  • разучивание с родителями психогимнастических упражнений;
  • совместные рисунки родителей и детей «Что нас радует», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь» и т.д.;
  • анкета – отзыв о проведённой работе в течение года.
Читайте также:  Как развивать ребенка от 2 до 3 лет план развития и шпаргалка для мам

Подводя итоги, можно отметить, что взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Источник

Валентина Ассатуллоева
Формы работы с родителями по социально — эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Цель: поделиться своим опытом, своими формами работы с родителями с другими педагогами по развитию коммуникативных способностей у детей.

“Дошкольное детство” – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от взрослых. В соответствии с Законом “Об образовании” и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является “взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка”.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Ещё Н. К. Крупская в своих “Педагогических сочинениях” писала: “Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к работе детского сада”. Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит “организующим центром” и “влияет …на домашнее воспитание”, поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. “…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила”. Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Основные направления, используемые мною в работе с родителями:

1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, я осуществляю работу по взаимодействию с семьями дошкольников.

Какие основные задачи я ставлю перед собой в работе с родителями?

• Изучение семей детей

• Привлечение родителей к активному участию в жизни группы

• Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

• Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

Для реализации принятых мною задач, я использую разнообразные формы работы с родителями.

I. Массовые:

• родительские собрания

• консультации

• совместные праздники детей и родителей

• школа молодых родителей в буклетной форме

• дни открытых дверей

• участие родителей в совместном творчестве

2. Индивидуальные

• беседы

• посещения на дому

• выполнение индивидуальных поручений

• консультации

3. Наглядно-информационные

• информационно – просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)

• информационно – аналитическая (опросы, анкетирование)

3. Конструктивная (информационные уголки, стенды)

4. Выставки, выставки-конкурсы, выставки детского творчества, выставки-ярмарки.

Расскажу подробнее о наиболее часто используемых мною формах работы.

Посещение на дому.

В каких случаях я посещаю семью?

В таких случаях, когда дети требуют особого внимания. Какие же это случаи?

Особого внимания требуют:

• дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений

• дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)

Читайте также:  Игры для развития интеллекта ребенка 2 лет

• дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку

• застенчивые дети

Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.

Эффективное проведение данного мероприятия требует деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.

Иногда важно использовать для этого малейший повод (например, болезнь ребенка). Посещая больного ребенка, я могу выяснить и реализовать свои задачи и в другом плане.

Не задавая прямых вопросов, я могу выяснить:

• микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу

• семейный уклад (есть ли традиции, какие)

• организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.

Работа с трудными семьями.

Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень разные. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в таких семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)

Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов. Я использую наиболее эффективные индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекаю таких родителей к наблюдению за детьми. Предлагаю посетить психолога, рекомендую почитать соответствующую литературу или статью, заранее для этого подготовленную. Чтобы не обидеть родителей, чтобы они не сочли меня слишком притязательными, я никогда сама не даю советов в личном плане, а рекомендую специалистов или необходимую литературу. Эти семьи наиболее уязвимы, и чем теснее будет налажено доверительное отношение, тем эффективнее будет результат.

День открытых дверей

Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка. Я стараюсь в этот день пригласить на просмотр занятий и свободной деятельности детей тех родителей, чьи дети отстают в развитии от других детей или не могут мирно сосуществовать в социуме детей. Родители любят посещать это мероприятие, если их дети задействованы в показе или в выступлении. Поэтому я стараюсь охватить как можно больше детей, организовать такой вид деятельности, где бы участвовали почти все дети. Особое внимание уделяю родителям, чьи дети малоактивны, показываю им, как необходимо привлекать ребенка к деятельности, чем его можно заинтересовать.

Выставки детского творчества

Персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация) я использую как образец для подражания. Но наряду с ними использую разные виды работ, в том числе и совместные работы с родителями. Однако, я стараюсь выставлять работы всех детей по очереди, что бы все родители гордились маленькими победами своих детей и не считали своих детей не одаренными. Все дети находятся на разных ступенях развития, поэтому и их достижения различны. Иногда стоит поместить детскую работу низкого качества, чтобы подстегнуть и ребенка и родителей к работе над достижением лучших результатов. При этом, я не забываю давать рекомендации по обучению ребенка тому или иному виду деятельности, над которым необходимо дополнительно позаниматься с ребенком.

Беседа

В беседе я стараюсь затронуть волнующий меня вопрос по поводу воспитания обучения ребенка таким образом, чтобы разговор проходил как бы по инициативе самого родителя. В этом мне помогает знание особенностей самих родителей и их заинтересованности в той ли иной области разговора. Если родитель не идет на контакт, стараюсь переключить разговор на другую тему, не затрагивающую самого ребенка. Иногда, родители сами являются инициаторами разговора, совсем на отвлеченную тему, и тогда я незаметно для них перевожу разговор на их ребенка, начиная с похвалы или демонстрации детских достижений. Индивидуальные беседы сближают родителей и воспитателя, делают их отношения более доверительными.

Консультация

Я часто использую консультацию, как агитацию той или иной деятельности, для привлечения родителей к этой теме. Не секрет, что родители не очень-то любят что-либо читать, поэтому лишний раз стоит напомнить им, что они могут почерпнуть в этой статье. Что бы привлечь к знакомству с подаваемым материалом, этот материал я подаю красочно и ярко оформленным, напечатанным более крупным текстом и не содержащим расплывчатых фраз. Чем больше конкретики, тем эффективнее подача материала.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

Источник