Работа с ребенком с задержкой речевого развития
Преодоление задержки речевого развития у детей — задача хоть и сложная, но вполне выполнимая. И для её эффективности нужны комплексные усилия, как специалистов, так и родителей. Проблеме преодоления ЗРР (задержки речевого развития) последние годы уделяется много внимания, и объём специализированной литературы (включая уникальные авторские методики) впечатляет. Родителям, которые желают углубиться в проблему, стоит начать с книг:
- Лынская М.И. «Преодоление алалии и задержки речевого развития»,
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников»;
- Шемякина О.В. «Преодоление задержки речевого развития».
В большинстве работ можно наблюдать общие принципы работы с детьми с задержкой речевого развития.
Принципы коррекции задержки речевого развития (ЗРР)
В основе любой коррекционной работы лежит один закон – «не навреди». Именно поэтому при работе с детьми с ЗРР так важно соблюдать ряд принципов:
- коррекция задержки речевого развития должна быть комплексной (сочетание медикаментозного лечения, консультаций психолога, занятий с логопедом и домашней работы с родителями);
- работа обязательно включает в себя использование и развитие различных органов чувств, а также формирование моторики;
- коррекционная работа при ЗРР должна быть непрерывной и поэтапной, с последовательно увеличивающейся сложностью;
- работа над ЗРР строится с опорой на индивидуальные особенности дошкольника;
- необходимо учитывать сензитивные периоды, а также ведущую деятельность, характерную для детского возраста.
Занятия по коррекции и преодолению ЗРР должны проходить в интересной для малыша форме, предпочтительно, игровой. Заинтересованность, активное участие — необходимые условия для успешного преодоления задержки речевого развития.
Организация пространства для преодоления ЗРР
Первый шаг в преодолении ЗРР — правильная организация пространства. Для полноценного формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенного уровня развития. А этого можно достичь, только развивая органы чувств и мелкую моторику. Для этого необходимо наполнить окружающее пространство различными материалами.
Что понадобится для преодоления ЗРР:
Зоны развития | Примеры материалов |
Слуховое восприятие | Погремушки, бубен, барабаны, свисток (духовые инструменты особенно полезны для развития артикуляционных мышц и дыхания) и другие простые музыкальные инструменты |
Зрительное восприятие | Различные предметы, направленные на формирование восприятия цвета, формы, размера (кубики, блоки, пирамидки, карточки, картинки) |
Сенсорика | Пластилин, карточки с различной фактурой, пальчиковые краски |
Мелкая моторика | Пазлы, кубики, конструкторы, бусы |
Помимо этого, для преодоления ЗРР (задержки речи) понадобятся: тематические карточки и фигурки, книжки с яркими иллюстрациями. Очень важно своевременно заменять материалы, тем самым, обогащая опыт и поддерживая познавательный интерес малыша.
Основные направления коррекционной работы при ЗРР
Конечно, основную работу по преодолению задержки речевого развития у дошкольников выполняет логопед. Но родителям важно понимать направления коррекции, методы и приемы и включить их в повседневные занятия с малышом. Направление работы определяется типом нарушения. Это может быть работа, направленная на развитие:
- импрессивной речи (понимания),
- экспрессивной речи (активная речь от ребенка),
- общей моторики,
- мелкой моторики,
- артикуляции,
- слуха (речевого),
- восприятия (зрительного).
Чаще всего коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) проводится по нескольким направлениям сразу.
Формирование импрессивной стороны речи
Импрессивная речь — это способность понимать обращенную речь, а в более старшем возрасте и письменную. Это сложный процесс, в котором участвуют не только органы слуха, но и кора головного мозга (зона Вернике).
Как правило, при задержке речевого развития (ЗРР) импрессивная речь недостаточно развита. Проявляется это в том, что малыш не всегда понимает, что от него хотят взрослые, имеет слабое представление об окружающем мире, не может назвать части тела или предметы. На первом занятии логопед проводит беседу, тестирует ребенка для того, чтобы оценить, насколько сильно нарушена эта сторона речи.
Дальнейшая коррекционная работа с задержкой речевого развития строится следующим образом:
- на первых занятиях не требуется точное понимание близких по звучанию слов (открой-закрой, унеси-принеси);
- для облегчения понимания логопед использует контекст;
- обязательно использование наглядного материала (картинок, карточек, фигурок, игрушек);
- все действия взрослого сопровождаются устными комментариями;
- при общении с маленьким пациентом логопед использует короткие предложения;
- интонации естественные, но с усиленным ударением в словах.
Игры, направленные на формирование пассивного словарного запаса:
Игра | Описание |
Поручения | Взрослый дает поручение, которое тот должен выполнить. Постепенно инструкция усложняется, добавляются новые этапы. Например: принеси мяч, принеси красный мяч, принеси красный мяч и положи его на стол |
Делай как я | Читается детский стишок, и дошкольник вместе со взрослым выполняет действия, о которых говорится в стихотворении |
Покажи | Используется наглядный материал (карточки или предметы). Логопед задает условие, ребенок должен указать на соответствующую карточку. Например: покажи синий кубик, покажи сначала большую собаку, а потом маленькую |
Спрячь картинку | Используются сюжетные карточки. Дошкольник должен перевернуть/накрыть ладошкой ту, которую описывает взрослый. Цель упражнения: научить понимать целые предложения, распознавать глаголы действия |
Отбери | Игра помогает развить логику, способность вычленять свойства предметов, сопоставлять их и сравнивать. Взрослый просит ребенка выбрать предметы по определенному признаку: отложить все красные шарики, выбери все машинки |
Постепенно задачи усложняются: изучаются различные формы слов, слова с противоположными значениями.
Все эти упражнения по преодолению задержки речевого развития (ЗРР) можно провести и самостоятельно, дома. Кроме этого, родители должны неуклонно выполнять следующее:
- внимательно следить за своим общением с ребенком. Полностью исключить «сюсюканье», слова проговаривать четко, ясно. Речь должна быть нормального темпа, со спокойными интонациями;
- в повседневном общении проговаривать названия предметов, с которыми манипулирует ребенок;
- при прогулке рассказывать о том, что окружает;
- озвучивать свои действия;
- читать больше вслух сказки, стишки и потешки, сопровождая их наглядной демонстрацией. Это могут быть как картинки, так и показ действий;
- как можно чаще объяснять значение новых слов.
Важно! Для развития импрессивной речи необходимо исключить телевизор и как можно больше общаться с ребенком.
Развитие экспрессивной речи
Экспрессивная речь формируется только тогда, когда ребенок хочет говорить. И очень часто именно это становится самой сложной задачей на пути преодоления ЗРР. Потребность подражать общению взрослых — естественный этап взросления. И если по каким-то причинам эта потребность оказалась нереализованной, возникает задержка (ЗРР).
Важно! Нельзя принуждать к высказываниям. Фразы «скажи», «повтори» — под запретом. Ребенок должен сам испытать потребность в общении.
Работа логопеда в этом направлении начинается с азов: на первых занятиях никто не ожидает и не требует полноценной речи от малыша. Достаточно отдельных звуков, слогов.
На этом этапе особенно эффективно упражнение на фонетическую ритмику. Пение гласных сочетается с плавными движениями рук. Каждая гласная сопровождается особенным жестом. Это помогает прочувствовать звук всем телом.
Принципы те же: работа по преодолению ЗРР ведется поэтапно, с постепенным погружением. Формы речи, которые отрабатываются, также постепенно становятся все более сложными.
Работа по формированию моторики
Связь между уровнем развития моторики и речи давно доказана. Дети с задержкой речи (ЗРР) чаще страдают от неуклюжести, плохой координации движений, у них не развита артикуляционная и мелкая моторика. Неудивительно, что преодоление и коррекция задержки речевого развития предполагает работу по формированию моторики.
Направление работы по преодолению ЗРР | Методы |
Общая моторика | Работа по преодолению ЗРР начинается с отработки общих простых движений. Курс базовых упражнений проводится под ритмичный текст, чаще всего стихотворение |
Мелкая моторика | Мелкая моторика играет огромную роль в развитии памяти, мышления, речи. Есть прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и уровнем интеллекта. Для ее развития используются:
|
Артикуляционная моторика | Чтобы правильно говорить, органы речи должны быть достаточно развиты, а их движения скоординированы. Для этих целей проводятся тренировки для языка, губ. Обязательно все выполняется перед зеркалом, чтобы правильная позиция и движение фиксировались |
Как и в любом из направлений работы по преодолению и реабилитации задержки речевого развития, все упражнения должны выполняться в игровой форме, при положительном настрое.
Формирование речевого слуха
Для развития речевого слуха используются различные шумозвуковые игрушки. Вариантов упражнений несколько:
- специалист берет две звуковые игрушки. Дает малышу послушать одну, затем другую. Ребенок должен показать, какая из них «подала голос»;
- задача усложняется: игрушка спрятана, дошкольник должен по звуку определить ее местоположение;
- специалист озвучивает условие: дошкольник при определенном звуке должен сделать какое-то действие. Сначала условие и звук может быть один, постепенно добавляются новые.
Работа по развитию речевого слуха у ребят слабослышащих проводится по-иному: с использованием зрительного восприятия, то есть внимание акцентируется на артикуляции.
Развитие зрительного восприятия
Зрение — основной источник информации о мире. Развитие зрительного восприятия позволяет человеку выделять свойства окружающих предметов, анализировать их, сравнивать и противопоставлять.
Ребенок, у которого оно слабо развито, видит предмет, но не в состоянии обработать зрительную информацию, которую он получает. Работа по его коррекции заключается в формировании представления о предмете, узнаванию его, несмотря на угол зрения или способ изображения. Специалист выбирает предмет, и демонстрирует картинки, на которых он изображен в разных видах и формах.
Работа по преодолению и реабилитации задержки речевого развития детей (ЗРР) очень сложная, кропотливая и требует много времени. Именно поэтому один специалист не справится. Необходимы постоянные усилия, направленные на преодоление проблемы, со стороны родителей. Только так можно достичь стойкого положительного результата. Для тех родителей, которые физически не могут уделить много времени на коррекцию, существуют специальные санатории для детей с задержкой речевого развития. Там малыш получит квалифицированную помощь, а также получит возможность пообщаться со сверстниками.
Видео
094
Источник
Оксана Стрижевская
Основные подходы коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.
Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.
В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В связи с этим одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста.
Основнаязадача корекционно-логопедического воздействия:
корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитиеребенка во всех функциональных областях:
а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б)воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.
Основные направления коррекционной логопедической работы:
1. Развитие импрессивной речи. На первых этапах развитияпонимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов,предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Все слова проговариваю с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.
2. Развитие экспрессивной речи. Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.
3. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений (как и речевое развитие, нормально развивающегося ребенка) начинаю с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.
4. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.
5. Развитие слухового восприятия. Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале использую слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произношу с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекаю к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно перехожу к нормальному произнесению слов, а далее прикрываю рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.
6. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми считаю игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.
7. Развитие зрительного восприятия. Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов,воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работу с ним веду по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.
8. Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.
Не буду подробно останавливаться на методах коррекционной логопедической работы, они нам всем хорошо известны. Можно только добавить, что в настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используются нетрадиционные методы терапии. В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию, су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
В завершение хотелось сказать, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Источник