Работа с ребенком на развитие познавательной сферы

 Развитие  познавательной сферы у детей дошкольного  возраста.

 Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности. 
 Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. 

Развитие  познавательной сферы у детей совершается в процессе воспитания и обучения, способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:  

  1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности,  тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.  
  2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.  

Все виды деятельности способствуют развитию основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. По сравнению с дошкольным возрастом качественно меняется содержание этих процессов и их форма.
Внимание. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Им бывает трудно сосредоточиться на неясном, непонятном, неосмысленном материале.  Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей.Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольности восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у детей еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. Память. Память тоже характеризуется непроизвольностью. Ребенок легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление.

Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. У детей вырабатывается осознание и различение мнемических задач: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п. Также в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально дети пользуются самыми простыми способами – длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания, большинству требуется специальное обучение, главное направление которого – формирование осмысленного запоминания.

Мышление. В развитии мышления  дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями.

Воображение. Воображение в своем развитии проходит  две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны – это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов – это продуктивное воображение. Речь. Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Речь  разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Особенностью является также формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.

Условия и  факторы,  влияющие на  развития   познавательной сферы у детей дошкольного  возраста.

Одним из важнейших факторов развития   познавательной сферы у детей дошкольного  возраста  является создание условий,  способствующих формированию их  способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола,  выделили четыре основных условий успешного развития  способностей детей.  

Первым шагом к успешному развитию способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития  способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.  

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития   способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается “до потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Четвертое  условие  успешного  развития   способностей  заключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Воспитание способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

  Развитие мелкой моторики ребенка

В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

Читайте также:  Развитие ребенка в пренатальном периоде кратко

 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.

Письмо первоклассника – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.

Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук – один из показателей психического развития дошкольника
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
  • Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

  • Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
  • Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
  • В школе, очень медленный темп письма.

В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.

Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной  руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. 

Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:

Старший и подготовительный возраст

– кляксография обычная и трубочкой;

– монотопия предметная и пейзажная;

– печать по трафарету;

– раздувание краски;

– расчёсывание краски;

– рисование нитками;

– рисование солью;

– батик (рисование по ткани) и другие.

Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА.

Основная техника печатки.

В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.

Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ. Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)

Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.

Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным.

Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами:

•        при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

Полезны ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать рук в кулак и разжимать, показать пальцы по одному, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности и другие игры с пальчиками. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Таким образом, создаются важные предпосылки освоения письма в период школьного обучения.

Упражнения с карандашом.

Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке, обводке; рисование орнаментов, дорисовывание предметов, чудесное превращение геометрических фигур; лабиринты не только тренируют руку ребёнка, но и формируют у него представления о цвете, форме, развивают вкус, что важно для эстетического его воспитания.

Игры с палочками.

Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственное представление. В процессе выполнения заданий у ребёнка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация, развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, логическое мышление, речь.

Физкультурные минутки.

Дошкольники быстро утомляются и при умственной, и при физической нагрузке. Проведение физкультурных минуток в сопровождении рифмовок, стихов, счёта имеет ряд преимуществ: стимулирует умственную деятельность, тренирует психические процессы (память, внимание, способствует хорошему эмоциональному настроению, обеспечивает, благодаря смене деятельности, отдых.

Упражнения в тетради.

Упражнения в тетради способствуют развитию графических навыков у детей. Ребёнок знакомится с тетрадью, её разлиновкой, рабочей строкой, упражняется в счёте клетки, сравнивает величины, чертит прямые линии в разных направлениях, обводит контур изображения, дорисовывает, штрихует, раскрашивает, учится сравнивать объекты, устанавливая их сходства или различия, измерять их условной меркой-клеткой.

Игры с различными предметами и материалами.

Изготовление игрушек, разных поделок, игры со шнуровкой – труд кропотливый, и интересный, необычный и очень приятный. Такие задания расширяют представления детей об окружающем мире, развивают внимание, любознательность детей, совершенствуют сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность. Дети учатся правильно пользоваться материалами, содержать их в порядке, приобретают немало практических умений и навыков, учатся планировать, оценивать работу.

Читайте также:  Как гематома влияет на развитие ребенка

Источник

«В магазине зеркал»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; формирование чувства уверенности, умения подчиняться требованиям другого человека.

Описание: взрослый (а затем ребёнок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Начинаем играть».

«Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, координация слухового и двигательного анализаторов.

Описание: играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами взрослого: «земля» – руки вниз; «вода» – руки вытянуты вперёд; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Запоминаем вместе»

Цель: развитие слуховой памяти детей возраста 4—5—6 лет.

Описание: один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

«Не пропусти растение»

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Описание: играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например, пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан… Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным.

Примечание: можно провести аналогичные игры: профессии, птицы и т.д. Изменить движение: подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, покачать головой и т.д.

«Смотри на руки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: музыка (марш).

Описание: дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание: варианты движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперёд, занесены за голову и т.д.

«Будь внимателен!»

Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: музыка (марш).

Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» – прыгать; «лошадки» – ударять «копытом о пол»; «раки» – пятиться; «птицы» – бегать, раскинув руки; «аист» – стоять на одной ноге.

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передаёт его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока: «Какое ты слышал слово?». Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: 1 хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); 2 хлопка – позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, руки между ногами на полу); 3 хлопка – возобновить ходьбу.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание: дети становятся в круг, в середину которого входит один игрок – водящий. Ему завязывают глаза. Игроки ходят по кругу, затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы стали,

Ты загадку отгадай,

Кто тебя позвал – узнай!

Ведущий молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, игра продолжается.

«Мамины помощники»

Цель: развитие словесной памяти.

Оборудование: предметные картинки из настольных игр.

Описание: воспитатель берет на себя роль мамы. Дети – помощники. Она дает детям поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Ребенок выбирает нужные картинки, показывает детям и, проверяют правильность.

«Запрещённое движение»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог встает перед участниками игры. Дети следят за руками  педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руку ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры.

«Кричалки – шепталки – молчалки»

Цель: развитие восприятия, произвольности поведения.

Оборудование: силуэты ладони, вырезанные из картона красного, жёлтого и синего цвета.

Описание: изображения ладоней – это сигналы, которым должны подчиняться дети: красная ладонь – «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать; жёлтая ладонь – «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить; синяя – «молчалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте или лечь и замолчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру необходимо синей ладонью.

Примечание: для детей младшего возраста показ ладошки лучше сопровождать звуковым сигналом. А затем постепенно его убирать.

В работе с расторможенными детьми «кричалку» лучше использовать реже, чем «шепталку» или «молчалку». В то же время детям замкнутым и малообщительным чаще необходимо предлагать именно «кричалку».

«Слушай команду»

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: музыка (марш).

Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесёнными шёпотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шёпотом произнесу команду, например, «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!».

Примечание: примеры команд: присесть; наклониться вперёд и вытянуть руки вперёд; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

«Радуга»

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Оборудование: круги разного цвета.

Описание: ведущий называет цвет и показывает кружок. Если цвет кружочка совпадает с названием, дети хлопают в ладоши, если нет – топает ногами.

«Парные картинки»

Цель: развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки (по 2 шт.).

Описание: ребенку дается половина картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть описание картинки, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями.

«Отгадай, чей голосок»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание: играющие, взявшись за руки, образуют круг. В центре с завязанными глазами стоит водящий. По сигналу ведущего дети начинают двигаться по кругу, напевая:

Вот построили мы круг,

Повернёмся разом вдруг.

(поворачиваются и двигаются в обратную сторону)

Читайте также:  10 месяц развития ребенка как развивать

А как скажем: «Скок, скок, скок» –

Отгадай, чей голосок.

Слова «Скок, скок, скок» говорит только один игрок, которого можно обговорить заранее или на которого укажет ведущий. После этого водящий открывает глаза и старается отгадать, кто произнёс слова «Скок, скок, скок». Если он правильно отгадывает, то тот, чей голос отгадан, заменяет водящего, и игра повторяется.

«Запомни пару»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепутались.

Описание: «Посмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки».

«Расставить посты»

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.

Описание: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.

Примечание: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребёнок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно.

«Художник»

Цель: развитие наблюдательности (для детей 5-6лет).

Описание: ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

«Дотронься до…»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

Описание: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до… (и называет какой-нибудь цвет)», – а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре.

Примечание: после того, как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания.

«Скучно, скучно так сидеть»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Описание: Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.

«Числа заблудились»

Цель: тренировка внимания, умения работать в группе.

Описание: ведущий раздаёт детям карточки с числами по количеству играющих. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» играющие строятся по порядку, начиная с меньшего числа.

«Канон»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезенюшка» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

«Деление целого на части»

Цель: развитие умения анализировать.

Описание: ведущий называет детям слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.). Задание: поделить предмет на части. Например, дуб – целое, а части – ствол, ветви, сучья, листья и т.д.

«Один – много»

Цель: развитие быстроты мышления.

Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его ведущему, называя это слово во множественном числе.

«Назови соседей»

Цель: развивает скорость мыслительных процессов.

Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счёта в пределах 10, развитие мышления.

Оборудование: мяч.

Описание: в соответствии с командами взрослого, ребёнок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру. Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10.

Например, я скажу «пять» и брошу мяч одному из вас, он продолжает: «шесть, семь, восемь, девять, десять». Начинаем играть».

«Слушай и исполняй»

Цель: переключение внимания.

Описание: ведущий называет и повторяет дважды различные движения, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности.

Вариантом служит включение большого количества движений или повтор их в обратном порядке.

«Тень»

Цель: развитие наблюдательности.

Описание: звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»). Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок—это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

«Запомни порядок»

Цель: развитие зрительной произвольной памяти.

Описание: игроки выстраиваются друг за другом в «паровозик». Водящий смотрит на «паровозик» в течение одной минуты и старается запомнить порядок «вагонов». Затем отворачивается и перечисляет игроков по именам так, как они стояли.

«Буквы алфавита»

Цель: развитие внимания.

Описание: Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

«Разведчики»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.

Описание:

Вариант 1: из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные – «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчики» проходят между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком».

Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т.д.

«Кто что сделал?»

Цель: развитие наблюдательности.

Описание: четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди выполняют различные движения и повторяют их 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

«Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

«Рисуем по памяти узоры»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание: на листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

«Воспроизведение геометрических фигур»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13*10см.) для каждого ребёнка.

Описание: детям предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти геометрические фигуры и постарайтесь запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и вы на листе бумаги должны будете по памяти нарисовать эти