Работа с детьми в центрах развития ребенка

Ольга Кребель
Работа с детьми дошкольного возраста в Центре раннего развития в аспекте предшкольной подготовки

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МОУ ДОД ЦЕНТРЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В АСПЕКТЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кребель О. В.

I квалификационная категория

МОУ ДОД ЦДТ

Отечественная практика и исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными, а поддержка всех видов образования вне общеобразовательных учреждений (школа, детские сады) критически важна с точки зрения психологического развития детей и долгосрочных социальных и образовательных эффектов.

Комплексное развитие и социализация детей дошкольного возраста возможны в условиях системного дошкольного образования. При этом обеспечение его общедоступности, до сих пор еще остается нерешенной в полной мере.Причин тому несколько:

• дефицит свободных мест в детских садах

• рост числа детей с ослабленным здоровьем

• отсутствие финансовых возможностей родителей.

Методическим отделом МОУ ДОД ЦДТ был проанализирован спектр услуг действующих дошкольных образовательных групп в системе дополнительного образования в нашем городе.Были получены следующие данные:

• в учреждениях предпрофильного образования, относящихся к Отделу культуры функционируют группы для дошкольников, которые являются подготовительными на профильные отделения художественно-эстетической направленности (хореография, изобразительное искусство, исполнительское искусство, театральное направление).

• учреждения клубного характера (Дома культуры) организуют дошкольные группы непосредственно в творческих коллективах, ориентированных на какой-либо один вид художественно-эстетической деятельности.

• в частных центрах раннего развития предлагаются образовательные услуги, ориентированные в основном на развитие когнитивной сферы. Предлагаются занятия по обучению чтению, математике, начальному письму, английскому языку, изобразительной деятельности. Лишь некоторые центры предлагают услуги психолога.

Работа ведётся на исключительно платной основе.

В МОУ ДОД Центре детского творчества с сентября 2007 года функционирует Центр раннего развития для детей 4-7 лет, в котором ежегодно получают бесплатные образовательные услуги в рамках предшкольной подготовки 120 воспитанников. В ноябре 2013г. открыты ещё две группы (36 детей) 1-го и 2-го года обучения на базе СП «Истоки» МОУ ДОД Центра детского творчества – итого 156 воспитанников.

Дошкольные образовательные группы созданы на основе анализа образовательных запросов родителей г. Волгодонска и решают проблемы социализации дошкольников, развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, способствует созданию условий для стирания граней между «домашними» детьми и детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения.

Центр раннего развития работает по образовательной программе предшкольной подготовки, которая является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности, соответствует дошкольному общему уровню образования. В основу образовательной программы положены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Комплексная образовательная программа предусматривает:

Развитие речи;

Обучение грамоте;

Формирование математических представлений;

Окружающий мир;

Раннее изучение английского языка;

ИЗО, лепка;

Психологическое консультирование детей и родителей.

Среди педагогических работников Центра раннего развития – 11 педагогов имеют высшее педагогическое образование.

Для полноценного функционирования Центра раннего развитияв учреждении созданы материально-технические условия:

оборудованы кабинеты;

мультимедийный центр (интерактивная доска, компьютеры и т. д.);

игротека в кабинетах;

подобрана мебель, соответствующая всем гигиеническим требованиям, предъявляемым к ней, с учётом возрастных особенностей;

актовый зал;

кабинет психолога.

Летом 2013 года коллектив Центра раннего развития принимал участие в Конкурсе благотворительных проектов ОАО «НИАЭП» на территориях присутствия ОАО «НИАЭП» с социальным проектом «Мир вокруг нас», направленным на реализацию программы предоставления бесплатных образовательных услуг для развития творческого потенциала личности ребенка, осуществления предшкольной подготовки детей от 4 до 6 лет не посещающих детский сад, в том числе детей с ограниченными возможностями.

Данный проект получил высокую оценку, а Центр детского творчества – гранд на сумму 350 тысяч рублей для реализации проекта, который был направлен на оснащение образовательного пространства Центра раннего развития.

В январе 2014 года на базе Центра раннего развития стартовал инновационный образовательный проект (городская инновационная площадка) «Создание модели культурно-художественной социализации детей Центра раннего развития в условиях учреждения дополнительного образования», направленный на разработку и внедрение комплекса оптимальных организационно-педагогических условий социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности в условиях многопрофильного учреждения дополнительного образования детей. Срок реализации проекта – три года (январь 2014-декабрь 2017).

В данный момент подходит к завершению первый (аналитико-проектировочный) этап. Для успешной работы над проектом создана творческая группа, в состав которой вошли педагоги Центра раннего развития, методисты, социальный педагог, педагог-психолог Центра детского творчества. Разработан план деятельности Центра раннего развития по основным направлениям инновационного проекта.

Для обеспечения эффективной организации работы Центра раннего развития в аспекте культурно-художественной социализации дошкольников, специалистами творческой группы ведётся активная работа,направленная на модернизацию программно-методического обеспечения:

– на этапе завершения находится разработка программы культурно-художественной социализации воспитанников Центра раннего развития, которая в перспективе станет одним из модулей образовательной программы Центра.

разработан совместный проект Центра раннего развития с библиотекой им. А. Грина «Подари ребенку книгу – подари ребенку мир», который будет реализовываться в 2015 году, что особенно актуально, т. к. 2015 год объявлен годом литературы.

Реализация этого проекта предполагает следующие формы работы с детьми и родителями:

– лекторий для родителей;

– вечера вопросов и ответов;

– проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

– информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

– совместные с родителями праздники, спектакли.

Кроме этого для более эффективной культурно-художественной социализации воспитанников осуществляется широкое взаимодействие с социокультурным комплексом нашего города.

Так, например, мы много лет тесно взаимодействуем с ГОУК «Волгодонским эколого-историческим музеем». Традиционными стали праздники «Покров день», «Рождественские посиделки», «Масленица», проводимые сотрудниками музея в ЦРР. Праздники направлены на ознакомление с истоками, развитием и традициями Донского казачества. В результате у воспитанников формируется интерес к истории родного края, закладываются основы культурных ценностей.

Рассматривая семью как часть социокультурного комплекса, в Центре раннего развития организован родительский клуб «Содружество», где родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка – переходу в школу.

В течение работы Центра раннего развития в совместных занятиях приняло участие 83% родителей с детьми.

При взаимодействии родителей, детей и педагогов используются следующие формы работы:

• праздники

• творческие мастерские

• экскурсии

• совместные творческие проекты (издание журнала «Мир вокруг нас»)

• совместные традиционные мероприятия («Папы могут всё, что угодно», «Никого нет милее мамы» и т. д.);

• выставки творческих работ

• мастер-классы (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта, новогодние сюрпризы и т. д.).

• тематические мероприятия

Обратная связь с родителями осуществляется через родительские собрания, открытые занятия, освещение деятельности в городских СМИ.

Педагогам Центра раннего развития принадлежит особая роль в реализации задач по развитию и социализации личности дошкольников. Опытные, внимательные, творческие педагоги-наставники открывают для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию.

В дальнейшем выпускники Центра раннего развития становятся воспитанниками творческих объединений МОУ ДОД ЦДТ, показывают отличные результаты не только в дополнительном образовании, но и в школе.

Источник

Подходы к организации работы в центрах активности.

   Собственный социальный опыт и систему представлений об окружающем мире ребенок получает в непосредственном общении с взрослыми. Другим источником развития ребенка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Именно среда становится для него средством получения разносторонней информации об окружающем мире, природе, других людях. И от того, какая среда окружает ребенка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие. В  настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес практиков к обновлению предметной развивающей среды группового помещения, базирующийся на осознании того факта, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.

  Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни.

   Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Поэтому в группах создается продуманная среда, побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Самостоятельная творческая деятельность ребенка рассматривается как условие и средство его полноценного развития. Детям предоставляется возможность выбора видов деятельности, материалов, партнеров по игре. Роль воспитателей заключается в том, чтобы ставить перед каждым ребенком и перед группой подходящие цели, учитывая интересы, способности и потребности каждого.

Это становится возможным, благодаря предметно – развивающей среде, которая организована особым образом. Все оборудование и материалы размещены в так называемых “центрах активности”, основные из них – Искусство, Наука и природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария. Манипулятивные игры.

Какие же виды детской деятельности в центрах активности?

-Речевая (знакомство с книгой, слушание, драматизация, книгоиздательство).

-Манипулятивная (настольно – печатные игры, дидактические игры и пособия, настольные конструкторы, ЛЕГО).

-Математическая (измерение, взвешивание, работа с карточками, картографами, сортировка, классификация предметов по свойствам и т. д.) .

-Ролевая (сюжетно – ролевые, строительные игры).

-Изобразительная (рисование, лепка, аппликация, коллаж).

-Экспериментальная (игры с песком и водой, наблюдения и деятельность в центре Природы и науки).

-Музыкальная (изготовление элементарных музыкальных игрушек, игры с музыкальными игрушками).

-Приготовление пищи (работа с меркой, наблюдения за изменением состояния веществ, усвоение последовательности действий, получение социально значимого результата).

   Развитие в дошкольном возрасте — это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.

    Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.

    Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

     В центре строительства дети имеют возможность конструировать из различных деталей.

   Строительство помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

   В этом центре можно проявить творческий подход и приучиться концентрироваться на выполняемой работе.

    В центре литературы дети могут спокойно посидеть и посмотреть книжку, почитать друг другу, или воспитатель может почитать им вслух.

Детям предлагают делать книжки-самоделки, придумывать и разыгрывать сюжеты, слушать рассказы.

   В центре сюжетно-ролевой игры находятся костюмы и другие предметы, которые пробуждают в детях желание разыграть сценки из реальной жизни.

Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

  В центре манипуляции дети могут собирать и разбирать головоломки и конструкторы, а также играть в игры, которые помогают научиться сопоставлять одинаковое, классифицировать разное, считать.

Занятия в этом центре развивают интеллектуальные способности, тонкую моторику, координацию.

   Необходимость делиться материалами, договариваться и решать проблемы приводит к развитию социальных навыков.

   Центр науки используется для поддержки увлечения детей природными явлениями, найденными на улице предметами, а также для исследований этих маленьких

    Открытая площадка — это важное дополнение к группе. Улица предлагает детям неограниченные возможности исследования окружающего мира и нахождения своего места в нем. На улице можно заниматься чем-нибудь необычным: выращивать цветы, участвовать в соревнованиях, играть в подвижные игры и многое другое

    Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.

 В процессе работы в центрах у детей активно развивается речь, математические представления, дошкольники быстро учатся читать и писать.

Как мы увидели в этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем именно ему заниматься. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку гарантирован успех.

  Внедрение принципа свободного выбора не создает никакого хаоса в группе. Напротив, использование определенных технологических ключей способствует воспитанию у детей самоконтроля и ответственности. Педагоги стремятся особым образом организовать развивающую среду в группе, наполнить каждый центр активности такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству. Конечно, это можно сделать лишь на основании наблюдения и планирования.

    Игровые центры становятся в некотором смысле экспериментальными лабораториями: детям разрешается брать любые материалы, размещенные в открытых контейнерах, и использовать их в соответствии со своими целями. Воспитатели выступают лишь в роли помощников ребенка. Так как программа предусматривает использование личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, дети и педагоги вступают в равноправное партнерское общение.

    Главная цель педагога – способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного обучения.

   Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами (Ф. Фребеля, В. Воскобовича и др). В центрах материалы всегда «избыточно достаточны», полностью доступны детям (в группах практически отсутствуют высокие шкафы, не имеют прямой возрастной закрепленности. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками.

Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.

Воспитатели периодически модифицируют центры, заменяя материалы, которые уже стали привычными и неинтересными, на новые, а также в зависимости от темы проживания или проекта. Материалы в центрах можно индивидуализировать, исходя из интересов конкретных детей.

Организованная таким образом в дошкольных группах личностно-ориентированная среда, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков как инициативность, самостоятельность, творчество.

Принципы организации развивающей среды .

Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в группе комфортно.

Для того, чтобы ребенок мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т. е. Развивающая Среда должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности). – Развивающая Среда группы должна быть вариативной.

Для того, чтобы ребенку было интересно и он поступательно развивался, сама Развивающая Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением его интересов и образовательных потребностей.

Помещение группы, оборудованное ребенку почувствовать: “Эта комната для меня! “, “Это место, где многое можно делать самому! “, “Это место, где можно самостоятельно экспериментировать, реализовывать свои замыслы и многое узнать! “,

Рекомендации по оборудованию группы.

Все пространство группы разделено на определенные тематические центры – открытой площадки, искусства, драматизации, литературы, математики, строительства, песка и воды, музыки, естествознания.

Материалы, которые стимулируют естественнонаучные и математические исследования, включены во все центры.

Материалы логически сгруппированы и находятся в определенных местах.

Игровые центры четко разграничены. Полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства.

Все материалы и центры подписаны.

Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать безопасное передвижение детей (например, не должно быть слишком много открытого пространство, которое бы позволяло бегать, моющие средства и другие опасные предметы должны быть вне досягаемости ребенка).

Центры допускают как индивидуальную игру, так и занятия в малых и больших группах.

“Тихие” и “шумные” центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу. (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие способности).

Для чтения, отдыха, прослушивания музыки должно быть достаточно мягких “посадочных мест” (подушки, обтянутые пенопластовые матрасы, кресла “мешки”, набитые сухой фасолью).

Для рисования красками и игр с песком и водой есть твердые покрытия (линолеум или дерево).

В помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли сесть и спокойно позавтракать или пообедать (столы должны стоять в разных местах).

Помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров.

Есть доступная игровая площадка во дворе.

Все материалы, а также детские рисунки и поделки развешены – на уровне глаз ребенка.

У каждого ребенка есть место, куда он может положить свои вещи.

Воспитатели выступают в роли помощников и «носителей культуры»: организуют первоначальное пространство (затем оно будет наполняться продуктами детской (деятельности, организуют общение, совместное планирование, работу в Центрах активности, оказывают непосредственную помощь и поддержку в случае затруднения (прямое и косвенное обучение, эмоциональная поддержка), вовлекают в жизнь группы других взрослых (членов семей, представителей социального окружения) .

И на этом фоне ребёнок сам (вместе с другими детьми и взрослыми) инициирует и принимает решение о том, какая образовательная тема будет принята в группе, какие способы познания будут использованы, какие виды деятельности будут организованы, какие малые и большие партнёрства возникнут, каким будет его личный план и результат.

Содержание образования должно подбираться индивидуально для каждого малыша. Оно зависит как от его общих и специальных способностей и склонностей, так и от ситуативных моментов — его настроения, желания, конкретного интереса и т. п.

Это, разумеется, не означает, что процесс развития протекает стихийно и определяется исключительно самим ребёнком.

Пути решения:

– разнообразить материал в уголках;

– привести в соответствие оборудование и материалы согласно возрастным возможностям и актуальным интересам детей;

– исключить прямые словесные негласные запреты на возможность использования материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности;

– обновить материалы, представленных в тематических уголках, сделав их эстетически привлекательными;

-привлекать детей к участию в оснащении уголков;

– необходимо время от времени осуществлять частичную замену пособий для повышения интереса детей к играм и материалам;

– отказаться от жесткого зонирование предметно – пространственной среды группового помещения детского сада на уголки и изолированные тематические зоны.

Источник