Работа психолога в пренатальный период развития ребенка

Работа психолога в пренатальный период развития ребенка thumbnail

  Приведены теоретические и практические обоснования необходимости развития психологической помощи женщинам в период беременности и после родов. Сформулированы основные направления этой помощи.

Беременность является, с одной стороны, критическим периодом в становлении материнства женщины, а с другой стороны, важным периодом в развитии ребенка, когда строятся его организм и психика, закладываются основы всего будущего. Обе стороны взаимосвязаны не только по факту совпадения «во времени и пространстве», но и потому, что в этом периоде мать является средой развития ребенка.

Беременность – это физиологический процесс, целью которого является зачатие, вынашивание и рождение ребёнка.

Это важнейшая задача жизнедеятельности, но не витальная задача (то есть не нужная для поддер­жания индивидуальной жизни). Это ставит репродуктивную функцию в особое положение. С одной стороны, невыполнение этой функции не ведет к разрушению индивидуальной жизне­деятельности, а с другой — создает лич­ностный конфликт, который может быть столь сильным, что повлияет вто­рично на соматическое и психическое здоровье. Выполнение репродуктив­ных задач может оказаться для субъек­та осложненным со стороны не только физических возможностей организма, но и наличия противоречий между при­нятием социальной необходимости иметь детей и личностной неготовнос­тью к этому.

Таким образом, осуществление ре­продуктивной функции «не свободно» от психической регуляции. Психологи­ческие факторы являются существен­ным компонентом, влияющим на ус­пешность беременности, а значит, и ус­пешность раннего развития ребенка.

В настоящее время можно выделить целый ряд областей психологии, зани­мающихся этими проблемами в разных аспектах. Это перинатальная психоло­гия, психология материнства, психосо­матика, психотерапия, семейная пси­хология. Есть уже определенные серь­езные результаты. В частности:

—  разработаны теоретические ос­новы профилактики нарушений;

—  выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами роди­телей и особенностями психического развития ребенка;

—       предложены методы диагностики психологической готовности к мате­ринству (родительству), послеродовых депрессий и взаимодействия матери с ребенком после родов;

— предложены модели и методы психотерапии нарушений репродук­тивного здоровья;

— разработаны методы и средства диагностики, психотерапии и психо­коррекции семейных проблем.

Однако психологическая помощь по проблемам материнско-детских отно­шений (и беременности в том числе) может быть только комплексной. Каж­дое направление решает свои задачи, при этом ведущими в интеграции и ко­ординации научных исследований и практических мероприятий являются перинатальная психология и психоло­гия родительства. Именно они в насто­ящее время представляют собой еди­ную область психологии, направлен­ную на изучение проблем и оказание психологической помощи родителям (в первую очередь матери) и ребенку в са­мые ранние и критические для их психического и физического здоровья пе­риоды развития (от планирования се­мьи до окончания раннего развития ре­бенка). Отличительной особенностью перинатальной психологии и психоло­гии родительства является их превен­тивная направленность: подготовка подростков и будущих родителей к родительству;   супружеских   пар   к  зачатию ребенка; профилактика психологических проблем, являющихся причиной нарушения развития и функционирования репродуктивной системы самых ранних этапов развития ребенка, Имеющиеся в настоящее время теоретические исследования и опыт практической работы позволяют обосновать три основных направления психологической помощи женщине и семье в период беременности:

1.  Помощь в адаптации к беременности и оптимизация физического и психического состояния женщины. Нарушение физического и психического состояния женщины в беременности является фактором риска для развития ребенка.

2.  Подготовка к материнству, В настоящее время распались семейные и культурные традиции формирования родительства, будущие родители часто совершенно не готовы к выполнению ряда родительских функции, особенно тех, которые направлены на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка. Именно эти функции в культуре являются наименее осознанными и в наибольшей степени ре­гулируются традициями и семейным воспитанием, в отличие от функции удовлетворения физических потреб­ностей ребенка.

3.  Помощь в кризисной ситуации, возникающей в беременности. Возникновение кризисной ситуации в беременности может быть обусловлено следующими причинами:

1)в беременности может быть выявлен риск или реальные нарушении pаз вития ребенка;

2)нарушения физиологического течения беременности (как акушерская, так и экстрагенитальная патологии);

3)внешние обстоятельства, осложняющие само течение беременности и возможность успешного материнства после рождения ребенка,

Беременность «локализуется» на территории лечебных учреждений. Именно там, как показывает имеющийся опыт работы в этой области, и должна оказываться психологическая помощь. В лечебно-профилактических учрежде­ниях в настоящее время уже сформирован высокий запрос на нее, причём не только со стороны населения, но и со стороны персонала. В этом отношении существует острая проблема подготовки специалистов и лицензирования этой деятельности.        

Читайте также:  Центр развития ребенка ул володарского

Психологическая помощь беремен­ным должна быть ориентирована на конкретные задачи, основными из ко­торых являются подготовка к материнству и помощь при возникновении про­блем, осложняющих адаптацию к бере­менности и готовности к материнству. Необходимо выделение групп риска на основе первичной диагностики и ока­зание помощи по следующим направ­лениям: нарушение развития ребенка; нарушение физиологического течения беременности; нарушение психическо­го здоровья женщины; нарушение материнско-детских отношений.

Оказание психологической помощи по всем необходимым направлениям должно осуществляться специалиста­ми двух направлений: психолог (оптимизация материнской сферы, подго­товка к материнству, психологические проблемы беременности); психотера­певт (психосоматические и психичес­кие проблемы в беременности). Работа психолога и психотерапевта может быть только комплексной.

Методы работы зависят от задач и направлений работы. Основными ме­тодами являются диагностика, психо­логическое просвещение, психологиче­ская коррекция, психотерапия и психо­профилактика. В настоящее время наи­более разработанными являются мето­ды диагностики и коррекции, профи­лактика развита значительно меньше.

Сейчас основная проблема состоит в том, чтобы психологическая помощь беременным женщинам была своевре­менной и доступной. Есть запрос на та­кую помощь, есть исполнитель (психо­логи, оснащенные знаниями и метода­ми работы). Но нет возможности эту помощь оказывать, Коротко остано­вимся на этих проблемах.

Со стороны населения запрос на психологическую помощь беременным появился давно. В настоящее время нет разработанной и утвержденной психо­логической специализации по работе с беременными женщинами и нет соот­ветствующих рабочих мест, Нет систе­матизированного обучения данной специализации, А это совершенно не­обходимо, так как беременность — это особое состояние психики. Необходимо знать не просто общую психологию и гинекологию, а еще и психологию бе­ременности и перинатального развития ребенка. Отсутствие стандартов и ква­лификационных требований ведет к тому, что помощь беременным женщи­нам часто оказывают люди, не имею­щие соответствующей подготовки и квалификации, что создает дополни­тельные проблемы и, как показывает практика, часто весьма существенные.

Необходимо введение ставок психо­логов в соответствующие учреждения (женские консультации, роддома, пе­ринатальные центры, а также туда, где оказываются женщины с детьми — дет­ские поликлиники, больницы, центры реабилитации). Пока это упирается в позицию здравоохранения, расценива­ющего психологическую помощь толь­ко со стороны психотерапии медицин­ского направления, при котором ока­зывается помощь в коррекции состоя­ния женщины в беременности (то есть решающей акушерско-гинекологические и психиатрические проблемы), Су­ществование психологических про­блем у женщины в беременности и проблем ее готовности к материнству стимулирует развитие негосударствен­ных учреждений и центров помощи, а это, во-первых, доступно не всем и не везде, а во-вторых, представляет опас­ность получения непрофессиональной помощи.

Таким образом, психологическая помощь беременным женщинам в на­стоящее время является перспектив­ной, бурно развивающейся, востребо­ванной, теоретически обоснованной и практически разработанной отраслью психологической практики, однако сталкивается со значительными орга­низационными трудностями, в первую очередь со стороны места в государст­венной структуре и образовательных программ.

Источник

Пренатальный период развития ребенка – прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.

Психологическая деятельность в пренатальный период

Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития. Эмбриональное развитие органов и систем определяется генетически фиксированными факторами, сложившимися в филогенезе (развитие человека как вида в рамках эволюции живых существ)[3]. Общим правилом эмбриогенеза (часть индивидуального развития человека) [3] является асинхронность развития органов, систем и нервных центров, которые регулируют их функции. То есть существуют различия в темпах их формирования и созревания. При этом органы во время роста не способны к созреванию и дифференциации, эти процессы всегда функционируют согласованно, обеспечивая работоспособность всей системы организма. Асинхронность развития органов связана с определенной ограниченностью потока питательных веществ и кислорода, поступающих эмбриону. Поэтому, у разных видов в первую очередь формируются те органы и системы, которые являются наиболее важными для сохранения вида и совершенно необходимыми для поддержания жизни в самом начале постнатального периода.[20]

Читайте также:  Скачать контрольную развитие речи ребенка

Развивающийся организм уже в пренатальном периоде начинает производить движения, которые после рождения станут элементами двигательных актов. До рождения плода эти движения не имеют соответствующего функционального значения, то есть еще не могут играть приспособительной роли. Иными словами поведение эмбриона имеет предадаптационное значение, но являются началом и основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Необходимо подчеркнуть, что уровень эмбриональной адаптации не является строго определенным, так как условия развития и функционирования развивающихся органов и систем эмбриона определяются также и условиями жизни родителей, их взаимодействия с компонентами среды. Так как проблеме предадаптации посвящено мало исследований и большинство из них проведены на птичьих эмбрионах, изменение поведения в пренатальный период можно охарактеризовать только в общих чертах, подчеркнув, что разнообразие реакций эмбриона увеличивается по мере усложнения организации вида.

Поведение в эмбриональный период складывается из генетически заложенных инстинктивных движений. На ранних стадиях эмбриогенеза за счет спонтанной активности мотонейронов происходит периодическое нерефлекторное сокращение соматической мускулатуры. В результате осуществляется подготовка эффекторов к работе, которая сможет осуществиться по достижении определенно степени зрелости центральной нервной системы. На этих этапах зародыши не дифференцируют раздражители и отвечают на них генерализовано, повышая или снижая общий уровень подвижности независимо от характеристик стимулов.

По мере созревания зародыша наблюдается изменение способности отвечать повышением двигательной активности в ответ на воздействие неблагоприятных факторов. В результате развития центральной нервной системы, сенсорной и двигательной сфер, эмбрион начинает дифференцированно отвечать только на значимые для него раздражители, и сила реакции зависит от силы стимуляции.

Обучения как такового на ранних и средних стадиях пренатального развития нет, так как незрелость центральной нервной системы не позволяет формировать условнорефлекторные связи. Очевидно, на этих этапах отсутствуют и явления привыкания.

На последней стадии пренатального развития появляются элементы, предпосылки научения. Функционирование развивающихся органов и систем, запрограммированное генетически, в результате тренировок может изменяться и совершенствоваться. Тренировки обычно носят вид изометрических упражнений и ограниченных движений, что обусловлено ограничением места. Значение тренировок исключительно велико. Они позволяют центральной нервной системе научиться координировать деятельность рабочих органов и вегетативных функции. В результате после рождения системы кровоснабжения, дыхания, выделения способны изменять свою активность в соответствии с энергозатратами при физической нагрузке.

Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована и неизменна, саморазвитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода.[17]

Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретации психологии эмоционального развития ребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и в рамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональной сферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением к ребенку.[17]

Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых эмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, который определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.[17]

Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.

Читайте также:  Специфика психического развития ребенка заключается в том что оно

Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности. Доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенно звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультрного фактора развития ребенка.

Деятельный подход. Практически не рассматривается этот период развития. Еще Л.С. Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологических исследований. Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиции этого направления.[4].

Источник

Перинатальный психолог  кто он
В последнее время все больше становится популярна новая специальность «перинатальный психолог». Специалистов в этой области становится все больше и больше, растет и востребованность их знаний и навыков в разных общественных и медицинских учреждениях.

Деятельность перинатального психолога регламентируют все те документы, которые определяют и деятельность психолога в различных организациях. Единственным требованием к перинатальному психологу предъявляют – наличие специализированной переподготовки в области перинатальной психологии, так как наличие высшего психологического образования не дает достаточных навыков в коррекционной и развивающей работе, необходимого диагностического материала в процессе взаимодействия с клиентом в этой сфере.

Чтобы определить область компетенции перинатального психолога, ниже дадим определение самой науки «перинатальной психологии».

Перинатальная психология – это новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах жизни, в том числе в перинатальный период (антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе), и их влияние на всю последующую жизнь личности (П.И. Сидоров).

Согласно мнению нашего соотечественника и психотерапевта И.В. Добрякова, перинатальная психология представляет собой «область психологической науки, изучающей психические и психологические процессы, происходящие в системе «мать – дитя» и связанные с зачатием, беременностью, родами и развитием ребенка до трехлетнего возраста» (И.В. Добряков).

Перинатальная психология включает в себя несколько основных разделов, отличающиеся задачами, встающими перед психологом на разных этапах репродуктивного процесса.

Выделяют следующие разделы: психология зачатия, психология беременности, психология родов, психология раннего постнатального периода, в некоторых источниках также выделяют перинатальную психологическую помощь при потерях и  рождении тяжелобольного ребенка и др.

Исходя из определения перинатальной психологии, можно выделить следующие направления работы перинатального психолога:

  • психологическое сопровождение пар, планирующих зачатие (проработка мотивов рождения беременности, собственного отношения к теме материнства, диагностика и формирования психологической готовности к материнству,  рассмотрение благополучных периодов для зачатия относительно стадий жизненного цикла супружеской пары и др.);
  • психологическое сопровождение пар, планирующих зачатие при помощи применения вспомогательных репродуктивных технологий (на этапах от принятия решения участив в программе и до сопровождения в родах и после рождения ребенка);
  • психологическая помощь при работе с бесплодием (психологический фактор);
  • индивидуальное и/или групповое психологическое сопровождение беременности, включающее в себя психологические особенности беременности, работа с эмоциями и переживаниями беременной, подготовка к родам, перинатальное воспитание ребенка и многое другое;
  • психологическое сопровождение и поддержка во время родов;
  • психологическое консультирование женщин в послеродовой период (профилактика послеродовой депрессии, проработка «новых» отношений в семье с мужем, старшими детьми и родителями в связи с появлением нового члена семьи и т.д.);
  • психологическое консультирование и поддержка в ситуациях репродуктивного выбора, рождения ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья;
  • психологическая помощь в проживании горя и потери в результате перинатальной утраты (выкидыш, аборт, мертворожденный ребенок).

Пожалуй, выше изложены основные направления работы перинатального психолога, включающие работу с определенными категориями граждан в столь важный и особенный период жизни каждой семьи.

Если вы в данный момент на стадии планирования,  уже беременны или столкнулись с какими-либо трудностями (которые описаны выше), Вы можете обратиться за профессиональной поддержкой и консультацией к перинатальному психологу в Вашем городе или записаться ко мне на очную или онлайн консультацию.

С уважением, Ваш перинатальный психолог Наталья Ганеева.

Источник