Работа психолога с родителями у которых ребенок с особенностями развития

Работа психолога с родителями у которых ребенок с особенностями развития thumbnail

Психологическая работа с родителями,
имеющими детей с интеллектуальными нарушениями.

Программа психологической помощи родителям детей с нарушением интеллекта имеет следующие основные цели:

  • изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;

  • оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;

  • обучение родителей приемам бихевиоральной модификации поведения ребенка;

  • оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги;

  • привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.

      Для достижения этих целей использовались такие виды психологической помощи, как:

  • индивидуальное консультирование,

  • групповая работа,

  • просвещение,

  • активное взаимодействие специалистов и родителей,

  • активное вовлечение родителей в жизнь школы.

Индивидуальные консультации.

Первым и важным этапом в оказании психологической помощи родителям детей с нарушением интеллекта явилась индивидуальная консультативная работа.
      В процессе этой деятельности, во-первых, выявляются родители, остро нуждающиеся в психологической помощи, во-вторых, определяются общие проблемы семей, в которых воспитываются дети с интеллектуальной недостаточностью.
      Индивидуальные встречи позволяют понять, что волнует родителей, и в какой помощи они нуждаются.
      Немало матерей рождение умственно отсталого ребенка воспринимает трагически, что приводит к эмоциональному стрессу, усталости и, как следствие, агрессии.
Консультативные беседы показывают, как разнятся позиции родителей по отношению к ребенку и к особенностям его развития, как по-разному они реагируют на действия детей. 
      Одни – растеряны, жалуются, что им никто не помогает, им нужна, прежде всего, эмоциональная поддержка, сочувствие.
      Другие нуждаются в получении информации о психофизических особенностях и возможностях своего ребенка, они настроены на поиск путей решения проблем.
Исходя из потребностей матерей, совместно с ними разрабатывается план действий.
      Психологом ведется работа по формированию у родителей позитивного взгляда на ребенка, оказывается эмоциональная поддержка тем, кто по-прежнему испытывает чувство вины, проявляет тревожность. Постепенно сотрудничество с родителями становится все более плодотворным.
      Особое внимание на повторных консультациях уделяется обучению родителей умению общаться с ребенком. Родители описывают то поведение, которому они хотят научить ребенка. По желанию родителей составляется программа индивидуальной помощи ребенку. Мать или отец привлекается к работе по формированию у ребенка общей способности к учению, развитию познавательных процессов.

Родительский тренинг.

      Большую роль для оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания и развития детей играет групповая работа. С родителями проводится тренинг родительской компетентности.
Тренинг состоит из трех этапов:

I этап – установочный.
Его цели: 

  • создание группы;

  • установление отношений доверия;

  • снятие у родителей эмоционального напряжения.

II этап – коррекционный.
Его цели: 

  • обучение родителей способам коммуникации с ребенком через ролевые игры,

  • демонстрация эффективного общения с ребенком;

  • овладение родителями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка;

  • повышение чувствительности матерей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию детей;

  • информирование родителей о психологических особенностях умственно отсталых детей.

III этап – завершающий.
Его цели: 

  • закрепление полученных навыков;

  • создание положительного эмоционального настроя и желания использовать полученные знания и умения за пределами коррекционной группы.

      Рассмотрим основные проблемы родителей, которые могут обнаружиться в ходе тренинга:

  1. Преодоление трудностей в различных видах деятельности.

  2. Многих матерей волнуют трудности, испытываемые ребенком в учебе и поведении.

  3. Неумение ребенка общаться. Нарушение социальной адаптации.

  4. Большая часть матерей высказывает беспокойство по поводу неумения ребенка общаться с близкими и окружающими.

  5. Потенциальные возможности ребенка.

  6. Прогноз социального становления ребенка.

По мере проведения занятий обнаруживается, как меняется эмоциональное состояние родителей. Часть из них испытывают потребность в практических советах. У части появляется мотивация на дальнейшую работу. Для многих матерей важна получаемая поддержка и опора со стороны второй половины.
      По мере проведения тренинговых занятий высказывания родителей о ребенке становятся более обстоятельными, продуманными – все это говорит о том, что напряжение, чувство одиночества, безысходности постепенно уступает место уверенности в возможность помочь ребенку социально адаптироваться. На занятиях решаются задачи повышения психолого-педагогической грамотности родителей, повышение сензитивности к ребенку через моделирование типичных ситуаций внутрисемейного общения и взаимодействия с ребенком. Им предлагается обсудить бытовые ситуации и найти свой способ решения. После моделирования ситуаций родители обмениваются мнениями, рассказывают, что они чувствуют, они начинают лучше осознавать свое общение с ребенком, видеть свои ошибки.  

     В ходе тренинга можно использовать техники бихевиоральной модификации поведения ребенка.

На первом этапе    матерям предлагается составить список беспокоящих их форм поведения ребенка.
      Обсуждение представленных списков позволяет выделить простые и понятные поведенческие “мишени”:

Читайте также:  Театральные методы развития личности ребенка

“берет чужое без спроса”,

“бьет брата”,

“кричит в автобусе”,

“отказывается делать уроки” и т. п.

      Анализ проблем позволяет родителям критически их осмыслить и отказаться от значительной части претензий, обусловленных излишней тревожностью (“не любит, когда ему делают замечание”, “не всегда слушается старших”).

Первый этап заканчивается построением так называемой “лестницы проблем”, на нижней ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее реально достижимая поведенческая “мишень”, а на каждой последующей – по одной мишени, которые отличаются друг от друга постепенно возрастающей степенью трудности.
Затем лестница графически изображается на бумаге, что облегчает соблюдение принципа последовательного решения сформулированных проблем.

Второй этап заключается в протоколировании ситуаций, связанных с возникновением той или иной поведенческой проблемы, составлением каталога подкреплений и наказаний в качестве положительных и отрицательных стимулов. 
      Моделируя различные поведенческие ситуации, матери учатся использовать как позитивные, так и негативные подкрепления.

Третий этап представляет собой практическое осуществление программы коррекции поведения ребенка, проводимой родителями.
      Родители анализируют свои реакции на “плохое” поведение ребенка, делятся опытом использования стимулов, подавляющих нежелательное поведение и формирующих желательное. Высказывания родителей показывают, что они более внимательно и критически оценивают причины отклоняющегося поведения детей и собственное реагирование на такое поведение.
      В конце групповых занятий ведущий просит родителей поделиться впечатлениями от тренинга.

Просвещение родителей.

Основными формами деятельности с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии, являются:

  • родительские конференции,

  • “круглые столы”,

      Лекции на следующие темы: Повышение знаний родителей об интеллектуальном дефекте и формирование у них практических навыков по преодолению и предупреждению у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности; Привлечение родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.

Темы лекций и конференций охватывают широкий круг проблем:

  • Взаимодействие школы и семьи – важнейшее условие социального развития личности ребенка”,

  • Основа семейного воспитания – здоровый образ жизни”,

  • Как воспитывать культуру поведения аномального ребенка”,

  • Психофизиологические возможности детей и посильная трудовая деятельность” и другие.

На первой лекции предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны, а также дополнить вопросами, которые не представлены, но важны для них.

Взаимодействие специалистов и матерей.

Совместное обучение матерей и детей проводится разными специалистами в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Цели занятий:

Развитие потенциальных возможностей ребенка с умственным дефектом.

Обучение матери психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком;

Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;

Формирование средств речевого общения и умений практического их использования.

      Логопед на совместных занятиях показывает речевые упражнения, обучая матерей проведению их в домашних условиях.
      Социальный педагог

  1. знакомит родителей с деятельностью организаций, занимающихся вопросами защиты материнства и детства, опекунством и попечительством, с законодательством по защите прав ребенка, с организацией учебно-воспитательного процесса в профессиональных училищах;

  2. проводит экскурсии на предприятия и профессиональные училища;

  3. обучает родителей и детей составлять деловые бумаги (адрес, заявление, автобиография и др.).

       На практических занятиях, проводимых педагогами, матери в процессе совместной деятельности осваивают специальные коррекционные приемы и навыки, направленные как на освоение определенной темы, так и на общее развитие ребенка.
      Параллельно с совместными групповыми занятиями проводятся индивидуальные практикумы, на которых закрепляются навыки и умения совместной деятельности родителей и детей.  

     Темы занятий определяются запросами матерей и наблюдениями специалистов за динамикой развития конкретного ребенка.

Источник

От автора: Психодрама – эффективный метод для работы с разными целевыми группами. Жаль, что даже в разделах для статей нет указания на то, что материал относится К ПСИХОДРАМЕ. Но это так. Хочется верить, что этот материал найдет своего читателя и в разделе “прочее”….

                     Психологическая помощь семье с особенным ребенком
       Рождение ребёнка с особенностями развития переворачивает жизнь семьи. Родители, отдающие всё своё время особенному ребёнку, часто забывают о собственной жизни. Находятся постоянно в ЗАМКНУТОМ КРУГЕ существования. Диагнозы, лечение, реабилитация, адаптация…, осуждение, порицание, страхи…., отчаяние, надежда. Состояния сменяют друг друга, то лишая сил, то возвращая надежду. Сужается круг общения, возникает настороженность, чувство стыда, вина…. Вся жизнь «крутится» вокруг ребенка и его потребностей. (Хорошо, если семья – полная. А ведь, случается!, «глава» оставляет семью…). О своём эмоциональном состоянии, интересах, даже думать нет времени. Все это часто вызывает стремление родителей изолироваться от общества, справиться самостоятельно с возникающими задачами.
      К сожалению, в нашей стране нет единой концепции многопрофильной, психолого-педагогической помощи семьям детей с ограниченными возможностями. С целью предупреждения инвалидности и реабилитации в республике реализуется ряд государственных программ. Основными (и очень, очень важными!) видами деятельности, на данный момент в рамках этих программ, являются: устранение физических барьеров, финансовая поддержка людей с инвалидностью, наличие льгот.
       Наряду с огромной пользой это, в какой-то мере, снижает активную позицию, уменьшает желание самостоятельно отстаивать свои интересы, права. Формирует у детей с ограниченными возможностями потребительское отношение к жизни. Мешает строить планы и формировать адекватный образ будущего.
О психоэмоциональном состоянии членов таких семей в данных программах речи нет. Комплекс родительской вины, занижение (либо завышение) требований к ребёнку, отказ от принятия, порой агрессия по отношению к ребёнку, снижают шансы успешной адаптации детей и их семей к общественной жизни, грамотному диалогу с обществом, уменьшает возможность позитивного социального развития и интеграции.
      Для гармоничного социального развития и усиления возможностей сообщества людей с ограничениями здоровья, родители должны стать первыми, кому оказывается психологическая помощь в семье особенного ребёнка. Это может быть отнесено и к семьям, в которых дети заболевают тяжелой патологией (вне зависимости от установленного диагноза). Посредством участия в группах психологической поддержки у родителей появляется возможность принять ситуацию, «переработать» своё горе, изменить отношение к диагнозу и личности ребёнка, к партнёру по браку, к собственной семье в целом, к обществу и самому себе. Иными словами: сделать ШАГ ИЗ КРУГА.
       Исторически сложилось, что к людям с особенностями развития всегда было особое отношение. Оно выражалось либо в преклонении перед необычайными способностями (если таковые имели место быть), либо в полном игнорировании их присутствия в обществе. В Древней Греции, как известно, от них просто избавлялись….
       Совсем недавно «Закрытые интернаты» позволяли поддерживать иллюзию «здорового, благополучного общества»…. Странная позиция, которая, практически во всем мире, просуществовала долгое время, до второй половины xx века.
Сейчас ситуация меняется кардинально. Интегрированные классы – обычная практика в странах Европы. Пользу от этой интеграции отмечают как родители особенных детей, так и родители их одноклассников. Сострадание, помощь слабому, отзывчивость – уроки милосердия, которые усваиваются на практике, при ежедневном взаимодействии. Это большой труд учителей, родителей, детей. Например, в Чехии проводятся семинары для специалистов и родителей. Эта работа – часть государственной программы по интеграции особенных детей (переболевших тяжелыми заболеваниями) в социум.
       Медленно, постепенно, замалчивание проблемы «отступает» и в нашей стране. Через проведение проектов, усилия общественных организаций, родителей, людей, которые понимают, что «чужого горя не бывает». Проще, пожалуй, перевести детей на домашнее обучение. Оплатить деньги «по инвалидности», организовать «безбарьерную» среду. В классе, в детском саду с особенным (больным) ребенком воспитателям, учителям, родителям (особенно в начале), очень сложно. Помочь детям уйти от естественной агрессивности, соперничества, противостояния…. Задача, на первый взгляд, очень простая: привить чувства понимания, сопричастности к чужой боли, умение и желание (!) помочь слабому, принять его таким, какой он есть. Но это только на первый взгляд. На деле это гораздо сложнее. Начинать такую работу можно и нужно (!), прежде всего, с тех семей, которые в силу сложившихся обстоятельств, «упустили время» (дети повзрослели)! Крайне важно помочь родителям изменить отношение к ситуации, себе, ребенку. Именно их сила воли, стремление помочь себе и ребенку, оптимизм, юмор, надежда способны творить чудеса! Помогают окружающим усвоить простую истину, что «унижая другого, сам выше не станешь». Результат этой титанической работы: более здоровые отношения в обществе.
       Конечно, каждая семья определяет приоритеты развития. Кажется актуальным и своевременным дать возможность, право выбора самому ребенку: куда пойти, какие кружки и виды деятельности начать осваивать. И, естественно, учитывать интересы особенного ребенка, его наклонности и возможности. Из своего опыта могу сказать, что это посильная задача. Важно «расширить горизонт»!
В практике много случаев, когда пациент, который, по мнению специалистов, мог умереть, либо провести остаток жизни в инвалидном кресле, ВЫЗДОРАВЛИВАЛ. Писал картины, играл на музыкальных инструментах (даже лишившись рук). Или: приходил на прием к врачу, спустя многие годы, вызывая удивление: «Как! Вы еще живы?!!». И ответ: «(!)Абсолютно здоров!», – поражал медиков.
       Моя клиентка, как ей казалось, «лишенная будущего», обреченная провести всю свою жизнь в четырех стенах (потеря зрения), СМОГЛА! поверить в себя, приняла участие в республиканском конкурсе «Поющие города»! Она счастлива, занята интересным делом в своем городе, ее окружают любимые и любящие люди. Она нашла себя! То, что совсем недавно было мечтой (которую она боялась озвучить даже самой себе), стало воплощаться и изменять жизнь!
       Участие в психотерапевтических группах позволяет изменить отношение к жизни, увидеть, что совсем рядом живут люди с похожими сложностями, интересами. Поделиться опытом преодоления, поучиться на примере других и просто пообщаться. Обрести единомышленников, друзей, сказать кому-то: «Я смог! Сегодня тебе помогу! А ты, завтра, – поможешь мне!». Улыбка, сияющие глаза –показатель благополучия, уже состоявшихся и продолжающихся изменений к лучшему!
       Проработав более 20 лет в медицинских учреждениях, я заметила связь между психическими и соматическими проблемами. Последующие 20 лет совершенствовала в собственной практике методы эффективной работы с тем, что является психосоматикой. Поиск литературы по интересующей меня теме (в уже далеких 90-х) привел к книге супругов Саймонтон. «Понять, насколько сильно вы можете воздействовать на свое здоровье и на свою болезнь — первый и главный шаг к успешной адаптации (выздоровлению)», – эти слова стали моим убеждением и девизом в дальнейшей работе.
       Тогда же, еще в 90-х, заинтересовалась возможностями психодрамы в работе с данной категорией клиентов. После участия в проекте со специалистами из Австрии, Германии, начала применять элементы психодрамы в работе с онкопациентами. Это было очень интересно! Результат превзошел все мои ожидания.
     С 2005 по 2013годы: дальнейшее участие в проектах. «Применение психодрамы в работе с людьми с ограниченными возможностями». «Использование психодрамы в работе психолога». «Интеграция и инклюзия людей с ограниченными возможностями», расширили мои возможности в работе уже в качестве психодраматерапевта. Европейский институт психодрамы (PIFE), его организаторы и преподаватели – стали (на долгие годы) моими проводниками в удивительный мир возможностей. В который теперь я, с удовольствием!, ввожу своих клиентов.
       Аристотель, Платон, Фрейд, Морено, – считали человека целостной личностью. Сторонники “точных наук” подвергают сомнению древний подход. В связи с открытиями в новых областях науки (психо-нейроиммунологии, психо-нейро-эндокринологии), медицинское и научное сообщество стали осознавать влияние мышления на организм. Болен человек или здоров, обнаруженные медиаторы связывают психические и телесные процессы. При любом болезненном состоянии, можно выявить психосоматический и соматопсихический компонент проблемы. Чтобы действительно помочь человеку, следует обратиться и к душе, и к телу. Важно стимулировать спонтанные ремиссии, посеять сомнение в прогнозе заболевания. Буквально: «нащупать» собственный путь на дороге к выздоровлению, улучшению качества жизни.
     Еще цитата. Источник: Simonton and Simonton (1975), in А.Schützenberger (1985).
«Мы расширили применение данного метода, перейдя к другим тяжелым заболеваниям, включая СПИД. Разумеется, он работает только в сочетании с обычным клиническим лечением. Выявить “причину” настоящего заболевания. Помочь пациенту преодолеть стресс. Используя психодраму найти пути решения жизненных проблем».
       Установки супругов Саймонтон, А. Шутценбергер, Я. Л. Морено и других уважаемых мною ученых, могут быть использованы в работе как с физически здоровыми клиентами, с больными, так и с «особенными» клиентами.
     Возможности человека мало изучены. Процесс расширения рамок и возможностей продолжается. Каждый поднимает для себя планку преодоления. Берет ответственность за свое настоящее и будущее; психическое, социальное и физическое здоровье. Сочту за честь оказаться рядом и помочь.

Читайте также:  Развитие ребенка пермь 1 год

Источник