Работа психолога с ребенком с проблемами развития

Наталия Швырева
Работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в развитии

Основной целью работы с проблемными детьми является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого.

Приоритетным направлением становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи.В структуре деятельности можно выделить следующие блоки:

• Диагностико-консультативный;

Коррекционно-развивающий;

• Воспитательно-образовательный;

Социально-педагогический.

Диагностическое обследование в условиях детского сада для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК. На первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а так же исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющимся у ребенка. Диагностика выступает как необходимый структурный элемент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционные образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Основными задачами обследования являются:

• Изучение качественных особенностей психического развития ребенка;

• Выявление «уровня обученности», то есть степени овладения знаниями, умениями и навыками, в соответствии с возрастными возможностями;

• Определение характера динамики развития и обучаемости;

• Дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Важным аспектом исследований является выявление качественных особенностей познавательной деятельности (мотивации, волевых усилий и произвольной регуляции, программирования).

Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы психологического и педагогического воздействия, определить задачи и содержание работы.

В течение года проводится обследование в три этапа.

Первый этап (сентябрь).Цель: выявить особенности психического развития каждого воспитанника. Помимо этого собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучается микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в специальную карту. С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий, выстраивается «уровневые» программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые 2 недели января).Цель: выявление особенностей динамики развития.

Третий этап (последние недели апреля). Определить характер динамики, оценить результативность работы, составить прогноз относительно дальнейшего развития.

В условиях специального детского сада для детей с ЗПР психолог исследует особенности протекания психических процессов, изучает эмоционально-волевую и личностную сферу воспитанников. Особое внимание уделяется изучению особенностям адаптации, определению характера и особенностей межличностных отношений в группе сверстников. В сфере интересов психолога находится изучение влияния на развитие ребенка микросоциальной среды (используемые диагностические методики см. в Приложении).

Наблюдения, психологические исследования в начале года показали, что дети имеют потенциально-сохраненные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушение познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций (нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координации движения). Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задания, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного при выполнении последующих заданий. Результаты фиксируются в протоколах обследования, которые совместно с индивидуальными профилями прилагаются.

Коррекционно-развивающий блок.

Своей задачей в этом разделе психолог видит развитиепознавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

Развитие сферы образов, представлений;

•Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, конкретно-понятийного (словестно-логического, в том числе элементарного, умозаключающего мышления;

• Совершенствование мнестической деятельности;

Развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.

Для решения этих задач используются игры и упражнения (см. Тематические планы коррекционно-развивающих занятий). Так же используются следующие разработки:

1. «Игровые занятии по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников», И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова.

2. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», Е. А. Алябьева.

3. «Интеллектуально-развивающие занятии со старшими дошкольниками», М. Р. Григорьева.

Что бы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитое мышление (способность к интеллектуальной децентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально-организованная игровая деятельность способствует совершенствованию эмоциональной и интеллектуальной сфер дошкольников. Развитиеи коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:

Развитие и тренировку организма, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

• Профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутичных проявлений, других отклонений в поведении

Развитее социальных эмоций;

• Создание условий для развития самосознания и самооценки;

• Формирование способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

• Предупреждение, преодоление негативных черт личности и формирующего характера.

В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Разнообразные подвижные игры, психогимнастические этюды и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией, полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов.Каждое занятее включает:

1. Психогимнастические этюды и упражнения (развитие мимики, жестов, пантомимики, интонации).

2. Игру-сказку (разыгрывание придуманных сюжетов).

3. Беседу о сказке (анализ поступков героев, нахождение творческих решений).

4. Подвижную игру (развитие активности, общей моторики, умение действовать по правилам).

5. Релаксацию (успокоение и расслабление).

Продолжительность каждого занятия 30 минут. После каждого занятия психолог отмечает наиболее трудные для детей игры, упражнения, и на их основе стоит свою дальнейшую работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, впоследствии усложняются. Для работыв данном направлении используются следующие материалы:

1. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», Е. А. Алябьева.

2. «В мире друзей», Е. В. Котова.

3. «Работа психолога с проблемными дошкольниками», И. С. Погудкина.

4. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет», Г. Н. Жучкова.

Тематические планы по развитию эмоций у детей, по адаптации, по общению, «Програма развития ребенка как субъекта общения» см. в Приложении.

Источник

Основной целью работы с проблемными детьми является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого.

Приоритетным направлением становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи. В структуре деятельности можно выделить следующие блоки:

• Диагностико-консультативный;

• Коррекционно-развивающий;

• Воспитательно-образовательный;

• Социально-педагогический.

Диагностическое обследование в условиях детского сада для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК. На первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а так же исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющимся у ребенка. Диагностика выступает как необходимый структурный элемент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционные образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Основными задачами обследования являются:

• Изучение качественных особенностей психического развития ребенка;

• Выявление «уровня обученности», то есть степени овладения знаниями, умениями и навыками, в соответствии с возрастными возможностями;

• Определение характера динамики развития и обучаемости;

• Дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Важным аспектом исследований является выявление качественных особенностей познавательной деятельности (мотивации, волевых усилий и произвольной регуляции, программирования) .

Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы психологического и педагогического воздействия, определить задачи и содержание работы.

В течение года проводится обследование в три этапа.

Первый этап (сентябрь). Цель: выявить особенности психического развития каждого воспитанника. Помимо этого собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучается микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в специальную карту. С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий, выстраивается «уровневые» программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые 2 недели января). Цель: выявление особенностей динамики развития.

Третий этап (последние недели апреля). Определить характер динамики, оценить результативность работы, составить прогноз относительно дальнейшего развития.

В условиях специального детского сада для детей с ЗПР психолог исследует особенности протекания психических процессов, изучает эмоционально-волевую и личностную сферу воспитанников. Особое внимание уделяется изучению особенностям адаптации, определению характера и особенностей межличностных отношений в группе сверстников. В сфере интересов психолога находится изучение влияния на развитие ребенка микросоциальной среды (используемые диагностические методики см. в Приложении) .

Наблюдения, психологические исследования в начале года показали, что дети имеют потенциально-сохраненные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушение познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций (нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координации движения). Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задания, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного при выполнении последующих заданий. Результаты фиксируются в протоколах обследования, которые совместно с индивидуальными профилями прилагаются.

Коррекционно-развивающий блок.

Своей задачей в этом разделе психолог видит развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

• Развитие сферы образов, представлений;

• Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, конкретно-понятийного (словестно-логического, в том числе элементарного, умозаключающего мышления;

• Совершенствование мнестической деятельности;

• Развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.

Для решения этих задач используются игры и упражнения (см. Тематические планы коррекционно-развивающих занятий). Так же используются следующие разработки:

1. «Игровые занятии по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников», И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова.

2. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», Е. А. Алябьева.

3. «Интеллектуально-развивающие занятии со старшими дошкольниками», М. Р. Григорьева.

Что бы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитое мышление (способность к интеллектуальной децентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально-организованная игровая деятельность способствует совершенствованию эмоциональной и интеллектуальной сфер дошкольников. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:

• Развитие и тренировку организма, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

• Профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутичных проявлений, других отклонений в поведении

• Развитее социальных эмоций;

• Создание условий для развития самосознания и самооценки;

• Формирование способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

• Предупреждение, преодоление негативных черт личности и формирующего характера.

В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Разнообразные подвижные игры, психогимнастические этюды и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией, полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Каждое занятее включает:

1. Психогимнастические этюды и упражнения (развитие мимики, жестов, пантомимики, интонации) .

2. Игру-сказку (разыгрывание придуманных сюжетов) .

3. Беседу о сказке (анализ поступков героев, нахождение творческих решений) .

4. Подвижную игру (развитие активности, общей моторики, умение действовать по правилам) .

5. Релаксацию (успокоение и расслабление) .

Продолжительность каждого занятия 30 минут. После каждого занятия психолог отмечает наиболее трудные для детей игры, упражнения, и на их основе стоит свою дальнейшую работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, впоследствии усложняются. Для работы в данном направлении используются следующие материалы:

1. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», Е. А. Алябьева.

2. «В мире друзей», Е. В. Котова.

3. «Работа психолога с проблемными дошкольниками», И. С. Погудкина.

4. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет», Г. Н. Жучкова.

Источник

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник