Работа психолога по развитию у ребенка самооценки
Психолого-педагогическая программа
«Растем вверх!»
(самооценка подростков)
Сроки реализации – 14 часов
Автор:
Педагог-психолог
Стрекалова Мария Александровна
Психолого-педагогическая программа
«Растем вверх!»
(самооценка подростков)
Пояснительная записка
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
1. Образовательная программа направлена на формирование адекватной самооценки у подростков, одного из самых важных качеств характера личности, необходимых для самоопределения, формирования воли и уверенности.
Актуальность программы:Одна из частых причин обращения к психологу – это трудности, испытываемые подростком в оценке самого себя, своих возможностей, качеств и места в жизни. Многочисленные исследования показывают, сколь важна адекватная самооценка для развития личности, взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
2.Программа призвана помочь родителям и педагогам в воспитании у подростков адекватной самооценки, во избегании появления завышенного самомнения, высокомерия. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка это одно из условий совершенствования личности, помогающая выработать такие черты характера как самодисциплина, принципиальность – одно из ценных личных качеств, придающих характеру деятельную направленность, скромность. Заниженная самооценка способствует недооценке своих достоинств, робость в отстаивании своей позиции, в высказывании своих взглядов.
З. Цель:формирование адекватной самооценки у подростков
4.Задачи:
1. Формирование умения оценивать возможности и результаты своей деятельности и деятельности других людей.
2. Самопознание – формирование «Я» – образа через получение знаний о себе – соотношение образа Я идеального и Я реального.
5.Характеристика возраста:
Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.
6.Сроки реализации:14 часов
7.Форма реализации программы:
-Индивидуальная работа (возможны консультации по личным запросам)
-Групповая работа (тренинг с элементам лекций, бесед)
-Работа с семьей (информирование, личные консультации)
8.Ожидаемый результат:
1. Понимание и принятие других людей
2. Позитивный «Я» – образ
3. Адекватная самооценка
Учебно-тематическое планирование:
Блоки
Тема
Часы
Форма
Введение
1.Что такое тренинг?
Правила тренинга
2.Понятие самооценка
1 час
3часа
Мини-лекция
Групповая работа
Проективная методика
Тест
Беседа
Мы глазами других и мы на самом деле
1.Яи значимые другие (родители, друзья, учителя)
2. Я и мои качества
1 час.
2 часа
Упражнения в парах
Информационное письмо родителям
Проективная методика
Формирование позитивного «Я» – образа
1.Якак личность.
2.Я и мои достижения
2,5 часа
2,5 часа
Проективная методика
Упражнение.
Творческая работа
Заключительное занятие
Подведение итогов
2 часа
Проективная методика
Тест
Беседа
Содержание
Блок 1 – введение
Этот блок упражнений предназначен для знакомства подростков с таким видом групповой работы как тренинг. Так же здесь освещается основная тема занятий – самооценка.
Тема 1: Что такое тренинг? Правила тренинга.
1.Мини-лекция психолога на тему: «Что такое тренинг?»
Занятие начинается с мини-лекции психолога на тему: «Что такое тренинг?» Слово «тренинг» произошло от глагола тренировать, тренироваться. Как вы знаете тренировать можно не только мышцы в спортивном зале, но и качества, свойства личности.
Психолог спрашивает подростков, какие бы качества они бы хотели тренировать в себе? Что требует тренировки? Этим мы и будем заниматься на наших занятиях! (полученные ответы можно оформить на большом листе бумаги для наглядности).
Итак, тренинг – это целенаправленная тренировка, обучение чему-либо. Это методы, рассчитанные на обучение и способные оказывать влияние на психологию и поведение человека. Это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности.
Далее психолог предлагает Правила тренинга:
Мы есть одна команда
Здесь можно говорить все, что хочешь и все, что думаешь.
Каждый имеет право на свое мнение.
Никто никого не перебивает и не осмеивает.
Все, что мы будем говорить и делать здесь, станет нашей тайной
Наши занятия не урок, оценок здесь мы не ставим.
Если кому-то не нравится то, о чем начинаем говорить, можно воспользоваться правилом «Стоп!»
Для создания в группе атмосферы доверия и открытости психолог предлагает подросткам придумать свои правила.
Тема 2: Самооценка
Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Цель: Выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самооценки, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.
Инструкция:
На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем — какой ты сейчас, затем — каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами.)
2.Методика Дембо-Рубинштейна для определение самооценки.
Цель: Изучения уровня самооценки черт характера.
Материал: На листе бумаги в клетку чертят две горизонтальные параллельные линии, между которыми расстояние в 10 клеток. С левого края чертят первую вертикальную линию (пробную), соединяющую обе горизонтали.
Инструкция: Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и злые, справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, вежливые и грубые.
1. В самой верхней точке находятся те, кто считают себя самыми добрыми, в самой нижней – те, кто считают себя самыми злыми. Между ними — все остальные. Отметь точкой, куда бы ты поставил себя на этой вертикальной линии?
2. В самой верхней точке – самые щедрые люди, в самой нижней – самые жадные. Где находишься ты?
3. Честность.
4. Дружелюбие.
5. Справедливость.
6. Находчивость.
7. Трудолюбие.
8. Самостоятельность.
9. Заботливость.
10. Организованность.
11. Нравишься ли ты себе, какой ты есть?
12. Хотел бы ты стать еще лучше: вежливее, трудолюбивее, справедливее и т.д.?
13. Что нужно сделать, чтобы стать лучше?
14. Ты так уже делаешь?
Обработать тест предлагается подросткам под руководством психолога.
Далее психолог предлагает побеседовать на тему: «Что же такое самооценка? что влияет на нашу самооценку?»
Психолог предлагает ребятам ответить на этот вопрос, поразмышлять на данную тему.
Примерные вопросы и задания:
-Приведите, пожалуйста, примеры ситуаций, в которых ваша самооценка растет, а когда наоборот падает.
-Какие люди и как влияют на нашу самооценку?
-Что вы чувствуете, когда вашей самооценке нанесен «удар»?
– Как вы думаете, почему самооценка – важный регулятор поведения? Приведите, пожалуйста, свой пример к этому высказыванию.
В конце беседы тренер подводит итог: итак, самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Блок 2 – «Мы глазами других и мы на самом деле».
Этот блок упражнений предназначен для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а так же для изучения межличностного общения. С помощью данных методик выявляется преобладающий тип отношений к людям, к себе, практикуется правильное понимание и принятие других людей.
Тема 1: Яи значимые другие (родители, друзья, учителя)
1. Упражнение «Интервью»
Упражнение выполняется в парах, желательно чтобы в парах находились малознакомые люди. На каждого человека отводиться 3 минуты.
Инструкция: Задавайте вопросы своему партнеру, стараясь, что-то о нем узнать. Затем в течение одной минуты расскажите о своем партнере. Представьте его, сделайте это ярко и интересно.
После упражнения проводиться обсуждение. Подростки рассказывают о своих впечатлениях, эмоциях, о чувствах, которые они испытывали, слушая рассказ о себе.
2. Упражнение «Ситуации, влияющие на самооценку подростков»
Цель: упражнение направлено на исследование межличностных отношений. Наиболее часто выделяются два фактора: доминирование- подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Благодаря этому упражнению подросток учиться понимать других и адекватно реагировать на критику, либо уметь отстоять свою позицию, в случае если критика была незаслуженной.
Упражнение выполняется в парах. Участники пар тянут карточки, на которых написаны ситуации, которые необходимо обыграть. После обыгрывания, участники должны поменяться ролями и снова разыграть юту же ситуацию.
Ситуации:
1. Учитель ругает ученика у доски за неправильно решенную задачу
2.Родители ругают ребенка в присутствии его друзей за то, что он не помыл посуду
3.Учитель ругает ученика за невыполненное домашнее задание
4. Родители хвалят ребенка за хорошую оценку.
5. Друзья хвалят за хороший поступок
6. Учитель хвалит за успех на олимпиаде.
После выполнения упражнения проводиться обсуждение, подростки анализируют свое поведение и свои ощущения, и пытаются выяснить, правильно ли они поступили; также, параллельно, выясняется, заслужена ли была критика в их адрес.
В ходе обсуждения затрагиваются такие важные понятия: критика, ответственность, личностное мнение, жизненная позиция, авторитарность, дружелюбие, агрессивность.
3. Информационное письмо родителям «О необходимости формирования позитивного Я образа у ребенка»
Текст: «Уважаемые Родители! Ваш Ребенок – это самое дорогое и самое ценное, что у вас есть! От вас сейчас в большей степени зависит то, какой человек вырастет из вашего ребенка! Ваш ребенок еще многого не понимает, ему еще во многом необходима ваша помощь и поддержка! Именно, вы, уважаемые Родители, для него являетесь авторитетом, образцом поведения, помощником, другом, даже если ваш Ребенок вам об этом никогда не говорил! Именно ваша помощь необходима сейчас ребенку в формировании позитивного «Я» – образа. Мы не просим Вас льстить ребенку, перехваливать, только отмечайте его достижения и успехи!»
Тема 2: Я и мои качества.
Данный набор упражнений помогает подростку лучше узнать себя, узнать свои достоинства, качества, характер, отличительные особенности.
Он учит, помогает говорить о себе, анализировать себя, понимать себя и свой внутренний мир.
1.Упражнение «4 персонажа».
Инструкция: Изобразите себя в образе четырех персонажей: растения, животного, неодушевленного предмета, человека.
Через данных, нарисованных персонажей можно выделить: особенности личности, черты характера, пристрастия, интересы, эмоции, описание ситуаций в которых человек оказался.
На основе этих признаков можно выделить значимость человека либо описания себя, либо описания внешнего мира.
Это упражнение – это самопредъявление, самоанализ, рефлексия. После упражнения необходимо провести беседу, подросткам задаются вопросы: «Что общего у вас с ним?», «Что это для вас?». Необходимо заметить, что самое крупное изображение означает самое значимое, на это надо обратить внимание подростка.
Блок 3- Формирование позитивного Я образа
Данный блок упражнений направлен на формирование позитивного «Я» – образа через получение новой информации о себе, своих умениях, достижениях.
Тема 1: Якак личность.
1.Проективная методика «Дорисуй рисунок»
Инструкция: Вам предложен стимульный материал в виде восьми фрагментов (смотри приложение). Дорисуйте эти фрагменты, расставьте очередность рисунков.
Каждых из получившихся рисунков представляет определенную сферу:
«Я» человека и его место в мире.
«Я» и его движение или обездвиженность в пространстве.
Ясность мотивов и стремлений.
Проблема «Я»: активное или пассивное отношение к преградам
на жизненном пути.
Возможность продолжения жизненного пути.
Символ прошлого и настоящего, отношений с близкими.
Деликатность, чувственность.
Убежище «Я».
На основе полученных рисунков – образов проводится беседа или индивидуальная консультация, на которой психолог помогает «расшифровать», интерпретировать образы.
Тема 2: Я и мои достижения
1.Упражнение «Я умею, я могу». Карта моих достижений.
Психолог предлагает участникам группы написать список своих умений и достижений. Особое внимание стоит уделить тому, что качества достижений не учитывается. Оформить данную работу нужно творчески в виде «Карты достижений». Получившуюся работу можно поместить дома на видном месте, чтобы она напоминала подростку о его умениях и достижениях и, таким образом, укрепляла его самооценку.
Блок 4 – Заключительное занятие
Подведение итогов.
На последнем занятии проводится повторная диагностика с помощью проективного рисунка «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» и методики Дембо-Рубинштейна на определение самооценки. Полученные результаты сравниваются с первоначальными, чтобы определить чего мы достигли с помощью данной психолого-педагогической программы.
Далее проводится заключительная беседа о занятии в целом. Психолог просит подростков поделиться своими впечатлениями о занятии, спрашивает, пригодятся ли полученные знания, умения, навыки в дальнейшем.
Список литературы:
1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., Владос – Пресс,2004
2. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.
4.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997 5. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. М., 2005
6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.,2004.
Приложение к проективной методике «Дорисуй рисунок»
Приложение:
Методика Дембо-Рубинштейна на определение самооценки.
Форма протокола:
Ф.И.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Общее
кол-во
баллов
11
12
13
14
1
2
Средний балл
Источник
Рейтинг Советы родителям о том, как усилить положительное самовосприятие ребенка в игровой форме |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
«Я не смогу стать футболистом. Я слишком слабый», «Я такой никчемный, что не могу даже нормально учиться в школе». Если ваш ребенок часто употребляет подобные фразы, значит, он обладает низкой самооценкой.
Но вы не одиноки: во всем мире родители сталкиваются с такой проблемой. Задача родителей – вовремя помочь ребенку решить проблемы с самооценкой.
Рассмотрим, что такое самооценка и как ее развить.
Что такое самооценка
В психологии под самооценкой понимают субъективную оценку личности. Проще говоря, самооценка – это то, что мы думаем о себе. Важно ли то, что дети думают о себе? Да. Ребенок однажды станет взрослым. И тогда его самооценка будет играть важную роль в его жизненном выборе.
Самооценка может быть высокой или низкой. У детей с высокой самооценкой есть чувство собственного достоинства, положительный образ собственного «я» и уверенность в себе.
Самооценка не определяет шансы ребенка добиться успеха в учебе, но может повлиять на то, будет ли он чувствовать себя счастливым.
Развитие самооценки у детей
У детей самооценка развивается достаточно рано, и родители играют очень важную роль в ее развитии. Поскольку родители имеют наибольшее влияние на жизнь ребенка, все, что они говорят и делают, сильно влияет на его мышление. Рассмотрим несколько способов развить у ребенка здоровую самооценку.
- Дети, которые чувствуют, что родители их любят и принимают, учатся любить и принимать себя. Когда вы обнимаете ребенка и говорите ему добрые слова, он чувствует себя любимым. Иногда для этого достаточно просто вашей улыбки.
- Акцентируйте внимание на сильных сторонах ребенка, а не на недостатках. Поощряйте его использовать свои таланты и не чувствовать при этом смущения. В то же время помогите ребенку определить его слабости и найти способы исправить их.
- Поощрять ребенка добиваться успеха хорошо. Но у нас не всегда получается быть успешными. Дайте ребенку понять, что иногда проигрывать – это нормально. Научите его справляться с неудачами и объясните, что успех – это не показатель ценности.
- Развитие новых навыков может воодушевить ребенка. Научите ребенка новым навыкам, пусть даже не первостепенно важным (например, выращивать растения, готовить, менять колесо в машине и т.д.). Это повысит его самооценку.
- Наличие выбора позволяет ребенку чувствовать себя хорошо. Время от времени давайте ребенку возможность выбирать. Это также учит его ответственности и дает понять, что каждый выбор связан с определенными рисками. Начните с малого: позволяйте ребенку выбирать одежду для прогулки, продукты, игрушки и т.д. И только после этого мотивируйте самостоятельно принимать жизненные решения.
- Когда вы решаете какую-либо проблему (неважно, большую или маленькую), то испытываете чувство выполненного долга. Поэтому в следующий раз не пытайтесь решать проблемы за ребенка, а научите его самостоятельно справляться с ними. Это повысит уверенность ребенка в себе и чувство собственного достоинства.
- Научите ребенка заботиться о себе и окружающих. Поговорите с ним о важности здорового образа жизни и необходимости заботы о самом себе. Научите его соблюдать правила личной гигиены и хорошо одеваться. Это повысит его уверенность в себе.
- Дети от природы любознательны и стремятся пробовать все новое. Если ваш ребенок проявляет интерес каким-либо занятиям или видам спорта, не мешайте ему. Поощряйте ребенка пробовать новое, но предупреждайте его о возможных трудностях и рисках.
- Например, если ребенок хочет заняться восточными единоборствами, позвольте ему сделать это. Но объясните ему, что для этого нужны практика и упорство, а это значит, что он должен будет рано вставать и тренироваться каждый день.
Поощрение важно, но похвала может принести больше вреда, чем пользы. Частое употребление слов «прекрасно» или «потрясающе» может иметь неприятные последствия для ребенка. Психологи утверждают, что слишком частая похвала мешает развитию самостоятельности у ребенка. Некоторым детям бывает некомфортно от того, что они слышат слишком много похвалы в свой адрес, и поэтому они могут специально прилагать усилия, чтобы доказать, что родители не совсем правы.
Игры и занятия для развития самооценки у ребенка
Похвала может не являться ключом к развитию самооценки и внутренней мотивации у ребенка. Но их можно развить с помощью игр. Рассмотрим некоторые из них.
1. «Я»
Любит ли себя ваш ребенок? Гордится ли он своими достижениями или только стыдится своих недостатков?
Это простое занятие поможет вам найти ответы на эти вопросы.
Вам понадобятся: диаграммная или чертежная бумага, старые журналы, клей, ножницы, фломастеры.
Как выполнять
1. Попросите ребенка написать на листе бумаги слова, которые его характеризуют. Это могут быть как положительные, так и отрицательные характеристики.
2. Затем предложите сосредоточиться только на положительных словах, которые люди говорили о ребенке.
3. Наклейте фотографию ребенка в центре листа бумаги.
4. Предложите ребенку заполнить место вокруг его фотографии положительными словами, которые его характеризуют.
5. Полученный коллаж разместите в комнате ребенка. Это усилит его положительное самовосприятие.
2. Перечислите жизненные достижения ребенка
Эффективный способ повысить самооценку ребенка – напомнить ему о его успехах.
Вам понадобятся: лист бумаги, ручка.
Как выполнять
1. Дайте ребенку бумагу и ручку.
2. Напишите на первом листе его жизненные достижения. Оставьте внизу место, чтобы можно было продолжить этот список.
3. Чтобы напоминать ребенку о том, что он обладает большим потенциалом, предложите ему каждый день перед сном рассказывать о своих достижениях.
Ежедневное перечисление достижений напоминает ребенку, что он способен на большее и развивает его уверенность в себе.
3. Положительный опыт
Это может быть групповое занятие, которым можно заниматься с друзьями или с семьей.
Вам понадобятся: ваза или коробка, карточки, место для игры.
Как выполнять
1. Предложите детям стать в круг и выдайте им по одной карточке.
2. Предложите детям записать свои имена на карточках и положить в вазу. Перемешайте карточки.
3. Каждый ребенок должен вытянуть карточку с чужим именем и написать на ней одно положительное качество этого человека.
4. Соберите карточки и снова положите их в вазу.
5. Верните карточки их владельцам и позвольте им прочитать, что о них написали другие.
4. «Я боюсь, но…»
Страх способен помешать человеку заниматься чем-либо. Это занятие поможет ребенку встретиться лицом к лицу со своими страхами.
Вам понадобятся: бумага и ручка.
Как выполнять
1. Попросите ребенка перечислить на бумаге свои страхи. Например, он может бояться ходить в бассейн из-за лишнего веса, выступать перед публикой или приглашать кого-то на свидание. Предложения должны иметь такой вид: «Я боюсь ходить в бассейн, потому что…», «Я боюсь выступать перед людьми, потому что…».
2. Второй шаг – представить, как ребенок делает то, чего он боится. Пусть он представит, как записывается в бассейн или выступает перед публикой.
3. Формируйте у ребенка привычку: каждый раз, когда он записывает свои страхи, он должен написать возможные результаты, если попробует это сделать. Вместе с негативными последствиями, он должен написать фразы типа: «Даже если я буду сильно волноваться, выступая публично, ничего страшного не произойдет». Это облегчит страхи ребенка.
5. Занятие для матери и дочери
Мать – самый сильный пример для подражания в жизни маленькой девочки. Это занятие поможет девочке повысить свою самооценку.
Вам понадобятся: ватман, фломастеры или маркеры.
Как выполнять
1. Сделайте два плаката, на которых напишите «Я» большими объемными буквами, чтобы внутри можно было вписать текст.
2. Подобным образом сделайте еще два плаката с надписями «Моя мама» и «Моя дочь».
3. Дайте дочери плакаты с надписями «Я» и «Моя мама» и предложите ей вписать в контур букв положительные слова о себе и вас. Остальные два плаката заполните сами.
4. После этого обменяйтесь плакатами и прочитайте, что на них написано.
Самая трудная часть этого занятия – мотивировать дочь написать что-то положительное о ней самой.
6. Ответственные обязанности
Ребенок развивает чувство собственного достоинства, зная, что ему доверяют. Лучший способ сделать это – поручить ребенку ответственную работу.
Как выполнять
1. Составьте список заданий, которые под силу выполнить вашему ребенку (например, поливать комнатные растения, гулять с собакой, пылесосить квартиру и т.д.).
2. Каждый раз, когда ребенок успешно выполняет работу, хвалите его, но не переусердствуйте. Если он допускает ошибки, помогите ему исправить их, но не акцентируйте на этом внимания. Это укрепит уверенность ребенка в себе и улучшит его самовосприятие.
7. Визуализация
Наши негативные мысли могут настолько тяготить нас, что мы не в силах представить себе что-то хорошее. Если ваш ребенок проживает именно такой период, ему поможет это занятие.
Вам понадобится: спокойное место, где ребенок сможет расслабиться.
Как выполнять
1. Узнайте, почему ребенок имеет негативное отношение к самому себе или чего он боится.
2. Например, если он переживает об учебе или занятиях спортом, сосредоточьтесь на этом.
3. Предложите ребенку представить и записать идеальный исход события, о котором он беспокоится.
4. Затем предложите ребенку закрыть глаза и представить, как он будет себя чувствовать, если это произойдет.
5. Предложите ему записать, как он себя чувствует, когда визуализирует идеальную ситуацию и то, что он думает о себе.
8. Изменение внутреннего диалога
Негативный внутренний диалог сильно влияет на уверенность ребенка в себе. Независимо от того, что говорят другие, ваше мнение о самом себе – это то, во что вы действительно верите. Это занятие поможет ребенку поменять негативный внутренний диалог на позитивный.
Вам понадобятся: бумага и ручка.
Как выполнять
1. Поделите лист бумаги на две колонки. В одной напишите: «Негативные убеждения», в другой – «Позитивные убеждения».
2. Предложите ребенку записать в первой колонке все негативные убеждение о самом себе, которые у него есть.
3. После этого помогите ему превратить негативные убеждения в позитивные. Утверждения должны быть четкими и соответствовать способностям ребенка.
Сначала вы можете показать ребенку пример. Расскажите ему, как вы меняете негативные убеждения о самом себе на позитивные.
Ваши убеждения ребенка в необходимости мыслить позитивно могут не сработать. Дети больше действуют на основе своих чувств, чем убеждений. Привлекать ребенка к действиям, напоминающим ему о его способностях, более действенно, чем рассказывать ему о позитивном мышлении. Помните, что вы имеете большое влияние на ребенка. Используйте это влияние, чтобы повысить его самооценку, но не переусердствуйте.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.71 из 5 на основе
7 оценок.
Развитие ребенка
30.07.2018
Источник