Работа логопеда по развитию речи ребенка

Приветствую Вас, уважаемые посетители моего канала Развиваемся и играемпосвященному детям, их развитию и развлечению.

Задаетесь вопросом, как с пользой потратить время не только для себя, но и для ребёнка?

Вы зашли именно по адресу!

У нас собрано огромное количество интересного материала о развивающих поделках и не только, которые Вы с лёгкостью сможете сделать сами, не затратив при этом много времени.

Подпишитесь на канал ???? здесь ????, и вы всегда будете в курсе новых публикаций.

Также подписывайтесь на группу в ВКонтакте, и в Инстаграмме, там Вы найдёте немало интересного материала!

Переживаете, что Ваш ребёнок не говорит? Желаете заниматься на дому, но не представляете с чего же начать? Надумываете обратиться за помощью к логопеду?

В том случае, когда малыш в возрасте 2,5-3 лет так и не начал разговаривать, без содействия логопеда не обойтись, но кое-что вы сможете сделать и сами.

В этой статье я представлю Вам:

– задания и упражнения для запуска речи не говорящих детей в форме игры;

– необходимые памятки для родителей по запуску речи;

– жестовые игры для детей;

– пальчиковую гимнастику.

Рекомендации родителям.

В данном материале рассмотрим вводный этап работы логопеда-систему занятий, направленных на совершенствование понимания не говорящим ребёнком обращённой речи.

В процессе занятий основной задачей логопедического влияния является приумножение пассивного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния. Для заучивания детям предоставляются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния. С которыми малыши всё время сталкиваются в повседневной жизни, что наблюдают, с чем когда-то действовали.

Работая с молчаливыми детьми лучше не перегружать их пассивный словарь обобщающими словами.

В первую очередь следует уделить внимание обучению деток употреблять слова-глаголы (слова-действия), так как действительно они играют значимую роль в процессе формирования детской речи. К таким глаголам можно отнести слова:

ДАЙ, НА, ИДИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.

Детям младшего возраста предлагают более простые варианты некоторых глаголов.

Например, замена слов: спит – БАЮ-БАЙ; кушает – АМ-АМ; гуляет – ТОП-ТОП; купает – КУП-КУП; качается – КАЧ-КАЧ и др.

С детьми нужно всё время разговаривать, часто проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание еда, прогулка, подготовка ко сну), и всевозможные бытовые моменты (приготовление еды, уборка со стола, мытьё посуды и др.). Эту же работу положено проводить во время всех игр с игрушками, при чтении книжек.

Как общаться с ребёнком?

Родители разговаривают не сложными предложениями, состоящими из 2-4 слов, одни и те же словосочетания используют несколько раз, делают паузы, используют всевозможные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, выделяя ударный слог, он немного растягивается. Из быстрой речи малыш поймёт всего лишь только 2-3 знакомых слова, а новые слова не услышит и не запомнит.

Взрослые часто должны обращаться к ребёнку, задавать разные вопросы. Но не следует требовать от своего дитя немедленного ответа. Таким образом, взрослые задают вопросы, дают паузу, затем отвечают на вопрос самостоятельно. Затем, когда ребёнок много раз слышал названия предметов, брал их и рассматривал, можно просить малыша показать или принести знакомую вещь, совершить с ней какие-либо действия.

Как формируется словарь ребёнка?

Прежде всего это общение. То, что ребёнку сказали, то, чему его научили – то у него и есть. Если с малышом до 3-х лет практически не разговаривают, то и словарного запаса у него конечно не будет.

Спасибо большое за внимание!

Надеюсь статья станет для Вас полезной, ставьте лайки, подписывайтесь на канал “Развивашки для малышей“, у нас ещё будет много интересного. Делитесь ссылкой с друзьями, и смотрите публикации, которые могли пропустить:

– Невероятно полезные упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей 2 – 3 лет

– Топ крутых мотивирующих постеров в детскую

– Поделки из втулок от туалетной бумаги: идеи, достойные внимания, с пошаговой инструкцией

Источник

ЕЛЕНА МАЛЯСОВА
Консультация: Система работы по развитию речи в логопедических группах

Опытным педагогам известно, что в группах для детей с ОНР, воспитанники в начале обучения не владеют навыками рассказывания, зачастую с трудом строят предложения, состоящие более чем из трех слов.

Все это говорит о том, что занятия по развитию речи необходимо проводить по особой системе.

Перечислим отличительные особенности занятий по развитию ре для детей с ОНР.

1. Проведение занятий в рамках определенных лексических тем.

2. Изменение задач и содержания занятий.

3. Максимальное обеспечение занятий наглядным материалом (схемами, опорными сигналами, картинками – символами и др. наглядным материалом).

4. Уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах.

5. Использование определенной последовательности в видах высказывания.

Остановимся на них подробнее.

Занятия по развитию речи в течении одного месяца рекомендуется проводить в рамках двух-четырех лексических тем. К примеру, для сентября первого года обучения, это могут быть темы наиболее близкие и доступные ребенку с нарушениями речи: “Части тела и лица”, “Умывальные принадлежности”, ” Игрушки”;в декабре естественны темы: ” Зима”, ” Новогодний праздник”;в мае: “Лес “, ” Цветы”, “Насекомые” и др.

Такая концентрация внимания на двух-трех темах позволяет:

-детально проработать каждую тему, то есть дать детям большое количество новых для них знаний и представлений;

-значительно пополнить их бедный словарный запас;

– сформировать обобщающие понятия;

-активизировать фразовые высказывания различной степени сложности.

Каковы же задачи и содержание занятий в логопедических группах?

Первая (основная)задача: пополнение, уточнение и активизация словарного запаса. Эту задачу можно реализовать не только на фронтальных и индивидуальных занятиях, но и во время всех режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, прогулка).

Вторая задача: формирование и закрепление грамматических категорий, изученных на логопедических занятиях, а так же контроль за грамматической правильностью речи.

Работу по формированию грамматического строя речи проводит логопед группы, а вот игры на закрепление изученных грамматических категорий можно включать второй частью в занятия воспитателя по развитию речи.Примеры таких игр: “Назови ласково”, ” Большой, маленький”, ” Один много”, “Какой сок? Какой суп?” и тд. Игры необходимо подбирать с учетом лексических тем, изучаемых в этом месяце.

Читайте также:  Роль игрушек в развитии ребенка дошкольного возраста

Третья задача: активизация фразовых высказываний. Составная часть большинства занятий по развитию речи – это ответы детей на поставленные вопросы. Поэтому необходимо четко продумывать каждый вопрос.

Четвертая задача: совершенствование связной речи в различных ее видах. Очевидно, что пока связная речь детей не сформируется в достаточной степени, на занятиях следует использовать только “простые”, не требующих развернутых смысловых высказываний; виды работ: чтение сказок, рассматривание объектов и сюжетных картин, пересказ коротких текстов.

Коллективное заучивание стихов на занятиях в логопедических группах целесообразно проводить, только тогда, когда большинство детей группы овладели правильным и четким произношением звуков. В противном случае, заучивание стихов с неправильно произносимыми звуками, может привести к стойкому закреплению дефектного произношения

Учитывая особенности внимания, мышления и восприятия детей с ОНР, а так же свойственные им речевые трудности на занятиях необходимо максимальное использование различных видов наглядности.Сюда относятся: предметы и объекты, игрушки, предметные и сюжетные картины, серии сюжетных картин, диафильмы, фотографии, иллюстрации, рисунки пр. так как наглядность является фактором облегчающим и направляющим процесс становления связной речи дошкольника. Однако кроме предметов, игрушек, картин,дети с ОНР нуждаются во вспомогательных наглядных средствах: схемах для составления рассказов, опорные картинки-сигналы, различные символы.

Уточнение и активизация значительно большего количества понятий и представлений связана с ограниченностью словарного запаса и знаний детей с ОНР. К примеру изучая тему “Дикие животные” с детьми массовых групп большинство понятий следует активизировать, а не уточнять, так как они знакомы дошкольникам уже в 4-5 лет. С детьми с ОНР, даже в 5-6 приходится уточнять,объяснять смысл слов: копыта, лапы,щетина, клыки, пятачок и пр.

В логопедических группах используется определенная последовательность во всех видах рассказывания, так как детям с ОНР доступны далеко не все виды рассказывания, используемые в массовых группах. Рассмотрим например, как в рамках одной лексической темы “Домашние животные” следует распределить материал в старшей группе, чтобы добиться большего обучающего эффекта.

В начале целесообразно рассмотреть несколько сюжетных картин с изображением на них домашних животных и их детенышей. Затем можно сравнить по картинкам, например свинью и собаку. Позднее можно провести пересказ коротких текстов.Далее детям будут уже доступны такие дидактические игры как: “Назови детеныша”, “Кто чем питается?”, ” Кто какую пользу приносит?”, ” Кто где живет?.

После такой системы работы,детям не составит большого труда: отгадывание загадок и их самостоятельное составления с помощью логопеда и воспитателя. В конце дети смогут уже самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы о домашних животных, в которых отразятся все полученные знания и представления.

Таким образом, если в своей совместной работе логопед и воспитатели будут придерживаться этой системы в работе по развитию речи это поможет у детей с ОНР сформировать связную и грамматически правильную речь.

Литература:

1. Ткаченко Т. А. “Учим детей говорить правильно”. М. ,”Издательство гном и Д”, 2002г.

2. Ткаченко Т. А. “Дневник воспитателя логопедической группы“. М., “Издательство гном и Д”,2002г.

Источник

Ирина Мистейко
Консультация для педагогов «Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР»

Консультация для педагогов «Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Многие ученые занимались вопросом преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Большой вклад в содержание методики коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи внесли Р. Е. Левина, Б. М. Гришпун, Л. С. Волкова, Г. В. Чиркина, Л. Н. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина, В. П. Глухов, В. К. Воробьева и многие другие.

Л. Н. Ефименкова обращает внимание, что общее недоразвитие речи – это комплексное нарушение, в результате которого страдает не только речь, но и оказывается отрицательное влияние на развитие неречевых процессов: память, внимание, мышление, воображение, которые являются базой для развития речи. Именно поэтому обучение детей с общим недоразвитием речи необходимо начинать не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.

Коррекционно-логопедическая работа в соответствии с уровнями речевого развития детей делится на четыре этапа. Основная работа первого этапа – формирование пассивного и активного словаря. На втором этапе главное – формирование фразовой речи. Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи. Главная задача в работе с детьми четвертого уровня речевого недоразвития – подготовка к школе. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря и формированию фразовой речи. Формирование структуры фразовой речиследует начинать с самого простого: накопления слов в пассивный и активный словарь ребенка.

Т. Б. Филичева выделяет следующие специальные образовательные условия, от которых зависит эффективность всей коррекционной работы:

– систематичность проведения занятий;

– распределение материала в порядке усложнения;

– подчиненность заданий выбранной цели;

– чередование вариативности упражнений:

– воспитание внимания детей к своей речи и окружающих;

– разнообразие организационных форм и методических приемов работы с учетом психолого-педагогических особенностей детей;

– дозирование речевых интеллектуальных и физических нагрузок;

– соблюдение охранительного режима;

– осуществление индивидуального подхода к детям, учет личностных и характерологических особенностей детей.

Основная форма организации коррекционно-развивающей работы –занятия, которые бывают групповые (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой коррекционно-развивающего обучения. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся вне занятий, с учетом психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. Тяжесть определения речевого дефекта определяет периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у детей занятия могут проводиться в подгруппе. Подгрупповые занятия – не менее трех раз в неделю.

Продолжительность группового логопедического занятия:

в старшей группе – 20-25 минут;

в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5-10 минут.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с дцп в доу по фгос образец

В зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи Т. Б. Филичева логопедические (фронтальные)занятия подразделяет на следующие типы:

1.Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

а) занятия по формированию словарного запаса;

б) занятия по формированию грамматического строя языка.

2. Занятия по развитию звуковой стороны речи.

Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков, фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельным высказываниям.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

Основной задачей индивидуальных занятий является формирование звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, формирование правильных артикуляционных укладов, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

На всех видах занятий проводится совершенствование моторных навыков, координации движений, ориентировки в пространстве, конструктивного праксиса. Эта работа согласовывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

Решению задач коррекционно-развивающего обучения способствуют и дидактические игры. С их помощью логопед проводит работу по развитию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а кроме того способностей словообразования у детей. Комплексы игр, имеющие огромный спектр вариативности и многофункциональности, применяются в согласовании с лексическими темами, со степенями патологий речевой деятельности детей дошкольников с ОНР.

Т. Б. Филичева подчеркивает, что воспитатель логопедической группы и логопед должны работать слаженно, придерживаясь единых требований коррекционно-развивающей программы. Их правильно спланированная работа дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Во второй половине дня воспитателем проводятся индивидуальные групповые занятия по заданию учителя-логопеда, направленные на автоматизацию поставленных звуков, развитию речевого дыхания, общей и мелкой моторики, лексики и грамматики. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи по подготовке к овладению связной речью проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия рекомендуется проводить в игровой форме с привлечением любимых кукольных персонажей, с использованием различных заинтересовывающих моментов, располагающих детей к общению.

На первом этапе логопед работает над пониманием ребенком речи, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей.В первую очередь отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата; затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге,например: Вова, Оля, Катя, вата и т. д.,потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Когда дети овладевают этим этапом, постепенно усложняется структура слова. Как только у ребенка сформируется даже самый незначительный словарный запас, можно начинать работу над фразой.Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: «Это папа. Вот папа. Папа сидит. Мой папа».Потом в предложение вводится обращение: «Мама, дай мяч».Затем – указательное местоимение: «Это маленький мяч. Это большой мяч».Теперь можно использовать распространенное предложение с прямым дополнением: «Таня везет мишку» и т. д.

На данном этапе работы над фразой не требуется ставить первоочередной задачей грамматическое ее оформление, но формированию понимания грамматических форм нужно уделить большое внимание. Как отмечает Н. С. Жукова, отличительной чертой фразовой речи на первых порах является такое явление, когда «внутри предложения одни синтаксические отношения имеют грамматически правильное оформление, а другие — не имеют, поэтому такое предложение оказывается грамматизированным только частично. Полная же грамматизация разных типов предложений происходит неодновременно и находится в тесной взаимосвязи с усвоением ребенком отдельных грамматических категорий».

Как только ребенок усвоил фразу, пользуется ею в активной речи, можно включить ее в диалог. Для этой цели логопед подбирает дидактические, подвижные игры с речевым сопровождением, дает различные задания, поручения, на которых можно проверить, правильно ли ребенок понимает фразу и умеет ли ее использовать в своей речи. Отработанный речевой материал можно использовать при драматизации русских народных сказок.

Работа c детьми второго уровня ОНР, так же как и с предыдущим уровнем,ведется по трем направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение ее в связную речь.

Логопедические занятия с этими детьми подразделяются на индивидуальные и подгрупповые. Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина обращают внимание, что фронтальные занятия с детьми второго уровня речевого недоразвития проводить нецелесообразно, учитывая их неврологический и речевой статус, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной. Именно поэтому индивидуальные занятия должны носить опережающий характер, так как основная их цель – подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. Продолжительность индивидуальных занятий в начале года – 10-15 минут, спустя 2 месяца время можно увеличить до 15-20 минут.

Количество детей в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2-3 до 5-6 человек) и зависит от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей. В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения. Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные – ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.

Г. В. Чиркина отмечает, что содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:

развитие понимания речи;

– активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

развитие произносительной стороны речи;

развитие самостоятельной фразовой речи.

На данном этапе все подгрупповые логопедические занятия можно разделить на следующие виды по формированию:

– словарного запаса;

– грамматически правильной речи;

связной речи;

– звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры слов.

Читайте также:  Ребенок 8 месяцев песенки для развития

В логопедической работе с детьми второго уровня речевого недоразвития Л. С. Волкова выделяет следующие задачи коррекционно-логопедической работы:

1) Интенсивная работа по развитию понимания слова, направленная на различение форм слова.

2) Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий.

3) Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми ОНР по развитию фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста предполагает обучение верному использованию слов в различных грамматических формах, точному словоупотреблению, последовательному выражению мыслей. Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей. Дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Обогащается словарь антонимами.

Формирование фразовой речи включает в себя работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением. Для этого предлагается система речевых упражнений, дидактических игр, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного (типа «Мышка ест. Мама сидит».) к распространенному.

Л. Н. Ефименкова обращает внимание, что работа по распространению двусоставного предложения идет постепенно. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительного, дательного,творительного падежей: «Даша шьёт юбку. Суп едят ложкой».Затем вводится определение: «Бабочка села на красивый цветок». Потом в предложение вводится косвенное дополнение в форме винительного, родительного, дательного,творительного падежей с предлогом: «Птица сидит с птенцом. Дети играли в интересную игру». И, наконец,вводится обстоятельство: «Мы едем в деревню».

Одновременно формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами). Работа по его грамматическому оформлению начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

После усвоения беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов на, в, за, под, с, к, которые наиболее часто употребляются в речи, затем можно перейти к работе по усвоению предложно-падежных конструкций.

Следующим этапом будет отрабатывание подчинительной связи (управление, при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. Отработку падежных форм нужно проводить по возрастающей трудности их усвоения.Винительный падеж прямого объекта: «Вижу маму. Вижу папу»;творительный падеж орудийности: «Рубить топором»;дательный косвенного объекта: «Дать удочку рыболову»;родительный принадлежности: «Книга брата».

На материале наречий дети усваивают глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание). Сначала нужно отработать пространственные наречия: близко, высоко, справа, слева и т. д., затем наречия,обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, вечером, утром;образ действия: быстро, медленно, тихо, громко и т. д.

Одновременно с работой над структурой предложения ведется работа над интонационной выразительностью. Логопед формирует у детей представления о повествовательной и вопросительной интонации.

После того, как у детей достаточно обогащен словарный запас, связная речь правильно оформлена, дети чувствуют себя уверенней, их речевая активность повышается. Она побуждает их к общению с детьми и взрослыми. На данном этапе логопеду важно помочь ребенку в установлении речевого общения. Эта помощь может быть различного характера,например: поощрение за правильно построенную фразу, сочетание речевой активности с различными формами деятельности (игры, труд, рисование, лепка и т. д., постановка перед детьми посильной речевой задачи.

У детей Ш уровня речевого развития фразовая речь в целом сформирована, по мнению Л. Н. Ефименковой, остаются незначительные элементы аграмматизма в виде неправильного употребления существительных и прилагательных множественного числа в косвенных падежах, неправильного согласования существительных и прилагательных с числительными. Словарь близок к возрастной норме. Остается несформированной связная речь.

Дети с общим недоразвитием речи на первом году обучения не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Причинами этого являются не только речевое недоразвитие, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая утомляемость. Поэтому для проведения фронтальных логопедических желательно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

В обучении детей 3 уровня ОНР выделяют следующие основные задачи по продолжению работы по развитию:

– понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

– произносительной стороны речи;

– самостоятельной развернутой фразовой речи;

– подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

С детьми третьего уровня речевого недоразвитияпредусматриваются следующие виды занятий:

– формирование связной речи;

– совершенствование грамматического строя, словарного запаса;

– формирование правильного произношения.

На третьем этапе основным направлением работы является развитие связной речи, но по-прежнему большое внимание уделяется совершенствованию фразовой речи. Детям дается понятие о слове как о лексической единице. Практически ведется работа над связью слов в предложении, над структурой предложения и его грамматическим оформлением.

Особенность работы с детьми четвертого уровня ОНР заключается в том, что основным направлением коррекционно-логопедической работы является подготовка к школе. Фразовая речь на этом этапе уже сформирована, поэтому работа с детьми направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи.

Логопедические занятия с детьми четвертого уровня проводятся в тех же формах: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные (длительностью 30-35 минут).

Можно выделить основные направления логопедической работыпо формированию произносительных навыков:

– закрепление навыков четкого произношения гласных и согласных звуков;

– усвоение сложных дифференцировок (ть-ч-сь-щ-с; ррь-лль-й);

– употребление в речи слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости («велосипедистки едут на велосипедах» и т. д.).

При работенад лексическими компонентами языка особое внимание уделяется следующим направлениям:

– на уточнение и расширение значений слова;

– на формирование семантической структуры слова;

– на введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь.

На данном этапе можно выделить еще одно направление коррекционно-развивающей работы: обучение детей навыкам практического употребления слов в речи. Большое внимание также уделяется практическому усвоению грамматических форм языка. Закрепляя навыки изменения слов по числам, родам, падежам, лицам, дети учатся правильно использовать усвоенный материал в самостоятельной связной речи.

Задачи коррекционно-развивающей программы реализуются и в работе воспитателя. Взаимосвязь логопеда и воспитателя позволяет создать вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду, что благотворно влияет на преодоление общего недоразвития речи.

Источник