Работа классного руководителя по развитию личности ребенка
МАОУ ЗАРЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Тема выступления: «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»
Выполнила: Спиркина О.В.
Учитель английского языка
Растуново, 2014
Работа классного руководителя по развитию
личностных качеств ребёнка
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет главную роль.
Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить обучающегося в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, личностных качеств, развивать творческий потенциал, готовить к дальнейшей жизни.
Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека. Одни могут меняться в течение жизни, особенно под влиянием социума, другие остаются неизменными. Среди психологов распространено мнение, что многие личностные качества формируются в первые пять лет жизни, а впоследствии они только корректируются.
Личностные качества обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
Одна из главных задач классного руководителя это планирование воспитательной работы на текущий учебный год.
Планирование воспитательной работы классный руководитель начинает с психолого-педагогической диагностики. Различные диагностические методики ставят перед собой такие задачи.
Например: 1) изучение личностных качеств ученика
2) изучение общих и специфических особенностей класса
3) изучение уровня взаимоотношений учащихся
4)учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел
5) отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.
Как происходит изучение личностных качеств?
Принимая 5 класс, классный руководитель начинает изучение класса, используя, во-первых, школьную документацию, во-вторых, психологическую литературу.
Например:
Первый школьный документ – это классный журнал, где можно извлечь информацию об успеваемости учащихся; следующие документы – медицинские карты, личные дела учащихся.
Диагностические методики, такие как «изучение степени переутомления и перегрузки», « изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам», « изучение внимания, памяти», анкеты «кто я?», «знаю ли я себя?» помогают определить личностные качества обучающихся и спланировать воспитательную работу с классом, внести необходимые коррективы в систему воспитания.
При планировании воспитательной работы каждая школа выбирает основные направления.
Основные направления воспитательной работы в школе
Направления воспитательной работы | Задачи работы по данному направлению |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1) Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. 2) Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи. |
Нравственно-эстетическое воспитание | 1) Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности. 2) Создание условий для развития у учащихся творческих способностей. |
Экологическое воспитание | 1) Изучение учащимися природы и истории родного края. 2) Формировать правильное отношение к окружающей среде. 3) Организация работы по совершенствованию туристских навыков. 4) Содействие в проведении исследовательской работы учащихся. 5) Проведение природоохранных акций. |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | 1) Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. 2) Популяризация занятий физической культурой и спортом. 3) Пропаганда здорового образа жизни |
Самоуправление в школе и в классе | 1) Развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива. 2) Развивать самоуправление в школе и в классе. 3) Организовать учебу актива классов. |
Проектная деятельность | 1) Стимулировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе. 2) Научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности. |
Методическая работа | 1) Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей; 2) Оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом. |
Работа кружков и спортивных секций | 1) Сохранение традиционно работающих кружков и секций; 2) Контроль за работой кружков и секций; 3) Увеличение сети кружков и секций. |
Контроль за воспитательным процессом | 1) Соблюдать подотчетность всех частей воспитательного процесса. 2) Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением. |
Выше перечисленные воспитательные направления (задачи) направлены на
– формирование самосознания и ценности человеческой жизни ( своей и других), определение смысла жизни и профессиональной подготовки;
– выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого ученика и реализация их в различных сферах деятельности;
– приобщение учащихся к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа;
– формирование общечеловеческих норм гражданской морали
( доброты, взаимопонимание, милосердия и терпимости по отношению к людям), культуры общения;
– развитие способности к объективной самооценки и саморегуляции в поведении;
– воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;
– воспитание положительного отношения к труду;
– воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;
Работая по этим направлениям, классный руководитель сможет сформировать положительные личностные качества учащихся в соответствии с требованиями современного общества.
Благодаря проводимой работе классный руководитель создает максимально благоприятные условия для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
И хотелось закончить свое выступление стихотворением Ф.Тютчева.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться! Ф. Тютчев
Источник
«Совместная работа классного руководителя, психолога и педагогов–предметников по развитию личности ребёнка»
Степанова Ольга Борисовна,
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 26» г. Зимы Иркутской области
«Мне нужно только одно,
чтобы совместная деятельность
доставляла ребенку удовольствие,
была бы его потребностью.»
С.Соловейчик
Целью моего доклада является обобщение личного опыта по данной
тематике. Эпиграфом я выбрала слова известного советского педагога
С.Соловейчика, т.к. они очень точно отражают смысл моей работы.
Приоритетным направлением работы классного руководителя является
деятельность, направленная на обеспечение процесса личностного роста обучающихся.
В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как высшая ценность, правомерны понятия «личностно– ориентированное воспитание», «личностный подход», причем личностно– ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.
Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом, развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого ребенка и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
Обязанность классного руководителя в этом процессе – вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве.
Структура учебно-воспитательного процесса в классе:
Учителя – предметники
Классный руководитель
Родители
Учащиеся
Вспомогательные звенья
Психолог
Социальный
педагог
Педагоги дополнительного образования
На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Мои классы отличает то, что учащиеся самостоятельны, дисциплинированны, воспитаны, умеют работать, инициативны. В этом мне неоценимую помощь оказывает школьная психологическая служба.
Помощь идет по трем направлениям:
Психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;
Этот процесс осуществляется через систему :
Тематических классных часов: «Правила хорошего запоминания», «Как избежать конфликтов». «Каким мне быть?» и т.д.;
Индивидуальных консультаций по запросу классного руководителя, родителей или самого учащегося;
Тренингов общения: «Глупая обезьяна», «Здравствуйте или привет?»;
Родительских собраний: «Адаптация учащихся», «Психофизиологические особенности учащихся», «Знаете ли вы своего ребенка?»
Уроков психологической культуры: ««Давайте говорить друг другу комплименты…»
Ведение дневников настроения.
Психолого-педагогическая диагностика;
В моём классе были проведены следующие диагностики:
Уровня сформированности общешкольных умений и навыков школьников;
Определение уровня умственного развития по тесту (ГИТ);
Определение уровня тревожности;
Школьной мотивации:
Определение темперамента, ведущего канала восприятия, развитие памяти;
Систематически проводится контроль за межличностными отношениями в коллективе методом социометрии.
3. Коррекционная работа с классным коллективом и учащимися.
Успешность учебного процесса в классе, развитие интеллектуальных способностей ребенка невозможна без сотрудничества с педагогами- предметниками, работающими в коллективе Взаимодействие происходит через
Выборочное посещение уроков с целью изучения организованности, подготовки и успеваемости класса:
Проведение психолого-педагогических консилиумов;
Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Мы анализируем результаты наблюдений за учеником, обмениваемся информацией, договариваемся о способах решения возникающих проблем.
индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так чтобы предупредить возможные трудности и конфликты.
Приглашение учителей – предметников на родительские собрания;
Включение обучающихся в систему внеклассной работы по
предметам; предметные кружки, олимпиады, факультативы, консультации, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных декадах, тематических вечерах и т.д.
6 Тематические классные часы: «Разговор на заданную тему» и т.д.;
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№2 имени И.И.Тарасенко
станицы Выселки Краснодарского края.
«Роль классного руководителя в развитии и самореализации личности ребенка».
Учитель начальных классов
Лысова Ирина Леонидовна
2012 год
СЛАЙД №1- 2.
Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время – время сложное хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль – преподавателя, вторая – воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя – вторая, на самом деле – это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.
Соответственно, меняется роль классного руководителя. Одним из основных принципов духовно-нравственного воспитания – принцип социально-педагогического партнёрства. Классный руководитель, по сути своей, становится координатором между воспитанниками и субъектами социализации.
Главная задача школы – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, т.е. стараться только помочь природе. Это, значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми и самому с ним учиться.
Поэтому для решения этой задачи:
– Надо помочь ребенку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения;
– Помочь ребенку стать творцом;
– Дать навыки саморегуляции, где ребенку не достаточно быть исполнителем, ему нужно принимать на себя роль субъекта своей деятельности. У него формируется собственное отношение к средствам и способам саморегуляции;
– Дать ребенку средство защиты, средства восстановления личностной гармонии, физического, психологического стимулирования, всегда быть в «форме».
СЛАЙД № 3 – 4
Классный руководитель — профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ученика и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.
Цели классного руководителя:
Создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности.
Оказание помощи ученику в решении острых проблем.
Задачи классного руководителя:
1. Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.
2. Защита прав и интересов обучающихся.
3. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
4. Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива.
5. Обеспечение благоприятного психологического климата в классе.
К основным функциям классного руководителя относятся:
Организация деятельности классного коллектива.
Организация учебной работы классного коллектива.
Организация внеучебной жизни класса.
Изучение личности школьников.
Социальная защита школьников.
Работа с родителя.
СЛАЙД №5.
Личность должна быть активной и обладать устойчивостью своей направленности, поэтому необходимо развивать следующие качества:
1. Гуманизм – это любовь к людям.
2. Достоинство – доброта души человеческой, умение противостоять унижению, стремление самовоспитанию, самосовершенствованию, критичность в делах и поступках;
3. Трудолюбие – это авторитет личности, отношение к труду;
4. Коллективизм – осознание в нужности коллективу , исполнение долга перед обществом, проявляется в ответственности, инициативе, не равнодушном отношении коллектива;
5. Воля – результат здорового образа жизни, осознание действия;
6. Коммуникабельность – умение быстро находить общий язык с людьми, ориентироваться в политических событиях, оценивать их.
7. Патриотизм – одно из главных качеств: гордость за Родину, где ты родился, привязанность к месту жительства, принимать роль государства, любовь к своему народу.
8. Бережливость – выражается в отношении к природе, общению с искусством, в эстетике труда и быта.
9. Толерантность – выражается в терпимом отношении к людям другой национальности, вероисповедовании, в уважительном отношении к их традициям, обрядам. (Программа «Толерантность»)
СЛАЙД № 6.
Главная цель моей воспитательной работы – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Одной из воспитательных задач является формирование нравственных отношений:
– Научить любить людей и жизнь.
– Индивидуальное воспитание характера.
– Воспитание без участия в нем самого ребенка не существует.
– Самостоятельная работа ума чувств, самостоятельные поиски жизненных принципов и истины, выработка собственного характера.
СЛАЙД № 7
Воспитательная среда – это гуманное отношение между людьми; взаимоотношения между мальчиками и девочками; взаимоотношения классного коллектива и школьного, детей и взрослых, ученика и родителя, учителя и родителя; отношения к окружающим.
Верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всё укладом жизни, всем духом школы ориентировать его на выполнение нравственных норм – законов жизни, которые созвучны правилам толерантного общения. Вот они:
Делай добро!
Люби и прощай людей!
Относись к людям, так как ты хотел бы, что бы относились к тебе.
Бойся обидеть человека.
Найди свою цель в жизни.
Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись.
Познай себя и мир.
Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое.
Не теряй веры в себя.
Умей дарить радость людям.
СЛАЙД № 8
Работая с ребёнком, использую разные средства оказания поддержки:
Вербализация проблемы: важно помочь ученику сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится. Не менее важным средством является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения её значимости для школьника. Задача учителя на этом этапе – помочь школьнику сформулировать самому проблему, т. е. проговорить её.
Поисковый – организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий её сохранения. Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы, помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и причин, которые привели к затруднению.
Деятельностный – для обеспечения успеха поддерживаю ученика и морально – психологически. И, если надо, прямо защищаю интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями.
Рефлексивный – совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения.
СЛАЙД № 9 – 14
В нашем классе много одарённых детей. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто- то музыкален, кто-то может проявить себя как организатор, кто-то талантлив в спорте. Хочется отметить, что медали, почётные грамоты, похвальные листы, места в олимпиаде не являются самоцелью в работе с учениками. Главное-подготовка к жизни, воспитание творческого отношения к любому делу, стремления добиваться лучшего.
В классе мы проводим много мероприятий, каждый из которых проходит живо, увлекательно, так как дети, готовясь к мероприятию, проявляют творчество, постоянно придумывают что – то интересное. Я вижу, что это им очень нравится.
У нас есть свои традиции – праздник именинника, день общения с природой, праздник успехов,семейные творческие мини-проекты, экскурсии, встречи с духовными наставниками.
На протяжении четырёх лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу, в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечения к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работы с учащимися и их родителями; формирования их самостоятельности и творчества. Хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, инициативностью, стремлением реализовать свои интеллектуальные, творческие способности, самостоятельностью, дружелюбием.
В школе дети приобретают навык общения друг с другом, учатся терпимости, внимательности по отношению друг к другу, открывают для себя непохожесть людей друг на друга. Но это происходит в том случае, если классный руководитель тактично помогает им в этом.
Потом мы приняли Правила класса:
Разрешено | Запрещено |
помогать друг другу радоваться успехам друг друга поддерживать в трудную минуту переживать за неудачи друг друга говорить правду | врать завидовать друг другу радоваться горю другого человека обижать и давать обидные прозвища смеяться над неудачами |
На протяжении четырёх лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу, в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечения к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работы с учащимися и их родителями; формирования их самостоятельности и творчества. Хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, инициативностью, стремлением реализовать свои интеллектуальные, творческие способности, самостоятельностью, дружелюбием.
СЛАЙД № 15
Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения. Воспитание неотрывно от обучения. Авторитет школы создается, прежде всего, на уроке. Моменты воспитания вкрапливаются на уроке в обычную работу: вопросы учителя, ответ ученика, действие учителя и ученика. Поэтому методика обучения детей – это и методика их воспитания. Результаты труда ученика управляют его настроение, отношение к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников. Уметь любить детей – главное в культуре труда учителя.
Можно выделить следующие положения:
1. Личное достоинство каждого неприкосновенно. Путь к сердцу ребенка – доброта, добрый учитель, добрый человек, принявшие участие в судьбе ребенка, обязательно останутся у него в памяти.
2. Лишь тот имеет право требовать от других, кто умеет требовать от себя. В работе учителя особенно необходимо соблюдение единства слова и дела. Если ты сам дисциплинирован, корректен, подтянут, то это можешь требовать от детей, они воспримут это правильно.
3. Постоянная потребность общаться с людьми, жить их нуждами и интересами. Культура начинается с умения слушать, слышать. Слышит – значит, принимает участие в твоей судьбе. Слышит – может означать, что любит. Слышит – значит, воспринимает меня. Слышит – значит, относится ко мне серьезно.
4. Главное – завоевание доверие учеников. Доверие – мера популярности учителя. Наша душа обретает крылья, когда нам доверяют. Это очень важная потребность души.
Поэтому мне близки такие заповеди учителя:
Любить детей, защитить их любовью и правдой.
Не врать.
Постоянно ищи в ребенке богатство его души.
Научи детей думать и любить.
Дари себя детям.
Знай к чему стремиться.
Ни дня без новизны.
Воспитывай, опираясь на природу ученика.
Учитель автор своей программы, системы, методов своего класса.
Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
И в заключении хочется сказать словами народного учителя А.А. Захаренко:
«Я убежден: школа – не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа – возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывая – кто деньги, кто оценки, и считают дни, минуты до отпуска, до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей».
СЛАЙД № 16
Источник