Рабочий материал для развития ребенка от 3 лет

Рабочий материал для развития ребенка от 3 лет thumbnail

В этом посте хочу собрать наши пособия для развития ребенка 3-4-ёх лет, которые мы используем, некоторые еще лежат, ждут своего часа.

Хотелось бы начать вот с этого замечательного методического пособия для планирования занятий с детьми 3-4 лет (есть такие пособия и для других возрастов) – Лункина Е.Н. Растим малыша.

Вначале этого пособия есть рекомендации по режиму дня, по закаливанию, есть советы психолога, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкутьтминутки и другое, затем идут планы занятий на каждый день, также сдесь дается список пособий, которые бут нужны для занятий. В конце приложен списо художественной литературы для занятий (какие сказки, рассказы, стихи вы должны прочитать с ребенком), мультфильмов, а также список музыкального репертуара для детей 3-4 лет. Вообщем это комплексный план по организации занятий с детьми 3-4 лет. Очень рекомендую это пособие, правда сама не смогла ни где его найти в продаже, поэтому пришлось скачать.

Еще хочу показать одно пособие, с которого у нас началась любовь к математике, его тоже не так просто наити в продаже.

Пособие довольно простенькое, но моему малышу оно очень понравилось, на нем мы тренировались закрашивать, считали и учили цифры.

Сейчас мы занимаемся математикой по пособию Е.В.Колесниковой Матиматика вокруг нас. 120 учебно-игровых задания для детей 3-4 лет. Я считаю,что это одно из лучших пособий для этого возраста.

Это довольно таки объемное пособие, с достаточно плотными листами, с яркими красочными картинками, задания разнообразныепомима счета и изучения цифт, много заданий на графоматорику – обвести, раскрасить, провести линии, задания по развитию речи, памяти и внимания. Также сдесь дается много рекомендаций для родителей, какие вопросы задать, на что обратить внимание ребенка и др.Вообщем очень хорошое пособие, позже, я его еще раз буду покупать, так как это мы уже почти прошли.

Другие пособия по математике.

Раньше я считала, что Игралочка Петерсона – это лучшая методика для дошкольников (со старшем прошли почти все), после того как я познакомилась с пособиями Колесниковой, поняла что ошибалась, но Игралочку иногда все же используем для разнообразия.

Е.В.Колесникова Я начинаю считать – это пособие меня немного разочаровало, даже не столько содержанием (содержание похоже на Матиматика вокруг нас), а её объемами всего 8 листов. К ней я купила еще Методическое пособие, с которым я надеюсь наши занятия будут обширнее и интереснее.

К.В. Шевелев Знакомство с числами и цифрами преобрела его, тк уже занимались со старшим подготовкой к школе по Шевелёву, могу сказать, что эти пособия мне понравились больше всех, однако это – восторга не вызвало, простенькое, не большое пособие, но для разнообразия пойдет.

Е.В Колесникова Математические прописи не большое, черно-белое пособие для отработки навыков проведения различных линий, раскрашивания и др. Несмотря на то,что возраст указан 4-5 лет, пособие подойдет и для более раннего возраста.

Матиматика для малышей. Серия “Рабочии тетради для дошкольников” тоже тоненькое черно-белое пособие, также для развития графомоторных функций малыша.

Е.В. Колесникова Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет и Е.В. Колесникова Раз-словечко, два – словечко.

Рекомендую покупать и пособие и метод. рекомендации, так как в метод. рекомендациях дается много дополнительного материала для родителей. Этими пособиями я тоже очень довольна и мы их часто используем, для развития речи, изучения букв и звуков, развития мелкой моторики и графических навыков.

Е.В. Колесникова 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет и Рабочая тетрадь к ней. Слушай, смотри, делай!

500 игр – большое толстое пособие в твердом переплете, однако оформление довольно блеклое, чем то похоже на предыдущую серию, только намного полнее и объемнее. Очень много заданий для развития речи, изучению букв, звуков, математических представлений, развития зрительной и слуховой памяти и многое многое другое.

Рабочая тетрадь к ней идет для отработки графических навыков.

Еще пособия Е.В. Колесниковой Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 3-4 лет и Дорисуй. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет.


Не большие, цветные пособия, для разнобразия, пока лежат, ждут своего часа.

Еще мы используем такие комплексные развивающие пособия в наших занятиях.

Ну вот пока и все, буду очень рада если кому то пригодиться наш опыт.

Источник

Севиль Демирова
Подбор развивающих упражнений для детей 3–4 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

Подбор развивающих упражнений для детей 3-4 лет.

Воспитатель:

Демирова С. Ш.

3-4 года – это период, когда малыш начинает осознавать себя. У него становится более совершенной система координации движений, двигаться он начинает более плавно. У детей проявляются музыкальные способности, им нравится танцевать и петь.

Малыши уже могут играть в компании, сами себя занимают играми, у них проявляется интерес к конструированию, словарный запас стремительно растет. Ребенок начинает употреблять слова, которые услышал от взрослых, обороты речи становятся сложнее, он начинает высказывать свое мнение.

Возраст 3-4 лет — это прекрасное время для того, чтобы развивать творческие способности детей. Можно лепить из пластилина или соленого теста. Для ребенка в возрасте 3-4 лет интересны занятия рисованием. Юные художники с одинаковым удовольствием рисуют карандашами и малюют красками, нравятся им фломастеры и цветные мелки.

Развивающие игры для детей 3-4 лет включают в себя игры разной направленности, они тренируют память, мышление и воображение. «Какой цвет, как называется, что это?» — ежедневные вопросы маленьких исследователей.

Читайте также:  Онлайн игры для развития ребенка 4 года

Ребенок каждый день узнает новое, интересуется происходящим в мире. Занятия в 3-4 лет должны включать в себя комплекс упражнений: развитие мелкой моторики, цветовое восприятие, изучение цифр, окружающего мира, природы.

Комплекс игр и игровых упражнений:

Игра : «Я и моя семья».

Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса; обогащение представлений о семье.

Игра : «Мышиная семья»

Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям массажные движения, дети повторяют их за воспитателем. Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно.

Раз гостила у меня

Вся мышиная семья:

(круговые движения одной ладошки по другой)

Папа-мышка,

Мама-мышка,

Мышь-дочурка,

Мышь-сынишка

И ещё сынок-мышонок –

Самый маленький ребёнок.

(растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого)

Вот такая у меня

Раз в гостях была семья!

(круговые движения одной ладошки по другой)

Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки»

Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже не возникает затруднений при выполнении упражнения, можно предложить сделать тоже самое одной рукой или пользуясь двумя большими пальцами (указательными).

Игра с прищепками «Маленькие помощники»

Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке) развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив их прищепками соответствующих цветов.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал,

(плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой.

Вот последний лист

с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Укладывают ладони на коленки).

Игра-тренажёр «Запасливый ёжик.

Познакомьтесь- это ёжик,

Он знаток лесных дорожек.

Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок, на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.

Пальчиковая гимнастика «Наши уточки».

Наши уточки с утра —

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда —

Га-га, га-га.

(сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными — получится раскрытый клюв)

Наши гуленьки вверху —

Гу-гу, гу-гу.

(поднять руки вверх и помашите кистями)

Наши курочки в окно —

Ко-ко, ко-ко.

(постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом)

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»

(выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать).

Игра «Шаловливый котёнок».

Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок.

Игра «Разрезные картинки».

Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком. Для игры дети могут объединяться в пары.

Игра «Накорми колобка».

Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на месте рта, крупную крупу (фасоль, горох).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы «Колобок не подавился».

Игра «Собери бусы».

Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.

Игра «Угадай игрушку».

Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их.Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это. (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке,называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

Игра «Про кого я говорю».

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида,например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

Игра «Скажи какой».

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий»).

Игра «Кто больше увидит и назовет».

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши,одним словом можно сказать: заяц длинно. ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий, значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

Источник

Родителям важно разбираться в различных пособиях, в том числе знать, какие развивающие книги для детей 3–4 лет предлагаются и какие лучше использовать. В то же время есть и такие, которые надо обойти стороной. Предлагаем небольшой обзор самых полезных книг современных авторов.

Читайте также:  Периоды развития ребенка в детстве

Описание возраста

3–4 года – это время, когда у ребенка возрастает познавательный интерес, ему хочется знать буквально все. И это – время для наиболее продуктивного обучения. Малыш, как губка, впитывает всю информацию, задает огромное число вопросов, иногда даже ставя родителей в тупик.

Вот почему важно подобрать и использовать качественные бумажные пособия, которые помогут крохе наилучшим образом узнать окружающий его мир. Это книги, зачастую иллюстрированные или «с секретом», наборы карточек, всевозможные таблицы и схемы.

Познавательные

«Секреты человека» Л. Стовелл

Книга поможет познакомить ребенка с внутренним строением человеческого организма, покажет работу различных систем органов в красочной и наглядной форме. Содержится следующая информация:

  • о дыхании;
  • пищеварении;
  • скелете и мышцах;
  • мозге;
  • органах чувств.

На страницах имеются отвороты, которые делают процесс знакомства более интересным. Родитель может прочесть текст, после чего – дать время ребенку на знакомство с картинками.

Серия «Кем быть» Карповой Инны

Эти небольшие книги помогут познакомить малыша с профессиями в увлекательной и наглядной форме. Картинки помогут четко понять специфику того или иного рода деятельности, например, пекаря, портного, шофера. Большой объем информации передан наглядно, ненавязчиво, вызывает желание узнать побольше.

Карьера Пресс, Серия «Кто у нас живет на даче»

Это пособие даст возможность познакомить ребенка с животными, которые обитают в пригороде. В книжках серии присутствует не только познавательный, но и развивающий элемент, они содержат несколько задач, благодаря которым малыш сможет потренировать свое мышление, логику, внимание, умение сосредотачиваться. Серия состоит из двух частей:

  1. Птицы.
  2. Букашки.

Можно предложить малышу обе, поскольку рассматривается различный материал.

Для внимания и памяти

Султанова Марина «Развитие внимания и памяти»

Яркое красочное издание для детей 3–4 лет с наклейками, простыми и лаконичными, которые не будут отвлекать внимание малыша. Задания интересные и разнообразные, однако некоторые родители отмечают, что для трехлеток они подходят идеально, а вот малышам постарше уже довольно просто и неинтересно.

Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей. Андрей Кашкаров

Данное издание отличается небольшим объемом, предназначено для ознакомления родителями, однако содержит задания для дошкольников. Сначала рекомендуется ознакомиться с теоретическими основами, затем – позаниматься с ребенком, выполнить несколько упражнений.

Методика формирования у дошкольников классификационных навыков. Сидорчук Т.А., Лилюх С.В.

Представляет собой методическое пособие, целью которого является активизация творческого потенциала у детей. Содержатся задания следующего плана:

  • развитие воображения;
  • изучение понятий «пространство», «объект» и «признаки объекта»;
  • развитие логики;
  • усиление творческих способностей дошколят.

Книга разделена на три части, первая посвящена формированию навыков пространственного ориентирования, проще говоря – содержит задания типа «да-нет», направленные на то, чтобы сформировать у ребенка четкое представление о пространстве.

Приведем пример задания.

Отгадай число от 1 до 100. Ведущий (родитель) загадывает число (предположим, 26), задача ребенка, задавая простые вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет», угадать это число. При этом простого перечисления цифр быть не должно. Вот хорошие вопросы:

  1. Это число меньше 50? (родитель отвечает «да»).
  2. Это число больше 20? (родитель подтверждает).
  3. Это число больше 30? (нет).

И так далее. Важно научить ребенка задавать вопросы не наобум, а таким образом, чтобы отсекать как можно большее число неправильных вариантов. Например, первый вопрос из списка поможет убрать сразу 50 цифр, от 50 до 100. Аналогичных задач в пособии очень много.

Задания из второй части книги помогут познакомить малыша с предметами и реалиями живой и неживой природы, их классификацией. Основная форма работы – такие же вопросы типа «да/нет».

Наконец, третья часть подготовит малышей к самостоятельному составлению ситуационных загадок, то есть станет отличным тренажером логики и фантазии, умения не просто видеть какой-либо предмет, но и понимать его характеристики, в том числе неочевидные.

Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду»

Это пособие для педагогов детских садов могут использовать и родители для развития малыша в домашних условиях.

Основной целью является формирование из дошкольника творческой мыслящей личности, которая способна искать нестандартные варианты решения задач. Конечно, пособие ориентировано в первую очередь на работе в ДОУ, однако отдельные элементы и задания могут быть взяты на вооружение родителями. Так, очень интересными представляются рекомендации, размещенные во введении:

  1. Проводить любое обучение ребенка в естественной для него среде, легкой и непринужденной обстановке, не навязывая скучные уроки, а превращая их в игру.
  2. Использовать специальную игрушку-помощника, которая будет предназначена исключительно для этих целей.
  3. В конце каждого занятия проводить с «учеником» анализ того, что удалось узнать, что получилось, а что – не очень, в чем была причина неудач.
  4. Использовать «тризовский подход» не только в обучении, но и в быту.

Большая часть задач ориентирована на возраст 4+, но отдельные примеры могут быть адаптированы для трехлеток.

Развитие речи

Малышам от 3 лет можно предложить рабочие тетради для детей-докшолят. Благодаря увлекательной и легкой форме изложения материала ребенок без проблем освоит даже самые трудные звуки, расширит словарный запас тематической лексикой, поможет освоить связную речь.

Задача родителей – подсказать малышу, как выполняются задания, показывать пример правильного произношения.

С окошками

Для малышей 3-4 лет особую ценность в книжках приобретает их красочное оформление, вот почему наиболее интересны для них цветные книжки с окошками. Преимущества подобных изданий:

  1. Возможность развития мышления, памяти, воображения в легкой ненавязчивой форме.
  2. Ребенок выполняет разноплановые задания одно за другим, учась переключаться с одного вида деятельности на другой.
  3. Узнает новую информацию, запоминает внешний вид различных объектов реального мира.
  4. Если использовать различные варианты литературы с окошками на одну и ту же тему, у ребенка сформируется понятие о том, что каждый объект действительности может быть представлен в различных интерпретациях.
Читайте также:  Индивидуальная программа развития и обучения одаренного ребенка

Итак, рассмотрим список лучших книг для малышей, популярных у современных родителей. Прежде всего, это Брукс Фелисити «Мои первые слова». Это целая серия детских книжек, изготовленных из плотного картона, каждая из них способна стать любимой у маленького «читателя». Вот некоторые издания из серии:

  1. «Играем и учим цвета». Помогает решить актуальный для многих родителей вопрос о том, как познакомить малыша с миром цветов и оттенков в легкой непринужденной форме. Страниц немного, всего 16, но материал важный и интересный, подан в доступной для восприятия ребенком форме. Особенно понравится дошкольникам большое количество окошек.
  2. «Мой первый словарик». Очень интересное пособие с окошками для детей, которые учатся читать. Используются два типа заданий: слова скрываются под картинками с изображением животных и наоборот, под словом скрыто изображение предмета или существа.
  3. «Играем и учим числа». Красивое красочное издание, благодаря которому ребенок в наглядной форме получит представления о числах. Структура книжки очень проста: каждому числу посвящен собственный разворот, открыв который, ребенок попадает на яркие цветные страницы, в центральной части которых – окошко. Раскрыв его, можно увидеть определенное число предметов или живых существ.

Познакомить ребенка с геометрическими фигурами помогут книги «Кто бывает высоким» и «Кто бывает круглым». Издания яркие и красочные. Главными их персонажами являются животные.

Русское издание с картинками Елены Цветаевой «Где живет птичка» выполнено в позитивном добродушном стиле и помогает ребенку познакомиться с миром лесных обитателей и их жилищами. Главный герой – забавный щенок – непременно придется по вкусу детям 3-4 лет. Единственная сложность – родителям придется первое время читать текст, но очень скоро дети запомнят несложные фразы и смогут сами перелистывать страницы, проверяя, где кто живет.

Еще полезные книги

Вот еще несколько вариантов книжек с окошками для детей 3-4 лет:

  • «Волшебные створки». Позволяет малышу в ненавязчивой легкой форме получить информацию о строении человеческого тела и узнать массу других полезных фактов.
  • «Железная дорога». Позволяет «заглянуть» внутрь вагонов, узнать, что такое вагон-ресторан, как работает машинист, почему движется состав, какие кнопки и рычаги есть в кабине машиниста, в чем специфика высокоскоростного поезда и многое другое.
  • «В саду». Эта книжка с клапанами предполагает знакомство малыша с растительным миром, есть 4 задания на поиск предметов (например, найди картинку подсолнуха, цветущего и отцветшего). Очень важно правильно выполнить все задания одновременно. Подсказка имеется на последней странице пособия.
  • «В море». Знакомит с ребенком с миром обитателей моря и океана. Также есть 4 задания, 20 предметов для поиска.
  • «В лесу». Ребенку предстоит найти тайник для белки, познакомиться с местом жительства большой жабы, узнать интересный факт о летучих мышах.
  • «В джунглях». Еще одно занимательное пособие для изучения мира дикой природы. Дети узнают об особенностях хамелеона, попробуют найти следы слона, жирафа и бегемота, обнаружат льва, пантеру и розового фламинго. И, конечно, выполнят стандартные 4 задания. Книжка очень яркая, красочная, имеет все шансы на то, чтобы стать любимой.

Все перечисленные издания увлекательные и красочные. Однако следует отметить такие недостатки:

  • довольно внушительная стоимость;
  • если приобрести только одно подобное пособие, велик риск того, что оно быстро надоест малышу;
  • некоторые книжки снабжены текстом, поэтому без участия родителей обучающий процесс не продвинется.

Однако достоинств, без сомнения, больше.

Наборы карточек

Кроме книг для 3-4 лет можно использовать специальные карточки, плюсы и минусы которых представлены в таблице:

ПреимуществаНедостатки
Помогают ребенку узнать много нового об окружающем миреДорогая стоимость готовых наборов
Яркие и красочныеЕсли ребенок не приучен к порядку, может растерять в первый же день
Могут использоваться в различных играх и упражненияхНекоторые содержат текст, поэтому, если малыш не умеет читать, без помощи родителей не обойтись
Материал можно изучать постепенно – сначала показать ребенку несколько каточек, постепенно их число увеличитьОдни и те же карточки могут надоесть
Разнообразие вариантов – можно без проблем учесть вкус конкретного малышаВсе, что малыш хочет знать об окружающем его мире, невозможно уместить на небольшую по размерам карточку

В целом, плюсов много, карточки можно использовать для работы с дошкольниками, но они не должны стать единственным способом познания мира.

Очень хороший вариант – Гита Сташевская «Величина, цвет, форма. Набор развивающих карточек для детей 3-4 лет». Он снабжен «волшебным» маркером, поэтому забава обещает быть интересной. Есть следующие типы заданий:

  1. На поиск. Обвести все квадраты и окружности и найти самый большой круг.
  2. Соединение. Провести линию, объединяющую цветки одинакового цвета.
  3. Рассуждение. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу.
  4. Рисование. Специальный лист дает возможность изобразить «каляки-маляки».

В целом, развивающих пособий для 3-4 лет довольно много, самое главное при выборе – ориентироваться на вкус конкретного малыша, покупать те, которые будут ему полезны и интересны.

Источник