Рабочая программа раннего развития ребенка

Образовательная программа раннего развития детей 4-6 лет.
Срок реализации 1 год.
Пояснительная записка
Актуальное обоснование программы.
Известно, что дошкольная пора – старт к развитию личности, во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека. Это период начального знакомства с окружающим миром, культурой, общечеловеческими ценностями, приобретения навыков и умений.
Самым ответственным периодом для развития ребенка, является предшкольный период, когда ребенка необходимо морально и физически подготовить к переходу на другой социальный статус «школьник». В этот период необходимо акцентировать внимание на развитии мелкой моторики, речи, коммуникабельности, способности задерживать внимание от 15 до 20 минут, на обучении навыкам пользования письменными принадлежностями, наблюдательности и организованности.
Отсюда и возникает необходимость обучения дошкольников по программам, обеспечивающим преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Методологическая основа программы, ее цели и задачи.
Педагогический процесс раннего развития детей строится в соответствии с принципами:
– подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
– бережное отношение к каждому воспитаннику;
– индивидуализация и дифференциацияобучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого;
– системность и последовательность, обеспечивающих взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений;
–сочетаниеигровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей.
Главная цель программы:
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста, основанное на развивающем обучении, личностном подходе к ребенку.
Основные задачи программы:
1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием.
2. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
3. Развитие наглядно-образного и логического мышления, внимания, памяти, сообразительности, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
4. Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
5. Воспитание у детей чувства коллективизма, уважения к педагогам и взрослым людям, приучение детей к дисциплине, навыкам самообслуживания.
6. Создание в группе благоприятных психолого-педагогических условий для творческой самореализации каждого ребёнка.
Организация образовательного процесса.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста (4-6 лет) и рассчитана на 1 учебный год.
Перечень занятий:
• подготовка руки к письму;
• английский язык;
• развитие мелкой моторики, через занятия техникой лепки «Тестопластика»;
• развитие речи.
Формы занятий – групповые, с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Число обучающихся в группе тесно связано с психическими и возрастными особенностями детей: 5-6 человек – для детей 4-5 лет; 6-7 человек – для детей 6 лет.
Продолжительность одного занятия в соответствии с нормами СанПиН
составляет 30 минут. Во время занятий предусмотрены 5 минутный перерыв для снятия напряжения и отдыха. Между занятиями одного дня, предусмотрен 5 минутный перерыв.
Максимальная дневная нагрузка для детей – 2 занятия.
Максимальная недельная нагрузка: 4 занятия.
Структура программы
«Центр раннего развития «Всезнайка» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, состоит из 4 образовательных разделов и ряда итоговых мероприятий.
Развитие речи
Развитие связной речи, обогащение словарного запаса, учатся выражать мысль в форме неполных и полных предложений, коротких текстов, составлять рассказы по картинке, поддерживать диалог, голосом показывать различные интонации, рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Подготовка руки к письму
Учатся правильно захватывать и удерживать карандаш, ручку. Учатся ориентироваться на тетрадном и альбомном листе. Учатся штриховать, обводить по контуру узоры и рисунки предметов различной конфигурации, определять направление движения (от себя, направо, налево, вверх, вниз, вперед, назад), самостоятельно составлять узоры и рисунки, прописывать элементы букв и цифр.
Английский язык
Учатся понимать иностранную речь, слушают и повторяют английские слова, накапливают лексику, слушают учебные аудиозаписи, смотрят мультфильмы на английском языке, играют в развивающие игры.
Развитие мелкой моторики
Учатся пользоваться инструментами для лепки, учатся готовить тесто для лепки, выполнять фигуры их теста и раскрашивать их. Составляют композиции по программе «Окружающий мир».
Итоговые мероприятия по программе предполагают организацию и проведение обобщающих и итоговых занятий по пройденным темам, дидактических игр, направленных на развитие внимания, памяти, мышления и воображения ребенка, тестирование по различным методикам уровня подготовки к школьной жизни.
2.Ожидаемые результаты
Основные результаты интеллектуального развития ребенка:
• Умение понимать, направлять и удерживать внимание в соответствии с целью деятельности;
• Умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, с одного этапа деятельности на следующий;
• Способность на длительный период удерживать внимание в процессе умственной деятельности;
• Умение пользоваться письменными принадлежностями;
•Умение ясно и последовательно выражать свои мысли, используя различные виды предложений;
• Умение выполнять односложные и многосложные фигуры из пластичного материала, составлять из них композиции;
• Умение правильно повторять английские слова (минимального запаса), понимать их значение и применять в речемыслительном процессе;
Основные результаты нравственного развития ребенка:
• Преобладание познавательных интересов и мотивов, связанных с интересом к окружающему миру;
•Умение оценивать свои поступки и события (хорошо-плохо, правда-неправда, добрый- злой, честный- нечестный и т.д.)
Основные результаты социального развития ребенка:
• Активность в общении;
• Умение вступать в диалог, поддерживать его (задавать вопросы, отвечать на них);
• Первичная адаптация к школьному режиму.
IIУчебно-тематический план
4
1
3
1.4
Точечный рисунок каплей (рисование каплями разноцветной краски из пипетки)
6
–
6
1.5
Быстрый карандаш (контуры, штриховка дорисовывание контура рисунка, раскраска)
8
2
6
1.6
Рисование по клеткам в тетради (прорисовка клеток, составление узоров, дорисовка фигур, рисование письменных элементов)
10
–
10
1.7
Итоговое – Графический диктант, выставка рисунков
1
1
II
Развитие мелкой моторики, через занятия в технике «Тестопластика»
36
5ч.15мин
30ч. 45 мин.
2.1
Приёмы лепки, Изготовление мелких орнаментальных деталей.
1
15 мин.
45 мин.
2.2
На просторах зеленого листочка
8
1
7
2.3
Приятного аппетита
6
1
5
2.4
Морское дно
7
1
6
2.5
Лесная сказка
7
1
6
2.6
Моя семья
6
1
5
2.7
Итоговое – выставка работ
1
1
III
Развитие речи
36
11
25
3.1
Правильное произношение звуков
8
2
6
3.2
Говорим и дышим правильно
8
2
6
3.3
Вопрос-ответ
5
2
3
3.4
Законченная фраза
5
2
3
3.5
Составление рассказа
5
2
3
3.6
Гимнастика для развития мышц лица и двигательной функции языка
4
1
3
3.7
Итоговое–декламированные стихов
1
1
IV
Английский язык
36
9
27
4.1
Устная речь на английском языке. Знакомство со словами.
7
3
4
4.2
Игры на правильное произношение и употребление английских слов.
8
8
4.3
Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи.
6
1
5
4.4
Повторение слов за педагогом или диктором с фонозаписи.
8
4
4
4.5.
Просмотр развивающих мультфильмов с изучением английского языка
2
2
4.6
Постановка сказки «Лиса и заяц» на английском языке.
4
1
3
4.7
Итоговое занятие – Инсценировка сказки «Лиса и заяц» на английском языке.
1
1
Итого:
144
25ч.15 мин.
118ч.85мин.
Содержание программы
Важнейшим компонентом образования дошкольников является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Этим обосновывается перечень предметов, включенных в учебный план:
– Развитие речи;
– Развитие мелкой моторики;
– Подготовка руки к письму;
– Английский язык.
Занятия по данным направлениям позволяют решить не только задачу развития детей, но и, что очень важно, удовлетворить их потребности в различных видах деятельности (игра, рисование, различные виды познавательной деятельности, общение с взрослыми и детьми).На всех занятиях большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей.
Раздел«Развитие речи»
Тренинг правильного произношения звуков, слов. Тренинг правильного дыхания. Игры на составление полных предложений, коротких текстов, рассказов по картинке, поддержку диалога, вопросы и ответы и т.д. Разучивание текстов: стихи, проза, монолог, диалог.
Раздел «Развитие мелкой моторики» Знакомство с инструментами, используемыми в работе с соленым тестом: сетки, скалка, карандаш, ножницы, доска. Правила безопасной работы с ними.
Знакомство с рецептом изготовления соленого теста. Знакомство с приемами лепки, способами соединения деталей, раскраска изделий.
Выполнение композиций из соленого теста на темы, отображающие окружающий мир: насекомые, морской мир, животные, транспорт, продукты питания, люди.
Раздел«Подготовка руки к письму»: Физические упражнения для развития детской руки, игры для совершенствования детской моторики (игры с пальчиками, ладонями, кистями, кулачками). Игры с игрушками: юла, волчок, барабанные палочки. Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке,дорисовывание предметов с помощью карандаша. Работа в ограниченном пространстве (рабочей строке или клетке). Штриховка наклонной горизонтальной линией. Штриховка горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями. Обводка по контуру. Узоры и рисунки предметов различной конфигурации. Раскрашивание прозрачных предметов. Самостоятельное составление узоров и рисунков. Рисунок по образцу. Вырабатывание навыка правильно ухватывать и держать карандаш, ручку. Знакомство с тетрадью, рисование по клеткам. Правильная посадка и расположение тетради при письме. Тренировка зрительной памяти.
Раздел «Английский язык»: Слушаем и повторяем английские слова.
Игра на правильное произношение и употребление слов. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи.
Знакомство с названиями животных, игрушек. Использование РО Thisis… для составления собственных песенок. Магазин игрушек. Знакомство со структурой: Please, give me a dog/ Can I have a dog, please?
Я и моя семья. Чувство любви и взаимного уважения в семье. Помощь старшим. Обязанности детей в семье. Британская королевская семья. Знакомство с рождественскими традициями англоязычного мира. Знакомство со структурой “I HAVE…”. Знакомство с английским счетом.
Цвета. Раскрашивание воздушных шариков в цвета: red, yellow, green, blue. Игра: «В цветочной стране». Глаголы движения( tosleep, todance, toeat). Названия спортивных и детских игр. Активизация новой лексики – знакомство с конструкцией “I liketo… (run, play)”. Информация о странах изучаемого языка через героев сказок. Разучивание стихов, считалок.
Что мы едим, чтобы быть здоровыми. Знакомство со словами: tomato, potato, pineapple. Английский чай. Традиционный английский способ заваривания чая. Удивительные привычки англичан в еде.
Названия продуктов питания – угощение для сказочных героев. Разучиваниесчиталки.”Apples here, apples there”. Праздники. Мы идем в гости. День рождения. Разучивание песенки “Happybirthdaytoyou!”. Правила поведения за столом. РО“May I comein? May I goout?”. Игра «Теремок». Как красиво накрыть праздничный стол. Активизация в речи изученных стихов и песенок.
Мое тело, моя одежда. Знакомство со словами: head, shoulders, knees, toes, eyes, ears, mouth, nose. Тренировка в употреблении речевых образцов It’smyhead. I havetwolegs. I have a red dress (and blue shoes).
Дом, в котором мы живем, мой город. Слова: window, door, table, floor. (+рисование). Как пользоваться бытовыми приборами. Активизация лексики по теме «Мой дом. Комнаты. Мебель». Аудирование слов, игра «Покажи». Названия комнат и предметов мебели РО: I have… He has… May I come in? Iplayinmyroom. Временагода, погода. Лексические структуры для понимания и говорения:It’sraining, It’ssunny… Rh: “Rain, rain, goaway”. Игра «Угадай время года». Инсценировка сказки «Лиса и заяц».
Условия реализации программы
Для реализации учебно-воспитательного процесса программа укомплектована методическими, дидактическими и демонстрационными материалами. Дидактический и методический материал разрабатывается педагогами совместно с методистом и оформляется в приложениях к программе.
В ходе занятий используются технические средства: Видео-проектор, ПК, сеть Интернет.
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска передвижная.
Каждый учебный кабинет (класс) оформлен в соответствии с направлением, оснащен мебелью, оборудованием. Для улучшения организации учебно-воспитательной деятельности учреждение ежегодно приобретает материальные средства.
Учебно-методическое обеспечение: плакаты, литература, обучающие карточки, развивающие игрушки (юла, волчок, палочки), доски для лепки, стеки, кисти, карандаши простые, карандаши цветные, краски, чинилки, ластики, ручки шариковые, мелки, подставки для карандашей, тетради, альбомы, книжки-раскраски, стаканы-непроливашки, прописи 0+, ксероксная бумага, дидактический материал по направлениям деятельности, наглядные пособия, материал для лепки, переносные доски.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал.
Методическое сопровождение образовательного процесса
Методическое сопровождение осуществляется методистом и педагогами высшей и первой квалификационной категории.
На заседаниях методического объединения:
• Рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства педагогических работников в тесной связи с результатами педагогического процесса;
• Изучается и обобщается опыт работы педагогов по различным направлениям деятельности или по проблеме, касающейся организации учебного процесса.
Формы и методы организации образовательного процесса.
Центр раннего развития создает необходимые условия для успешного освоения обучающимися образовательных программ, посредством выбора оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
Устная подача материала и практические занятия, игры,
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
Наглядный: показ материалов, иллюстраций, наблюдений. Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Список источников:
1. Бородина О.В., Донецкая Н.Б. «Englishisfun» – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. -М. Педагогическое общество России, 1998.-147с.
3. Гаврина С.Е. Природа вокруг нас. Узнай и назови. (для детей 4-5 лет).- Ярославль, «Академия развития», 2005
4. Гаврина С.Е. Окружающий мир. Тесты для детей 6-7 лет.- Ярославль, «Академия развития», 2006
5. Дурова Н.В. Ступеньки грамоты. – М..: Школа – Пресс, 1996.-123с.
6. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир:дидактический материал к занятиям в подготовительной группе.-Волгоград:Учитель, 2008.-217с.
7. Клементьева Т.Б. «Счастливый английский. Занимательные игры и упражнения» – М.:Дрофа, 1995.
8. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками-М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000г.-224с.
9. Лукьянова А.В. Знакомство с окружающим миром. Обучающие тесты для детей 4-5 лет. – Ярославль, «Академия развития», 2007
10. Лыкова Л.Л. «Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников» – Ярославль: Академия развития, 2006.
11. МалышеваН.И. «Секреты английских звуков» – М.: АСТ-Пресс, 1997.
12. Математика до школы//Авт.-сост. А.А.Смоленцева, О.В.Суворова. СПб., 2000.
13. Нехорошева А.В. «RhymeyourEnglish» – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
14. Носова Е.А. “Педологическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений”. – Л.: 1990г. стр.47-62.
15. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-272с.
16. Пугина А.В. Комплексные занятия в подготовительной группе. Математика. Развитие речи. Обучение грамоте. Окружающий мир.-Волгоград: Учитель, 2008.-249с.
17. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Сохина Ф.А., М., «Просвещение», 1984 18. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн./Под ред.О.С.Ушаковой.-М.:ТЦ Сфера, 2013.-272с.
19. Родаева О.Е. «Английский для детей» – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
20. Точилина А.К. Супертренинг. Английский язык. –Минск, «ТетраСистемс», 2010 21. Тестовые задания для проверки знаний детей «Готов ли ты к школе?», Весна-дизайн, Киров,2009
22. Шишкова И.А.,Вербовская М.Е. «Английский для дошкольников» -М.:Росмэн, 2002
23. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» – ООО «Издательство Астрель», 2002г.
24. Хамидулина Р.М. Развитие речи. Подготовка к школе. Сценарии занятий.-М.:Издательство»Экзамен»,2009.-318с.
25. Чаус Е.А., Попова Г.П. Определение готовности к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям. Развивающие игровые занятия.- Волгоград: Учитель, 2007.-90с.
26. Юдин Г. Букваренкина школа. – М., 2001
27. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1991.
Источник
Филиал «Карай – Салтыковский»
МБОУ «Красивская СОШ»
Рабочая программа раннего развития
для детей от 2 до 4 лет
Рабочая программа группы раннего развития
для детей 2- 4лет «Карапуз»
Паспорт программы
Наименование программы
Факультатив «Карапуз»
Цель программы
Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы
1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
3. Снижение излишней двигательной активности, тревожного состояния.
4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Важнейшие целевые показатели программы
У детей сформируется мотивация, эмоциональная готовность к поступлению в детский сад, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.
Исполнители программы
Воспитатели
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает “зону ближайшего развития”, программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Разработка рабочей программы «Карапуз» обусловлена:
1. Нормативно- правовой базой:
постановлением Правительства РФ от 12.09.08г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
приказом Минобрнауки России №655 от 23.11.2009г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
проектом Закона «Об образовании»;
2. Социальным заказом родителей
Настоящая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М.И.Лисиной.
Программа предусматривает организацию работы с детьми 2-4 лет в количестве 36 занятий с режимом проведения 1 занятия в неделю с сентября по май включительно. В месяц проводится четыре встречи, на них организуются познавательные, дидактические игры, музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой (в соответствии с планом).
Длительность занятия 25-30 минут.
В программе выделяются два раздела:
1. Встречи с детьми и их родителями 1 раз в неделю.
2. Работа консультационного пункта для родителей (по запросу).
Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
В каникулярное время дети приглашаются в группу на развлечения.
Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы : Оздоровительные:
Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками,
используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.
Образовательные:
вызвать у детей радость от общения с окружающими;
побуждать детей к самостоятельной деятельности;
формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;
формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.
Воспитательные:
Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.
Способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка
Способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.
обеспечивать потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;
Развивать любознательность;
обеспечивать комфортные условия пребывания в МАДОУ.
Для родителей:
оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;
формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Условия реализации программы:
1. Систематическое проведение образовательной деятельности. Для этого имеется наглядно-методическое обеспечение.
Допускается в рамках образовательного процесса использование содержания других парциальных программ для детей раннего возраста:
Программа воспитания, обучения и развития детей до 3 лет «Кроха».
2. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностноориентированное развитие ребенка.
3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
4. Использование дополнительного материала для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, стихотворениями и т.д.
5. Методические рекомендации по каждому направлению.
6. Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
7. Сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.
Практическая реализация
Данная программа реализуется воспитателями и другими специалистами на групповых, индивидуальных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.
Характеристика форм работы с детьми:
Вся работа проводиться в игровой форме и по разным направлениям.
Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:
Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);
Продуктивная деятельность (художественно – изобразительная, конструирование, ручной труд);
Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры)
Коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература
Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).
Примерная схема организации образовательной деятельности:
1. Гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Настройка на образовательную деятельность, привлечение внимания детей (1-2 мин.);
2. Дидактическая игра, создающая мотивацию к образовательной деятельности (3-5 мин.);
3. Затруднение в игровой ситуации. Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему образовательной деятельности (1-3 мин.);
4. «Открытие» нового знания или умения (5-7 мин.);
5. Воспроизведение новой типовой ситуации. Проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в учебной тетради, сопровождаемая объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала (5-7 мин.);
6. Физминутка, динамическая пауза и т. д. (3-5 мин.);
7. Повторение и развивающие задания (5 мин.);
8. Итог занятия. Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали (2-3 мин.).
Ведущей формой обучения во всех разделах учебно-познавательной деятельности дошкольников являются игровые технологии. Именно поэтому познавательный материал представлен в виде игровых заданий, содержит потешки, сказки, стихи.
Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети усвоили данный им материал.
Необходимым условием организации образовательной деятельности с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Формы сотрудничества педагогов, специалистов ГКП с семьями воспитанников:
совместные праздники и развлечения;
открытый просмотр занятий
родительские собрания;
наглядные методы работы: стенды, ширмы, папки – передвижки, выставки детских работ; буклеты и т. п.;
день открытых дверей (экскурсия – знакомство с учреждением, общие рекомендации при поступлении ребёнка в ГКП);
консультации, семинары – практикумы, тренинги;
совместные игровые сеансы родителей и детей.
размещение информации на сайте и т.д.
Ожидаемый результат
Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:
1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.
Подведение итоговых результатов освоения программы:
1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания);
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;
3. Собеседование с родителями;
4. Анкетирование.
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.
Календарно-тематической план встреч с детьми и их родителями
Месяц
Встречи
Ответственные
Кол-во часов
Сентябрь
1. Обработка информации о контингенте воспитанников в возрасте от 1,5 до 3лет, не посещающих МАДОУ.
2. Телефонный опрос родителей, желающих посещать адаптационный клуб.
3. Встреча с родителями «Давайте познакомимся»:
– сбор необходимой документации;
– беседа с родителями об особенностях развития воспитанников.
4. Анкета-знакомство «Портрет семьи».
Ст. воспитатель
Воспитатель
2
2
1
1
1
1
1
Октябрь
1. Знакомство с детьми.
2. Познание окружающего мира (экскурсия по детскому саду).
3. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.
4. Контактная педагогика (использование технологии М.Н. Поповой «Навстречу друг другу»).
5. Строительная игра «Дорожки узкие и широкие».
6. Подвижная игра «Котятки».
7.Праздник «Золотая осень».
Ст. воспитатель
Воспитатель
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
Ноябрь
1. Нетрадиционное рисование (пальчиками).
2. Игры с дидактическими игрушками.
3. Пальчиковые игры «Сорока-сорока», «Пальчики пляшут».
4. Подвижные игры в спортивном зале.
6. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.
7. Чтение художественной литературы (чтение потешки «Ладушки, ладушки»).
8. Познание окружающего мира
(зимний сад).
Воспитатель
1
1
1
1
1
1
1
Декабрь
1. Чтение художественной литературы (чтение А. Барто «Снег»).
2. Пальчиковые игры «Тук-тук – я стучу», «Колобок».
3. Строительные игры «Построим башню».
4. Музыкально-ритмическое развлечение «Новогодняя сказка».
5. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.
6. Дидактическая игра «Собери бусы для куклы».
7. Подвижные игры в спортивном зале.
Воспитатель
1
1
1
1
1
1
1
Январь
1. Дидактическая игра «Большие и маленькие».
2. Игры воспитанников за дидактическим столом «Что катится?».
3. Нетрадиционное рисование (ладошками).
4. Подвижные игры с мячом в спортивном зале «Послушный мячик».
5. Чтение художественной литературы (чтение потешки «Водичка, водичка…»).
Воспитатель
1
1
1
1
1
Февраль
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
2.. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.
3. Строительная игра «Построй гараж».
4. Игры воспитанников за дидактическим столом «Помоги фигуркам попасть в домик».
5. Театрализованная игра «Теремок».
6. Подвижные игры в спортивном зале.
Воспитатель
1
1
1
1
1
1
Март
1. Праздник «Мама-солнышко мое».
2. Рисование «Лучики солнца».
3. Подвижная игра «Кошечка пришла в гости».
4. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.
5. Познание окружающего мира (прогулка по территории МАДОУ).
6. Музыкально-ритмические занятия.
Воспитатель
1