Рабочая программа познавательное развитие ребенка

Пояснительная записка.

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков. Современные исследования педагогов и психологов (А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Н. Поддъякова, П. Я. Гальперина, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности.

Исследования, проведённые Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста, методического пособия И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир “Детское экспериментирование”.

Цель программы:

Развивать поисково-познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1. Формировать у детей диалектическое мышление. Способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде.

3. Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей.

4. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

• знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

• знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

• развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение света).

Программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Отличительной особенностью данной программы является не только организация занятий в форме кружка, что позволяет значительно расширить объем содержания: знакомство детей с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений, с правилами безопасности. Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

• “Познавательное развитие, т. е. интеграция с занятиями по ознакомлению с окружающим по основной программе развития

• “Основы безопасности жизнедеятельности” через знакомство со строением органов чувств человека, правилами безопасного поведения;

• “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности;

• Занятия в группе проходят один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 20 минут.

Занятия организуются на принципах:

• личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;

• доступности предлагаемого материала;

• последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;

• вариативности и проблемности;

• взаимодействия с семьей.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т. е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.

Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Так же дети должны к концу года:

1) активно использовать опыт игровой и практической деятельности. (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится);

2) группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).

5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6. О человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот и т. д.).

Методическое обеспечение программы.

Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Алгоритм занятий:

• мотивация,

• подготовительная беседа,

• практическое (экспериментальное) задание,

• анализ деятельности.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная (беседа, подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

Методы стимуляции и мотивации:

• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;

• вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

• метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”

Игровые методы:

-экспериментальные игры

• “Тонет – не тонет”,

• “Хотела галка пить. ”,

• “Мыльные пузыри”,

• “Сделаем растворы”,

• “В какой воде легче плавать?”

позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;

Практические: действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

Наглядные: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на Метод драматизации на дошкольном уровне. Когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.

Перспективный план:

Тема занятия

месяц

1.

Группировка объектов по функциональным признакам:

1. Для чего необходима обувь

2.О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).

3. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

4. Повторение пройденного материала. Подведение итогов.

Октябрь

2.

О материалах: глина, дерево

  1. Металл, стекло.
  2. Резина, пластмасса.
  3. Повторение пройденного материала. Подведение итогов.

Ноябрь

3.

1. Игра – драматизация «История бумаги».

2. Сказочные превращения.

3. Эксперименты с бумагой «Волшебная бумага».

Декабрь

4.

1. Познавательная беседа «Что такое магнит?»

2. Игра – эксперимент «Испытание магнита».

3. Рисуем с помощью магнита

4. Почему не вся рыбка ловится

Январь

5.

Природных явления

1.Игра  «Времена года»

2.Эксперимент «Явления погоды»

3. Объекты неживой природы – песок, вода, снег, лёд;(исследовательская работа)

4. Игры с цветными льдинками.

Февраль

6.

1. Глаза (игры-эксперименты с цветными стеклышками.)

2. Нос, рот  (игры на восприятия вкуса и запаха.)

3. Уши, руки, ноги. (что мы можем и чего не можем без наших помощников).

Март

7.

1. О мире растений (овощи, фрукты, цветы)

2. Условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло)

3. Знакомство с семенами цветов и овощей.

4. Посев цветов, посадка лука.

Апрель

8.

1.Встреча с Почемучкой «Ответы на интересующие вопросы».

2. Экскурсия в парк  «Деревья наших лесов»

3. Итоговое занятие

Май

Литература:

• «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 4-5 лет на экологической тропе» С. В. Машкова.

• «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» А. Е. Чистякова.

• «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. О. В. Дыбина.

Утверждаю

Заведующий МАДОУ детский сад № 13 г. Туймазы

__________ Тангатарова Э.В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

«МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»

              Руководитель: воспитатель

              Арсланбекова Эльвира Аксановна

             Специальность: воспитатель детей  

             дошкольного возраста

             Образование: высшее педагогическое

             Педагогический  стаж: 7 лет

             Телефон: 8-962-524-85-36

             Эл. почта: ella-elvirochka-elvira@mail.ru

             Принято на педагогическом совете ДОУ

             Протокол № __ от «___»________2018 г.

Туймазы, 2018

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»

Принято на педагогическом совете

Протокол № 1 от 28.01.2019г.

«Утверждено»

Приказом № 76   от 30.01.2019г.

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 35»

___________________________Т.Г. Титова

Рабочая программа

дополнительного образования по познавательному развитию

«Юный исследователь» для детей 5-6 лет

Срок реализации — 1 год

Автор-составитель:

Зрячих Ирина Александровна

Городской округ Балашиха

Московской области, 2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:

  • Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный номер 73193, дата выдачи – от 15.05.2015г.).

Направленность дополнительной образовательной программы:

  • по содержанию: научно-техническая;
  • по функциональному предназначению: кружковая;
  • по форме организации: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (а также игры-путешествия, игры-соревнования);
  • по времени реализации: годичная.

Новизна программы:

Экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами.

Актуальность проблемы:

На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса – одна из актуальных проблем детского воспитания.

Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности детей, что способствует развитию формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. 

Цель программы:

Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
  • Формировать  навыки  постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности:

  • эвристические беседы, дискуссии;
  • наблюдения за объектом;
  • просмотр адаптированных для детей научно – популярных фильмов;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой  природе);
  • проведение опытов и экспериментов;
  • фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры;
  • ситуация выбора.

Примерная структура детского экспериментирования:

  • Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
  • Предлагает различные варианты ее решения.
  • Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
  • Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
  • Применяет выводы к новым данным.
  • Делает обобщения.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Роль педагога во время проведения занятия – экспериментирования:

  • Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.
  • Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.
  • Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:

  • Предварительная работа (наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
  • Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
  • Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  • Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
  • Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
  • Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Предполагаемые  результаты у детей:

  • Развитие познавательных способностей детей:
  • Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.
  • Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
  • Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
  • У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
  • Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
  • Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
  • Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.
  • Формируются коммуникативные навыки.

Методы и приемы:

  • Приёмы организации: работа небольшими группами; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
  • Приёмы активизации умственной активности: включение игровых упражнений; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; выполнение нетрадиционных заданий; решение проблемных ситуаций; моделирование и анализ заданных ситуаций.
  • Приёмы обучения: показ или демонстрация действия в сочетании с объяснением (выполняется с привлечением разных дидактических средств); инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям.

Форма занятий: занятие проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность ООД 25 минут (среда или четверг) с 15.30 по 16.00. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика.

Цикл занятий предназначен для детей 5 – 6 лет, записанных в кружок по желанию детей. Занятия носят обучающий и развивающий характер, для поддержания интереса у детей используется игровая мотивация.

Учебный план

Название

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Длительность занятий

Количество детей

«Юный исследователь»

1

4

31

25 минут

12

Учебно-методическое обеспечение

Название

курса

Автор

Издательство

Учебно – методические пособия

Кем рекомендовано или утверждено

«Юный исследователь»

Н.М. Зубкова

Речь, 2013

«Научные ответы на детские «почему»

Н.М. Зубкова

Речь, 2013

«Вкусная наука: опыты и эксперименты на кухне для детей от  5 до 9 лет»

Н.В.Лободина

Волгоград: Учитель, 2015

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа.

Мартынова Е.А.

Волгоград: Учитель, 2015.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.

Дыбина О. В.

М., ТЦ «Сфера», 2010г

«Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во

занятий

Октябрь

1

Вводное занятие.

Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

1

2

Почему все звучит?

подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

1

3

Песочная страна

выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

1

4

Воздух повсюду. Воздух работает. Вертящаяся змейка

обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

1

Всего 4 занятия

Ноябрь

1

Опыты с водой.

выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

1

2

Вода принимает форму.

обнаружить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. 

1

3

Подушка из пены

развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). 

1

4

Что растворяется в воде?

показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

1

Всего 4 занятия

Декабрь

1

Опыты с водой. Капиллярные явления.

показать, как вода может двигаться внутри растений. «Из стакана в стакан»

1

2

Замерзшая вода

выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

1

3

Тающий лед

определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

1

Всего 3 занятия

Январь

1

 Выращивание кристаллов.

показать, как выращивать кристаллы из поваренной соли, сахара

1

2

Снежные цветы

показать процесс образования снежинок.

1

3

Волшебные магниты.

знакомство со свойствами магнита: притягивать и отталкивать металлические предметы, знакомство с компасом.

1

Всего 3 занятия

Февраль

1

Фокусы с магнитами.

выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.  

1

2

Электризация тел. (Опыты с расческами, шарами, танцующая фольга)

рассказать о том, что все предметы имеют заряды и что они могут взаимодействовать между собой.

1

3

Все увидим, все узнаем

познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

1

4

Что отражается в зеркале?

познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

1

Всего 4 занятия

Март

1

Свет повсюду .

показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

1

2

Свет и тень.

познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

1

3

Солнечное и лунное затмение.

познакомить с образованием тени от небесных тел.

1

4

Солнечные зайчики .

понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

1

Всего 4 занятия

Апрель

1

Юный физик.

Постановка экспериментов

1

2

Юный физик

Постановка экспериментов

1

3

Юный физик.

Постановка экспериментов

1

4

Юный физик

Постановка экспериментов

1

Всего 4 занятия

Май

1

Эксперименты на кухне

(Научи яйцо плавать)

учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки

1

2

Эксперименты на кухне

(Секретное письмо)

учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки

1

3

Эксперименты на кухне

(Куда исчез запах)

учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки

1

4

Обобщающие занятие

1

Всего 4 занятия

Всего 30 занятий

Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности разработаны показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.)

Диагностические данные будут подведены и представлены в форме таблицы в октябре и мае текущего года.

Диагностическая карта кружка «Юный исследователь»

2019-2020 учебный год     

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

итоги

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1.

2.

Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации

    – высокий уровень

  • Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
  • Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
  • Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
  • Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
  • Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
  • Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.

    – средний уровень

  • Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
  • При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
  • Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
  • При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
  • С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
  • Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
  • Может зарисовать свои наблюдения.

   – низкий уровень

  • Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
  • При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
  • Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
  • При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
  • Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
  • Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
  • Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью:

  1. Отношение к экспериментальной деятельности.
  2. Целеполагание.
  3. Планирование.
  4. Реализация.
  5. Рефлексия.

Список литературы:

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
  2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
  4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010
  5. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.  Учитель, 2011
  6. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.  Учитель, 2011
  7. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательная область «Познание». Методический комплект программы «Детство» СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.
  8. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

Источник