Рабочая программа познавательное развитие ребенка
Пояснительная записка.
Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков. Современные исследования педагогов и психологов (А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Н. Поддъякова, П. Я. Гальперина, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности.
Исследования, проведённые Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.
Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста, методического пособия И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир “Детское экспериментирование”.
Цель программы:
Развивать поисково-познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Формировать у детей диалектическое мышление. Способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде.
3. Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей.
4. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
• знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
• знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
• развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение света).
Программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Отличительной особенностью данной программы является не только организация занятий в форме кружка, что позволяет значительно расширить объем содержания: знакомство детей с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений, с правилами безопасности. Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
• “Познавательное развитие, т. е. интеграция с занятиями по ознакомлению с окружающим по основной программе развития
• “Основы безопасности жизнедеятельности” через знакомство со строением органов чувств человека, правилами безопасного поведения;
• “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности;
• Занятия в группе проходят один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 20 минут.
Занятия организуются на принципах:
• личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;
• доступности предлагаемого материала;
• последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
• вариативности и проблемности;
• взаимодействия с семьей.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т. е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.
Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Так же дети должны к концу года:
1) активно использовать опыт игровой и практической деятельности. (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится);
2) группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот и т. д.).
Методическое обеспечение программы.
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Алгоритм занятий:
• мотивация,
• подготовительная беседа,
• практическое (экспериментальное) задание,
• анализ деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная (беседа, подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.
Методы стимуляции и мотивации:
• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
• вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
• метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”
Игровые методы:
-экспериментальные игры
• “Тонет – не тонет”,
• “Хотела галка пить. ”,
• “Мыльные пузыри”,
• “Сделаем растворы”,
• “В какой воде легче плавать?”
позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
Практические: действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
Наглядные: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на Метод драматизации на дошкольном уровне. Когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.
Перспективный план:
№ | Тема занятия | месяц |
1. | Группировка объектов по функциональным признакам: 1. Для чего необходима обувь 2.О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.). 3. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма). 4. Повторение пройденного материала. Подведение итогов. | Октябрь |
2. | О материалах: глина, дерево
| Ноябрь |
3. | 1. Игра – драматизация «История бумаги». 2. Сказочные превращения. 3. Эксперименты с бумагой «Волшебная бумага». | Декабрь |
4. | 1. Познавательная беседа «Что такое магнит?» 2. Игра – эксперимент «Испытание магнита». 3. Рисуем с помощью магнита 4. Почему не вся рыбка ловится | Январь |
5. | Природных явления 1.Игра «Времена года» 2.Эксперимент «Явления погоды» 3. Объекты неживой природы – песок, вода, снег, лёд;(исследовательская работа) 4. Игры с цветными льдинками. | Февраль |
6. | 1. Глаза (игры-эксперименты с цветными стеклышками.) 2. Нос, рот (игры на восприятия вкуса и запаха.) 3. Уши, руки, ноги. (что мы можем и чего не можем без наших помощников). | Март |
7. | 1. О мире растений (овощи, фрукты, цветы) 2. Условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло) 3. Знакомство с семенами цветов и овощей. 4. Посев цветов, посадка лука. | Апрель |
8. | 1.Встреча с Почемучкой «Ответы на интересующие вопросы». 2. Экскурсия в парк «Деревья наших лесов» 3. Итоговое занятие | Май |
Литература:
• «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 4-5 лет на экологической тропе» С. В. Машкова.
• «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» А. Е. Чистякова.
• «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. О. В. Дыбина.
Утверждаю
Заведующий МАДОУ детский сад № 13 г. Туймазы
__________ Тангатарова Э.В.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
«МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»
Руководитель: воспитатель
Арсланбекова Эльвира Аксановна
Специальность: воспитатель детей
дошкольного возраста
Образование: высшее педагогическое
Педагогический стаж: 7 лет
Телефон: 8-962-524-85-36
Эл. почта: ella-elvirochka-elvira@mail.ru
Принято на педагогическом совете ДОУ
Протокол № __ от «___»________2018 г.
Туймазы, 2018
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 28.01.2019г. | «Утверждено» Приказом № 76 от 30.01.2019г. Заведующий МБДОУ «Детский сад № 35» ___________________________Т.Г. Титова |
Рабочая программа
дополнительного образования по познавательному развитию
«Юный исследователь» для детей 5-6 лет
Срок реализации — 1 год
Автор-составитель:
Зрячих Ирина Александровна
Городской округ Балашиха
Московской области, 2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:
- Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный номер 73193, дата выдачи – от 15.05.2015г.).
Направленность дополнительной образовательной программы:
- по содержанию: научно-техническая;
- по функциональному предназначению: кружковая;
- по форме организации: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (а также игры-путешествия, игры-соревнования);
- по времени реализации: годичная.
Новизна программы:
Экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами.
Актуальность проблемы:
На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса – одна из актуальных проблем детского воспитания.
Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности детей, что способствует развитию формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель программы:
Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
Познавательные:
- Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности:
- эвристические беседы, дискуссии;
- наблюдения за объектом;
- просмотр адаптированных для детей научно – популярных фильмов;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
- проведение опытов и экспериментов;
- фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
- использование художественного слова;
- дидактические игры;
- ситуация выбора.
Примерная структура детского экспериментирования:
- Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
- Предлагает различные варианты ее решения.
- Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
- Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
- Применяет выводы к новым данным.
- Делает обобщения.
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Роль педагога во время проведения занятия – экспериментирования:
- Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.
- Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.
- Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:
- Предварительная работа (наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
- Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
- Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
- Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
- Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
- Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Предполагаемые результаты у детей:
- Развитие познавательных способностей детей:
- Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.
- Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
- Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
- У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
- Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
- Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
- Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.
- Формируются коммуникативные навыки.
Методы и приемы:
- Приёмы организации: работа небольшими группами; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
- Приёмы активизации умственной активности: включение игровых упражнений; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; выполнение нетрадиционных заданий; решение проблемных ситуаций; моделирование и анализ заданных ситуаций.
- Приёмы обучения: показ или демонстрация действия в сочетании с объяснением (выполняется с привлечением разных дидактических средств); инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям.
Форма занятий: занятие проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность ООД 25 минут (среда или четверг) с 15.30 по 16.00. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика.
Цикл занятий предназначен для детей 5 – 6 лет, записанных в кружок по желанию детей. Занятия носят обучающий и развивающий характер, для поддержания интереса у детей используется игровая мотивация.
Учебный план
Название | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Длительность занятий | Количество детей |
«Юный исследователь» | 1 | 4 | 31 | 25 минут | 12 |
Учебно-методическое обеспечение
Название курса | Автор | Издательство | Учебно – методические пособия | Кем рекомендовано или утверждено |
«Юный исследователь» | Н.М. Зубкова | Речь, 2013 | «Научные ответы на детские «почему» | |
Н.М. Зубкова | Речь, 2013 | «Вкусная наука: опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет» | ||
Н.В.Лободина | Волгоград: Учитель, 2015 | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа. | ||
Мартынова Е.А. | Волгоград: Учитель, 2015. | Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. | ||
Дыбина О. В. | М., ТЦ «Сфера», 2010г | «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во занятий | |
Октябрь | 1 | Вводное занятие. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). | 1 |
2 | Почему все звучит? | подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | 1 | |
3 | Песочная страна | выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | 1 | |
4 | Воздух повсюду. Воздух работает. Вертящаяся змейка | обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.) | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Ноябрь | 1 | Опыты с водой. | выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | 1 |
2 | Вода принимает форму. | обнаружить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | 1 | |
3 | Подушка из пены | развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). | 1 | |
4 | Что растворяется в воде? | показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Декабрь | 1 | Опыты с водой. Капиллярные явления. | показать, как вода может двигаться внутри растений. «Из стакана в стакан» | 1 |
2 | Замерзшая вода | выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | 1 | |
3 | Тающий лед | определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | 1 | |
Всего 3 занятия | ||||
Январь | 1 | Выращивание кристаллов. | показать, как выращивать кристаллы из поваренной соли, сахара | 1 |
2 | Снежные цветы | показать процесс образования снежинок. | 1 | |
3 | Волшебные магниты. | знакомство со свойствами магнита: притягивать и отталкивать металлические предметы, знакомство с компасом. | 1 | |
Всего 3 занятия | ||||
Февраль | 1 | Фокусы с магнитами. | выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | 1 |
2 | Электризация тел. (Опыты с расческами, шарами, танцующая фольга) | рассказать о том, что все предметы имеют заряды и что они могут взаимодействовать между собой. | 1 | |
3 | Все увидим, все узнаем | познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. | 1 | |
4 | Что отражается в зеркале? | познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Март | 1 | Свет повсюду . | показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | 1 |
2 | Свет и тень. | познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | 1 | |
3 | Солнечное и лунное затмение. | познакомить с образованием тени от небесных тел. | 1 | |
4 | Солнечные зайчики . | понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Апрель | 1 | Юный физик. | Постановка экспериментов | 1 |
2 | Юный физик | Постановка экспериментов | 1 | |
3 | Юный физик. | Постановка экспериментов | 1 | |
4 | Юный физик | Постановка экспериментов | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Май | 1 | Эксперименты на кухне (Научи яйцо плавать) | учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки | 1 |
2 | Эксперименты на кухне (Секретное письмо) | учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки | 1 | |
3 | Эксперименты на кухне (Куда исчез запах) | учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки | 1 | |
4 | Обобщающие занятие | 1 | ||
Всего 4 занятия | ||||
Всего 30 занятий |
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности разработаны показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.)
Диагностические данные будут подведены и представлены в форме таблицы в октябре и мае текущего года.
Диагностическая карта кружка «Юный исследователь»
2019-2020 учебный год
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия | итоги | ||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1. | |||||||||||||
2. |
Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации
– высокий уровень
- Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
- Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
- Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
- Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
- Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
- Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
– средний уровень
- Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
- Может зарисовать свои наблюдения.
– низкий уровень
- Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
- Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью:
- Отношение к экспериментальной деятельности.
- Целеполагание.
- Планирование.
- Реализация.
- Рефлексия.
Список литературы:
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
- Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
- Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
- Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательная область «Познание». Методический комплект программы «Детство» СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
Источник