Рабочая программа по сенсорное развитие с умственно отсталым ребенком
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
1 КЛАСС
(вариант 2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих воспитанников отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.
Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие, дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции.
Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений – коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ТМНР, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей развития личности детей и расширения границ их взаимодействия с окружающей средой. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Программа курса коррекционных занятий
«Сенсорное развитие» имеет своей целью:
- Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
— обогащение чувственного познавательного опыта;
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Сенсорное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей 1 б класса процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. В процессе обучения ребенок овладевает сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов и поисковыми способами ориентирования; у него появляется точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия, тем самым создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Сенсорное развитие у учащихся с ТМНР значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференциированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Отношения в развитии сказывается на динамике развития мыслительных процессов, формировании общих учебных навыков. На занятиях воздействуя на сенсорный уровень идет активизация и развитие всех ВПФ. В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию сенсорных процессов дети должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— элементарно (1 признак) классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений (1-2 предмета);
— ориентироваться в знакомом пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по короткой инструкции;
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ | Уровни освоения (выполнения) действий/операций | критерии |
1. | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) | |
2. | Активное участие – действие выполняется ребёнком: – со значительной помощью взрослого – с частичной помощью взрослого – по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с | |
3. | Сформированность представлений | |
1.представление отсутствует | – | |
2.не выявить наличие представлений | ? | |
3.представление на уровне:
| пп п + |
Количество учебных часов
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Сенсорное развитие» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
– определяет свои внешние данные (с помощью);
– определяет состояние своего здоровья (хорошо-плохо, болит – не болит).
Гендерная идентичность
– определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
– проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
– осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
– понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
– проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
«Социальные навыки»
– умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
– пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
– участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
– проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
– осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Экологическая ответственность
– не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
– наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
– принимает участие в коллективных делах и играх;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
- следовать предложенному плану;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
- выполнять простые инструкции;
- выполнять действия рука-в-руке.
Планируемые результаты коррекционной предметно-практической деятельности:
- достаёт различные по размеру и форме предметы;
- выкладывает с помощью палочек простые изображения;
- застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью);
- находит одинаковые по звуку предметы (с помощью);
- собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся);
- собирает и разбирает пирамидку;
- строит из кубиков башню
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала коррекционных занятий на 2017/2018 учебный год.
Сенсорное развитие. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 модуль. | 16 | |||
1 | Обследование. ИОТ и ТБ. | 1 | 01.09 | |
2 | Обследование. | 1 | 04.09 | |
3 | Обследование. | 1 | 05.09 | |
4 | Обследование. | 1 | 08.09 | |
5 | Зрительное восприятие. «Посмотри на меня». | 1 | 11.09 | |
6 | «Посмотри на …». | 1 | 12.09 | |
7 | «Чего не стало?». | 1 | 15.09 | |
8 | «Чего не стало?». | 1 | 18.09 | |
9 | «Поставь игрушки на своё место». | 1 | 19.09 | |
10 | «Поставь игрушки на своё место». | 1 | 22.09 | |
11 | «Куда полетела бабочка?». | 1 | 25.09 | |
12 | «Куда полетел(а)…?». | 1 | 26.09 | |
13 | «Куда поехала машина?» | 1 | 29.09 | |
14 | «Куда поехал(а) …?» | 1 | 02.10 | |
15 | «Чья тень?». | 1 | 03.10 | |
16 | «Чья тень?». | 1 | 06.10 | |
2 модуль. ИОТ и ТБ. | 15 | |||
17 | «Машинка». | 1 | 16.10 | |
18 | «Машинка». | 1 | 17.10 | |
19 | «Мишка». | 1 | 20.10 | |
20 | «Мишка». | 1 | 23.10 | |
21 | «Кукла». | 1 | 24.10 | |
22 | «Кукла». | 1 | 27.10 | |
23 | «Бабочка». | 1 | 30.10 | |
24 | «Бабочка». | 1 | 31.10 | |
25 | «Зелёная травка». | 1 | 03.11 | |
26 27 | «Желтое солнышко». | 1 | 07.11 | Уплотнение за 06.11 |
28 | Ориентировка в цвете на уровне сличения. | 1 | 10.11 | |
29 | Ориентировка в цвете на уровне сличения. | 1 | 13.11 | |
30 | «Посади бабочку». | 1 | 14.11 | |
31 | «Посади бабочку на травку». | 1 | 17.11 | |
3 модуль. | 15 | |||
32 | «Манипуляция больших и маленьких предметов». ИОТ и ТБ. | 1 | 27.11 | |
33 | «Манипуляция больших и маленьких предметов». | 1 | 28.11 | |
34 | Слуховое восприятие. «Надевание колец на стержень». | 1 | 01.12 | |
35 | «Надевание колец на стержень». | 1 | 04.12 | |
36 | «Собери колечки». | 1 | 05.12 | |
37 | «Разбери пирамидку». | 1 | 08.12 | |
38 | «Собери пирамидку». | 1 | 11.12 | |
39 | «Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»). | 1 | 12.12 | |
40 | «Как говорят животные?». | 1 | 15.12 | |
41 | «Как говорят животные?». | 1 | 18.12 | |
42 | «На чем играет Петрушка?». | 1 | 19.12 | |
43 | «Какой звучит инструмент?». | 1 | 22.12 | |
44 | «Какой звучит инструмент?». | 1 | 25.12 | |
45 | Кинестетическое восприятие. «Меховой мишка и бумажный мишка». | 1 | 26.12 | |
46 | Тактильная панель. | 1 | 29.12 | |
4 модуль. | 20 | |||
47 48 | Тактильная панель. ИОТ и ТБ. | 1 | 12.01 | Уплотнение за коротк ую неделю |
49 | Предметно – практическая деятельность. «Рвём бумагу». | 1 | 15.01 | |
50 | «Рвём бумагу и складываем в коробочку». | 1 | 16.01 | |
51 | «Смешай краски». | 1 | 19.01 | |
52 | «Мыльные пузыри». | 1 | 22.01 | |
53 | Проведение прямых линий фломастером. | 1 | 23.01 | |
54 | Проведение прямых линий карандашом. | 1 | 26.01 | |
55 | Проведение ломаных линий фломастером. | 1 | 29.01 | |
56 | Проведение ломаных линий карандашом. | 1 | 30.01 | |
57 | Застёгивание и расстёгивание липучек. | 1 | 02.02 | |
58 | Дополни «рисунок» фигурами (на липучках). | 1 | 05.02 | |
59 | «Пересыпь…». | 1 | 06.02 | |
60 | «Открой баночку, заполни её…» | 1 | 09.02 | |
61 | «Собери бусинки». | 1 | 12.02 | |
62 | «Заведи машинку». | 1 | 13.02 | |
63 | «Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку». | 1 | 16.02 | |
64 | «Открой баночку, сложи бусины». | 1 | 19.02 | |
65 66 | «Матрешка». | 1 | 20.02 | Уплотнение за 23.02 |
5 модуль. | 18 | |||
67 | Работа с пластилином. Разминание пластилина. ИОТ и ТБ. | 1 | 05.03 | |
68 | Работа с пластилином. Отщипывание пластилина. | 1 | 06.03 | |
69 | Работа с пластилином. Раскатывание пластилина. | 1 | 09.03 | |
70 | Восприятие величин. Упражнения на умение собирать разбросанные крупные предметы. | 1 | 12.03 | |
71 | Упражнения на умение собирать разбросанные мелкие предметы. | 1 | 13.03 | |
72 | Игра «Кати большую машину». | 1 | 16.03 | |
73 | Игра «Кати маленькую машину». | 1 | 19.03 | |
74 | Восприятие геометрических фигур. Круг. | 1 | 20.03 | |
75 | Игра «Добавь недостающее» (колёса машине, пуговицы кофте и т.п.) | 1 | 23.03 | |
76 | Квадрат. Игра «Домики». | 1 | 26.03 | |
77 | Соотнесение плоских форм (круг, квадрат). «Найди предметы в песочнице». | 1 | 27.03 | |
78 | Упражнения в застёгивании и расстёгивании крупных круглых пуговиц. | 1 | 30.03 | |
79 | Временные представления. День. | 1 | 02.04 | |
80 | Игра «Дорисуй лучики у солнца». | 1 | 03.04 | |
81 | Ночь. «Рисуем ночь» (закрашиваем тёмный фон). | 1 | 06.04 | |
82 | Выполнение простых движений под бубен. Игра «День – ночь». | 1 | 09.04 | |
83 | Восприятие температуры. Различение предметов по температуре (горячий). | 1 | 10.04 | |
84 | Различение предметов по температуре (холодный). | 1 | 13.04 | |
6 модуль. | 15 | |||
85 | Предметно – практическая деятельность. Работа с бумагой. ИОТ и ТБ. | 1 | 23.04 | |
86 | Работа с пластилином. | 1 | 24.04 | |
87 88 | Застёгивание и расстёгивание молнии. | 1 | 27.04 | Уплотнение за 30.04 |
89 90 | Застёгивание и расстёгивание кнопок. | 1 | 04.05 | Уплотнение за 01.05 |
91 | Ориентация по слову в помещении классной комнаты. | 1 | 07.05 | |
92 | Ориентация по слову в помещении школы. | 1 | 08.05 | |
93 | Узнавание знакомых предметов. | 1 | 11.05 | |
94 | Различение неречевых звуков. | 1 | 14.05 | |
95 | Различение неречевых звуков. | 1 | 15.05 | |
96 | Исполнение простых речевых инструкций. | 1 | 18.05 | |
97 | Исполнение простых речевых инструкций. | 1 | 21.05 | |
98 | Интерес к самостоятельной деятельности. | 1 | 22 .05 | |
99 | Интерес к самостоятельной деятельности. | 1 | 25.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
– Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
– адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
- оборудованная сенсорная комната;
- сухой (шариковый) бассейн;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- сенсорные панели;
- наборы аромобаночек;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы – вкладыши.
Источник