Рабочая программа по развитию речи 2 класс особый ребенок

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

sch-281@yandex.ru

ОКПО  301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ 2-К КЛАССА

НА 2014 – 2015 УЧ.Г.

Автор-составитель программы –

                                                                      учитель начальных классов                                                  

                                                                                          Павлова О.А.

Москва

2014

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию речи составлена  на основе  адаптированных основных образовательных  программ для детей с умственной отсталостью.

В основу адаптации положены рекомендации авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией   В. В. Воронковой, 2006 г.

Целью данной программы является:

– направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
  • расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
  • обогащать словарный запас обучающихся.

                В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

  • развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению; овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2013-2014  учебном году».

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Матвеева Н.Б., Куртова  М.С. Живой мир: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. М.: Просвещение, 2012.
  • Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.  В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа по развитию речи составлена в соответствии с учебным планом  ГБОУ СКОШ № 309 на 2013-2014 уч.год и  рассчитана на 35часов в год  (1час  в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

                                                                   2 класс

      Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

                                                     Примерная тематика

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
      Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
      Дом, квартира, домашний адрес.
      Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
      Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
      Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
      Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
      Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
      Овощи и фрукты. Сравнение.
      Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
      Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
      Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      Домашние и дикие животные. Сравнение.
      Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
      Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      Птицы и насекомые. Сравнение.
      Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
      Повторение.

Читайте также:  Особенности развития и воспитания ребенка дошкольного возраста

               Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
      Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
      Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

             Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
      участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
      составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
      Учащиеся должны знать:
      названия и свойства изученных предметов и их частей;
      обобщающие названия изученных групп предметов.

Дополнительная литература:

  1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007.
  2. Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2005.
  3. Николаекова Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. – М.: «Первое сентября», 2002.
  4. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
  5. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.
  6. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. М.: АРКТИ, 2004.
  7. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

35часов

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

I четверть

1

Вот и лето прошло!

1

03.09

2

Начало осени.

1

10.09

3

Наша школа.

1

17.09

4

Пришкольный участок.

1

24.09

5

Дом. Квартира.

1

1.10

6

Дорога в школу и домой.

1

08.10.

7

Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

1

15.10

8

Золотая осень.

 Изменения в жизни растений и животных с приходом осени.

1

22.10

9

Изменения в жизни людей с приходом осени.

1

29.10

II четверть

10

Семья. Дом.

1

1.11

11

Деревья: береза, клен.

1

19.11

12

Экскурсия на тему: “Последние осенние деньки”.

1

26.11

13

Первые признаки зимы.

1

03.12

14

Первые признаки зимы. Пословицы и поговорки.

1

10.12

15

Фрукты: лимон, апельсин. Овощи и фрукты – сравнение.

1

17.12

16

Фрукты: лимон, апельсин. Овощи и фрукты – сравнение.

1

24.12

III четверть

17

Сезонные изменения в природе. Зима. Зимние забавы детей.

1

14.01

18

Сезонные изменения в природе. Зима и ее особенности.

1

21.01

19

Одежда и обувь. Сезонная одежда и обувь. Уход за ними.

1

28.01

20

Дикие животные: заяц. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

1

04.02

21

Домашние животные: кролик. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Сравнение с зайцем.

1

11.02

22

Комнатные растения: фикус, бегония. Узнавание и называние.

1

18.02

23

Комнатные растения: фикус, бегония. Уход за ними (смывание пыли с листьев, полив).

1

25.02

24

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, снег).

1

4.03

25

Сезонные изменения в природе. Изменения в природе в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз.

1

11.03

26

Сезонные изменения в природе. Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние месяцы.

1

18.03

IV четверть

27

Весна – пробуждение природы. Раннецветущие растения: медуница, мать-и-мачеха.

1

01.04

28

Птицы: ворона. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

1

8.04

29

Птицы: воробей. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

1

15.04

30

Насекомые: жук. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

1

22.04

31

Насекомые: бабочка. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

1

29.04

32

Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа – уход за ними.

1

06.05

33

Внутреннее строение человека.

1

13.05

34

Внутреннее строение человека.

1

20.05

35

Веселый май. Экскурсия на тему: “Здравствуй, лето!”

1

27.05

Читайте также:  Ребенок на втором месяце жизни развитие

Источник

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Развитие речи»

1. Пояснительная записка

      Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
     В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
     Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
     На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

2.Программа

        Программа рассчитана на 2 часа в неделю,  68 часов в год.

Первая четверть – 18 часов;

Вторая четверть – 14 часов;

Третья четверть – 19 часов;

Четвёртая четверть – 17 часов.

    Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Примерная тематика
· Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
· Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
· Дом, квартира, домашний адрес.
· Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
· Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
· Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
· Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.  Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Овощи и фрукты. Сравнение.
· Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения. Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).  Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения. Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.  Домашние и дикие животные. Сравнение.  Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.  Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Птицы и насекомые. Сравнение.
· Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение. Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам  Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы. Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.  Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

Читайте также:  Выявлению уровня и особенностей развития ребенка

В авторской программе не указано распределение часов по темам изучения учебного курса, поэтому считаю целесообразным следующее тематическое распределение часов.

 Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:

· называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

· участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

· составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

Учащиеся должны знать:

· названия и свойства изученных предметов и их частей;

· обобщающие названия изученных групп предметов.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. В. В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 класс», М., Просвещение, 2006 г.

2. Н. Б. Матвеева, М. С. Костина, Т. О. Куртова «Живой мир 2 класс», М., Просвещение, 2012г.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи

Программное содержание

1 четверть

1

Как ты провёл лето?

1

1.09.2016

2

Начало осени в школе.

1

7.09.2016

3

Сбор урожая, овощи, фрукты.

1

8.09.2016

4

Сентябрь – начало осени. Сезонные изменения в природе.

1

14.09.2016

5

Наш класс.

1

15.09.2016

6

Дом.

1

21.09.2016

7

Дорога в школу и домой.

1

22.09.2016

8

Сезонные изменения в природе. Октябрь- «Золотая осень»

1

28.09.2016

9

Деревья и кустарники.

1

29.09.2016

10

Деревья: Берёза, клён.

1

5.10.2016

11

Овощи.

1

6.10.2016

12

Фрукты: лимон, апельсин.

1

12.10.2016

13

Овощи и фрукты.

1

13.10.2016

14

Семья.

1

19.10.2016

15

Обувь

1

20.10.2016

16

Одежда

1

26.10.2016

17

Одежда.

1

27.10.2016

2 четверть

1

 Осенняя обувь.

1

9.11.2016

2

Обувь.

1

10.11.2016

3

Экскурсия в парк.

1

16.11.2016

4

Город. Экскурсия по главной улице города.

1

17.11.2016

5

Поведение в городе.

1

23.11.2016

6

Мебель.

1

24.11.2016

7

Посуда.

1

30.11.2016

8

Декабрь – первый месяц зимы.

1

1.12.2016

9

Начало зимы. Зимние забавы.

1

7.12.2016

10

Дикие животные. Заяц.

1

8.12.2016

11

Домашние животные. Кролик.

1

14.12.2016

12

Дикие и домашние животные.

1

15.12.2016

13

Комнатные растения: фикус

1

21.12.2016

14

Комнатные растения: бегония.

1

22.12.2016

3 четверть

1

 Новый год – весёлый праздник.

1

11.01.2017

2

Зимние забавы детей.

1

12.01.2017

3

Экскурсия в зимний парк.

1

18.01.2017

4

Одежда зимой.

1

19.01.2017

5

Зимняя  обувь

1

25.01.2017

6

Экскурсия в зимний парк

1

26.01.2017

7

Февраль – последний месяц зимы.

1

1.02.2017

8

Экскурсия в парк.

1

2.02.2017

9

Март – весенний месяц. Начало весны

1

8.02.2017

10

Голубой март.

1

9.02.2017

11

Перелётные птицы.

1

15.02.2017

12

Птицы: ворона.

1

16.02.2017

13

Птицы: воробей.

1

22.02.2017

14

Насекомые вредные и полезные

1

1.03.2017

15

Насекомые: жук

1

2.03.2017

16

Насекомые: бабочка

1

9.03.2017

17

Птицы и насекомые.

1

15.03.2017

18

Рыбы, как представители животных.

1

16.03.2017

19

Рыбы в аквариуме.

1

22.03.2017

20

Экскурсия в парк.

1

23.03.2017

4 четверть

1

Весна в апреле (экскурсия).

1

5.04.2017

2

Середина весны.

1

6.04.2017

3

Весна – нежное время года.

1

12.04.2017

4

Правила дорожного движения.

1

13.04.2017

5

Строение тела человека

1

19.04.2017

6

Охрана здоровья. Части тела человека -волосы, кожа и их гигиена.

1

20.04.2017

7

Охрана здоровья .Здоровье человека.

1

26.04.2017

8

Путешествие в космос

1

27.04.2017

9

Охрана здоровья .Сон и питание.

1

3.05.2017

10

Кто как весну встречает

1

4.05.2017

11

Май – конец весны.

1

10.05.2017

12

Экскурсия в парк.

1

11.05.2017

13

Раннецветущие растения

1

17.05.2017

14

Охрана здоровья. Зубы, уход за ними.

1

18.05.2017

15

Здоровье и питание

1

24.05.2017

16

Наземный и подземный транспорт

1

25.05.2017

Источник