Рабочая программа по физическому развитию с ребенком с дцп
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Принято» на педагогическом совете школы Протокол № 148-К от 29.09. 2016 г. | “Согласовано” зам. директора по УВР _________Шевлякова Е.В. «29» 09 2016 г | «Рассмотрено» на заседании ШМО учителей физической культуры, ОБЖ,музыки. протокол №148-К от «29» 09 2016 г. _______________ Т.С.Караблина (подпись руководителя МО | “Утверждаю” Директор МБОУ СОШ №84 _______________ С.С.Горлов «29» 09 2016 г. |
средняя общеобразовательная школа №84
Рабочая программа
по адаптивной физической культуре
для детей с ДЦП 1-4класс
на 2016/2017 уч. год
Программа разработана учителем физической культуры высшей категории НебывайлоГ.Н
Количество часов в неделю 2 , всего в год 70
Пояснительная записка
к рабочей программе по адаптивной физической культуре
Основным средством ЛФК является естественное биологическое свойство человека- движение. Для оказания тренирующего и лечебного действия движение должно быть организованным и целенаправленным в виде дозированного комплекса физических упражнений. В занятиях необходимы системность, правильный подбор физических упражнений в соответствии с задачами лечения больного, определённые последовательность и расстановка физических упражнений в однократном занятии. ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.
Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.
Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:
· Обучение ребенка бытовым умениям;
· Познание больным элементарной трудовой деятельности;
· Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.
Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.
Принципы методик
ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:
1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
2. Отсутствие длительных перерывов;
3. Постепенное увеличение физической нагрузки;
4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.
Роль занятий
ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:
· Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
· Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
· Активизирование ослабленных мышц;
· Борьба с искривлением позвоночного столба;
· Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
· Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.
Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.
Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:
1. Для расслабления;
2. Для улучшения динамики;
3. Для стимуляции действий;
4. Упражнения в положении лежа, сидя;
5. Занятия игрового типа и др.
Продолжительность занятий составляет от 20-35 мин основной части, 15-20 заключительной упражнения на расслабление и игровые. Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.
Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!
Комплексы упражнений которые будут использованы в программе:
Занятия для развития движений в суставах
1. Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;
2. Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;
3. Ребёнок ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;
4. Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;
5. Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;
6. Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.
Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота:
1. Ребенок садится на стул с мягкой поверхностью. Его спинку необходимо прижать к спинке стула, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, оказываете ему помощь;
2. Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;
3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.
Занятия, необходимые для растяжки
Для развития растяжки рекомендуется выполнять регулярно следующие упражнения:
1. Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.
2. Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.
3. Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.
4. Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу. Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!
Все эти упражнения на растяжку направлены на:
1. Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;
2. Укрепление спинного мозга, спинных нервов;
3. Укрепление мышц рук и ног.
Занятия для расслабления
Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком. Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется учителем. Инструктор удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).
Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Учитель удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.
Занятия для корректировки дыхания
Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):
1. Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;
2. Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.
Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно.
Литература:
1. Программа по физической культуре для детей с ДЦП 1-4 классы.- Ротапринтный участок Ученого методического совета при МП СССР,1986.
2.Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1991.
N | Дата | Тема урока | |
План | Факт | ||
1 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
2 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
3 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
4 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
5 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
6 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
7 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
8 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
9 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
10 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
11 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
12 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
13 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
14 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
15 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
16 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
17 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
18 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
19 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
20 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
21 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
22 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
23 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
24 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
25 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
26 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
27 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
28 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
29 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
30 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
31 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
32 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
33 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
34 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
35 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
36 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
37 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
38 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
39 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
40 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
41 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
42 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
43 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
44 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
45 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
46 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
47 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
48 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
49 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
50 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. | ||
51 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
52 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
53 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
54 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
55 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
56 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
57 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
58 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для расслабления. | ||
59 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
60 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
61 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. | ||
62 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для корректировки дыхания | ||
63 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для корректировки дыхания | ||
64 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для корректировки дыхания | ||
65 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
66 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
67 | 1.Занятия, необходимые для растяжки. 2. Занятия для корректировки дыхания 3. И гра с мячом. | ||
68 | 1. Занятия для корректировки дыхания 2. И гра с мячом. | ||
69 | 1. Занятия для развития движений в суставах.2. Занятия для корректировки дыхания | ||
70 | 1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота. 2. Игра с мячом. |
Источник
Адаптивная физическая культура при ДЦП
Составитель: Николайчук Ю.П.
Инструктор по адаптивной
физической культуре
Покровск, 2016
Пояснительная записка.
Преподавание лечебной физической культуры имеет большое значение для детей ДЦП. Специфические средства воздействий на учащихся, свойственные лфк, способствуют общему разностороннему развитию школьников.
Цель занятий для детей с ДЦП заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- способствовать овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы;
- исправлять речевые нарушения (речевое дыхание, оральный праксис, просодика, фонематический слух, звукопроизношение);
- расширять и обогащать словарный запас;
- развивать психические функции (зрительное, слуховое восприятие, память, внимание);
- формировать навыки ориентирования в пространстве;
- осуществлять эстетическое и нравственное развитие, используя методические приемы обучения и организацию среды (дидактические пособия, музыкальное сопровождение и др.);
- формировать базу социализации с помощью упражнений, имитирующих бытовые действия, обыгрывания сценок из жизни и т.д.
Принципы построения занятий.
1. Занятия для детей с ДЦП строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с школьниками, имеющими отклонения в развитии, и теоретической концепции о структуре дефекта (наличии первичных и вторичных отклонений), который подвергается изменениям коррекции компенсаторным перестройкам.
2. Коррекционные занятия – это интегрированная деятельность, в которой объединяются задачи развития детской личности. Междисциплинарный подход к разработке системы занятий позволяет собрать в коррекционно-развивающих целях все лучшее, что есть в теории и практике психологии, медицины, педагогики и частных методик.
3. Содержание и дидактические приемы подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу нарушенных функций. В зависимости от локализации нарушения мозга при разных формах ДЦП отмечаются различные расстройства двигательной системы и речи.
При спастической диплегии поражены и руки и ноги, причем последние затронуты в большей степени. Степень повреждения рук различна – от выраженных парезов до минимальных нарушений в виде легкой моторной неловкости и др. Основным признаком спастической диплегии являются: повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях; ограничение силы и объема движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами; снижение разборчивости речи, качества артикуляционных движений, силы голоса; нарушение речевого дыхания; гиперсаливация.
При гемипаретической форме ДЦП повреждены конечности с одной стороны тела. При поражении левого полушария часто отмечаются нарушения речи по типу спастико-паретической дизартрии или моторной алалии, дислексии, дисграфии. Повреждение височных отделов левого полушария может сопровождаться расстройствами фонематического восприятия. Степень интеллектуальных нарушений варьирует от легкой задержки психического развития до грубого интеллектуального дефекта. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении.
Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Они возникают непроизвольно и усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и попытках выполнения любого двигательного акта. Гиперкинезы могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. При данной форме произвольная моторика развивается с большим трудом, движения размашистые, дискоординированные, затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно письма. Речевые расстройства наблюдаются почти у всех детей, чаще в форме гиперкинетической дизартрии, разборчивость речи снижена. Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков не постоянны), много искажений звуков.
При атонически-астатической форме ДЦП отмечаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, расстройство координации движений, тремор, гиперметрия. Походка неустойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, туловище совершает много избыточных качательных движений для сохранения равновесия. Ребенок часто падает, у него сбиты синхронность и ритм. Большинство детей имеют нарушения речи в виде задержки ее развития, атактической дизартрии, алалии. Разборчивость речи снижена, наблюдаются трудности в выполнении и удержании артикуляционных укладов, мимика вялая. Голос истощающийся, затихающий к концу фразы, отмечается асинхронность дыхания, практически отсутствует интонация. Ритм речи скандированный, темп замедленный.
При наиболее тяжелой форме ДЦП – двойной гемиплегии, имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах. Клинические проявления двойной гемиплегии – преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена.
Наблюдаются тяжелые расстройства речи. Указанные моторные и речевые нарушения следует учитывать при отборе двигательных, сенсорных и речевых упражнений.
4. Принцип доступности предполагает правильный подбор задания, инструкции, чередование упражнений, их повторяемость и т.д. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей.
5. Принцип дозированности крайне важен в организации и проведении занятий. Он имеет прямое отношение с подбору упражнений и игр. Г.А. Волкова отмечает, что игры следует включать в занятие осторожно, поскольку играющие дети эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. Им полезно предлагать упражнения и игры с умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия.
6. Занятия должны иметь коммуникативную направленность. Известно, что речь как основное средство общения формируется через движение и в социальном контакте. У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от их здоровых сверстников. Нарушение артикуляции, координации движений неблагоприятно отражаются на ней. Занятия по логоритмике должны быть насыщены ситуациями, которые побуждают детей к речевой деятельности и общению. В содержание коррекционных занятий включается соответствующий материал (слова, словосочетания, стихи, песенки, диалоги и др.), который отбирается с учетом уровня речевого развития детей.
7. ЛФК проводится в тесной взаимосвязи с обучением и воспитанием, поэтому следует придерживаться принципа тематического планирования. Это создает оптимальные условия для всестороннего развития детей и обеспечивает возможность более эффективного усвоения учебного материала.
8. Комплексный характер коррекционных занятий дает уникальную возможность для реализации психологических задач: мобилизации деятельности сохранных анализаторов, повышения остроты восприятия практически всех модальностей, развития познавательной деятельности, установления должного уровня мотивации обучения, формирования личностных качеств.
Упражнения на развитие и активизацию различных функций. Общая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве.
Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
Большое значение имеют занятия для развития мышления детей. Каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль. Надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность. Наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Следует отметить, что эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения шильников.
Большое значение уроков для формирования произвольного внимания учащихся, для развития их памяти. Потребность детей в движении, в игре превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Вялость мышечного тонуса или, наоборот, неестественная его напряженность, плохая координация, неловкость движений постепенно нормализуются благодаря занятиям. При этом ученики должны научится различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, ощущать свою позу, направление движения. Большое значение придается совершенствованию координации движения.
Все это способствует преодолению характерных для детей недостатков внимания. У них развивается наблюдательность, повышается скорость реакции.
Учитывая состояние физического развития детей, учитель чередует на уроке нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно ученики физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения, мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается па других уроках.
Программа рассчитана на 34 часа в год и содержит такие разделы:
- Игры на развитие пространственной ориентации.
- Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.
- Игры на развитие координации движения и внимания.
- Комплексы общеразвивающих упражнений, корригирующие упражнения.
- Упражнения с предметами.
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук и кисти. Пальчиковая гимнастика
Для непродолжительного активного отдыха в ходе урока можно использовать комплекс упражнений, включающих в себя разные виды заданий:
- упражнения на развитие общей моторики;
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- упражнения на активизацию речи;
- упражнения, направленные на расслабление или напряжение мышц;
- упражнения, активизирующие внимание;
Комплекс упражнений подбирает учитель, учитывая возможности детей, с учетом темы урока (упражнения должны быть, связаны с целями и задачами урока). Тематическая организация способствует поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. Смена видов деятельности ощутимо отражается на положительном эмоциональном настрое детей, способствует снижению статической нагрузки и снятию умственного напряжения, вместе с тем позволяет не только развивать моторную сферу, но и совершенствовать речь. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма младшего школьника и поэтому оказывает благотворное влияние на деятельность систем кровообращения и дыхания. Дети после уроков коррекционной ритмики становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Календарно-тематическое планирование
(спастическая диплегия)
№ | Содержание | Дата факт. |
1 | Знакомство. Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения | |
2 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. | |
3 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей | |
4 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей | |
5 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей | |
6 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей | |
7 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей | |
8 | Пассивные упражнения. Пассивно-активные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами, мяч-эспандер, гимнастическая палка. | |
9 | Пассивные упражнения. Дыхательные упражнения. Массаж паретичных конечностей. Упражнения с предметами, мяч-эспандер, гимнастическая палка. | |
10 | Пассивные упражнения. Пассивно-активные упражнения. Дыхательные упр |