Рабочая программа хирургические заболевания травмы и беременность

Рабочая программа хирургические заболевания травмы и беременность thumbnail

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ГБОУ ВПО АГМА МИНЗДРАВА РОССИИ)

Утверждаю

Проректор по учебно-воспитательной работе

ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России

д. м.н., профессор_____________

«______»_____________________20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Хирургические заболевания травмы и беременность

Направление подготовки (специальность) Акушерское дело

Форма обучения очная

(очная, заочная)

Срок освоения ООП

(нормативный срок обучения)

Кафедра госпитальной хирургии

Основные параметры дисциплины:

Курс 2

Семестр 3,4

Число зачетных единиц 4

Всего часов по учебному плану 114 час

Всего часов аудиторных занятий 76 час

Теоретические занятия, 36 час.

Практические занятия, 40 час.

Самостоятельная работа, 38 час.

Форма итогового контроля по дисциплине зачет

При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

1)  ФГОС по направлению подготовки (специальности)

31.02.02 «Акушерское дело»

утвержденный Министерством образования и науки РФ «___» ________ 20___г.

2)  Учебный план по специальности «Акушерское дело»,

утвержденный Ученым Советом ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России «____»_________________20 __г., Протокол № ___

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры госпитальной хирургии, от «___» ________ 20___г. Протокол №__

Заведующий кафедрой ________________________________()

подпись ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена Ученым Советом

лечебного факультета от «_____» ____________20___г. Протокол № _____

Председатель

Ученого Совета факультета ________________________________(___________________)

подпись ФИО

Разработчики:

доцент _____

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

доцент ___

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

1. Цель и задачи освоения дисциплины хирургия (далее – дисциплина).

Цель освоения дисциплины:

Обучить студентов теоретическим и практическим основам организации сестринского процесса в хирургии, при наиболее распространенных хирургических заболеваниях, принципам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Задачи дисциплины: научить студентов

– изучить особенности работы всех клинических подразделений лечебного учреждения

– проводить физикальное обследование больных, знать современные методы клинической и инструментальной диагностики

– уметь оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях и травмах – знать способы лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний

– знать особенности реабилитации хирургических больных, профилактики хирургических заболеваний

– знать вопросы организации и проведения экспертизы нетрудоспособности хирургических больных

– знать основы законодательства по здравоохранению

– вести медицинскую документацию в хирургическом отделении

– уметь организовать сестринский процесс в хирургии

Задачи дисциплины:

– изучить особенности работы всех клинических подразделений лечебного учреждения

– проводить физикальное обследование больных, знать современные методы клинической и инструментальной диагностики

– уметь оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях и травмах – знать способы лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний

– знать особенности реабилитации хирургических больных, профилактики хирургических заболеваний

– знать вопросы организации и проведения экспертизы нетрудоспособности хирургических больных

– знать основы законодательства по здравоохранению

– вести медицинскую документацию в хирургическом отделении

– уметь организовать сестринский процесс в хирургии

(знать, уметь, владеть).

2. Место дисциплины в структуре ооп вуза.

2.1. Дисциплина относится к учебному циклу (разделу)

_________________________________________________________________________.

2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:

– Нормальная анатомия

Знать: нормальное строение органов человека, топографию магистральных сосудов и нервов.

Уметь: использовать знания нормальной анатомии для диагностики и лечения хирургических заболеваний (рентгенологическое исследование, остановка кровотечения, особенности течения нагноительных заболеваний и т. д.)

– Нормальная физиология

Знать: нормальные физиологические параметры функционирования организма человека.

Уметь: использовать полученные знания для интерпретации лабораторных и инструментальных дополнительных методов исследования, определения степени выраженности патологических состояний

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/№

Код компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства*

1.   

ОК-8

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности

– организацию сестринского процесса в хирургии;

– особенности работы хирургических отделений различного профиля, отделения реанимации и интенсивной терапии, диагностическо- вспомогательных служб и подразделений медицинских учреждений стационарного и поликлинического типа;

– законодательства по здравоохранению, постановления Правительства РФ, приказы Минздрава РФ и Главного управления здравоохранения при Администрации области, регламентирующие работу хирургических отделений и диагностическо – вспомогательных служб лечебно-профилактических учреждений; учетно-отчетную медицинскую документацию хирургических отделений различного профиля, ОРИТ, операционного блока больниц, хирургического кабинета поликлиник, травматологического пункта, ее назначение, порядок ведения

Написание контрольных работ

2.   

ПК-1

Способность выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги), подготавливать пациента к диагностическим процедурам, осуществлять лекарственную терапию по назначению врача

– основные синдромы и симптомы наиболее распространенных хирургических заболеваний, встречающихся в клинической практике; основные методы диагностики в клинической хирургической практике, особенности подготовки хирургического больного к различным видам диагностического исследования;

– основные методы лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний;

– вопросы реабилитации хирургических больных;

– профилактику хирургических заболеваний;

– организацию и проведение диспансерного –

наблюдения хирургических больных;

– вопросы организации и проведение экспертизы нетрудоспособности хирургических больных

оценить состояние хирургического больного в зависимости от степени выраженности симптомов и синдромов;

– составить программу обследования и наметить общий план лечения хирургического больного;

составить программу медицинской, психологической, социальной и профессиональной реабилитации хирургического больного с прогностической оценкой – состояния его здоровья.

Техникой выполнения всех необходимые манипуляции, связанных с диагностикой, лечением и профилактикой хирургических заболеваний

Написание контрольных работ, оценка освоения практическ их навыков на клинических практическ их занятиях, собеседова ние на экзамене

3.   

ПК-2

Готовность обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико – социальной помощи пациенту.

– основные синдромы и симптомы наиболее распространенных хирургических заболеваний, встречающихся в клинической практике; основные методы диагностики в клинической хирургической практике, особенности подготовки хирургического больного к различным видам диагностического исследования; – основные методы лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний;

– вопросы реабилитации хирургических больных;

– профилактику хирургических заболеваний;

– организацию и проведение диспансерного наблюдения хирургических больных;

– вопросы организации и проведение экспертизы нетрудоспособности хирургических больных

– оценить состояние хирургического больного в зависимости от степени выраженности симптомов и синдромов;

– составить программу обследования и наметить общий план лечения хирургического больного; составить программу медицинской, психологической, социальной и профессиональной реабилитации хирургического больного с прогностической оценкой – состояния его здоровья.

Техникой выполнения всех необходимые манипуляции, связанных с диагностикой, лечением и профилактикой хирургических заболеваний

Написание контрольн ых работ, оценка освоения практическ их навыков на клинических практическ их занятиях, собеседова ние на экзамене

4

ПК-4

Готовность оказывать медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях

– принципы оказания первой медицинской помощи и проведение симптоматического лечения неотложных состояний в клинической хирургической практике

определить при необходимости объем неотложной помощи хирургическому больному

Техникой выполнения всех необходимые манипуляции, связанных с диагностикой, лечением и профилактикой хирургических заболеваний

Написание контрольн ых работ, оценка освоения практическ их навыков на клинических практическ их занятиях, собеседова ние на экзамене

4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3

Источник

Наименование разделов дисциплины

Содержание разделов и тем дисциплины в дидактических единицах

Коды компетенций

Формы рубежного контроля

1

Раздел 1.

Учение о крови. Асептика, десмургия.

2

Тема 1.

Синдром кровотечения, местный гемостаз

ПК – 4

Написание контрольной работы, собеседование и контроль освоения практических навыков на занятии

3

Тема 2.

Переливание крови, компенсация кровопотери

ПК– 1, ПК– 2, ПК – 4.

4

Тема 3.

Асептика, десмургия

ПК– 1 ПК– 2 Пк – 4

5

Тема 4.

Наркоз, реанимация

ПК– 1 ПК– 2 Пк – 4

6

Раздел 2.

Общие вопросы онкологии, современные хирургические технологии

7

Тема 5.

Онкология

ПК– 1 ПК– 2

Написание контрольной работы, собеседование и контроль освоения практических навыков на клиническом практическом занятии

8

Тема 5

Химические ожоги пищевода и желудка, синдром дисфагии

ПК– 1 ПК– 2

9

Тема 6.

Операция, пред и послеоперационный период

ПК– 1 ПК– 2 Пк – 4

10

Раздел 3.

Хирургическая инфекция

11

Тема 7.

Термические поражения

ПК– 1 ПК– 2 Пк – 4

Написание контрольной работы, собеседование и контроль освоения практических навыков на клиническом практическом занятии

12

Тема 8.

Синдром воспаления мягких тканей, костей и суставов

ПК– 1 ПК– 2 Пк – 4

13

Синдром окклюзии магистральных сосудов

ПК– 1 ПК– 2 Пк – 4

5. Распределение трудоемкости дисциплины.

5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по семестрам (АЧ)

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

3

4

5

Аудиторная работа, в том числе

76

36

40

Теоретические занятия (ТЗ)

36

16

20

Практические занятия (ПЗ)

40

20

20

Самостоятельная работа студента (СРС)

38

18

20

Промежуточная аттестация

зачет/экзамен (указать вид)

з

ИТОГО

114

54

60

5.2. Разделы дисциплины и формы текущего контроля:

п/№

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

1

Учение о крови. Асептика, десмургия.

Написание контрольной работы, собеседование и контроль освоения практических навыков на практическом занятии

2

Общие вопросы онкологии, современные хирургическ ие технологии

Написание контрольной работы, собеседование и контроль освоения практических навыков на клиническом практическом занятии

3

Хирургическ ая инфекция

Написание контрольной работы, собеседование и контроль освоения практических навыков на практическом занятии

5.3. Распределение тем практических занятий по семестрам:

п/№

Наименование тем практических занятий

Объем в АЧ

Сем3

Сем4

1.

Основы хирургической деятельности медицинской сестры.

1.1  Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции

1.2  Обезболивание

1.3  Гемостаз

1.4  Основы трансфузиологии

1.5  Десмургия

1.6  Оперативная хирургическая техника

1.7 Местная хирургическая патология и ее лечение

2

2

2

2

2

2

2

2.

Деятельность медицинской сестры на основных этапах лечения хирургического пациента.

2.1  Хирургическая деятельность медицинской сестры в стационаре. Сестринский процесс в периоперативном периоде.

2.1.1. Сестринский процесс в предоперационном периоде

2.1.2. Сестринский процесс в интраоперационном периоде

2.1.3. Сестринский процесс в послеоперационном периоде

2

2

2

3.

Сестринский процесс при отдельных видах хирургической патологии

3.1  Сестринская помощь при повреждениях.

3.2  Сестринская помощь при хирургической инфекции.

3.3  Сестринская помощь при нарушении кровообращения в сосудах нижних конечностей

3.4  Сестринская помощь при новообразованиях.

3.5  Синдром «острого живота».

3.6  Сестринская помощь при повреждениях и заболеваниях прямой кишки.

3.7Сестринская помощь при синдроме нарушения мочеотделения.

2

4

4

4

2

2

2

ИТОГО (всего – 40 АЧ)

20

20

5.4. Распределение тем теоретических занятий по семестрам:

п/№

Наименование тем клинических практических занятий

Объем в АЧ

Сем3

Сем4

1.

Основы хирургической деятельности медицинской сестры.

1.1 Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции

1.2 Обезболивание

1.3 Гемостаз

1.4 Основы трансфузиологии

1.5 Десмургия

1.6 Оперативная хирургическая техника

1.7 Местная хирургическая патология и ее лечение

4

2

2

2

2

2

2

2.

Деятельность медицинской сестры на основных этапах лечения хирургического пациента.

2.2  Хирургическая деятельность медицинской сестры в стационаре. Сестринский процесс в периоперативном периоде.

2.1.1. Сестринский процесс в предоперационном периоде

2.1.2. Сестринский процесс в интраоперационном периоде

2.1.3. Сестринский процесс в послеоперационном периоде

2

2

2

3.

Сестринский процесс при отдельных видах хирургической патологии

3.7  Сестринская помощь при повреждениях.

3.8  Сестринская помощь при хирургической инфекции.

3.9  Сестринская помощь при нарушении кровообращения в сосудах нижних конечностей

3.10Сестринская помощь при новообразованиях.

3.11Синдром «острого живота».

3.12Сестринская помощь при повреждениях и заболеваниях прямой кишки.

3.7Сестринская помощь при синдроме нарушения мочеотделения.

2

2

2

2

2

2

2

ИТОГО (всего -36 АЧ)

16

20

5.5. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:

п/№

Наименование вида СРС*

Объем в АЧ

Сем3

Сем4

1

Гемостаз. Трансфузиология. Асептика, десмургия.

18

3

Хирургическая инфекция, и травмы

20

ИТОГО (всего – 38АЧ)

6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств:

№ п/п

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов

1

2

3

4

5

1

Текущий контроль

Синдром кровотечения, местный гемостаз

Сдача практических навыков, контрольные вопросы

5

2

Переливание крови, компенсация кровопотери

Сдача практических навыков, контрольные вопросы

5

3

Асептика, десмургия

Сдача практических навыков, контрольные вопросы

5

4

Наркоз, реанимация

Сдача практических навыков, контрольные вопросы

5

5

Онкология

Сдача практических навыков, контрольные вопросы

5

6

Химические ожоги пищевода и желудка, синдром дисфагии

Сдача практических навыков, контрольные вопросы

5

7

Операция, пред и послеоперационный период

Сдача практических навыков, контрольные вопросы

5

8

Термические поражения

Сдача практических навыков, контрольные вопросы

5

9

Синдром воспаления мягких тканей, костей и суставов

Сдача практических навыков, контрольные вопросы

5

10

Синдром окклюзии магистральных сосудов

Сдача практических навыков, контрольные вопросы

5

Промежуточная аттестация

зачет

Собеседование по билетам

3

6.2. Примеры оценочных средств:

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3

Источник


МДК 02.03 «Хирургические заболевания, травмы и беременность»
ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: « Принципы организации ухода за беременными пациентами с синдромом нарушения мочеотделения на сестринском посту хирургического отделения»

План занятия:


  1. Организационный момент – 5 минут

  2. Фронтальный опрос – 15 минут

  3. Программированный тестовый контроль – 10 минут

  4. Целевой инструктаж по технике безопасности – 10 минут

  5. Демонстрационная часть – 15 минут

  6. Работа в отделении: – 255 минут

  7. Оформление дневников – 40 минут.

ПК

Перечень выполняемых манипуляцийМинимум выполнения
ПК 2.1Объяснить ход предстоящей процедуры, получить информационное согласие от больного5
Субъективное обследование больного4
Объективное обследование больного4
Оформление стандартной документации приема пациента5
Обработка рук, надевание стерильного халата, перчаток.3
Снятие повязок.10
Туалет раны и кожи вокруг.10
Снятие швов6
Ассистирование при смене дренажей2
ПХО2
Наложение швов.2
Катетеризация мочевого пузыря (у мужчин, у женщин)4
Сбор мочи по Зимницкому3
ПК 2.3Уход за стомами:


  • холецистостомой,

  • эпицистостомой

1

1

1

Неотложная помощь при:


  • острой задержке мочи

  • почечной колике

1

1

Фронтальный опрос:


  1. Гигиенический уровень обработки рук.

  2. Хирургический уровень обработки рук.

  3. Комплекс мероприятий, осуществляемый с целью профилактике ВБИ.

  4. Общие меры безопасности м/с на рабочем месте.

  5. Правила утилизации ИМН.

  6. Алгоритм действия мед/сестры при сборе мочи по Нечипоренко, по Зимницкому, по Амбурже

  7. Неотложная помощь острой задержке мочи

  8. Неотложная помощь почечной колике

Тестовые задания
Выберите правильный ответ


  1. Определите, какое утверждение является верным:

  1. дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение патогенной и условно-патогенной микрофлоры, кроме спор

  2. дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение всех форм микрофлоры, включая споры

  3. дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение всех форм бактерий, кроме спор

  4. дезинфекция – это мероприятия, направленные на уничтожение биологических и химических загрязнений

  5. дезинфекция – это мероприятия, направленные на очистку инструментария от лекарственных загрязнений

2 . Назовите фактор передачи парентерального пути заражения:


  1. медицинский инструментарий

  2. пищевые продукты

  3. вода

  4. посуда

  5. кровососущие насекомые

3. Определите, какое из предложенных утверждений является верным:


  1. стерилизация – это комплекс мероприятий, направленных на очистку инструментария от биологических и химических загрязнений

  2. стерилизация – это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение всех форм микрофлоры, включая споры

  3. стерилизация – это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение патогенных и непатогенных микроорганизмов

  4. стерилизация – это комплекс мероприятий, направленных на остановку развития патогенных микроорганизмов

  5. стерилизация – это комплекс санитарно-гигиенических мероприятий

4. Что из перечисленного относится к видам дезинфекции:


  1. химическая

  2. паровая

  3. очаговая

  4. газовая

  5. механическая

5. Что из перечисленного относится к методам дезинфекции:


  1. физические воздействия на объект

  2. стерилизация

  3. очаговые мероприятия

  4. профилактические мероприятия

  5. дератизация

6. Для дезинфекции использованных многоразовых инструментов не допускается проведение:


  1. кипячения инструментов в дистиллированной воде – 30 минут

  2. кипячения инструментов в 2% растворе пищевой соды – 15 минут

  3. погружение инструментария в дезинфицирующее средство

  4. автоклавирование

  5. уничтожение инструментария

7. Медицинская сестра в режимном кабинете производит смену халата:


  1. каждую смену

  2. один раз в неделю

  3. один раз в три дня

  4. кратность смены халата не регламентируется

  5. после каждой серии манипуляций

  1. Перед проведением инъекций медицинская сестра обрабатывает руки с выполнением:

  1. гигиеническое мытье рук мылом и водой

  2. гигиенической обработки мылом и кожным антисептиком

  3. хирургической антисептики

  4. физиологического уровня антисептики

  5. социального уровня антисептики

  1. В каких случаях использование стерильных медицинских перчаток не обязательно:

  1. при проведении оперативных вмешательств

  2. при проведении перевязок

  3. при проведении внутривенного капельного вливания

  4. при проведении внутримышечных и подкожных инъекций

  5. при проведении влагалищного обследования

  1. Как часто медицинская сестра должна производить смену перчаток:

  1. после каждого пациента

  2. после 5-6 манипуляций

  3. после 3 пациентов

  4. 1 раз в смену

  5. по желанию пациента

Ответы к тестовому заданию


  1. – 1

  1. – 5

  1. – 1

  1. – 1

  1. – 2

  1. – 2

  1. – 3

  1. – 4

  1. – 1

  1. – 1

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: «Принципы организации ухода за беременными пациентами с травмами, вывихами, ранами в перевязочном кабинете»

План занятия:


  1. Организационный момент – 5 минут

  2. Фронтальный опрос – 15 минут

  3. Программированный тестовый контроль – 10 минут

  4. Целевой инструктаж по технике безопасности – 10 минут

  5. Демонстрационная часть – 15 минут

  6. Работа в отделении: – 255 минут

  7. Оформление дневников – 40 минут.
ПКПеречень выполняемых манипуляцийМинимум выполнения
ПК 2.1Объяснить ход предстоящей процедуры, получить информационное согласие от больного5
Субъективное обследование больного4
Объективное обследование больного4
Оформление стандартной документации приема пациента5
Оформление карты сестринского процесса.1
Оформление стандартной медицинской документации амбулаторного

приема хирургического больного:


  • оформление записей в амбулаторной карте,

  • выписывание направлений на госпитализацию,

  • обследование на плановую операцию.

10

3

5

2

Подготовка антисептиков к работе.2
Обработка ветоши.5
Обработка столов, кушеток.5
Выписывания требования в аптеку.1
Дезинфекция инструментов.5
Наложение повязок.10
Накрытие стерильного стола.2
ПК 2.3Неотложная помощь при:


  • переломах,

  • вывихах,

  • ожогах,

1

1

1

Фронтальный опрос:


  1. Неотложная помощь при вывихах и переломах

  2. Алгоритм накрытия стерильного стола.

  3. Приготовление растворов различной концентрации.

  4. Дезинфекция ИМН.

  5. Правила утилизации ИМН.

  6. Методы профилактики ВБИ.

  7. Наложение асептической повязки

  8. Алгоритм действия медицинской сестры при наложении повязки «Варежка»

  9. Алгоритм действия медицинской сестры при наложении повязки «Перчатка»

  10. Алгоритм действия медицинской сестры при наложении повязки «Дезо»

Ситуационные задачи:

Задача№1

Ситуация. Больной поступил в стационар с жалобами на боли в области носа, выделения из носа, повышения температуры тела до 38,5С, общие

недомогание. Ему поставлен диагноз острый гнойный гайморит и выполнено

дренирование гайморовых пазух.

Вопросы:

1. Какой вид антисептики применен в данном случае?

2. Антисептики, какой группы лучше всего применить для промывания гнойного очага?

3. Антибиотики, какой группы должны быть назначены?

Эталон ответа

1. Применен вид физической антисептики – дренирование гнойного очага.

2. Для промывания гнойного очага лучше применить раствор хлоргексидина.

3. До определения возбудителя необходимо назначить антибиотик широкого спектра действия (например, цефатоксим).
Задача № 2

Ситуация. У больного после инъекции диклофенака в домашних условиях через 2 дня образовался плотный болезненный инфильтрат ягодичной

области, который был в стационаре вскрыт и дренирован.

Вопросы:

1. Что должен выполнить хирург после вскрытия гнойного очага?

2. Антисептик, какой группы лучше применить при вскрытии абсцесса ягодицы?

3. Какие биологические антисептики необходимо применять в данном случае?

Эталон ответа

1. Необходимо произвести посев содержимого гнойного очага для определения чувствительности к антибиотикам.

2. Лучше всего применить раствор перекиси водорода, который является

сильным окислителем, а также способствует механической очистки патологического очага.

3. Необходимо назначить антибиотики и местно протеолитические ферменты (например, цефазолин и химотрипсин).
Задача №3

Ситуация. Больной во время работы на стройке проколол гвоздем правую стопу. Через сутки развился отек, появилась гиперемия и резкая боль в

правой стопе. На подошвенной поверхности имеется рана диаметром 0,5 см с

гнойным отделяемым, вокруг раны гиперемия, отек, инфильтрация.

Вопросы:

1. Какое заболевание развилось у больного?

2. Какой первый метод антисептики должен применить хирург?

3. Какой следующий метод антисептики необходимо применить?

4. Какой метод физической антисептики необходим в данном случае?

5. Какие лекарства необходимо назначить данному больному?

Эталон ответа

1. Флегмона правой стопы.

2. Механическую антисептику, вскрыть флегмону стопы.

3. Химическую антисептику, промыть рану перекисью водорода.

4. Дренирование раны.

5. Антибиотики цефалоспоринового ряда.
Задача № 4

Ситуация. В клинику поступил больной с жалобами на разлитые боли

в животе. Болен трое суток. За медицинской помощью не обращался. При

поступлении у больного диагностирован распространенный перитонит. Проведена предоперационная подготовка в условиях реанимационного отделения. Больной направлен в операционную.

Вопросы:

1. Из чего состоит механическая антисептика у данного больного?

2. В чет состоит химическая антисептика в данном случае?

3. В чем состоит физическая антисептика при лечении данного больного?

Эталон ответа

1. Лапаротомия, устранение источника перитонита (например, удаление

гнойного аппендицита).

2. Промывание брюшной полости фурацилином и гипохлоритом натрия.

3. Постановка 4 дренажей в брюшную полость.

Задача № 5

Ситуация. Больной 76 лет страдает варикозным расширением вен

около 30 лет. Три года назад открылась трофическая язва на правой голени.

Больной для лечения применял различные мази, которые язву не заживили.

Вопросы:

1. Какова этиологическая причина трофической язвы?

2. В чем заключается механическая антисептика при лечении

данного больного?

3. В чем заключается химическая антисептика?

4. В чем заключается биологическая антисептика?

Эталон ответа

1. Заболевание вен.

2. Иссечение гнойных вялых грануляций. 136

3. Промывание язвы фурацилином и перекисью водорода.

4. Введение в рану протеолитических ферментов.
Задача №6

Ситуация. В операционной закончилось экстренное оперативное вмешательство у пациентки Е., 23 лет, по поводу «Острого флегмонозного аппендицита». Во время послеоперационной уборки санитарка оперблока собрала грязное операционное белье в специальный мешок и поместила его в

контейнер «для грязного белья».

Вопросы:

1. Что относится к операционному белью?

2. В чем будет заключаться предстерилизационная подготовка данного операционного белья?

3. Каким методом стерилизуют операционное белье, в течение какого времени и при каких показателях?

4. Во что допускается укладка операционного белья для проведения стерилизации (упаковка)? 16

5. Где, и в течение, какого времени, производится хранение стерильного операционного белья при различных видах упаковки?

Эталон ответа

1. Халаты хирургические, простыни, пеленки, полотенца, маски, шапочки, бахилы.

2. Белье транспортируют в прачечную, где производится дезинфекция и

стирка грязного операционного белья. В чистом виде операционное белье возвращается в операционный блок.

3. В паровом стерилизаторе (автоклав), при давлении пара – 2 атм., температуре – 132ºС, в течение 20 минут.

4. В биксы, а при их отсутствии в полотняные мешки.

5. Стерильное операционное белье хранят в специальном шкафу «для

стерильного белья», который располагается в отдельной комнате

оперблока. Стерильность в биксах сохраняется в течение 2-3 суток, а в

полотняных мешках – не более 24 часов.
Задача №7

Ситуация. В операционной закончилось экстренное оперативное вмешательство у больного К., 55 лет, по поводу «Газовой гангрены правой нижней конечности». После операции санитарка собрала грязное операционное

белье, перевязочный материал, а также поместила грязные хирургические

инструменты в специальный таз «для грязных инструментов».

Вопросы:

1. Какой вид уборки в операционной предстоит санитаркам и сестрам

оперблока, назовите основные этапы уборки?

2. Где производится предстерилизационная подготовка хирургических

инструментов. С чего начинается предстерилизационная подготовка

хирургических инструментов?

3. Каким раствором антисептика, и в течение какого времени проводится дезинфекция хирургических инструментов в данном случае?

4. Чему подвергаются данные хирургические инструменты после дезинфекции?

5. Какой метод стерилизации хирургических инструментов предпочтителен в данном случае, в течение какого времени и при каких показателях?

Эталон ответа

1. Внеочередная генеральная уборка оперблока:

а) дезинфекция операционной (потолок, стены, все предметы, пол);

б) общая влажная уборка операционной;

в) стерилизация операционной при помощи УФ-ламп.

2. Предстерилизационная подготовка хирургических инструментов про-

изводится в моечной. Она начинается с дезинфекции.

3. Путем полного погружения хирургических инструментов в 6% раствор перекисида водорода на 60 минут. 138

4. Инструменты моют щетками в растворе дезинфицирующего средства, с

добавлением моющего средс