Пути психического развития ребенка акселерация и амплификация
Пути психического развития дошкольников:акселерация,амплификация,симплификация.
Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности.
Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, появление новых способностей ребенка становится возможным благодаря достижениям предшествующих периодов. Нарушение данных закономерностей, «пропуск» или ускоренное «пробегание» какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и деформациями возрастного развития. Однако на практике возрастная последовательность периодов детского развития все чаще искажается.
Акселерация — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей(в среднем на 1-2 года)
Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом
благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В
редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь
выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах
психической деятельности
Амплификация психического развития — увеличение, распространение] — всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.
Искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.
За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудно-искоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра – это пустая потеря времени, детское творчество – наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц – досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.
Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна – она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).
Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития – т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами ,не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а
наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом. Например, не нужно учить ребенка читать в два года, потому что ему в этомвозрасте ему полезнее услышать сказку от родителей, а не прочесть еесамому. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у вашего ребенка
будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность ,уверенность в себе, умственные способности.
Путь, основанный на амплификации детского развития, – значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния – словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.
Источник
Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки для следующего.
Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности.
Развитие ситуативно-личностного, непосредственно-эмоционального общения младенца со взрослым является необходимой предпосылкой становления предметной деятельности и познавательной активности ребенка раннего возраста, что, в свою очередь, является условием формирования первичных форм мышления и речи.
Развитие речи создает возможности для переименования предметов, которое открывает перспективу символических игровых замещений и становления игровой деятельности.
В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план действия, творческая инициативность и пр.), необходимые в дальнейших формах деятельности ребенка.
Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, появление новых способностей ребенка становится возможным благодаря достижениям предшествующих периодов. Нарушение данных закономерностей, «пропуск» или ускоренное «пробегание» какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и деформациями возрастного развития. Однако на практике возрастная последовательность периодов детского развития все чаще искажается.
В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме.
Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.
Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.
За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.
Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).
Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста.
Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для младенца — это личностное, эмоциональное общение со взрослым, для ребенка 1—3 лет — это действия с предметами и процессуальная игра, для дошкольника — ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.
Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности и пр. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.
Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с. С. 356-358.
Источник
Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности. развитие ситуативно-личностного, непосредственно-эмоционального общения младенца со взрослым является необходимой предпосылкой становления предметной деятельности и познавательной активности ребенка раннего возраста, что, в свою очередь, является условием формирования первичных форм мышления и речи. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план действия, творческая инициативность и пр.), необходимые в дальнейших формах деятельности ребенка. В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Амплификация, по Запорожцу, — это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для младенца — это личностное, эмоциональное общение со взрослым, для ребенка 1—3 лет — это действия с предметами и процессуальная игра, для дошкольника — ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр. Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности и пр. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей. Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.
Источник
1. Введение
Развитие ребенка представляет
собой сложный процесс и для каждого индивидуума
характеризуется рядом особенностей,
определяемых различиями генетического
кода и всей многоцветной мозаикой условий
человеческой жизни. Именно эти обстоятельства
и определяют столь широкий полиморфизм
индивидуальностей, но вместе с тем при
всем разнообразии развитие включает
и ряд общих закономерностей.
Какой родитель не хочет, чтобы
его ребенок был одаренным? Многие стремятся
к тому, чтобы его чадо постигало знания
и обучалось как можно быстрее. Педагоги
и родители мечтают видеть ребенка счастливым,
успешным и образованным.
Акселерация и амплификация – с виду такие
странные названия, с которыми мы практически
не сталкиваемся в жизни, каждое из них
обозначает ускоренное развитие, но все
же отличаются по своей сущности друг
от друга.
В этом реферате мы рассмотрим оба понятия
и попытаемся выявить, что же такое акселерация
и амплификация, их различия и особенности.
2.
Сопоставление амплификации и акселерации.
Каждый этап детского развития
основан на предыдущем и создает предпосылки
для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное,
определяющее значение имеют самые ранние
периоды развития ребенка, которые закладывают
фундамент будущей личности. Так, развитие
ситуативно-личностного, непосредственно-эмоционального
общения младенца со взрослым является
необходимой предпосылкой становления
предметной деятельности и познавательной
активности ребенка раннего возраста,
что, в свою очередь, является условием
формирования первичных форм мышления
и речи.
Развитие речи создает возможности
для переименования предметов, которое
открывает перспективу символических
игровых замещений и становления игровой
деятельности.
В игре дошкольника формируются новые
качества личности и психики (произвольность,
внутренний план действия, творческая
инициативность и пр.), необходимые в дальнейших
формах деятельности ребенка.
Таким образом, каждый последующий этап
«накладывается» на предыдущий, появление
новых способностей ребенка становится
возможным благодаря достижениям предшествующих
периодов.
Нарушение данных закономерностей,
«пропуск» или ускоренное «пробегание»
какого-либо этапа чревато серьезными
нарушениями и деформациями возрастного
развития. Однако на практике возрастная
последовательность периодов детского
развития все чаще искажается.
В своем стремлении «идти в ногу со временем»
и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги
и родители) нередко начинают форсировать
темпы детского развития. Под видом модернизации
образования маленьких детей в детском
саду вводятся самые сложные учебные предметы:
риторика, естествознание, физика, политэкономия,
компьютеризация и пр. Естественно, все
эти учебные дисциплины подаются в максимально
упрощенной, доступной для ребенка форме.
Такое искусственное ускорение детского
развития, или акселерация, провоцируется
и поощряется взрослыми, поскольку технически
упрощает интеграцию детей во взрослое
сообщество. Однако эта интеграция носит
односторонний, механический характер
и является форсированной адаптацией
ребенка к внешним формам взрослой жизни.
Как писал основоположник отечественной
дошкольной психологии А. В. Запорожец,
под видом модернизации образования детское
развитие подвергается симплификации,
т. е. чрезмерному упрощению и обеднению.
Развитие ребенка отождествляется с накоплением
знаний, навыков и умений.
За этим пониманием лежит достаточно
традиционное и трудноискоренимое представление
о ребенке как о маленьком взрослом, только
недоученном, ничего не знающем и не умеющем.
В последнее время данное представление
подкрепляется лозунгами о демократизации
воспитания и равных правах ребенка. Юридическое
равноправие детей как бы распространяется
на их фактическое и психологическое равенство,
согласно которому дети воспринимают
и понимают мир так же, как взрослые. Исходя
из этого представления, задача воспитания
и развития видится в том, чтобы как можно
раньше и больше приучать ребенка к взрослым
формам жизни. С этой точки зрения, игра
— это пустая потеря времени, детское
творчество — наивный уход от жизни, слушание
сказок и сочинение небылиц — досужее
и бесполезное занятие, которому противостоят
полезное, перспективное обучение и освоение
нового.
Такая тактика в подходе к образованию
детей не просто ограниченна — она опасна
и губительна! Под видимым демократизмом
и соответствием духу времени она несет
отрыв ребенка от подлинных источников
его развития. Упрощенное представление
о детском развитии и его ускорение (т.
е. симплификация и акселерация) неизбежно
ведет к обеднению, суживанию возможностей
ребенка, в результате чего наблюдается
снижение уровня общего развития и его
существенное отставание от принятых
возрастных норм (несмотря на ускоренное
овладение не которыми знаниями и навыками).
Альтернативой акселерации
А. В. Запорожец считал амплификацию детского
развития — т. е. его обогащение за счет
максимально полного проживания возраста.
Каждый этап возрастного развития
имеет огромные резервы, которые далеко
не всегда реализуются. Эти резервы скрыты
в специфических формах деятельности
ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют
его потребностям и возможностям. Для
младенца — это личностное, эмоциональное
общение со взрослым, для ребенка 1—3 лет
— это действия с предметами и процессуальная
игра, для дошкольника — ролевая игра,
рисование, конструирование, восприятие
сказок, детское экспериментирование
и пр.
Именно в этих традиционных
формах детской деятельности возникают
и развиваются такие базовые качества
личности, как творческая активность,
инициативность, уверенность в себе, доверие
и уважение к окружающим, произвольность,
умственные и познавательные способности
и пр. Эффективное и полноценное (а не ускоренное)
развитие ребенка предполагает не сворачивание
этих форм детской деятельности, а своевременное
и максимально полное использование их
возможностей.
Путь, основанный на амплификации детского
развития, — значительно более сложный
и трудный, чем путь акселерации. Здесь
невозможен прямой перенос на ребенка
собственных ценностей и представлений.
Напротив, нужно хорошо знать, понимать
и чувствовать возможности ребенка, его
детские желания, предпочтения, состояния
— словом, его детскую психологию, которая
существенно отличается от психологии
взрослого человека.
3.
Амплификация детского развития.
Понятие «amplification» переводится с английского
языка на русский, как «сильное увеличение,
мощное усиление». Основу теории амплификации
детского развития составляют выводы
ученых о том, что отдельным психическим
функциям свойственно не самостоятельное
и автономное развитие, они взаимосвязаны
и являются результатом получения общественного
опыта во время собственной деятельности
вашего ребенка и его общения с окружающим
миром.
Рассматриваемая нами сегодня концепция
амплификации детского развития предполагает
умение родителей максимально использовать
возможности каждого возраста ребенка
для его полноценного психического и нравственного
развития.
Данное понятие признано интегративным
и в нем совмещены:
- понятие самого психического возраста (во всем его объеме);
- сензитивное содержание для определенного возраста и соответствующий «сектор ближайшего детского развития», очерчивающий действительные возможности вашего ребенка;
- сама категория детского развития.
Оптимальными
педагогическими условиями воспитания
и развития ребенка как личности
определяется необходимость наиболее
широкого развертывания, а также
обогащения содержания присущих детям
форм игровой и практической деятельности.
Таким образом, вся суть амплификации
детского развития заключена в том, что
отдельные психические функции прекрасно
развиваются у детей при взаимодействии
с играми и предметно – развивающим сектором,
как свойства определенной личности. Психические
новообразования рождаются и формируются
на этапах дошкольного детства в ходе
собственной деятельности вашего ребенка
в играх, посредством его повседневного
общения с окружающими людьми.
4.
Акселерация детского развития.
Акселерация
– ускорение возрастного развития
путем сдвига морфогенеза на более
ранние стадии онтогенеза. Термин «акселерация»
(от латинского слова acceleratio — ускорение)
предложен немецким врачом Koch в 1935 году.
Сущность акселерации состоит в более
раннем достижении определенных этапов
биологического (физического и полового
и др. ) развития и завершении созревания
организма.
В качестве
основных проявлений акселерации рассматривают:
- большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад
- более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
- более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;
- более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;
- увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
- половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.
В настоящее
время термин «акселерация» употребляется
в основном в двух значениях: акселерация
эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная
акселерация обозначает ускорение
физического развития современных
детей и подростков в сравнении
с предшествующими поколениями.
Наряду с
термином «эпохальная акселерация»
в современной научной литературе
иногда используют понятия «вековая
тенденция» и «эпохальные изменения»,
которые трактуются более широко.
Под этими терминами понимаются
также многие изменения биологии
современного человека: увеличение репродуктивного
периода у женщин, удлинение продолжительности
жизни, изменения в характере
и распространении заболеваний
и др.
Под внутригрупповой
акселерацией понимают ускорение физического
развития отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.
В среднем такие дети составляют 13—20 %
от общего числа детей данного возраста.
Для них характерны более высокий рост,
большая мышечная сила, большие возможности
дыхательной системы. У них значительно
быстрее происходит половое созревание,
раньше заканчивается рост в длину (обычно
к 15—17 годам) и несколько быстрее, как
полагают большинство ученых, осуществляется
психическое развитие.
Биологические
механизмы акселерации пока не выяснены.
Можно полагать, что причины акселерации
физического развития различны и
наиболее существенными являются следующие.
1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой
миграцией современного населения и увеличением
количества смешанных браков. При этом
потомство первого поколения обладает
временным преимуществом в физическом
развитии.
2. Урбанизация населения (увеличение городского
населения) и стимулирующее влияние условий
городской жизни на темпы физического
развития.
3. Увеличение уровня радиации на Земле,
величина которого вследствие широкого
применения ионизирующих излучений и
радиоактивных веществ в военных и мирных
целях существенно возросла по сравнению
с существовавшим ранее естественным
радиоактивным фоном нашей планеты.
4. Улучшение социальных и социально-гигиенических
условий жизни населения промышленно
развитых стран.
Акселерация — явление временное,
и связана она с модификационной
изменчивостью ряда морфофункциональных
признаков человеческого организма.
5.
Концепция амплификации А.В. Запорожца.
А.В.Запорожец не просто абстрактно
противопоставлял амплификацию искусственной
акселерации детского развития. Его
волновал вопрос, каковы границы инициативного
действия ответственного взрослого в
перспективе детского развития?
Внутренним условием спонтанного
развития является, по А.В.Запорожцу
именно его амплификация.
Насколько мы понимаем Александра Владимировича,
в самом точном смысле слова амплификация
означает лишь одно: содействие в превращении
деятельности ребенка, заданной взрослым
через систему культурных образцов, в
детскую самодеятельность, направленную
на творческое переосмысление (переконструирование)
этих образцов, главным результатом которой
становится порождение нового образа
себя и своих возможностей. Благодаря
этому сама деятельность (в ее многообразных
видах) из «инструмента педагогического
воздействия» трансформируется в средство
саморазвития и самореализации своего
субъекта – ребенка.
Эти метаморфозы были прослежены в
многочисленных исследованиях школы
А.В.Запорожца. Так, простейшие формы
предметно-манипулятивной деятельности
детей раннего возраста, обеспечивающие
усвоение общественно зафиксированных
способов употребления вещей перерастают
в экспериментирование с предметами. Это
приводит к проникновению ребенка в новые,
доселе скрытые «измерения» предметного
мира, способствует формированию у него
ростков постигающего мышления .Процесс
развития чувственного познания, первоначально
разворачиваясь в виде опосредствованной
сенсорными эталонами «ориентировочной
деятельности», находит свое продолжение
в актах творческой символизации ребенком
действительности и своего места в ней,
в конечном счете, – образа собственного
Я . Формирование способности к языковому
обобщению на основе элементарного осознания
рече-языковых явлений становится источником
саморазвития детской речи. Введение обобщенных
способов конструктивной деятельности
создает предпосылку для творческой работы
с автодидактическими конструкторами
.
Именно в процессе превращения
деятельности в самодеятельности рождается
особый необыденный мир «специфически
детских видов деятельности». Этот
мир спроектировали и «подарили» детям
Александр Владимирович и его сотрудники.
Ведь и игра, и изобразительная деятельность,
и конструирование и др. виды деятельности
были фактически заново «построены» этими
исследователями. Они радикально отличались
от того, чем ребенок занимался дома или
в обычном детском саду. К счастью, А.В.Запорожцу
и его коллективу удалось частично внедрить
свои находки в практику работы дошкольных
учреждений. Так – уникальный случай! –
учеными была создана особая «детская
субкультура», ставшая достоянием ни одного
поколения наших детей.
6.
Заключение.
Утверждение о том, будто ценой
искусственной акселерации развития ребенка,
путем сокращения детства может быть достигнут
духовный прогресс, является прогрессивным
по видимости, но наивно-утопическим по
сути. Детство ребенка, значительно более
длительное и неизмеримо более богатое
по содержанию, по характеру происходящих
на его протяжении психических изменений,
чем это имеет место у детенышей животных,
является величайшим достижением и громадным
преимуществом homosapiens. Оно дает возможность ребенку до достижения
зрелости овладеть богатством духовной
и материальной культуры, созданной обществом,
приобрести специфические для человека
способности и нравственные качества.
В самом деле, маленький ребенок очень
пластичен, сенсибилен, легко обучаем.
Это открывает перспективы существенного
обогащения познавательного содержания
раннего воспитания и обучения. Вместе
с тем полученные исследовательские данные
говорят и о том, что повышение эффективности
раннего обучения требует строгого учета
возрастных психофизиологических особенностей
ребенка.
Во-первых, необходимо учитывать, что речь
идет о растущем детском организме, о развивающемся
мозге, созревание которого еще не закончилось,
функциональные особенности которого
еще не сложились и возможности которого
еще ограниченны. При перестройке педагогического
процесса необходимо предусматривать
не только то, чего ребенок данного возраста
способен достичь при интенсивной тренировке,
но и каких физических и нервно-психических
затрат будет ему это стоить. Ибо известно,
какую опасность представляет перегрузка,
переутомление для состояния здоровья
и дальнейшего хода детского развития.
Во-вторых, данные многочисленных исследований
свидетельствуют, что максимальный эффект
в реализации больших возможностей ребенка
достигается лишь в том случае, если применяемые
методы обучения строятся в соответствии
с психофизиологическими особенностями
его возраста и с учетом того особого значения,
которое имеет детство и интенсивно формирующиеся
на данной возрастной ступени психические
новообразования для общего хода поэтапного
формирования личности.
Идеи Запорожца остаются особо актуальными
в связи с воспроизводимыми из поколения
в поколение завышенными амбициями родителей,
стремящихся ускорить темп психического
(прежде всего – интеллектуального) развития
своих детей, добиться от них высоких познавательных
и творческих достижений в ту пору, когда
речь следовало бы вести о достижениях
совсем иного рода.
А бывает, что идея искусственной акселерации
завладевает и чиновными умами. Так и произошло на одном из витков
перманентной реформы, которая стала для
нашей многострадальной школой фактически
нескончаемой. В один прекрасный день
было решено, что детям следует начинать
учиться не в 7 лет, как это традиционно
было принято, а на год раньше. Сейчас уже
трудно разобраться, какими социально-политическими
мотивами руководствовались инициаторы
реформы. Однако очевидно, что психологическое
обоснование столь смелого новшества
отсутствовало. Идея усечения детства,
несмотря на фиаско утопической реформы,
по сей день будоражит амбициозные умы
иных родителей и педагогов.
В каком-то смысле можно понять гордость
родителей, чье дитя еще до поступления
в школу умеет читать газеты. Но вот самого
ребеночка искренне жаль. Начитаться всего
этого вздора он успел бы и в зрелые годы,
и вместо сольфеджио, латыни и акробатики
лучше поиграл бы с товарищами в салочки.
Потому что потом такой возможности уже
не представится.
Список
литературы:
1. Запорожец А.В. Научная концепция исследований
НИИ дошкольного воспитания АПН СССР //
Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. С. 10.
2. Кудрявцев В.Т. Психология развития
человека. Рига, 1999.
3. Кудрявцев
В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности
в онтогенезе // Вопр. психол. 2001. № 4.
4. Роджерс
К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.
5. Смирнова
Е.О. Детская психология: Учеб. для студ.
высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС,
2003. – 368 с.С. 356-358
6. Холл С.
Собр. статей по педологии и педагогике.
М., 1912. С. 24.
Содержание:
1. Введение.
2. Сопоставление акселерации
и амплификации.
3. Амплификация детского
развития.
4. Акселерация детского
развития.
5. Концепция амплификации А.В.
Запорожца.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Источник