Птицы в эстетическом развитии ребенка

Птицы в эстетическом развитии ребенка thumbnail

Юлия Жестерова
Открытое занятие в старшей группе по художественно эстетическому развитию «Перелетные птицы»

Подготовила и провела занятие

воспитатель группы : Жестерова Ю. В

Цель: Закрепление и обобщение знаний полученных детьми в ходе реализации проекта «Перелетные птицы». Продолжать знакомство детей с нетрадиционной техникой изобразительного творчества – пластилинография.

Задачи:

Виды детской деятельности: двигательная, изобразительная, коммуникативная, игровая.

Форма организации: подгрупповая.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинография, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета, закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать художественный вкус.

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью лепки картин с изображением полуобъемных предметов.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Расширить представление детей о перелетных птицах. Научить изображать скворцов, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Упражнения в счете (нахождении указанного количества предметов) в пределах 5

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать бережное отношение к природе, птицам. Продолжать учить детей работать в коллективе, воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи. Воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности, умение доводить дело до конца, добиваясь поставленной цели.

Речевое развитие: продолжать пополнять словарный запас детей, вести диалог, отвечать на поставленные вопросы. Закреплять умение – отгадывать загадки, согласование сущ. с порядком числительным, уметь образовывать формы множественного числа имен существительных.

Физическое развитие: развивать общую моторику, мелкую моторику рук, продолжать развивать умение координировать речь с движением, развивать глазомер.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Активизация словаря: перелетные, пернатые, скворцы, туловище, клюв, крылья.

Предварительная работа:

наблюдение за птицами на участке во время прогулки;

отгадывание загадок о птицах и весне;

чтение художественной литературы о весне и птицах;

разучивание стихов данной тематики;

прослушивание аудиозаписи голосов птиц; музыка Чайковский «Времена года»

рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;

проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.

Материал для работы: Интерактивная доска, ноутбук, презентация – картинки и фотографии перелетных птиц в презентации; фонограмма пения птиц в лесу, на экране картина с признаками весны, письмо, корзинка с заданием, картина с изображением птиц, дерева, места их обитания, мяч,

Раздаточный материал: заготовки птицы из картона, пластилин, доски для лепки, стеки, влажная салфетка для рук, бросовый и природный материал.

Ход занятия: (звучит капель)

Воспитатель: Ребята, а что это за волшебные звуки? В какое время года мы можем услышать эти звуки?

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там,

Ручей шумит,как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает? (весна)

На экране картина с признаками весны музыка Чайковский «Времена года»

Воспитатель: Да, ребята, к нам пришла красавица Весна. А какие приметы весны вы знаете? Давайте поиграем. Кто знает приметы весны, поднимает руку, помните правила и отвечает, тот садится на коврик.

– Как светит солнце?— Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.

– Что происходит со снегом? —Тает снег. Проявляются первые проталины. Бегут ручьи.

– Начинается весёлая, звонкая капель

Кто возвращается к нам из теплых стран?—Прилетают птицы из тёплых краёв. (подвести к птицам)

Правильно, в это время года к нам возвращаются птицы.

А как называют этих птиц? —перелетными.

А почему их называют перелетными? —Когда наступают холода, птицы улетают в теплые страны, а как только приходит к нам весна возвращаются обратно.

На экране появляется картина с перелетными птицами.

Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют – наши пернатые друзья?

Дети: Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас.

Воспитатель: Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья. Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?

Дети: Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.

Воспитатель: Да, ребята, друзей надо беречь. Ребята, а какой праздник в честь наших друзей придумали и когда. Правильно Всемирный праздник – День птиц 1 апреля.

На экране картина 1 апреля.

Крик птицы.

Ребята, вы слышите этот встревоженный птичий крик, что же случилось? группе появляется птичка Карлуша).

Воспитатель: (обращается к Карлуше) Карлуша, что случилось, почему ты такая встревоженная?

Карлуша: Ребята, в весеннем лесу случилась беда. Дело в том, что в лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес и все его обитатели погибнут. Помогите мне.

Читайте также:  Значение игры в развитии ребенка дошкольного возраста кратко

Воспитатель: А как нам тебе помочь?

Карлуша: Чтобы злые чары рассеялись, нужно вернуть птицам их голоса и лес снова оживет.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы с вами обязательно должны помочь нашим пернатым друзьям. Вы согласны? Карлуша, ты не беспокойся, мы непременно поможем. (Карлуша прощается и улетает).Тогда отправляемся в путь. Вы готовы?

Звучит мелодия для физ. мин

Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.

Собирайся, детвора, Хлопают в ладоши

Весна зовёт: «гулять пора!»

Будем по лесу гулять Шагают

Чистым воздухом дышать Вдох-выдох

На носочках по тропинке,

Друг за другом мы пойдём Ходьба на носочках

В маленькие лужицы Ходьба с высоким

Не наступим, обойдём поднятием колен

Встали ели на пути,

Нам их нужно обойти Ходьба змейкой

Идите, дети, осторожно

О ели уколоться можно.

Вот сороки пролетели

Им сорокам не до сна! Взмахи руками,

Трещат сороки-белобоки: имитация полёта птицы

– Идёт весна! Идёт весна!

За весною мы пошли,

В лес волшебный мы пришли! Ходьба

На экране весенний лес.

Воспитатель: Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь тихо, птицы не поют. Присаживайтесь на пенёчки, чуть-чуть отдохнём и подумаем, что же нам делать дальше. (Дети присаживаются на стульчики.)

Воспитатель: Вы знаете ребята, Во время перелетов выдерживают только сильные и крепкие птицы, которые хорошо питались. Поэтому давайте угадаем, какие птицы и сколько их вернулось уже к нам из теплых стран.

Игра «Угадай и сосчитай-ка» (согласование сущ. с порядком числит-м).

Слушайте загадку. Каких птиц вы узнали?

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(грач – пашня)

Хорошо смотрим на экран. Сколько грачей? (два грача). Молодцы.

2. Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(ласточка – гнездо под крышей дома)

Смотрим правильно ли….Сколько ласточек? (пять ласточек).Слушаем загадку.

Есть на дереве дворец.

Во дворце живёт певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет.

(скворец – скворечник)

Сколько скворцов? Правильно ребята идем те дальше.

Воспитатель: А хорошо ли вы знаете своих пернатых друзей. В ы знаете, что в одиночестве птицы не живут. А как? (стайками) правильно. Давайте поиграем. Я называю вам одну птицу, а вы ловите мяч и отвечайте когда их много.

На экране стаи перелетных птиц

Игра с мячом «Игра «Один — много»:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей –соловьи-много соловьев

Кукушка –много кукушек

Скворец –скворцов

Грач – грачей

Синица – синиц

Аист- аистов

Цапля- цапель.

Воспитатель: После длительного перелёта, птицы находят себе пару, начинают строить гнездо, откладывают яйца и выводят птенцов. Птицы очень заботливые родители. А давайте мы с вами попробуем представить, что мы птенцы, которые появились только что на свет. Давайте не расскажем, а покажем как они себя ведут.

На экране птенцы

Мимическая гимнастика «Птенцы»

Вылупившись из яйца, птенец удивлённо посмотрел вокруг (ребёнок открывает рот). И увидел, как вокруг светло и радостно улыбнулся (улыбается, но он не увидел рядом маму поэтому рассердился (нахмурился) и испугался зажмурившись от страха. Птенец стал искать и звать своих родителей (губы трубочкой). Как только он увидел папу с добычей в клюве, он обрадовался (открываем ротик).

Вот так ведут себя птенцы.

Воспитатель: Молодцы

А теперь отгадайте загадку:

На шесте – весёлый дом

С круглым маленьким окном

Чтоб уснули дети

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец –

Он и летчик и певец.

(скворец).

На экране скворец.

Воспитатель: Посмотрите ребята кокой он грустный, ему одиноко он ждет своих братьев скворцов.

Воспитатель: «А давайте сделаем друзей для нашего скворца. И как только скворцы дружно запоют, лес оживет и запоют все птицы. Вы согласны?»

Дети: «Давайте».

На экране скворец.

Дети проходят на свои места. Обратить внимание на их посадку, осанку.

Воспитатель: «Ребята для начала посмотрите, из каких частей тело скворца»

Дети: «голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапки»

На своей заготовке каждый пальцем показывает часть тела скворца, и обводит ее.

Воспитатель: «Посмотрите, чем бы будем рисовать скворцов?»

Дети: «Пластилином».

Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем и растирается на поверхности. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

Воспитатель: Рисовать мы начнем с головы, покажите мне пальцем, где голова у скворца. Каким цветом будем рисовать наших пернатых друзей? Давайте я вам напомню, как мы будем рисовать.

Читайте также:  Родительское собрание на тему роль игрушки в развитии ребенка

Воспитатель: Взяли все чёрный пластилин. Погрели его в ручках, чтобы он стал мягким. Отрываем маленький кусочек, скатываем его, и полученный шарик кладем на основу и размазываем. Делаем это аккуратно, не выходя за контур. Приступаем…

Работа детей. Включить фоном тихую, спокойную музыку.

Ребята вы не устали, давайте отдохнем.

Воспитатель: Что означает для людей прилет скворцов наступление весны. Правильно в народе их называли вестниками весны.

Воспитатель: поиграем пальчиками «Весна пришла»:

Весна пришла по снежному, (Дети пальчиками идут

По влажному ковру. по другой ладошке)

Рассыпала подснежники, (Растопыривают пальцы)

Посеяла траву. (Соединяют пальцы)

Теперь зовёт со всех концов: (Руки согнуты в локтях)

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов (Загибают пальцы)

Работа детей.

Воспитатель: «Мы с вами нарисовали скворца. А чего ещё не хватает у наших скворцов?»Дети: «Глазок».

Воспитатель: «У вас на столах стоят маленькие разносы. В них лежат семечки, и бусинки. Из чего мы можем сделать глаза?».Дети: «пластилин, бусинка».Воспитатель: «А как еще мы можем украсить крылья наших птичек, что бы они стали пернатыми? Я предлагаю использовать семечки»

Воспитатель: «Какие у нас с вами замечательные скворцы получились. Все такие разные».

Воспитатель: Посадим наших скворцов на дерево?

Воспитатель: «Посмотрите у нас целая стайка – скворцов получилась. И все они такие разные, очень интересные и красивые».

Звучит фонограмма пения птиц в лесу. На экране лес

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. У нас получилось, мы помогли нашим пернатым друзьям. Скворцы запели и рассеяли чары злой колдуньи. Молодцы. Лес снова ожил.

Ой, посмотрите ребята, лесные птицы передали нам угощение, это награда за наши добрые дела. Давайте скажем им спасибо. Ну что нам пора возврасщаться домой.

На экране тропинка в лесу.

Физ. мин. «Прощай лес»

Прощай лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны

Полный сказок и чудес! (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)

Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)

За природой наблюдали, (Повороты головой влево-право)

Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)

И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)

Чудеса у нас на свете (Присесть, руки сложить.)

Птицам помогают дети.

Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)

Ногами топаем. (Притопы на месте.)

Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)

И немножечко устали. (И слушают пение птиц.)

А теперь мы отдохнем,

В детский сад к себе пойдем.

Воспитатель: Ну вот мы и дома. Ребята Вам понравилось наше путешествие в лесу? Чем оно вам запомнилось?

Ребята делятся впечатлениями.

Открытое занятие в старшей группе по художественно эстетическому развитию «Перелетные птицы»Птицы в эстетическом развитии ребенкаПтицы в эстетическом развитии ребенкаПтицы в эстетическом развитии ребенка

Источник

Ирина Дронова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Птицы малой Родины» для детей 6–7 лет

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Птицы Малой Родины» (6-7 лет).

Цель: Формировать умение лепить птиц комбинированным способом.

Образовательные задачи: Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края. Учить детей лепить птиц, занесенных в Красную Книгу Саратовской области: скопа, филин, лебедь, черный аист комбинированным способом. Передавать в лепке их строение – туловище, голова, лапы, хвост. Передавать в лепке позу птицы – стоит, летит, клюет. Учить дополнять работу деталями (налеп) – крылья, хвост, глаза и клюв. Продолжать учить лепить птиц крупно. Подбирать пластилин, соответственно цвету птиц. Закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание.

Развивающие задачи: Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук. Развивать умение излагать свои мысли.

Воспитательные задачи: Продолжать воспитывать аккуратность в работе с пластилином, умение слушать и слышать воспитателя. Воспитывать самостоятельность в передаче позы птицы в лепке, стремление добиваться нужного результата, чувство радости от полученного результата, внимательное и бережное отношение к природе.

Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Целевые ориентиры дошкольного образования: Активно взаимодействует со сверстниками обладает элементарными представлениями из области живой природы; овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность; способен к волевым усилиям в продуктивной деятельности; обладает воображением, которое реализуется в творческой деятельности, развита мелкая моторика. Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения.

Виды деятельности: Познавательная, речевая, коммуникативная, игровая, двигательная.

Методы: игровые, практические, наглядные, словесные.

Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Средства реализации (оборудование): Фотографии зимующих и перелетных птиц. Красная Книга Саратовской области. Музыка – пение птиц. Технологические карты лепки птиц. Пластилин, доски, стеки, салфетки. Компьютер, мультимедийный проектор.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с птицами. Чтение рассказов Н. Сладков «Вежливая галка», М. Пришвин «Ребята и утята», М. Пришвин «Журка», Л. Воронкова «Лебеди и гуси», В. Вересаев «Братишка», В. Бианки «Подкидыш». Беседы о птицах, чтение энциклопедий. Рисование, аппликация, лепка птиц в свободной деятельности. Посещение краеведческого музея, экскурсия «Природа родного края» Знакомство с приметами и фольклором. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала. Изучение методической литературы.

Программно-методическое обеспечение: Самостоятельно разработанный конспект.

Читайте также:  Понятие сензитивных периодов психического развития ребенка

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА НОД

1. Психологический настрой

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить:

Доброе утро! Солнце и птицы!

Доброе утро! Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Мотивационно-побудительный этап

Наш сегодняшний разговор я хочу начать словами М. Пришвина. «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку – нужна Родина.»

Ребята есть «Родина Большая» и «Родина Малая». А как вы понимаете слова «Большая Родина»? А что же такое «Родина Малая»? (ответы детей).

– Человек любящий свою «Малая Родину» знает историю своего города, растения, животных, живущих вокруг и бережно с любовью относится ко всему, что его окружает.

Ребята, как вы относитесь к своей малой Родине? И знаете о природе г. Балашов и его окрестностях? (ответы детей). Сегодня мы проверим, действительно ли вы любите «Малую Родину»

А говорить мы будем о братьях наших меньших живущих рядом с нами. А о ком именно вы узнаете, если отгадаете загадку.

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? назовите».(птицы)

3. Организационно-поисковый этап+(физкультминутка)

Ребята я предлагаю вам принять участие в соревновании – «Знатоки птиц». Для этого разделитесь на команды по цвету ваших медалей. Каждая команда садиться за стол, отмеченный тем же цветом. На столах лежат фотографии с изображением птиц, вы их рассмотрите, покажите и назовете.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием.

Ребята, какие птицы, радуют нас только в теплое время года? Как их называют? (ответы детей)

А какие же птицы зимующие? Напомните мне, кто такие зимующие птицы? Как мы можем помочь птицам перезимовать? (ответы детей)

А всех ли птиц на фотографиях вы знаете и видели в городе? (ответы детей)

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Птицы малой Родины» для детей 6–7 лет

В Саратовской области есть птицы, которых мы не можем увидеть, т. к. они очень редкие и находятся под охраной государства. Они занесены в Красную Книгу, потому что без защиты людей могут исчезнуть с лица земли. Показываю фото исчезающих птиц (скопа, филин, лебедь, черный аист).

По одному ребенку из команд рассказывают о редкой птице.

– Ребята сегодня вы узнали, о птицах живущих в Балашовском районе и занесенных в Красную Книгу Саратовской области. Вы знаете, о исчезающих птицах, а дети в младших группах нашего детского сада о них не знают. Как же можно исправить эту ситуацию? (ответы детей)

А можем мы создадим с вами выставку «Редких птиц»?

Давайте подумаем, какой можно сделать выставку птиц? Как вы её себе представляете? (ответы детей)

Мне кажется, очень интересной получится выставка «редких птиц» из пластилина. Но сначала я предлагаю немного поиграть.

Физкультминутка «Скачет шустрый воробей»

Птицы в эстетическом развитии ребенка

– Вы уже знаем, что птицы выглядят по-разному, но части тела у всех птиц одинаковые. Какие части тела есть у птиц? Чем покрыто тело птиц? (ответы детей).

– Все птицы покрыты перьями, которые составляют их наряд. Оперение у птиц различается по окраске. Ребята, а птицы, которых вы будете лепить будут какими? (ответы детей) Какие позы могут принимать птицы? Ребята, подскажите мне с какой части тела мы лепим птицу? (ответы детей) Как мы лепим туловище? Что лепим потом? Как мы лепим голову? Что ещё лепим? Как лепим хвост? Как лепим шею? Как лепим крылья? Как лепим глаза, клюв, ноги? (ответы детей)

– Показываю детям возможности передачи движения лепной фигурки: приподнимает крылья и показываю, будто птичка летит, сидит – крылья опускаю, клюёт зёрнышки (опускаю голову вниз).

А как точно вылепить филина, скопу, лебедя, аиста вам помогут технологические карты (схемы) по лепки птиц.

Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц к кормушке нашей»

Самостоятельная работа детей. Напоминаю детям, что работать с пластилином нужно аккуратно, вытирать руки о салфетку. Подсказываю детям, как правильно делить пластилин на части. Напоминаю, как раскатывать пластилин, способы лепки. Индивидуально показываю отдельные приемы лепки. Поощряю самостоятельное творчество детей.

Птицы в эстетическом развитии ребенка

4. Рефлексивный этап

Посмотрите на эту композицию, мне кажется, здесь кого-то не хватает?

(ответы детей). Ребята разместите ваших птиц в естественной среде их обитания. Саша куда ты посадишь лебедя? Полина, а ты где разместишь филина? Ева, где будет жить твой Аист? Юля, а где может сидеть скопа?

Ребята мы разместили всех птиц на нашей композиции. Давайте отойдем немного и посмотрим, что у нас получилось. Ребята вам нравится наша выставка «Редких птиц». (ответы детей)

Птицы в эстетическом развитии ребенка

Сегодня, вечером вы как настоящие экскурсоводы расскажите об исчезающих птицах Балашовского района и покажите выставку «Редких птиц» детям группы «Золотой Петушок».

Источник