Психотерапевтическая работа с семьей ребенка с отклонениями в развитии
Семейная, индивидуальная и групповая психокоррекционная работа представляет собой стадии единого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и укрепление психического здоровья личности посредством нормализации отношений в семье.
К сожалению, в некоторых случаях сама семья может являться источником психической травмы.
Психическая травма – это, прежде всего, психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние. Психотравмирующее переживание – это состояние, сильно воздействующее на личность. Важнейшей чертой психотравмирующих переживаний являются их центральное место в структуре личности и особая значимость для индивида.
Хроническая психическая травматизация у ребенка может быть обусловлена воспитанием его родителями с психическими расстройствами, хроническим семейным алкоголизмом, неврозами, эпилепсией и др. заболеваниями.
Так, известно, что дети родителей, страдающих алкоголизмом, относятся к группе риска по множественной нервно-психической патологии.
Неблагоприятное влияние на развитие ребенка может оказывать так называемая «семейная тревога» у обоих или одного из членов семьи. Характерным признаком этого типа тревоги является то, что она проявляется в виде постоянных сомнений, страхов, опасений, касающихся, прежде всего, семьи. Это страх в отношении здоровья членов семьи, беспокойство при их отлучках, поздних возвращениях.
В основе «семейной тревоги», как правило, лежат неуверенность, чувство беспомощности.
В настоящее время предлагается много различных психотерапевтических программ по работе с родителями, в которых большое место уделяется групповой психотерапии. Ее целью является создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с проблемами в развитии, вооружение родителей знаниями по возрастной и специальной психологии. При этом выделяются следующие задачи:
- • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
- • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полному самовыражению; формирование позитивных установок в сознании родителей; оптимизация родительско-детских отношений; гармонизация супружеских отношений; совершенствование коммуникативных форм поведения; формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Оптимальный размер психокоррекционной группы – четыре человека. Занятия проходят один раз в неделю продолжительностью четыре академических часа.
В программе используются методы гештальттерапии, арттера- пии, танцтерапии, трансактный анализ.
Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет несколько этапов работы.
Разминка. На этом этапе идет подготовка к психологической работе. Для этой цели используются специальные психогимнастические упражнения, направленные на создание позитивного настроения, помогающие участникам настроиться на доброжелательное отношение к себе и друг к другу, на доверительный стиль общения. На этом этапе применяются упражнения на внимание, на снятие напряжения и раскрепощение, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку способностей выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.
Основная часть. На этом этапе идет основная психокоррекционная работа по переоценке и переосмыслению жизненных позиций и установок родителей. Этому помогают следующие формы.
Разыгрывание ролевых ситуаций. Участникам предлагается проигрывать различные ситуации, причем роли подбираются соответственно личностным особенностям и установкам участников. Разыгранные ролевые ситуации затем также подвергаются обсуждению и анализу участниками группы.
Аутотренинг. Применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения. В целом занятия аутотренингом формируют у членов группы способность к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.
Упражнения арттерапии. Применяется индивидуальное, групповое рисование, рисование в парах, на заданную тренером тему или тема не оговаривается, и в этом случае создаются «групповые фрески», когда участники рисуют все, что хотят, на общем рисунке. Упражнения направлены на работу с эмоциями, на создание образов, ассоциаций к понятиям (наша группа, надежда). Рисунки обсуждаются участниками в процессе рисования и повторно после окончания работы.
Танцтерапия. Танец является средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко перевести в слова, вербализовать, помогает снять эмоциональное напряжение и увеличить подвижность участников группы.
Музыкальные релаксации. Преследуемые цели могут быть различны: снижение тревожности, укрепление веры в себя, переоценки прошлого опыта. Во время релаксации участники сидят или лежат в расслабленной позе с закрытыми глазами. После окончания упражнения осуществляется опрос членов группы для выяснения тех образов, которые возникли в их сознании при проведении этого этапа работы.
Подведение итогов занятия. Используется упражнение-анкета «Мнение», предложенная А. С. Прутченковым; участники получают домашнее задание (аутотренинг, зарядка позитивного мышления, предложенные В. В. Ткачевой).
Опыт проведения подобных тренингов показывает, что систематическая работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, помогает решить задачи по повышению социального и психологического статуса матерей, оптимизации отношений в диаде мать – ребенок и гармонизации семейного климата.
Рождение ребенка – главное событие в семейной жизни. В детях родители видят продолжение себя, связывают с ними свои надежды и чаяния, свои тайные желания и несбывшиеся мечты. Трудности психологического и материального порядка, неизбежно появляющиеся с рождением малыша, обычно с лихвой окупаются теми счастливыми эмоциональными переживаниями, которые он доставляет.
Совсем по-другому обстоит дело, когда в семье рождается ребенок с нарушениями в развитии. В большинстве случаев это приводит к шоковой реакции родителей. Они чувствуют себя оглушенными, ошеломленными, обескураженными. Если нарушения в развитии не столь тяжелы и не столь очевидны при рождении, удар переносится менее болезненно, так как родители сами начинают замечать, что с ребенком что-то неладно. Когда установление диагноза затягивается из-за длительных консультаций и обследований, родители успевают свыкнуться с мыслью, что у ребенка могут быть какие-то нарушения в развитии и он нуждается в специализированной помощи. В таких случаях установление диагноза воспринимается спокойнее, а в некоторых случаях с облегчением, так как позволяет приступить к конкретным коррекционным мероприятиям. Возможность активной помощи ребенку со стороны родителей улучшает их моральное состояние. Однако иногда реакцию родителей можно сравнить с реакцией незаслуженно обиженного человека: «В чем я провинился, почему это должно было случиться именно со мной?». Рождение
«нестандартного» ребенка прерывает нормальный цикл семейной жизни, возникает кризисная семейная ситуация. Способность семьи справиться с этой ситуацией зависит от многих факторов, в том числе от тяжести нарушения и социальной дезадаптации ребенка. В тех семьях, которым удается преодолеть возникшие трудности, основной опорой матери является ее муж.
Эмоциональный стресс матери может нарастать по мере роста и развития ребенка, если он не оправдывает ее надежды на полное выздоровление и по-прежнему отстает от сверстников.
Следует отметить, что и в нераспавшихся семьях болезнь ребенка зачастую отвлекает мать от общественно полезного труда, активной общественной жизни, приводит к сужению круга знакомых. Изоляция от общества еще более усугубляет тяжелое психическое состояние родителей, ухудшает взаимоотношения матери и ребенка, нанося вред его воспитанию и способствуя его дезадаптации.
К сожалению, уровень осознания проблем таких семей в обществе недостаточно высок, и люди могут неправильно себя вести по отношению к ним, что еще больше усугубляет их изоляцию. Как показывает практика, не всегда на высоте оказываются и специалисты.
Уже с рождения ребенка с нарушениями в развитии у родителей почти всегда возникает вопрос, где он должен воспитываться. При первом же осмотре ребенка и сообщения матери об отклонениях в развитии возникает больной для родителей вопрос: «А сможет ли мой ребенок обучаться в общеобразовательной школе?». Отвечая на подобные вопросы, специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить об этике общения специалиста с семьей и родственниками больного ребенка. При этом важно учитывать каждую мелочь: характер беседы, интонацию голоса, взгляд, мимику, а главное, оценивать и контролировать каждое сказанное близким слово.
Во всех случаях, даже в случае тяжелого поражения головного мозга, сообщенный диагноз и предполагаемые перспективы развития не должны вызвать у родителей состояние, близкое к панике, страх и полный пессимизм. Родителей следует очень бережно подвести к осознанию истинного состояния их ребенка и перспектив его развития. Не скрывая правды от родителей, во всех случаях необходимо подчеркивать их природные защитные психологические механизмы, предупреждая развитие стрессовых реакций, ибо в последнем случае родители не смогут стать активными помощниками специалистов-реабилитаторов.
Вся реабилитационная работа специалистов с детьми с нарушениями в развитии должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии. Термин «деонтология» происходит от греческого слова «деон» – должник. Этим термином обозначают правила профессионального поведения человека. Исключительно бережного отношения требует к себе семья ребенка с нарушениями в развитии. Во всех случаях специалистам следует избегать преждевременных пессимистических выводов относительно прогноза развития ребенка.
Родители не всегда могут правильно оценить возможности ребенка и его успехи. Родители могут занижать или завышать способности своего ребенка. В подобных случаях необходима помощь специалиста, который показывает, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, и обучает приемам, позволяющим добиться успеха. При этом специалистам, работающим с семьями «нестандартных» детей, необходимо учитывать постоянные стрессовые ситуации, которые испытывают такие семьи, и оказывать им психотерапевтическую помощь, а не наоборот, еще больше травмировать родителей своими нетактичными высказываниями в их адрес и адрес ребенка. Это недопустимо со стороны тех лиц, которые в силу профессиональных обязанностей так или иначе влияют на судьбу таких семей. Это вопросы профессиональной этики, важность которых нередко недооценивается.
Если мать после беседы со специалистом уходит подавленная, разуверившаяся в каких-либо возможностях продвижения в развитии своего ребенка, это можно считать антипсихотерапией (А. Р. Маллер).
Прежде всего, необходимо показать матери пусть даже самые незначительные успехи ее ребенка в развитии как результат совместной деятельности специалистов и родителей, в которой они являются партнерами. Специалисты должны относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями, внимательно, стараясь не навредить неосторожным замечанием, не нарушить согласие в семье своими рекомендациями. Не следует акцентировать внимание на неудачах и неадекватных поступках ребенка. Это обижает родителей, подрывает их веру в себя и ребенка, лишает доверительности отношений специалиста и родителей. Разговор с родителями всегда следует начинать с того, каких успехов добился ребенок и какие задачи предстоит решить в дальнейшем. Объективные трудности ребенка можно обсудить, предложив конкретные пути их преодоления. Давая те или иные рекомендации, специалист учитывает их выполнимость и возможный ущерб для других членов семьи. Специалист должен соблюдать определенные этические нормы при использовании конфиденциальной информации о больном ребенке и его семье, которую он получил от родителей. Недопустимыми являются менторский тон, нравоучения при взаимодействии с родителями. Родители – взрослые люди и ни в чем перед специалистами не провинились. Специалист должен исходить из того, что больной ребенок может родиться в любой семье. Особенно важными являются взаимоотношения родителей и специалистов на ПМПК. Посещение комиссии не должно стать для родителей очередной унизительной процедурой навешивания ярлыков.
Для установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений с семьей специалисту требуются тактичное, доброжелательное, корректное поведение, умение поставить себя на место консультируемого и сообщить ему любую информацию в щадящей, не травмирующей его чувства форме. В таком случае эти взаимоотношения будут носить психотерапевтический характер.
Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители больного ребенка, формирует определенные особенности их личности, такие, как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость. Такое эмоциональное состояние в сочетании с беспокойством, неуверенность в себе неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, психологу и педагогу-дефектологу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи, особенно у матери необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии. Основную психотерапевтическую работу проводит психотерапевт, однако не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим психотерапевтическим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые часто являются наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, то есть специалисты, реально помогающие больному ребенку. Их конкретная помощь ребенку вызывает у родителей наибольшее доверие и желание следовать их советам. Поэтому эти специалисты должны быть обязательно ориентированы на проведение психотерапевтической работы.
При проведении этой работы специалисты обязательно учитывают характерологические особенности членов семьи, выраженность и особенности стрессового состояния у каждого из них. Задачами психотерапевтической работы являются, прежде всего, нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка. На начальных этапах работы следует избегать бесед, касающихся отдельного прогноза ребенка в плане обучения, социальной адаптации, особенно при тяжелых нервно-психических заболеваниях. Прежде всего, следует научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений, а также овладеть некоторыми приемами по уходу, воспитанию и обучению ребенка. Всю психотерапевтическую работу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением ее конкретным приемам коррекционной работы. На начальных этапах работы преобладает индивидуальная психотерапия членов семьи с одновременным обучением каждого из них отдельным приемам коррекционной работы, например, бабушку обучают, как правильно кормить ребенка, как учить его самостоятельному приему пищи, мать – как развивать ребенка во время прогулки, как проводить с ним те или иные коррекционные занятия, отца – как заниматься с ребенком физическим воспитанием и т. п. Каждый член семьи должен получить от специалистов определенные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Если этот аспект консультирования становится ведущим и родителям предлагаются конкретные лечебно-коррекционные программы, а при констатации нарушений в развитии, даже в самых тяжелых случаях, обращается особое внимание на те или иные более сохранные функции и потенциальные возможности ребенка, то такое консультирование в целом является психотерапевтическим. Активное и грамотное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии семьи.
Важное значение в психотерапевтической работе с родителями имеет разработка специальных программ педагогического образования родителей. Наиболее распространенной программой педагогического образования родителей является разработанный Томом Гордоном «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР). В основу этой программы положены теоретические положения психотерапии, разработанные Карлом Роджерсом, основанные на позитивном и безоценочном принятии своего ребенка. Этот принцип составляет основу подхода Гордона к организации процесса общения родителей со своими детьми. Предлагаются различные психотерапевтические программы по работе с родителями, в которых большое место отводится групповой психотерапии.
Нередко в семье возникают противоречивые суждения об обучении и воспитании ребенка. Специалист, выполняющий роль психотерапевта, должен уметь проводить семейные дискуссии и управлять ими. Психотерапевт должен владеть семейной ситуацией, он должен уметь слушать и вести психотерапевтическую работу с помощью вопросов, «резюмирования» и других приемов.
Каждый специалист, работающий с ребенком с отклонениями в развитии, обязательно должен проводить психотерапевтическую работу с родителями. Педагогу необходимо проанализировать особенности семейного воспитания ребенка, обратив внимание на такие параметры, как эмоциональное принятие больного ребенка родителями, заинтересованность в ребенке, забота о нем, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения определить преобладающий тип семейного воспитания по следующим параметрам: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. Обучением родителей в рамках таких программ занимаются профессиональные педагоги, специализирующиеся на обучении родителей, социальные работники, домашние учителя, что обеспечивает в дальнейшем организацию непосредственного обучения ребенка.
Источник
От автора: Отрывок из книги Кузьминой Аси Анатольевны “Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины” (Бук, 2017).
Все люди знают о вероятностном характере рождения: ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) может появиться в любой семье. Но если это происходит с нами лично, то психологическая травматизация неизбежна. Поэтому несомненно, рождение ребенка с ОВЗ всегда прерывает нормальный цикл семейной жизни, возникает кризисная семейная ситуация:
- Многие трудности, с которыми сталкиваются члены семьи, имеют долговременный характер – ребенок с ОВЗ требует особого попечения и заботы. Поэтому у родителей часто формируется физическая и эмоциональная усталость.
- Тяжелые эмоциональные переживания родителей также являются причиной эмоционального и физического истощения. Тем, кто заботится о других, самим нужна помощь и поддержка, которая бы приносила облегчение.
Поэтому деструктивные чувства испытывает большинство родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, но, к сожалению, часто переживают их в одиночку. Для родителей эти деструктивные эмоциональные переживания могут быть столь сильны, что их жизнь как бы разбивается на период «до» и «после». Жизнь «до» обесценивается, либо оценивается как невозвратное, навсегда утерянное. Например, это и переживание потери собственных надежд, (которые связаны с образом «обычного» родителя «обычного» ребенка) и потери возможностей самого ребенка (понимание того, что для него очень многое останется недоступным).
Поэтому многие родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ страдают преимущественно от воспоминаний и находятся в плену болезненных переживаний прошлого. Некоторые родители отчаянно цепляются за эти переживания, потому что они обладают некой особой (пусть и трагической) ценностью. В ряде случаев взрослые не только не могут освободиться от этого «прошлого», но готовы ради него отказаться от настоящего и будущего — и вообще от всего, что происходит в реальности. Происходит то, что З. Фрейд назвал «фиксацией» на травме, которая может длиться на многие месяцы и годы, а иногда – на всю жизнь.
Психотерапевтическая работа дает родителю переживание ценности любого опыта его жизни, какими бы ни были конкретные события. Это создание пространства для наблюдения и понимания, раскрытия возможностей, которые до этого были скрытыми. Например, возможности индивидуальных психологических ресурсов (необходимых для выполнения ежедневных дел); паттерны партнерского взаимодействия со специалистами (для расширения возможности менять угол зрения, что бы увидеть события в новой перспективе); акценты в развитии себя, как родителя (что бы жизнь приносила радость, а не только каскад трудностей, преград и разочарований).
Таким образом, направлениями психотерапевтической работы могут быть:
- выявление индивидуально-личностных свойств родителя (способствующих или не способствующих зрелому родительству);
- проработка тревоги, вины и других чувств;
- проработка образа ребенка и уровня привязанности к ребенку;
- работа со страхами (например, за свое здоровье и здоровье ребенка);
- коррекция семейной истории и личного опыта родителя;
- отношения с партнером и ближайшими родственниками;
- ресурсы и стратегии взаимодействия с персоналом учреждений (медицинским, социальным, психолого-педагогическим);
- формирование уверенности в своих силах и действиях, как родителя (родительская самооценка);
- и т.д.
В процессе терапии родитель приходит к пониманию, что с рождением ребенка собственная жизнь не полностью потеряла смысл, — она продолжает иметь свою ценность и остается такой же значимой и важной.
Важным акцентом в психотерапевтической работе является идея ресурсности (у семей есть не только проблемы, но и силы). И обнаружение этих сильных сторон (фокус внимания на компетентность родителей) является лучшим основанием для нахождения будущих решений, дает место надежде и открывает новые возможности.
Источник