Психосоциальное развитие ребенка в раннем возрасте
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят.
Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2–3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но после следующей просьбы – уйти с ней в другую комнату – снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково его притягивающих вещей. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир “взрослых” предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа “игры”, как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитываются дома. Но и “ясельные” дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявить агрессивность – толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение его со взрослыми. Ребенок легко заражается чувствами других людей. Так, в ясельной группе, если один-два ребенка начинают плакать, этот плач подхватывают и другие.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредствен-ными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками, что-то выкрикивая. Причиной гнева или плача могут быть помимо “неподдающихся” вещей и отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть: ревность к брату или сестре и т.п. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют.
В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Начиная с полутора лет оценка поведения взрослыми становится одним из важных источников его чувств. В этот же период развивается притязание на признание со стороны взрослого. Похвала, одобрение окружающих вызывает у детей чувство гордости и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения. Несколько позже ребенок начинает испытывать чувство стыда, в случаях, если его действия порицаются взрослыми. Тем не менее развитие самоуважения, чувства гордости и стыда совсем не означает, что ребенок под их влиянием систематически контролирует свои поступки, к такому контролю он еще не способен. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети
до 2 лет никак не реагировали на свои испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, следовательно, узнавали себя.
Узнавание себя – простейшая первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, обычно также к трем годам, появляется местоимение “Я”. “Я-сам” – феномен детского сознания, обусловленный возникновением внешней самооценки ребенка на основе сравнения себя с другими людьми. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего “Я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”, “я хороший и больше никакой”. Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова).
Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Н.А. Менчинская, наблюдавшая за развитием своего сына, описывает ситуации, в которых мальчик высоко оценивает себя, независимо от того, как он реально поступает, – хорошо или плохо. Так, например, Саша, обходя комнату, делал то, что ему запрещалось: брал мамины лекарства и другие вещи. Положив их на место, он с удовлетворением констатировал: “Теперь хороший”. Оказавшись с родителями в поезде, он плюнул с верхней полки. Мама сообщила ему, что она об этом думает, и спросила, что нужно сказать. Мальчик тихо, для себя проговорил: “Молодец я”, – а затем громко для взрослых: “Больше не буду”.
Сознание “Я”, “я хороший”, “я сам” и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
Источник
Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)
Работа в консультационном пункте
(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)
«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»
Подготовили:
старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»
Байгушева Ирина Вениаминовна
педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»
Агапова Алена Игоревна
Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развитие психических функций:
Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.
К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.
В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.
Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.
Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.
В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки,как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.
Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенокуже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.
Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода.
Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.
• Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.
• Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
• Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет
1.Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.
2.Зарождение новых видов деятельности:
– динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.
– появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).
3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.
4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.
5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.
6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.
7. Кратковременное проявление воли.
8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.
9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)
10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.
Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.
В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Таким образом к 3 годамсреди мыслительных операций важнейшими являются:
1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);
2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;
3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
5) координация движений рук и зрения;
6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребеноквсе более обогащает свои представления о мире и получает знания:
1) о явлениях природы – светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
2) о животном мире – не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;
3) о растительном мире – различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
4)о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.
Источник
Ранний возраст вносит важный вклад в формирование стремления ребенка заботиться. В это время ребенок уже может почувствовать эмоциональное состояние другого человека, но не обязательно принимает его на себя. Например, если в гости придут люди с повышенным уровнем тревоги, ребенок не изменит своего состояния, а просто уйдет играть в другую комнату. Кроме того, у него улучшается способность к различению выражения эмоций других людей. Ребенок уже ориентируется на мимику и интонацию собеседника. Конечно, наиболее хорошо он узнает известный ему самому плач. Бывает, ребенок начинает плакать, что называется, “за компанию”.
Гаяна, 1 год и 3 месяца
Вчера старшая сестра Таня устроила крупный рев, не хотела, чтобы родители ее забирали со двора от подруг. Ганя сначала обнимала Таню (утешала), а потом как заревет сама! Сегодня утром спрашиваю: “Как плакала Таня?” Отвечает: “А-А-А”.
Овладев речью, ребенок начинает осваивать словесные сигналы эмоциональных состояний окружающих, например такие, как “мама устала” или “собачке больно, когда ее дергают за хвостик”. В речи появляются слова “добрый” и “злой”.
Олег, 2 года и 2 месяца
Ходили с сыном на елку. Потом рассказывает: “Там два волка. Один злой, на велосипеде и скалит зубы, другой – работает шофером”.
Постепенно развивается понимание того, как взаимосвязаны ситуации и чувства, т.е. какое чувство человек может испытывать в какой ситуации.
Гаяна, 2 года и 6 месяцев
Дочь приходит на кухню со словами: “Я хочу к деди ехать”. – “К какому деде?” – “К Ганиному деде. Плачет он, зовет “Ганя-я, Гання-я-я!”” – “Зачем ты хочешь ехать?” –
“В Армавир хочу. Плачет он. Зовет Ганю”.
Как следствие, у ребенка начинает появляться понимание того, что другой человек может испытывать иное эмоциональное состояние, чем он сам. Понятно, что пока это очень редко приводит к изменению поведения. Но понимание того, что его действия приводят к изменению эмоционального состояния другого человека, уже присутствует.
Гаяна, 1 год и 11 месяцев
Дедушка понарошку заплакал. Ганя тащит из другой комнаты свое полотенце для ног: “Деда пачет (плачет), паток (платок), паток, вытереть”.
Гаяна, 2 года и 7 месяцев
Читаем книжку, дочь смотрит на фотографию дедушки. Говорит: “Я любу вот етого деду Вову. Напишу пифо. Он засмеется”. Лезет ко мне на колени. Говорит: “Скажи: мне приятно”.
На основе чувствования эмоционального состояния другого и словесного выражения этого у ребенка развиваются ранние формы жалости, сострадания по отношению к другим, которые пока еще ситуативны, недолговременны, быстро проходят.
Гаяна, 2 года и 4 месяца
Ганя проводит лето у бабушки. Они днем читают мамино письмо. Вечером Ганя комментирует: “Олег (брат) делает беспорядок. Мама ругает. Мальчик плачет. Буду защищать”.
Интересно, что вначале жалость проявляется не только к близким членам семьи, но и к животным, и к неодушевленным предметам. Ребенок может пожалеть, к примеру, кубик или мячик. В дальнейшем из года в год число случаев сострадания к неодушевленным объектам сокращается, к людям – увеличивается.
Олег, 2 года и 1 месяц
Сын очень любил, когда ему читали “Тараканище” Чуковского. Но на словах “По какая же мать согласится отдать своего дорогого ребенка…” начинал громко рыдать.
Интересно, что на втором-третьем году становится возможным игровое проявление жалости. Например, ребенок “понарошку” обижает взрослого: побуждает того, чтобы он делал вид, что плачет, а потом эмоционально утешает его.
Стоит отметить, что умение чувствовать состояние другого не всегда ведет к проявлению сострадания. Ребенок вполне может использовать свои новые способности себе на пользу.
Гаяна, 2 года и 5 месяцев
Ганя проснулась и голенькая из кроватки кричит: “Мама, я хочу к деду”. Сын вступает: “И я хочу к деду”. Ганя ревнует и протестует: “Не надо тебе к деду, ты его обижаешь”.
В возрасте от одного до трех лет у ребенка продолжает развиваться стремление приласкаться ко взрослому. Появляется способность не только ласкаться для собственного удовольствия, но и для того, чтобы доставить радость другому.
Гаяна, 1 год и 11 месяцев
Ганя неожиданно подходит к бабушке, обнимает ее и сообщает: “Ганя бабу любит”.
Итак, ранний возраст вносит важный вклад в появление у ребенка жалости к окружающим, стремления приласкать их, доставить радость. Каковы оптимальные условия для этого? Как и в младенчестве, решающей является позиция матери. Несмотря на то что в этом возрасте ребенок обычно вступает в контакт с разными взрослыми, появившаяся у него агрессия, как правило, больше направляется на мать – на того человека, который ему наиболее дорог. Ребенок как бы проверяет силу ее любви, возможность принять, полюбить его всякого. Иногда он провоцирует мать на ответную агрессию, на которую он остро и жалобно обижается, заливается плачем. Вот почему очень важно сохранение между матерью и ребенком нежных взаимоотношений, телесных контактов, ласковых прикосновений.
Олег, 2 года и 3 месяца
Вечером сын ложится спать. Обычно он спит с большим мишкой. Меня не отпускает, сует мне одну его лапу, другую держит сам и говорит: “Давай вместе подержимся”.
Дедушка поцеловал его. Он просит: “Поцелуй и мишку”.
Научиться жалеть может только тот ребенок, который получил достаточно жалости и сострадания от родителей. Интересно, что сами дети часто связывают доброту с проявлением жалости. Поэтому, когда ребенок ушибается и плачет, бежит к взрослым в надежде, что они ero пожалеют, даже если взрослые знают, что на самом деле ему не больно, надо прижать его к себе, пожалеть, поцеловать.
Олег, 2 года и 1 месяц
Сын, когда упадет, обязательно подбежит и подставит ударенное место для поцелуя. А сегодня стал это проигрывать: “Мика (мишка) попал под машину. Поцелуй мику”. Требует, чтобы я пожалела и поцеловала мишку в головку, в ножки, в попку и т.д.
Всеволод, 2 года и 3 месяца
Когда внук ударяется, он как-то очень по-деловому бежит ко мне и подставляет для поцелуя ударенное место. Затем со словом “всё!” быстро убегает.
Хорошо, если родители умеют не просто жалеть ребенка, а, присоединяясь к его состоянию, на его языке стараются добиться изменения настроения малыша.
Олег, 2 года и 11 месяцев
Сын проводит лето у дедушки с бабушкой. Как-то днем после обеда он сидит в кроватке и тихо плачет. Дедушка спрашивает: “Отчего плачешь?” – “Не знаю. Пей (пой) мне”. Дедушка запел: “У Олега выкатились четыре слезинки. Дедушка начал петь, они испарились, полетели в небо, пристали к тучке, доплыли до Москвы, и из тучки полил сильный дождь. По улице все шли с зонтиками, и только две женщины – молодая и пожилая шли без зонтиков. Они были очень веселые. И слезинки упали на них. И женщины – это были мама Оля и баба Таня – стали плакать (тут и Олег громко заплакал). Но они скоро повеселели и поехали в “Детский мир” и купили Олегу подарок и послали бандероль”. Олег перестал плакать и спросил: “А она уже пришла на почту?”
Помимо наполнения ребенка жалостью и состраданием полезно привлекать его внимание к чувствам других людей, животных, а также побуждать проявлять их в игровой ситуации.
Олег, 2 года и 4 месяца
Достала сыну кроватку и куклу. Два дня его любимой игрой было укладывание Васи спать. Как настоящая девочка, он аккуратно и заботливо укрывал Васю тряпочками, носил их стирать и сушить, когда Вася писался. И как он плакал, когда папа пугал Васю волком!
Гаяна, 2 года и 5 месяцев
Дочка играет с Дедом Морозом и куклой Катей. Мороз говорит Кате: “Куда ты бежишь?” – “Домой к маме”. –
“А у меня нет мамы. Плачет Мороз без мамы”. Тут она поднимает Мороза и утешает: “Не плачь”.
Олег, 2 года и 11 месяцев
Сын болеет и хочет поставить игрушечному автобусу горчичник. Потом раздумал: “Не хочу, чтобы он плакал”.
Взрослым всегда нужно помнить, что важнейшим примером поведения для детей служат они сами. Пока ребенок мал, он не может копировать модели поведения взрослых и проявлять их в своей жизни, но в детских играх это хорошо отражается.
Гаяна, 1 год и 9 месяцев
Дочка сидит на горшке, играет с куклой и с размаху дает кукле шлепка. Я спрашиваю: “Зачем же бить куклу? Тебя же не били?” Отвечает: “Били”. – “Кто?” – “Папа”.
Кроме того, нужно обращать внимание на ситуации, когда взрослый вынужден делать ребенку больно, т.е. по мнению ребенка, проявлять по отношению к нему жестокость. Надо, чтобы малыш понимал, что за какими-то действиями со стороны взрослых стоит не желание обидеть его, а забота о нем самом.
Олег, 2 года и 10 месяцев
Пришли в поликлинику. Говорю сыну, что тетя кольнет пальчик, чтобы взять кровь. Он надеется на лучшее и объясняет мне: “Мне не будут брать кровь из пальчика. Я же плачу”.
В раннем возрасте ребенок уже может в каких-то ситуациях чувствовать стыд. Для этого он должен находиться в эмоциональном контакте с человеком, чье одобрение или неодобрение для него значимо. Как уже отмечалось, стыд – это неудобство перед другими, желание избежать осуждения или пренебрежения. Кроме того, у ребенка должны сложиться представления о должном и недолжном поведении, и тогда в случаях, когда по тем или иным причинам он совершает неправильные поступки, малыш может испытывать смущение, стыд. Понятно, что о правильности или неправильности поступка он судит по реакциям взрослых на аналогичные поступки, совершавшиеся до того.
Олег, 2 года и 5 месяцев
На прогулке стало тепло, я предложила сыну снять шапку. Он снять шапку не разрешил, а завопил: “Шапку надо снимать, когда домой приходишь!”
Поскольку в раннем возрасте одна из основных забот родителей – приучение детей к опрятности, то первые ситуации стыда, вероятнее всего, будут связаны, например, с пачканьем комбинезона на прогулке или нежеланием пользоваться горшком.
Гаяна, 2 года и 5 месяцев
Ганя сидит на кресле, отчищает следы от кефира. Спрашиваю: “Это кто накапал?” Она быстро отвечает: “Не говори, кто накапал, не хочу”.
Однако не стоит вызывать у ребенка слишком сильное чувство стыда в подобных ситуациях: излишняя стыдливость не принесет ребенку пользы. Дело в том, что стыд гораздо более, чем другие эмоции, вызывает осознавание собственного тела. Получается, что, испытывая сильный стыд, ребенок начинает стесняться своего тела, считать, что окружающие видят его непривлекательным и малоценным. Но и это еще не самое тяжелое последствие стыда. Э. Эриксон рассматривает стыд в раннем возрасте как предпосылку формирования у ребенка абсолютной зависимости от мнения окружающих, ориентацию на внешнюю оценку своей личности, а не на самооценку. Из-за этого ребенку, когда он вырастет, будет трудно иметь свое мнение и делать свой выбор. Он будет всегда идти за кем-то – сначала за родителями, потом за сверстниками, за супругом…
Еще один “подводный камень” в формировании нормальной стыдливости – стремление взрослых использовать стыд для регулирования поведения в тех случаях, в которых у ребенка не сформированы нормы хорошего и плохого поведения. В такой ситуации попытки вызвать у него чувство стыда совершенно бесполезны. Более того, они обесценивают это чувство.
Гаяна, 2 года и 3 месяца
Дочь хочет меня пропить из комнаты: “Уходи!” Папа ей говорит: “Ой, как стыдно!” Дочка в ту же минуту хватает маленькую собачку: “Это собака говорит “уходи””. Папа повторяет той: “Стыдно”. Она тут же начинает отчитывать собачку: “Как стыдно, собака!” – и ставит ее в угол.
Подобные ситуации могут привести к тому, что ребенок вырастет нечувствительным к осуждению окружающими, т.е. недостаточно стыдливым. Чтобы избежать осуждения, он будет прибегать к каким-либо формам защитного поведения – оправдывать себя, находить причины плохих поступков, перекладывать ответственность за их совершение на окружающих, например: “Они первые лезут”.
Ранний возраст важный вклад в психосоциальное развитие ребенка. В игровой форме малыш учится жалеть другого человека, начинает испытывать стыд при нарушении социальных норм.
Источник