Психосоциальное развитие ребенка в раннем детстве

Психосоциальное развитие ребенка в раннем детстве thumbnail

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2–3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но после следующей просьбы – уйти с ней в другую комнату – снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково его притягивающих вещей. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир “взрослых” предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.

Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа “игры”, как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитываются дома. Но и “ясельные” дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявить агрессивность – толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение его со взрослыми. Ребенок легко заражается чувствами других людей. Так, в ясельной группе, если один-два ребенка начинают плакать, этот плач подхватывают и другие.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредствен-ными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками, что-то выкрикивая. Причиной гнева или плача могут быть помимо “неподдающихся” вещей и отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть: ревность к брату или сестре и т.п. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют.
В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Читайте также:  Когда можно говорить о задержке развития ребенка

Начиная с полутора лет оценка поведения взрослыми становится одним из важных источников его чувств. В этот же период развивается притязание на признание со стороны взрослого. Похвала, одобрение окружающих вызывает у детей чувство гордости и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения. Несколько позже ребенок начинает испытывать чувство стыда, в случаях, если его действия порицаются взрослыми. Тем не менее развитие самоуважения, чувства гордости и стыда совсем не означает, что ребенок под их влиянием систематически контролирует свои поступки, к такому контролю он еще не способен. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети
до 2 лет никак не реагировали на свои испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, следовательно, узнавали себя.

Узнавание себя – простейшая первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, обычно также к трем годам, появляется местоимение “Я”. “Я-сам” – феномен детского сознания, обусловленный возникновением внешней самооценки ребенка на основе сравнения себя с другими людьми. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего “Я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”, “я хороший и больше никакой”. Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова).
Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Н.А. Менчинская, наблюдавшая за развитием своего сына, описывает ситуации, в которых мальчик высоко оценивает себя, независимо от того, как он реально поступает, – хорошо или плохо. Так, например, Саша, обходя комнату, делал то, что ему запрещалось: брал мамины лекарства и другие вещи. Положив их на место, он с удовлетворением констатировал: “Теперь хороший”. Оказавшись с родителями в поезде, он плюнул с верхней полки. Мама сообщила ему, что она об этом думает, и спросила, что нужно сказать. Мальчик тихо, для себя проговорил: “Молодец я”, – а затем громко для взрослых: “Больше не буду”.

Сознание “Я”, “я хороший”, “я сам” и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Источник

Скачкообразность
и неравномерность психического развития
в этом периоде выражена ярче, чем в
другом возрасте. Психосоциальная
стадия согласно Эриксону характеризуется
автономией / стыд и сомнение. Этот период
продолжается от одного до трех лет и
соответствует анальной стадии, по
Фрейду. 

Основными
достижениями раннего детства, которые
определяют развитие психики ребенка,
являются: овладение телом, речью, развитие
предметной деятельности.

Ведущая
деятельность — предметно-манипулятивная.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:


эмоциональные переживания кратковременны,
неустойчивы, выражаются бурно, дети
очень впечатлительны, их поведение
импульсивно, эмоции выступают мотивами
поведения;

происходит дальнейшая социализация
эмоций, поскольку переживания связаны
с результатами человеческой деятельности
и ребенок осваивает способы их выражения;

развиваются высшие чувства, среди
которых особое место занимают симпатия,
сочувствие, чувство гордости и стыда;

включение слова в эмоциональные процессы
перестраивает их протекание и в
совокупности с установлением связи
между чувством и представлением создает
предпосылки для их регуляции.

Особенности
социального развития


ребенок
становится более самостоятельным в
познании окружающей действительности
и начинает использовать взрослого как
средство общения с предметным миром.

– начинает разрушаться ситуация
неразрывного единства ребенка и взрослого
(ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

совместная деятельность ребенка со
взрослым на правах сотрудничества
раскрывается в отношениях ребенок —
предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф.
Обухова).

Особенности психического
развития


развитие самосознания в раннем детстве
связано с отделением себя от своих
действий, с осознанием своих желаний.
Ребенок начинает отделять действия от
предмета и себя от своих действий;

развивается подлинная самостоятельность,
о чем говорит проявление целеполагания
и целеустремленности;
– возникает
гордость за собственные достижения —
личностное новообразование раннего
детства;
– в соответствии с новым
уровнем сознания изменяется и общение
со взрослым — начинает формироваться
ситуативно-деловое, а к трем годам —
внеситуативно-познавательное (М.И.
Лисина), что означает протекание общения
на фоне практического взаимодействия
ребенка и взрослого и связь коммуникативной
деятельности с таким взаимодействием;

ребенок сравнивает себя с взрослыми и
хочет быть похожим на них во всем;
– в
результате меняется отношение ребенка
к взрослому, что выражается, прежде
всего в стремлении к автономии и
противопоставлении своих желаний
желаниям, требованиям взрослых;

взрослый же ни объективно, ни субъективно
не может перестроить своего отношения
к ребенку, удовлетворить его стремление
к самостоятельности;
– возникает личное
действие и личное желание, сознание «Я
сам». Если взрослый не организует
делового сотрудничества, если он
демонстрирует свое превосходство, то
возникает негативное поведение,
характерное для кризиса трех лет.

формируются основы «я-концепции»: к
двум годам ребенок понимает, что его
тело существует независимо от внешнего
мира и принадлежит только ему. Двухлетний
ребенок способен узнавать себя в зеркале,
устанавливает границы своих владений
(“мой ботинок”, “моя кукла”),
выделяя себя и другого ребенка как
отдельных существ

развивается половая идентичность,
ребёнок находится в импульсивной стадии,
уже достигнув отдельной идентичности,
хотя его по-прежнему интересует главным
образом удовлетворение своих потребностей;

Читайте также:  Игры с годовалым ребенком дома для развития речи

– ребенок оценивает свои действия как
хорошие или плохие, основываясь
исключительно на том, поощряют их за
это или наказывают;
– представление о
мире эгоцентрично и конкретно
См.
ниже: Формирование идентичности

С
точки зрения Эриксона, столкновение
ребенка с требованиями и нормами общества
происходит далеко не только при приучении
ребенка к горшку, родители должны
постепенно расширять возможности
самостоятельного действия и реализации
самоконтроля у детей. Идентичность
ребенка на этой стадии может быть
обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то,
что я могу». Разумная дозволенность
способствует становлению автономии
ребенка. В случае постоянной чрезмерной
опеки или же, напротив, когда родители
ожидают от ребенка слишком многого,
того, что лежит за пределами его
возможностей, у него возникает переживание
стыда, сомнение и неуверенность в себе,
приниженность, слабоволие. Таким образом,
при удачном разрешении конфликта Эго
включает в себя волю, самоконтроль, а
при негативном исходе — слабоволие.
Важным механизмом на этом этапе является
критическая ритуализация, опирающаяся
на конкретные примеры добра и зла,
хорошего и плохого, разрешенного и
запрещенного, красивого и безобразного.

Источник

Предварительный обзор

Знаете ли вы?

. Какие страхи и тревоги характерны для маленьких детей?

• Как родители и педагоги могут помочь дошкольникам справиться со страхами и тревогами раннего детства?

• Какие защитные механизмы обычно используют дети?

. Насколько дети способны к эмоциональной регуляции и саморегуляции?

• Как дети приводят в соответствие их стремление к независимости против зависимости, или, согласно Эриксону, стремление к инициативе против чувства вины?

• Какова связь между фрустрацией и агрессией?

• Какие эффекты может оказывать наказание на агрессивность маленьких детей?

• Как родители и другие люди моделируют агрессию?

• Что родители и другие взрослые могут сделать для ускорения развития эмпатии и про-социального поведения у детей?

• Какие стадии социальной игры реализуются в раннем детстве?

• Что у многих дошкольников есть воображаемые приятели и какую роль они играют?

• Как в течение раннего детства развивается Я-концепция?

• Как в течение раннего детства развивается половая идентичность?

• Что такое андрогиния и почему она, очевидно, не является патологией?

• Как сочетание родительского контроля и родительского тепла приводит к формированию авторитарного, авторитетного, попустительского и индифферентного стилей родительского воспитания?

• Какое действие обычно оказывает каждый из стилей родительского воспитания?

• В какой степени распространено физическое и психологически жестокое обращение с детьми, какими бывают последствия жестокого обращения с ними и какие факторы повышают шансы того, что родители будут жестоко обращаться со своим ребенком?

• Как разворачивается динамика отношений сиблингов, какое влияние оказывает порядок рождения?

Это главные темы главы.

Раннее детство — это время, когда ускоряется темп приобретения детьми знаний об их культурном и социальном мире, а также их общее когнитивное развитие.

364 Часть II. Детство

В идеале, за этот период ребенок узнает, что такое плохое и хорошее поведение; как справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами, а также о том, чего ожидают от него его семья, община и все общество, в котором он живет. Дети начинают усваивать нормы, правила и обычаи своей культуры. В то же время они вырабатывают Я-концепцию, которая может сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни.

Читайте также:  Примерное пособия для развития ребенка в 3 года

В возрасте от 2 до/6 лет происходят разительные перемены в уровне самоконтроля и социальной компетентности ребенка. Хотя 2-летние дети обладают тем же набором базисных эмоций, что и 6-летние (или взрослые люди), но выражают они их совершенно иначе. В возрасте, известном как «ужасное двухлетие», дети действительно (часто непреднамеренно) могут являться причиной множества проблем, но они нередко бывают и прекрасными, очаровательными, любящими. Они хотят, чтобы их желания удовлетворялись незамедлительно. Матери, пообещавшей мороженое своему 2-летнему малышу, не так-то легко будет поболтать с приятельницей, с которой она встретилась перед лотком мороженщицы: ребенок хочет мороженого прямо сейчас. В столь же прямой физической форме в этом возрасте выражается зависимость. В незнакомой обстановке 2-летний ребенок держится как можно ближе к матери или отцу, иногда цепляется за их одежду. Если он решится отойти в сторону, то часто возвращается, используя родителя как безопасную базу. В случае попытки физически отделить ребенка от матери или отца он может броситься на пол и зареветь в знак протеста. В частности, прямым физическим способом выражается гнев: вместо использования вербальных выразительных средств 2-летние дети могут ударить или укусить.

Шестилетние дети ведут себя совсем иначе. Они в большей степени склонны реагировать вербально и обдуманно, не выражают свой гнев столь быстро, способны контролировать свое поведение. Их способы совладания с собственными чувствами намного разнообразнее, чем у 2-летних: 6-летние дети могут выразить свой гнев, ударив ногой дверь или плюшевого мишку, а не брата, сестру или родителя. Они, как правило, уже умеют сдерживать свой гнев и внешне не проявлять его, могут развить особое упорство для отстаивания своих привилегий или особую фантазию для их сохранения в непредвиденных ситуациях. Если 6-летний ребенок не находит свою маму там, где ожидал ее увидеть, он не станет топать ногами и реветь. Вместо этого он, возможно, выскажет свое негодование, опасение либо выразит его в скрытой форме: например, станет замкнутым и ворчливым. Большинство 6-летних детей довольно искусны в управлении своими чувствами, формируют индивидуальные стили поведения.

Процессы развития личности, социализации и инкультурации очень сложны в раннем детстве; нет ничего удивительного в том, что мнения специалистов расходятся не только по поводу главных факторов и особенностей их взаимодействия, но и в отношении основных методов изучения процессов социализации. Большая часть исследований этой сферы осуществлена представителями трех главных теоретических направлений. Так как мы придерживаемся эклектичного подхода, постараемся показать, что каждое из них имеет свои преимущества.

Психодинамический подходделает акцент на эмоциях, влечениях и конфликтах, или кризисах развития. Дети должны научиться справляться с сильными эмоциями, такими как тревога, социально приемлемыми способами. Эриксон описал увеличение автономии ребенка и настоятельную потребность уравновешивать ее с зависимостью от родителей в течение этого периода.

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 365

В противоположность этому теория социального наученияакцентирует внимание на связи между поведением и средой. С точки зрения представителей этого подхода, поведение детей формируется посредством поощрений, наказаний и следования ролевым моделям. Иногда поощрения и наказания исходят от родителей или взрослых в окружении ребенка; временами, особенно когда ребенок становится старше, такие поощрения могут исходить от него самого вследствие интер-нализации механизма подкрепления.

Наконец, когнитивный подходк развитию придает особое значение собственным мыслям и понятиям ребенка как организаторам его социального поведения. Дети развивают все более сложные представления и понятия: например, они узнают, что значит быть мальчиком или девочкой, братом или сестрой. В свою очередь, эти понятия и представления играют важную роль в управлении поведением ребенка. Кроме того, дети научаются строить свое поведение в соответствии с общепринятыми тендерными схемами. Так, к 6 годам они способны оценить, какое поведение является уместным для мальчика или девочки, и в соответствии со своей оценкой принять или, возможно, отвергнуть его.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 558 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник