Психосоциальное развитие ребенка в период подросткового возраста
Психосоциальное развитие детей-подростков.
(родительское собрание)
В подростковом возрасте социальная ситуация отличается от ситуации в детстве в основном по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе. Однако, в его сознании появляются совершенно новые ценностные ориентации — подросток начинает интенсивно рефлектировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей.
Набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Он начинает испытывать потребность расстаться с прежней идентификацией, растворяющей его в лоне семьи. Он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности, в укреплении своего собственного чувства личности. Отношение подростка к семейным традициям, ценностям становится критичным, сама же семья по отношению к нему занимает прежние позиции.
Как бы ни складывались условия жизни, ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайно важны.
У подростка меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Его в большой мере занимают взаимоотношения со сверстниками. Подросток, не игнорируя учебу, придает особое значение общению. Он расширяет границы своих знаний. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учиться рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.
В отрочестве общение — это школа социальных отношений В этот период подросток учится осмысливать свои реакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.
Кризисы подросткового возраста.
Подростковый период — сложное время как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. В период полового созревания пробуждаются силы природы, которые нарушают внутреннее психическое равновесие. Происходит разрушение эмоциональных связей с родителями. Поиски объекта любви выходят за пределы семьи. Чтобы подросток смог в будущем полюбить другого человека и создать семью, в его душе должно освободиться место, занимаемое родителями. Это объясняет свойственные подросткам: обожание знаменитостей (кинозвезд и т. д.) как превращенная любовь к родителям, резкие перепады между крайностями в поведении.
У ребенка появляется множество возможностей выбора для принятия новых социальных ролей, что часто приводит к возникновению у подростка сомнений и нерешительности. Роли для ребенка определяют взрослые, но по мере взросления возникает задача самостоятельного выбора, при этом непременно возникают ролевые конфликты.
Кризис подросткового возраста – это кризис формирования идентичности (ответа на вопрос «кто я в различных жизненных и социальных ситуациях» и сведения всех этих ролей во внутренне непротиворечивый комплекс).
Формирование идентичности это процесс самоопределения, который обеспечивает преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего. Это центральное образование, удерживает в единстве многие роли, в которых выступает человек. Человек, сформировавший идентичность, остается самим собой независимо от ситуации, он адекватен ситуации, и не теряет при этом своего лица.
Кризис идентичности требует от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важен пересмотр отношений с родителями, поскольку взрослеющий человек не может довольствоваться ролью опекаемого и управляемого.
Выделяют четыре основных варианта формирования идентичности:
Предрешенность — принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Люди в силу внешних обстоятельств рано принявшие на себя преждевременную взрослость.
Диффузия идентичности — состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства.
Мораторий — собственно период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы «кто я, какой я?».
Достижение идентичности — благополучное завершение кризиса идентичности, возникновение новой самотождественности.
Ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. Подростковый возраст распадается на две фазы — негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Первая связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Вторая характеризуется вызреванием нового ядра интересов. В этом возрасте формируется «чувство взрослости» — стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз его более благоприятен. Если же подросток, испытывающий «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.
Существуют два основных пути протекания данного кризиса:
Кризис независимости. Его симптомы — строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт. Это некий рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: «я уже не ребенок».
Кризис зависимости. Его симптомы — чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных. Это возврат назад к позиции, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности: «я ребенок и хочу оставаться им».
Как правило, подросток занимает двойственную позицию, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция. Поэтому повышенное либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но при этом аргументированный запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
К отдельным проявлениям подросткового кризиса относят также:
Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему. Иногда проявляется более мягко, иногда — в форме разрушительной активности.
Интеллектуализация с одной стороны выступает как средство психологической защиты (погружении в абстрактные, философские вопросы), что отражает личное, глубоко затаенное чувство беспокойства. С другой стороны, интеллектуализация несет в себе и положительный момент — подросток научается абстрактно мыслить, формулировать и проверять гипотезы и т. д.
Склонность к анализу, к безжалостному анализу окружающих (родителей, учителей и т. д.) и самоанализу.
Эгоцентричность — еще одно проявление подросткового кризиса. Подростки искренне воображают, что произведут неизгладимое впечатление на окружающих. Подчас становится истинной трагедией, когда молодые люди собираются вместе, а внимание каждого из них гораздо больше сосредоточено на самом себе, чем на тех, кто рядом.
Подростковая депрессия, которая бывает двух видов: 1) безразличие и чувство пустоты; ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Возникает некоторый вакуум, который воспринимается как скорбь по утраченному человеку — части самого себя. Она непродолжительна;2) результат полосы жизненных поражений (окружающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих потенциальных возможностей). В это время адаптивные механизмы взрослого человека еще отсутствуют, следовательно, выход они видят в самоубийстве, когда последней каплей становится потеря ощущения значимости связи с родителями или с другом.
Опробование различных социальных ролей проявляется в различных сферах. и это нормально.
Проблемы восприятия своего физического образа. Как известно. Низкая оценка своего физического «Я» может стать причиной нарушений в поведении, плохой успеваемости в школе и т. д.
Различные проявления кризиса идентичности. Проблема нашего времени — практически неисчерпаемый набор возможных идентификаций. Нередко случается, что подросток, достигший возраста, в котором выбор идентичности становится необходимым, оказывается к этому неспособен. Он «берет социальный тайм-аут» (уходит в религиозные секты, как временное пристанище для молодых людей, ищущих свой образ жизни). Или же он вовсе минует кризис идентичности, безоговорочно принимая ценности своей семьи и их социально-ролевые ожидания. Развивается тенденция ухода от близких взаимоотношений. Размываются способности к продуктивной работе: либо человек ни на чем не может сосредоточиться, либо с головой уходит в одну деятельность, пренебрегая всеми остальными. Может также быть идентичность, приводящая к различным социальным протестам (презрительное и враждебное отношение к той роли, которая считается нормальной в семье и ближайшем окружении). Эти явления должны быть преодолены, иначе они могут стать причиной правонарушений, неврозов и психозов. Нужно, чтобы у подростка в детстве было достаточно впечатлений собственной успешности, положительных реакций на него; должно быть также в детстве сформировано убеждение, что его ждёт вполне доступное для него положительное будущее. Тогда в подростковом возрасте эти убеждения дадут только временный сбой, но не исчезнут навсегда.
Суицидальное поведение также относится к распространенному симптому подросткового кризиса. Именно на подростковый возраст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активности. Причем подростки отвергали мысли о его смертельном исходе, т. е. это показное поведение привлечь к себе внимание взрослых.
Статистически выявлено, что в 90% случаев суицидальное поведение в виде угроз, высказываний-, намерений — это «крик о помощи», адресованный, прежде всего, своим близким. Подросток испытывает высочайший дискомфорт, причины которого толком понять не может, а в форме, понятной родителям, высказать не умеет. Иногда носит просто демонстративный характер. Однако не надо понимать это так, будто все происходит «ни с чего» или «нарочно».
1 место – суицид вызван потерей родителей и близких, распадом семьи вследствие развода, семейной дезорганизацией с властной жестокой матерью и безвольным отцом.
2-е место – (особенно у мальчиков не очень интеллектуально одаренных и робких). Длительный неуспех по предметам, отсутствие положительного контакта с учителями и детьми.
3-е место – (У девочек) суицид может быть спровоцирован неожиданной беременностью в сочетании со страхом наказания со стороны родителей; разрывом с объектом любви в сочетании с униженным чувством собственного достоинства.
Это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом.
ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОДРОСТКОВ.
Выполнила :
Педагог-психолог
МОУСОШ№2 г. Ворсмы
г. Ворсма
2006г.
Источник
Задачи психосоциального развития детей и подростков 6—12 лет
Возраст / задачи развития | 6–8 лет | 8–10 лет | 10–12 лет |
Умение считаться с другими | Планировать свои действия с учетом интересов других, договориться со сверстником, обратиться за помощью | Иметь свое мнение, формировать суждение с учетом мнений других, уметь поддерживать отношения | Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения, проявлять гибкость в соответствии с изменяющимися условиями взаимодействия с окружающими |
Формирование независимого поведения | Иметь некоторые навыки самообслуживания, позволяющие проявлять независимость от взрослых в типовых жизненных ситуациях | Проявлять независимость в повседневных делах, уметь обратиться за помощью к взрослым в случае затруднения | Умение планировать время с учетом своих повседневных обязанностей, инициативность в организации своего досуга |
Умение устанавливать дружеские отношения | Установление и поддержание дружеских отношений, эмпатия по отношению к близким | Иметь постоянного друга, уметь самостоятельно разрешать конфликты с ним | Уметь дружить со сверстниками обоих полов |
Формирование ответственности дома | Посильная помощь по дому и забота о других членах семьи | Выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений | Активная помощь по дому (не ограниченная постоянными обязанностями) |
Умение пользоваться инфраструктурами | Под присмотром взрослых пользоваться некоторыми бытовыми приборами, уметь самостоятельно звонить по телефону | Пользоваться знакомыми видами транспорта по дороге в школу и домой; самостоятельно пользоваться некоторыми бытовыми приборами | Уметь переносить имеющиеся навыки пользования инфраструктурой на незнакомые ситуации |
Безопасность и здоровье | Соблюдать гигиенические нормы, правила личной безопасности на улице, в отношениях с незнакомыми | В типовых жизненных ситуациях делать выбор, минимизацию риска для здоровья | Предвидеть возможность последствий своих действий, опасных для здоровья |
Задачи психосоциального развития подростков 13—17 лет
(по В. Слоту, Х. Спанярду3))
Задачи развития в различных сферах | Подростки 13–17 лет |
Автономия | Подросток становится менее зависимым от родителей, умеет определять свое место в семье и среди родственников при изменяющихся обстоятельствах |
Здоровье и внешность | Подросток заботится о хорошем физическом состоянии и внешнем виде, избегает излишнего риска |
Свободное время | Умеет с пользой проводить досуг |
Учеба | Приобретает знания и умения, дающие возможность выбирать интересующую его профессию |
Социальные контакты | Умеет устанавливать и поддерживать деловые и дружеские контакты, прерывать нежелательные контакты, умеет доверять другому и вызывать доверие к себе, соблюдает нормы при общении с окружающими |
Авторитет и инстанции | Принятие факта, что определенные лица и инстанции поставлены над тобой, умение отстаивать свои права в рамках действующих норм |
Взросление и поведение подростков от 10 до 16 лет
(по Ф. Дольто)
Возраст | Утверждение личности | Социальные отношения |
10 лет | Не слишком беспокоится о себе, думает только о настоящем, планы на будущее расплывчаты. Желание обладать собственностью. Любит деятельность вне дома | Связан с родителями, любящий, экспансивный, любит участвовать в семейных делах. Спорит с братьями и сестрами, у девочек сложные и напряженные отношения с одной или несколькими близкими подругами. Мальчики объединяются в группы |
11 лет | Ищет себя, все время в оппозиции, часто в конфликте с другими, не любит критики. Появляются мысли о будущем. Желание обладать собственностью. Страсть к коллекционированию | Тенденция сопротивления родителям, переворачивает жизнь семьи, но любит участвовать в семейных делах. Дерется с братьями и сестрами, глубоко сердечные и в то же время сложные отношения между девочками. Мальчики собираются компаниями |
12 лет | Поиски себя, попытки заслужить одобрение других. Судит о себе более объективно. Желание обладать собственностью. Более реальные и более определенные планы. Интерес к природе | Любит семью и семейные дела, но начинает искать у общества друзей вне семьи. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Девочки начинают дружить с мальчиками |
13 лет | Поиски самого себя, внимание к внутренней жизни, любовь к одиночеству. Стремление стать взрослым. Интерес к своей карьере и браку. Желание мира и счастья другим. Личные пристрастия, любит спорт | Меньше близости и доверия в отношениях с родителями. Заметно старается не участвовать в семейных делах. Хорошие отношения с братьями и сестрами, особенно со старшими или с гораздо младшими. Мальчики менее общительны, чем в 12 лет. Девочки тянутся к мальчикам старше себя |
14 лет | Поиски себя, сравнивает себя с другими. Беспокоится о том, чтобы его любили, стремится к независимости. Стремление стать взрослым. Желание видеть мир лучшим. Проявляет социальные интересы и социальную активность, более уравновешенный | Критикует родителей, часто стесняется своей семьи. Испытывает возможности утвердить свою независимость. Трудности с братьями и сестрами близкого возраста. Образование групп и компаний на базе общих интересов. Девочки больше интересуются мальчиками, чем мальчики девочками |
15 лет | Интерес к тому, что отличает взрослых друг от друга. Желание личного счастья. Индивидуальные вкусы и интересы становятся определеннее | Отчуждение от родителей, чьи попытки выражения любви отвергаются. Получает основное удовлетворение от общественной жизни среди друзей и вне дома. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Смешанные компании, в которых возникает дружба с теми, кого выбирают сами |
16 лет | Осмысление себя, независимость. Вера в себя. Состояние равновесия и уверенности. Стремление к счастью, успехам и личным достижениям | Прекрасные отношения в семье, но предпочитает общество друзей обществу родителей. Защитник младших братьев и сестер; хорошее взаимопонимание со старшими братьями и сестрами. Друзья воспринимаются как очень важный фактор в жизни |
В связи с тем что одним из основных социально значимых видов деятельности для школьника является учеба в школе, следует учитывать особенности его психолого-педагогического статуса как учащегося. В соответствии с определением М.Р. Битяновой, речь идет о совокупности психологических характеристик деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития в школьной среде. Отметим некоторые из этих характеристик, связанные с особенностями поведения и общения школьников
Психолого-педагогические требования к статусу учащегося
(по М.Р. Битяновой)
Параметры статуса | Психолого-педагогические требования к обучению, | ||
5-й класс | 8-й класс | 10-й класс | |
Наличие и характер учебной мотивации | Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение способов получения знаний (а не на готовое знание). Проявление интереса к закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний | Интерес к способам получения знаний, знаниям, выходящим за пределы школьных, к самостоятельным формам учебной деятельности, использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности Способность к постановке гибких и перспективных целей образования и самообразования | Интерес к основам наук, методам теоретического мышления. Развитый мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитанием. Стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности. Мотивационная избирательность интересов, обусловленных выбором профессии |
Особенности поведения и общения школьников | |||
Взаимодействие со сверстниками | Владение приемами и навыками общения со сверстниками (установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем). Способность к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе) | Включенность во внутригрупповое общение со сверстниками. Устойчивое позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям | Включенность в доверительные эмоциональные отношения со сверстниками. Позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям. Включенность в широкую социальную систему контактов, заинтересованность и активность в расширении этой системы |
Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами | Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к проявлению эмпатии по отношению к взрослым | Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к установлению деловых, партнерских отношений с взрослыми |
Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм | ||
Поведенческая саморегуляция | Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения. | Способность длительно подчинять поведение намеченной цели. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер. Моральная регуляция поведения. Способность к ответственному поведению | Способность длительно подчинять поведение намеченной цели. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер. Моральная регуляция поведения. Способность к ответственному поведению. Способность принимать ответственные решения, касающиеся других людей |
Активность и независимость | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной сфере | Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности | Уверенное автономное поведение. Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности |
Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе | |||
Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в группе как положительного, удовлетворенность им | Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в эмоциональные, доверительные отношения. Восприятие своего статуса в группе как положительного, удовлетворенность им. Субъективная включенность в широкую систему социальных отношений |
Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность | Эмоционально-положительное восприятие старшеклассником системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность |
Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для себя | Учение выступает для подростка как смыслообразующий мотив | Обогащение личностным смыслом как социального, так и познавательного мотивов деятельности. Включение учебной деятельности и отношения к ней в более широкую систему профессиональных отношений и предпочтений |
Отношение к себе | Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка | Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка. Ориентация на будущее. Субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций |
Поскольку, помимо возрастных особенностей, в процессе формирования поведенческой установки большую роль играет эмоциональное состояние, рассмотрим, как меняется эмоциональный фон школьника в зависимости от периодов учебного года.
Начало учебного года (примерно первая четверть) можно охарактеризовать тремя словами: эйфория, разочарование, стабильность. Эйфория, которая длится первые две-три недели сентября, обусловлена радостью встреч с друзьями после долгой разлуки, возможностью «начать новую жизнь», ощущением собственного взросления («стал старше классом!»). Большой запас накопленных ресурсов обеспечивает высокий уровень психологического комфорта этого периода, что помогает сглаживать шероховатости в процессе учебы.
Затем позитивный настрой снижается, летний запас положительных эмоций исчерпывается, а в дневнике появляются первые «двойки». Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки. Обычно этот этап растягивается тоже на две-три недели. Далее наступает период стабильности: «утряслось» расписание, учащиеся и учителя входят в «рабочий режим» деятельности.
В целом адаптационный период завершается примерно к концу октября. Успешность этого периода во многом зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения. При этом необходимо понимать, что «все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года»5.
Аналогичный период проходит и в начале года, после продолжительных зимних каникул. Однако если после лета волна повышенного эмоционального настроения может охватить две-три недели, то зимой эйфория длится два-три дня, максимум неделю.
Вторая четверть завершается на некотором эмоциональном подъеме, а третья, напротив, имеет тенденцию заканчиваться эмоциональным спадом. В четвертой четверти эмоциональный фон снова повышается. Световой день становится длиннее, впереди — лето. Но улучшение настроения не ведет к усилению учебного мотива. Попросту говоря, если в начале учебного года некоторым ученикам еще не до учебы, то в конце года им уже не до учебы.
Следует также учитывать специфику различных этапов школьной жизни. Есть классы, которые традиционно являются «классами риска», например первый и пятый. Эти классы, кстати, объединяет то, что прежде их учащиеся были самыми старшими в детском саду или начальной школе, а теперь оказались самыми маленькими. Смена статуса и изменение требований являются фактором стресса. При этом первоклассников, как правило, опекают достаточно плотно, а пятиклассники в большей степени предоставлены сами себе. По этой причине цикл тренинговых занятий, направленных на помощь в адаптации пятиклассников, рекомендуется проводить в начале учебного года.
Приведенные выше фрагменты различных классификаций, а также цикличность перепадов эмоционального настроя в течение учебного года показывают широту подхода при выборе форм учета возрастных задач развития, а также приоритетные задачи для оптимальной организации профилактической работы. Вместе с тем учет этих, а также других особенностей во многом определяется собственным опытом психолога или педагога.
Источник