Психосоциальное развитие ребенка в период подросткового возраста

Психосоциальное развитие детей-подростков.

(родительское собрание)

В подростковом возрасте социальная ситуация отличается от ситуации в детстве в основном по внутренним при­чинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе. Однако, в его сознании появляются со­вершенно новые ценностные ориентации — подросток начина­ет интенсивно рефлектировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверс­тники обретают новые значения и смыслы. Для подростка про­исходят сдвиги в шкале ценностей.

Набирая опыт жизни, под­росток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Он начинает испытывать потребность расстаться с прежней идентификацией, растворяющей его в лоне семьи. Он испыты­вает потребность в более универсальной, более широкой иден­тичности, в укреплении своего собственного чувства личности. Отношение подростка к семейным традициям, ценностям становится критичным, сама же семья по отношению к нему занимает прежние позиции.

Как бы ни складывались условия жизни, ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайно важны.

У подростка меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Его в большой мере занимают взаимоотношения со сверстниками. Подросток, не игнорируя учебу, придает особое значение об­щению. Он расширяет границы своих знаний. Общаясь со сверстниками, подросток пости­гает разные формы взаимодействий человека с человеком, учиться рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступ­ка, высказывания, эмоционального проявления.

В отрочестве общение — это школа социальных отношений В этот период подросток учится осмысливать свои реакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учит­ся подавлять импульсивные действия.

Кризисы подросткового возраста.

Подростковый период — сложное время как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. В период поло­вого созревания пробуждаются силы природы, которые нарушают внутреннее психичес­кое равновесие. Происходит разрушение эмоцио­нальных связей с родителями. Поиски объекта любви выходят за пределы семьи. Чтобы подросток смог в будущем полюбить другого че­ловека и создать семью, в его душе должно освободиться место, занимаемое родителями. Это объясняет свойствен­ные подросткам: обожание знаменитостей (кинозвезд и т. д.) как превращенная любовь к родителям, резкие перепады между крайностями в поведе­нии.

У ребенка появляется множество возможностей выбора для принятия новых социальных ролей, что часто приводит к воз­никновению у подростка сомнений и нерешительности. Роли для ребенка определяют взрослые, но по мере взросления возникает задача самостоятельного выбора, при этом непременно возникают ролевые конфликты.

Кризис подросткового возраста – это кризис формирования идентичности (ответа на вопрос «кто я в различных жизненных и социальных ситуациях» и сведения всех этих ролей во внутренне непротиво­речивый комплекс).

Формирование идентичности это процесс самоопределения, который обеспечивает преемст­венность, связь прошлого, настоящего и будущего. Это центральное образование, удерживает в единстве многие роли, в которых выступает человек. Человек, сфор­мировавший идентичность, остается самим собой независимо от ситуации, он адекватен ситуации, и не теряет при этом своего лица.

Кризис идентичности требует от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важен пересмотр отношений с родителями, поскольку взрослею­щий человек не может довольствоваться ролью опекаемо­го и управляемого.

Выделяют четыре основных варианта фор­мирования идентичности:

Предрешенность — принятие на себя обязательств, не прохо­дя через кризис идентичности. Люди в силу внеш­них обстоятельств рано принявшие на себя преждевре­менную взрослость.

Диффузия идентичности — состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное про­дление детства.

Мораторий — собственно период построения своей идентич­ности, состояние поиска ответов на вопросы «кто я, какой я?».

Достижение идентичности — благополучное завершение кри­зиса идентичности, возникновение новой самотождественности.

Ключом к пониманию психо­логии подростка является проблема интересов. Под­ростковый возраст распадается на две фазы — негативную и по­зитивную, фазу влечений и фазу интересов. Первая связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появле­ния первых органических влечений. Вторая характеризуется вы­зреванием нового ядра интересов. В этом возрасте формируется «чувство взрослости» — стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз его более благоприя­тен. Если же подросток, испытывающий «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возни­кает конфликт, взаимное непонимание.

Существуют два основных пути протекания данного кри­зиса:

Кризис независимости. Его симптомы — строптивость, уп­рямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, от­рицательное отношение к их ранее выполнявшимся требовани­ям, протест-бунт. Это некий рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: «я уже не ребенок».

Кризис зависимости. Его симптомы — чрезмерное послуша­ние, зависимость от старших или сильных. Это возврат назад к позиции, которая гарантирова­ла эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защи­щенности: «я ребенок и хочу оставаться им».

Как правило, подросток занимает двойственную позицию, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция. Поэтому повышенное либеральное, «раз­решающее» отношение часто наталкивается на глухое раздра­жение подростка, а достаточно жесткий, но при этом аргу­ментированный запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

К отдельным проявлениям подросткового кризиса относят также:

Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему. Иногда проявляется более мягко, иногда — в форме разрушительной активности.

Интеллектуализация с одной стороны выступает как средство психологической защиты (погружении в абстрактные, философские вопросы), что отражает личное, глубоко затаенное чувство беспокойства. С другой стороны, интеллектуализация несет в себе и положительный момент — подросток научается аб­страктно мыслить, формулировать и проверять гипотезы и т. д.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 1 дошкольные группы пр ленина 126

Склонность к анализу, к безжалостному анализу окружающих (родителей, учителей и т. д.) и самоанализу.

Эгоцентричность — еще одно проявление подросткового кризиса. Подростки искренне воображают, что произведут неизгладимое впечатление на окружающих. Подчас стано­вится истинной трагедией, когда молодые люди собираются вместе, а внимание каждого из них гораздо больше сосредоточено на самом себе, чем на тех, кто рядом.

Подростковая депрессия, которая бывает двух видов: 1) без­различие и чувство пустоты; ощущение, что детство уже кончи­лось, а взрослым он себя еще не чувствует. Возникает некото­рый вакуум, который воспринимается как скорбь по утраченно­му человеку — части самого себя. Она непродолжительна;2) результат полосы жизненных поражений (окру­жающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих потенциальных возможностей). В это время адаптивные меха­низмы взрослого человека еще отсутствуют, следовательно, выход они видят в самоубийстве, когда последней каплей становится потеря ощущения значимости связи с роди­телями или с другом.

Опробование различных социальных ролей проявляется в различных сферах. и это нормально.

Проблемы восприятия своего физического образа. Как извест­но. Низкая оцен­ка своего физического «Я» может стать причиной нарушений в поведении, плохой успевае­мости в школе и т. д.

Различные проявления кризиса идентичности. Проблема нашего времени — практически неисчерпаемый набор возможных идентификаций. Нередко случается, что подросток, достигший возраста, в котором выбор идентичности становится необходимым, оказывается к этому неспо­собен. Он «берет социаль­ный тайм-аут» (уходит в религиозные секты, как временное пристанище для молодых людей, ищущих свой образ жизни). Или же он вовсе минует кризис идентичности, безоговорочно принимая ценности своей семьи и их социально-ролевые ожидания. Развивается тенденция ухода от близких взаимоотношений. Размываются способности к продуктивной работе: либо человек ни на чем не может сосредо­точиться, либо с головой уходит в одну деятельность, пренебрегая всеми остальными. Может также быть идентичность, приводящая к различным социальным протестам (презрительное и враждебное отношение к той роли, которая считается нормальной в семье и ближайшем окружении). Эти явления должны быть преодолены, иначе они могут стать причиной правонарушений, неврозов и психозов. Нужно, чтобы у подростка в детстве было достаточно впечатлений соб­ственной успешности, положительных реакций на него; должно быть также в детстве сформировано убеждение, что его ждёт вполне доступное для него положительное будущее. Тогда в под­ростковом возрасте эти убеждения дадут только временный сбой, но не исчезнут навсегда.

Суицидальное поведение также относится к распространен­ному симптому подросткового кризиса. Именно на подростковый воз­раст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушаю­щими сознание веществами и другой жизненно опасной актив­ности. Причем подростки отвергали мысли о его смер­тельном исходе, т. е. это показное поведение привлечь к себе внимание взрослых.

Статистически выявлено, что в 90% случаев суицидальное поведение в виде угроз, высказываний-, намерений — это «крик о помощи», адресованный, прежде всего, своим близким. Подросток испытывает высочайший дискомфорт, причины которого толком понять не может, а в форме, понят­ной родителям, высказать не умеет. Иногда носит просто демонстративный характер. Од­нако не надо понимать это так, будто все происходит «ни с чего» или «нарочно».

1 место – суицид вызван потерей родителей и близких, распадом семьи вследствие развода, семейной дезорганизацией с властной жестокой матерью и безвольным отцом.

2-е место – (особен­но у мальчиков не очень интеллектуально одаренных и робких). Длительный неуспех по предметам, отсутствие положительного контакта с учителями и детьми.

3-е место – (У девочек) суицид может быть спровоциро­ван неожиданной беременностью в сочетании со страхом нака­зания со стороны родителей; разрывом с объектом любви в сочетании с униженным чувством собственного достоинства.

Это происшествие должно всерьез заставить родите­лей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и пси­хологической обстановке в семье в целом.

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПОДРОСТКОВ.

Выполнила :

Педагог-психолог

МОУСОШ№2 г. Ворсмы

г. Ворсма

2006г.

Источник

    Задачи психосоциального развития детей и подростков 6—12 лет

Возраст / задачи развития

6–8 лет

8–10 лет

10–12 лет

Умение считаться с другими

Планировать свои действия с учетом интересов других, договориться со сверстником, обратиться за помощью

Иметь свое мнение, формировать суждение с учетом мнений других, уметь поддерживать отношения

Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения, проявлять гибкость в соответствии с изменяющимися условиями взаимодействия с окружающими

Формирование независимого поведения

Иметь некоторые навыки самообслуживания, позволяющие проявлять независимость от взрослых в типовых жизненных ситуациях

Проявлять независимость в повседневных делах, уметь обратиться за помощью к взрослым в случае затруднения

Умение планировать время с учетом своих повседневных обязанностей, инициативность в организации своего досуга

Умение устанавливать дружеские отношения

Установление и поддержание дружеских отношений, эмпатия по отношению к близким

Иметь постоянного друга, уметь самостоятельно разрешать конфликты с ним

Уметь дружить со сверстниками обоих полов

Формирование ответственности дома

Посильная помощь по дому и забота о других членах семьи

Выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений

Активная помощь по дому (не ограниченная постоянными обязанностями)

Умение пользоваться инфраструктурами

Под присмотром взрослых пользоваться некоторыми бытовыми приборами, уметь самостоятельно звонить по телефону

Пользоваться знакомыми видами транспорта по дороге в школу и домой; самостоятельно пользоваться некоторыми бытовыми приборами

Уметь переносить имеющиеся навыки пользования инфраструктурой на незнакомые ситуации

Безопасность и здоровье

Соблюдать гигиенические нормы, правила личной безопасности на улице, в отношениях с незнакомыми

В типовых жизненных ситуациях делать выбор, минимизацию риска для здоровья

Предвидеть возможность последствий своих действий, опасных для здоровья

Задачи психосоциального развития подростков 13—17 лет
(по В. Слоту, Х. Спанярду3)) 

Читайте также:  Слова для развития речи ребенка 2 класса

Задачи развития в различных сферах

   Подростки 13–17 лет

Автономия

Подросток становится менее зависимым от родителей, умеет определять свое место в семье и среди родственников при изменяющихся обстоятельствах

Здоровье и внешность

Подросток заботится о хорошем физическом состоянии и внешнем виде, избегает излишнего риска

Свободное время

Умеет с пользой проводить досуг

Учеба

Приобретает знания и умения, дающие возможность выбирать интересующую его профессию

Социальные контакты

Умеет устанавливать и поддерживать деловые и дружеские контакты, прерывать нежелательные контакты, умеет доверять другому и вызывать доверие к себе, соблюдает нормы при общении с окружающими

Авторитет и инстанции

Принятие факта, что определенные лица и инстанции поставлены над тобой, умение отстаивать свои права в рамках действующих норм

Взросление и поведение подростков от 10 до 16 лет
(по Ф. Дольто)

Возраст

Утверждение личности

Социальные отношения

10 лет

Не слишком беспокоится о себе, думает только о настоящем, планы на будущее расплывчаты. Желание обладать собственностью. Любит деятельность вне дома

Связан с родителями, любящий, экспансивный, любит участвовать в семейных делах. Спорит с братьями и сестрами, у девочек сложные и напряженные отношения с одной или несколькими близкими подругами. Мальчики объединяются в группы

11 лет

Ищет себя, все время в оппозиции, часто в конфликте с другими, не любит критики. Появляются мысли о будущем. Желание обладать собственностью. Страсть к коллекционированию

Тенденция сопротивления родителям, переворачивает жизнь семьи, но любит участвовать в семейных делах. Дерется с братьями и сестрами, глубоко сердечные и в то же время сложные отношения между девочками. Мальчики собираются компаниями

12 лет

Поиски себя, попытки заслужить одобрение других. Судит о себе более объективно. Желание обладать собственностью. Более реальные и более определенные планы. Интерес к природе

Любит семью и семейные дела, но начинает искать у общества друзей вне семьи. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Девочки начинают дружить с мальчиками

13 лет

Поиски самого себя, внимание к внутренней жизни, любовь к одиночеству. Стремление стать взрослым. Интерес к своей карьере и браку. Желание мира и счастья другим. Личные пристрастия, любит спорт

Меньше близости и доверия в отношениях с родителями. Заметно старается не участвовать в семейных делах. Хорошие отношения с братьями и сестрами, особенно со старшими или с гораздо младшими. Мальчики менее общительны, чем в 12 лет. Девочки тянутся к мальчикам старше себя

14 лет

Поиски себя, сравнивает себя с другими. Беспокоится о том, чтобы его любили, стремится к независимости. Стремление стать взрослым. Желание видеть мир лучшим. Проявляет социальные интересы и социальную активность, более уравновешенный

Критикует родителей, часто стесняется своей семьи. Испытывает возможности утвердить свою независимость. Трудности с братьями и сестрами близкого возраста. Образование групп и компаний на базе общих интересов. Девочки больше интересуются мальчиками, чем мальчики девочками

15 лет

Интерес к тому, что отличает взрослых друг от друга. Желание личного счастья. Индивидуальные вкусы и интересы становятся определеннее

Отчуждение от родителей, чьи попытки выражения любви отвергаются. Получает основное удовлетворение от общественной жизни среди друзей и вне дома. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Смешанные компании, в которых возникает дружба с теми, кого выбирают сами

16 лет

Осмысление себя, независимость. Вера в себя. Состояние равновесия и уверенности. Стремление к счастью, успехам и личным достижениям

Прекрасные отношения в семье, но предпочитает общество друзей обществу родителей. Защитник младших братьев и сестер; хорошее взаимопонимание со старшими братьями и сестрами. Друзья воспринимаются как очень важный фактор в жизни

В связи с тем что одним из основных социально значимых видов деятельности для школьника является учеба в школе, следует учитывать особенности его психолого-педагогического статуса как учащегося. В соответствии с определением М.Р. Битяновой, речь идет о совокупности психологических характеристик деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития в школьной среде. Отметим некоторые из этих характеристик, связанные с особенностями поведения и общения школьников

Психолого-педагогические требования к статусу учащегося
(по М.Р. Битяновой)

Параметры статуса

Психолого-педагогические требования к обучению,
поведению и общению учащегося

5-й класс

8-й класс

10-й класс

Наличие и характер учебной мотивации

Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение способов получения знаний (а не на готовое знание). Проявление интереса к закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний

Интерес к способам получения знаний, знаниям, выходящим за пределы школьных, к самостоятельным формам учебной деятельности, использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности Способность к постановке гибких и перспективных целей образования и самообразования

Интерес к основам наук, методам теоретического мышления. Развитый мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитанием. Стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности. Мотивационная избирательность интересов, обусловленных выбором профессии

Особенности поведения и общения школьников

Взаимодействие со сверстниками

Владение приемами и навыками общения со сверстниками (установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем). Способность к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе)

Включенность во внутригрупповое общение со сверстниками. Устойчивое позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям

Включенность в доверительные эмоциональные отношения со сверстниками. Позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям. Включенность в широкую социальную систему контактов, заинтересованность и активность в расширении этой системы

Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами

Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к проявлению эмпатии по отношению к взрослым

Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к установлению деловых, партнерских отношений с взрослыми

Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм

Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения.

Способность длительно подчинять поведение намеченной цели. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер. Моральная регуляция поведения. Способность к ответственному поведению

Способность длительно подчинять поведение намеченной цели. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер. Моральная регуляция поведения. Способность к ответственному поведению. Способность принимать ответственные решения, касающиеся других людей

Активность и независимость

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной сфере

Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности

Уверенное автономное поведение. Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности

Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в группе как положительного, удовлетворенность им

Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в эмоциональные, доверительные отношения. Восприятие своего статуса в группе как положительного, удовлетворенность им. Субъективная включенность в широкую систему социальных отношений

Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность

Эмоционально-положительное восприятие старшеклассником системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность

Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для себя

Учение выступает для подростка как смыслообразующий мотив

Обогащение личностным смыслом как социального, так и познавательного мотивов деятельности. Включение учебной деятельности и отношения к ней в более широкую систему профессиональных отношений и предпочтений

Отношение к себе

Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка

Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка. Ориентация на будущее. Субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций

Читайте также:  Посмотреть развитие ребенка по фото

Поскольку, помимо возрастных особенностей, в процессе формирования поведенческой установки большую роль играет эмоциональное состояние, рассмотрим, как меняется эмоциональный фон школьника в зависимости от периодов учебного года.

Начало учебного года (примерно первая четверть) можно охарактеризовать тремя словами: эйфория, разочарование, стабильность. Эйфория, которая длится первые две-три недели сентября, обусловлена радостью встреч с друзьями после долгой разлуки, возможностью «начать новую жизнь», ощущением собственного взросления («стал старше классом!»). Большой запас накопленных ресурсов обеспечивает высокий уровень психологического комфорта этого периода, что помогает сглаживать шероховатости в процессе учебы.

Затем позитивный настрой снижается, летний запас положительных эмоций исчерпывается, а в дневнике появляются первые «двойки». Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки. Обычно этот этап растягивается тоже на две-три недели. Далее наступает период стабильности: «утряслось» расписание, учащиеся и учителя входят в «рабочий режим» деятельности.

В целом адаптационный период завершается примерно к концу октября. Успешность этого периода во многом зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения. При этом необходимо понимать, что «все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года»5.

Аналогичный период проходит и в начале года, после продолжительных зимних каникул. Однако если после лета волна повышенного эмоционального настроения может охватить две-три недели, то зимой эйфория длится два-три дня, максимум неделю.

Вторая четверть завершается на некотором эмоциональном подъеме, а третья, напротив, имеет тенденцию заканчиваться эмоциональным спадом. В четвертой четверти эмоциональный фон снова повышается. Световой день становится длиннее, впереди — лето. Но улучшение настроения не ведет к усилению учебного мотива. Попросту говоря, если в начале учебного года некоторым ученикам еще не до учебы, то в конце года им уже не до учебы.

Следует также учитывать специфику различных этапов школьной жизни. Есть классы, которые традиционно являются «классами риска», например первый и пятый. Эти классы, кстати, объединяет то, что прежде их учащиеся были самыми старшими в детском саду или начальной школе, а теперь оказались самыми маленькими. Смена статуса и изменение требований являются фактором стресса. При этом первоклассников, как правило, опекают достаточно плотно, а пятиклассники в большей степени предоставлены сами себе. По этой причине цикл тренинговых занятий, направленных на помощь в адаптации пятиклассников, рекомендуется проводить в начале учебного года.

Приведенные выше фрагменты различных классификаций, а также цикличность перепадов эмоционального настроя в течение учебного года показывают широту подхода при выборе форм учета возрастных задач развития, а также приоритетные задачи для оптимальной организации профилактической работы. Вместе с тем учет этих, а также других особенностей во многом определяется собственным опытом психолога или педагога.

Источник