Психосоциальная теория развития ребенка э эриксон

Психосоциальная теория развития ребенка э эриксон thumbnail

Эрик Эрексон был большим специалистом по психологии развития и психоаналитики. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития. В ней Эриксон описывает 8 стадий развития личности, в которой основой всего является развития «Я» человека:

I. Младенчество до 1 года;

II. Раннее детство 1 – 3 года;

III. Дошкольный возраст 3 – 6 года;

IV. Школьный возраст 6 – 12 года;

V. Юность 12 – 20 лет;

VI. Ранняя зрелость, молодость 20-25 лет ;

VII. Зрелость 26 – 64 года;

VIII. Старость после 65 лет.

На протяжение всей жизни мы задаем себе вопросы, с самого младенчества – «Надежен ли мир?» и до самой старости – «Имела ли моя жизнь смысл?». В течение жизни мы проходим разные стадии психосоциального развития, которые Эриксон разделил на 8 стадий.

Стадии психосоциального развития

Младенчество:

Эта стадия начинается у нас с самого рождения и длится до одного года. На этом этапе закладываются основы здоровой личности, которые проявляются в виде чувства доверия.

Главными добродетелями на этом этапе выступает надежда. Личность матери выступает как главный гарант выработки чувства доверия к людям. И способность именно матери организовать жизнь своего ребенка так, чтобы выработались основные ощущения последовательности, узнаваемости и преемственности переживаний, выступают как основные.

Благоприятный выход из кризиса: Базисное доверие.

Главным вопросом выступает: «Надежен ли мир?».

Раннее детство:

Это вторая стадия психосоциального развития Эриксона, которое протекает в жизни человека в возрасте от 1 до 3х лет. В теории Фрейда она соответствует анальной фазе. Развитие ребенка дает основу для самостоятельных действий, таких как передвижение, умывание, одевание etc.

В этой фазе родители должны создавать у ребенка возможность для самостоятельных действий, не только приучая его к горшку, но и таких, как самоконтроль ребенка. Некая дозволенность, в рамках его возраста, способствует становлению автономии ребенка.

Родители выступают важнейшими и значимыми во взаимоотношениях.

Благоприятный выход из кризиса: Автономия

Главным вопросом выступает: «Я – ОК?».

Дошкольный возраст:

Или Возраст Игры, как его еще называют. Он является следующем этапом, третьим, и протекает в возрасте от 3 до 6 лет. В этом возрасте ребенок начинает интересоваться уже трудными занятиями, искать новое, появляются все большие контакты с другими детьми.

Главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Добродетелями становится Намерение.

Благоприятный выход из кризиса: Инициативность, предприимчивость;

Главным вопросом выступает: «Как много я могу сделать?».

Школьный возраст:

Период от 6 до 12 лет, схожий с латентным периодом Фрейда. Преодолевается соперничество с родителем своего пола и ребенок выходит за пределы семьи.

В нем ребенок учиться жить вне, завоевывать внимание сверстников, привыкает к систематическому обучению. Основа периода: «Трудолюбие». Эго-идентичность: «Я — то, чему я научился».

Главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Добродетелями становится компетентность.

Благоприятный выход из кризиса: Трудолюбие;

Главным вопросом выступает: «Способен ли я?».

Юность:

Пятый период, происходящий в возрасте от 12 до 20 лет. Юность – самый важный из этапов психосоциального развития.

«Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности»

В нем человек бросает вызов родителям и всему миру вокруг. Пробуются новые роли, испытываются новые требования.

Ищет новые ответы на важные вопросы: Ребенок он или взрослый? Кто он есть? Кем он станет?

Ответ кроется в его собственной оценки себя, и своей эго – идентичности. Возможности собрать воедино все знания, полученные за свою жизнь.

Добродетелями становится – Верность. Именно успешно выйдя из кризиса, человек приобретает верность себе

Благоприятный выход из кризиса: Идентичность;

Главным вопросом выступает: «Кто я есть?».

Молодость:

В возрасте 20 – 25 лет, по психосоциальной теории Эриксона, происходит начальное формирование взрослой жизни. Период обусловлен получение профессии, начала самостоятельной жизни, в том числе первый, ранний семейный опыт.

Достижение близости – интимность, самом собой образуемее для поддержания отношений, слияние с идентичностью другого человека.

Добродетель – Любовь.

Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности.

Благоприятный выход из кризиса: Интимность;

Главным вопросом выступает: «Могу ли я иметь интимные отношения?».

Зрелось:

В возрасте 26 – 45 лет, в средние годы жизни, перед человека создается основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью. Т.е. генеративность или стагнация.

При этом, очень важно, чтобы стадия сопровождалась творческой самореализацией.

В поздняя “Зрелость” приносит более последовательное чувство себя. И в этот период, «Я» проявляется в большей отдачи человеческим взаимоотношениям.

Те, кому удается стать продуктивными, переходят в состояние поглощенности собой. Основным добродетелям выступает забота.

Благоприятный выход из кризиса: Генеративность (производительность);

Главным вопросом выступает: «Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?».

Старость:

Последняя стадия, возраст после 60-65 лет. Эриксон ее охарактеризовал конфликтом цельности и безнадежностью.

В конечном итоге, здоровое саморазвитие достигает цельности. Это и есть мудрость – принятие себя, своей роли на самом глубоком уровне.

У Эриксона, мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи. Они названы одним термином – integrity, что в свою очередь обозначает полнота, целостность, чистота.

Мудрость и выступает добродетелям.

Благоприятный выход из кризиса: Целостность, интеграция;

Главным вопросом выступает: «Имела ли моя жизнь смысл?».

Сам Эриксон причислял себя к фрейдистам, при том, что консервативный психоанализ Фрейда централизовал внимание на Ид, в то время как Эриксон на Эго. Тем самым его и причисляли к «Эго – психологам».

Ведь фрейдийская теория ограничивается лишь детством, в том время как Эриксона охватывает весь период человека, при это каждая ступень, или этап, развития, ставит вопрос, отмечается конфликтом и благоприятным решение, при переходе к новому этапу.

Источник

Эрик Эриксон, единственный в своем роде ученый, объединивший психоаналитический и гуманистическй взгляды на развитие, разработал периодизацию психического развития от рождения до старости, включающую восемь стадий. В основу своей теории он положил трехчастную структуру личности (ид, эго, супер-эго), но главным фактором развития видел не биологическую сексуальность, а социальное воздействие семьи и общества. Концепция Эриксона зарождалась как психоаналитическая, однако стала самостоятельной и уникальной теорией, которая лежит в основе большинства современных экспериментальных исследований психологии развития.

Придерживаясь фрейдовской трактовки личности, Эриксон построил свою теорию вокруг задачи последовательного становления и укрепления эго, выделив такие базовые компоненты структуры Я, как доверие, воля, целеустремленность и компетентность, которые составляют понятие целостной идентичности (рис. 3.1). Благодаря акценту на структуре эго и его развитии концепцию Эриксона иногда называют эго-психологией.

Внимание к эго задает принципиально другой по сравнению с психоанализом вектор в изучении развития. Подчеркивается автономность личности, ее социальный потенциал, рациональность и осознанность. «Мы ведем речь о трех процессах: соматическом, эго-процессе и социальном», — писал Эриксон о единстве развития человека на разных уровнях, стремясь объединить эти процессы в целостную идентичность личности[1].

Психосоциальная теория развития ребенка э эриксон

Эрик Хомбургер Эриксон (1902—1994) — американский психолог, психоаналитик, социолог, основатель эго-психологии. Профессор Гарвардского университета, ученик 3. Фрейда. В США вел частную практику в общей больнице, занимался детским психоанализом. Разработал концепцию эпигенетического развития личности, занимался терапией военных неврозов; исследовал взаимосвязь культуры и идентичности, взаимосвязь социальных потрясений и массовых неврозов.

Наиболее значимые работы: «Детство и общество» (1950), «Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование» (1958), «Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия» (1969), «Взрослый период» (1978), «Жизненная вовлеченность в старости» (1986), «Жизненный цикл завершен» (1987).

Компоненты идентичности зрелой личности

Рис. 3.1. Компоненты идентичности зрелой личности

Развитие Эриксон понимал ступенчато, как переход от одной стадии к другой в направлении расширения социального пространства личности и радиуса социальных взаимодействий. Это эпигенетический принцип развития. Общество поддерживает социальное становление личности и определяет темп и последовательность этого процесса.

Эриксон выделил восемь стадий жизненного пути, на каждой из которых решается определенная задача развития, разрешается конфликт. Разрешение конфликта направлено на синтез эго, упорядочивание и интегрирование опыта личности. Задачи развития определяются логикой внутреннего созревания и ожиданиями общества. Общество не только предъявляет требования к развитию, но и вооружает личность определенными механизмами развития — ритуализациями. Сексуальная энергия (или «модус органа»), согласно Эриксону, задает первичное ускорение развитию, а его направление определяет социокультурное окружение, роль которого на каждой стадии последовательно расширяется — от материнского влияния в младенчестве к интеграции со всем человечеством в старости.

Эго-идентичность понимается как тождественность личности самой себе (внутренняя тождественность личности во времени и пространстве), представлениям окружающих (тождественность социальному окружению) и тождественность внутренней и внешней сторон идентичности. Целостная идентичность строится по всем трем линиям, объединяя их в некоторое единство.

Идентичность — системное качество индивида, включающее осознание себя через интеграцию индивидуального опыта, протяженность Я и способность сохранять тождество Я в изменяющихся социальных ситуациях.

В отличие от Фрейда, который пессимистично смотрел на возможность достижения гармонии и удовлетворенности, так как многочисленные неразрешенные в детстве конфликты навсегда оказываются погребенными в глубинах психики, Эриксон был оптимистом. Неудачное разрешение конфликта на любой из стадий может быть преодолено в дальнейшем (хотя это и не просто), и у человека всегда сохраняется возможность достичь целостной идентичности как залога гармоничного существования. Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни.

Эго-идентичность на каждой стадии, разрешая кризис, позволяет выйти на новый уровень взаимодействия с социальным окружением. Концепция Эриксона подчеркивает глубокую связь между характером развития идентичности и тем, каким индивида хочет видеть общество. Проводя сравнительное исследование различных культур, Эриксон обнаружил существенные различия в традициях и ритуалах формирования личности на разных этапах. Общество поддерживает развитие личности через механизм ритуализации.

Ритуализация (ритуальное действие) — действия, обладающие общим для культуры значением, реализующиеся в устойчивых, но гибких формах и направленные на помощь индивиду в разрешении психосоциального кризиса.

Примером ритуализации в дошкольном возрасте является игра, которая понятными способами, но каждый раз с элементами новизны позволяет ребенку быть успешным и достигать результата в воображаемом пространстве взрослых отношений. Игра, фантазийное пространство защищает ребенка от неуспешности (чувства вины), но позволяет быть активным и инициативным в самых разных вариациях (в разных ролях).

Противоположность ритуализаций — ритуализмы, которые являются ригидными жесткими схемами, предписывающими определенное взаимодействие в обществе. Ритуализмы ограничивают развитие и препятствуют разрешению кризиса.

Развитие осуществляется в соответствии с принципом эпигенеза, т.е. каждая стадия универсальна, обязательна и основывается на разрешении конфликтов предыдущей стадии. Для каждого кризиса есть сензитивное время, когда его наступление предопределено генезисом. Стадии психосоциального развития представлены в табл. 3.2.

Стадии психосоцального развития по Э. Эриксону

Таблица 3.2

Стадия

Психосоциальный конфликт (кризис)

Позитивное качество эго

Негативное качество эго

Орально- сенсорная, до года

Между базальным доверием и недоверием к окружающему миру

Надежда, вера в разумность и надежность мира

Недоверие к миру, уход, отказ от общения и познания мира

Анально- мышечная, 1—3 года

Между переживанием стыда и стремлением к автономии

Воля как способность автономно двигаться к цели

Навязчивость как подчиненность воле других

Локомоторно-генитальная, 3—6 лет

Между чувством вины и инициативностью

Целеустремленность, способность продуцировать цели

Заторможенность,

пассивность

Латентная, 6—12 лет

Между чувством неполноценности и трудолюбием

Компетентность,

умения

Инертность, неверие в свои способности

Пубертатная,

12—19 лет

Между пониманием принадлежности к иолу и непониманием форм поведения, соответствующих полу

Верность своим убеждениям, ценностям, идеалам

Отрицание убеждений и ценностей

Юность, 20—25 лет

Между стремлением к интимности, доверительности и чувством изолированности от окружающих

Интимность, любовь как способность устанавливать доверительные отношения

И скл юч ител ы юсть как неспособность вверить себя другому

Стадия

Психосоциальный конфликт (кризис)

Позитивное качество эго

Негативное качество эго

Зрелость, 26—64 года

Между жизненной активностью, продуктивностью и сосредоточенностью на себе, застоем

Забота как разделенная с миром ответственность

Отвержение как себялюбие и эгоизм

Старость, 65—… лет

Между ощущением полноты жизни, интегрированностью и отчаянием

Мудрость как принятие и единение с миром

Презрение, страх смерти

Не останавливаясь на всех возрастах, рассмотрим подробнее только содержание развития на ранних, детских этапах взросления.

1. Орально-сенсорная стадия. В младенчестве конфликт лежит в области базального доверия к тем, кто осуществляет заботу о ребенке, обеспечивая его потребности. Отношения с матерью проецируются на окружающий мир и становятся моделью взаимодействия личности с обществом в будущем. «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре»[2]. Если мать или другие опекуны оказываются отвергающими и непоследовательными, то ребенок присваивает негативное качество личности — недоверие к миру. Если родитель последовательно удовлетворяет потребности ребенка и его реакции на младенца предсказуемы и адекватны, формируется положительное, сильное качество личности — базальное доверие к миру.

Ключевым социальным агентом, т.е. тем представителем социального окружения, который играет определяющую роль на каждом конкретном этапе развития, является мать или заменяющий ее опекун. Ритуализацией этой стадии становится «обожествляющая» ритуализация, направленная на выделение особой, сакраментальной роли матери в отношениях с младенцем. Она подчеркивает способность матери сформировать у ребенка веру в справедливость, разумность и позитивное устройство этого мира, что позволит ему в дальнейшем справляться с самыми разными стрессами и фрустрациями.

2. Анально-мышечная стадия. Перед ребенком стоит задача научиться быть «автономным». Первоначально автономия проявляется в туалетном поведении, когда личная гигиена становится первой формой саморегуляции. Ребенок должен также научиться самостоятельно есть, одеваться, что формирует у него такое структурное качество личности, как воля. В противном случае развивается подчиненность воле других, навязчивость, которая проявляется в повторяющихся действиях, зависимости, неспособности отделиться от родителя, компульсивности.

Если ребенку постоянно дают негативные эпитеты и он чувствует, что не справляется ни с одной задачей, стыд и сомнение становятся доминирующими переживаниями. Ведущую роль в разрешении конфликта автономности играют родители, которые помогают ребенку приобрести навыки самостоятельности и поддерживают его уверенность в себе. Особую роль играет отец, который обычно реализует в семье позицию нормативности, следования правилам и задает эту модель для ребенка. Ритуализация, помогающая разрешить конфликт в этом возрасте, — рассудительная, т.е. ориентация на порядок, правила, разделение общих представлений о добре и зле.

3. Локомоторно-генитальная стадия. В возрасте игры дети стремятся действовать как взрослые и проявляют инициативу в самых разных областях. Несовершенство умений приводит к неуспешное™ и конфликтам ребена с окружающими, что может порождать чувство вины. Успешное разрешение конфликта достигается, если ребенку удается сохранить и сделать структурным качеством личности инициативность, но научиться быть инициативным не ущемляя интересы других. Познание мира через реальные и воображаемые ситуации открывает разнообразные возможности для инициативных действий ребенка.

Очень многое в разрешении противоречия зависит от родителей и более широкого семейного окружения. Ребенок учится считаться с правами братьев и сестер, бабушек и дедушек. Ритуализация этого возраста — драматическая, г.е. возможность через проигрывание, драматизацию моделировать отношения и проявлять инициативу в самых разных ролях и играх. Игра не угрожает чувством вины и позволяет выдвигать самые смелые цели.

Однако если ближайшее окружение, особенно значимые взрослые, все время критикуют ребенка или наказывают, у него развивается чувство вины за свою неуспешное™, за свои поступки. Крайним вариантом такой пассивной беспомощности является «феномен выученной беспомощности», который может сформироваться как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Эксперимент

Феномен выученной беспомощности впервые был обнаружен в экспериментах бихевиористов над крысами. Крыса, будучи интеллектуально развитым животным, проявляет активность и направленность на достижение цели в любых условиях, постоянно пробуя новые варианты решения проблем. Но если ее постоянно и беспричинно бить электрическим током, то сначала она сопротивляется, пробуя самые разные стратегии (бежать, нападать, затаиться и пр.), а затем становится абсолютно пассивной. В естественной среде такое животное быстро погибает. В лаборатории у животных разных видов, подвергшихся систематическому необоснованному стрессу, развиваются как физиологические отклонения (множественные язвы желудочно- кишечного тракта, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, выпадение шерсти, снижение сопротивляемости инфекциям и опухолям), так и психологические: моторная пассивность, снижение мотивации, заторможенность, неспособность к формированию новых навыков.

Для ребенка, который постоянно является мишенью критики, наказаний и не видит возможностей проявить себя, найти позитивный способ самореализации, феномен выученной беспомощности проявляется в отказе от достижения целей, тотальной пассивности, неверии в свои силы: «У меня все равно не получится», «Я не смогу», «Я не умею». Появляются эмоциональные расстройства и невротические отклонения. Выученная беспомощность подчиняется принципу генерализации, т.е. распространяется на большинство ситуаций и становится доминирующей моделью поведения.

4. Латентная стадия. Период овладения социальными и учебными навыками чрезвычайно важен для появления ощущения продуктивности, способности реализовывать по-настоящему важные умения, что позволяет сформироваться компетентности и уверенности в себе как личности, обладающей ценностью. Компетентность эго растет благодаря реальным достижениям в самых разных сферах. Если школьная жизнь ребенка оказывается неуспешной, то может сформироваться противоположное качество — ощущение малоценности или инертности.

Ведущими социальными агентами этой стадии являются учителя и сверстники. Последние играют особую роль как объект сравнения уровней компетентности и реалистичный критерий оценки собственных достижений. Ритуализация, предлагаемая обществом, — технологическая, т.е. систематическое, целенаправленное (на основе социальных технологий) обучение, формирование знаний, умений, навыков (освоение предметных дисциплин).

Важнейшими достоинствами психосоциальной теории развития Эриксона являются следующие:

  • — в стадиях жизненного пути верно отражены центральные проблемы развития индивида;
  • — подчеркивается адаптивная, социальная природа личности;
  • – анализируется динамика отношений семьи и социокультурного окружения;
  • — определены генетические возможности позитивного разрешения кризисов.

Тем не менее в подходе Эриксона сохраняются и определенные ограничения:

  • – теории нс достает определенности детерминант развития;
  • — способы разрешения конфликтов не определены;
  • – не показано содержательно влияние разрешенного конфликта одной стадии на прохождение другой;
  • — ряд положений, например в отношении ритуализаций, нуждается в эмпирической проверке.

Источник