Психосексуальное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Психосексуальное развитие ребёнка.

Стоит ли этого бояться?

   Ребенок проявляет половые различия уже в первые дни после рождения. А осознание ребенком своей половой принадлежности начинается с того, что он учится различать пол других людей.

   В 2 – 4 года у ребенка особенно активно проявляется «половое любопытство», т.е. стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. И это естественный процесс – без него не сформируется половое сознание личности.

   В возрасте с 4 до 7 лет ребенок обнаруживает, что раздражение гениталий дает также ощущение удовольствия, и он может делать это намеренно, что взрослые и называют детским онанизмом. И ничего трагичного в этом осознании нет.

   НО ! Необходимо разобраться, насколько «игра» с половыми органами  эпизодична или регулярна у ребёнка, навязчива или произвольна.  Если ребёнок зациклен, делает это часто, то значит имеют место проблемы психологического характера, а иногда и физиологического.

Возможные причины:

  1. Эмоциональная холодность родителей
  2. Длительное эмоциональное напряжение(тревожность, страхи, агрессия)
  3. Насильственное кормление !
  4. Категоричные запреты
  5. Физические наказания
  6. Психологическое заражение (распущенность родителей)
  7. Патология беременности с последующими неврологическими проблемами
  8. Пример других детей
  9. Пренебрежение или, наоборот, слишком тщательное соблюдение гигиенических норм
  10. Тесная одежда
  11. Кожная сыпь, глисты

         Что нужно делать воспитателю: 
1. Постарайтесь понять, что именно вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие (излишняя строгость родителей, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение необходимой активности, запреты, физические наказания, проблемы со здоровьем или  др.)

2. Проявите свои профессиональные качества став для воспитанника отзывчивой, поддерживающей фигурой – побольше внимания, ласки, добрых слов.
3. Учите ребёнка более приятным и интересным занятиям, расширив круг его интересов и общение со сверстниками. Ребёнок должен научиться получать истинное удовольствие занимаясь другой деятельностью, например творческой или спортивной (ситуация успеха).

4.Нагружайте активной физической деятельностью: больше прыгать, больше бегать, играть в мяч, и т. п.

5. Во-время тихого часа пока ребёнок не заснет, не выпускать его  из виду, посидеть с ним рядышком, слегка погладить по спинке, сказать спокойные, приятные для ребёнка фразы способствующие засыпанию. И лучше, если все воспитанники группы будут класть руки под щёку, поверх одеяла, а не держать их под ним.

6. И конечно же ОСНОВНОЕ, что нужно сделать для решения проблемы – в адекватной форме, деликатно побеседовать с родителями.

Что делать нельзя категорически:

  1. Ребенка за онанизм не в коем случае нельзя наказывать или запугивать всяческими карами и угрозами. Нельзя вслух озвучивать его действия. Вообще нельзя на этом акцентировать внимание. Отвлекать – ДА, но ненавязчиво.
  2. Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). Если ребёнок плохо ест, то можно попробовать его убедить, что еда очень вкусная, полезная, привести в пример других детей, включить соревновательный момент.

В заключение отмечу, что чем больше стремление убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы – будь то сосание пальца, грызение ногтей или онанизм, тем меньше шансов устранить причину появления привычки.

В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребёнку, как дома, так и в дошкольном учреждении, удовлетворение потребности ребёнка в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества. 
Надеюсь, что у вас, уважаемые педагоги, хватит воли и терпения относиться к патологическим привычкам с должным вниманием. Только тогда ситуация проблемного ребёнка изменится в желаемую сторону

Источник

Ольга Иванова
Консультация для родителей «Стадии психосексуального развития детей»

Приветствую вас, дорогие родители, а так же, бабушки и дедушки!

Сегодня хочу осветить очень деликатную, но важную тему психосексуального развития детей. Почему выбрала именно её?

Уже доказано множеством ученых, что характер, стиль поведения, да и весь жизненный сценарий закладывается ребенком с раннего детства. Я бы даже сказала, это начинает формироваться с момента зачатия плода. Но так глубоко копать не будем. Очень важно понять, какое у ребенка будет детство, так он потом и будут проживать всю свою сознательную жизнь. Поэтому крайне важно РОДИТЕЛЯМ, как самым близким людям, дать малышу всё самое необходимое для гармоничного роста и развития.

Существует несколько теорий психосексуального развития детей по возрастам. Я решила освятить теорию, основоположником которой был Зигмунд Фрейд. Основатель психоанализа выдвинул концепцию либидо, сексуального влечения, которое, по его убеждению, являлась основной частью человеческой психики.

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

Оральная стадия – от рождения до 1,5 лет;

Анальная стадия – от 1,5 до 3 лет;

Фаллическая стадия – с 3 до 6-7 лет;

Латентная стадия – с 6 до 12-13 лет;

Генитальная стадия – с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Если у ребенка наблюдаются какие-либо отклонения или проблемы, может произойти фиксация на той или иной стадии развития, то есть во взрослой жизни человек будет сохранять бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. Обычно возврат происходит в минуты тревоги и слабости, человек проваливается в тот период детства, когда имелся травматический опыт. Соответственно, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни. Я подробно освещу три первых стадии, так как они являются основными в процессе формирования характера, и занимают всё детство (дошкольный период).

Оральная стадия (от рождения до 1,5 лет).

В этот период главным органом чувств малыша является рот. В его помощью кроха не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Грудь мамы приносит младенцу так же чувство безопасности, защищенности и уверенности в себе.

Когда мамы нет рядом, малыш беспокоится, так как в этот период слияние с мамой – самое основное. Не имея рядом одного постоянного взрослого, у ребенка возникает травма привязанности.

Совет! Всегда берите малыша, когда он просится на ручки. Выполняя любые просьбы крохи, не считайте это потаканием, своим поведением вы будете развивать у карапуза уверенность в себе и в мире. Строгость в этом возрасте ни к чему. Но и не впадайте в состояние гиперопёки.

Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:

– Мама очень строгая, игнорирует потребности ребенка;

– Мама очень мягкая, предугадывает все желания ребенка, гиперопекает.

При таких типах поведения мамы, у ребенка появляется чувство ЗАВИСИМОСТИ, НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих “материнского” отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке.

Не рекомендуется в этот период быстро отучать от пустышки, бутылочки и груди.Потом это может сказаться в появлении вредных привычек и зависимостей: грызть ногти и ручки, обкусывать губы, часто жевать жвачку, во взрослом возрасте плотно покушать, курить, употреблять спиртные напитки и запрещенные препараты в минуты беспокойства.

В окончании данного периода ребенок должен найти положительный ответ на вопрос «Есть ли я?», он начинает ощущать впервые себя как отдельную личность и проявляет попытки отделения от мамы.

Анальная стадия (от 1,5 до 3 лет)

Эта стадия названа анальной потому, что в данный период внимание ребёнка смещается с зоны рта на область попки. В промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Именно от эффективности овладения этими навыками зависит эмоциональное благополучие ребёнка.

Фрейд полагал, что малышу приносит огромное удовольствие акт дефекации, а именно то, что он может самостоятельно контролировать этот важный процесс! Ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку является новым экспериментальным полем, где ребенок может проверить свои способности, вдоволь наслаждаясь новым умением.

Внимание! Интерес малыша к своим фекалиям вполне естественен. Карапуз ещё не знает чувство брезгливости, и для него фекалии – первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению – отдать или, напротив, оставить в себе.

Совет! Хвалите малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. Относитесь спокойно к попыткам испачкаться продуктами жизнедеятельности и не выражайте отвращения к этому процессу. Подобные проявления брезгливости со стороны родителей ребенок воспринимает как не любовь к себе.

Не стоит сильно строго и настойчиво приучать к горшку, а тем более ругать, стыдить и наказывать малыша, когда он отказывается ходить в туалет. Помните! Только в 2,5 – 3 года ребенок может полностью контролировать анальные мышцы. Обычно, травмирующий опыт этого периода не осознанно передается из поколения в поколение. Родители прививают ребенку чувство беспокойства по поводу чистоты и опрятности, создавая обстановку педантизма. В будущем у таких детей могут возникать неврозы и навязчивые состояния.

В этот период ребенок может сформировать следующие противоположные черты характера:

– склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Данные люди считают трату денег обязательным условием проявления любви.

– скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Владельцы таких черт характера не выносят беспорядка и неопределенности. Всегда и во всем стремятся к чистоте.

Окончанием данного периода является кризис трех лет, малыш сепарируется (отделяется) от мамы и начинает проявлять свою самостоятельность. Ребенок должен получить положительный ответ от родителей на основной вопрос этой стадии развития «Хороший ли я?»

Фаллическая стадия (от 3 до 6-7 лет)

Эту стадию ещё называют эдипальной, от определения, введенного Фрейдом «Эдипов комплекс». Эдип, персонаж древнегреческой мифологии, который расправился со своим отцом и женился на маме. В мифах, конечно, описана крайность ситуации,но для этого периода абсолютно нормально слышать от сына фразу: «Когда я вырасту, я женюсь на маме», девочки же выбирают бессознательно в будущие мужья своего папу. Именно сейчас дети начинают активно замечать в своем окружении отца, как конкурента за сердце мамы. Ребенок ощущает себя в треугольнике с родителями.

Именно сейчас возникает вопрос к родителям: “Откуда берутся дети?”. Активизируется интерес к своему полу, ребенок может с удивлением разглядывать себя и обнаженных взрослых.

Совет!

Спокойнее относитесь к повышению интереса к “запретной” теме, и к желаниям потрогать свои гениталии. Это абсолютно не означает, что в семье завелся маленький извращенец. Наоборот, данное поведение соответствует естественному процессу развития. Тут запреты и излишняя строгость может нанести вред психическому здоровью и зафиксировать ребенка на данной стадии развития. Что касается разрыва треугольника мама-папа-ребенок. Родители должны на протяжении нескольких лет демонстрировать ребенку, что они пара. И что любят они своего крошку как ребенка, но спать он должен отдельно.

По мнению Фрейда травмирующие ситуации данного периода могут привести к импотенции и фригидности во взрослой жизни. При фиксации на данной стадии мужчины становятся вечными любовниками, а женщины – любовницами. Такие люди красиво одеваются, желая выставить напоказ красоту своего тела. В их жизни всегда есть конкуренция, в которой они стараются одержать верх. Но добившись победы, теряют интерес и идут искать новые приключения. Для взрослых людей, имеющих застревания на данной стадии развития, могут быть характерны ревность, зависть, чувство несправедливости к происходящему во всем мире.

Положительно пережитым период считается, когда ребенок одерживает поражение в битве за родителя противоположного пола, признает, осознает и уходит искать себе пару в песочнице или в детском саду. Далее происходит ассоциирование себя с родителем того же пола. То есть девочка хочет быть похожей на маму, а мальчик на папу.

Основной вопрос фаллической стадии «Могу ли я быть собой?»

Пережив три вышеуказанных этапа, ребенок у переходит в автономное существование от родителей и решает философский вопрос «Зачем мне жить?». Пережив первые три стадии без психологических травм, дети получают здоровую адаптацию к жизни и имеют ресурс, справляться далее с возникающими на пути трудностями. Именно поэтому психологи считают период дошкольного детства самым важным в жизни человека. Желаю вам успеха в воспитании деток.И в завершении:

СОВЕТ! Воспитывайте своих малышей с любовью и заботой, тогда все периоды развития будут пережиты правильно. Но!Не путайте любовь и заботу с подменными понятиями: жалость, гиперопёка, вседозволенность. Я верю, всё будет хорошо, вместе мы дадим достойное воспитание нашим деткам.

Источник

Итак, психосексуальное развитие человека – это процесс, который включает в себя формирование полового самосознания, половой роли и ориентации, правил сексуального поведения. Психосексуальное развитие ребенка начинается с момента его рождения. Эта теория подробно была описана З.Фрейдом. Она базируется на предположении о том, что главным мотивирующим элементом деятельности человека является его сексуальная энергия, сила полового влечения. Выделяются 5 основных фаз, которые проходит человеческая сексуальность или либидо (стремление к чувственному наслаждению):
1. Оральная (0-1,5 года) – источник наслаждения сосредотачивается в области рта (сосание, глотание). Ребенок сосет грудь, пустышку, пальчик, игрушку, кусок пеленки, – все то, что попадается в руки. Для того, чтобы исследовать какой-то предмет, ребенок пробует его «на зуб».
2. Анальная фаза (1,5-3,5 года) – период, когда ребенок учится контролировать деятельность своего кишечника, испытывая удовольствие от возможности осуществлять контроль над своим телом. Говоря попросту – это период приучения к горшку. Вспомните ту радость в глазах малыша, когда ему впервые удалось применить горшок по назначению!
3. Фаллическая фаза (3,5-6 лет) – ребенок начинает изучать свое тело, рассматривать и трогать свои половые органы, проявляет повышенный интерес к родителю противоположного пола.
4. Латентная фаза (6-12 лет) – Фрейд характеризует ее со снижением полового интереса и связывает с освоением общечеловеческого опыта. Однако, многие ученые пришли к выводу о том, что нет никакого латентного периода в сексуальном развитии детей, вопросы пола их интересуют не меньше, а то и больше, однако дети этого возраста уже знакомы с правилами надлежащего поведения, и свои «опыты» с телом, в отличии от предыдущего периода, предпочитают проводить изолированно от окружающих.
5. Генитальная фаза – этап, на котором формируются зрелые сексуальные отношения (подростковый возраст).

Разобравшись в основах психосексуального развития детей, хотелось бы подробнее остновиться на третьей стадии, характерной для детей-дошкольников, когда ребенок проявляет повышенный интерес к своим и чужим половым органам.
Как это может проявляться в повседневной жизни? – Ребенок вдруг начинает заглядывать «туда», трогать и ощупывать свои гениталии. Особенно такой интерес может возрасти после посещения детского сада, когда ребенок увидит сверстника противоположного пола «без штанов». Его непременно заинтересует тот факт, почему же у Витьки так, а у меня по-другому. И тут без помощи родителей не обойтись. Следует спокойно и ненавязчиво, по-детски объяснить ребенку сущность происхождения полов: «Так уж произошло, что все люди рождаются либо мальчиками, либо девочками. Поэтому мы такие разные». Попросите ребенка, чтобы он сам объяснил, в чем он видит различие мальчиков и девочек, женщин и мужчин. Помните, что именно сейчас происходит формирование половой идентичности ребенка (девочки подражают мамам, мальчишки норовят быть сильными как папы). Ваша неправильная реакция может привести к негативным последствиям в сексуальной жизни вашего ребенка во взрослости.
Еще одно из проявлений данной стадии – различные социосексуальные игры (в доктора, в маму и папу, в беременную тётю и т.д.), в ходе которых дети демонстрируют свои половые органы, трогают друг друга, имитируя взрослых. На самом деле, относится к этому как к проявлению взрослой сексуальности не стоит. Это не только половое любопытство, это формирование половых ролей и идентичости. Нельзя бурно и негативно реагировать, если вы «застукали» детей с поличным, а уж тем более стыдить, бить или наказывать их за это. Дети попросту не поймут вашей реакции, ведь «мама и папа делают это, а нам-то почему нельзя?»

Источник

Стадии психосексуального развития

Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.

Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

  • оральная стадия — от рождения до полутора лет;
  • анальная стадия — от полутора до трех лет;
  • фаллическая стадия — с трех до 6-7 лет;
  • латентная стадия — с 6 до 12-13 лет;
  • генитальная стадия — с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти «застревание», иначе говоря — фиксация.

Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.

А детские травмы — это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.

Оральная стадия развития

Названа так потому, что главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Малыш еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь — как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.

Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.

В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:

  • излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
  • чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.

Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.

Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

Анальная стадия развития

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.

В этот период и малыш, и его родители сосредоточивают свое внимание на… детской попке.

Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку — это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.

Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии — это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению — отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:

  1. анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;
  2. анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.

Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким. Существует мнение, что правильный тип поведения родителей способствует развитию у ребенка творческих способностей.

Но даже при положительном течении этапа приучения к горшку остается элемент конфликта этой стадии, поскольку с одной стороны фекалии воспринимаются родителями как подарок, а с другой — к ним не разрешается притрагиваться, от них стремятся как можно быстрее избавиться. Это противоречие придает анальной стадии развития драматичный, амбивалентный характер.

Фаллическая стадия

Начинается примерно с трех лет. Ребенок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнает, что мальчики и девочки непохожи друг на друга. Кроху занимают вопросы отношений между полами. Именно в этот период дети задают сакраментальный вопрос: «Откуда берутся дети?» Не нужно воспринимать повышенный интерес ребенка к «запретной» теме, многочисленные «неприличные» вопросы и желание лишний раз потрогать собственные гениталии как ужасающее подтверждение того, что в семье растет маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития, и лучше всего отнестись к ней с пониманием. Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут малышу вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.

Самые разные школы психологии, говоря о развитии психики ребенка, называют 3-летний возраст критическим. Психосексуальная теория Фрейда не исключение. По его мнению, в этот период ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс — для мальчиков; или комплекс Электры — для девочек.

Эдипов комплекс — это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. «Мама, я хочу на тебе жениться!» — вот фраза, говорящая сама за себя. Ощущение превосходства отца и страх быть наказанным рождают у мальчика так называемый страх кастрации, который заставляет его отказаться от матери. В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он». Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.

Комплекс Электры — вариант Эдипова комплекса для девочек — протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже в детстве испытывают зависть по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом — олицетворяющим силу, власть, превосходство. Девочка обвиняет мать в собственной ущербности и бессознательно стремится обладать отцом, завидуя тому, что у него есть пенис и что он имеет любовь матери. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.

Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать.

Латентная стадия

С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.

Формируются новые элементы структуры личности ребенка — эго и супер-эго.

Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал «Оно» (Id). Оно — это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия. Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности «Я» (Ego). Я — это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.

Как только социальное окружение начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению последнего, третьего элемента личности — «Сверх-Я» (Super-ego). Сверх-Я — это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития — генитальной стадии.

Генитальная стадия

Начинается с момента полового созревания, когда происходят соответствующие гормональные и физиологические изменения в организме подростка, и развивается примерно до 18 лет. Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола.

Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.

В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого — анальный, у третьего — фаллический.

При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.

25.06.2007

Шишковская Анна психолог,
преподаватель программы о детской психологии https://www.rubstein.ru/education/guvernjanja.htm
https://www.psycliniconline.com/

https://www.ourbaby.ru/articles/
[https://www.ourbaby.ru/age.aspx?from=0&to=36]

Источник