Психосексуальное развитие ребенка фрейд эриксон

Психосексуальное развитие ребенка фрейд эриксон thumbnail

От автора: Зная об особенностях стадий формирования психики, мы можем проследить, не случилось ли какого “затыка” в нашей собственной жизни. Возможно, что произошла фиксация на одной из стадий развития. И возможно это мешает развитию личностных свойств и качеств человека, его творческому росту.

Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности:

  1. Оральная (0 – 18 мес.)
  2. Анальная (18 мес. – 3 года)
  3. Фаллическая (3 года – 6 лет)
  4. Латентная (6 – 12 лет)
  5. Генитальная (период полового созревания и до 22лет)

В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально – зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама.

Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:

  • Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
  • Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основными его чертами является:

  • ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе,
  • постоянно требует одобрения,
  • чрезмерно зависим и доверчив,
  • испытывает потребность в поддержке и принятии,
  • жизненная пассивность.

В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий.

Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Мы более подробно поговорим о первой – принуждающей, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия.

Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально – удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.

Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета – это анально – выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких – то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют «первичную» сцену.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.

В норме эдипов комплекс развивается несколько по – разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков.

Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во – первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во – вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.

Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.

Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации (переориентации на социальную активность) направляется во вне. В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго. Что это такое? Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе некую схему:

  • Суперэго – это система норм, ценностей, иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.
  • Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.
  • Ид – это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознаваемые стремления.

Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Последняя стадия психосексуального развития – генитальная, которая формирует в человеке его отношение к партнеру, выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях.

После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают восстанавливаться сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза Генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.

Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт – в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, и ничего не требовалось взамен.

Обобщая информацию по всем уже рассмотренным стадия психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни.

Зная об особенностях стадий формирования психики, мы можем помочь ребенку с минимальным для него ущербом научиться управлять своими внутренними стремлениями, не ограничивая его творческий потенциал.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Психосексуальное развитие ребенка фрейд эриксон

Значимые современные психологические теории имеют своей базой теорию психосексуального развития Зигмунда Фрейда (Австрия). Эта теория описывает глубинные механизмы развития личности, истоки которых бессознательны.

В соответствии с ней ребенок проходит в своем развитии ряд стадий, в идеале не задерживаясь и не фиксируясь на них, и, преодолев все конфликты этих стадий, достигает последней – представляющей собой цель психосексуального развития личности.

Однако часто конституциональная предрасположенность в совокупности с комплексом внешних условий заставляет человека «застревать» на отдельных стадиях. Подобное застревание (“фиксация”) затрудняет прохождение последующих стадий, а в отдельных случаях делает его невозможным. В особо травматичных условиях (острые конфликты) человек может вернуться на уже пройденную стадию («ранее завоеванную территорию») и так и остаться на ней. В худшем случае это ведет к психопатологии, неврозам, в более благоприятном – к формированию особых черт характера, привычек, специфическому выбору профессии и т.п.

Выделяется пять стадий, их названия соответствуют основным задачам, конфликтам, требующим решения на каждой из них:

1. Оральная (~ до года)

2. Анальная (~ до 3-х лет)

3. Фаллическая (~ до 4-5 лет)

4. Эдипальная (стадия выбора объекта, на ней человек проходит знаменитый «эдипов комплекс», и в случае его успешного разрешения личность достигает высшей стадии – генитальной)

5. Генитальная (взрослая стадия организации личности).

Психосексуальное развитие ребенка фрейд эриксонНа этой теории базируется следующая, адаптированная для широкого круга и затрагивающая не только детство, но и зрелось, старение – теория психосоциального развития. Ее автор – американский психоаналитик Эрик Эриксон.

В соответствии с ней человек проходит 8 основных стадий, в которых травматически концентрируется его опыт и проблемы выбора. Эти кризисы Эриксон назвал психосоциальными. Каждая стадия характеризуется своим конфликтом. Люди проходят их с разной скоростью и различной успешностью. Если конфликт не разрешается, он переходит и на следующую стадию.

1. «стадия базового доверия – недоверия» (от рождения до 2-х лет).

Эта стадия закладывает фундамент будущего психического здоровья, она судьбоносна. Кризис связан с тем, удовлетворяются или нет основные психофизиологические потребности. Через мать у ребенка формируется либо доверие, принятие мира, либо недоверие, непринятие.

Основной момент – качество отношений между матерью и ребенком. На этой стадии происходит отделение ребенка от матери (от первичного симбиоза с матерью ребенок переходит к частичному отделению, к концу этой стадии мать становится внешним объектом). Ребенок получает опыт проекции и интроекции. Таким образом, на этой стадии происходит укрепление «Эго» («Я») ребенка. Отсутствие базового доверия формирует шизоидную личность. Недоверие, сформированное на этой стадии, остается на всю жизнь. Задержка на этой стадии с трудом подлежит психотерапевтической коррекции. Успешное прохождение формирует адекватные влечения и связанные с ними надежды.

2. «стадия автономности – стыд, сомнение» (2 – 4 года)

Конфликт этой стадии – между формированием у ребенка чувства независимости и блокировкой его переживаниями стыда и сомнения. В этой фазе ребенок должен овладеть анальной функцией – первый опыт контроля и проявления воли. Начинается формирование «Супер-Эго» («Сверх-Я»): оценка своего поведения, внедрение требований окружения в свой внутренний мир.

При корректном поведении родителей у ребенка формируется опыт автономии, ребенок делается независимым (относительно) существом. Негативная позиция родителей снабжает ребенка комплексом стыда и сомнения, что приводит к формированию у него низкой самооценки и зависимости от других.

Успешное прохождение формирует адекватный самоконтроль и силу воли.

3. «стадия инициативы – вины» (4 – 6 лет)

Это – период самоутверждения. Основной конфликт – между инициативностью и чувством вины.

Если ребенок не получает поддержки своей инициативы, формируется покорность, неразрывно связанная с чувством вины. В этой фазе формируются моральные установки, окончательно формируется «Супер-Эго».

Успешное прохождение дает направление и цель (поиск цели) в жизни.

4. «стадия активности – недостаточности» (6 – 10 лет для девочек, 6 – 12 лет для мальчиков)

Основной конфликт – между активным трудолюбием, творческим самовыражением и чувством неполноценности.

На этой стадии ребенок нуждается в деятельности, которая может быть доведена до конца. Важно удовольствие от законченной работы. В зависимости от окружения и способностей у ребенка формируется либо «вкус к работе» (чувство компетентности), либо чувство неполноценности.

На этой стадии происходит усвоение социальных нормативов поведения.

5. «стадия идентичности – смещения ролей» (10 – 21 год для женщин, 12 – 23 года для мужчин)

Основной конфликт – между пониманием принадлежности к какому-либо полу и непониманием форм поведения, соответствующих этому полу. Это очень бурная стадия развития. На этой стадии ребенок «заканчивается как ребенок». В ее начале происходит частичный возврат к первым двум стадиям, подросток может добрать то, что недополучил в раннем детстве (10 – 13  –  12 – 15 лет).

Идентичность человека самому себе становится достаточно устойчивой. Если к этой стадии человек подходит с неразрешенными конфликтами недоверия, сомнения, вины, ощущением недостаточности, прохождение этой стадии будет крайне затруднено.

Успешное прохождение формирует способность к привязанности, верности, преданности, дружелюбию.

6. «стадия интимности – изоляции» (23 – 30 лет)

«Пик жизни». Основной конфликт – между стремлением к близким интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих.

Здесь реализуется способность к устойчивым отношениям, что предполагает силу и устойчивость нравственного чувства. Если такая способность не сформирована, человек обрекает себя на изоляцию, «замурованность» в себе.

7. «стадия созидательности (генеративности) – застоя» ( пик ~ 40 – 45 лет)

Основной конфликт – между жизненной активностью (генеративностью) и сосредоточенностью на себе, своих проблемах.

Если раньше человек нуждался в ведомости, теперь он хочет заботиться о других, вести за собой следующее поколение. Если он не реализует потребность в отдаче опыта, это приводит к регрессу, замыканию существования в себе и эгоистической самоотстраненности, внутренней пустоте, самоозабоченности.

8. «стадия интеграции эго – отчаяния» (после 70 – 75 лет)

На этой стадии в идеале происходит осознание прожитой жизни как единого целого (интеграция Эго). Есть чувство гармонии, собственной значимости, любви к себе и людям, нет желания жить другой жизнью. Характерно чувство благодарности родителям, глубокое чувство жизненной стабильности. Отсутствует страх смерти. В противном случае человек мучим боязнью смерти, невозможностью прожить новую, другую жизнь, завистью к молодежи.

Необходимо преодолеть 3 подкризиса (по Пэку):

а. Переоценить собственное «Я» помимо профессиональной роли;

б. Выработать в себе равнодушие в отношении ухудшения здоровья (философский юмор);

в. Отход от самоозабоченности к укрупнению масштаба осознания, осмысления бытия.

Таким образом, должна сформироваться установка: «Я прожил собственную, единственно возможную, неповторимую жизнь».

Источник