Психосексуальное развитие ребенка дошкольного возраста
Психосексуальное развитие ребёнка.
Стоит ли этого бояться?
Ребенок проявляет половые различия уже в первые дни после рождения. А осознание ребенком своей половой принадлежности начинается с того, что он учится различать пол других людей.
В 2 – 4 года у ребенка особенно активно проявляется «половое любопытство», т.е. стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. И это естественный процесс – без него не сформируется половое сознание личности.
В возрасте с 4 до 7 лет ребенок обнаруживает, что раздражение гениталий дает также ощущение удовольствия, и он может делать это намеренно, что взрослые и называют детским онанизмом. И ничего трагичного в этом осознании нет.
НО ! Необходимо разобраться, насколько «игра» с половыми органами эпизодична или регулярна у ребёнка, навязчива или произвольна. Если ребёнок зациклен, делает это часто, то значит имеют место проблемы психологического характера, а иногда и физиологического.
Возможные причины:
- Эмоциональная холодность родителей
- Длительное эмоциональное напряжение(тревожность, страхи, агрессия)
- Насильственное кормление !
- Категоричные запреты
- Физические наказания
- Психологическое заражение (распущенность родителей)
- Патология беременности с последующими неврологическими проблемами
- Пример других детей
- Пренебрежение или, наоборот, слишком тщательное соблюдение гигиенических норм
- Тесная одежда
- Кожная сыпь, глисты
Что нужно делать воспитателю:
1. Постарайтесь понять, что именно вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие (излишняя строгость родителей, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение необходимой активности, запреты, физические наказания, проблемы со здоровьем или др.)
2. Проявите свои профессиональные качества став для воспитанника отзывчивой, поддерживающей фигурой – побольше внимания, ласки, добрых слов.
3. Учите ребёнка более приятным и интересным занятиям, расширив круг его интересов и общение со сверстниками. Ребёнок должен научиться получать истинное удовольствие занимаясь другой деятельностью, например творческой или спортивной (ситуация успеха).
4.Нагружайте активной физической деятельностью: больше прыгать, больше бегать, играть в мяч, и т. п.
5. Во-время тихого часа пока ребёнок не заснет, не выпускать его из виду, посидеть с ним рядышком, слегка погладить по спинке, сказать спокойные, приятные для ребёнка фразы способствующие засыпанию. И лучше, если все воспитанники группы будут класть руки под щёку, поверх одеяла, а не держать их под ним.
6. И конечно же ОСНОВНОЕ, что нужно сделать для решения проблемы – в адекватной форме, деликатно побеседовать с родителями.
Что делать нельзя категорически:
- Ребенка за онанизм не в коем случае нельзя наказывать или запугивать всяческими карами и угрозами. Нельзя вслух озвучивать его действия. Вообще нельзя на этом акцентировать внимание. Отвлекать – ДА, но ненавязчиво.
- Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). Если ребёнок плохо ест, то можно попробовать его убедить, что еда очень вкусная, полезная, привести в пример других детей, включить соревновательный момент.
В заключение отмечу, что чем больше стремление убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы – будь то сосание пальца, грызение ногтей или онанизм, тем меньше шансов устранить причину появления привычки.
В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребёнку, как дома, так и в дошкольном учреждении, удовлетворение потребности ребёнка в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества.
Надеюсь, что у вас, уважаемые педагоги, хватит воли и терпения относиться к патологическим привычкам с должным вниманием. Только тогда ситуация проблемного ребёнка изменится в желаемую сторону
Источник
Итак, психосексуальное развитие человека – это процесс, который включает в себя формирование полового самосознания, половой роли и ориентации, правил сексуального поведения. Психосексуальное развитие ребенка начинается с момента его рождения. Эта теория подробно была описана З.Фрейдом. Она базируется на предположении о том, что главным мотивирующим элементом деятельности человека является его сексуальная энергия, сила полового влечения. Выделяются 5 основных фаз, которые проходит человеческая сексуальность или либидо (стремление к чувственному наслаждению):
1. Оральная (0-1,5 года) – источник наслаждения сосредотачивается в области рта (сосание, глотание). Ребенок сосет грудь, пустышку, пальчик, игрушку, кусок пеленки, – все то, что попадается в руки. Для того, чтобы исследовать какой-то предмет, ребенок пробует его «на зуб».
2. Анальная фаза (1,5-3,5 года) – период, когда ребенок учится контролировать деятельность своего кишечника, испытывая удовольствие от возможности осуществлять контроль над своим телом. Говоря попросту – это период приучения к горшку. Вспомните ту радость в глазах малыша, когда ему впервые удалось применить горшок по назначению!
3. Фаллическая фаза (3,5-6 лет) – ребенок начинает изучать свое тело, рассматривать и трогать свои половые органы, проявляет повышенный интерес к родителю противоположного пола.
4. Латентная фаза (6-12 лет) – Фрейд характеризует ее со снижением полового интереса и связывает с освоением общечеловеческого опыта. Однако, многие ученые пришли к выводу о том, что нет никакого латентного периода в сексуальном развитии детей, вопросы пола их интересуют не меньше, а то и больше, однако дети этого возраста уже знакомы с правилами надлежащего поведения, и свои «опыты» с телом, в отличии от предыдущего периода, предпочитают проводить изолированно от окружающих.
5. Генитальная фаза – этап, на котором формируются зрелые сексуальные отношения (подростковый возраст).
Разобравшись в основах психосексуального развития детей, хотелось бы подробнее остновиться на третьей стадии, характерной для детей-дошкольников, когда ребенок проявляет повышенный интерес к своим и чужим половым органам.
Как это может проявляться в повседневной жизни? – Ребенок вдруг начинает заглядывать «туда», трогать и ощупывать свои гениталии. Особенно такой интерес может возрасти после посещения детского сада, когда ребенок увидит сверстника противоположного пола «без штанов». Его непременно заинтересует тот факт, почему же у Витьки так, а у меня по-другому. И тут без помощи родителей не обойтись. Следует спокойно и ненавязчиво, по-детски объяснить ребенку сущность происхождения полов: «Так уж произошло, что все люди рождаются либо мальчиками, либо девочками. Поэтому мы такие разные». Попросите ребенка, чтобы он сам объяснил, в чем он видит различие мальчиков и девочек, женщин и мужчин. Помните, что именно сейчас происходит формирование половой идентичности ребенка (девочки подражают мамам, мальчишки норовят быть сильными как папы). Ваша неправильная реакция может привести к негативным последствиям в сексуальной жизни вашего ребенка во взрослости.
Еще одно из проявлений данной стадии – различные социосексуальные игры (в доктора, в маму и папу, в беременную тётю и т.д.), в ходе которых дети демонстрируют свои половые органы, трогают друг друга, имитируя взрослых. На самом деле, относится к этому как к проявлению взрослой сексуальности не стоит. Это не только половое любопытство, это формирование половых ролей и идентичости. Нельзя бурно и негативно реагировать, если вы «застукали» детей с поличным, а уж тем более стыдить, бить или наказывать их за это. Дети попросту не поймут вашей реакции, ведь «мама и папа делают это, а нам-то почему нельзя?»
Источник
Ольга Иванова
Консультация для родителей «Стадии психосексуального развития детей»
Приветствую вас, дорогие родители, а так же, бабушки и дедушки!
Сегодня хочу осветить очень деликатную, но важную тему психосексуального развития детей. Почему выбрала именно её?
Уже доказано множеством ученых, что характер, стиль поведения, да и весь жизненный сценарий закладывается ребенком с раннего детства. Я бы даже сказала, это начинает формироваться с момента зачатия плода. Но так глубоко копать не будем. Очень важно понять, какое у ребенка будет детство, так он потом и будут проживать всю свою сознательную жизнь. Поэтому крайне важно РОДИТЕЛЯМ, как самым близким людям, дать малышу всё самое необходимое для гармоничного роста и развития.
Существует несколько теорий психосексуального развития детей по возрастам. Я решила освятить теорию, основоположником которой был Зигмунд Фрейд. Основатель психоанализа выдвинул концепцию либидо, сексуального влечения, которое, по его убеждению, являлась основной частью человеческой психики.
Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:
Оральная стадия – от рождения до 1,5 лет;
Анальная стадия – от 1,5 до 3 лет;
Фаллическая стадия – с 3 до 6-7 лет;
Латентная стадия – с 6 до 12-13 лет;
Генитальная стадия – с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.
Если у ребенка наблюдаются какие-либо отклонения или проблемы, может произойти фиксация на той или иной стадии развития, то есть во взрослой жизни человек будет сохранять бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. Обычно возврат происходит в минуты тревоги и слабости, человек проваливается в тот период детства, когда имелся травматический опыт. Соответственно, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни. Я подробно освещу три первых стадии, так как они являются основными в процессе формирования характера, и занимают всё детство (дошкольный период).
Оральная стадия (от рождения до 1,5 лет).
В этот период главным органом чувств малыша является рот. В его помощью кроха не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Грудь мамы приносит младенцу так же чувство безопасности, защищенности и уверенности в себе.
Когда мамы нет рядом, малыш беспокоится, так как в этот период слияние с мамой – самое основное. Не имея рядом одного постоянного взрослого, у ребенка возникает травма привязанности.
Совет! Всегда берите малыша, когда он просится на ручки. Выполняя любые просьбы крохи, не считайте это потаканием, своим поведением вы будете развивать у карапуза уверенность в себе и в мире. Строгость в этом возрасте ни к чему. Но и не впадайте в состояние гиперопёки.
Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:
– Мама очень строгая, игнорирует потребности ребенка;
– Мама очень мягкая, предугадывает все желания ребенка, гиперопекает.
При таких типах поведения мамы, у ребенка появляется чувство ЗАВИСИМОСТИ, НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих “материнского” отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке.
Не рекомендуется в этот период быстро отучать от пустышки, бутылочки и груди.Потом это может сказаться в появлении вредных привычек и зависимостей: грызть ногти и ручки, обкусывать губы, часто жевать жвачку, во взрослом возрасте плотно покушать, курить, употреблять спиртные напитки и запрещенные препараты в минуты беспокойства.
В окончании данного периода ребенок должен найти положительный ответ на вопрос «Есть ли я?», он начинает ощущать впервые себя как отдельную личность и проявляет попытки отделения от мамы.
Анальная стадия (от 1,5 до 3 лет)
Эта стадия названа анальной потому, что в данный период внимание ребёнка смещается с зоны рта на область попки. В промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Именно от эффективности овладения этими навыками зависит эмоциональное благополучие ребёнка.
Фрейд полагал, что малышу приносит огромное удовольствие акт дефекации, а именно то, что он может самостоятельно контролировать этот важный процесс! Ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку является новым экспериментальным полем, где ребенок может проверить свои способности, вдоволь наслаждаясь новым умением.
Внимание! Интерес малыша к своим фекалиям вполне естественен. Карапуз ещё не знает чувство брезгливости, и для него фекалии – первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению – отдать или, напротив, оставить в себе.
Совет! Хвалите малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. Относитесь спокойно к попыткам испачкаться продуктами жизнедеятельности и не выражайте отвращения к этому процессу. Подобные проявления брезгливости со стороны родителей ребенок воспринимает как не любовь к себе.
Не стоит сильно строго и настойчиво приучать к горшку, а тем более ругать, стыдить и наказывать малыша, когда он отказывается ходить в туалет. Помните! Только в 2,5 – 3 года ребенок может полностью контролировать анальные мышцы. Обычно, травмирующий опыт этого периода не осознанно передается из поколения в поколение. Родители прививают ребенку чувство беспокойства по поводу чистоты и опрятности, создавая обстановку педантизма. В будущем у таких детей могут возникать неврозы и навязчивые состояния.
В этот период ребенок может сформировать следующие противоположные черты характера:
– склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Данные люди считают трату денег обязательным условием проявления любви.
– скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Владельцы таких черт характера не выносят беспорядка и неопределенности. Всегда и во всем стремятся к чистоте.
Окончанием данного периода является кризис трех лет, малыш сепарируется (отделяется) от мамы и начинает проявлять свою самостоятельность. Ребенок должен получить положительный ответ от родителей на основной вопрос этой стадии развития «Хороший ли я?»
Фаллическая стадия (от 3 до 6-7 лет)
Эту стадию ещё называют эдипальной, от определения, введенного Фрейдом «Эдипов комплекс». Эдип, персонаж древнегреческой мифологии, который расправился со своим отцом и женился на маме. В мифах, конечно, описана крайность ситуации,но для этого периода абсолютно нормально слышать от сына фразу: «Когда я вырасту, я женюсь на маме», девочки же выбирают бессознательно в будущие мужья своего папу. Именно сейчас дети начинают активно замечать в своем окружении отца, как конкурента за сердце мамы. Ребенок ощущает себя в треугольнике с родителями.
Именно сейчас возникает вопрос к родителям: “Откуда берутся дети?”. Активизируется интерес к своему полу, ребенок может с удивлением разглядывать себя и обнаженных взрослых.
Совет!
Спокойнее относитесь к повышению интереса к “запретной” теме, и к желаниям потрогать свои гениталии. Это абсолютно не означает, что в семье завелся маленький извращенец. Наоборот, данное поведение соответствует естественному процессу развития. Тут запреты и излишняя строгость может нанести вред психическому здоровью и зафиксировать ребенка на данной стадии развития. Что касается разрыва треугольника мама-папа-ребенок. Родители должны на протяжении нескольких лет демонстрировать ребенку, что они пара. И что любят они своего крошку как ребенка, но спать он должен отдельно.
По мнению Фрейда травмирующие ситуации данного периода могут привести к импотенции и фригидности во взрослой жизни. При фиксации на данной стадии мужчины становятся вечными любовниками, а женщины – любовницами. Такие люди красиво одеваются, желая выставить напоказ красоту своего тела. В их жизни всегда есть конкуренция, в которой они стараются одержать верх. Но добившись победы, теряют интерес и идут искать новые приключения. Для взрослых людей, имеющих застревания на данной стадии развития, могут быть характерны ревность, зависть, чувство несправедливости к происходящему во всем мире.
Положительно пережитым период считается, когда ребенок одерживает поражение в битве за родителя противоположного пола, признает, осознает и уходит искать себе пару в песочнице или в детском саду. Далее происходит ассоциирование себя с родителем того же пола. То есть девочка хочет быть похожей на маму, а мальчик на папу.
Основной вопрос фаллической стадии «Могу ли я быть собой?»
Пережив три вышеуказанных этапа, ребенок у переходит в автономное существование от родителей и решает философский вопрос «Зачем мне жить?». Пережив первые три стадии без психологических травм, дети получают здоровую адаптацию к жизни и имеют ресурс, справляться далее с возникающими на пути трудностями. Именно поэтому психологи считают период дошкольного детства самым важным в жизни человека. Желаю вам успеха в воспитании деток.И в завершении:
СОВЕТ! Воспитывайте своих малышей с любовью и заботой, тогда все периоды развития будут пережиты правильно. Но!Не путайте любовь и заботу с подменными понятиями: жалость, гиперопёка, вседозволенность. Я верю, всё будет хорошо, вместе мы дадим достойное воспитание нашим деткам.
Источник
О сохранении психосексуального здоровья детей
дошкольного возраста
Мальчик или девочка? Сегодня ответ на этот вопрос можно получить уже во время беременности. Несоответствие пола ребенка, ожиданиям родителей еще до рождения малыша начинает оказывать негативное влияние и способно вызвать нарушение полового развития.
Когда надо начинать заботиться о психосексуальном здоровье ребенка? Ответ прост: еще до его рождения.
Половая социализация ребенка представляет собой усвоение полового социального опыта и активное воспроизводство того, что ребенок освоил. Осознание того, что он мальчик или девочка, приходит к ребенку довольно рано (на втором году жизни), однако понимание неизменности пола («Я девочка и мальчиком не буду!» «Я мальчик и девочкой не буду!») закрепляется в полоролевом поведении ребенка к 5 — 6 годам. Потребность в отождествлении (идентификации) с родителем того же пола, который становится для ребенка моделью (эталоном), особенно заметна к старшему дошкольному возрасту. К родителю другого пола в этом возрасте ребенок проявляет чувство любви. В игре «Семья» девочки, начиная с трех лет, и мальчики с пяти лет чаще выбирают роль родителя того же пола. Мальчик постигает особенности женской роли в семье через восприятие внешнего вида и поведения матери, а девочка усваивает особенности мужской роли через образ и поведение отца. Итак, дошкольный возраст — это возраст первой полоролевой примерки. Какая будет семья у вашего ребенка, зависит от усвоения и постижения им в дошкольном возрасте мужской и женской ролей.
Отметим нарушения полоролевой идентификации у ребенка дошкольного возраста, на которые следует обращать внимание:
- Затруднения в принятии себя как мальчика или девочки. Несоответствие пола ребенка ожидаемому членами семьи, в первую очередь родителями, является одной из причин возникновения этого затруднения. Отсутствие модели воспитания мальчика у папы и модели воспитания девочки у мамы выливается в воспитательную неуверенность родителей. Не зная, как воспитывать ребенка, родитель начинает искать опоры в моделях и стереотипах воспитания, к примеру известный стереотип: «Мальчики не плачут!»
- Отказ ребенка от одежды, соответствующей его полу.
Нарушения полоролевого поведения у ребенка дошкольного возраста сказывается на отношении к нему сверстников. При этом девочки более терпимы к мальчикам, которые ведут себя как девочки. Мальчики с 5 — 6 лет в большей мере отвергают таких мальчиков. Практически в каждой четвертой неполной и функционально неполной семье у детей имеются нарушения половой социализации.
- Стойкое желание быть представителем другого пола.
Это желание ребенок проговаривает и всячески подчеркивает. - Негативное отношение к атрибутам своей половой
принадлежности. Сюда можно отнести часто встречающееся
в дошкольном возрасте предпочтение ребенком игрушек, соответствующих другому полу.
В дошкольном детстве ребенка чаще всего в воспитании не принимает участия отец, что создает условия для нарушений полоролевой идентификации у мальчиков. Усиливает ситуацию практически полное отсутствие мужчин в дошкольных учреждениях.
А нервно-психическое состояние женщин, работающих в дошкольных учреждениях, заметно ухудшается с увеличением их педагогического стажа работы.
Обнаруженны критические точки проявления доминантности, эмпатии и невротичности на рубеже 10— 15 лет стажа работы позволяют говорить о необходимости принятия превентивных мер по сохранению психического здоровья педагогов. Ухудшение состояния нервной системы у педагогов вызывает снижение эмпатии, когда на сочувствие, сопереживание не остается эмоциональных сил. Эмпатия, как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, является важнейшей характеристикой, определяющей успешность взаимоотношений. Способность к выражению эмпатии возрастает с ростом опыта, а также в случае сходства (индивидного и межличностного) людей между собой (Реан А. А., 1990). Оказалось, что у педагогов с увеличением стажа работы происходит снижение эмпатии. Невротизация, снижение эмпатии, доминантность — это путь педагога к авторитарности.
Низкие показатели эмпатии у женщин-педагогов соответствовали показателям эмпатии в норме у мужчин. Женщины-педагоги, выражая эмпатию в той степени, в которой ее выражают мужчины, демонстрируют детям модель мужского, сдержанного в эмоциональных проявлениях поведения. При почти полном отсутствии мужчин в детских садах и школах такое сдержанное проявление чувств женщинами-педагогами можно было бы рассматривать как компенсирующее недостаток мужского влияния, как в семьях, так и в учреждениях образования. Однако искажение женского образа негативно отражается на полоролевой идентификации детей. Да и на самих женщинах принятие мужской модели эмоционального выражения отражается не лучшим образом и приводит к нарушениям в эмоциональной сфере. Психологическая напряженность ведет к физической напряженности, вызывая целую серию психосоматических проявлений.
Особенности психосексуального
развития дошкольника
Первый сексуальный опыт ребенок получает при подмывании, когда взрослые прикасаются к его гениталиям. У ребенка до года вся поверхность тела является эрогенной зоной, что позволяет малышу получать удовольствие от игры с собственным телом, в том числе и с половыми органами. Возникает проблема: с одной стороны, не надо запрещать ребенку трогать свое тело, а с другой стороны, есть опасность, что игра с половыми органами перерастет в привычку. Решить эти проблемы можно, создав условия, не предоставляющие ребенку возможности длительно и постоянно играть со своими половыми органами. Обязательно соблюдать гигиену тела, чтобы препятствовать возникновению зуда в половых органах.
На втором году жизни стремление ребенка ласкать мать — это проявление сексуальности. В этом возрасте необходимо, чтобы любознательность ребенка при ознакомлении со своими половыми органами была удовлетворена без чувства стеснения. К полутора годам у ребенка формируется осознание своей половой принадлежности. С появлением категории «Я» в сознании и речи ребенка можно говорить о начале формирования половой идентичности. К двум годам ребенок знает, что он мальчик или девочка, но еще не может объяснить, почему он так считает.
На третьем году жизни ребенка появляются социосексуальные игры в «доктора», в «семью». В играх типа «куча мала» возникающие физические контакты доставляют ребенку наслаждение. В этом возрасте дети обнаруживают анатомическое различие между мальчиками и девочками.
Четвертый год жизни ребенка для родителей — настоящее испытание их грамотности в вопросах сохранения психосексуального здоровья дошкольника. Как реагировать на то, что ребенок:
- трогает свои половые органы;
- проявляет интерес к обнажению других людей;
- трогает свой пупок;
- требует, чтобы на него не смотрели, когда он раздет;
- произносит неприличные слова;
- спрашивает, как он попал к маме в живот;
- спрашивает, как он выбрался из маминого живота?
Все перечисленные проявления характерны для нормального психосексуального развития дошкольника. По данным В. Е. Кагана (1990), на четвертом году жизни девочки в 2,5 раза чаще, чем мальчики, допускают возможность изменения своего пола, и в два раза чаще этого хотят. Но в эмоциональном восприятии пола девочки отдают предпочтение понятию «девочка» по сравнению с понятием «мальчик». Ребенок в этом возрасте различает людей по полу, но опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.), еще не различает особенности поведения мужчин и женщин.
С пяти лет у детей наступает возраст романтического обожания и влюбленности. У девочек в поведении появляется кокетство. На пятом году жизни подавляющее большинство и девочек, и мальчиков осознают неизменность своей половой принадлежности.
До самого отрочества железы внутренней секреции почти или совсем не стимулируют половой инстинкт ребенка.
«Как реагировать на это?»
«Мой внук Паша пришел из детского сада и поделился новостью дня: „У нас в группе Арсений с Ольгой, У них был секс! Ну, я-то не видел, я мозаику собирал. Воспитательница их ругала, они плакали”. Как реагировать на такой рассказ ребенка? Надо ли что-то объяснять внуку? Я совсем растерялась».
Реакция взрослого в любом случае должна быть спокойной, нельзя подогревать и без того спровоцированный ситуацией интерес ребенка. Если ребенок задает конкретный вопрос (а в этом случае вопроса не было), то необходимо ответить, дав информацию, понятную для него.
Сексуальные проявления (объятия, поцелуи, рассматривание и ощупывание своих и чужих гениталий, подглядывание в туалетах, рисунки сексуального содержания, бескомпромиссная ревность к членам семьи и т. п.) у детей в дошкольном возрасте (при отсутствии поражений головного мозга) встречаются относительно редко, как симптом нервно-психического расстройства. Сексуальная активность дошкольника в этом случае является компенсаторной и помогает уменьшать нервно-психическое напряжение.
«Я тебя завтра убью!» Такую фразу сказал пятилетний Антон в игре «Брось мяч и скажи плохое, неприятное слово!». Оказалось, что так мальчику говорит папа, который в воспитании сына использует физические наказания. Поведение Антона в детском саду сексуально акцентировано: он обнимает девочку, старается прижаться к ней всем телом, гладит и хочет поцеловать в губы. Объект сексуального внимания Антон выбирает случайно, создается впечатление, что мальчику все равно, к кому из девочек прижиматься и кого целовать. В чем причина такого не характерного для дошкольника поведения?
Состав семьи мальчика: мать (28 лет, имеет среднее специальное образование), отец (27 лет, имеет высшее техническое образование), бабушка и дедушка (со стороны отца). Мама жалуется на вспыльчивость и агрессивность сына. Она ждала девочку, но ее ожидания не оправдались (на УЗИ не могли определить пол ребенка). Плохо вел себя Антон всегда, а с 3,5 лет его поведение стало ухудшаться. Однажды мальчик ударил бабушку по лицу за то, что она выключила воду в ванне. Мальчика наказывают «за то, что плохо себя веду, ремнем и в угол!». Папу Антона в детстве наказывали ремнем, отношения
с людьми в семье всегда были дистанцированными. В детский сад ходит с удовольствием: «В нашей группе очень весело. Прогулки я люблю, а завтракать ненавижу! Почему доктор не заказывает колбасы имакарон скетчупом и почему лук не дают и чеснокне сыпят!»
Мама Антона излишне принципиальна, больше руководствуется воспитательными штампами, а не реальными обстоятельствами и личностными особенностями ребенка. Для мамы очень важен порядок, она не работает и полностью занята домашним хозяйством и воспитанием сына. Антон считает себя главным: «Яглавный в семье, а раньше был папа главный, я его попросил, что я буду главный!» С позиции главы семьи Антон, придя домой, с пристрастием спрашивает маму: «А ты полы помыла?» Папа педантичен и эмоционально глух к потребностям сына. Вот одна из зарисовок из жизни этой семьи. Папа решил, что пора обучить Антона кататься на лыжах. Заметим, что ни папа, ни мама на лыжах не катаются. В субботнее утро родители вывели Антона на лыжную прогулку, и обучение началось. Сначала мама и папа шли за Антоном по пятам, осыпая его всяческими указаниями. Потом мама утомилась и ушла домой, зато папа решил, что Антон сегодня должен стать настоящим лыжником. В течение двух часов он ходил за сыном и командовал: «Раз, два, раз, два, раз, два!» Когда усталый и довольный папа привел Антона домой, то был удивлен поведением сына, который забросил лыжи и заявил резко и агрессивно, что на лыжах он не будет кататься
НИКОГДА!»
Понятно, что вечером перед сном Антона начинают терзать страхи: «собаки бешеные», «как убьют меня насмерть» и др. «Ночью мне страшно. Вечером мне не включают свет, я пищу, мне страшно!» Антона мучают страшные сны. Вот один из них: «Злая команда жуликов, они убивают людей и меня. Я тоже убиваю их топором. Я всех убил, я добрый!» В рисунках Антона на свободную тему преобладает оружие и сцены убийства. Эти рисунки — ключ к пониманию ситуации Антона, они отражают психологическое состояние мальчика — он весь пропитан ненавистью, злобой и агрессий. ГТр_и^ ятные ошушения..ханАа-ж доверия, которые мальчик уловил в телесном контакте с девочками, компенсируют нехватку тепла и доверия со стороны родителей.
«Это ведь нехорошо!»
Моя дочь Эля (4,5 года) пришла домой из детского сада под впечатлением того, что увидела в тихий час в спальне. «Воспитательница куда-то вышла, и тут началось! Андрей подошел к Тане, которая как раз разделась и собиралась ложиться спать. Таня очень послушная девочка, у нее па математике одни пятерки. Андрей заставил Таню спять с него трусы и взять его „петуха” в рот. Мама, я так не делала, это ведь нехорошо? Андрей сказал, что видел вчера по телевизору, как тетя таким образом делала дяденьке приятно». Я растерялась и не знала, что ответить дочери.
Прежде всего, необходимо успокоить девочку и похвалить за то доверие, которое она оказала маме. Реакция взрослого на такой откровенный рассказ дошкольника должна быть спокойной и понимающей: «Да, детям так делать не следует, это не полезно ни мальчику, ни девочке»,
«Давай я тебя поцелую!»
Мой семилетний сын начал навязчиво вести себя по отношению ко всем женщинам в семье. «Давай я тебя поцелую!» — такие предложения поступают от Ильи ежедневно. Недавно сын заявил своей тете, которой 29 лет: «Ты моя девочка/» и стал целовать ей руки. Чем можно объяснить поведение сына и что нам делать, меня пугают слова и поступки Ильи, он у нас в семье долгожданный, единственный мужчина.
Илья живет в окружении трех любящих его женщин: бабушки, мамы и тети. Смысл жизни всех женщин в этой семье связан с мальчиком, Это семьи с численным перевесом женщин, принято называть «семьями амазонок» (Минухин С). В «семье амазонок» присутствует, как правило, один мужчина, а остальные члены семьи являются представительницами прекрасного пола. Единственный мужчина часто находит утешение в алкоголе либо старается поменьше времени находиться в семье. Отметим, что все три женщины в семье Ильи обделены мужским вниманием. Оценка женской привлекательности и оценка всевозможных женских достоинств в этой семье — удел мальчика. Илья и ведет себя как галантный кавалер: и ручку поцелует, и замуж позовет. Вот только кавалеру отроду всего 7 лет и является
он для этих женщин сыном, внуком и племянником. Необходимо полностью пересмотреть отношение к ребенку, подключить к воспитанию мужчин, как из числа родственников, так и из числа знакомых. Именно мужчины помогут мальчику увидеть и принять модель отношений мужчины и женщины.
Половая уравновешенность человека является частью его психического здоровья. Способность получать удовольствие от половой жизни, понимать значение половой потребности и быть способным на большое чувство — все это составляющие психосексуального здоровья человека.” Неосведомленность и невежество родителей и педагогов в вопросах полового воспитания ребенка дошкольного возраста наносят вред его психосексуальному здоровью. Необходимо знать, что от того, как относятся родители и педагоги к сексуальности, зависит отношение ребенка к этим наиважнейшим вопросам.
Нами (Алексеева Е. Е., Шатровой О. В., 2000) было проведено исследование отношения будущих педагогов (опрошено 148 студентов-педагогов) к различным вопросам сексуального воспитания детей. В ответах подавляющего большинства педагогов (91%) отразилась готовность обсуждать с детьми сексуальные темы. Однако в практических ситуациях каждый второй педагог вел себя неадекватно. Не справился бы с ситуацией и проявил бы пассивность каждый третий педагог, не сумев поддержать и оказать полноценную помощь ребенку. Получается, что часто проблемные вопросы полового воспитания ребенок решает самостоятельно, с помощью плохо информированных взрослых. Сексуальное воспитание в семье, которое получили педагоги в детстве, не устраивало больше половины опрошенных. Значительное число педагогов (70%) считали, что своих детей будут воспитывать по-другому, однако эти заявления не подкреплялись соответствующими знаниями.
Памятка для родителей.
Как сохранить психосексуальное здоровье ребенка.
1. Не ставьте перед собой цель родить ребенка определенного пола и не предпринимайте для этого какие-либо действия (пол ребенка должен быть желанным для всех членов семьи, в первую очередь, для обоих родителей). С осторожностью относитесь к приему гормональных препаратов во время беременности.
- Поддерживайте спокойную, доброжелательную обстановку в семье. Помните, что отцу необходимо быть для ребенка образцом мужественности, а матери — образцом женственности.
- Повышайте свою грамотность в вопросах полового
воспитания, поскольку низкая осведомленность взрослых мешает сохранению психосексуального здоровья ребенка. - Воспитывайте ребенка в соответствии с его полом.
Способствуйте формированию у него правильного полового
самосознания и полоролевого поведения. Не побуждайте детей играть в социосексуальные игры (например, игра в доктора, где в процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми). Необходимо, чтобы ребенок не пренебрегал другими развлечениями и играми. - Не провоцируйте интерес ребенка к сексуальным
проблемам. Не оголяйтесь перед детьми, достигшими 2 — 4 лет
(отцу не рекомендуется появляться обнаженным перед девочкой, достигшей возраста двух лет, а матери — перед сыном
четырех лет), поскольку примерно в 3,5 года ребенок уже осознает различие полов. В этом возрасте полезны совместные
купания с братьями, сестрами, рассматривание детских книжек, в которых доступно нарисовано, чем отличаются мальчики от девочек. Рождение