Психомоторного развития ребенка раннего возраста
Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.
Что такое психомоторное развитие?
Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.
Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.
Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.
Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».
Основные периоды психомоторного развития
В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:
- с рождения до 1 месяца;
- с 1 до 3 месяцев;
- с 3 до 6 месяцев;
- с 6 до 9 месяцев;
- с 9 до 12 месяцев;
- с 1 года до 3 лет.
На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:
- генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
- наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
- экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
- сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
- тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
- социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
- материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
- недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.
На первом году жизни
На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.
- 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
- 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
- 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
- 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
- 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
- 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
- 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
- 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
- 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
- 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
- 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
- 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).
Нет ли отклонений?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст | Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие | Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев | Пассивная речь | Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие | Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры | Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения | Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь | Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие | Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры | Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения | Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки | Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года | Пассивная речь | Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь | Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие | Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры | Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения | Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки | Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
Динамика развития с точки зрения врачей
Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.
Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:
- слабая подвижность, вялость мышц;
- вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
- пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
- равнодушие к игрушкам, неумение играть;
- скудость или полное отсутствие эмоций;
- задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
- невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
- отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
- проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.
После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.
- Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
- Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
- Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.
В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Поделитесь опытом, приходилось ли вам сталкиваться с проблемами в сфере психомоторного развития ребенка?
Источник
На психомоторное развитие малышей до трех лет оказывают влияние многочисленные факторы:
- наследственность;
- пол;
- социальные условия;
- режим питания и прогулок;
- состояние здоровья и пр.
Процесс развития напрямую связан с созреванием мозга малышей, с укреплением их связи с окружающим миром. В каждом отдельном случае психомоторное развитие в раннем возрасте протекает по индивидуальному графику, поэтому оценивать его также нужно только в индивидуальном порядке, по результатам динамических наблюдений.
Задержки психомоторного развития могут быть несущественными, а могут быть более чем заметными, касаться одной или нескольких функций, проявляться с неврологическими нарушениями и без них.
Оценивать уровень развития детей раннего возраста в этом направлении могут только специалисты и только на основании проведенных обследований.
Между тем, чтобы не упустить момент, когда нужно будет проконсультироваться с доктором, родители должны понимать, что собой представляет психомоторное развитие детей раннего возраста на каждом этапе и какие условия для нормального протекания процесса они должны обеспечить.
Особенно аккуратными нужно быть, оценивая уровень психомоторного развития у детей, появившихся на свет раньше срока или с сильным недобором массы. В этом случае нужно равняться не на общие нормы и показатели, а обращать внимание на соответствие параметров развития малыша степени его недоношенности. Заметный прогресс в этом направлении — это уже прогностический признак.
Оценивать психомоторное развитие ребят раннего возраста нужно только в дифференцированном порядке, с обязательным учетом речи, познавательных функций, тонкой моторики, восприятия и зрительной координации.
Этапы социально-эмоционального развития
Обязательной оценке подвергается социально-эмоциональная сфера психики малышей. В раннем возрасте социально-эмоциональная сфера развивается под сильным влиянием окружающего мира и взрослых, которые создают условия для развития ребенка. Социально-эмоциональное развитие протекает в три основных этапа.
- На первом этапе, до 5 месяцев, отмечается развитие недифференцированных привязанностей к взрослым, которые чаще всего находятся возле ребенка. Он радуется их обществу, улыбается, реагирует на обращение, ищет возможности тактильного контакта.
- На втором этапе, до года, отмечается развитие привязанностей специфического характера, когда ребенок выделяет кого-то одного из взрослых, не желая с ним расставаться ни на минуту. К концу первого года дети не просто с удовольствием общаются с «фаворитом», но и отказываются от общения с другими людьми, испытывая страх и недоверие к незнакомцам.
- На третьем этапе у малышей раннего возраста развиваются многочисленные привязанности. Как правило, в этот период ребенок доверяет и с удовольствием общается не только с мамой или папой, но и с бабушками, дедушками и другими родственниками.
Ниже рассмотрим, что собой представляет психомоторное развитие детей раннего возраста на каждом этапе этого периода, начиная с рождения.
Навыки крохи с первого дня жизни до 6 месяцев
С первых месяцев жизни психомоторное развитие ребенка проявляется улыбкой и желанием общаться – это также называют «синдромом оживления», возникающим в ответ на общение со взрослыми.
Дети до трех месяцев уже пробуют осваивать начальные речевые навыки, произносят короткие слоги, гулят, выражают интонациями настроение. Нормально развивающиеся малыши к концу этого периода уже достаточно уверенно держат голову как в вертикальном положении, так и в положении на животе, поворачиваются на бок, смотрят на лица, склоненные над ними, и игрушки, следят за движущимися предметами, поворачивают голову на источник звука.
С четырех месяцев психомоторное развитие малыша проявляется следующими достижениями:
- кроха поворачивается на живот из положения на спине и обратно;
- упирается ладонями на прямых руках в поверхность опоры, лежа на животе;
- упирается ногами в поверхность при удерживании под мышки;
- при поддерживании за туловище пружинит ногами на опоре;
- ищет источник звука;
- интересуется игрушками и тянется к ним руками;
- перекладывает игрушки в разные руки;
- гулит долго и нараспев;
- смеется в ответ на дружелюбное обращение к нему;
- узнает близких и проявляет активность при их приближении.
Ближе к концу 6 месяцев многие дети начинают осваивать навыки сидения – это значительно упрощает им задачу по поиску и «добыче» игрушек, чем они с удовольствием и занимаются в часы бодрствования.
В этот период лучшие способы ускорить психомоторное развитие детей — постоянное общение, массаж тела и конечностей, совместные «прогулки» с крохой на руках, способствующие укреплению эмоциональной связи с родителями.
Навыки малыша с 7 до 9 месяцев
Психомоторное развитие ребенка в этот период могут охарактеризовать следующие навыки:
- ребенок садится, если его потянуть за руки;
- сидит без поддержки, тянется за игрушками, раскачивается, пробует ползать;
- стоит, удерживаясь за опору, пробует переступать вдоль нее;
- достает игрушки, изменяя положение тела;
- использует пинцетный захват для игр с мелкими предметами;
- складывает пирамидку;
- стучит, бросает игрушки, наблюдает за эффектом падения;
- ест с ложки и пьет из чашки;
- опасается незнакомых, доверяет близким;
- рассматривает новых людей до того, как наладить контакт;
- лепечет, окрашивая лепет интонациями;
- машет головой в знак отрицания и кивает, соглашаясь;
- отзывается на имя;
- специально бросает игрушки и наблюдает за тем, как взрослые их поднимают.
В этот период малыши учатся самостоятельно себя развлекать с помощью игрушек, не всегда нуждаясь в обществе взрослых.
Основные навыки малыша с 10 до 18 месяцев
С 10 месяцев и до 1,5 лет малыш успеет освоить еще целый набор полезных навыков, упрощающих жизнь ему и родителям:
- кроха научится ползать и ходить;
- изучит назначение большинства знакомых ему предметов;
- научится не только раскидывать, но и собирать игрушки;
- будет уверенно пить из чашки и есть ложкой самостоятельно;
- сможет выполнять простые просьбы;
- с удовольствием будет слушать, когда ему читают или поют песни;
- просто сможет налаживать контакт с новыми людьми;
- будет копировать манеру поведения взрослых;
- с удовольствием будет играть с другими детьми, проявляя положительные эмоции;
- сможет показать свою любовь родителям, будет искренне радоваться похвале;
- научится танцевать и петь;
- сможет голосом и интонациями объяснить основные желания;
- научится понимать запреты;
- сможет различать формы и основные цвета предметов, ориентироваться в их размерах;
- будет пытаться использовать в речи простые слова и пр.
Родителям малышей в этот период стоит обратить внимание на задержки в росте и наборе массы, сильно бросающиеся в глаза, а также на нежелание крохи общаться даже с близкими людьми, на резкие или слабые реакции при внешних изменениях окружающего мира, на неспособность использовать указательный жест, равнодушное отношение к чужим без специального их выделения.
Все эти моменты могут указывать на то, что психомоторное развитие протекает с нарушениями. Диагностика в раннем возрасте и своевременная коррекционная работа с ребенком сможет помочь решить проблему задержки психомоторного развития в большинстве случаев.
Как развивается кроха с 1,5 до 2,5 лет?
Начиная с полутора лет, малыш порадует родителей новыми достижениями. Он научится:
- прыгать, бегать, преодолевать простые препятствия;
- частично самостоятельно раздеваться и одеваться;
- понимать смысл сказок и рассказов с картинками;
- давать ответы на простые вопросы;
- строить башни из кубиков;
- говорить простыми предложениями.
Ближе к двум годам малыш сможет:
- уверенно и аккуратно есть ложкой;
- преодолевать препятствия высотой до 20 см;
- использовать местоимения и задавать вопросы;
- различать понятия прошедшего, настоящего и будущего времени;
- называть основные формы предметов, перечислять цвета;
- конструировать и давать названия своим «творениям» и пр.
Кроме того, в этом возрасте дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры, таким образом познавая окружающий мир, изучая поведение и взаимоотношения взрослых.
Родителям в этом возрасте стоит обратить внимание, если ребенок ходит на носках неуверенно и покачиваясь, не проявляет живого интереса к окружающей действительности, любит одиночество, не играет игрушками, не пытается копировать действия взрослых, не знает своего имени, проявляет бурную реакцию в ответ на запрет. Все эти факторы являются основанием для того, чтобы проконсультироваться с педиатром, который сможет проанализировать психомоторное развитие малыша и дать рекомендации.
Навыки детей с 2,5 до 3 лет
В заключительной стадии раннего возраста малыши умеют:
- преодолевать препятствия до 30 см высотой;
- одеваться и раздеваться без помощи;
- пользоваться салфетками и носовым платком;
- использовать предметы-заместители в играх;
- рисовать и лепить и т.д.
Родителям, отслеживающим психомоторное развитие детей в раннем возрасте, нужно обратить внимание на серьезные отклонения от общих норм роста и веса, неспособность малыша преодолевать препятствия и постоянные падения, отсутствие интереса к играм, сложности в речевом отношении и проблемы с самообладанием, а также непонимание и нежелание выполнять простые просьбы.
Источник