Психомоторного развития для ребенка 2 лет
Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.
Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»
Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:
- Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
- Стоять на одной ноге непродолжительное время;
- Прыгать;
- Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
- Открывать двери;
- Откручивать и закручивать крышки;
- Нанизывать на шнурок крупные бусины;
- Строить башни из кубиков;
- Бросать и катать мяч;
- Называть животных;
- Называть части тела;
- Сортировать по цвету, размеру и форме;
- Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
- Петь песенки;
- Говорить короткими фразами;
- Играть со сверстниками;
Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.
Физическое развитие ребенка в 2 года
Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.
- Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
- Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
- Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.
В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.
- Подъем по лестнице. Часто на детских площадках излюбленным место детей становятся лестницы. Малышам 2 лет очень нравится преодолевать преграды и покорять вершины.
- Езда на самокате, беговеле, трехколесном велосипеде. К 2 годам многие родители покупают своим детям самокат или беговел. Эти приобретения не только вызывают бурную радость у ребенка, но и способствуют его физическому развитию. За велосипед дети садятся позже, ближе к 3 годам, так как малышу крутить педали совсем не просто.
Развитие мелкой моторики в 2 года
Известно, что совершенствование мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным и речевым развитием малыша. В возрасте 2 лет детям особенно интересно играть с мелкими предметами, перекладывать их, сортировать, нанизывать бусы. Чаще всего именно в этом возрасте определяется ведущая рука ребенка, однако полезно делать все упражнения двумя руками (по очереди и одновременно). Идеи для развития мелкой моторики вашего малыша вы можете почерпнуть из этого видео:
Развитие восприятия у двухлетних детей
Если в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенок познает окружающий его мир.
- Зрение. Именно при помощи зрения дети, как и взрослые, получают большинство информации о мире. Дети в 2 года уже неплохо владеют зрительной координацией и способны следить взглядом за передвигающимся объектом, различают горизонтальные и вертикальные линии. Однако они еще не могут одновременно воспринимать целое и части, поэтому, если малыш находится в толпе, ему будет сложно быстро обнаружить своего взрослого.
- Слух. Стоит обратить внимание на слуховое восприятие ребенка, так как при проблемах со слухом малыш, скорее всего, будет испытывать трудности речевого развития. В 2 года ребенок должен уметь хорошо различать интонацию и понимать простые просьбы.
- Вкус и обоняние. В нашей культуре почему-то практически не уделяют внимания роли этих анализаторов в исследовании мира малышом. В то же время во Франции развитие вкусовых рецепторов рассматривается как важная ступень психоэмоционального развития ребенка.
- Осязание. Тактильный контакт со значимыми взрослыми очень важен для психического и физического здоровья малыша. Именно благодаря ему у детей зарождается доверие к миру, чувства защищенности и любви. В раннем детстве тактильное восприятие предметов стоит в одном ряду со зрительным восприятием. Малыши получает представления о таких понятиях, как холодное/горячее, твердое/мягкое, гладкое/шершавое именно благодаря тактильной чувствительности.
Для развития ребенка 2 лет очень важно, чтобы малыш получал как можно больше впечатлений. При этом желательно, чтобы информация была получена из разных источников. В детском центре «Созвездие» для гармоничного развития детей организована Монтессори-среда, из которой каждый малыш может почерпнуть именно то, что нужно ему в данный момент.
Развитие речи в 2 года
Какими речевыми навыками должен обладать ребенок 2 лет? В чем особенность речевого развития малышей в этом возрасте?
- Говорит простыми предложениями;
- В основном, называет имена существительные;
- Употребляет в речи глаголы не часто;
- Произносит просьбы и озвучивает свои потребности (хочу, дай, пожалуйста, спасибо и т.д.)
- Имеет большой пассивный словарь;
- Речь эмоционально окрашено, сопровождается жестами и мимикой;
- Умеют произносить около 200 слов;
- Задает вопросы (что? где? когда?).
К 2 годам речь ребенка приобретает функцию общения. Кроме этого малыши часто озвучивают любые свои действия. Чем больше времени вы будете проводить с ребенком и разговаривать с ним, тем интенсивнее будет развиваться его речь.
Навыки личной гигиены
Двухлетний ребенок уже довольно самостоятельный, и многие родители стремятся привить своему малышу навыки самообслуживания и личной гигиены. Если с умом подойти к этому вопросу, то в 2 года ребенок будет уметь самостоятельно:
- Умываться;
- Мыть руки;
- Чистить зубы;
- Ходить на горшок.
Приучение к горшку для многих является проблемой. Кто-то пытается насильно сажать ребенка на горшок, а кто-то не придает этому навыку особого значения. Ученые выяснили, что дети начинают сами стремиться ходить на горшок в возрасте 1,5 – 2,5 лет. До этого времени малыши только учатся управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Поэтому ни к коем случае не стоит ругать ребенка за «мокрые дела». Если малыш сам захотел пойти на горшок, обязательно поощрите это, хвалите любую попытку ребенка проконтролировать свой организм и потерпеть. Кто-то приучается к горшку быстро, а кто-то в 2 года постоянно писает в штаны, но это не является отклонением от нормы. Проявите терпение, и Ваш малыш обязательно научится ходить на горшок.
Выводы
Итак, двухлетний ребенок – это уже самостоятельная личность со своим характером. В этом возрасте малыш приобретает много новых навыков самообслуживания, совершенствуется его физическое, интеллектуальное, речевое, эмоциональное развитие. Основное достижения в двигательное сфере – это уверенная ходьба. Теперь ребенок может воспринимать мир еще более полно и ярко.
Заключение
2 года – это возраст, когда малыш постоянно стремится узнавать что-то новое, его все увлекает. Очень важно поддерживать инициативы ребенка и создавать благоприятные условия для его развития. В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть всё для гармоничного развития Вашего малыша. В нашем клубе для детей 2 лет проводятся занятия по следующим направлениям: общеразвивающие занятия, логопедические занятия, фитнес для малышей, занятия музыкой, английский, ритмика и танцы, творческие мастерские. Ждем Вас в нашем детском центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»
Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.
Источник
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла
☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия или наберите в поиске мессенджера Телеграм – @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы “Дети и нервы” или наберите в поиске мессенджера Телеграм – @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
(приблизительные ориентиры)
А
Н
15 месяцев
А
Н
18 месяцев
А
Н
21 месяц
1. ОРИЕНТАЦИЯ
Кубики: башня из 2.
Масса кубиков: башня из 3-4.
Масса кубиков: башня из 5-6.
Чашка-кубик: 6 кубиков в
чашке. (18 мес.)
Чашка-кубик: 10 в чашке.
Масса кубиков: имитирует
движущийся поезд (24 мес).
Рисование: начинает
имитировать линию.
Пилюли и бутылочка:
вытряхивает на просьбу.
Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).
Доска с формами: без
демонстрации помещает круглый блок.
Рисование: спонтанно скребет
карандашом (36 мес).
Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.
Доска с формами: обязательно
вставляет круглый блок.
Рисование: подражая,
проводит линию(24 мес.)
Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.
Доска с формами: нагромождает
3 блока (24 мес).
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА
Ходьба: несколько шагов,
начинает движение, останавливается
Ходьба: падает редко
Ходьба: во время игры
садится на корточки.
Ходьба: падает вдруг (18
мес.)
Ходьба: быстро бежит на
негнущихся ножках.
Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).
Ходьба: оставляет ползание.
Ступени: идет по ним вверх,
держась одной рукой.(21 мес)
Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).
Ступени: заползает наверх
(18 мес).
Маленький стул: садится сам.
Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).
Большой стул: карабкается на
него
Мяч: кидает (48 мес.)
Большой мяч: толкает всем
телом (21 мес.)
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА
Кубики: башня из 2 кубиков.
Масса кубиков: башня из 3
Масса кубиков: башня из 5-6
кубиков.
Пилюля: (без демонстрации)
помещает в бутылочку.
Книга: переворачивает
страницы по 2
Книга: помогает
переворачивать страницы (18 мес).
4. РЕЧЬ
Словарь: 4-6 слов, включая
имена.
Книга: разглядывает,
выбирает.
Словарь: 20 слов
Вокализация: использует
жаргон (24 мес.)
Словарь: 10 слов, включая
имена.
Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).
Книга: узнает картинки (18
мес).
Книга с картинками: называет
или указывает на одну картинку
Мяч: выполняет 3
последовательные команды.
Тестовые объекты: называет
мяч.
Мяч: выполняет 2
последовательные команды.
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Кормление: не пользуется
бутылочкой.
Кормление: отдает пустую
тарелку
Кормление: держит чашку
хорошо
Кормление: не хватает
тарелку.
Кормление: частично ест сам,
проливает (36 мес).
Общение: просит пить, есть,
в туалет.
Туалет: частичная регуляция
(24 мес).
Туалет: регулируется в
дневное время (24 мес).
Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)
Туалет: контролируется
дефекация.
Игра: тащит игрушку за собой
(30 мес).
Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).
Туалет: показывает мокрые
штанишки (18 мес.)
Игра: качает и обнимает
куклу (24 мес).
Общение: говорит
“та-та” или эквивалент.
Общение: указывает, называет
свои желания (21 мес).
Игра: показывает или
протягивает игрушки.
Игра: бросает игру или
отказывается играть (18 мес).
А
Н
21 месяц
А
Н
24 месяца
А
Н
30 месяцев
1. ОРИЕНТАЦИЯ
Несколько кубиков: башня из
5-6.
Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.
Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.
Несколько кубиков: имитирует
движущийся поезд(24 мес).
Несколько кубиков: берёт 2 и
более и возит(30 мес.)
Несколько кубиков: к
построенному из кубиков поезду добавляет трубу
Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).
Рисование: имитирует
вертикальную линию
Рисование: имитирует
вертикальную и горизонтальную линии
Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.
Рисование: имитирует
окружность (36 мес.)
Рисование: чертит две и
более линии, которые пересекаются
Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.
Доска с формами: укладывает
блоки на доску без демонстрации, не обязательно правильно по форме
Цветные фигуры: помещает
одну фигурку на карточку
Доска с формами: после 4-х
попыток правильно вкладывает блоки (30 мес)
Доска с формами: по просьбе
помещает 3 блока правильно
Чудесная коробка: вкладывает
квадратный блок
Доска с формами: после
поворота доски на 180° блоки вкладывает, но может допускать ошибки
Повторяет: две цифры (1-3
попытки)
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА
Ходьба: во время игры
садится на корточки
Ходьба: хорошо бегает без
падений
Ходьба: ходит на
“цыпочках” (после показа)
Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).
Ступени: один идёт вверх и
вниз
Прыжки: прыгает, отрывая обе
ноги от пола
Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).
Большой мяч: пинает (без
демонстрации)
Стояние: пытается стоять на
одной ноге
Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА
Несколько кубиков: башня из
5-6.
Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.
Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.
Книга: переворачивает
страницы по одной.
Рисование: держит карандаш
пальцами
4. РЕЧЬ
Словарь: 20 слов
Речь: слова могут быть
нечёткими, но они обозначают конкретные предметы и действия (собственный
жаргон)
Имя: говорит полное имя
Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).
Речь: предложения из 3-х
слов
Карта с картинками: узнает 7
картинок в карте, книжке
Мяч: выполняет 3
последовательные команды.
Речь: использует
“я”, “мне”, “ты”
Карта с картинками: называет
5 картинок
Карта с картинками: называет
3 и более
Тестовые объекты:
демонстрирует умение их использовать
Карта с картинками: узнаёт и
указывает 5 и более картинок
Тестовые объекты: говорит
названия 2-х
Мяч: выполняет 4
последовательные команды
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Кормление: хорошо держит чашку
Кормление: не переворачивает
ложку
Общение: говоря о себе
использует чаще местоимение, чем своё имя
Общение: просит пить, есть,
в туалет.
Общение: говорит о
непосредственных впечатлениях
Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)
Общение: просит дать что-то
“другое”, когда заканчивается то, что было до этого
Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).
Общение: обращается к себе
по имени (30 мес).
Игра: целенаправленно
двигает предмет (машинку и т.д.)
Одевание: одевает носки,
рукавички, шапку. Натягивает штанишки.
Игра: помогает убирать
игрушки
Игра: отдаёт чашку, полную
кубиков
Игра: может носить бьющиеся
вещи
Игра: подражание домашней
деятельности взрослых
Игра: в присутствии других
детей играет сам по себе(42 мес.) (параллельная игра)
Туалет: сухой ночью (36 мес)
Туалет: сообщает о своих
нуждах (42 мес.)
Источник