Психомоторное развитие ребенка во втором полугодии жизни
3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II полугодие ребенок прибавляет в весе 2 кг 850 г и к году должен весить в среднем 10,5 кг.
Для II полугодия жизни ориентировочную массу тела можно рассчитать по формулам:
1) масса тела при рождении + плюс прибавка массы тела за II полугодие:
(800 х 6) + 400 х (n – 6),
где n – возраст в месяцах;
400 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела за II полугодие;
2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый последующий месяц прибавляется по 400 г (у детей до 12 месяцев).
Рост ребенка с 7 по 9-й месяц увеличивается ежемесячно на 2 см, а с 9 по 12-й месяц – на 1,5–1 см. Таким образом, во II полугодии ребенок вырастает на 10 см.
Окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, в дальнейшем окружность головы за каждый последующий месяц увеличивается на 0,5 см.
Окружность груди у детей в 6 месяцев равна 45 см, за каждый последующий месяц (до года) она увеличивается на 0,5 см.
Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 месяцев, боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 месяцев.
В конце года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов.
Психомоторное развитие детей во II полугодии
В 7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею.
Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер.
В 8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их.
Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и переступает вдоль барьера.
В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами занимается по-разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой.
В 10 месяцев он знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.
В 11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др.
Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых.
В 12–13 месяцев он произносит первые осмысленные слова: «мама», «папа», «дай» и др. Начинает самостоятельно ходить и пить из чашки.
Таким образом, в течение года жизни ребенок приобретает основные двигательные умения и некоторые навыки. Двигательные навыки обычно развиваются в более ранние сроки, если с ребенком занимаются, и со значительным отставанием, если у малыша ограничены движения из-за неправильного ухода, болезней.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
16. Физическое развитие
16. Физическое развитие
Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения. Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в
5. Понятие «Акселерация». Физическое и психическое развитие детей I полугодия
5. Понятие «Акселерация». Физическое и психическое развитие детей I полугодия
«Физическое развитие» динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. У детей раннего возраста формирование статистических и моторных функций, что в целом.От десятилетия к
6. Физическое и психическое развитие детей II полугодия
6. Физическое и психическое развитие детей II полугодия
В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II
7. Физическое развитие детей от 2 лет до 15 лет
7. Физическое развитие детей от 2 лет до 15 лет
На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.Ориентировочно долженствующую массу тела можно
9. Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Психомоторное развитие
9. Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Психомоторное развитие
Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели
ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки
ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки
Показатели физического развития
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия
ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка
ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка
1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и
1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде
3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II
4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.Ориентировочно долженствующую массу тела можно
2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг
2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг
Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и
2.1. Развитие мышления детей
2.1. Развитие мышления детей
Для успешного воспитания детей следует иметь представление о том, как развивается их мышление и в чем его отличие от мышления взрослого человека.Психологи отмечают, что становление мышления проходит две стадии — допонятийную и понятийную. Под
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития.Здоровье – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и
Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей
Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей
Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,
Физическое развитие
Физическое развитие
Тюрчев Владимир Заниматься физическим развитием ребёнка мы начинаем с самого рождения. Начинается всё с массажа и упражнений. Вы двигаете его руками, ногами, туловищем. Потом малыш научится сам управлять своим телом: махать ручкой, ножкой, качать
Физическое развитие
Физическое развитие
Физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет существенно отличается от его развития в первые несколько месяцев жизни. После своего первого дня рождения малыш растет не так быстро, как вы привыкли наблюдать. Ритм роста становится неравномерным. Вам
Источник
Обычно к 3 месяцам ребенок привыкает к определенному режиму дня, поэтому взрослым удобнее организовать его бодрствование.
Ребенок 2—3 месяцев во время бодрствования активно следит взглядом за окружающими его людьми и привлекательными яркими предметами (малыш уже реагирует на некоторые цвета). К 3 месяцам дети узнают и выделяют мать или другою близкого человека, ухаживающею за ним.
3-й месяц — время первых заметных шагов в развитии психики ребенка. Его ответная реакция на контакт со взрослым проявляется улыбкой, оживленными движениями ручек, неясными звуками. Это — «комплекс оживления». Появляется условный рефлекс — в позе кормлении малыш причмокивает губами. При виде бутылочки с соской оживляется. Появляется преобладание утреннего или вечернего типа бодрствования — «жаворонки» и «совы». К двух-трех-месячному возрасту малыш при выкладывании на живот сам опирается на предплечья, хорошо удерживает головку, свободно поворачивает ее в сторону громкого звука, речи, яркой игрушки.
На 4-м месяце малыш, лежа па спине, может поднять головку, а лежа на животе, приподнимается, опираясь на локти и предплечья. Опирается на ножки, если его поддерживают под мышки. Пытается переворачиваться и ползать, вообще двигается очень активно, но так как движения еще не скоординированы, часто падает, может даже упасть с пеленательного столика.
К 5 месяцам ребенок самостоятельно переворачивается на живот, а на 5-м месяце жизни поднимает не только голову, но и туловише; опираясь на ладони, садится – если ему немного помочь. При поддержке за туловище стоит, переступая ножками.
Четырехмесячный ребенок подолгу занимается висящими в кроватке игрушками — то толкает их ручками и смотрит, как они покачиваются, то захватывает их и ошупывает. В возрасте от 4,5 до 6 месяцев малыш осваивает умения: точно направлять руку к игрушке:
-доставать и брать предметы, лежа на боку или на животе;
-брать в каждую руку по игрушке и удерживать ее (с 6 месяцев). Малыш размахивает игрушкой, перекладывает из одной руки в другую, берет в рот,если уронит, то старается найти, а если не находит, проявляет неудовольствие.
Уже с 4 месяцев ребенка можно приучать к горшку: его “высаживают” (аккуратно поддерживая), если он проснулся сухим, минут через 15-10 после еды или если он оставался сухим часа полтора.
К 5 месяцам ребенок отличает “своих” и “чужих”. Узнает близких, радуется им. Растет привязанность маленького человечка к матери,родным.
Услышав голоса или какие-то звуки, малыш сразу поворачивается к источнику звука,находит его взглядом. Иногда, услышав голос матери, которая будит его, ребенок улыбается, еще не открыв глаза. Четко реагирует на тон речи, при
звуках веселой музыки радуется. Прислушивается мапыш и к звукам, которые издает сам
4-й месяц — время появления слез.Пугатся этого не стоит, просто у ребенка возрастает активность слезных и слюнных желез. Плач теперь сопровождается слезами, а в углах рта появляются капельки слюны. Появление слюнотечения не связано с прорезыванием зубов, избыток слюны — подготовка к приему нежидкой пищи. Позже малыш научится автоматически заглатывать слюну. Если он не научился заглатывать слюну и во втором полугодии жизни — есть повод обеспокоиться, так как это может быть косвенным показателем задержки психического развития.
С 4 месяцев ребенок начинает громко смеяться, обычно когда играет со взрослым: маленькому человеку уже знакомо чувство радости. Появляются и новые причины для слез — малыш начинает испытывать печаль оттого, что
остался в комнате один, может сердиться на потерявшуюся игрушку.
На 5-м месяце закладываются как полезные, так и вредные привычки — например, сосание пальцев. Родителям шестимесячного ребенка следует сдерживаться в присутствии малыша – ребенок чутко улавливает настроение родителей.
Источник
ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка
1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей раннего возраста (особенно у детей первого года жизни) формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность, или запас физических сил.
Оценивают физическое развитие детей по антропометрическим показателям: росту, весу тела, окружности головы, грудной клетки.
Сравнивая изменения этих показателей в различные возрастные периоды, врач-педиатр может судить о нормальном физическом развитии ребенка или возникших отклонениях (паратрофии либо гипотрофии).
В настоящее время, наблюдая за детьми, педиатры отмечают, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации (от лат. acceleratio – «ускорение»).
Процесс акселерации касается всех стран мира, в том числе и России.
Длина тела детей в возрасте 15 лет за 100 лет увеличилась на 19–20 см.
Рост 7-летнего ребенка в настоящее время соответствует росту 9-летнего ребенка 100 лет назад, а 15-летнего подростка – 17-летнему юноше. Ускорился и срок биологического созревания. Об этом свидетельствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, прекращения роста, а также полового созревания. Происходит также более быстрое развитие мышечной силы, о чем свидетельствуют постоянно изменяющиеся (в сторону увеличения) мировые спортивные рекорды, которые теперь все чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми спортсменами.
В то же время имеются определенные сведения о более частой диспропорции развития отдельных систем организма (гетеродинамии). Это касается соотношения развития скорости увеличения в длину скелета и мышц, развития сердечно-сосудистой и других систем.
Акселерация, вероятно, обусловлена изменением генотипа, развивающегося вследствие большой миграции населения и образования смешанных браков. Нельзя исключить и роль социальных условий, так как темп акселерации выше при оптимальных условиях для развития детей. Например, темпы акселерации детей в развитых странах выше, чем в слаборазвитых, а среди городского населения выше, чем среди сельского. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.
Следует отличать истинную акселерацию от ускоренного развития детей, обусловленного перекармливанием (особенно за счет белка). Это может быть причиной омолаживания патологии у взрослых (например, ожирения, гипертонической и ишемической болезней, сахарного диабета и др.).
В связи с происходящими изменениями сроков развития, скорости нарастания массы тела и других показателей физического развития должны периодически пересматриваться нормативы, которыми располагают педиатры, причем целесообразно пользоваться для оценки физического развития региональными нормативами.
2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии
Вес тела доношенного новорожденного обычно составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль веса. Однако этот дефицит быстро восстанавливается уже к 7—10-му дню жизни, и затем вес ребенка неуклонно увеличивается. За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе 25–30 г, с 4 по 6-й месяц – 20–25 г.
Прибавка массы тела с 1 по 6-й месяцы: 1-й месяц – 600 г, 2-й месяц – 800 г, 3-й месяц – 800 г, 4-й месяц – 750 г, 5-й месяц – 700 г, 6-й месяц – 650 г. В среднем за 6 месяцев здоровый ребенок прибавляет в весе 4 кг 300 г.
Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела в I полугодии жизни можно использовать формулы:
1) масса тела может быть определена как сумма:
Масса тела при рождении + 800 г х n,
где n – число месяцев в течение I полугодия;
800 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение I полугодия;
2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый недостающий месяц вычитается по 800 г.
Длина тела доношенного новорожденного колеблется в пределах от 46 до 56 см. Темпы роста младенцев очень быстрые. Так, за первые 3 месяца дети прибавляют в росте в среднем по 3 см в месяц, с 4 по 6-й месяц – по 2,5 см. Таким образом, в I полугодии ребенок вырастает на 16,5 см.
Для расчета долженствующего роста в I полугодии жизни ребенка можно пользоваться формулой: ребенок 6 месяцев имеет длину тела 66 см, за каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2,5 см.
При рождении окружность головы в среднем равна 34–36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро и отражает общие закономерности биологического развития ребенка. Ориентировочно окружность головы в I полугодии жизни можно оценить по формуле: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, за каждый недостающий месяц из 43 см нужно вычесть 1,5 см.
Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32–34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 месяца эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы. Для ориентировочной оценки окружности грудной клетки у детей в I полугодии можно пользоваться формулой: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, за каждый недостающий месяц нужно из 45 см вычесть 2 см.
Психомоторное развитие детей в I полугодии
В возрасте 2 месяцев ребенок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку.
В 3 месяца ребенок на обращенную к нему речь отвечает улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног. Долго лежит на животе, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, хорошо держит голову.
В 4 месяца он начинает гулить, по звуку определяет местонахождение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой игрушками.
В 5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук четкие, он берет погремушку и долго держит ее в руке. Переворачивается со спины на живот, крепко упирается ножками, стоит при поддержке.
В 6 месяцев он начинает произносить отдельные слова («ма», «ба», «да» и др.). Свободно сам берет игрушку и подолгу ею играет.
Переворачивается с живота на спину, начинает передвигаться по манежу, немного подползая. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест из ложечки.
3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II полугодие ребенок прибавляет в весе 2 кг 850 г и к году должен весить в среднем 10,5 кг.
Для II полугодия жизни ориентировочную массу тела можно рассчитать по формулам:
1) масса тела при рождении + плюс прибавка массы тела за II полугодие:
(800 х 6) + 400 х (n – 6),
где n – возраст в месяцах;
400 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела за II полугодие;
2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый последующий месяц прибавляется по 400 г (у детей до 12 месяцев).
Рост ребенка с 7 по 9-й месяц увеличивается ежемесячно на 2 см, а с 9 по 12-й месяц – на 1,5–1 см. Таким образом, во II полугодии ребенок вырастает на 10 см.
Окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, в дальнейшем окружность головы за каждый последующий месяц увеличивается на 0,5 см.
Окружность груди у детей в 6 месяцев равна 45 см, за каждый последующий месяц (до года) она увеличивается на 0,5 см.
Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 месяцев, боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 месяцев.
В конце года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов.
Психомоторное развитие детей во II полугодии
В 7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею.
Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер.
В 8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их.
Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и переступает вдоль барьера.
В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами занимается по-разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой.
В 10 месяцев он знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.
В 11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др.
Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых.
В 12–13 месяцев он произносит первые осмысленные слова: «мама», «папа», «дай» и др. Начинает самостоятельно ходить и пить из чашки.
Таким образом, в течение года жизни ребенок приобретает основные двигательные умения и некоторые навыки. Двигательные навыки обычно развиваются в более ранние сроки, если с ребенком занимаются, и со значительным отставанием, если у малыша ограничены движения из-за неправильного ухода, болезней.
4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.
Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам:
1) масса тела ребенка в возрасте 2—11 лет равна:
10,5 кг + 2 n,
где n – возраст ребенка до 11 лет;
10,5 кг – средняя масса тела годовалого ребенка;
2) для детей старше 3 лет: ребенок при длине тела 125 см имеет массу тела 25 кг; на каждые недостающие 5 см из 25 кг вычитается 2 кг, на каждые 5 см более 125 см к 25 кг прибавляется 3 кг, а для детей периода полового созревания – 3,5 кг.
После года скорость роста начинает замедляться. В течение 2 и 3-го года прибавки роста составляют соответственно по 12–13 и 7–8 см, а дальше становятся относительно равномерными. Первое ускорение роста наблюдается от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. Затем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет. После этого у мальчиков отмечается период умеренного равномерного вытяжения продолжительностью до 13-летнего возраста. Затем начинается повторное повышение скорости роста с достижением максимума в интервале от 13,5 до 15,5 лет с последующим резким замедлением.
У девочек период стабилизации роста очень кратковременный, уже через полгода, т. е. с 8,5 лет, начинается его ускорение с максимумом в возрасте 10–11,5 лет.
Абсолютная величина прироста длины тела во время препубертатного ростового скачка у мальчиков достигает 47–48 см, у девочек – 36–38 см.
Вытяжение мальчиков в 10–11 лет идет исключительно за счет нижних конечностей.
Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, наступает пик скорости роста для туловища.
У девочек эти особенности отмечаются соответственно в 8,5 и 11–12 лет.
В настоящее время рост прекращается в более ранние сроки, чем это было в прошлом.
Прекращение роста, по Таннеру, относится у мальчиков к возрасту 17,5 лет, у девочек – к возрасту 16,5 лет.
Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года можно использовать ряд формул:
1) ребенок в возрасте 4 лет имеет рост 100 см. Если возраст меньше 4 лет, рост равен:
100 см – 8 (4 – n),
где n – число лет.
Если возраст старше 4, рост ребенка равен:
100 + 6 (n – 4),
где n – число лет;
2) рост ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста 8-летнего ребенка, равного 130 см.
На каждый недостающий год от 130 см отнимается 7 см, на каждый последующий к 130 см прибавляется 5 см.
Долженствующую окружность головы для детей 2—15 лет можно рассчитать по формуле: окружность головы 5-летнего ребенка равна 50 см, за каждый недостающий год из 50 см надо отнять по 1 см, на каждый последующий – прибавить 0,6 см.
Окружность груди у детей в возрасте от 2 до 15 лет:
1) для детей до 10 лет:
63 см – 1,5 см (10 – n),
где n – число лет ребенка моложе 10 лет;
63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет;
2) для детей старше 10 лет:
63 см + 3 см (n – 10),
где n – возраст детей старше 10 лет;
3 см – среднее увеличение окружности груди за год у детей старше 10 лет;
63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет.
Зубы. После года (в 14–16 месяцев) прорезываются малые коренные зубы (передние), в 16–20 месяцев – клыки, в 20–24 месяца – задние малые коренные зубы.
К 2 годам ребенок имеет 20 молочных зубов.
Чтобы определить количество молочных зубов, которые должен иметь ребенок до 2 лет, следует от числа месяцев жизни отнять 4.
Например, в год ребенок должен иметь (12 – 4) 8 зубов, в возрасте 18 месяцев (18 – 4) – 14 зубов и т. д.
5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития
Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются средняя арифметическая величина признака, или показателя (М), и величина среднего квадратического отклонения, или сигмы (сиг). Величины, выходящие за пределы М ± 2 сиг стандарта для здоровых детей, как правило, свидетельствуют о патологии.
Для центильного распределения используется чаще всего шкала 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 %. Номер центиля означает ту границу признака, ниже которой показатели встречаются у 3, 10, 25 и иных или соответственно выше – у 97, 90, 75 и иных процентов здоровых детей. Признаки, выходящие за пределы 3 и 97 центиля, рассматриваются как патологические.
Обычно для оценки результатов антропометрических измерений в клинической практике используются понятия среднее, когда отклонение сигмы составляет ± 1 от средней величины или когда результат лежит в пределах 15–85 %; ниже среднего – результат лежит ниже 1–1,9 сиг, или 3—15 %; выше среднего – результат превышает 1–1,9 сиг, или 85–97 %.
Для более точных оценок развития применяются шкалы в 7 интервалов.
В практике сохраняют свое значение ориентировочные оценки, при которых следует использовать следующее эмпирическое правило: случайное варьирование признака, изменяющегося с возрастом, обычно не выходит за рамки одного возрастного интервала; значение признака, возможно, носит патологический характер в том случае, если его величина находится в интервале М + 1–2 возрастных интервала; признак можно принять за патологический, если он попадает в значения, отклоняющиеся от возраста ребенка более чем на 2 возрастных интервала.
Возрастные интервалы в таблицах стандартов обычно выбираются следующие: от рождения до года интервал равен месяцу, от года до 3 лет – 3 месяцам, от 3 до 7 лет – 6 месяцам, от 7 до 17 лет – году.
Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватности питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний.
При одномоментной оценке величины длины и массы тела исходят либо из самых ориентировочных сопоставлений со средними величинами, полученными из эмпирических формул, либо из уточненной оценки через положения признака в сигмальном или центильном ряду с соответствующим заключением типа «очень низкий», «ниже среднего», «высокий» и т. д. Самые крайние величины длины тела, выходящие за границы М – 3 сиг или существенно меньше границ 3 центиля, называются карликовостью, или нанизмом; величины, расположенные в зоне от М – 2,5 сиг до М – 3 сиг, – субнанизмом. Аналогично на противоположном краю распределения расположены зоны субгигантизма и гигантизма.
Изменения массы тела у детей с большей чувствительностью улавливаются при ориентации оценки не на возраст, а на имеющуюся у ребенка длину тела (рост). В зависимости от степени дефицита массы тела у детей первых 2 лет жизни говорят о гипотрофии I, II или III степеней. При гипотрофии I степени дефицит массы тела равен 10–15 %, II степени – 15–30 %, III степени – более 30 %. Аналогично превышение массы тела относительно роста свидетельствует об избыточности питания ребенка, что на первом году жизни называется паратрофией.
Для детей же старше года применимы термины «тучность» или «ожирение». Вместе с тем недостаточность питания детей нередко может приводить к параллельной задержке и роста, и массы тела. В этом случае обнаруживается несоответствие роста ребенка возрастным нормативам, тогда как масса тела относительно роста близка к норме. Такое состояние называется гипостатурой для детей первого года жизни и алиментарным субнанизмом для старших детей.
Источник