Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе

Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе thumbnail

Тема: Развитие психомоторных функций в онтогенезе.

Составитель: Иконникова Ольга Сергеевна, учитель-логопед.

Ребенок, относительно нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности, с помощью действий . 

Рассмотрим содержание работы по развитию двигательных функций в онтогенезе с точки зрения разных авторов.

Р.Я. Абрамович-Лехтман  описывает становление предметно-игровой деятельности у детей и выделяет три этапа: 1) в 4-7 месяцев – формирование простых результативных повторных предметных действий, целенаправленных; 2) в 7-12 месяцев -этап соотносимого действия, манипулирование одновременно двумя предметами; 3) в 12-18 месяцев – этап появления функционального действия: ребенок выделяет функции предмета, обобщает его значение, применяет такое же действие к другим предметам; развивается игра.

В возрасте одного года здоровый ребенок самостоятельно садится, переворачивается, ползает, стоит, переступает у опоры, а нередко начинает ходить без поддержки.

Полноценное общение с ребенком в первые месяцы жизни стимулирует корковый и периферический отделы слухоречевого анализатора ребенка, а его ответные голосовые реакции, вызванные по подражанию, развивают речедвигательный анализатор.

Развитие движений руки в онтогенезе. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

Изучением развития двигательной функции руки занимались Р.Я. Абрамович-Лехтман, М.Ю. Кистяковская , Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова , И.М. Сеченов.

В ходе развития движений руки ребенка первого полугодия жизни М.Ю. Кистяковская  выделяет четыре последовательных периода, в течение которых формируются целенаправленные движения руки к видимому предмету, его захватывание и удержание: 1) в 3-4 недели во время импульсных движений появляются хаотичные движения рук, изолированные движения рук отсутствуют; 2) в 1-3 месяца появляются первые дифференцированные движения рук: дети приближают руки ко рту, сосут кулачки, фиксируют руки взором, угасает хватательный рефлекс; 3) в 3-4,5 месяца усиливается регулирующая роль тактильного и зрительного анализаторов. В результате совпадения зрительных, тактильных и кинестетических раздражителей происходит образование соответствующих связей, после чего зрительные раздражители чаще начинают вызывать движение руки по направлению к объекту, и появляются согласованные, ощупывающие движения рук; 4) после 5-6 месяцев преобладающее значение в развитии движения руки приобретает зрительный анализатор и происходит дифференцирование движений одной руки и другой руки (ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую).

В.М. Бехтерев  писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Первая двигательная функция руки – охватывание. Как и другие двигательные акты, схватывание сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предметов приобретает выработанный, то есть условно-рефлекторный характер, и совершается с наложением на предметы всех пальцев и ладони – так называемое «обезьянье хватание». Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предметы пальцами, а на 11-12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы расческой и т.д.

Исследования П.Я. Гальперина, Р.Я. Абрамович-Лехтман показали, что все более или менее сложные формы предметных действий формируются под влиянием научения. Предметные действия развиваются в процессе общения ребенка со взрослыми, воспитываются, и это воспитание требует определенных условий.

Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим – с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.

Е.М. Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

В научно-теоретической литературе выделены и охарактеризованы основные этапы формирования движений у детей.

В 0-1,5 мес. в функциональном отношении преобладает безусловно-рефлекторная сфера. Лежа на спине, ребенок беспорядочно движет руками, ногами. Эта способность является врожденной.

В период 3-4,5 мес. включаются в работу различные двигательные системы мозга: пирамидные, стволовые, подкорковые. Ребенок, лежа на животе, высоко поднимает головку (почти на 90°), опираясь в это время на предплечья, играет со своими руками, вытянутыми вперед, осматривает их. Все эти действия свидетельствуют том, что продолжается развитие ориентировочной деятельности. Сфера охвата окружающего пространства расширяется.

В 5-5,5 мес. появляется способность трогать руками колени, лежа на спине, перекатываться со спины на бок. Так начинается освоение схемы тела, которая впоследствии приведет к появлению своего «Я». Активизируется созревание теменных структур мозга. Продолжается развитие предметной деятельности, т.е. предпринимаются попытки взять увиденный предмет обеими руками, одной рукой (лежа на спине), провести пальцем по поверхности игрушки.

В возрасте 5,5-6,5 мес. созревают функции постцентральных и премоторных зон мозга, на базе которых формируются отдельные позы тела и конечностей, а также их серии. Ориентировочная деятельность приобретает более сложный характер. Лежа на животе, ребенок опирается на вытянутые руки, кисти раскрыты. Грудь при этом поднята, а подбородок слегка опущен. Эта поза удобна для того, чтобы смотреть вперед. Появляется способность сидеть с опорой (когда посадят) и поворачивать в стороны голову. Кисти рук у ребенка часто раскрыты, поза руки бывает предуготована соответственно предмету, который он берет.

В 7,5-8,5 мес. кинестетический (афферентный) и кинетический (эфферентный) праксис и, соответственно, теменно-премоторные зоны мозга становятся более зрелыми. Предмет делается объектом спонтанного внимания ребенка: он сидит без поддержки и сам занимается игрушкой. Усложняются двигательные координации: ребенок поднимает предмет двумя руками. Укрепляется также «вертикаль»: когда поставят на ножки, ребенок упирается на них и делает попытки пружинить.

Читайте также:  Нормальное развитие ребенка до года

В период 8,5-9,5 мес. к двигательным системам мозга подключаются лобные доли, оказывающие регулирующее воздействие на все усложняющиеся двигательные акты. В действиях ребенка появляется заметная произвольность и владение телом. Он переворачивается со спины на живот, а также с живота на спину, ползает на животе. Появляются непредметные действия, а именно хлопки в ладоши.

В возрасте 9,5-11 мес. продолжается развитие широкой сенсомоторной зоны мозга. Ребенок активно осваивает ползание: он встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, а затем самостоятельно встает на четвереньки. Совершенствуется также пальцевый праксис. Предметная деятельность достигает в этот период достаточно сложных форм. Ребенок берет предмет двумя пальцами («пинцетный захват»);

В 11-12 мес. иннервация мышц тела со стороны головного и спинного мозга достигает уровня, способного обеспечить его вертикальное положение. Ребенок настойчив в попытках встать, и к 11 месяцам встает, если за что-то держится. В предметной деятельности идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок осваивает бросание.

В 1-1,5 года совершенствуются функции сенсомоторной зоны мозга, а соответственно корпоральный и другие виды праксиса. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Предметы также занимают его. Он пытается манипулировать ими, внимательно смотря на них (разъединяет кольца, разнимает кольцо и палочку и т.д.). Большие успехи отмечаются в координации движений, а следовательно, в созревании подкорковых структур мозга, мозжечка. Ребенок встает с пола самостоятельно, самостоятельно ходит, причем руки у него свободны и расслаблены. В предметной деятельности намечается тяга к образу: появляются попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули). Становится доступной элементарная конструктивная деятельность: ребенок ставит на кубик еще 1-2 кубика. Разворачивает завернутый предмет.

В 1,5-2 года движения корпуса характеризуются освоением рельефа, а следовательно, выработкой ассоциативных связей между теменно-премоторными и затылочными зонами коры. Ребенок осваивает не только ровный, но и неровный рельеф: приставным шагом ребенок поднимается по ступенькам, держась за перила и за руку взрослого. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие. Это свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стриальной системы мозга.

Возраст 2-3 лет характеризуется особенно активным развитием подкорковой (экстрапирамидной) и мозжечковой двигательных систем, которые, действуя совместно с пирамидными и стволовыми, обеспечивают достаточно сложные двигательные координации. Ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия, сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Такие действия требуют достаточно сложных двигательных координации. Ребенок может строить башенку из 4 кубиков, переливать жидкость из одного сосуда в другой.

В 3 года вырабатываются первые двигательные автоматизмы, что свидетельствует о значительной степени зрелости двигательной сферы в целом. Ребенок стоит на одной ноге 2-3 секунды, может вставать на цыпочки, поднимается по лестнице сам приставным шагом. В этом возрасте ребенок может крутить педали трехколесного велосипеда. Появляется возможность раскатывать пластилин, делая неровную «колбаску», резать бумагу ножницами.

Наконец, в дошкольном возрасте расширяется репертуар основных движений – лазание, метание предметов на точность, ловят предметы, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением, на одной ноге, стояние на одной ноге без рук. Значительно развивается ручная моторика, навыки самообслуживания. В графической деятельности воспроизводят все основные формы, вырезают по контуру.

Список литературы

1. Абрамович-Лехтманн Н.Я., Ф.И. Фрадкина Этапы развития игры и действие с предметами в раннем детстве.  Медгиз, 1979 г – с.40-51

2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990. – 182с.

3. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965

4. . Журба Л.Т. Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.,1981

5. Кистяковская М. Ю. Воспитание детей первого года жизни в яслях и домах ребенка. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. биолог, наук. М., 1946.

6. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Изд-во АН СССР, 1961.-560 с.

7. Фигурин Н.Л. и Денисова М.П. Этапы развития ребенка от рождения до одного года. Сб. “Вопросы генетической рефлексологии”. – М., 1969 – 220                  – 231с.

Источник

Многие авторы указывают на взаимосвязь между двигательным и речевым развитием. В.М. Бехтерев [7] писал, что движения руки всегда тесным образом связано с речью и способствует ее развитию. Жинкин Н.И. [14] отмечал большую роль в развитии кинестетических ощущений в развитии речи. И. П. Павлов [32] говорил о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие “центров” речи в обоих полушариях, что дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь тесным образом связана с мышлением. Павлов также говорил, что речь — это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от ре¬чевых органов в кору головного мозга. Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней.

Некоторые авторы [42], [37], [37] отмечают, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания и развития кинестетического чувства, то есть положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета является стимулом для движения рук по направлению к нему. При формировании акта хватания, моментально устанавливается связь между зрительным восприятием и движением. Абрамович Р.Я. [44] отмечала, что в период с 4 до 7 месяцев, ребенок, увидев предмет на досягаемом расстоянии, сразу же протягивает к нему руки и пытается его достать.

Читайте также:  Игровой танец в развитии ребенка

Развитие все более тонких движений пальцев рук, выработка условно- рефлекторных движений отражают не только совершенствование функций руки, но усложнение аналитике – синтетической деятельности мозга.

Исследованиями М.М. Кольцовой [20] и сотрудниками НИИ физиологии детства и подростков было установлено:

– проекция кисти занимает около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга, которая расположена рядом с моторной зоной.

– созревание центральной нервной системы стимулируется движением пальцев рук, одним из проявлений которого является ускорение развития речи ребенка.

Таким образом, в случае нарушения движений пальцев рук у детей , оказывается влияние на контроль и регуляцию движений в двигательном анализаторе и прежде всего на формирование речевой деятельности.

Первые поведенческие реакции ребенка в раннем онтогенезе, так же как и последующее психофизическое развитие, определяются своевременным, поэтапным становлением двигательной и речевой функциональной системы, каждая из которых имеет свои закономерности развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза. Внешнее выражение активного функционирования этих систем как раз и предстает в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, которые вначале носят непроизвольный характер, а затем обретает большую произвольность в силу их социальной обусловленности.

В своих работах Н.А.Бернштейн [5] отмечает, что онтогенез моторики включает в себя две разновременные фазы. Первая фаза представляет собой анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов, которая заканчивается к 2-2,5 годам. Второй фазой является функциональное дозревание и налаживание работы координационных уровней.

Психомоторное развитие должно проходить в определенной последовательности [17], [10], [19],[4], [2], [39]:

0-1,5 месяца ребенок , лежа на спине, ребенок беспорядочно движет руками, ногами. Данная способность является врожденной.

В 1,5- 2 месяца ребенок в состоянии приподнимать головку, когда лежит на спине, схватывать предметы, которые прикасаются к рукам, подносить руки ко рту, осматривает движения своих рук. И в это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, поворачивать голову в сторону говорящего, сосредотачивает внимание на лице взрослого.

В 2 – 3 месяца жизни ребенок выполняет только активные, непроизвольные (так называемые массивные) движения. Появляются специфические голосовые реакции- гуление. В этом возрасте дети повторяют мимические движения и подражают голосовым реакциям.

В 3–4,5 месяца включаются в работу различные двигательные системы. Ребенок, лежа на животе, может высоко поднять головку, опираясь на предплечья, может играет со своими руками, вытянутыми вперед, осматривать их. Все эти действия свидетельствуют том, что развивается ориентировочной деятельности. Сфера охвата окружающего пространства значительно расширяется.

В 4 месяца ребенок может переворачиваться с живота на спину и обратно. Приблизительно в этом возрасте в поведении младенца начинает появляться определенная осмысленность, свидетельствующая о наступлении нового этапа в развитии психомоторики – появления произвольных движений [41], [35]. Примерно в этом дети самостоятельно могут дотягиваться до предметов, однако эти попытки неуклюжи. Большинство детей используют свои пальцы для удержания предметов, сильно сжимая их, как в тисках и тянут игрушку, находящуюся в руке, в рот.

В возрасте 4,5-5 месяцев продолжается совершенствование функционирования всех двигательных систем. Ребенок пытается сесть, когда его тянут за руки. Если есть опора — сидит и держит головку прямо. Это говорит о том, что появилась тенденция к принятию вертикального положения. В то же время появляется способность извлекать звуки из погремушки, вложенной ему в руку, это и является началом предметной деятельности и, следовательно, созревания коры мозга. Но особенно важно то, что в этом возрасте рука ребенка начинает выполнять роль манипуляторного органа, он может обхватывать одну руку другой, схватить рукой ногу, разглядывать ее и сует в рот. В этом же возрасте ребенок начинает тянуться к предметам, машет ими, хватает ,стучит и бросает их. Развивается зрительно-моторная координация, т.е. осуществление двигательных действий под контролем зрения.

Способность трогать руками колени, лежа на спине, перекатываться со спины на бок появляется в 5-5,5 месяцев. Это является началом освоение схемы тела, которая впоследствии приведет к появлению своего «Я». Продолжается развитие предметной деятельности, т.е. предпринимаются попытки взять увиденный предмет обеими руками, одной рукой (лежа на спине), провести пальцем по поверхности игрушки. . На 5-м месяце ребенок может брать предмет двумя руками.

Примерно в возрасте 5-6 месяцев дети уже могут координировать движения своих рук так, что каждая рука совершает различные действия, служащие общей цели. Так, например, ребенок может держать игрушечное животное одной рукой, а другой гладить его. В этот период начинается развитие лепета, который состоит из губно-губных и заднеязычных звуков.

В 5,5-6,5 месяцев ребенок, лежа на животе, ребенок опирается на вытянутые руки, кисти раскрыты. Грудь при этом поднята, подбородок немного опущен. Данная поза удобна для того, чтобы смотреть вперед. Появляется способность удерживать туловище в положении сидя. Кисти рук у ребенка часто раскрыты, поза руки бывает предуготована соответственно предмету, который он берет. Это можно рассматривать как подготовку к более сложной, чем схватывание, предметной деятельности.

В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно- двигательной системы, которая обеспечивает возможность управления произвольными движениями в пространстве. Когда ребенок тянется за предметом, он еще не перемещает свою руку прямо и гладко по направлению к предмету, как делают старшие дети и взрослые. Вместо этого рука ребенка немного продвигается, останавливается, затем двигается снова в другом направлении, и этот процесс повторяется до тех пор, пока рука не наткнется на предмет. Было установлено, что до шести месяцев основной познавательной реакцией является движение глаз, после шести месяцев основное место среди познавательных реакций занимают двигательные реакции руки.[24]

Читайте также:  Тула центр развития ребенка 2 года

6,5-7,5 месяцев – период интенсивного освоения схемы тела. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками; некоторое время сидит без поддержки, но быстро теряет равновесие. Появляется способность вращать кистью, в которой находится игрушка, ребенок перекладывает ее из одной руки в другую. В этом возрасте ребенок резво размахивает руками.

В возрасте 7-8 месяцев у детей начинает развиваться соотношение звукового образа и слова с предметом, ребенок поворачивает голову и глаза, в ответ на вопрос : «Где мама?», « Где папа?».

В возрасте 7,5-8,5 месяцев, предмет для ребенка делается объектом спонтанного внимания: он сидит без поддержки и сам занимается игрушкой. В это же время усложняются двигательные координации ребенка: он поднимает предмет двумя руками.

В 8,5-9,5 в действиях ребенка появляется произвольность движений и владение телом. Ребенок может перевернуться со спины на живот, с живота на спину, ползать на животе. Появляются первые непредметные действия- хлопки в ладоши. Это одно из первых появление жестовой коммуникации, которой ребенок будет активно пользоваться. В этом возрасте ребенок берет мелкие предметы , а большие – всей ладонью; показывает нос, глаза и так далее; начинается превалирование функций одной руки.

В 9,5-11 месяцев ребенок активно осваивает этап ползания: встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, и опять самостоятельно встает на четвереньки. Совершенствуется также пальцевый праксис.

В 11 месяцев наступает следующий этап двигательного развития. Ребенок встает, при наличии опоры, может менять положение тела, присаживаться, держась за опору. Так же в 11-12 месяцев идет активное развитие кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок осваивает бросание, бросает во время игры, предметы которые находятся рядом, и радуются тому, что взрослые обращаются на это внимания. На 11-м месяце появляется элементарное планирование действий, ребенок начинает манипулировать двумя предметами. В 12 месяцев тонкая моторика становится более совершенной, ребенок может с помощью большого и указательного пальцев брать предметы и рассматривать их, засовывает мелкие предметы в щели и розетки, пытается во время еды пользоваться ложкой, пить из чашки.

В 1–1,5 года. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Предметы также занимают его. Ребенок пытается манипулировать предметами, внимательно смотри на них, разнимает кольцо и палочку, разъединяет кольца. Отмечаются развитие координации движений, ребенок самостоятельно встает с пола, самостоятельно ходит, руки свободны и расслаблены. Появляется интерес к рисованию, рисуя каракули. Становится доступной конструктивная деятельность, ребенок ставит на кубик еще 1–2 кубика. Может развернуть завернутый предмет.

В 1,5-2 года ребенок поднимается по ступенькам, держась за руку взрослого или за перила. К 2 годам дети осваивают ходьбу спиной вперед, ударяют ногой по мячу. В период раннего детства продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация, дети могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, начинают бегать, появляются навыки самообслуживания. В своих действиях дети начинают подражать взрослым -«читают» книгу, «укладывают спать» кукол, игрушечных животных.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь, которая включает в себя два-три слова, которые выражают требования. Отмечается, что к концу второго года жизни (при понимании речи) реб?нок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.[49]

В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

В 2–3 года увеличивается количество движений, которые требуют достаточно сложных координационных функций. Ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия. Самостоятельно спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Могут построить башенку из 4 кубиков. Сами переливают жидкость из одного сосуда в другой.

Вырабатываются первые двигательные автоматизмы появляются в три года. Ребенок может стоять на одной ноге 2–3 секунды. Встает на цыпочки и поднимается по лестнице сам приставным шагом. Пытаются подпрыгнуть, однако него от пола не отрываются. В этом возрасте ребенок крутит педали трехколесного велосипеда. Сам раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску». Пытается резать бумагу ножницами.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. В этом возрасте у ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения.

В четыре года дети могут нарисовать простые формы и фигуры, учатся рисовать красками и выстраивают конструкции из кубиков. Навык самообслуживания уже достаточно сформированы, дети могут самостоятельно одеваться и раздеваться, едят без помощи. К этому времени, дети могут поймать мяч, это свидетельствует о развитии зрительно-моторной координации.

Источник