Психомоторное развитие ребенка трех лет
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла
☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия или наберите в поиске мессенджера Телеграм – @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы “Дети и нервы” или наберите в поиске мессенджера Телеграм – @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3 ГОДА
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО – ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ (приблизительные ориентиры)
А | Н | 30 месяцев | А | Н | 36 месяцев | А | Н | 42 месяца |
1. ОРИЕНТАЦИЯ | ||||||||
Строит башню из 8 кубиков | Строит башню из 9 кубиков (с | Строит мост из кубиков по | ||||||
К построенному из кубиков | Строит мост из кубиков по | Узнает 6 геометрических | ||||||
Срисовывает вертикальные и горизонтальные линии | Кладет 10 пилюль в бутылочку | Повторяет три цифры | ||||||
Чертит две и более линии, | Рисует и отвечает, что | Из двух блоков по просьбе | ||||||
Помещает одну цветную | Узнает человека в | |||||||
По просьбе помещает 3 | Копирует окружность | |||||||
После поворота доски на 180° | После демонстрации рисует крест | |||||||
Повторяет две цифры | Помещает три фигуры на | |||||||
Узнает 4 геометрические | ||||||||
Быстро адаптируется к | ||||||||
Повторяет 3 цифры | ||||||||
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА | ||||||||
Ходит на | Поднимаясь по лестнице, ноги | На одной ноге стоит 2 сек. | ||||||
Прыгает, отрывая обе ноги от | Прыгая с одной ступени | |||||||
Пытается стоять на одной | Без помощи ездит на | |||||||
Стоит на одной ноге, | ||||||||
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА | ||||||||
Строит башню из 8 кубиков | Строит башню из 9 кубиков (с | Чертит ромб | ||||||
При рисовании держит | Кладет 10 пилюль в бутылочку | |||||||
4. РЕЧЬ | ||||||||
Говорит полное имя | Определяет действие | Называет все карты с | ||||||
Узнает 7 картинок в книжке | Использует названия предметов во множественном числе | Перечисляет три картинки | ||||||
Называет 5 картинок | Называет 8 картинок | Отвечает на два ситуационных | ||||||
Демонстрирует умение | Правильно называет свой пол | По просьбе помещает мяч на | ||||||
Отвечает на один | ||||||||
По просьбе помещает мяч под | ||||||||
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ | ||||||||
Говоря о себе, использует | Ест сам, немного проливая | Сам одевается, умывается, | ||||||
В игре целенаправленно | Хорошо наливает из | Отдает предпочтение | ||||||
Помогает убирать свои | Надевает ботинки | |||||||
Может переносить бьющиеся | Застегивает доступные | |||||||
Понимает шутки | ||||||||
Знает несколько |
А | Н | 42 месяца | А | Н | 48 месяцев | А | Н | 54 месяца |
1. АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | ||||||||
Масса кубиков: строит мост | Масса кубиков: имитирует | Масса кубиков: делает ворота | ||||||
Геометрические формы: узнает | Рисование: человек из 2-х | Рисование: копирует квадрат | ||||||
Цифры: повторяет три цифры | Рисование: копирует крест. | Геометрические формы: | ||||||
Взвешенные блоки: из двух | Рисование: добавляет 3 части | Счет: 4 предмета и отвечает | ||||||
Геометрические формы: указывает 8 | Эстетическое сравнение: | |||||||
Недостающие части: 1 | Недостающие части: | |||||||
Счет: 3 предмета правильно | Цифры: повторяет 4 (1 из Зх | |||||||
Взвешенные блоки: выбирает | ||||||||
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА | ||||||||
Стояние: на одной ноге стоит | Ступени: спускается вниз 1 | Скачки: на 1 ноге | ||||||
Прыжки: только на 1 ноге (60 | Жестикуляция: не как у | |||||||
Прыжки: широкие прыжки с | ||||||||
Мяч: кидает в руки | ||||||||
Стояние: и на 1 ноге 4-8 сек | ||||||||
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА | ||||||||
Рисование: чертит ромб | Пилюли: кладет 10 пилюль в | Рисование: чертит крест | ||||||
4. РЕЧЬ | ||||||||
Называет все карты с | Цветная картинка: называет 1 | Определяет: 4 в отношении | ||||||
Перечисляет три картинки | Перемещения: выполняет 4 | Ситуационные вопросы: 1 | ||||||
Отвечает на два ситуационных | ||||||||
По просьбе помещает мяч на | ||||||||
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ | ||||||||
Сам одевается, умывается, | Одевание: умывается, | Общение: уделяет внимание | ||||||
Отдает предпочтение | Одевание: одевается | Общение: рассказывает | ||||||
Одевание: зашнуровывает | Общение: хозяйничает и | |||||||
Одевание: различает перед и | Игра: театрально хвастается | |||||||
Игра: включается в игру с | ||||||||
Игра: строит здание из | ||||||||
Развитие ответственности: | ||||||||
Развитие ответственности: |
Н | 54 месяца | А | Н | 60 месяцев | А | Н | 72 месяца | |
1. АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | ||||||||
Масса кубиков: делает ворота | Масса кубиков: строит 2 | Масса кубиков: строит 3 | ||||||
Рисование: копирует квадрат | Рисование: безошибочно, | Рисование: человек с шеей | ||||||
Геометрические формы: указывает 9 | Рисование: копирует | Рисование: ноги человека в | ||||||
Счет: 4 предмета и отвечает | Рисование: копирует | Рисование: копирует ромб. | ||||||
Эстетическое сравнение: | Рисование: добавляет 7 | Рисование: добавляет 9 | ||||||
Недостающие части: | Счет: 10 объектов правильно | Взвешенные блоки: без ошибок | ||||||
Цифры: повторяет 4 (1 из Зх | Счет: 12 объектов правильно | Недостающие части: | ||||||
Взвешенные блоки: только | Цифры: 4 правильно (2 из 2х | |||||||
Пальцы: правильно перечисляет | Пальцы: правильно | |||||||
Складывание и вычитание: до | ||||||||
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА | ||||||||
Скачки: на 1 ноге | Прыжки: использует ноги | Прыжки: с высоты 30 см приземляется на | ||||||
Жестикуляция: не как у | Стояние: на 1 ноге более чем | Мяч: дает. Бросая. | ||||||
Стояние: на каждой ноге | ||||||||
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА | ||||||||
Рисование: чертит крест | Пилюли: кладет 10 пилюль в | Рисование: рисует ромб. | ||||||
4. РЕЧЬ | ||||||||
Определяет: 4 в отношении | Монеты: называет номинал | Здесь можно применять тесты | ||||||
Ситуационные вопросы: 1 | Цветные формы: называет все | |||||||
Картинки: перечисление с | ||||||||
Ситуационные вопросы: 2 | ||||||||
Поручения: в успешном случае | ||||||||
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ | ||||||||
Общение: уделяет внимание | Одевание: одевается и | Одевание: зашнуровывает | ||||||
Общение: рассказывает | Общение: спрашивает значения | Общение: различает время до | ||||||
Общение: хозяйничает и | Игра: одевается в одежду | Общение: знает где правая, | ||||||
Игра: театрально хвастается | Игра: пишет несколько букв | Общение: считает до 30 | ||||||
Развитие ответственности: | ||||||||
Развитие ответственности: |
Источник
Развитие ребенка, пожалуй, одна из самых волнующих тем родительского сознания. Какими ключевыми навыками для своего возраста он должен обладать и какие пути становления ему присущи, порой без базы знаний определить самостоятельно не под силу. Здесь большую роль играет многодетность. В этом случае у вас есть наглядный пример для сравнения. Но если в вашей жизни пока только один ребенок, то компетентная литература – спасение.
На ранних этапах развития ребенка разделяют два вида патологий: врожденная и приобретенная. Если к первой вы носите косвенное причастие, то виной второй родители. Именно от них зависит адаптационный период ребенка. Общение с матерью и членами семьи в детском возрасте несет огромное значение в формирование личности, его умений и навыков. В противном случае вы столкнётесь с задержкой психического развития на ранней стадии. Если этот феномен ещё под силу исправить, то развившуюся в последствии полную социальную дезадаптацию – нет. Неспособность к жизни в окружающем мире – настоящая катастрофа для маленького человека.
Психомоторное развитие достаточно широкое в своем смысле слова, оно включает в себя оценку зрения, слуха, двигательных функций, социальный контакт и другие. Здесь учитываются многие факторы, начиная от положения головки малыша, до самостоятельного приема пищи.
Немаловажный аспект, это чрезмерно активная воспитательная функция. К примеру, ребенок не может самостоятельно удерживать игрушку, если ему никогда ее не давали, но также и из-за врожденной патологии. Если вы склоняетесь ко второму, то есть срочная необходимость в посещении педиатра, который сможет вынести профессиональный вердикт.
Двадцать восемь лет назад были разработаны наглядные таблицы психомоторного развития для быстрого определения результата. Что позволяет мгновенно сделать первую оценку наличия патологии. Таблицы легки в использовании и очень функциональны. Рассмотрим первые три года развития ребенка, основываясь на данные показатели.
До года:
За двенадцать месяцев своей жизни ребенок учится самым главным вещам познания окружающего мира. С каждым днем багаж его знаний и навыков пополняется, что двигает психомоторное развитие. На данном этапе не стоит основополагаться на табличные данные буквально. Ведь некоторые умения больше присущи девочкам, а другие мальчикам. Также дети делятся на «ранних» и «поздних». Но не стоит слишком затягивать с оценкой, так как месячных сдвигов быть не должно.
По статистической оценке средних показателей психомоторного развития ребенок до года должен научиться:
- Улыбаться и реагировать на обращения взрослых.
- Повторять слоги и звуки.
- Показывать свое недовольство на резкие звуки и яркий свет.
- Поднимать голову и удерживать её не менее 20сек.
- Фиксировать взгляд на предметах.
- Поворачиваться со спины на бок и обратно.
- Пружинить ножками, при поддержке за подмышки.
- Поворачивать голову в сторону звука.
- Тянуться к игрушке и хватать ее.
- Громко смеяться.
- Узнавать маму.
- Самостоятельно сидеть.
- Вставать на четвереньки и уверенно ползать.
- Самостоятельно вставать у опоры и опираться на ноги.
- Брать мелкие предметы двумя пальцами.
- Сооружать пирамиду из кубиков.
- Есть с ложки и пить из кружки.
- Узнавать знакомых, и пугаться чужих.
- Играть в «ладушки» и «прятки».
- Кивать положительно и отрицательно головой.
- Знать свое имя и откликаться на него.
- Показывать пальцем на знакомые предметы.
- Использовать по назначению расческу.
- По просьбе обнимать родителей, стремиться к одобрению.
- Подражать действиям других.
- Умышленно бросать игрушки.
- Показывать части лица и тела по просьбе.
- Голосом или жестом сигнализировать о своих желаниях.
- Понимать значение слов «можно» и «нельзя».
До двух лет:
На втором году жизни психомоторное развитие ничем не уступает годовалому. К уже приобретенным навыкам добавляется ряд более сложных и расширенных умений. Малыш учится:
- Много ходить, приседать, перешагивать препятствия.
- Самостоятельно кушать ложкой.
- Повторять действия игр.
- Понимать значения слов «круг», «шарик», «квадрат» и другие.
- Различать предметы по цвету и величине.
- Стремительно увеличивать словарный запас.
- Применять более сложные слова в диалоге.
- Самостоятельно надевать на себя детали одежды.
- Отвечать на простые вопросы.
- Использовать глаголы, прилагательные и местоимения в речи.
- Уметь задавать вопросы.
- Рисовать «каракули» карандашом.
До трёх лет:
Основные навыки этого возраста больше совершенствуются, нежели добавляются новые. Здесь важно уделять ребенку как можно больше внимания и помогать в его развитии. С двух до трех лет малышу необходимо научиться:
- Перешагивать препятствия, равные высоте одной средней ступени.
- Полностью самостоятельно одеваться.
- Формулировать сложные предложения.
- Задавать вопросы «Где?», «Когда?».
- Различать события «вчера», «сегодня», «завтра».
- Знать геометрические формы и основные цвета (белый, черный, красный, зеленый, синий).
- Играть в игры с сюжетом.
- Знать применение салфетки или носового платка.
- Лепить фигурки из пластилина и рисовать простые рисунки на бумаге.
Полагаться в этом вопросе стоит на многие аспекты, которые подробно описаны в научной литературе. Немало великих российских и зарубежных авторов посвятили этой теме не одно свое издание. Наука о детях очень интересная, она с каждым днем приобретает все новые краски, тем самым совершенствуя прежние показатели. Но не стоит забывать и о том, что психомоторное развитие напрямую связано с воспитанием. И только от этих факторов зависит то, кем в будущем станет ваш ребенок.
Источник